Статистика ВК сообщества "Увлекательная Биология с Михеевой Ксенией"

0+
Территория здравого смысла

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Очередной ЕГЭ по биологии – очередное потрясение. Казалось бы, все уже должны были привыкнуть к формату этого экзамена и позиции авторов ЕГЭ. Ан нет. Каждый раз задания второй части оказываются полной неожиданностью.

И это порождает множество мыслей…

Во-первых, хочется вспомнить всех тех, кто из года в год призывает учить ключи к заданиям второй части. Ведь всё повторяется! Всё новое – хорошо забытое старое! На фоне этих призывов весьма странно читать посты про «Новый тип задач!», «Суперновое задание во второй части!», «Такого никогда не было!».

А ещё забавно другое. Если все настолько одинаково из года в год, почему результаты биологии продолжают оставаться в… ммм… хвосте?

Очевидно, что задания перерабатываются. Задания обновляются. К заданиям добавляются критерии.

Наука не стоит на месте, биология развивается. И ЕГЭ по этому предмету, хоть и с запозданием, но тоже совершенствуется. Так какой смысл призывать учить ключи, а потом возмущаться тому, что изменили задание или расширили эталон ответа?

Я в очередной раз говорю. Поймите. Поймите биологию. Если вы научитесь этому, то вам не придётся заучивать тысячи заданий в надежде на то, что какое-то из них попадётся. И не придётся переживать, что выученный ключ не подошёл под новый формат задания.

Во-вторых, хочу сказать «Смиритесь». Задания ЕГЭ не станут исключительно вопросами из учебника. Авторы давно чётко и ясно озвучили свою позицию. Возможно, это несправедливо и прочее и прочее. Но это факт. Чем раньше будущие сдающие это поймут и начнут готовиться именно к такому формату, тем лучше для них.

В-третьих, хочу напомнить, что вообще-то вторая часть ЕГЭ по биологии не рассчитана на среднестатистического школьника. Понимаете, всегда и везде есть «двоишники», «троишники», хорошисты и отличники. Вторая часть и баллы 80+ для отличников. Не нужно ждать, что ученик, который проспал почти весь школьный курс, будет справляться с этими заданиями.

Что действительно меня огорчает – это проверка экспертами. Ничего не имею против новых заданий второй части – они заставляют думать, показывают глубину знаний, умение рассуждать и применять логику. Однако на данный момент проверка этих заданий абсолютно неадекватна их содержанию.

В таких вопросах просто не может быть строгой эталонной проверки. Хотите проверять биологическую логику? Чудесно! Но обучите нормально экспертов, чтобы не было слепого следования эталону и позиции «Отошёл от ключа – минус балл». Хороших экспертов, являющихся профессионалами и реально проверяющих знания, можно пересчитать по пальцам.

Сверять написанное в бланке ответов и в ключе, как делает большинство кекспертов, может каждый. Для этого достаточно уметь читать, и совсем не нужно проходить для этого какую-то подготовку.

Нужно оценивать, как мыслит ученик. И не ограничивать его эталоном, играя в «Битву экстрасенсов» и смотря, кто лучше угадает, что хотел увидеть в ответе автор задания.

Конечно, если проверка будет адекватной это не снизит накал страстей и не уменьшит возмущения. Так как всё равно будут те, кто хочет, ничего не делая, получить соточку. Или те, кто полагает, что достаточно прорешать задания прошлых лет, чтобы стать профи. Тем более, что многие учителя продолжают не только поддерживать этот миф, но и активно продвигать его, настаивая на том, что только ключ есть истина в последней инстанции.

Однако адекватная проверка позволит ученикам с действительно хорошими знаниями не терять баллы на ерунде, только потому, что забыли написать какой-то термин.

#мысли_вслух@addictive_biology

168 28 ER 6.1163
✅ Почему у эритроцитов форма двояковогнутого диска?

Это связано с тем, что эритроциты в зрелом состоянии утрачивают ядро (это, кстати, характерно только для млекопитающих). Из-за этого в центре образуется как бы "вмятина".

Такая особенность позволяет эритроцитам присоединить к себе больше газа, например кислорода. Ведь площадь соприкосновения увеличивается. Кроме того, это помогает эритроцитам легче проходить в узких капиллярах.

✅ Почему во время болезни увеличивается количество лейкоцитов в крови?

Лейкоциты призваны бороться с антигенами, то есть различными чужеродными организмами и продуктами их жизнедеятельности. Как раз во время болезни это активно происходит, что и приводит к увеличению количества в крови этих форменных элементов.

✅ У больных гемофилией нет тромбоцитов?

Свёртываемость крови зависит не только от тромбоцитов, но и от различных факторов свёртывания, которых очень много. У больных гемофилией есть тромбоциты, но отсутствует VIII или IX фактор свёртывания (зависит от типа мутации в Х-хромосоме).

#анатомия@addictive_biology

201 0 ER 7.4716
5 причин низких баллов на ЕГЭ по биологии

Уже больше недели все тематические сообщества стоят на ушах. Пришли результаты ЕГЭ по биологии!

Средний балл в этом году опять оставляет желать лучшего. Много рассуждений на эту тему, много жалоб, много советов… Создалось впечатление, что большинство считает корнем зла составителей заданий и лично В.С. Рохлова. Да и вообще виноват кто угодно, только не сами сдающие и преподающие.

А вот я не согласна с этим.

Если поставят вместо Рохлова кого-то другого, ситуация существенно не изменится. Потому что не в нём проблема.

Биология – один из наиболее сложных предметов. Это не ирония. Это факт. Почему?

1. Очень много материала. Для прохождения порога и тем более получения более высоких результатов нужно держать в голове большой объём информации. И это осложняется тем, что, в отличие от русского и математики, мы не используем эти знания постоянно. Возможно, кто-то захочет поспорить и скажет, что функциями и логарифмами мы тоже не пользуемся постоянно. Безусловно. Но в математике один материал цепляет другой, поэтому при решении всё равно приходится обращаться к тому, что было раньше. В биологии такого нет. Как правило, прошли ботанику в 6 классе и всё. К ней больше не вернёмся вплоть до подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Поэтому нужно максимально часто обращаться к пройдённому материалу, читать, повторять, использовать мнемотехники. Всеми силами стараться перевести информацию в долговременную память.

2. Школьная программа расходится с экзаменом. Это наблюдается не только в биологии, но, пожалуй, тут это всего заметнее, так как много материала (см. пункт 1). Решить эту проблему глобально можно только на государственном уровне. А локально это решается самостоятельной подготовкой. Берём в руки книжечки и читаем. И читаем не пособия для подготовки к ЕГЭ, а нормальную литературу. Отлично помогают советские учебники, энциклопедии, учебники для колледжей.

3. Преподавание биологии оставляет желать лучшего. Винить в низких результатах только учителей неправильно, но нужно признать, что нередко преподавание этого предмета страдает. Понятно, что школьные учителя должны следовать программе, что им нужно за учебный год попытаться впихнуть как можно больше материала, что приходится заниматься бумажной работой и бороться с учениками с нулевой и отрицательной мотивацией. Однако даже в таком режиме можно хотя бы попытаться преподавать свой предмет интересно. А не просто поставить какой-то там ролик или слайд-шоу и уйти на весь урок. Это касается и репетиторов, и преподов из онлайн-школ. Просто зачитывать учебник, давать теорию, не объясняя, не проверять результаты и не отслеживать динамику подготовки, не отвечать на вопросы, не повышать собственный уровень знаний, преподавать то, в чём не разбираешься, – явно не стратегия для воспитания высокобалльников. Как и в любой другой профессии среди преподавателей есть профессионалы и просто люди, которые преподают. И как и везде профессионалов мало. Что в школе, что в дополнительном образовании. Особенно явно это стало с развитием отрасли подготовки к ЕГЭ, с появлением целой плеяды онлайн-школ, где преподавать может вообще кто угодно. К сожалению, сами ученики зачастую не могут понять, кто им преподаёт. Часто ориентируются не на качество знаний, которые получают, а на комфорт общения или что-то другое, имеющее мало общего с обучением. Он близок ко мне по возрасту, у него тоже цветные волосы, он может ругнуться матом (это же так круто!) и прочее. Будущим сдающим нужно научиться отличать зёрна от плевел. А родителям контролировать процесс подготовки и интересоваться не только успехами, но и тем, кто и как преподаёт их ребёнку.

4. Натаскивание на ЕГЭ при подготовке. Многие преподаватели считают, что необходимо натаскивать на ЕГЭ, раз уж обратились с таким запросом. Или те, кто готовится самостоятельно, тоже ориентируются лишь на тест ЕГЭ. Это приводит к тому, что материал изучается фрагментарно, нет понимания сути вещей, поэтому любое изменение формулировки задания или вариантов ответа приводит к сложностям. А вот систематические и глубокие знания, понимание предмета обеспечат хороший результат. Для получения таких знаний нужно просто изучать предмет, а не использовать формат «в ЕГЭ этого не спрашивают – учить не надо». Ориентироваться на экзамен нужно (решать тесты в формате ЕГЭ, озвучивать мнение авторов по спорным вопросам, знакомить с особенностями оформления и пр.), но не нужно ставить его во главу угла.

5. Сами сдающие немотивированы. Из всего вышесказанного следует вывод, что сдающие биологию должны быть людьми заинтересованными, готовыми много работать, в том числе самостоятельно. Чего в реальности очень мало. Большинство сдающих, увы, просто хотят куда-то поступить. Готовиться начинают поздно, некоторые аж в последнем полугодии 11 класса (а то и за две недели до ЕГЭ). Хотят за короткое время, ничего не делая, получить высокие баллы. А это невозможно. Элементарно нельзя впихнуть в свою память объём информации за 7 лет (5-11 классы), уделяя подготовке часа два в неделю (возможно, только если вы обладаете супер-памятью). Уж что говорить про задания, где надо подумать. Для того, чтобы сдать биологию, нужно учить материал (теорию, а не тесты или ключи), читать много дополнительной литературы, нужно разобраться в предмете. Не нужно слепо полагаться в своей подготовке на кого-то, так как не все преподаватели являются профессионалами, а даже если являются, то не всегда физически хватает времени, чтобы дать всё: за год дать материал 7-ми лет обучения в школе, да ещё и попрактиковаться, да ещё и моментами превысить школьную программу, чтобы были систематические знания… Так что берите подготовку в свои руки и не ленитесь.

Сам ЕГЭ, как и экспертная проверка тоже далеки от идеала. Отрицать это – верх лицемерия и глупости. Однако некорректная формулировка задания или неадекватная экспертная проверка не приводят к тому, что дети заваливают ЕГЭ. Эти факторы мешают получить сотку. Но тем, кто не проходит порог или набирает балл, близкий к среднему, до сотки как до Марса (это такая планета, а не шоколадный батончик). И снятие Рохлова с должности им точно никак не поможет.

#мысли_вслух@addictive_biology

215 36 ER 6.1236
Для тех, кто ещё не прорешал наши пробники.

Перед ЕГЭ важно повторить как можно больше, выявить и восполнить пробелы, на что и направлены диагностические тесты. Тесты полностью соответствуют экзаменационным вариантам ФИПИ.

Ключи и пояснения можно найти на стене для донов (читателей, оформивших подписку).

575 4 ER 11.3174
Биосинтез белка. Вспомнить всё

Задачи на биосинтез белка подчиняются определённым алгоритмам. Однако каждый год авторы экзамена могут вносить небольшие изменения, которые делают старый алгоритм нерабочим. Поэтому важно понимать, что и как можно делать, а что нет. Давайте повторим.

1. Принцип комплементарности. А комплементарен Т, Г комплементарен Ц. Это в ДНК. А в РНК А комплементарен У.

2. Принцип антипараллельности. Цепи имеют разное направление. Если одна 5’ – 3’, то найденная по ней 3’ – 5’. При этом писать цепи можно по-разному. Например, 5’ – АЦГ – 3’ в одной цепи ДНК комплементарно и антипараллельно 3’ – ТГЦ – 5’ в другой цепи ДНК. Но мы можем поменять запись, просто отзеркалив один из триплетов: 3’ – ТГЦ – 5’ = 5’ – ЦГТ – 3’. Учитывайте, что в условии могут менять написание, но суть от этого не поменяется.

3. Поиск аминокислот. Искать аминокислоты можно только по кодонам иРНК. Если их нет в условии, то нужно их найти. Соответственно, напрямую по аминокислоте можно найти только кодон иРНК, используя таблицу генетического кода.

4. Кодоны и антикодоны. Кодон иРНК и антикодон тРНК связаны принципами комплементарности и антипараллельности. По одному можно найти другое.

5. Поиск цепей РНК. Потенциально любую РНК можно найти по фрагменту ДНК, если в условии это заложено. При этом по одному фрагменту можно найти только один тип РНК. Например, если сказано, что на определённом фрагменте ДНК синтезируется участок тРНК, то мы можем найти только тРНК. Искать по такому фрагменту иРНК – ошибка.

6. РНК вируса. Если в задаче ретровирус, то по его РНК можно найти только цепь ДНК, а по ней уже остальное.

7. Поиск ДНК. Фрагмент ДНК можно найти по фрагменту иРНК или тРНК, по РНК вируса. Один триплет ДНК можно найти по антикодону тРНК.

8. Свойства генетического кода. Если в условии про них упомянули, то в ответе они точно должны быть.

Крепим пример задачи с решением.

P.S. Если вам скоро сдавать экзамен, но к этому моменту вы до сих пор не понимаете, как решать такие задачи, и не улавливаете различий в формулировках условий, то можем только посочувствовать :(

#общая_биология@addictive_biology

454 4 ER 8.7901
Тренируемся в решении тестов, определяем свой уровень знаний и подтягиваем его.

Два свежих теста в формате ЕГЭ. Ключи с пояснениями для одного из них также прилагаем.

Ответы для второго, а также другие тесты с ключами можно будет найти в донате.

416 9 ER 8.0745
Новая шкала перевода первичных баллов в тестовые (по 100-балльной системе) для ЕГЭ по биологии 2022

В 2022 году первичный балл увеличился до 59, соответственно, изменилось соответствие первичных баллов вторичным. Высокобалльниками теперь считаются те, кто набрал 79 баллов или больше.

139 0 ER 4.2736
Проект демоверсии ОГЭ по биологии 2023

Девятиклассников решили заранее готовить к ЕГЭ и усложнили ОГЭ. Ну а что? Предмет по выбору – старайся.

Проект ОГЭ-23 значительно отличается от экзамена прошлого учебного года. Так,

1. Заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх возможных стало меньше. Было 16, стало 5.

2. Появилось больше заданий на установление соответствий и последовательности, на выбор нескольких вариантов ответа. Раньше в сумме таких заданий было 6, сейчас стало 14.

3. Появились новые варианты заданий, например, на знание лабораторной посуды, используемой в биологических исследованиях и экспериментах.

4. Появилось задание из ЕГЭ (линия 2). В ОГЭ это №21.

5. Сократилось общее количество заданий с 29 до 26, а максимальный первичный балл возрос до 48 (было 45).

При этом изменений во второй части, где задания с открытом ответом, нет.

Замечания по проекту принимаются до 30 сентября. Но опыт показывает, что существенных изменений в установленной демо-версии в сравнении с проектом ждать не приходится.

Документы для ознакомления

251 6 ER 5.3786
В копилку случаев вопиющей несправедливости экспертной оценки в Челябинске

Подавали апелляцию по двум заданиям №23 (2/3 баллов) и №28 (1/3 баллов).

Ни один балл не вернули. Ответ и аргументы комиссии:

«1. Насчёт 23 задания они придрались к тому, что у меня вместо слова «отделов» написано «части». Им также не понравилось, что я написала «слишком сложно», используя слова « тонкий и аккуратный». Также они придрались к тому, что у меня написано «специальные образования» вместо слова «зубья». В итоге они сказали, что у меня неполный ответ и он не соответствует ключам.
2. Насчёт 28 задания они сказали, что у меня балл стоит только за ответ на вопрос, а за схему мне не поставили, аргументировав это тем, что у детей полы я написала, через значок, а не через слово. Также они мне сказали, что у меня неправильно написано условие: куриная слепота должна была иметь индекс «А или а», а гемофилия «B или b», хотя в условии я помню было написано, что гемофилия была типа А. Когда я попросила их прочитать задачку, они просто не прочитали этот момент. И сейчас самое смешное: им также не понравилось, что у меня непонятно какие гаметы к какому родителю относится. Якобы у меня мало места между гаметами было.
С собой у меня была работа ученика из Орловской области, задачка из Рохлова, и распечатки из разных справочников, которые они отказались рассматривать.

Через 20 минут, не дослушав меня они сказали, что время вышло и выключили экран.»

Вот такие «эксперты» работают в Челябинской области.

Хочется, чтобы подобная несправедливость была максимально освещена, а виновные понесли наказание.

Буду лично от себя составлять жалобу в Рособрнадзор.

100 41 ER 3.6979
Биология повсюду! Даже в бирках на нашей одежде)

А какие биологические обозначения на одежде встречали вы?

37 0 ER 2.9015