Статистика ВК сообщества "Варварская Европа"

0+
Землю теперь населяют железные люди

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Пришло время доходчиво ответить на самые частые аргументы грабителей археологических памятников.

1) "Оно бы так и сгнило в земле, а я вот выкопал и теперь вот оно!"

То что делает рандомную древнюю вещь археологическим артефактом — это факт ее археологизированности. Простыми словами, она должна лежать в земле. Это важно, потому что о данной конкретной вещи нам может рассказать только земля вокруг нее. В земле она лежит в определенном пласте, говорящем о времени ее бытования. В земле она лежит в определенном положении, часто говорящем о ее использовании и назначении. Только земля может рассказать нам о постройках, ямах, остатках растительности — всем том, что рассказывает нам о найденной вещи — то, что называется контекст.
Исследуя почву, мы можем узнать даже про кусты, которые сгорели в 20-х годах пятого века, в которых и потеряли найденную ныне вещь во время штурма поселения. Исследуя фотографии с "Виолити", мы можем узнать лишь про форму и цвет и иногда размер находки, и то не точно.

2) "Да ладно, все равно археологи пропьют/продадут/потеряют"

Археология нужна не для того, чтобы коллекционировать прикольные древние штуки, а чтобы узнавать при помощи них о жизни людей в древние времена. Вещь должна быть описана и опубликована — тогда она становится частью научного дискурса. Если с ней произойдет что-то ужасное после этого — это далеко не так страшно, чем если ее не опубликуют никогда.
А продавать вещи до их публикации — все равно что топить очаг черновиками своей монографии.
(Не говоря уже о том, что все археологи, в отличие от "черных копателей" — это аристократы духа, у которых никак не может появиться и мысли о таких подлых действиях)

3) "Ну я же выкладываю все в интернете — любой желающий может посмотреть"

Ты, дорогой грабитель, мог найти ее в каком-то совершенно нетипичном контексте (что ты никогда не узнаешь) — тогда ты украл у науки прорывное открытие. Даже если ты нашел ее в совершенно обычном контексте — ты украл о науки статистику. Все равно твоими фотографиями почти никто не будет пользоваться, потому что ты мог спокойно сделать эту вещь из древесины и фекалий у себя на даче позавчера и это никак нельзя проверить.

4) "Я откопал одну фибулу. С вас убудет что ли?"

Даже если сто грабителей будут находить по одной фибуле в год — через пять-десять лет они вполне могут украсть у науки целый тип каких-то фибул. А учитывая что в металлодетекторной братии далеко не сто людей — становится неприятно думать, сколько они успели "поднять".

5) "Я нашел эту вещь в болоте/в чаще леса/у себя во дворе. Археологи бы и не нашли."

А лучше бы пока и не нашли. Учитывая развитие и совершенствование методов раскопок, когда эту вещь нашли бы через N лет — с ней обошлись бы куда лучше, чем "черный копатель" сейчас. Многие памятники не раскапывают именно по этой причине — ждут более совершенных техник раскопок. В любом случае, если находку смог найти какой-то колхозник с металлодетектором — то смогла бы и настоящая археология, не сейчас, так через какое-то время.

Настоящая археология отличается от грабительства тем, что она действует из уважения к древним и желания глубже понять их жизнь и культуру, в то время как грабители достают наследие древних времен из земли не ради наследия и не ради древних времен, а ради красивой коллекции или банальной наживы: помимо всего уже перечисленного, это просто-напросто осквернение древностей.

136 181 ER 13.4257
Шлем из захоронения 12 курганного могильника Вендель (Vendel) в Уппланде, Швеция. конец VII в. Реконструкция [id56071741|Дмитрия Храмцова]

87 13 ER 9.0061
Вожди железного века в видении художника Кристиана Слоан-Холла (Christian Sloan Hall)

1 - кельтский царь эпохи раннего Латена (V-IV вв. до н.э.)
2 - германские воины V в. н.э.
3 - король из погребения Вендель-1 (VII в. н.э.)

116 15 ER 5.8271
Образы кельтов Латенской культуры (V-I вв. до н.э.)
Реконструкции польского клуба "Terra Celtica"

36 2 ER 4.4036
Германские воины I века н. э. (Фазы В1 раннего римского времени)
Реконструкция немецкого клуба "Ulfhednar"

53 13 ER 4.6466
Воин-острогот (гревтунг) начала V в. (рубеж Позднеримского времени и эпохи Великого Переселения Народов; фазы С3-D1)
Весь комплект кроме шлема собран по находкам с памятников Черняховской культуры позднего периода. Шлем - реконструкция наголовья по находке на горной дороге Фернпасс близ г. Бибервиер в Австрии.
Реконструкция украинского клуба Greuthung

40 19 ER 4.0946
Великолепная реконструкция меча Пшеворской культуры (вандалы)
тип Buch-Podlodow, фазы В2-С1b раннего римского времени (III в. н. э.)
Реконструкция чешского кузнеца Патрика Барты.

42 5 ER 3.9001
Версия шлема из погребения №6 Тарасовского могильника в Прикамье. кон. IV-V вв.
Реконструкция белорусского мастера [id56071741|Дмитрия Храмцова]

45 9 ER 3.8343
#славянская_европа

Ранние славяне в письменных источниках и проблема венедов

«Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землёю, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи.»
Вождь склавинов Дабрит, из «Истории» Менандра Протектора

Восточная Европа, а особенно её глубинные территории, попадала в поле зрения средиземноморской цивилизации нечасто. Тем не менее, в ходе Великого Переселения Народов восточной части Римской Империи – Византии – пришлось столкнуться с вторжениями варваров именно с этих земель. Ромеям VI в. – Прокопию Кесарийскому, Иордану, Менандру Протектору и др. уже были прекрасно известны племена воинственных и многочисленных северных варваров, называемых ими Σκλάβήνοι по-гречески или Sclavi/Sclaveni по-латински, что обычно транскрибируется на русский язык как склавены/склавины. Начало взаимодействия их с Империей складывалось примерно так:

545 г. – первый набег склавинов на имперские территории
547 г. – поход склавинов в провинцию Иллирию
548 г. – 15 тысяч склавинов переходят Дунай
549 г. – 3 тысячи склавинов стремительно вторгаются в Иллирию и Фракию, разбивают два превосходящих их по численности ромейских войска, пленят и казнят полководца Асбада и берут штурмом город Топер, после чего уходят, забрав большую добычу
550 г. – «больше чем когда либо прежде» склавинов вторгаются на территорию Империи, но отсупают за Дунай при подходе легионов стратига Германа.
551-552 гг. – еще два крупных похода склавинов
578 г. – после смерти басилевса Юстина II склавины остаются зимовать за Дунаем – начинается полномасштабное вторжение на Балканы.

Как можно видеть, именно в VI в. у Империи появилась веская причина более не обходить эти племена вниманием. К VII в. весь Балканский полуостров оказался занят этими варварами, а также подмявшими под себя часть из них кочевниками-аварами. Последний из отцов церкви, Исидор Севильский сокрушался: «Sclavi Graeciam Romanis tulerunt!» - «Склавы отняли у ромеев Грецию!». В этом названии - Σκλάβήνοι/Sclavi/Sclaveni - нетрудно угадать самоназвание наших предков - *slověne. Наличие каппы между сигмой и лямбдой в этом названии легко объясняется тем, что сочетание [sl] было для греческого языка труднопроизносимым. Со склавинами ромейские историки связывали и другой известный им народ – антов, восточных соседей склавинов. Прокопий Кесарийский, придворный историк басилевса Юстиниана Великого, например, так пишет о них в своей «Войне с готами»:

«У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же.»

(Procop. De Bello Gothico III.14. Русский перевод С.П. Кондратьева, 1950 г.)

Прокопий и другие авторы сообщают о жестоких распрях и войнах между склавинами и антами. В их отношении Империя проявляла типичную политику divide et impera: в 545 г. с антами был заключен союз, которым ромеи пользовались, чтобы иметь союзника в тылах основного врага – склавинов (что, впрочем, мало им помогло впоследствии). Историк Феофилакт Симокатта сообщает, что анты почитались союзниками империи вплоть до начала VII в. Впрочем, союзниками анты были не слишком надёжными и тоже не были прочь пограбить богатую Империю. Антом, возможно, был славянский вождь, о котором сообщает Феофилакт Симокатта в своих трудах, и который был известен ромеям как Ардагаст (Ἄρδαγάστος, вероятно * Radogóst), воевода «рикса» Мусокия (Μουσόκιος, вероятно * Mužók) успевший совершить целых три грабительских похода на имперские земли, в 584, 585 и 593 гг.

Готский историк Иордан в «Гетике» подтверждает и дополняет сведения Прокопия об обоих этих народах, при этом добавляя одну крайне важную и интересную для нас деталь:

«Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха»

(Iord. De Origine Actibusque Getarum XXIII. Русский перевод Е.Ч. Скржинской, 1997 г.)

«…начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.
Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра [Днестра], и на север — до Висклы [Вислы]; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра [Днепра], там, где Понтийское [Черное] море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.»
(Iord. De Origine Actibusque Getarum V. Русский перевод Е.Ч. Скржинской, 1997 г.)

Из этих отрывков можно сделать два вывода: во-первых, склавины проживали, по данным Иордана, на территории от Вислы до Днестра, а анты – от Днестра до Днепра. Во-вторых, и склавины и анты происходят от неких венетов (veneti). Термин «венеты» у Иордана, таким образом, имеет три значения: 1) все славяне вообще, 2) некая группа современных ему славян, 3) древние прародители всех славян. Последнее интересно в наибольшей степени.

Как уже было сказано ранее, именно с VI в. мы и имеем представительный массив письменных источников о славянах. До этого периода "склавины" не упоминаются. Тем не менее, авторы I-II вв. н.э., Публий Корнелий Тацит, Клавдий Птолемей и Плиний Старший писали о неких загадочных "венедах", проживающих где-то в глубине Восточной Европы, в которых большинство исследователей видели ни кого иного как "венетов" Иордана, которые «все же преимущественно называются склавенами и антами»

Книга Тацита датируется примерно 98 г. н.э., то есть это данные I в., значительно отстоящие по времени от склавинов и антов VI столетия. «Германия» отличается точностью сведений и ригоризмом в их анализе, что делает его довольно надежным источником. Археолог М.Б. Щукин даже предполагал, что «Германия» была сводом агентурных данных, которые Тацит собирал по заданию императора Домициана в рамках подготовки к неосуществленной германской кампании. В заключительном пассаже «Германии», описывающем Европейскую Сарматию (Восточную Европу), Тацит пишет:

«Венеды переняли многое из их [видимо, бастарнов] нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами [бастарнами]и феннами.»

(Tac. De Origine et Situ Germanorum 46. Русский перевод А.С. Бобовича 1969 г.)

Как можно видеть, отрывок не слишком пространен. Венеды (venedi) Тацита, которых большинство исследователей отождествляют с венетами (veneti) Иордана селились между певкинами и феннами. Под певкинами (peucini) здесь, очевидно, имеются в виду бастарны, германские племена, заселившие в III в. до н.э. остров Певку в дельте Дуная, а также территории Прикарпатья и Поднестровья. Фенны (fenni) – это народы финно-угорской семьи, зона топонимии которых находятся восточнее линии Курземе-Москва. Очерчена территория проживания венетов у Тацита, таким образом, не слишком четко – по сути, это большая часть лесной и лесостепной зоны Восточной Европы

Клавдий Птолемей, учёный из Александрии II в. н.э., интересовался историей и политикой в гораздо меньшей степени, чем науками естественными. В своём «Руководстве по географии» он синтезировал все известные ему сведения об очертаниях различных земель, без различия времени их записания: от этого точность его работы пострадала. На IX карте и в соответствующем ей разделе III книги «Руководства» Птолемей описывает Европейскую Сарматию и указывает ряд населяющих её «великих народов». Первыми из них названы венеды (Οὐενέδαι), проживающие вдоль всего «Венедского залива» (τὸν Οὐενεδικὸν κόπνον) – то есть, Балтийского моря. «Малые народы» Сарматии Птолемей располагает колонками, соответствовующими, видимо, каким-то торговым путям. Ниже «Венедского залива» помещаются «галинды или галиданы» (Γαλίνδαι ἤ Γαλιδανοί), ниже – «судены или судины» (Σουδηνοί ἤ Σουδινοί), а ещё ниже - «ставаны» (Σταυανοί), на карте расположенные неподалеку от Борисфена (Днепра). Под этими «ставанами» многие исследователи видели ни что иное как отражённое на греческом языке самоназвание славян II в. Тау вместо привычной уже каппы в Σκλάβήνοι VI в. тогда объясняется всё той же непроизносимостью сочетания [sl] (ср. Vistula и Viscla как обозначение р. Вислы у Иордана выше, причём в одном абзаце.)

Не отличаются точностью и сведения римского учёного-эрудита Гая Плиния Секунда, боле известного как Плиний Старший. В своей «Естественной истории», в IV книге, посвящённой географии он, описывая перипл Балтийского моря и Восточную Европу, пишет:

«Энингия, как считают, размером не меньше Скатинавии. Некоторые [путешественники] сообщают, что в этих [местах] вплоть до реки Вислы обитают сарматы, венеды, скиры, гирры и что [там имеется] залив Кюлипен, а при входе в него — остров Латрис, за ним же поблизости, у границы с [областью обитания] кимвров — залив Лагн.»

(Plin. Naturalis Historia IV. 97. Русский перевод Б. А. Старостина 2007 г.)

Что за географические объекты имеет в виду Плиний под «Энингией» (Aeningia), «заливом Кюлипен» (sinus Cylipenius), «островом Латрис» (insula Latris) и «заливом Лагн» (sinus Lagnus) – непонятно. Очевидно лишь то, что это территории на южном берегу Балтийского моря восточнее Вислы. Соседями «венедов» Плиний называет сарматов, скиров и гирров. Последние упоминаются только в этом отрывке и нигде более. Скиры же – одно из германских племен, переселившееся вместе с бастарнами в Восточную Европу в III в. до н.э. Опять мы получаем ту же картину: «венеды» живут где-то между германцами и сарматами. Этому описанию соответствует большая часть лесной и лесостепной зоны Восточной Европы.

В интерпретации приведенных выше данных и заключается т.н. «венедская проблема»: соответствуют ли венеды Тацита, Птолемея и Плиния венетам Иордана, которые в его время «все же преимущественно называются склавенами и антами»? Где расселялись эти венеды и с какими археологическими и этноязыковыми общностями их можно соотнести?

Большинство исследователей действительно связывает венедов Тацита, Птолемея и Плиния с венетами Иордана и, следовательно, считают это наименование древнейшим дошедшим до нас названием славян. Тем не менее, нельзя не обратить внимание, что венеды I-II в. тесно связываются и с побережьем Балтийского моря (Венедского залива) и с территориями в глубине материка, их соседями называются и германцы (бастарны), и сарматы и финно-угры (фенны). Возможно, «венедами» авторы I-II вв. называли вообще все народы балто-славянского корня в Восточной Европе, не разделяя их на балтов и славян. Термин «балты» появился лишь в XIX веке, а некоторые достоверно балтские народы, известные им лучше – например, эстиев или галиндов - римские авторы причисляют то к германцам, то к "венедам" а иногда даже к кельтам. Таким образом, сведения I-II вв. о "венедах" для локализации прародины славян не слишком информативны.
_______________________
Литература:
- Арион О.В., Башкатов Ю.В., Обломский А.М., Терпиловский Р.В. - У истоков славянства
- М.Б. Щукин - Рождение славян
- Д. А. Мачинский - К вопросу о территории обитания славян в I—VI веках
- Седов В.В. - Славяне в древности
- Седов В.В. - Славяне в Раннем Средневековье
- Седов В.В. - Происхождение и ранняя история славян
- Гимбутас М. - Славяне. Сыны Перуна.
- Л.А. Гиндин - Свод древнейших письменных известий о славянах. Т1

88 15 ER 4.8583
Образы представителей нашей любимой Пшеворской культуры разных периодов (племена вандалов, II вв. до н. э. — IV в. н. э.)
Реконструкция польского клуба "Harjis"

33 8 ER 3.7328