Статистика ВК сообщества "Татьяна Почепаева: живая педагогика"

0+
Создаю школу, в которой дети здоровы и любознательны.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Мы сейчас находимся в лесу.🌲🌳

Рядом с нашей палаткой стоят палатки наших учеников. Они вместе с родителями, братьями и сёстрами приехали на берег Ладожского озера к нам на встречу.

===

Каждое лето мы собираем наших учеников вместе на 7-10 дней и проводим много много совместных игр и занятий.

В этом году мы встретились в рамках фестиваля «Дитя Природы» и здесь кроме нас ещё очень много других людей, а главное, детей.)

===

И знаете, с самого первого дня фестиваля, я замечаю, как по особенному отличаются наши ученики от всех остальных детей.

Они:
— могут находиться в покое,
— могут внимательно слушать,
— могут замечать то, что происходит вокруг, ориентироваться по обстоятельствам,
— могут быть вместе с другими в общем кругу.

Они спокойны, они «в себе». Многие из них уже научились ожиданию, пребыванию в созерцании.

Славные, милые детки. Каждое утро, в 11:30 мы собираемся в общем кругу. Все вместе делаем ритмические упражнения, играем в большие и маленькие игры.🎈

С родителями мы собираемся по вечерам, и во взрослом кругу нам тоже есть чем заняться.

Мы говорим о том:

— Как идут дела с обучением детей дома.
— Какие сложности возникают.
— Какие изменения происходят у детей во время прохождения уроков.

На днях мы с Еленой Петровной показали упражнение на преодоление негативных эмоций - раздражение, злость, гнев. Это техника напоминает арт-терапию.

В нашем случае это экстренная самопомощь, которую родители могут применять, когда возникают сложные моменты во взаимодействии с ребёнком.

===

А ещё, не могу не рассказать...

Наши дети, которые пойдут в третий класс захотели построить свой собственный лесной дом.🏡

И интересно, что именно в третьем классе в нашей учебной программе есть эпоха строительства дома. Я ещё раз воочию увидела, как работает вальдорфская педагогика.

В каждом возрасте есть свои определённые «ворота», которые открываются в связи с этапом развития ребёнка. И именно через эти «ворота» может войти большой поток информации. Ребёнок жаждет именно этого потока.

Через эпоху строительства дома мы многое можем захватить:

— и площадь,
— и периметр,
— и все необходимые измерения.

И это будет не голословное и абстрактное знакомство с математическими понятиями. Это будет вдохновляющий мир открытий через собственный опыт.

И, как ни странно, я вижу, что тема строительства и измерений, сама зарождается в детях перед третьим классом.

Да-да! Именно дети в районе 9 лет проявляют сейчас самое жгучее рвение к строительству: и мальчики, и девочки. Мы позволили им пользоваться пилой, молотком и гвоздями. (Как предусмотрительно мы взяли инструменты с собой.😉)

И то, что происходит внутри наших будущих третьеклассников, это здоровый процесс развития. Я его вижу и радуюсь этому, предвкушая, как интересно будет им и в эпохе измерений и в эпохе строительства дома.

В вальдорфской педагогике всегда так. То, что зарождается в детях, согласно возрасту, подхватывается, и вносится в учебный процесс.

Именно поэтому многие темы откликаются детям совсем иначе.
Они проживают всем своим сердцем многие моменты в программе обучения.

Разве это может не радовать, когда дети радуются во время обучения?

14 29 ER 1.9429
ЧТО ВНУТРИ ТЕТРАДИ ПО ЭПОХЕ ФОРМ ЗА 1 КЛАСС?

В нашем арсенале не геометрические фигуры, а ЛИНИИ.

По большому счёту, существуют всего две линии: прямая и изогнутая.
И всё, что мы можем увидеть вокруг - это разнообразное сочетание этих двух линий.
😉Кстати, буквы и цифры тоже состоят из прямых и изогнутых линий.

Нам важно постигнуть, какие противоположные силы стоят за прямой и изогнутой.

Представьте прямо сейчас, что внутри вас есть прямая линия...
— Какое положение тела будет в этом случае?
— Вы стоите? Или лежите?
— Можете ли вы что-то делать в таком положении, сохраняя прямую?

То есть, по сути это вопрос ко взрослым о том, может ли сила прямой существовать отдельно от силы изогнутой?

А когда ваше тело несёт в себе силы изогнутой?

Представьте прямо сейчас, что вы склонились...
Голова вниз, плечи слегка вперёд; что это за состояние?
— Что вы ощущаете, когда тело в таком положении?

У детей мы спрашиваем немного по-другому.
Но нам важно донести до вас глубокое понимание действующих в человеке сил на примере всего лишь двух линий.

Прямая даёт нам стержень, устремление.
Она больше связана с внешним направлением, открытием себя этому миру.

Изогнутая привносит плавность, защиту.
Она больше связана с человеческими ощущениями, которые происходят внутри.

Чтобы это лучше почувствовать, вы можете сейчас посмотреть на свою ладонь.

Подумайте, в каком случае вы пользуетесь ею в разогнутом (прямом) состоянии?
Что именно делает рука, когда она несёт в себе силы прямой линии?
(Мне сразу вспоминается памятник дедушке Ленину - его рука вытянута)

А в каком случае пальцы создают изгиб вплоть до состояния сжатия в кулак?

Постепенно, через линии, мы учим детей:

— Слушать то, что происходит внутри них самих.
— Внимательно наблюдать за тем, что происходит вокруг.

То есть, помимо учебных навыков через эпоху форм можно начать постигать самого себя и весь мир вокруг.

Но для этого недостаточно перерисовать с ребенком наши рисунки.

У каждой линии есть своя история, которую доносит учитель до сердца ребенка. Он помогает ребенку понять не линию, а ту суть, которая стоит за ней.

После истории учителя ребенок проживает эти линии в движениях собственного тела. Учитель показывает ребенку движение. Ученик повторяет и ощущает силу прямой или изогнутой в своем теле. Потом мы с детьми тренируемся рисовать формы на песке или на доске мелом, и только потом ребенок перерисовывает линии в тетрадь.

Рисунок - это завершение, за которым стоит большая работа.
Линии становятся живыми. Они несут для ребенка смысл. Ведь он начинает понимать, что они означают.

Хотелось бы вам прикоснуться к эпохе форм вместе с ребенком?
Ведь это можно сделать независимо от того, учится ли ваш ребенок в обычной школе или дома.

52 27 ER 2.4174
ГДЕ БРАТЬ СИЛЫ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА?

Конец учебного года- время непростое: дети устали, родители тоже.

Весеннее солнышко расслабляет, тёплый воздух одурманивает, способность концентрироваться уменьшается, а на носу контрольные.

Как сохранить нервную систему себе и ребёнку в этот период?

Ведь ему всё сложнее справляться с трудностями учебы, а нагрузка на родителя увеличивается.

Мало кто из детей способен сам себя мотивировать в конце года. Хочется скорее летние каникулы (и не только детям😉), но до них ещё 1,5 месяца.

✅Хочу поделиться с вами одним упражнением, которые даст силы и родителю, и ребёнку.

Перед сном сядьте на кровать к ребёнку.
Покажите свою раскрытую ладонь и скажите:

— Вот у меня пять пальцев. Я буду загибать по одному и каждый раз буду говорить, что хорошего произошло со мной сегодня.

Например:

— Сегодня светило солнышко очень ярко и радовало меня.
— Я приготовила обед и мы все вместе покушали.
— Я сегодня сделала то, что давно откладывала.
— Я сегодня выспалась.
— Я сегодня успела сходить на йогу.

Смотри у меня есть вторая рука и на ней я сейчас буду загибать пальцы, когда ты будешь называть свои радости.

Что хорошего сегодня с тобой произошло?

====

Нюанс этой игры заключается в том, что ребёнку поначалу может быть тяжело назвать даже 2-3 радостных момента дня. Помогайте ему. Намекните, что вам так и придётся сидеть здесь всю ночь с раскрытой ладонью, если вы вместе не найдёте его пять радостных моментов дня.

Если это упражнение делать каждый день, ребёнок перестраивается на совершенно новое восприятие жизни: он учится видеть хорошее и это даёт ему силы.

В конце года как никогда важно находить позитивный настрой, поддерживать друг друга, радоваться простым вещам.

Это упражнение может стать чудесным вечерним ритуалом, семейной традицией.

Вы можете выйти на новый уровень душевной близости с ребёнком, стать более открытыми друг другу, обрести доверие и понимание.

====

Поделитесь потом с нами в комментариях как у вас всё прошло:

— Легко ли было назвать ребенку 5 радостных моментов дня?
— Справился ли он сам или ему потребовалась ваша помощь?

39 23 ER 2.0024
Как у вас проходит лето?

Я только вчера вернулась из путешествия. Впервые за всю свою жизнь я увидела озеро Байкал. Он невероятный, волшебный, кристально чистый и вкусный. Я попробовала пить прямо из озера)))

Впечатлений очень много. Природа Сибири покорила меня своей диковатой нетронутостью))))
Я встретила лисиц, сурков, сусликов, ястребов, орлов. Стада коров, лошадей, пасущихся на бескрайних полях, степях, сопках...

☀Не встретила только медведя 😂, хотя очень хотела. Думаю, что это ещё впереди))

Пока была в отпуске, успела организовать встречу с нашими учениками в Иркутске.

У меня теперь такое ощущение, что я могу приехать почти в любой город нашей большой страны и встретить наших учеников. Это удивительное переживание.

А до поездки в Сибирь мы летали в Москву и там тоже была живая встреча с нашими учениками.

Наши каникулы в самом разгаре. Расскажите и вы, как проходит ваше лето. Давайте поболтаем об этом.

Наши планы на июнь такие:

— Провести день открытых дверей в нашем дистанционном классе «Росточки», чтобы родители смогли познакомиться с нашим форматом обучения.

— Провести годовое планирование совместно с
продюсером проекта! Непременно в живую!!! Татьяна приедет к нам в Санкт-Петербург.

— Плавно войти в ритм записи уроков для нашего дистанционного класса. Будем начинать снимать уроки для третьего класса.

— Подготовить пост о нашей дружной команде в проекте "Учим по-другому". Вы же не думаете, что я одна всё это делаю? Я хочу вас познакомить со всеми людьми, которые помогают нашему проекту существовать и развиваться. 🤩

А в июле нас снова ждёт живая встреча с учениками нашего класса "РОСТОЧКИ". Встречаемся на Ладожском озере.

Похоже, что у нас весьма насыщенное лето. Я этому очень рада.

А как проходит лето у вас? Пишите в комментариях)

4 44 ER 1.8217
КАК УКРЕПЛЯТЬ ХАРАКТЕР РЕБЕНКА В ПЕРВОМ СЕМИЛЕТИИ?

Все мы желаем, чтобы ребёнок в будущем был успешен, уверен, твёрд характером и добросердечен.

5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ, которые помогут взрастить сильного духом ребенка:

1. СПОКОЙНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЗРОСЛОГО

Если взрослый не впадает в роль ребёнка, если он предоставляет РАЗУМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, это даёт ребёнку опору.

Мы не ограничиваем ребёнка в его проявлениях, просто потому что это «нельзя». Мы обозначаем разумные границы: нельзя только там, где опасно. Или нельзя там, где это может причинить ущерб другому человеку.

2. РИТМ

Ребенку жизненно необходимо ритмичное построение дня, недели, месяца и года. Это сильно укрепляет его волевой импульс. Упорядоченность мыслей и действий закладывается на «подкорку»

Ведь если мы то спим днём, то не спим, то едим в это время, то нет, то и воля становится хаотичной, неупорядоченной. Впоследствии, ребёнку будет трудно связать свои действия с мыслями.

Если ребёнку сложно ходить в садик 5 дней в неделю, сделайте выходной в среду. Но делайте его всегда. Если летом ребёнок уезжает на месяц к бабушке в деревню, пусть сохраняет этот ритм каждый год.

3. ЧЕРЕДОВАНИЕ АКТИВНОСТИ И ПОКОЯ

Взрослому стоит отслеживать поток активности ребёнка. Даже если ему не до того, пришли гости, нужно завершить важный проект.
Детей нужно останавливать, когда они слишком долго играют в шумные игры и приводить к покою. Сами дети это регулировать не умеют, их надо научить.
Так же важно чередовать игру и домашние дела.
Будет гармонично, если вы какое-то время заняты с ним его делами, а потом он занят с вами вашими делами. Так ребенок будет врастать в жизнь своей семьи, а затем и социума.

4. ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ В СВОЁМ ТЕМПЕ

Воля ребёнка укрепляется через повседневные домашние дела и навыки ухода за собой. Но учиться им он должен в своём темпе. Переходить к освоению новой задачи можно только после того, как освоена предыдущая. Новая задача должна быть посильной для ребёнка. И она должна быть одна.
Например, если сейчас мы осваиваем завязывание шнурков, то умение заправлять кровать подождёт своего часа.

5. ДОЗИРОВАННОЕ КОЛИЧЕСТВО ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Передозировка впечатлений ведет как к гиперактивности, так и к апатии. Если вы знаете, что ребёнка ждёт активный день, намеренно замедлите его темп до и после. Не перенасыщайте его график экскурсиями и музеями.
В это сложно поверить, но для здорового переваривания всего лишь одного впечатления, ребёнку требуется от недели, до 6 месяцев!
Не перенасыщайте жизнь ребёнка впечатлениями, и он будет здоров и спокоен.

Какие из этих пунктов вам удаётся соблюдать, а какие вызывают больше всего трудностей?

122 22 ER 2.7770
ПОЧЕМУ ДЕТИ ПО НАШЕЙ ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ПИШУТ МЕЛКАМИ И КАРАНДАШАМИ, А НЕ ШАРИКОВЫМИ РУЧКАМИ?

ОТВЕТ простой. Мы обращаем внимание на то, как соприкасается пишущий предмет с поверхностью бумаги.

Сейчас подробнее объясним, что это значит.

Шариковая ручка «идёт» по бумаге легко, свободно.
А мелок «идёт» по бумаге только тогда, когда рука делает определенное усилие. Он воспитывает ребёнка, рождает новые качества старательности, усердия.

МЕЛОК ПОМОГАЕТ:

— Приучить руку делать усилие. Иногда надо нажать чуть сильнее, иногда провести по одной и той же линии несколько раз.
— Направлять движение руки, управлять этим движением.
— Научиться делать движение медленно и красиво. Если не замедлишься, не подумаешь, как повернуть ручку, то не сможешь точно нарисовать букву.
— Понять, насколько разнообразными могут быть линии в зависимости от нажатия и поворота мелка. У нашего прямоугольного мелка есть 4 варианта ширины линии, и каждый из них требует нового приспособления кисти.
— Преодолеть внутреннее сопротивление к письму. И гораздо лучше сделать это в самом начале, чем мучиться потом всю школу.

Наши мелки для начала обучения - прямоугольные блоки. Их вы видите на фото к этому посту.

Такими мелками начинают писать все первоклассники во всех вальдорфских школах. И происходит это уже почти 100 лет.
А в России уже более 30 лет применяется эта методика.

Последовательность введения инструментов для письма такая:

1 класс - Широкий прямоугольный мелок-брусок и пальчиковый мелок.
2 класс - Карандаши и пальчиковые мелки.
3 класс - Перо, чернила, затем перьевая ручка.

Этот подход не заключается лишь в письменных принадлежностях. Мы воспитываем правильное отношение к обучению в целом.

Отношение к собственным движениям... сначала на бумаге, а затем к движению по жизни.

=====

Для справки.

В советское время детям не давали перьевую ручку сразу (шариковые ручки вообще не использовались для начала обучения). Дети начинали писать простым карандашом в первом классе.

«Это был 1975 год. Я училась в первом классе. Раньше все придерживались одной методики... Если в одной школе было так, то и во всех так было. Перьевую ручку давали только тогда, когда карандашом уже получалось достаточно хорошо. И это не у всех получалось быстро. Кому-то удавалось заполучить желанную ручку через пару месяцев, а кому-то лишь во второй половине года.
Но всем этого хотелось! Все старались достигнуть этого этапа. Всем хотелось перьевую ручку!»

Елена Петровна (педагог нашего класса Росточки).

=====

С массовым приходом шариковых ручек в начальную школу стало происходить постепенное расхолаживание при обучении письму.

Мы имеем в виду не только почерк.
Мы имеем в виду само отношение к тому, что остаётся на листе после движения твоей руки.
Мы уделяем большое внимание тому, что остаётся после наших движений, как след... сначала это след в тетради... и он красив и разнообразен...мы со вниманием и усердием его сотворили.
А затем... когда ребёнок взрослеет, мы переносим это отношение на то, что происходит в жизни.

Что остаётся после наших движений в жизни?

Для наших учеников это будет не гипотетический вопрос. Они будут хорошо знать (на собственном опыте), что необходимо приложить усилия, если хочешь сотворить что-то красивое и... полезное...

59 42 ER 2.4940
Представьте... Сентябрь... Начало учебного года... Дети, отдохнувшие после лета .

Некоторые из них жаждут поскорее начать учиться, соскучились.
Они считали дни до начала учебного года.

А некоторые ещё прибывают в состоянии летней расслабленности, хотя и не против поучиться немного... но только немного 🙃, а потом снова гулять и ловить последние тёплые деньки.

Первый это класс или уже второй, всё равно первые недели уходят на то, чтобы «собрать» внимание детей.
Им нужно помочь войти в русло обучения.

Первоклассникам в первые недели нужно заложить здоровые привычки относительно процессов обучения. Как и что нужно делать на уроке и после урока.

Второклассникам важно вспомнить, как и что было в первом классе и заново привыкнуть к ритму обучения. Заново настроиться на учителя, чтобы быть способными следовать за ним, за его мыслью.

И в 1-м , и во 2-м классе детям нужно настроить своё существо на восприятие.
Нужно не только услышать, что говорит взрослый, нужно вникнуть и выполнить задание.

С помощью эпохи форм эта задача решается максимально продуктивно. Именно с неё мы и начинаем наше обучение в сентябре.

Точность в выполнении - это именно то, на что мы обращаем внимание. И поскольку в тетрадях нет клеток и линеек, то ориентиры приходится искать не снаружи, а внутри.

То есть, чтобы выполнить задание нужно прочувствовать, как его сделать. Тут невозможно просто провести мелком по листу. На этих уроках приходится внимательно смотреть, что получается в результате твоих собственных движений. И если получается «не совсем то», конечно приходится тренироваться.

Как же важно приучить детей к тому, что перед работой в чистовике есть тренировка!

Ощущение красоты и гармонии - еще одна важная часть, которая рождается в процессе рисования форм.

То есть, мы решаем с детьми сразу несколько задач:
— Учимся слушать внимательно задание.
— Развиваем навык точного выполнения.
— Формируем привычку тренироваться перед выполнением чистовой работы.
— Приучаем свои руки к тому, что именно мы ими управляем, а не они делают «как получится».
- Развиваем внутреннее чувство, собственные ориентиры, с помощью которых возможно отобразить ту или иную форму на чистом листе.
— Воспитываем эстетическое чувство и трепетное отношение к тому, что остаётся в наших тетрадях после работы.

*****

Те, кто никогда не встречался с эпохой форм раньше, думают, что мы рисуем геометрические фигуры. Это не совсем так.

Привычные круги, квадраты и прямоугольники не имеют пока отношения к самой сути эпохи форм.
Не путайте.
Геометрические фигуры придут в эпоху форм позже и совершенно в ином формате, чем вы привыкли.)

Хотите заглянуть в тетрадь по эпохе форм? Ведь в этом посте вы видите всего лишь обложку.)

13 60 ER 2.0867
ЧТОБЫ РЕБЕНОК СМОГ ПРИОБРЕСТИ НАВЫКИ ПИСЬМА И СЧЕТА, У НАС В ПРОГРАММЕ ЕСТЬ УРОКИ-УПРАЖНЕНИЯ.

В уроках эпохи мы больше узнаём, удивляемся, погружаемся в новое и неизведанное.⠀
В уроках-упражнениях мы отрабатываем навыки:

— Выполняем интересные задания и упражнения.
— Тренируемся, закрепляем темы, пройденные в эпохе.

Одним из таких уроков-упражнений в 1 классе является
ДИНАМИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ.
Через этот предмет мы постепенно приходим с детьми к письму.

Я хочу вас немного познакомить с этим предметом, показать:

— Как мы оживляем для ребенка отработку навыка письма.
— Как мы наполняем смыслом для ребенка это занятие.

Смотрите видео, прикрепленное к этому посту.👇🏻

😊Обязательно досмотрите видео до конца и вы узнаете о совершенно новом подходе к обучению письму.

=====

С помощью динамического рисования мы приводим детей к ощущению, что они как-то связаны с теми линиями, которые остаются на листе.

Вообще, все наши линии - это движение. И для ребенка в 6-7 лет движение играет основополагающую роль в восприятии.

Все письменное начертание букв - это:
— движение руки по строке,
— движение букв по строке.

А позже, мы осознаем, что и мысль - это тоже движение, ход мысли в заданном направлении.

Через простые линии мы постепенно раскрываем для ребенка элементы письма, при этом мы затрагиваем что-то важное для ребенка.

Сначала двигаемся с ребенком сами:

— Мы подпрыгиваем.
— Мы делаем шаги.
— Мы производим определенные движения руками и ногами.

И после этого мы переносим наши движения на лист.

А потом мы одушевляем линии.
Мы добавляем к линиям взаимодействие.

Они начинают друг другу подавать руки, определенным образом друг с другом связываться, помогать: кто-то вытаскивает, кто-то углубляется (это когда хвостик буквы идет вниз).

Всё это дает ребенку возможность ощутить связь. То, что он пишет, непосредственным образом связано с ним через движение. И тогда преодолевать сложности в написании ребенку становится гораздо легче.

=====

Начинать нужно с самого простого.

Нам важно, чтобы ребенок связал свои движения с тем, какой оставляет след его рука на доске или в тетради.

И тогда мы делаем так.

Мы встаем друг напротив друга, и я делаю три шага вперед к ребенку.
Я при этом говорю: “Я иду к тебе”. И после этого я отображаю шаги на доске, снова проговаривая эти слова. Вот они мои три шага. Конечно, я прошу ребенка сделать также. Он тоже встает на мою сторону, тоже делает три шага и тоже оставляет след на доске.

А дальше начинается самое интересное.

А что, если я буду не идти к тебе, а скакать к тебе? Смотри.
“Я скачу к тебе. Тогда как это будет выглядеть на доске?"

Смотрите в видео, что получается при этом, если мы будем "скакать" на доске, какой след мы оставим, какие это будут линии.👇🏻

54 15 ER 1.8606
ПОЧЕМУ В ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ НЕ СТАВЯТ ОЦЕНКИ?

В вальдорфских школах оценки не ставятся до 8 класса. И я знаю, что у многих родителей это вызывает внутренний диссонанс.

"Что это за школа такая без оценок?!"

На самом деле, отсутствие оценок не означает, что ребёнок не знает, хорошо он делает или плохо. И если ребёнку не ставят оценку, то это не означает, что ему не могут сказать «вот здесь тебе нужно постараться, а вот здесь ты превзошёл сам себя»

Давайте разберёмся со стандартной оценочной системой. Посмотрим на неё внимательно. А потом я расскажу, что предлагается взамен оценок в Вальдорфских школах.

Система оценивания баллами направлена на фиксацию уровня навыков и знаний среднестатистического ученика.

Но каждый ребёнок уникален. Он не среднестатистический. Соответственно, действующая оценочная система, мягко говоря, не может выявить уровень приложенных учеником усилий.

Оценка ставится за результат, а не за процесс включения в работу.

====

Возьмём, к примеру, троечника. Ведь это самый настоящий трудяга! Он всё время прикладывает усилия, чтобы удержаться на своём уровне. Но ярлык "неуспевающего" давит его тяжким грузом.

А теперь представим отличника, у которого всё получается легко. Он не прилагает усилий, делает с первого раза. В этом случае отметки относительно его личного потенциала, скорее всего, сильно завышены. Они будто твердят ему: "Не надо стараться и прикладывать дополнительных усилий, ты УЖЕ добился успеха."

Выходит, что оценки тормозят рост и того, и другого.

Более того, выставление оценок учителем неизбежно приводит к оценочному суждению по поводу самой ЛИЧНОСТИ ребёнка.

Это отличник, с ним всё понятно. А это троечник, с ним тоже всё понятно. Сменить парадигму отношения к себе ученику очень сложно.

====

А теперь давайте посмотрим, что происходит, если не ставить оценки детям.

Скажу сразу, это сложнее) Ведь учителю нужно смотреть не на формальные стандарты оценивания, а на каждого ребёнка.

Во внимание нужно брать не только итог работы, который виден в тетради, но и способности и возможности каждого ученика.

Вместо оценки (двойки или пятерки) учитель помогает ребёнку посмотреть на свою работу немного со стороны. Хорошо, когда ребёнок сам может замечать, где в его работе есть сильные стороны (самые красивые/которые получились лучше всего), а где он не слишком старался.

Важно научить детей смотреть на свою работу, размышлять о том, как сегодня шёл процесс. Что удалось, а в чем ещё нужно тренироваться.

Совместный взгляд учителя и ученика на работу приводит и к зарождению чувства красоты, гармонии...

Можно ведь увидеть не только правильность решения, но и то, как чувствуют себя цифры на листе:

— На сколько им здесь хорошо?
— Или они чувствуют, что сегодня о них не позаботились?
— А может быть сегодня они очень непослушные, и совладать с ними было очень тяжело?
— Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше/аккуратнее/точнее/понятнее/красивее?
— И чтобы знаки на бумаге (буквы или цифры) почувствовали, что их здесь любят и о них заботятся?

Система оценивания работ в вальдорфе гораздо более глубокая, более интересная, чем стандартная пятибальная система.

Например, вместо оценок в конце года учитель пишет рекомендации каждому ученику:

— Как прошёл год.
— Какие изменения произошли у ребёнка.
— В чем лучше потренироваться, на что обратить внимание, а где он удивительно ярко себя проявил.

В нашем варианте обучения мы тоже стараемся сделать так, чтобы ребёнок учился смотреть на свою работу. Что-то мы говорим об этом и в самих уроках... Но, в основном получается к этому привести детей в формате сопровождения. Это когда мы смотрим фото и видео работ детей и в конце недели даём обратную связь по тому, что увидели.

Когда ребёнок учится оценивать свою работу, учится относиться к себе честно «вот тут я старался, а тут делал спустя рукава» это воспитывает в нем здоровую самооценку. Этот процесс укрепляет стержень ученика.
Ребёнок постепенно обретает уверенность.

Он учится замечать:

— что именно он делает,
— совпадает ли это с заданием,
— совпадает ли это с тем, что он сам хотел вложить в работу,
— что он смог преодолеть, а где не совладал с собой.

Кроме того, ребёнок исследует свои возможности. Если сегодня он сделал быстро, и при этом работа выглядит неаккуратно, и есть ошибки по невнимательности, то это огромная внутренняя работа, чтобы признать это.

Если ребёнок способен это увидеть, то в следующий раз он сможет поэкспериментировать: а что если я буду делать очень медленно, то будет ли работа отличаться?

Множество исследований самого себя в процессе обучения ждёт ребёнка, если не окунать его в шаблонное оценивание со стороны.

"Это у меня получилось красиво. Эта буква в моей работе самая лучшая", - так может сказать о своей работе ребёнок в вальдорфской школе.

В обычной же школе ребёнок скорее всего скажет: "Мне поставили 4". Глубже он не посмотрит. Ведь от него это не требуется.

Тогда в чем же заключается смысл оценок?

45 27 ER 1.7620
Если сейчас необязательно бежать за тетрадями и покупать всё необходимое к школе, то В ЧЁМ же тогда ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИСТИННАЯ ПОДГОТОВКА К 1 СЕНТЯБРЯ?
.
.
.
.
❗РИТМ ДНЯ ребенка - вот, на что стоит сейчас обратить внимание...

Дети на каникулах привыкли ложиться спать позже и просыпаться позже.

И вот наступает 1 сентября. Ребенку, который привык спать летом до 9 или 10 утра, нужно сразу начать вставать в 7, или того раньше. И, причем, просыпаться в это время ему теперь нужно каждый день.

Как вы думаете, что будет испытывать в этот момент ребенок?

ШОК. Организм ребенка испытает шок.
"Почему еще вчера можно было высыпаться, а сегодня уже нет?"

Такое внутреннее шоковое состояние организма будет проявляться внешне у каждого ребенка по-разному.

У кого-то это могут быть:

— Сложные подъемы и нервотрепка с самого утра. Ведь ребенок вот-вот опоздает на занятия из-за того, что он так долго копается/тяжело просыпается/никак не может собраться нормально.

— Сильная усталость в конце рабочей недели. Силы у ребенка будут очень быстро иссякать.

— Ребенок будет просто отказываться идти в школу или искать причины не ходить. "Ой, у меня живот/голова болит." Или действительно будет болеть без видимых причин.

Как же помочь ребенку избежать этих трудностей в самом начале учебного года?

Для того, чтобы гармонично войти в учебный год так, чтобы и тело и дух смогли здоровым и особым образом включиться в работу, нужно уже сейчас подумать о ритме сна и бодрствования.

— Что конкретно нужно делать?

Начать работать над ритмом совсем не сложно, если делать это по чуть-чуть.

В ближайшие дни вам нужно начать будить ребенка на 5-10 минут раньше обычного. И делать это нужно каждый день.

Сдвигайте ритм постепенно, а не за один день сразу на 2 часа. Лучше сделать это за пару недель по 5-10 минут.

Нам важно, чтобы организм плавно перешёл в новые условия жизни. Учиться будет легче, если вопрос с пробуждением будет решён заранее.

Главное, не забывать делать это КАЖДЫЙ день.

— Завтра разбудили ребенка на 10 минут раньше.
— Послезавтра ещё на 5 минут сдвинуть пробуждение.
— Через 3 дня еще на 10 минут раньше.

Начать эту практику можно уже с завтрашнего утра.

Так 1 сентября у ребенка не будет шокового состояния, что за одни сутки ему нужно перестроить весь его ритм жизни, который сложился у него в каникулы.

А, чтобы вставать пораньше, нужно что делать?
Правильно - ложиться спать пораньше.

— Какие есть пути уложить ребенка спать пораньше сейчас, когда на дворе еще лето?

На самом деле здесь только один путь - начать с самих себя.

То есть вам сейчас нужно подумать, как самим ложиться спать раньше и вставать раньше.

Ведь, если вы сами раньше не встанете - то и ребенок будет спать, если он привык спать дольше.

Хорошо если ребенок сам просыпается рано, но если вам нужно будить своего ребенка, то лучший способ - это пораньше встать самим.

Здорово будет, если вы проснетесь и начнете делать дела, включите музыку в соседней комнате (не там, где ребенок спит😁). Это поможет поймать ребенку импульс начавшегося дня и понять, что пора вставать.

Не советую делать пробуждение резким и четким ровно по будильнику.

☀Есть разные способы легко и мягко разбудить ребенка:

— Присесть на край кровати и погладить ребенка, плечики, спинку. Потереть ладошки друг о друга. Все эти действия сопровождайте речью, рассказом.

— Любимый массаж всех времен и поколений «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

Еще один из проверенных мной лично способов пробуждения напишу в комментариях👌🏻, а вы присоединяйтесь.

Давайте поможем друг другу) Накидаем варианты, как разбудить ребенка так, чтобы у него было хорошее настроение с самого утра.

10 48 ER 1.2755