Статистика ВК сообщества "День памяти жертв блокады | 8 сентября"

0+
8 сентября жители города читали списки с именами жертв блокады Ленинграда

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

В директиве Гитлера № 1601 «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 г. говорилось:
«Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса... Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Встретимся 8 сентября, в день начала Блокады, и вместе почтим память погибших.

62 22 ER 5.7061
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Миллион жертв — ни один город мира в ХХ веке не испытывал такой катастрофы.

8 сентября 2021 года жители Петербурга соберутся на чтение поминальных блокадных списков, чтобы назвать погибших поимённо — прочитать списки во дворах домов, школ, учреждений, в офисах и на городских площадях. Чтобы все имена были названы.

У вас есть возможность прийти на любую из площадок, где мы проводим чтения, и прочитать имена погибших вместе со всеми.

📍Адреса площадок: vk.cc/8mo8pa
✅Принять участие: vk.cc/8mnBXA

57 3 ER 5.1297
Мы продолжаем собирать блокадные семейные истории. Оставляйте в комментариях истории своей семьи и фотографии близких или присылайте нам и мы их опубликуем.

Пишет Маргарита Никитина:
"Моя прабабушка Адамович (в девичестве Станкевич) Розалия Ивановна 1885 г.р. до войны жила на Тимофеевской улице (ныне ул. Ватутина). После смерти мужа в 1924 году пошла работать на завод "Красный Арсенал" браковщицей. Когда началась война, её старший сын Александр, не успев окончить истфак ЛГУ, был призван на фронт, где стал командиром пулемётного взвода. В середине сентября 1941 он пропал без вести во время боёв под Красногвардейском (как выяснилось много позже - попал в немецкий плен и остался жить в Германии под чужой фамилией). Розалия Ивановна пыталась разыскивать его, писала в комиссариат, в газеты, в военную прокуратуру. Буквально каждое её письмо из тех блокадных дней, адресованное младшему сыну Леониду в эвакуацию, пронизано мучительным беспокойством за Александра, а о себе она пишет крайне скупо. Как бы вскользь упоминает, что потеряла все продуктовые карточки, кроме хлебной, и получает всего 150 граммов хлеба в день - и больше ничего. Пишет, что боится Гитлера, что надеется на мир и воссоединение с близкими. Последнее письмо прабабушки, датированное 8 декабря 1941 года, заканчивается словами: "Я живу очень плохо". Ту страшную зиму она не пережила. Неизвестно даже, на каком кладбище похоронена."

16 0 ER 4.5543
Мы собираем блокадные семейные истории. Оставляйте в комментариях истории своей семьи и фотографии близких или присылайте нам и мы их опубликуем.

Вот такую удивительную историю нам прислал Франциско из Испании:
«Моя бабушка была девочкой испанской войны, работала на фабриках и больницах во время блокады, была эвакуирована через Ладожское озеро, попала в плен к немцам в Кавказских горах, училась в 9-й школе на Невском вместе с 5 братьями и сестрами.
К сожалению ,у меня есть только фотографии ее возвращения, когда она находится в Берлине и доставлена в Испанию ,она была захвачена на перевале пиребалов ,а затем была в плену у немцев в Армавире, оттуда она доставлена в Берлин на грузовиках через Украину и Польшу, она во время блокады работала на Краснознаменной текстильной фабрике (улица Красного Курсанта, 25, Санкт-Петербург, Россия ,197110), она также лечила раненых в больницах Ленинграда, ей было 17 лет, некоторые испанские коллеги по школе умерли в боях против фашистов в Карелии …
Это фотографии моей бабушки и ее брата Константина (Владикавказ ), татуировку я сделал в ее честь, моя жена из Санкт-Петербурга. Каждый год я посещаю город и места, где была моя бабушка, крепкие объятия из Испании.
Моя бабушка любила Россию большим сердцем, многие испанские дети сражались на войне, вы должны дать им голос, потому что в Испании о них великое молчание, все, что я есть, это благодаря ей, спасибо от всего сердца».
До встречи 8 сентября. Будем помнить.

22 4 ER 3.8597
Лев Лурье о культуре памяти: «Культура поминания покойных, особенно невинных жертв, разработана плохо. Пренебрежительное отношение к кладбищу в советское время отразилось на общей истории блокады. Она рассматривалась как как подвиг ленинградцев, которые, как и все советские люди, были преданы власти и коммунистической партии, поэтому жертвовали своей жизнью ради победы. Но, как мы понимаем, маленькие дети и старики, не состоявшие ни в каких политических организациях, не были участниками борьбы в том же смысле, что и солдаты красной армии.
То, что мы не вспоминаем покойных, оказало серьезное влияние на психологию и историю города. Огромное горе, которое выражается в холодном мраморе Пискаревского мемориального кладбища, и в котором нет того, о чем писала Ольга Берггольц, что запечатлено на надгробье «Никто не забыт, ничто не забыто». Эти люди были забыты, потому что умирали и те, кто был с ними связан, и память о них восстанавливалась только в наше время, когда в преддверии очередного юбилея победы начали составлять книгу погибших, таким образом у нас появился этот список.
Эта пустота должна быть заполнена, попытки создания нового музея блокады провалились, у нас нет института, который бы изучал блокаду, нет центра, который бы объединял людей, исследующих ее. В этой истории со списками есть что-то в хорошем смысле ритуальное, ты себя чувствуешь лучше после того, как прочитал имена этих несчастных детей, стариков и домохозяек. Мы понимаем, что 125 блокадных грамм - это смертный приговор, выжить в таких условиях можно было только случайно».

29 1 ER 2.9906
С ДНЕМ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ!

Вечером 27 января 1944 года в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют. После блокадного мрака — праздничный салют… «Первый раз за два с половиной года мы увидели свой город вечером! — делилась впечатлениями Ольга Берггольц. — Мы увидели его ослепительным, озарённым вплоть до последней трещины на стенах, весь в пробоинах, весь в слепых зафанеренных окнах, — мы увидели, что он всё так же прекрасен, несмотря ни на какие раны, и мы налюбоваться им не могли, нашим красавцем, одновременно суровым и трогательным в праздничных голубых, розовых, зелёных и белых огнях, в орудийном громе, и чувствовали, что нет нам ничего дороже этого города, где столько муки пришлось принять и испытать. Незнакомые люди обнимали друг друга, и у всех в глазах светились слёзы».

К тому времени враг был отброшен от города на 60—100 километров. Вся главная магистраль Октябрьской железной дороги вновь стала советской. Город праздновал конец блокады.

31 0 ER 2.1651
18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда.

37 0 ER 2.0402
[club166286444|Лекция Никиты Ломагина «Блокада. В преддверии 8 сентября»]

Никита Ломагин: " К сожалению, не очень много людей занимаются историей блокады. Хотя в последние годы их становится больше и в Германии, и в Англии, и в США, и у нас. Если говорить о профессиональных дискуссиях, а не о дискуссиях среди журналистов, то, конечно, идут споры по вопросам, связанным с отношением Сталина к Ленинграду. Все ли возможное советская власть, центральные органы власти делали в отношении Ленинграда?"

[club12701496|Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме]
6 сентября в 19:00 | Литейный проспект, 53
Лекция бесплатная, регистрация: vk.cc/c5ghs5

19 0 ER 1.6369
Ученик художественной школы при Академии художеств Ленинграда 14-летний Дима Бучкин в дни блокады фиксировал жизнь осаждённого города.

Немногим известно, что в Музее обороны Ленинграда хранится дневник, который историки называют уникальным. Его автор, Дмитрий Петрович Бучкин, петербургский художник, пережил блокаду.

- Мне вспоминается блокада как одна сплошная чёрная ночь. Люди изголодались и промёрзли на несколько жизней… Отец (советский живописец Пётр Бучкин. - Ред.) подарил мне этот блокнот со словами: «Фиксируй всё, что видишь. Кто, Димка, если не мы?» Наверное, отчасти это занятие спасало меня, отвлекая от постоянного чувства голода.
…В первые дни блокады умерли самые сильные и здоровые. Именно им оказалось сложнее всего переносить муки голода. Всё, что ценилось раньше, перестало быть главным. Хлеб заслонил собой всё. Серебряный кубок с дарственной надписью «А. И. Куприн Катюше в день свадьбы» (писатель был дружен с семьёй Димкиной мамы) обменяли на две буханки хлеба. Котиковую шубу продали за 12 кг пшена и были счастливы.
- В любое время есть те, кто наживается на чужом несчастье. Мой отец состоял в Союзе художников. Уже после войны стало известно, что для поддер­жки членов союза из Москвы был прислан самолёт с продовольствием. Но досталось оно лишь председателю и нескольким приближённым. Позже балерина Красношеева рассказала, как те устраивали оргии с молоденькими танцовщицами, покупая их теми продуктами...

При каждом доме была создана команда подростков для защиты здания от зажигательных бомб. Взрослые работали, а жилище оберегали дети.

- Нас в команде было четверо - Олег Чубинский, Лёнька Кривский, Макс Райкин (младший брат Аркадия Райкина. - Ред.) и я. Мы дружили с первого класса и прошли плечом к плечу всю жизнь… А руководила нашей бригадой молодая женщина, начальница жилконторы. Она погибла на моих глазах. Когда были на крыше, недалеко от нас разорвалась бомба. Я уцепился за трубу, а её взрывной волной снесло с дома… Во время воздушной тревоги мы спускались в бомбоубежище в соседнем доме. Однажды отец слёг с температурой и идти туда физически не мог. И мы с мамой остались: помирать - так вместе. В ту бомбёжку снаряд прямым попаданием разорвался над убежищем. Люди умерли заживо погребёнными под обломками - разбирать завал не было сил ни у кого…

Рисунки Д. П. Бучкина. Листы из альбома "Блокадный Ленинград". 1941-1942

24 2 ER 1.3840
БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА

Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады». Именно тогда появилась Блокадная ласточка — маленький жестяной значок, а на нем ласточка с письмом в клюве. Ласточка — символ надежды.

Блокадная ласточка

Весной сорок второго года
множество ленинградцев
носило на груди жетон —
ласточку с письмом в клюве.

Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.

…Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень — к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны…

О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне…

Ольга Берггольц

24 0 ER 1.0601