Статистика ВК сообщества "Колдовство \ Русское Чернокнижие"

0+
Трезвый взгляд на живую традицию

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

МУХОМОР В Быту, ВЕРОВАНИЯХ, ОБРЯДАХ, Искусстве НАРОДОВ CЕВЕРА

Елена Петровна Батьянова
Михаил Мокович Бронштейн

В статье рассматриваются религиозные представления народов Северо-Востока Сибири о мухоморе, ритуальные практики, связанные с ним,
традиции использования этого гриба в качестве галлюциногена и в медицинских целях. В основе статьи лежат полевые материалы, собранные авторами среди коренных жителей Чукотки и Камчатки (чукчей, коряков, чуванцев) в
1980–2000 гг. Приводятся зафиксированные авторами в экспедициях бытовые и
мифологические рассказы о мухоморе. Сопоставляются и анализируются изображения «людей-мухоморов» на древних наскальных рисунках Пегтымеля и гравюрах на моржовых клыках чукотской художницы Лидии Теютиной.

241 6 ER 2.4897
Зотов Сергей Олегович; Харман Дильшат Догановна

Средневековая магия: визуальная история ведьм и колдунов

Москва: Издательство АСТ,
2022. — 368 с. ; ил. — (История и наука Рунета. Страдающее Средневековье).

Женщина, летящая по ночному небу верхом на метле. Седобородый старик с посохом, завернутый в длинный плащ. Эти образы колдуний и волшебников появились в современной культуре под влиянием средневековых изображений — а  большинство наших фэнтезийных вселенных основаны на представлениях о магии, сложившихся в Западной Европе в XIV–XVII вв.
В этой книге речь пойдет о визуальных истоках воображаемого волшебного мира. Как художники изображали знаменитых чародеев и волшебниц прошлого? Какую роль иконография сыграла в охоте на ведьм? И почему тысячи магов по всей Европе следовали указаниям иллюстрированных гримуаров, колдовских книг? Это исследование приведет нас к образам, легко узнаваемым сегодня по фильмам, музы-
ке и компьютерным играм: волшебной палочке и ведьминской метле из фэнтези, сатанинской пентаграмме из фильмов ужасов и черному козлу из рок-музыки. Тысяча
лет средневековой магии не канули в лету, но оставили глубокий след в современной культуре.

261 2 ER 2.3067
Всех причастных, с днем этнографа!

«Например, колдовство. Раньше оно пряталось в подполье, опасаясь гонений от попа и исправника. Да и самый предмет уж такой интимный, не подлежащий чужому наблюдению. И вот теперь невиданное зрелище. Колдовство, можно сказать, выходит вперед и само лезет в рот прохожему этнографу. Валдайский отряд сообщает о следующем: «В селении Кирилловщине умирала старуха колдунья. Услыхав о прохожих студентах, она послала к ним навстречу девочку внучку с таким наказом : «Скажи им, — худо мне. Умереть не могу. Никто моей силы не принимает. Слыхала я, что ходят такие люди, собирают ведовщину, так пускай бы пришли, забрали бы и моих дьяволов».

Эти умирающие колдуны, лишенные наследников, попадаются в разных местах. Их наследником является по праву молодая этнография.»

Сборник этнографических очерков «Старый и новый быт», 1924г, под ред. В.Г. Тана-Богораза., ст.11

50 5 ER 1.2514
С.Н. Волков

ФОЛЬКЛОР ЗЕМЛИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБ «ОГНЕННЫХ ЗМЕЯХ»

Из статьи:

"Уроженка с. Засечное Мария
Александровна Милотаева (1916–1988) рассказывала несколько историй об «огненных змеях», где фигурировало некое
демоническое существо, способное обратиться сначала в шар, затем в человека, умершего недавно. Этот шар летел прямо
к дому, где тосковали по усопшему. При этом интересным представляется факт существования в данной местности людей, знающих, как остановить «огненного змея».
Из рассказов становится ясным, что демоническая сущность может быть «притянута» человеком во время своего небесного пролёта, если этот человек прочтёт нужное заклинание. «Огненный
змей» тут же падает, бьётся о землю, рассыпается искрами и превращается в того, по кому тоскуют родственники. Тот, кто
остановил змея, должен совершить обряд его изгнания и «отпустить». Если этого сделать не удаётся, то демон становится
невидимым спутником самого знахаря. И преследует его по жизни до тех пор, пока не выкачает все жизненные силы и не сведёт в могилу.
Вот как описывается обряд остановки и отпускания «огненного змея» в классическом представлении у народов Поволжья:
«Есть мнение, что, воткнув специальным образом в землю три металлических ножа, Змея можно полностью подчинить
себе. Он выполнит ваши просьбы, и раскроет вам свои тайны. В народе верили, что когда отпускаешь Змея, нужно обязательно разорвать на себе рубашку (а тоЗмей обязательно вас погубит) …»

113 2 ER 1.5308
Л. Н. Виноградова

Непростые люди в сельском сообществе:
о людях, наделенных сверхъестественными способностями.

Часть 1:
Невольные вредители, бесноватые, чужаки
Часть 2:
Мастера-профессионалы, магические специалисты, полудемонические существа

Статья посвящается проблемам классификации персонажей восточнославянской мифологии внутри класса «люди со сверхъестественными свойствами». Будучи расположенными на условной шкале «человек — демон» в порядке нарастания меры «демоничности», они позволяют судить об общей типологии образов непростых людей в народной культуре и раскрывают представления об их социальном статусе в сельском сообществе.

155 4 ER 1.9984
" В нашей деревне, если женщина не родит, то oчень тужит. Можно найти таких старух; я знаю одну, её называют баба Лабан. Она умеет ворожить; я отлично её знаю. Она сделает куклу из теста - это будто ребёнок, и пойдут в полночь вместе с нерожающей женщиной на берег реки. Женщина упадёт ничком, без пояса, без креста, распустив свои волосы. А старуха начнёт что-то нашептывать. Пошепчет-пошепчет, подует-подует и скажет: "на, вот этого тебе, а нам дай своего. Мы просим у тебя и сами мы даем тебе". Встанут и уйдут. После этого женщина начнёт рожать.

А у которой женщины дети умирают, та вот что делает. Она пойдёт со старушкой знахаркой в полночь, сварит солянку, поставит её посреди бани; сами они выйдут, а дверь отперта. Вот женщина становится на четвереньки и начинает, пятись задом, входить в баню; сама она нагая. Войдёт, (переступив) и через сковороду. И когда она минует сковороду, начнёт есть по-собачьи, а старуха стоит и зовет: "идите кушать вместе с молодухой, а потом дайте помощь ея горю; да будут её дети здоровыми, хорошими".
Вот после того и начнёт женщина рожать, и дети ея будут жить".

(Шахматов А.А." Мордовский этнографический сборник")

50 2 ER 1.4198
А.Б. Ипполитова

«Молитвы к собиранию трав и наставление, как рвать травы»
в рукописном сборнике М. Вельякова 1890-х гг.

Статья посвящена анализу рукописного сборника М. Вельякова (1890-е гг.), содержащего разнородные данные по ботанике и медицине, хозяйственную информацию (травники, лечебные и хозяйственные рецепты, перечень книг по ботанике и проч.). В специальном разделе рукописи, озаглавленном «Молитвы к собиранию трав и наставление, как рвать
травы», рассматриваются особенности сбора растений. Здесь приводятся канонические и неканонические молитвы, заговоры, а также описание ритуала сбора растений на Иванов день и «Подробное наставление, как брать травы». Для русских травников XVII–XVIII вв. выделение таких разделов не было характерным. Сборник М. Вельякова анализируется в контексте данных устной и рукописной традиции.

87 8 ER 1.7519
ШМЫК Е.А., ТРОФИМЕНКО С.А.

ПОНЯТИЕ ШАБАША ВЕДЬМ В НЕМЕЦКОЙ И СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРАХ (НА ПРИМЕРЕ ВАЛЬПУРГИЕВОЙ НОЧИ И ШАБАША
НА ЛЫСОЙ ГОРЕ)

120 0 ER 1.5047
🔥Подборка книг Практиков Черной Магии за 2020-2021 года

Сегодня вашему вниманию представляется не очередная скучная этнография и какое-то не актуальное народное творчество, а плоть от плоти Настоящей Магии: книги самих Практиков современности. Кто как не они знают всю специфику магического искусства, именно у них сохраняется тот баланс древней архаики и современной научной картины мира. Трудно переоценить вклад Практиков в изучении, сохранении, развитии и передаче настоящей магической традиции, они практически бескорыстно делятся с нами, простыми теоретиками и этнографами-любителями, тайными знаниями, что переданы им от их предков, а также что рождены в горниле их магической практики.

Данная подборка охватывает книги Практиков только за 2020 и 2021 года, как наиболее свежие и актуальные.

Маг Велиар. Алтарь Ведьмы. Посвящение и практика
Маг Велиар. Магия черного пламени.
Маг Велиар. Узелковая магия, игла и нить. Работа словом, практикум.
Черновед. Колдовство. Книга 2
Девин Хантер. Книга колдовской силы
Демон Барзай. Лилит. Ритуалы, лики и манифестации
С. Бен Кэин. Гримуар Черного Древа Жизни.
Бругш Эвелина. Магические ритуалы ведьм.

🔥Так же издан очередной фолиант Традиции:

Псалтырь Каина

264 12 ER 2.3322
Б. А. Успенский

МЕТЕМПСИХОЗ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Св-во о том, что русские верили в перевоплощение душ, можно найти в записях А. Т. Болотова (1764 г).
Это св-во подтверждается этнографическими наблюдениями. Особенно же распространено мнение, что люди на том свете превращаются в животных.

91 10 ER 1.5545