Статистика ВК сообщества "Учителя тоже люди"

0+
Учитель далеко не всегда прав, однако не слишком ли многого мы хотим от такого же человека, как и мы сами?
Количество постов 1 927
Частота постов 20 часов 50 минут
ER 12.62
Нет на рекламных биржах

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

БЕЗРУКОВ ОЗВУЧИЛ ЗАРПЛАТУ СЕСТРЫ — УЧИТЕЛЬНИЦЫ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Известный российский актер Сергей Безруков выразил возмущение факту маленьких зарплат учителям в школах, которые вынуждены трудиться за минимальную зарплату.

Об этом актер порассуждал у себя в Telegram, где привел пример родственницы, которая живет в одном из областных городов провинции.

"О какой системе образования можно рассуждать, пока учителя получают меньше кассира в супермаркете? И я знаю, о чем говорю. Сестра работает учителем младших классов в Лысково Нижегородской области, стаж — 25 лет, оклад — 14.633 рубля. Со всеми надбавками, проверками тетрадей и так далее выходит 21 тысяча", — заявил Безруков в блоге.

При этом актер отметил, что педагог - это важный человек в жизни ребенка, а не обслуживающий персонал.

#УчителяТожеЛюди #Безруков

13 7 ER 2.1119
УЧИТЕЛЬНИЦА ИЗ ТЮМЕНИ ДОБАВИЛА В КОНТРОЛЬНУЮ ПО ФИЗИКЕ ЗАДАЧУ «НАРИСОВАТЬ КОТИКА», ЧТОБЫ СНЯТЬ СТРЕСС У УЧЕНИКОВ

Учительница одного из тюменских колледжей Анастасия рассказала в своём твиттере, что добавила в контрольную по физике задание нарисовать животное — котика, ёжика или динозавра в зависимости от варианта. И показала, как её ученики справились с заданием.

Анастасия рассказала TJ, что решила добавить задание с рисунками в контрольную, чтобы помочь студентам расслабиться. Она отметила, что с небольшой задачей справились все — и даже получили один балл за выполнение.

Задание придумала во время очередной проверки однотипных тестов. Решила, что неплохо было бы как-то снять у студентов напряжение во время контрольной, потому что всё равно они волнуются, как бы хорошо не готовились. Поэтому решила попросить в одном из заданий нарисовать небольшой рисунок. Так и мне легче и веселее проверять.

В целом, ученики отнеслись хорошо, но с некоторой долей недоверия, потому что, судя по всему, раньше они с таким не сталкивались. Однако тех, кто не нарисовал, не было, хотя несколько ребят отнеслись к заданию скептически. Но в итоге, у них же и получились самые крутые рисунки.

Поскольку это задание не несёт в себе никакой проверки знаний по физике, на оценку они не влияли никак, даже если бы их не рисовали, студенты могли бы получить отличную оценку только по итогу решённых задач. Однако, рисунок давал +1 балл, поэтому кому-то он даже помог с оценкой.

8 1 ER 1.2617
ОМСКИМ УЧИТЕЛЯМ ЗАПЛАТИЛИ 100 РУБЛЕЙ ЗА РАБОТУ НА ЕГЭ

Накануне в соцсетях появилась жалоба педагога одной из омских школ к министерству образования Омской области. Учительница эмоционально высказалась о том, сколько платят педагогам за организацию ЕГЭ.

По словам учителя, педагогов заставляют выходить из законных отпусков на проведение резервных дней ЕГЭ, которые проходят в июле.
«Мало того, что создали там тюремные условия, да именно тюремные, что для детей, что для учителей, так ещё и платят за это «удовольствие» 100 рублей за 6-8 - часовой рабочий день, в то время как в Москве размер оплаты 5 тыс. руб. за один экзамен. Мы выполняем разную работу или может у нас ответственности меньше? На каком из ваших уровней воруются деньги? Почему они не доходят до педагогов?», - обратился учитель к региональному минобру.

Также женщина подчеркнула, что не будет сообщать, в какой школе работает, поскольку такая ситуация актуальна для всех школ в регионе.

В министерстве образования Омской области сообщили, что по данной информации проводится проверка. Результаты пообещали огласить не позднее 10 июня.

#УчителяТожеЛюди #ЕГЭ #Омск

7 4 ER 0.8114
УЧИТЕЛЬ ПОПЫТАЛСЯ ПУБЛИЧНО ПРОЖИТЬ МЕСЯЦ НА ЗАРПЛАТУ В 14 ТЫСЯЧ. НА НЕГО ЗАВЕЛИ ДЕЛО ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ

Преподаватель Суджанского сельскохозяйственного техникума в Курской области Александр Мамкин решил прожить месяц исключительно на зарплату кандидата наук в 14 600 руб. Но на второй день эксперимента на него завели дело об экстремизме.

Об этом сообщают «Курские известия». Мамкин начал свой публичный эксперимент 23 ноября. Уже на следующий день на него возбудили дело об экстремизме за пост в ВК от 9 февраля 2020 года. Поводом послужило фото со свастикой, которое было прикреплено к посту. В самом тексте Мамкин рассказывал об уничтожении кладбища ветеранов и строительстве песчаного карьера вместо него. При этом Мамкин сравнил сторонников уничтожения кладбища с фашистами.

После возбуждения уголовного дела Мамкин заявил, что является принципиальным борцом с фашизмом и нацизмом и написал об этом десятки статей. «Для меня самое страшное в нацизме то, что людей расчеловечивали. Их заставляли жить в невыносимых условиях, закрывать глаза на страдания других и превращали в норму антигуманизм», – отметил Мамкин.

Мамкин является лауреатом Президентской премии, кандидатом педагогических наук. Однако он критиковал низкие зарплаты у педагогов. «Я нищий преподаватель из Курской области. За прошлый месяц я получил на руки 14 600 рублей. Мой ежедневный доход на 60 рублей превышает уровень нищеты. Напомню, что самая низкая в мире зарплата – в нищей Уганде, где учитель на одну ставку зарабатывает 26 тысяч рублей по паритету покупательской способности. Я получил на 1,3 ставки меньше самой низкой в мире зарплаты учителя. И таких, как я, – много», – подчеркнул Мамкин.

#УчителяТожеЛюди #Курск

7 3 ER 0.7589
УЧИТЕЛЬНИЦА ЭЛЬВИРА ИГНАТЬЕВА, ПОГИБШАЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ В ШКОЛЕ КАЗАНИ, ПЫТАЛАСЬ СПАСТИ УЧЕНИКА, СООБЩИЛ ИСТОЧНИК В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

По предварительным данным, Игнатьева вышла в коридор, по которому как раз шел вооруженный Ильназ Галявиев. Учительница оттолкнула ребенка от стрелявшего и закрыла его собой.

Источник: «По предварительным данным, Игнатьева попыталась спасти одного из учеников, об этом говорят очевидцы трагедии. Она оттолкнула ребенка подальше от стрелявшего и встала на пути его оружия, фактически закрыв собой ребенка».

Галявиев выстрелил в женщину, ранение оказалось смертельным.

Погибшая преподавала в школе около четырех лет, а в 2018-м году заняла второе место на конкурсе «Учитель года». Она пришла на работу в школу в тот же год, когда Ильназ Галявиев ее окончил, но у него она не преподавала.

8 0 ER 0.6409
«НАС ОБМАНУЛИ!» — УЧИТЕЛЯ О СЛОВАХ КРАВЦОВА О «ДОБРОВОЛЬНОСТИ» ВАКЦИНАЦИИ

Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов 16 августа сделал заявление о добровольном характере вакцинации учителей в школах и недопущении дискриминации в отношении непривитых педагогов. Тысячи учителей почувствовали себя обманутыми — ведь до 15 августа их в приказном порядке в устной форме обязали пройти полную процедуру вакцинации от COVID-19.

Российская сфера образования продолжает испытывать на себе чиновничье буквоедство и эксперименты. В этот раз удар по работникам образования был нанесён буквально в спину — и педагоги, что называется, остались в дураках.

Работай или убирайся

В начале лета 2021 года очередная волна коронавируса накрыла Россию. Рекорд по числу выявленных случаев заражения коронавирусом поставила Москва: 18 июня в столице выявили более девяти тысяч таких случаев. Спустя некоторое время коронавирусная волна с «Дельта"-штаммом пошла в регионы. Итогом ситуации стало радикальное решение властей ряда субъектов РФ: ввести обязательную вакцинацию не менее 60% сотрудников ряда сфер — преимущественно тех, в рамках которых происходят контакты между людьми.

Первыми, как это часто бывает, «под нож» «обязаловки» попали педагоги. Так, учителям ряда школ заявили, что в срок до 15 июля необходимо привиться первым компонентом любой российской вакцины от COVID-19, а до 15 августа — вторым компонентом. В противном случае педагогам в устной форме пригрозили отстранением от работы без сохранения заработной платы. Исключение составили сотрудники, имеющие отвод от прививки по медицинским показателям.

Сколько ни говори «добровольно»…

Некоторые педагоги, радикально настроенные в отношении вакцинации, сразу заявили, что в конце лета они уволятся и перейдут на репетиторство. Однако большая часть учителей всё же вынуждена была принять «обязаловку» и пойти прививаться.

При этом чиновники в регионах повторяли словно мантру слова о том, что понятия «обязательной» вакцинации в России нет — всё носит добровольный характер, а отстранение от работы без сохранения зарплаты не равняется увольнению. При этом объяснить, чем же всё-таки де-факто отличаются данные положения, помимо юридического статуса в трудовой книжке, чиновники не смогли.

Удар исподтишка

Однако новую волну возмущения вызвали заявления главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова, сделанные 16 августа. В ходе встречи с уполномоченным по правам ребёнка в России Анной Кузнецовой министр заявил, что «принудительной вакцинации педагогов и школьников не будет», а также поддержал слова детского омбудсмена о недопустимости применения санкций в отношении непривитых детей и педагогов.

Случайно ли эти заявления были сделаны 16 августа? Ведь именно 15 августа было днём, когда учителям ряда школ обозначили дедлайн по проведению полной процедуры вакцинации от COVID-19. Таким образом, подавляющее большинство учителей в школах буквально почувствовали себя обманутыми.

«Если всерьёз рассматривать слова Кравцова, то нас буквально обманули с этой вакцинацией. Потому что все знают, что в школах в отношении педагогов существует «добровольно-принудительный» принцип. А уж когда дело касается подобных моментов — все школьные директора берут «под козырёк» и мчатся исполнять распоряжения. Получается, все учителя полностью привились, а теперь нам говорят, что этого можно было и не делать», — рассказывает ИА REGNUM учитель одной из московских школ на условиях анонимности.

Соцсети негодуют

Пользователи соцсетей уже реагируют на новость о «добровольности» вакцинации от COVID-19 в школах — и у подавляющего большинства интернет-пользователей наблюдается растерянность.

«Я знаю таких, которые вывернулись из ситуации, не вакцинируясь. Но мне почему-то не хочется идти этим путем, что делать? Кравцов сказал одно, а на работе говорят другое», — пишет пользователь «ВКонтакте» Татьяна Чикулаева в комментарии к соответствующей новости.

«Педагогов уже заставили привиться. Где Кравцов был?» — вопрошает Ирина Волкова.

«Как здорово! У нас в школе до 15 июля первая прививка, до 15 августа — вторая. Без сертификата — увольнение. Сделала. Очень плохо себя чувствую. И что теперь? Оказывается, не надо было! Испортили отпуск всем. Измотали нервы, а впереди учебный год!» — возмущается Юлия Чистякова.

Умаслить перед выборами?

При этом часть интернет-пользователей не исключает, что власти намеренно делают такие по-популистски либеральные заявления, поскольку через месяц в России пройдут выборы.

«Да, это точно, всех учителей, ещё весной, в категоричной форме, под страхом увольнения, заставили делать эту гадость, а сейчас, перед выборами — ах, какие речи… Лицемеры!» — негодует Елена Криштопова.

«Это пока они так говорят, потому что скоро выборы. После 19 сентября по-другому начнут — уже, наверное, насильно-принудительно заставлять будут вакцинироваться», — считает Екатерина Морозова.

Александр Умрихин

#УчителяТожеЛюди

20 4 ER 0.8802
УЧИТЕЛЬ НЕ УВИДЕЛ СМЫСЛА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ С ПЕРВОГО КЛАССА

Министр просвещения Сергей Кравцов ранее заявил, что предмет введут в рамках внеклассных занятий.

В первом классе дети учатся читать и ещё не готовы серьёзно воспринимать сложную информацию, сообщил радиостанции «Говорит Москва» учитель истории и автор учебников по этой дисциплине Леонид Кацва.

«То, что касается факультативов — это чушь. Никакие факультативы в первом классе невозможны. Там вообще нет такого. То, что касается в рамках других предметов — это и сейчас есть, правда, в четвёртом классе, в рамках предмета «Окружающий мир». И в советское время это было с четвёртого класса. В первом классе дети читать учатся. Какая история? Если какие-то исторические сюжеты будут на уроках чтения, ну пусть будут. Что об этом провозглашать то?»

#УчителяТожеЛюди #история

6 1 ER 0.5256
ПЕТЕРБУРГСКИЙ УЧИТЕЛЬ СРАВНИЛА СВОИ ДОХОДЫ С ЗАРПЛАТОЙ НАДИ ШЕВЕЛЕВОЙ ИЗ «ИРОНИИ СУДЬБЫ»

В середине 70-х на советские экраны вышел фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Главной героине - педагогу по профессии Наде с лёгкостью удаётся расплатиться за билет на поезд своему «гостю», потом самой слетать в Москву и при этом накрыть шикарный новогодний стол. Примечательно, что Надя все расходы оплачивала наличными, а не снимала средства со сберегательной книжки.

Зарплата педагога того времени составляла около 130 рублей. Журналисты «Новой газеты» сравнили возможности советского педагога и российского учителя. Преподаватель Елена из Петербурга получает сегодня 50 тысяч рублей. Проживает в однокомнатной квартире с котом. Около 6 тысяч рублей девушка платит за коммуналку. Шевелева платила по тем расценкам около 13 рублей в месяц. За праздничное платье Лена выложила около 8 тысяч рублей, а наряд актрисы оценивался примерно в 30 рублей. Столько же стоила электробритва. Сейчас подобный девайс обойдётся в 10 тысяч минимум.

Авиабилет между двумя столицами стоил около 15 рублей, против 4 тысяч на сегодняшний день. Билет на поезд для Жени Лукашина обошёлся в червонец, а для современной девушки будет стоить 5400 рублей. Поездка на Сапсане - ещё дороже. На новогодний ужин Надя потратила 40 рублей. Это треть её зарплаты. А вот для Лены он обошёлся в 9 тысяч. Почти пятая часть зарплаты. С учётом поездок на такси и другие расходы обе героини не вписались в месячную зарплату.

#УчителяТожеЛюди

4 0 ER 0.4152
ЧТО НЕМЕЦКИМ ШКОЛЬНИКАМ РАССКАЗЫВАЮТ О 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА?

Те, кто учил историю по советским или российским учебникам, точно знают, когда и с чего началась Великая Отечественная война. А что знают о 22 июня 1941 года немецкие школьники? Корреспондентка DW разбиралась.

В школьной библиотеке гимназии Hölty-Gymnasium в Нижней Саксонии исторической литературы много. Только научно-популярных книг - 1730. Примерно девять процентов из них рассказывают о Второй мировой войне. По просьбе DW, ее руководитель Ирина Неме (Irina Nehme) показала, по каким учебникам истории учатся немецкие школьники.

Главный вопрос, который меня интересовал, есть ли в них эта дата: 22 июня. Открываю оглавление учебника Anno 4, который издательство Westermann подготовило для гимназий в Нижней Саксонии, и на 98 странице вижу главу "Вторая мировая война и ее последствия". В разделе "Нападение на Европу" - параграф на двух страницах под названием "Восточная кампания". И в этом параграфе - та самая дата: "22 июня 1941 года вермахт напал на Советский Союз". Авторы учебника пишут, что "Гитлер считал необходимым и возможным победоносно реализовать план "Барбаросса".

Как преподают историю в немецких школах?

Пролистывая другие книги по истории, встречаю более краткое или более подробное описание. За разъяснениями я обратилась к немецким учителям истории - представляющим разные поколения, разные федеральные земли и занимающим разные должности. И начала я с вопроса: "Знают ли эту дату, 22 июня 1941 года, немецкие школьники?"

"Немецкие учебники составлены не по датам. Восточная кампания однозначно обозначается как нападение - так сразу дается четкая оценка. Это было нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, и оно было спланированным. Упоминается и пакт Гитлера-Сталина. Рассказывают и о плане "Барбаросса", но вот сами даты большой роли не играют. Самый важный момент - в том, что напала именно Германия", - говорит в интервью DW Петер Йоханнес Дросте (Peter Johannes Droste), глава немецкого Союза учителей истории.

Ни в одном? А сколько же вообще учебников истории в Германии? За образование в ФРГ отвечают федеральные земли. "16 земель - и у всех свои учебные планы, но есть только три-четыре крупных издательства учебной литературы для школ. Они адаптируют манускрипты уже под каждую землю. Поэтому на самом деле все не так хаотично, как может показаться на первый взгляд", - успокаивает Дросте, который преподает историю уже два десятилетия и сам является автором нескольких учебников.

Нужно ли в Германии заучивать даты?

"16 земель, но не у каждой, конечно, есть свой учебник. В Баварии - свой, в Нижней Саксонии - тоже, - подтверждает и глава Немецкого союза учителей Хайнц-Петер Майдингер (Heinz-Peter Meidinger). - В некоторых землях историю начинают преподавать с 5 класса, в других - с 7-го. Концепция учебного плана основана не на хронологическом отображении событий, а на тематическом подходе. Учитель может выбирать из нескольких тем - например, о какой революции он будет говорить с учениками: русской или французской? Поэтому знания у немецких школьников очень разные, даже от школы к школе они могут сильно отличаться".

Итак, единого учебника истории в Германии нет и быть не может. По словам Майдингера, "обычно Вторая мировая война рассматривается в 9 классе, но иногда - в 8-м или 10-м. В определенных образовательных учреждениях, например, гимназиях, эта тема может еще раз коротко всплыть уже на старшей ступени обучения". То есть и здесь нет единого подхода.

На мой вопрос про 22 июня 1941 года глава союза учителей ответил так: "Нападение на Советский Союз? Конечно. Пакт Гитлера-Сталина (или Молотова-Риббентропа) тоже есть, но это - лишь один небольшой аспект. Больше внимания уделяется капитуляции, освобождению, окончанию войны. Все, что было в годы войны, проходят мимоходом. Большая часть знаний, которые есть у молодежи, например, о Сталинграде, почерпнута ими не из уроков истории, а из телевизионных передач, фильмов и интернета. На уроках в эту тему не углубляются. Как Первая, так и Вторая мировые войны в немецких учебных планах рассматриваются крайне бегло. Если посмотреть внимательно учебный план, то в первую очередь речь идет о нападении вермахта на Польшу, истории движения Сопротивления, поворотных моментах в ходе войны, военных преступлениях, но непосредственно хронологии уделяется не так много внимания. Подробно изучается Холокост, послевоенные годы, но о ходе войны дети знают очень мало. Бывает, что во время отпуска, например, в Скандинавии они сильно удивляются тому, что там свирепствовали немцы".

Если ориентироваться на число страниц и количество учебных часов, изучению хода войны действительно уделяется не так много внимания, подтверждает и Ангела Зенст (Angela Senst), преподаватель со стажем в гимназии Hölty-Gymnasium в Нижней Саксонии. "Спаренный урок, не больше, - говорит учительница. - Однако большое внимание уделяется как раз тому, что это была война на уничтожение, направленная на истребление населения Советского Союза. Говорится и том, что вермахт получил мандат на совершение преступлений - стереть с лица земли деревни и села".

Сам текст в школьном учебнике довольно сухо описывает ход Второй мировой, рассказывает преподавательница, но источники, указанные в тексте, отсылают уже к документам, которые наглядно показывают, что происходило, как нарушалось военное право, как солдаты вермахта совершали преступления. Немецкие школьники могут ознакомиться и с рассказами очевидцев со стороны Советского Союза. Сухой текст довольно часто сопровождают яркие иллюстрации. Как, например, вот эта карикатура, на которой изображена свадьба Гитлера и Сталина в учебнике издательства Klett. Она была впервые опубликована в черно-белом варианте в октябре 1939 года в американской газете Washington Star. Ее автор - художник Клиффорд Берримен. "Интересно, сколько продлится медовый месяц?" - гласит подпись к рисунку.

Чего опасаются немецкие учителя истории?

Еще один вопрос, который меня интересовал, упоминается ли на уроках истории, например, битва под Сталинградом? В одном из учебников я нашла короткую запись: "После Сталинграда в войне наступил перелом". А что говорят учителя?

"Военная история у многих коллег сегодня не пользуется популярностью. Когда я сказал своим коллегам из Польши, что у нас есть учителя истории, которые сами не знают про Грюнвальдскую битву (Битва при Танненберге 1410 года), то это их сильно потрясло. У них каждый школьник знает про это. Думаю, конечно, Сталинград упоминается на уроках чаще, но наверняка, есть школы в Германии, где на уроках истории эта битва вообще не изучается", - говорит Дросте.

"Наша цель - не в запоминании дат, фактов, событий, - говорит Ангела Зенст, - важны конкретные примеры и выявление взаимосвязей, чтобы понять, почему произошло то или иное событие и какие это имело последствия". При этом речь не идет о том, что 22 июня не важно как дата, просто в немецких школах - другой фокус. "Как страна, совершившая это преступление, мы стараемся понять, как такое стало возможным", - говорит историк.

В свою очередь историк Майдингер считает, что факты все-таки важно знать. "Мы в последние десятилетия больше феномены рассматривали, но не хронологию, - отмечает историк. - Для учеников с хорошей успеваемостью такой метод подходит, они сами могут отнести все к нужной эпохе. Те, кто учатся время от времени и не особенно прилежно, начинают путаться. Есть пугающие примеры. Иногда школьники Хоннекера (Honecker) относят к Гитлеру, а существование ГДР - к довоенному периоду! Кроме того, нам нужны уроки истории, посвященные истории других культур и стран. Странно ехать в Санкт-Петербург и не знать, что связывает Россию и Германию. Слава богу, гораздо больше, чем Вторая мировая война! Важно обладать историческими знаниями, которые шире истории своего народа".

Даты - не главное? Так было не всегда. Вернер Вeлльхаузен (Werner Wellhausen) преподавал историю 35 лет. Он ушел на пенсию в 2005 году. Если сравнивать по темам, то за последние годы мало что изменилось. Однако ранее больше значения уделялось как раз событиям и хронологии. И даты его ученики должны были запоминать. И про Сталинградскую битву учили.

Отход от хронологического повествования сегодня далеко не всегда идет на пользу школьникам. Как отмечает Майдингер, "в XIX веке в гимназиях воспроизводили ход боев, выстраивали фигурки. Это было время одних крайностей. Теперь - другая крайность". Он считает, что Вторая мировая требует детального изучения, потому что только тогда можно представить себе весь ужас войны. Сам историк знает о войне не только из учебников. Его отец семь лет был в советском плену, куда попал под Сталинградом. Со своим сыном он избегал разговоров о тех страшных годах, и лишь когда тот отказался идти на военную службу, поддержал его решение. "Отец вернулся из Сталинграда и передал мне понимание того, насколько бессмысленна война", - признается историк с 20-летним стажем преподавания.

История, которая не знает героев

Вторая мировая война на страницах российских и немецких учебников, по признанию Майдингера, который знаком с российской литературой, - две большие разницы. "В России много историй о подвигах, героях войны. Этот пласт, конечно, в Германии полностью выпадает. О ходе войны в Германии рассказывают один, в лучшем случае, два учебных часа. В России это, наверное, два месяца. В немецких учебниках истории не разбирают ход сражений и распределение военных сил. Скажем, тот факт, что Италия была на стороне Германии, многим немецким школьникам вообще не знаком", - говорит преподаватель.

Его коллега Дросте соглашается: "У нас почти нет историй о подвигах. Что немного изменилось, так это восприятие покушения на Гитлера. Теперь Штауффенберга (Stauffenberg) и его офицеров-единомышленников считают героями". Больше стали рассказывать и о "Белой розе", брата и сестру Шолль (Scholl) тоже относят к героям.

"Подвиги, герои? - переспрашивает глава Союза учителей истории. - Это очень сложный вопрос. В Германии - неприятие героизации". Хайнц-Петер Майдингер понимает стремление сохранить память о подвигах людей, которые защищали свою родину, как это делается в российских учебниках, но в целом ему кажется довольно опасным, когда на войну смотрят сквозь призму героических поступков. Войной начинают восхищаться, складывается впечатление, что проблемы можно решать таким способом. Раз был такой успех в прошлом, можно повторить?

Красная армия в немецких учебниках

Освобождение или поражение? Так называется параграф об окончании Второй мировой в одном из учебников. Преподаватель истории Ангела Зенст, как и ее коллеги, обсуждает с учениками сначала значение этих слов. Первым, кто официально назвал 9 мая днем освобождения, стал бывший федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер (Richard von Weizsäcker). С тех пор немецкие учебники истории содержат оба понятия.

Все учителя истории в интервью DW подчеркнули, что Красная армия в немецких учебниках истории, как и другие страны-победители, - освободитель. И Майдингер, и Дросте подчеркивают, что нет деления на "хороших" и "плохих" освободителей. О преступлениях солдат Красной армии на территории Германии, если и упоминается, то в контексте возмездия, которое настигло Германию за те бесчинства, которые творились на территории Советского Союза.

Главный урок истории: чтобы не было войны

Петер Йоханнес Дросте подчеркивает, что самый важный урок, который должны вынести ученики: главное, чтобы больше никогда не было войны. По мнению учителя, важно, чтобы школьники понимали: Гитлер уже в 1937 году имел намерение напасть на СССР. И именно он был агрессором. Конечно, немецкие учебники не щадят ни Сталина, ни Гитлера. Как отмечает Дросте, "на подписании пакта встретились два достойных друг друга персонажа". "Однако Гитлер - больший злодей в наших книгах", - подчеркивает преподаватель гимназии.

На самом деле "не совсем правильно говорить, что на войну выделяется только два урока, даже если по часам это и так, - подводит итог Ангела Зенст. - Все, что связано с ней, и гонения, и преследования, и уничтожение, и другие аспекты, рассматривается на протяжении года". Ее ученики проходят этот период в 10 классе, но интерес к теме национал-социализма проявляют уже пятиклассники.

Немецкий учитель Вернер Вeлльхаузен родился в 1941 году. 80-летие годовщины нападения нацистской Германии на СССР совпало с его личным 80-летием. Немецкий учитель истории в интервью DW сказал: "Авторы составляют учебники, опираясь на национальные взгляды и представления. Думаю, это и в России, и в Германии одинаково. Однако я уверен, что немецкие учебники пытаются при этом сохранить объективность".

#УчителяТожеЛюди

13 0 ER 0.5898
В ЗИМБАБВЕ УЧИТЕЛЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАЛ КУРСЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ, ИСПОЛЬЗУЯ ЛИШЬ ДЕШЁВЫЙ СМАРТФОН И WHATSAPP

Максвелл Чимедза не смог оплатить своё обучение, хотя успешно сдал 14 экзаменов — и решил готовить к ним других учеников со всей страны.

27-летний зимбабвиец Максвелл Чимедза готовит студентов со всей страны к сдаче экзаменов, требуемых для поступления в колледжи и ВУЗы. У него нет преподавательского образования, он не умеет пользоваться компьютером. Всё, что у него есть — бюджетный смартфон с 32 гигабайтами памяти и установленным WhatsApp.

В 2021 году Чимедза привлёк внимание местных, а позже и зарубежных СМИ: в его онлайн-классе все 64 ученика успешно сдали экзамены, поставив его импровизированную школу в один ряд с дорогими курсами и репетиторами. Журналисты издания Rest of World рассказали историю «учителя из мессенджера».

Максвелл Чимедза, известный ученикам как доктор Макс, живёт в столичном пригороде Мбаре, одном из беднейших регионов страны. Чимедза признаётся, что, несмотря на прозвище, образования у него нет: он сам сдал 14 разных экзаменов в 2012 году, но у семьи не было денег на университет. Для получения специальности учителя в Зимбабве требуется трёхлетнее обучение.

Идея обучать студентов в WhatsApp пришла к Чимедзе в 2019 году, когда он не смог найти постоянную работу — проблема безработицы и упадок экономики в целом актуальны для Зимбабве уже больше десяти лет. Он создал в мессенджере отдельные «классы» и расписания для них, а также добавил обучающие материалы, с помощью которых стал проводить пробные тесты и проверять учеников.

Доктор Макс ориентируется именно на предэкзаменационную подготовку и готовит студентов за несколько месяцев до сдачи A-level теста. Работа оплачивается за счёт пожертвований от родителей учеников: первое время обучение стило 10 долларов ежемесячно за каждый предмет. На эти деньги учитель оплачивал интернет — около 40 долларов за 25 гигабайт мобильных данных.

Весной 2020 года из-за пандемии большинство школ в Зимбабве закрылись, а движение общественного транспорта ограничили. По всей стране встал вопрос дистанционного обучения и подготовки к экзаменам. Тогда министерство образования запустило школьные занятия на радиостанциях. Хотя онлайн занятия эффективнее за счёт доступа к различным обучающим материалам, этот формат рассматривать не стали — большинство семей Зимбабве не могут позволить себе стабильное интернет-соединение.

Интернет в стране действительно дорогой (около 10 долларов за гигабайт), особенно в сравнении с другими государствами в центральной и южной Африке. При этом пакеты услуг, включающие отдельные приложения, стоят значительно дешевле — порядка одного доллара за неделю безлимитного доступа к WhatsApp.

Это сделало мессенджер важной частью интернета Зимбабве: на WhatsApp приходится около половины всего трафика. Вокруг приложения образовалась своя экосистема. К примеру, в 2014 году стартап 263Chat превратился в полноценное медиа внутри мессенджера, а в июне 2021 года местная студия выпустила первый WhatsApp-сериал с элементами интерактива.

Популярность мессенджера и вынужденная изоляция сделали уроки доктора Макса во время карантина особенно востребованными: одновременно он обучал до 200 студентов. В сентябре школы временно открыли для краткого курса подготовки и сдачи экзаменов, и в WhatsApp-классе осталось 64 человека. Позже они все успешно сдали свои тесты, а 41 ученик получил высшую оценку.

Чимедза надеется, что правительство расширит систему образования и официально включит в неё учебные курсы через WhatsApp: «Им следует рассмотреть такую возможность. WhatsApp-школам даже не нужно тратиться на дорогую мебель или форму для учеников».

По мнению социолога Обрена Нхачи, мессенджер может стать удобным и гибким инструментом для набора и обучения студентов: «WhatsApp пользуются от 5 до 6 миллионов жителей Зимбабве [при населении около 15 миллионов]. Многие студенты могут готовиться к экзаменам прямо на кухне, через телефон».

Пока с перспективами такого формата обучения согласны не все. Джозифат Гвежира, научный сотрудник Союза прогрессивных педагогов Зимбабве, утверждает, что многие города и регионы страны всё ещё не имеют доступа к интернет-соединению. «У нас в сельской местности существуют зоны в сотни квадратных километров, в которых связи нет вообще — для простого телефонного звонка нужно забираться на холм», — чтобы пообщаться с журналистами Гвежире пришлось доехать до школы, где был интернет.

Он также отметил, что курсы в мессенджерах смогут стать официальной частью государственного образования только в случае расширения доступа к интернету: «Я лично готовлю к экзамену 80 человек, и у половины из них нет телефонов. Из тех, у кого есть, большинство не может позволить себе постоянно быть онлайн».

#африка #whatsapp #истории #УчителяТожеЛюди

4 0 ER 0.3870