Статистика ВК сообщества "Государственная Третьяковская галерея"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Поздравляем вас со светлым праздником Пасхи

🖼 С. Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915.

199 26 ER 1.2908
Многие помнят репродукцию картины «Утро» Татьяны Яблонской из школьного учебника: тоненькая девочка в залитой светом комнате делает зарядку. Школьники писали по этой картине сочинения, размышляли о судьбе изображенной девочки.

Девочку звали Лена. В 1954 году, когда ее мама, художница Татьяна Яблонская, писала эту картину, Лене было 13 лет. На картине «Утро» изображена их комната в киевской коммуналке.

Успех у картины был фантастический, репродукции «Утра» висели почти в каждом доме. Но Лена из скромности никому не говорила, что художница Яблонская ее мама, она носила фамилию отца, Отрощенко.

В это время на другом конце континента, в Алма-Ате, 14-летний Арсен Бейсембинов повесил репродукцию «Утра» над своей кроватью. Он смотрел на картину и все время думал об этой девочке – существует ли она, или художница ее выдумала? Эта юношеская влюбленность продолжалась несколько лет. Потом Арсен окончил школу, поехал в Москву, поступил в Строгановку — Московское высшее художественно-промышленное училище. В этом же году в Строгановку поступила и Лена.

Молодые люди сразу подружились, постепенно дружба переросла в любовь. Через несколько лет Арсен повез Лену – уже свою невесту – в Алма-Ату. Только тогда Лена призналась, что девочка с репродукции над кроватью – это она сама.

Вскоре Арсен и Лена поженились и прожили вместе сорок счастливых лет. Та самая репродукция потерялась при переезде, но сохранилась другая картина – маленький карандашный портрет, который Арсен создал специально для Лены.

Картину "Утро" можно увидеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки.

🖼 Т. Яблонская. Утро. 1954.

338 77 ER 1.2117
«Девушка, освещенная солнцем» — одна из первых картин, в которой отразились пленэрные эксперименты Валентина Серова. Эта работа стала настоящим прорывом в русском искусстве. Однако многие художники старшего поколения новые стилистические приемы встречали враждебно.

Картина создана в имении Домотканово. Изображена на ней двоюродная сестра художника — Мария Симонович. По ее воспоминаниям, «Серов искал себе работу и предложил мне позировать. После долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом».

Многие художники старшего поколения не приняли картину Серова. Но Третьяков, замечательным инстинктом почувствовавший подлинную новизну и значительность произведения, все-таки приобрел полотно «Девушка, освещенная солнцем».

В. Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888.

125 29 ER 0.8033
#Вэтотдень в 1839 году родился Константин Маковский. Он был одним из самых популярных российских художников конца XIX века.

В 1870-х Маковский много путешествовал по России. После поездки в Тамбовскую губернию он написал картину «Дети, бегущие от грозы». В одной из деревень он встретил девочку, внешность которой показалась ему интересной. Художник попросил ее позировать для полотна. Девочка согласилась, но в нужный день не пришла.
Вместо нее прибежал младший брат и рассказал, что накануне вечером они с сестрой ходили по грибы, а когда возвращались домой, началась гроза. Дети торопились изо всех сил, чтобы укрыться от непогоды. В один момент девочка поскользнулась, упала в болото и насквозь промокла. Ночью у нее начался жар, поэтому она осталась в постели, отправив вместо себя младшего братца.
Художник был впечатлен этой историей, поэтому положил ее в основу картины. Правда, девочку он больше так и не увидел – пришлось писать ее по памяти.

К. Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872

168 20 ER 0.7859
#Вэтотдень в 1848 году родился живописец Виктор Васнецов. Появлению Васнецова-художника мы обязаны ссыльному польскому мастеру Эльвиро Андриолли, который расписывал Кафедральный собор в Вятке вместе с юным семинаристом Витей Васнецовым.

«...Зачем вы готовите себя к священническому сану? Священников и без вас много, а с художественным дарованием людей значительно меньше. Бросайте семинарские занятия и отправляйтесь в Академию художеств в Петербурге», – убеждал помощника Андриолли.
Васнецов приехал в Петербург, сдал экзамены в Академии художеств, но побоялся зайти в канцелярию, чтобы узнать результаты своего поступления. Уж очень важными особами казались ему сторожа в расшитых золотом мундирах. Через год юноша вновь подал документы на поступление. И выяснил, что его зачислили еще год назад.

Известность Васнецову принесли произведения на «сказочные» темы. Так, в картине «Иван-царевич на Сером Волке» Виктор Васнецов воспроизвел эпизод из «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».

Стремясь открыть зрителю красоту и возвышенность мира народной фантазии, Васнецов использует в картине поэтические образы языческой Руси. Огромные стволы деревьев темного, непроходимого леса похожи на великанов-чудовищ. Сквозь их переплетенные ветви едва пробивается сумрачный свет. Героев окружает атмосфера тревоги и печали – беглецов ждут несчастья и разлука. А на первом плане – чудесно расцветшее яблоневое дерево – символ всепобеждающей любви, знак счастливого конца сказки.

В. Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889.

159 18 ER 0.7099
Друзья, в садах и парках уже распустились нарциссы. Предлагаем вам полюбоваться на «Нарциссы» кисти Федора Толстого.

Рисунок «Нарциссы» относится к натюрмортной графике Толстого – серии изящных листов с изображением цветов и фруктов. Своим возникновением они обязаны вошедшим в моду в Европе и в России атласам цветов. Императрица Елизавета Алексеевна получила в подарок подобный альбом с изображением цветов парижского художника. И она предложила графу Толстому сделать нечто подобное.
Его первым опытом стала веточка со светло-лиловыми цветами, которую он сорвал на даче в Царском Селе и запечатлел на бумаге. Идея увлекла художника, и он исполнил множество акварелей, являющихся самой обаятельной и оригинальной частью его наследия.

Согласно отметкам художника, все натюрморты были нарисованы с натуры. Но, вступая в соревнование с природой, Толстой не копирует ее, а преображает. Каждая деталь для него индивидуальна и неповторима, как сама натура. В натюрморте она приобретает идеальность и совершенство.
🖼 Ф. Толстой. Нарциссы. 1817.

142 15 ER 0.7056
#Вэтотдень в 1870 году в Саратове родился художник Виктор Борисов-Мусатов.

В три года мальчик ушиб спину, и у него начал расти горб. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о ребенке саратовский литератор Александр Федоров. Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала живопись. Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве».

Живописи он обучался в Москве, Петербурге и Париже, но в 1898 году художник вернулся в Саратов. Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ. Его картины рассказывали об эпохе, уходившей в прошлое прямо на глазах Борисова-Мусатова. Эти работы на целое десятилетие определили развитие отечественного искусства: они повлияли на становление русского символизма в живописи и на творчество художников объединения «Голубая роза».

Но его произведения приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным.
Скончался художник скоропостижно в возрасте 35 лет. Похоронили его в Тарусе, на берегу Оки.

🖼 В. Борисов-Мусатов. Майские цветы. 1894.

100 15 ER 0.6791
В Международный день музеев поздравляем с праздником всех наших коллег!

🖼 М. Махалов. Фасад Третьяковской галереи. 1947.

40 12 ER 0.6291
Граф Фёдор Петрович Толстой — русский художник, скульптор и мастер медальерного дела.

«Ягоды красной и белой смородины» – одна из самых известных работ Толстого из так называемых натюрмортов-обманок. В рисунках художник с виртуозным мастерством использует приемы «обмана» зрителя, изображая, словно живые, капли росы на лепестках или сидящую на листке муху.
Толстой пишет лежащие на бумаге две веточки с круглыми блестящими ягодами, а внизу листа, на своем автографе, – дорожку из нескольких капель. В одной из них, словно сквозь увеличительное стекло, видна расплывшаяся буква «О».

Натюрморт он очерчивает изящной рамкой, как бы изолируя его. Но в то же время на круглых поверхностях ягод показывает отражения невидимых окон, соединяющие натюрморт с окружающим миром. Художник словно играет контрастами, масштабами форм и фактурами, превращая обычное и знакомое в удивительное и поэтичное.

Рисунок с изображением ягод смородины Толстой преподнес в дар Елизавете Алексеевне и получил от восхищенной императрицы бриллиантовый перстень. Для нее и многих знакомых он не раз повторял этот натюрморт.
Ради искусства граф Толстой отказался от принятой для знатного дворянина карьеры и должен был сам добывать средства для жизни. Художник в воспоминаниях описывал, как «смородинка» выручала его в трудные времена, когда «целая семья питалась одной смородиной».

🖼️ Ф. Толстой. Ягоды красной и белой смородины. 1818.

#федортолстой #натюрморт #ягоды #третьяковскаягалерея #stillife #art

340 18 ER 0.8132
Среди многочисленных детских портретов, известных в истории искусства, условно можно выделить два типа: или ребенок изображается как бы в «остановленном мгновении», и тогда можно говорить о его живости и естественности, или же модель позирует художнику, робея перед чужим человеком, или просто испытывая неловкость от необходимости держаться неподвижно.

Картина «Девочка с васильками» – портрет Кати, дочери художницы Ольги Делла-Вос-Кардовской. Перед зрителем восьмилетняя девочка, которая просто и спокойно сидит на крыльце, склонившись над васильками, удивительно гармонирующими с ее платьем. В ней нет ни тени напряженности или позы, ведь девочка – дочь художников, она осознает важность своей «работы», да и пишет портрет ее мама. В картине царит атмосфера покоя и безмятежности, образ девочки, сидящей под ласковыми лучами летнего солнца, проникающими сквозь кружево листвы, погружает зрителя в состояние тихой радости жизни.

🖼 О. Делла-Вос-Кардовская. Девочка с васильками. 1908.

100 1 ER 0.5775