#АЭМЗ_Щелоковский_хутор #Хроники_реставрации
Фотообзор дома Павловых из д. Раково Ковернинского района (сер. 19 в.)
Статистика ВК сообщества "Музей деревянного зодчества "Щелоковский хутор""
Телеграм канал музея https://t.me/museumzodshestva
Количество постов 3 930
Частота постов 23 часа 58 минут
ER
39.98
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
С Днём рождения!
Сегодня у нашего любимого руководителя музея, директора, Марины Станиславовны Бугровой День рождения!
Коллектив музея желает Вам крепкого здоровья, финансового и душевного благополучия, радости и счастья, верных и любящих друзей, любви и благоденствия!
Сегодня у нашего любимого руководителя музея, директора, Марины Станиславовны Бугровой День рождения!
Коллектив музея желает Вам крепкого здоровья, финансового и душевного благополучия, радости и счастья, верных и любящих друзей, любви и благоденствия!
#АЭМЗ_Щелоковский_хутор #Масленица_в_Нижегородском_крае
Е. В. Тихомирова.
Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области.
Запись произведена 5 марта 2006 года Тихомировой Е.В.
Ежегодно в последнее воскресенье Масленой недели в с. Выползово изготовляют чучело «мужика», водят его по селу и сжигают в конце праздника. В 2006 году обряд зафиксирован как действующий, имеющий преемственность у молодого поколения. Ряжение мужского чучела на Масленицу – обряд уникальный, не отмеченный более нигде в Нижегородской области.
Село Выползово находится в 54 км на северо-восток от рабочего посёлка Шатки. Это «край географии», дальше населённых пунктов нет. Проехать зимой можно лишь по трассе от Шатков. Летом возможен проезд по полевой дороге от села Гагино. Раньше Выползово относилось к Гагинскому району.
По преданию, название села возникло потому, что первопоселенец был беглым крестьянином («выполз»).
ОПИСАНИЕ ОБРЯДА.
Изготовление чучела «мужика».
Начало шествия. В воскресенье около 12 часов дня четверо-пятеро молодых парней (лет 18-20) начинают делать чучело «мужика». Делают достаточно квалифицированно (см. описание изготовления чучела ниже). Соломенное чучело в мужской одежде имеет отличительные мужские «атрибуты», прикреплённые поверх штанов, состоящие из зачищенной моркови и двух картофелин по краям. Изготовленное примерно за час, чучело «мужика», прикрыв нижнюю часть старой светлой рубахой, несут к клубу. Там уже собираются жители Выползово и соседнего села Шарапово (дети, молодёжь, взрослые, старики) на праздник Масленицы. В клубе проходит официальный праздник (эстрадные песни, конкурсы, бег в мешках, поднятие гири, пение частушек и другое). По окончании сценического действа все жители выходят на улицу. Обыграв последнюю забаву – лазание на столб за призами, все направляются к «мужику». Один из молодых мужчин, покрепче и повыше[ii], берёт чучело, поднимает над собой и несёт его, возглавляя процессию, к началу села, откуда традиционно начинается шествие – «вождение мужика вдоль села».
Вынос столов. Подошедшая к началу села процессия останавливается у первого дома, где «всегда выносят». После 3-4-минутного ожидания (здесь, как и во время всего праздника, беспрерывно играет гармонь[iii] и поют частушки), процессия получает желаемое: хозяева дома выходят на улицу. Хозяин несёт кухонный стол средних размеров, хозяйка – угощение на подносе (выпивку и закуску).
Столы выносили во время обряда хозяева ещё 5 домов. Угощение при небольших вариациях было стабильным: котлеты, салаты, самогон – обязательно. Кроме того, подавали холодец, солёности (грибы, помидоры), пироги. Особым вниманием местных жителей пользовался «сдобный пирог» одной из пожилых хозяек – нарезанный кусками жареный пирог с рисом и яйцом. Лишь один раз поднесли блины. На вопрос «почему именно котлеты, а не блины подают у вас на Масленицу?», жители Выползова отвечали: «Да всегда так. Скотина у всех заколота, вот и котлеты… А блины – это как-то просто, это все могут». Думается, что подношение котлет имеет свою традицию, ещё требующую изучения.
Кроме угощения всей процессии на улице «за столом», хозяева давали с собой бутылки с водкой, вином, самогоном. Собранное спиртное выпивается совместно в вечер Масленицы и на следующий день, в понедельник утром.
Первая рюмка – «мужику». Мужчины выливают ему в «рот» (прямо в солому под шапкой) подряд две рюмки самогона с приговором: «Чтоб весна была у нас урожайна!» После выпивки «мужик» «закусывает» (наклоняют «лицом» к тарелке, кладут кусочек закуски в «рот»). Затем угощаются все желающие. «Под рюмочку» «мужику» был произнесён обрядовый тост Вяхиревой Марией Александровной, 1935 г.р. (произносила ещё несколько раз за обряд): «Чтоб Масленица была семь недель, а Великий пост три дня!»
Откусывание моркови. От начала села, угостившись у первого стола, вся процессия во главе с «мужиком» отправляется «вдоль села» к окраине. По дороге «мужик» «заглядывает» в окна домов – «просит выпить», «пляшет» под гармонь, «дерётся».
Неожиданно один из мужчин в свите «мужика» отламывает у него морковку и начинает грызть, предлагать женщинам. Те отказываются, глядя на огрызок: «Мне такой-то не надо!» Смеются. Так остаток моркови и выбрасывают на снег. Слышны крики молодой женщины, разливающей самогон у стола: «Мужик был целый, хороший. Сознавайтесь, кто его испортил!»
Сжигание чучела «мужика». Дойдя до окраины села, на улице Целина шествие останавливается у последнего дома, где угощают. Чучело «мужика» втыкают в сугроб и, облив бензином, поджигают. Жители села, расположившись у стола метрах в 15-20 от горящего чучела, продолжают пить, есть, петь частушки и песни под гармонь, не обращая на него особого внимания. Близко к «мужику» стоят лишь дети, смотрят на горящую, разваливающуюся на глазах фигуру, некоторые из них греют руки у огня. Не дождавшись, пока чучело прогорит до конца, люди расходятся по домам (около 17 часов). По дороге продолжают петь частушки «Сормача», пока не уйдёт домой последний гармонист.
Приметы горения чучела «мужика».
Старожилы с. Выползово сообщили о том, что были особые приметы, как горит «мужик». Например, «если яйца (картофелины) вперёд отлетают, год урожайный будет, если морковь – неурожайный».
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧУЧЕЛА «МУЖИКА» В СЕЛЕ ВЫПОЛЗОВО (5 марта 2006года).
Чучело делают четверо-пятеро парней лет 18-20. Они делают его уже четыре года подряд: заметна некая «квалификация» и техничность в изготовлении. До них «мужика» рядили также молодые парни. Женщины чучело не изготовляли.
Чучело «мужика» делают большим, в полный человеческий рост. К тому же его надевают на высокую палку-крестовину и, когда несут, поднимают высоко над головой. Т.о. общий вид «мужика» получается внушительным: почти два человеческих роста. Чучело должно получится крепким, не разваливающимся на части, не должно растрепаться по дороге. Так как нагрузка предполагается большая: «мужика» несут долго, неоднократно передают друг другу, втыкают в снег, на него падают, «мужик» пляшет, дерётся и т.п.
Чучело делают на улице, недалеко от копны соломы, изготовляют около часа.
Для изготовления чучела «мужика» испрользуются:
– две деревянные рейки размером около 190 и 150 см, сколоченные в крестовину;
– старая ненужная одежда (рубашка, брюки, ботинки, шапка);
– солома;
– проволока алюминиевая (2 куска по 50 см);
– 2 картофелины и длинная морковь;
– шпагат или верёвка, нож.
Последовательность изготовления.
1. Две рейки сколачивают в крестовину, создавая основу для «туловища», «рук», «головы». Оба конца вертикальной рейки заострены.
2. На горизонтальную рейку надевают рубаху, застёгивают её наглухо на все пуговицы или соединяют при помощи ножа и шпагата. Концы рукавов завязывают верёвкой, рейка при этом скрывается под манжетами.
3. Рубаху на крестовине плотно набивают ломаной соломой. Сначала формируют «руки». Затем переворачивают чучело вниз «головой», через подол рубахи плотно набивают «туловище».
4. Изношенные брюки завязывают внизу штанин верёвками и плотно набивают каждую штанину соломой, формируя «ноги».
5. Набитые соломой штаны надевают на палку, просовывая её сквозь дырку, прорванную между штанин.
6. «Туловище» пришивают к «ногам»: ножом проделывают симметричные дырки внизу рубахи и на поясе штанов на расстоянии примерно 10 см одна от другой. Затем соединяют рубаху и штаны, прошивая двойным шпагатом сквозь эти дырки по всей окружности пояса. Т.о. создаётся вид заправленной в штаны рубахи.
7. Прикрепляют старые кроссовки к штанам в этой же технике: по два отверстия делаются ножом внизу штанины и вверху кроссовки впереди, и два – сзади, сшиваются шпагатом.
8. Шапку-ушанку плотно набивают соломой. надевают на заострённый кол крестовины, плотно присаживая к «плечам». Завязки шапки продеваются в отверстия, сделанные ножом на груди рубашки и завязываются узлом.
9. На готовом чучеле закрепляют «гениталии». Зачищенную прямую морковь размером около 20 см надевают на проволоку, также насаживают две картофелины слева и справа от моркови. Мужские атрибуты помещают поверх штанов, продевая и закрепляя проволоку в передних шлёвках на поясе.
10. Делают устройство для поднятия моркови. Для этого конец проволоки втыкают в морковь (почти посередине), второй конец протягивают сквозь «тело» и выводят к спине, и там оставляют, чтобы дёргать в определённый момент обряда. При этом морковь должна «вставать». /В этот раз не получилось сделать из-за излишней мягкости проволоки, при помощи которой готовилось «дёргающее» устройство/.
11. Изготовленное чучело «мужика» закрывают снизу обрывком старой светлой рубахи и несут к месту начала праздника – клубу. Его оставляют на улице, прислонив к стенке, где «мужик» стоит около часа на всеобщее обозрение, пока идёт масленичное представление в помещении клуба.
Е. В. Тихомирова.
Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области.
Запись произведена 5 марта 2006 года Тихомировой Е.В.
Ежегодно в последнее воскресенье Масленой недели в с. Выползово изготовляют чучело «мужика», водят его по селу и сжигают в конце праздника. В 2006 году обряд зафиксирован как действующий, имеющий преемственность у молодого поколения. Ряжение мужского чучела на Масленицу – обряд уникальный, не отмеченный более нигде в Нижегородской области.
Село Выползово находится в 54 км на северо-восток от рабочего посёлка Шатки. Это «край географии», дальше населённых пунктов нет. Проехать зимой можно лишь по трассе от Шатков. Летом возможен проезд по полевой дороге от села Гагино. Раньше Выползово относилось к Гагинскому району.
По преданию, название села возникло потому, что первопоселенец был беглым крестьянином («выполз»).
ОПИСАНИЕ ОБРЯДА.
Изготовление чучела «мужика».
Начало шествия. В воскресенье около 12 часов дня четверо-пятеро молодых парней (лет 18-20) начинают делать чучело «мужика». Делают достаточно квалифицированно (см. описание изготовления чучела ниже). Соломенное чучело в мужской одежде имеет отличительные мужские «атрибуты», прикреплённые поверх штанов, состоящие из зачищенной моркови и двух картофелин по краям. Изготовленное примерно за час, чучело «мужика», прикрыв нижнюю часть старой светлой рубахой, несут к клубу. Там уже собираются жители Выползово и соседнего села Шарапово (дети, молодёжь, взрослые, старики) на праздник Масленицы. В клубе проходит официальный праздник (эстрадные песни, конкурсы, бег в мешках, поднятие гири, пение частушек и другое). По окончании сценического действа все жители выходят на улицу. Обыграв последнюю забаву – лазание на столб за призами, все направляются к «мужику». Один из молодых мужчин, покрепче и повыше[ii], берёт чучело, поднимает над собой и несёт его, возглавляя процессию, к началу села, откуда традиционно начинается шествие – «вождение мужика вдоль села».
Вынос столов. Подошедшая к началу села процессия останавливается у первого дома, где «всегда выносят». После 3-4-минутного ожидания (здесь, как и во время всего праздника, беспрерывно играет гармонь[iii] и поют частушки), процессия получает желаемое: хозяева дома выходят на улицу. Хозяин несёт кухонный стол средних размеров, хозяйка – угощение на подносе (выпивку и закуску).
Столы выносили во время обряда хозяева ещё 5 домов. Угощение при небольших вариациях было стабильным: котлеты, салаты, самогон – обязательно. Кроме того, подавали холодец, солёности (грибы, помидоры), пироги. Особым вниманием местных жителей пользовался «сдобный пирог» одной из пожилых хозяек – нарезанный кусками жареный пирог с рисом и яйцом. Лишь один раз поднесли блины. На вопрос «почему именно котлеты, а не блины подают у вас на Масленицу?», жители Выползова отвечали: «Да всегда так. Скотина у всех заколота, вот и котлеты… А блины – это как-то просто, это все могут». Думается, что подношение котлет имеет свою традицию, ещё требующую изучения.
Кроме угощения всей процессии на улице «за столом», хозяева давали с собой бутылки с водкой, вином, самогоном. Собранное спиртное выпивается совместно в вечер Масленицы и на следующий день, в понедельник утром.
Первая рюмка – «мужику». Мужчины выливают ему в «рот» (прямо в солому под шапкой) подряд две рюмки самогона с приговором: «Чтоб весна была у нас урожайна!» После выпивки «мужик» «закусывает» (наклоняют «лицом» к тарелке, кладут кусочек закуски в «рот»). Затем угощаются все желающие. «Под рюмочку» «мужику» был произнесён обрядовый тост Вяхиревой Марией Александровной, 1935 г.р. (произносила ещё несколько раз за обряд): «Чтоб Масленица была семь недель, а Великий пост три дня!»
Откусывание моркови. От начала села, угостившись у первого стола, вся процессия во главе с «мужиком» отправляется «вдоль села» к окраине. По дороге «мужик» «заглядывает» в окна домов – «просит выпить», «пляшет» под гармонь, «дерётся».
Неожиданно один из мужчин в свите «мужика» отламывает у него морковку и начинает грызть, предлагать женщинам. Те отказываются, глядя на огрызок: «Мне такой-то не надо!» Смеются. Так остаток моркови и выбрасывают на снег. Слышны крики молодой женщины, разливающей самогон у стола: «Мужик был целый, хороший. Сознавайтесь, кто его испортил!»
Сжигание чучела «мужика». Дойдя до окраины села, на улице Целина шествие останавливается у последнего дома, где угощают. Чучело «мужика» втыкают в сугроб и, облив бензином, поджигают. Жители села, расположившись у стола метрах в 15-20 от горящего чучела, продолжают пить, есть, петь частушки и песни под гармонь, не обращая на него особого внимания. Близко к «мужику» стоят лишь дети, смотрят на горящую, разваливающуюся на глазах фигуру, некоторые из них греют руки у огня. Не дождавшись, пока чучело прогорит до конца, люди расходятся по домам (около 17 часов). По дороге продолжают петь частушки «Сормача», пока не уйдёт домой последний гармонист.
Приметы горения чучела «мужика».
Старожилы с. Выползово сообщили о том, что были особые приметы, как горит «мужик». Например, «если яйца (картофелины) вперёд отлетают, год урожайный будет, если морковь – неурожайный».
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧУЧЕЛА «МУЖИКА» В СЕЛЕ ВЫПОЛЗОВО (5 марта 2006года).
Чучело делают четверо-пятеро парней лет 18-20. Они делают его уже четыре года подряд: заметна некая «квалификация» и техничность в изготовлении. До них «мужика» рядили также молодые парни. Женщины чучело не изготовляли.
Чучело «мужика» делают большим, в полный человеческий рост. К тому же его надевают на высокую палку-крестовину и, когда несут, поднимают высоко над головой. Т.о. общий вид «мужика» получается внушительным: почти два человеческих роста. Чучело должно получится крепким, не разваливающимся на части, не должно растрепаться по дороге. Так как нагрузка предполагается большая: «мужика» несут долго, неоднократно передают друг другу, втыкают в снег, на него падают, «мужик» пляшет, дерётся и т.п.
Чучело делают на улице, недалеко от копны соломы, изготовляют около часа.
Для изготовления чучела «мужика» испрользуются:
– две деревянные рейки размером около 190 и 150 см, сколоченные в крестовину;
– старая ненужная одежда (рубашка, брюки, ботинки, шапка);
– солома;
– проволока алюминиевая (2 куска по 50 см);
– 2 картофелины и длинная морковь;
– шпагат или верёвка, нож.
Последовательность изготовления.
1. Две рейки сколачивают в крестовину, создавая основу для «туловища», «рук», «головы». Оба конца вертикальной рейки заострены.
2. На горизонтальную рейку надевают рубаху, застёгивают её наглухо на все пуговицы или соединяют при помощи ножа и шпагата. Концы рукавов завязывают верёвкой, рейка при этом скрывается под манжетами.
3. Рубаху на крестовине плотно набивают ломаной соломой. Сначала формируют «руки». Затем переворачивают чучело вниз «головой», через подол рубахи плотно набивают «туловище».
4. Изношенные брюки завязывают внизу штанин верёвками и плотно набивают каждую штанину соломой, формируя «ноги».
5. Набитые соломой штаны надевают на палку, просовывая её сквозь дырку, прорванную между штанин.
6. «Туловище» пришивают к «ногам»: ножом проделывают симметричные дырки внизу рубахи и на поясе штанов на расстоянии примерно 10 см одна от другой. Затем соединяют рубаху и штаны, прошивая двойным шпагатом сквозь эти дырки по всей окружности пояса. Т.о. создаётся вид заправленной в штаны рубахи.
7. Прикрепляют старые кроссовки к штанам в этой же технике: по два отверстия делаются ножом внизу штанины и вверху кроссовки впереди, и два – сзади, сшиваются шпагатом.
8. Шапку-ушанку плотно набивают соломой. надевают на заострённый кол крестовины, плотно присаживая к «плечам». Завязки шапки продеваются в отверстия, сделанные ножом на груди рубашки и завязываются узлом.
9. На готовом чучеле закрепляют «гениталии». Зачищенную прямую морковь размером около 20 см надевают на проволоку, также насаживают две картофелины слева и справа от моркови. Мужские атрибуты помещают поверх штанов, продевая и закрепляя проволоку в передних шлёвках на поясе.
10. Делают устройство для поднятия моркови. Для этого конец проволоки втыкают в морковь (почти посередине), второй конец протягивают сквозь «тело» и выводят к спине, и там оставляют, чтобы дёргать в определённый момент обряда. При этом морковь должна «вставать». /В этот раз не получилось сделать из-за излишней мягкости проволоки, при помощи которой готовилось «дёргающее» устройство/.
11. Изготовленное чучело «мужика» закрывают снизу обрывком старой светлой рубахи и несут к месту начала праздника – клубу. Его оставляют на улице, прислонив к стенке, где «мужик» стоит около часа на всеобщее обозрение, пока идёт масленичное представление в помещении клуба.
#АЭМЗ_Щелоковский_хутор#глухая_домовая_резьба
Красота в Техническом музее.
Лобовые доски и наличники окон, украшенные глухой домовой резьбой, II пол. XIX в.р
Красота в Техническом музее.
Лобовые доски и наличники окон, украшенные глухой домовой резьбой, II пол. XIX в.р
#АЭМЗ_Щелоковский_хутор #Хроники_реставрации
❇ Мельница из д. Петухово Городецкого р-на, к. 19 века (Балахнинский уезд Нижегородской губ.).
Началось благоустройство территории, прокладка коммуникаций.
❇ Мельница из д. Петухово Городецкого р-на, к. 19 века (Балахнинский уезд Нижегородской губ.).
Началось благоустройство территории, прокладка коммуникаций.
Дорогие друзья!
❇ К нам в Нижний Новгород 16 июня 2022 года приезжает фольклорист, мультиинструменталист [id14249450|Александр Маточкин]!
Приглашаем вас на встречу с удивительным человеком и сказителем.
✳ Вы услышите Живые ста́рины: русские былины, сказки, народные песни, духовные стихи, перепевы под гармошку Цоя и других исполнителей.
️ Каждая встреча с Александром - всегда радость для ценителя русской культуры и традиции. Если вы ещё не бывали на таких посиделках - откладывайте все дела и приходите!
16 июня 2022.
С 19 до 22 часов.
Набережная Федоровского, Парк 800-летия НиНо (амфитеатр).
🪙 Вход свободный (кто захочет, может отблагодарить сказителя, кинув в шапку сколько пожелает - донейшен).
По всем вопросам обращаться к [id64442580|Евгению Смирнову. ]
❇ К нам в Нижний Новгород 16 июня 2022 года приезжает фольклорист, мультиинструменталист [id14249450|Александр Маточкин]!
Приглашаем вас на встречу с удивительным человеком и сказителем.
✳ Вы услышите Живые ста́рины: русские былины, сказки, народные песни, духовные стихи, перепевы под гармошку Цоя и других исполнителей.
️ Каждая встреча с Александром - всегда радость для ценителя русской культуры и традиции. Если вы ещё не бывали на таких посиделках - откладывайте все дела и приходите!
16 июня 2022.
С 19 до 22 часов.
Набережная Федоровского, Парк 800-летия НиНо (амфитеатр).
🪙 Вход свободный (кто захочет, может отблагодарить сказителя, кинув в шапку сколько пожелает - донейшен).
По всем вопросам обращаться к [id64442580|Евгению Смирнову. ]
#АЭМЗ_Щелоковский_хутор#реставрация
Наша Ульяна растёт.
Так мы ласково называем дом из д. Ульянково Городецкого района, сер. 19 века.
Наша Ульяна растёт.
Так мы ласково называем дом из д. Ульянково Городецкого района, сер. 19 века.
#АЭМЗ_Щелоковский_хутор #День_этнографа
17 июля - День этнографа в России.
День этнографа – профессиональный праздник российских ученых-этнографов и представителей различных этнографических школ – отмечается 17 июля, хотя пока не официально. Дата праздника приурочена ко дню рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888). Ярый защитник колониальных народов, противник работорговли и расизма – он открыл Старому свету обычаи папуасов Новой Гвинеи, создал около 200 научных трудов, заложил основы отечественной антропологии и этнографии. По некоторым данным, День этнографа начали отмечать в СССР в 1970-80-х годах по инициативе профессора Рудольфа Итса – организатора и заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. К тому же этот профессиональный праздник приходится на июль – самый разгар практик и этнографических экспедиций, так что он быстро завоевал популярность среди специалистов. Этнография – наука, изучающая народы-этносы и другие этнические общности, их происхождение, состав, расселение, быт, культурно-исторические и межэтнические отношения, а также их материальную и духовную культуру.
17 июля - День этнографа в России.
День этнографа – профессиональный праздник российских ученых-этнографов и представителей различных этнографических школ – отмечается 17 июля, хотя пока не официально. Дата праздника приурочена ко дню рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888). Ярый защитник колониальных народов, противник работорговли и расизма – он открыл Старому свету обычаи папуасов Новой Гвинеи, создал около 200 научных трудов, заложил основы отечественной антропологии и этнографии. По некоторым данным, День этнографа начали отмечать в СССР в 1970-80-х годах по инициативе профессора Рудольфа Итса – организатора и заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. К тому же этот профессиональный праздник приходится на июль – самый разгар практик и этнографических экспедиций, так что он быстро завоевал популярность среди специалистов. Этнография – наука, изучающая народы-этносы и другие этнические общности, их происхождение, состав, расселение, быт, культурно-исторические и межэтнические отношения, а также их материальную и духовную культуру.
#АЭМЗ_Щелоковский_хутор #Эдуард_Титов_создаёт
Узнаёте нашу "Ульяну" - дом из д. Ульянково Городецкого района сер. 19 века?
А нашу водяную мельницу из д. Рябиновка Ковернинского р-на?
✳ Один из авторов проектов реставрации наших памятников деревянного зодчества архитектор-реставратор Эдуард Титов создаёт удивительные сюжетные исторические картинки с нашими памятниками.
Узнаёте нашу "Ульяну" - дом из д. Ульянково Городецкого района сер. 19 века?
А нашу водяную мельницу из д. Рябиновка Ковернинского р-на?
✳ Один из авторов проектов реставрации наших памятников деревянного зодчества архитектор-реставратор Эдуард Титов создаёт удивительные сюжетные исторические картинки с нашими памятниками.
#АЭМЗ_Щелоковский_хутор #Троицкие_гуляния
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.).
Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Замыкая период пахоты и посевной, она воспринималась народным сознанием как некий переломный момент и в состоянии природы – переход от весны к лету, к началу созревания трав и хлебов, и в крестьянском быту, когда после короткой передышки от Троицы до Купалы начинался ответственный и напряженный период сенокоса и уборки колосовых.
В Нижегородской области обряды, связанные с Троицей – пятидесятым днем после Пасхи – исполнялись в течение двух недель: неделя до Троицы, седьмая после Пасхи, называвшаяся семиковой или просто Семик (Кулебакский р-н), и неделя после Троицы, до заговенья на Петров пост, которое в некоторых местностях именовали «русалкино заговенье», имея в виду обряды проводов и похорон антропоморфных или зооморфных изображений неких мифических существ, связанных со стихией воды, поля и леса (русалки, коня, Костромы, кукушки и др.)
Семиковая обрядность повсеместно, где зафиксировано ее бытование, связана с проведением девичьего обряда завивания березки, гаданиями, кумлением, обрядовыми хороводами. Встречается она в разной степени сохранности практически на территории всей области, хотя следует отметить преобладание записей из районов волжского Правобережья.
Принято называть Семиком четверг седьмой недели после Пасхи и все обрядовые действия ограничивать этим днем. Однако в с. Натальино Кулебакского района «Семик длился неделю» (Масанова А.И., 1905 г.р.), в Чкаловском р-не подготовка к празднику начиналась загодя: «Семик делали из берез, из берез по всей деревне. А березы рубили в березнике, в лесу. У нас тут был один старичок, он натопат этих берез, оне ( девки) натаскают, наплетут венков, семик урядят, поставят в середине березку, стол и вот угощенье. Одни девушки.» (Е.А.Рябинина, 1932 г.р.), в с. Созоново Сосновского р-на подготовка начиналась в среду: «Накануне рубили березку, украшали тряпичками яркими, от яиц скорлупу иголкой проткнешь и тоже на ниточке повесишь…А в четверг гулять с ней.» (Яшина А.П.,1930 г.р.)
В лес «завивать березку» ходили чаще только девушки, хотя нередко информаторы сообщают об участии парней или о большом скоплении народа: «Пойдем, бывало, в лес, венки завивать – развивать. Семь деревень туда сходилося, народу – туча! У! Вот где любовь-то была!» (М.И.Переводова, 1907 г.р.,Б-Болдинский р-н).
Завивание березки (связывание её ветвей в кольцо) сопровождалось определенными магическими действиями, чаще всего загадыванием на будущее – своего рода диалогом между человеком и природой: девушка задавала вопрос, а через три дня, в Троицу, при развивании венка, по состоянию веток, получала ответ.
В некоторых регионах Нижегородчины, преимущественно в Правобережье, в Семик девушки кумились, т.е. совершали обряд породнения (кумовство – система родственных отношений, возникающих при участии в обряде крещения или в свадебном): разбившись на пары, по очереди давали одна другой обет дружбы и взаимной поддержки. Обещание скрепляли поцелуем через завитый на березке венок и подарком:
«Делали из веток кольцо, через него целовались с подружкой» – Полозова Т.А., с. Черновское Б-Болдинского р-на.
«Кумились, приговаривали:
Семик, Семик, Троица,
Семикова улица.
Не свариться бы, кума,
Не драться бы, кума! –
Информаторы по-разному оценивают этот обычай: как простую забаву, ничего не значащую игру или, напротив, как важное событие, накладывавшее отпечаток на всю последующую жизнь:
«Всю нашу молодость топерь-то, кого кумами зовут, старухи-то. И собираются бабы в это место. На Семик-от. Где был Семик. И гуляют. (Она же).
Обязательным элементом семикового обряда была совместная трапеза. Место и время ее проведения варьируется:
«В Семик девушки рядили березку, ели под ней яичницу» – М.В.Бакланова, с.Хвощевка Богородского р-на.
«Собирали по домам яйца, молоко и шли к какой-нибудь старушке. Она яичницу делала.» -Поздеева П.В.,с. Зеленые Горы Вадского р-на.
«Стол в избе ставили и березку приносили. Кто яичницу, лапшевник, пироги…»- с.Созоново Сосновского р-на.
«В Троицу-Семик готовили яичницу и ели ее под деревьями.» – Суханова М.Ф., с.Шилово Богородского р-на.
«Украшенную березку приносили в село и вокруг нее водили хороводы.
Пели:
«Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые.
К вам девушки идут, к вам красные идут.
К вам пироги несут, лепешки, яичницы!
Под березкой было угощение – пирогами, яйцами.» – Трутнева О.Я., с. Натальино Кулебакского р-на.
«Напекут яиц, идут в лес» – Волкова К.В., с. Львово Воротынского р-на.
Часть трапезы отдавали березке:
«Яичницу из плошки берем каждая по одной ложке, а что осталось – в куст ставим, тут и оставляем» -с.Богоявленье Семеновского р-на.
«На Семик яичницу не делали. Ходили в рощу девки и ребяты. Пекли ржаную лепешку да яйцо. Клали лепешку и яйцо под березку.» – с. Лапша Первомайского р-на.
«Гостинцы приносили и березке.» – с. Натальино Кулебакского р-на.
Как правило, возвращаясь из леса, девушки несли с собой березку, елочку (с. Шилово Кулебакскогор р-на) или другое деревце, обильно украшенное пестрыми лоскутками, ленточками, бумажными цветочками. Шествие сопровождалось пением, плясками. По возвращении в село вокруг березки водили хороводы, а затем бросали ее в воду – «топили» (с. Понетаевка Шатковского р-на, с. Черновское Б-Болдинского р-на, г.Чкаловск, с. Шаргали Богородского р-на, с.Созоново Сосновского р-на и др.) Вместе с тем, в Сокольском районе отмечают: «Березку не срубали, берегли, она так и оставалася.» – Седова А. Г.,с.Гари.
От Семика (четверг) до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых называют разные варианты «Проса» («А мы просо сеяли», «А мы кустья чистили», «А мы сечу сеяли»), «Из-за лесу, лесу темного», «Али как у матушки родимой», «Как под грушею», «Как на зорьке», «Со вьюном я хожу», «Береза моя, березонька» и др., игры в горелки, в ручеек, в лапту. Интересна информация из д.Костылиха Арзамасского р-на о том, что здесь на Троицу «катали яйца по бёрду» (Волкова Е.М., 1915 г.р.), а в с. Михайловка Кулебакского р-на «на Троицу яйца катали – красные, желтые» (Короткова Е.С.,1916 г.р.)
В день Троицы дома и улицы поселений украшали ветвями берез, рябин, кленов, которые потом долго сохраняли в доме. Продолжались троицкие гулянья, которые носили массовый характер:
«В Троицу гулять ходили к Волге. И пожилые ходили. Сядут на горе и поют. Молодежь катается на лодках. Пели везде – и в роще, и везде. Еще водили хороводы.» – Сурина Е.Ф., с.Сомовка Воротынского р-на.
«Возле дома на лужайке делали кружок /из березок – авт./,в нем и плясали и парни, и девки.» – Волкова Е.М., д.Костылиха Арзамасского р-на)
«Утром нарядятся, идут в луга, в лес гулять. Поют, играют на балалайках, на плошках – как в барабан.» – Зубанова Л.И., д.Калинино Б.-Болдинского р-на.
«На Троицу караводом ходили, На клину гуляли: околица трех деревень – клин. Собирались на второй день Троицы, было общее гулянье» – с.Левино Навашинского р-на.
Всю неделю после Троицы продолжались обрядовые хороводы и гулянья. Заканчивались они на Петровское заговенье, за которым следовал до 12 июля Петровский пост, а затем начинался сенокос и уборка колосовых, во время которых хороводов обычно уже не водили: «От Троицы до Успенья /28августа – авт./ хороводов не водят» -с.Туманино Шахунского р-на.
Фото [id39373283|Алексея Индейкина].
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.).
Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Замыкая период пахоты и посевной, она воспринималась народным сознанием как некий переломный момент и в состоянии природы – переход от весны к лету, к началу созревания трав и хлебов, и в крестьянском быту, когда после короткой передышки от Троицы до Купалы начинался ответственный и напряженный период сенокоса и уборки колосовых.
В Нижегородской области обряды, связанные с Троицей – пятидесятым днем после Пасхи – исполнялись в течение двух недель: неделя до Троицы, седьмая после Пасхи, называвшаяся семиковой или просто Семик (Кулебакский р-н), и неделя после Троицы, до заговенья на Петров пост, которое в некоторых местностях именовали «русалкино заговенье», имея в виду обряды проводов и похорон антропоморфных или зооморфных изображений неких мифических существ, связанных со стихией воды, поля и леса (русалки, коня, Костромы, кукушки и др.)
Семиковая обрядность повсеместно, где зафиксировано ее бытование, связана с проведением девичьего обряда завивания березки, гаданиями, кумлением, обрядовыми хороводами. Встречается она в разной степени сохранности практически на территории всей области, хотя следует отметить преобладание записей из районов волжского Правобережья.
Принято называть Семиком четверг седьмой недели после Пасхи и все обрядовые действия ограничивать этим днем. Однако в с. Натальино Кулебакского района «Семик длился неделю» (Масанова А.И., 1905 г.р.), в Чкаловском р-не подготовка к празднику начиналась загодя: «Семик делали из берез, из берез по всей деревне. А березы рубили в березнике, в лесу. У нас тут был один старичок, он натопат этих берез, оне ( девки) натаскают, наплетут венков, семик урядят, поставят в середине березку, стол и вот угощенье. Одни девушки.» (Е.А.Рябинина, 1932 г.р.), в с. Созоново Сосновского р-на подготовка начиналась в среду: «Накануне рубили березку, украшали тряпичками яркими, от яиц скорлупу иголкой проткнешь и тоже на ниточке повесишь…А в четверг гулять с ней.» (Яшина А.П.,1930 г.р.)
В лес «завивать березку» ходили чаще только девушки, хотя нередко информаторы сообщают об участии парней или о большом скоплении народа: «Пойдем, бывало, в лес, венки завивать – развивать. Семь деревень туда сходилося, народу – туча! У! Вот где любовь-то была!» (М.И.Переводова, 1907 г.р.,Б-Болдинский р-н).
Завивание березки (связывание её ветвей в кольцо) сопровождалось определенными магическими действиями, чаще всего загадыванием на будущее – своего рода диалогом между человеком и природой: девушка задавала вопрос, а через три дня, в Троицу, при развивании венка, по состоянию веток, получала ответ.
В некоторых регионах Нижегородчины, преимущественно в Правобережье, в Семик девушки кумились, т.е. совершали обряд породнения (кумовство – система родственных отношений, возникающих при участии в обряде крещения или в свадебном): разбившись на пары, по очереди давали одна другой обет дружбы и взаимной поддержки. Обещание скрепляли поцелуем через завитый на березке венок и подарком:
«Делали из веток кольцо, через него целовались с подружкой» – Полозова Т.А., с. Черновское Б-Болдинского р-на.
«Кумились, приговаривали:
Семик, Семик, Троица,
Семикова улица.
Не свариться бы, кума,
Не драться бы, кума! –
Информаторы по-разному оценивают этот обычай: как простую забаву, ничего не значащую игру или, напротив, как важное событие, накладывавшее отпечаток на всю последующую жизнь:
«Всю нашу молодость топерь-то, кого кумами зовут, старухи-то. И собираются бабы в это место. На Семик-от. Где был Семик. И гуляют. (Она же).
Обязательным элементом семикового обряда была совместная трапеза. Место и время ее проведения варьируется:
«В Семик девушки рядили березку, ели под ней яичницу» – М.В.Бакланова, с.Хвощевка Богородского р-на.
«Собирали по домам яйца, молоко и шли к какой-нибудь старушке. Она яичницу делала.» -Поздеева П.В.,с. Зеленые Горы Вадского р-на.
«Стол в избе ставили и березку приносили. Кто яичницу, лапшевник, пироги…»- с.Созоново Сосновского р-на.
«В Троицу-Семик готовили яичницу и ели ее под деревьями.» – Суханова М.Ф., с.Шилово Богородского р-на.
«Украшенную березку приносили в село и вокруг нее водили хороводы.
Пели:
«Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые.
К вам девушки идут, к вам красные идут.
К вам пироги несут, лепешки, яичницы!
Под березкой было угощение – пирогами, яйцами.» – Трутнева О.Я., с. Натальино Кулебакского р-на.
«Напекут яиц, идут в лес» – Волкова К.В., с. Львово Воротынского р-на.
Часть трапезы отдавали березке:
«Яичницу из плошки берем каждая по одной ложке, а что осталось – в куст ставим, тут и оставляем» -с.Богоявленье Семеновского р-на.
«На Семик яичницу не делали. Ходили в рощу девки и ребяты. Пекли ржаную лепешку да яйцо. Клали лепешку и яйцо под березку.» – с. Лапша Первомайского р-на.
«Гостинцы приносили и березке.» – с. Натальино Кулебакского р-на.
Как правило, возвращаясь из леса, девушки несли с собой березку, елочку (с. Шилово Кулебакскогор р-на) или другое деревце, обильно украшенное пестрыми лоскутками, ленточками, бумажными цветочками. Шествие сопровождалось пением, плясками. По возвращении в село вокруг березки водили хороводы, а затем бросали ее в воду – «топили» (с. Понетаевка Шатковского р-на, с. Черновское Б-Болдинского р-на, г.Чкаловск, с. Шаргали Богородского р-на, с.Созоново Сосновского р-на и др.) Вместе с тем, в Сокольском районе отмечают: «Березку не срубали, берегли, она так и оставалася.» – Седова А. Г.,с.Гари.
От Семика (четверг) до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых называют разные варианты «Проса» («А мы просо сеяли», «А мы кустья чистили», «А мы сечу сеяли»), «Из-за лесу, лесу темного», «Али как у матушки родимой», «Как под грушею», «Как на зорьке», «Со вьюном я хожу», «Береза моя, березонька» и др., игры в горелки, в ручеек, в лапту. Интересна информация из д.Костылиха Арзамасского р-на о том, что здесь на Троицу «катали яйца по бёрду» (Волкова Е.М., 1915 г.р.), а в с. Михайловка Кулебакского р-на «на Троицу яйца катали – красные, желтые» (Короткова Е.С.,1916 г.р.)
В день Троицы дома и улицы поселений украшали ветвями берез, рябин, кленов, которые потом долго сохраняли в доме. Продолжались троицкие гулянья, которые носили массовый характер:
«В Троицу гулять ходили к Волге. И пожилые ходили. Сядут на горе и поют. Молодежь катается на лодках. Пели везде – и в роще, и везде. Еще водили хороводы.» – Сурина Е.Ф., с.Сомовка Воротынского р-на.
«Возле дома на лужайке делали кружок /из березок – авт./,в нем и плясали и парни, и девки.» – Волкова Е.М., д.Костылиха Арзамасского р-на)
«Утром нарядятся, идут в луга, в лес гулять. Поют, играют на балалайках, на плошках – как в барабан.» – Зубанова Л.И., д.Калинино Б.-Болдинского р-на.
«На Троицу караводом ходили, На клину гуляли: околица трех деревень – клин. Собирались на второй день Троицы, было общее гулянье» – с.Левино Навашинского р-на.
Всю неделю после Троицы продолжались обрядовые хороводы и гулянья. Заканчивались они на Петровское заговенье, за которым следовал до 12 июля Петровский пост, а затем начинался сенокос и уборка колосовых, во время которых хороводов обычно уже не водили: «От Троицы до Успенья /28августа – авт./ хороводов не водят» -с.Туманино Шахунского р-на.
Фото [id39373283|Алексея Индейкина].