ЛЬГОТЫ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
Как известно, Мурманская область по законодательству РФ является районом Крайнего Севера, и ее жителям полагаются определенные льготы в связи с проживанием в тяжелых условиях.
А Вы знали, что существует отдельный закон по поводу таких льгот? Да да! Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 1993 года.
Напомним, что к основным льготам, предоставляемым лицам, проживающим на территории Крайнего Севера, относятся:
- районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям;
- процентная надбавка к заработной плате;
- установление дополнительных отпусков (+ 24 дня);
- компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
- гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом на Крайний Север (в случае переезда в связи с трудоустройством).
Если Вы хотите узнать о льготах на Крайнем Севере подробнее или Ваши права в связи с их использованием нарушаются, наши юристы с радостью Вам помогут!
Записаться на консультацию можно по телефону: 8 996 934 39 44.
Статистика ВК сообщества "Юрист | Мурманск и область"
Сообщество для тех, кому нужна правовая помощь. Первая консультация юриста по телефону - бесплатно! Звоните прямо сейчас по ☎ 89969343944!
Количество постов 997
Частота постов 37 часов 8 минут
ER
33.08
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
ЧТО СОБСТВЕННИКУ КВАРТИРЫ ДОЛЖНА БЕСПЛАТНО ОТРЕМОНТИРОВАТЬ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ?
За содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома собственники жилья обязаны ежемесячно платить деньги управляющей компании.
☝🏻Однако, помимо обязанностей, у собственников квартир есть и права: в частности, они могут требовать от управляющей организации исполнения взятых на себя обязательств (п. 42 Правил, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491).
А в их число входит ремонт имущества, которое расположено в отдельно взятой квартире — если оно относится к общедомовому (т. е. предназначено для обслуживания двух и более помещений).
С учетом этого разберем, что по закону собственнику должны отремонтировать в его квартире бесплатно, т.е. без взимания с него за это дополнительных денежных средств.
1⃣ ЗАДЕЛАТЬ МЕЖПАНЕЛЬНЫЕ ШВЫ
Жители панельных домов часто сталкиваются с такой проблемой, как промерзание стен, сырость и плесень в области стыков плит. Утепление и герметизация межпанельных швов — прямая обязанность управляющей компании.
Согласно Правилам № 170 местные разрушения герметизирующих заделок стыков полносборных зданий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (п. 4.2.3.1).
Управляющая организация обязана обеспечить исправное состояние стен дома, их тепло- и влагозащиту, а также своевременно устранять повреждения стен (п. 4.2.1.1).
Герметизация стыков межпанельных швов дома отнесена к текущему ремонту общедомового имущества (Приложение № 7 к Правилам № 170) — поэтому собственники квартир вправе требовать от управляющей компании провести такие работы бесплатно.
Причем решения общего собрания собственников для этого не требуется, поскольку эта работа охватывается общей обязанностью управляющей компании содержать дом в надлежащем состоянии.
2⃣ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ПОЛ ИЛИ ПОТОЛОК
Межэтажные перекрытия являются общедомовым имуществом (ограждающие и несущие конструкции дома — п. 2 Правил №491).
Поэтому в тех случаях, когда необходимо обеспечить их надлежащее состояние, возникает обязанность управляющей компании по ремонту соответственно пола или потолка в квартире.
Суды обязывают управляющие организации выполнить в квартирах бесплатную замену деревянных лаг под полом и даже восстановить слой штукатурки на потолке, если перекрытия в доме деревянные, а штукатурный слой дополнительно защищает их от воздействия воды или огня (например, Верховный Суд РФ — определение № 301-ЭС19-9701, решение Жигулевского горсуда Самарской области по делу № 2-2386/2014).
3⃣ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ БАЛКОН
Балконная плита прямо отнесена Правилами № 491 к общему имуществу дома. Поэтому управляющая компания обязана следить за ее состоянием и в случае необходимости срочно провести текущий ремонт, чтобы обеспечить безопасность людей (п. 4.2.4.2 Правил, утв. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 — Правила № 170).
А вот вопрос, должна ли управляющая компания ремонтировать еще и ограждение балкона, долгое время оставался спорным. В итоге Верховный Суд РФ подтвердил, что это тоже ее обязанность (ВС РФ, дело № А17 – 543/2019).
Во-первых, ограждение балкона является неотъемлемой частью самой балконной конструкции — оно вмонтировано в плиту и неразрывно с ней связано. Значит, функционирование балкона без ограждения невозможно.
А во-вторых, работы по восстановлению и замене отдельных участков и элементов балкона входит в перечень работ по текущему ремонту (Приложение № 7 Правил № 170).
Поэтому собственник имеет полное право потребовать у управляющей компании бесплатно отремонтировать не только балконную плиту, но и все ограждение балкона.
4⃣ СДЕЛАТЬ РЕМОНТ ПОСЛЕ РЕМОНТА
Если через квартиру проходит общедомовое имущество (трубы водоснабжения, канализации и пр.), закон обязывает ее собственника предоставить к нему доступ работникам управляющей компании, когда требуется его отремонтировать или заменить.
Но, как правило, после такого ремонта квартира сама нуждается в ремонте: вскрываются полы, отбивается плитка, портятся обои и т.д.
В большинстве случаев управляющие компании настаивают на том, что восстанавливать все это должен собственник жилья за свой счет. Однако суды придерживаются иного мнения.
По закону лицо, причинившее вред, обязано его возместить — даже если вред был причинен в условиях крайней необходимости (когда не было иных вариантов устранить опасность — ст.ст. 1064, 1067 ГК РФ).
Поэтому управляющие организации суды обязывают выполнить ремонт в поврежденной квартире либо оплатить его стоимость (например, решение Промышленного р-го суда г. Ставрополя по делу № 2-5246/17).
5⃣ ПРОЧИСТИТЬ ВЕНТИЛЯЦИЮ
Нормативы обязывают управляющую организацию устранять неплотности, засоры и все неисправности в вентиляционных каналах, менять сломанные вытяжные решетки и их крепления (п. 5.7.1 Правил № 170).
Поэтому если в работе вентиляционного канала в квартире есть нарушения, управляющая организация обязана провести бесплатный ремонт.
Автор статьи: Ирина Сивакова, кандидат юридических наук.
За содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома собственники жилья обязаны ежемесячно платить деньги управляющей компании.
☝🏻Однако, помимо обязанностей, у собственников квартир есть и права: в частности, они могут требовать от управляющей организации исполнения взятых на себя обязательств (п. 42 Правил, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491).
А в их число входит ремонт имущества, которое расположено в отдельно взятой квартире — если оно относится к общедомовому (т. е. предназначено для обслуживания двух и более помещений).
С учетом этого разберем, что по закону собственнику должны отремонтировать в его квартире бесплатно, т.е. без взимания с него за это дополнительных денежных средств.
1⃣ ЗАДЕЛАТЬ МЕЖПАНЕЛЬНЫЕ ШВЫ
Жители панельных домов часто сталкиваются с такой проблемой, как промерзание стен, сырость и плесень в области стыков плит. Утепление и герметизация межпанельных швов — прямая обязанность управляющей компании.
Согласно Правилам № 170 местные разрушения герметизирующих заделок стыков полносборных зданий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (п. 4.2.3.1).
Управляющая организация обязана обеспечить исправное состояние стен дома, их тепло- и влагозащиту, а также своевременно устранять повреждения стен (п. 4.2.1.1).
Герметизация стыков межпанельных швов дома отнесена к текущему ремонту общедомового имущества (Приложение № 7 к Правилам № 170) — поэтому собственники квартир вправе требовать от управляющей компании провести такие работы бесплатно.
Причем решения общего собрания собственников для этого не требуется, поскольку эта работа охватывается общей обязанностью управляющей компании содержать дом в надлежащем состоянии.
2⃣ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ПОЛ ИЛИ ПОТОЛОК
Межэтажные перекрытия являются общедомовым имуществом (ограждающие и несущие конструкции дома — п. 2 Правил №491).
Поэтому в тех случаях, когда необходимо обеспечить их надлежащее состояние, возникает обязанность управляющей компании по ремонту соответственно пола или потолка в квартире.
Суды обязывают управляющие организации выполнить в квартирах бесплатную замену деревянных лаг под полом и даже восстановить слой штукатурки на потолке, если перекрытия в доме деревянные, а штукатурный слой дополнительно защищает их от воздействия воды или огня (например, Верховный Суд РФ — определение № 301-ЭС19-9701, решение Жигулевского горсуда Самарской области по делу № 2-2386/2014).
3⃣ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ БАЛКОН
Балконная плита прямо отнесена Правилами № 491 к общему имуществу дома. Поэтому управляющая компания обязана следить за ее состоянием и в случае необходимости срочно провести текущий ремонт, чтобы обеспечить безопасность людей (п. 4.2.4.2 Правил, утв. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 — Правила № 170).
А вот вопрос, должна ли управляющая компания ремонтировать еще и ограждение балкона, долгое время оставался спорным. В итоге Верховный Суд РФ подтвердил, что это тоже ее обязанность (ВС РФ, дело № А17 – 543/2019).
Во-первых, ограждение балкона является неотъемлемой частью самой балконной конструкции — оно вмонтировано в плиту и неразрывно с ней связано. Значит, функционирование балкона без ограждения невозможно.
А во-вторых, работы по восстановлению и замене отдельных участков и элементов балкона входит в перечень работ по текущему ремонту (Приложение № 7 Правил № 170).
Поэтому собственник имеет полное право потребовать у управляющей компании бесплатно отремонтировать не только балконную плиту, но и все ограждение балкона.
4⃣ СДЕЛАТЬ РЕМОНТ ПОСЛЕ РЕМОНТА
Если через квартиру проходит общедомовое имущество (трубы водоснабжения, канализации и пр.), закон обязывает ее собственника предоставить к нему доступ работникам управляющей компании, когда требуется его отремонтировать или заменить.
Но, как правило, после такого ремонта квартира сама нуждается в ремонте: вскрываются полы, отбивается плитка, портятся обои и т.д.
В большинстве случаев управляющие компании настаивают на том, что восстанавливать все это должен собственник жилья за свой счет. Однако суды придерживаются иного мнения.
По закону лицо, причинившее вред, обязано его возместить — даже если вред был причинен в условиях крайней необходимости (когда не было иных вариантов устранить опасность — ст.ст. 1064, 1067 ГК РФ).
Поэтому управляющие организации суды обязывают выполнить ремонт в поврежденной квартире либо оплатить его стоимость (например, решение Промышленного р-го суда г. Ставрополя по делу № 2-5246/17).
5⃣ ПРОЧИСТИТЬ ВЕНТИЛЯЦИЮ
Нормативы обязывают управляющую организацию устранять неплотности, засоры и все неисправности в вентиляционных каналах, менять сломанные вытяжные решетки и их крепления (п. 5.7.1 Правил № 170).
Поэтому если в работе вентиляционного канала в квартире есть нарушения, управляющая организация обязана провести бесплатный ремонт.
Автор статьи: Ирина Сивакова, кандидат юридических наук.
КАК БУДУТ НАЧИСЛЯТЬ ПЛАТЕЖИ ЗА ОБЩЕДОМОВОЕ ИМУЩЕСТВО СОБСТВЕННИКАМ КВАРТИР: РАЗБИРАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА
Собственникам квартир в многоэтажках приходится оплачивать воду, электричество, отопление и прочие коммунальные ресурсы, потраченные не только на нужды своей семьи, но и на весь дом в целом (на т. н. содержание общедомового имущества — СОИ).
🏻 На днях Правительство РФ утвердило ряд поправок в правила начисления платы за СОИ (Постановление от 03.02.2022 № 92) — они вступят в силу 1 сентября этого года.
Разберем, как теперь будут начислять платежи за общедомовое имущество собственникам квартир.
1⃣ ВВОДИТСЯ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ПОТРАЧЕННЫХ НА СОИ
1 — если нет общедомового счетчика (в т.ч. когда истекло 3 месяца со дня, когда он вышел из строя или истек срок его поверки) плату за общедомовые ресурсы будут начислять только по нормативу потребления (без последующей корректировки);
2 — если общедомовой счетчик есть и он полностью исправен, то соответствующий ресурс в течение календарного года будет оплачиваться по региональному нормативу потребления.
А затем, в течение 1-го квартала следующего года плату скорректируют с учетом показаний счетчика за прошлый год.
То есть жильцам придется либо доплатить — если фактически за год на дом было потрачено ресурсов больше, чем по нормативу потребления, либо наоборот — часть денег им зачтут в счет будущих платежей, если счетчик покажет за год меньший расход ресурса, нежели по нормативу.
Этот вариант при наличии действующего общедомового счетчика будет применяться по умолчанию. Но собственники на общем собрании могут принять решение изменить этот вариант, перейдя на один из следующих:
- начислять плату по среднемесячным показаниям счетчика с последующей корректировкой в 1-м квартале следующего года,
- или каждый месяц платить строго по показаниям общедомового счетчика — тогда уже без каких-либо дополнительных корректировок.
3 — если в доме установлена интеллектуальная система учета общедомовых ресурсов (т.н. «умный счетчик»), плата за СОИ будет рассчитываться строго по показаниям этой системы (новые пункты 29(1) – 29(5) Правил содержания общего имущества № 491).
2⃣ УТОЧНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ОПЛАТЫ СТОЧНЫХ ВОД В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Во-первых, плата за водоотведение в квартире при отсутствии индивидуального счетчика сточных вод будет по-прежнему начисляться, исходя из объема холодной и горячей воды, потребленной собственником за месяц.
☝🏻Но если отсутствует один из счетчиков, в т.ч. если истек срок поверки одного из них (на холодную или горячую воду), в расчете будут применять норматив потребления — соответственно холодной или горячей воды.
Раньше в таком случае сразу учитывался норматив водоотведения. Теперь его будут применять только, если в квартире нет обоих счетчиков — и на холодную, и на горячую воду (абз. 7 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 в новой ред.).
Во-вторых, новые правила позволяют не платить в составе общего объема сточных вод по дому за ту воду, что использовали для полива газона и зеленых насаждений, для залива катка и ледяных горок на придомовой территории.
Но чтобы исключить этот объем воды, нужен акт, подписанный представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и управляющей организации по дому (п. 44 Правил № 354 в новой ред.).
3⃣ ОПРЕДЕЛЕНЫ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ЖИЛЬЦАМ МОГУТ ВЫСТАВЛЯТЬ СЧЕТ ЗА СОИ
В Жилищном кодексе сказано, что собственники обязаны платить за коммунальные ресурсы, которые были израсходованы на использование и содержание общедомового имущества, если конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления ресурсов соответствующего вида (ст. 156 ЖК РФ).
В новых правилах появились критерии определения такой возможности:
- она имеется, если дом оснащен инженерными системами, которые обеспечивают предоставление услуги водоснабжения (холодного и горячего), электроснабжения, а также водоотведения (п. 11 Правил содержания общего имущества№ 491).
Поэтому больше не удастся взимать с жильцов, условно, плату за отведение общедомовых сточных вод, если дом при этом не подключен к сетям центральной канализации (а такие прецеденты были).
КАК ОТРАЗЯТСЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА НА ИТОГОВОЙ СУММЕ КВАРТПЛАТЫ?
Именно этот вопрос, прежде всего, волнует собственников квартир. Ответ на него дает пояснительная записка к проекту правительственного постановления, где обозначены главные проблемы, которые призван решить этот документ:
- обеспечить управляющие компании достаточными средствами для оплаты сверхнормативного потребления коммунальных услуг на СОИ (напомню, что по старым правилам эти расходы запрещалось возлагать на жильцов — управляющая компания должна была их погашать за свой счет),
- пресечь неконтролируемый рост убытков поставщиков коммунальных ресурсов
- и стимулировать собственников помещений принимать меры к экономному расходованию ресурсов и повышению энергетической эффективности в доме.
Как видно из пояснительной записки, о каком-либо снижении финансовой нагрузки на собственников квартир речь в ней не идет, на первом плане - забота о поставщиках коммунальных ресурсов.
Автор статьи: Ирина Сивакова, кандидат юридических наук.
Собственникам квартир в многоэтажках приходится оплачивать воду, электричество, отопление и прочие коммунальные ресурсы, потраченные не только на нужды своей семьи, но и на весь дом в целом (на т. н. содержание общедомового имущества — СОИ).
🏻 На днях Правительство РФ утвердило ряд поправок в правила начисления платы за СОИ (Постановление от 03.02.2022 № 92) — они вступят в силу 1 сентября этого года.
Разберем, как теперь будут начислять платежи за общедомовое имущество собственникам квартир.
1⃣ ВВОДИТСЯ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ПОТРАЧЕННЫХ НА СОИ
1 — если нет общедомового счетчика (в т.ч. когда истекло 3 месяца со дня, когда он вышел из строя или истек срок его поверки) плату за общедомовые ресурсы будут начислять только по нормативу потребления (без последующей корректировки);
2 — если общедомовой счетчик есть и он полностью исправен, то соответствующий ресурс в течение календарного года будет оплачиваться по региональному нормативу потребления.
А затем, в течение 1-го квартала следующего года плату скорректируют с учетом показаний счетчика за прошлый год.
То есть жильцам придется либо доплатить — если фактически за год на дом было потрачено ресурсов больше, чем по нормативу потребления, либо наоборот — часть денег им зачтут в счет будущих платежей, если счетчик покажет за год меньший расход ресурса, нежели по нормативу.
Этот вариант при наличии действующего общедомового счетчика будет применяться по умолчанию. Но собственники на общем собрании могут принять решение изменить этот вариант, перейдя на один из следующих:
- начислять плату по среднемесячным показаниям счетчика с последующей корректировкой в 1-м квартале следующего года,
- или каждый месяц платить строго по показаниям общедомового счетчика — тогда уже без каких-либо дополнительных корректировок.
3 — если в доме установлена интеллектуальная система учета общедомовых ресурсов (т.н. «умный счетчик»), плата за СОИ будет рассчитываться строго по показаниям этой системы (новые пункты 29(1) – 29(5) Правил содержания общего имущества № 491).
2⃣ УТОЧНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ОПЛАТЫ СТОЧНЫХ ВОД В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Во-первых, плата за водоотведение в квартире при отсутствии индивидуального счетчика сточных вод будет по-прежнему начисляться, исходя из объема холодной и горячей воды, потребленной собственником за месяц.
☝🏻Но если отсутствует один из счетчиков, в т.ч. если истек срок поверки одного из них (на холодную или горячую воду), в расчете будут применять норматив потребления — соответственно холодной или горячей воды.
Раньше в таком случае сразу учитывался норматив водоотведения. Теперь его будут применять только, если в квартире нет обоих счетчиков — и на холодную, и на горячую воду (абз. 7 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 в новой ред.).
Во-вторых, новые правила позволяют не платить в составе общего объема сточных вод по дому за ту воду, что использовали для полива газона и зеленых насаждений, для залива катка и ледяных горок на придомовой территории.
Но чтобы исключить этот объем воды, нужен акт, подписанный представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и управляющей организации по дому (п. 44 Правил № 354 в новой ред.).
3⃣ ОПРЕДЕЛЕНЫ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ЖИЛЬЦАМ МОГУТ ВЫСТАВЛЯТЬ СЧЕТ ЗА СОИ
В Жилищном кодексе сказано, что собственники обязаны платить за коммунальные ресурсы, которые были израсходованы на использование и содержание общедомового имущества, если конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления ресурсов соответствующего вида (ст. 156 ЖК РФ).
В новых правилах появились критерии определения такой возможности:
- она имеется, если дом оснащен инженерными системами, которые обеспечивают предоставление услуги водоснабжения (холодного и горячего), электроснабжения, а также водоотведения (п. 11 Правил содержания общего имущества№ 491).
Поэтому больше не удастся взимать с жильцов, условно, плату за отведение общедомовых сточных вод, если дом при этом не подключен к сетям центральной канализации (а такие прецеденты были).
КАК ОТРАЗЯТСЯ НОВЫЕ ПРАВИЛА НА ИТОГОВОЙ СУММЕ КВАРТПЛАТЫ?
Именно этот вопрос, прежде всего, волнует собственников квартир. Ответ на него дает пояснительная записка к проекту правительственного постановления, где обозначены главные проблемы, которые призван решить этот документ:
- обеспечить управляющие компании достаточными средствами для оплаты сверхнормативного потребления коммунальных услуг на СОИ (напомню, что по старым правилам эти расходы запрещалось возлагать на жильцов — управляющая компания должна была их погашать за свой счет),
- пресечь неконтролируемый рост убытков поставщиков коммунальных ресурсов
- и стимулировать собственников помещений принимать меры к экономному расходованию ресурсов и повышению энергетической эффективности в доме.
Как видно из пояснительной записки, о каком-либо снижении финансовой нагрузки на собственников квартир речь в ней не идет, на первом плане - забота о поставщиках коммунальных ресурсов.
Автор статьи: Ирина Сивакова, кандидат юридических наук.
УСЛУГИ, КОТОРЫЕ МЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ 🏻
У нас часто спрашивают, вопросами из каких сфер права мы занимаемся и чем можем помочь в конкретной сложившейся ситуации.
Какие же проблемы могут разрешить юристы нашей компании? Давайте разберёмся.
Область нашей практики достаточно обширна. Мы:
1. Ведем дела в области банкротства физических и юридических лиц.
2. Помогаем в разрешении гражданских споров. Это:
- семейные;
- трудовые;
- кредитные;
- наследственные;
- жилищные.
3. Ведем арбитражные споры.
4. Помогаем разрешить вопросы в области бизнеса, совершить регистрационные действия (создание ИП, ликвидация и создание юридических лиц).
5. Помогаем в разрешении пенсионных споров.
6. Ведем дела о защите прав потребителей.
В качестве реализации этой деятельности мы можем помочь Вам разобраться в конкретной ситуации и дать профессиональную консультацию, подготовить документы любого характера, представлять Ваши интересы в государственных органах, в том числе в судах, оказать помощь в иных юридических ситуациях.
И это лишь часть того, чем мы занимаемся...) Для того, чтобы узнать подробнее, можем ли мы помочь Вам в конкретной ситуации, Вы можете обратиться к нашим юристам.
Записаться на консультацию можно по телефону: 8 996 934 39 44.
У нас часто спрашивают, вопросами из каких сфер права мы занимаемся и чем можем помочь в конкретной сложившейся ситуации.
Какие же проблемы могут разрешить юристы нашей компании? Давайте разберёмся.
Область нашей практики достаточно обширна. Мы:
1. Ведем дела в области банкротства физических и юридических лиц.
2. Помогаем в разрешении гражданских споров. Это:
- семейные;
- трудовые;
- кредитные;
- наследственные;
- жилищные.
3. Ведем арбитражные споры.
4. Помогаем разрешить вопросы в области бизнеса, совершить регистрационные действия (создание ИП, ликвидация и создание юридических лиц).
5. Помогаем в разрешении пенсионных споров.
6. Ведем дела о защите прав потребителей.
В качестве реализации этой деятельности мы можем помочь Вам разобраться в конкретной ситуации и дать профессиональную консультацию, подготовить документы любого характера, представлять Ваши интересы в государственных органах, в том числе в судах, оказать помощь в иных юридических ситуациях.
И это лишь часть того, чем мы занимаемся...) Для того, чтобы узнать подробнее, можем ли мы помочь Вам в конкретной ситуации, Вы можете обратиться к нашим юристам.
Записаться на консультацию можно по телефону: 8 996 934 39 44.
ДЛЯ ВЫЧЕТА ЗА ЛЕЧЕНИЕ ДОСТАТОЧНО СПРАВКИ ОБ ОПЛАТЕ МЕДУСЛУГ. ДОГОВОР, ЛИЦЕНЗИЯ И ЧЕКИ НЕ НУЖНЫ.
ФНС опубликовала разъяснения и направила в налоговые инспекции письмо о документах для вычета за лечение. Оно поможет правильно собрать бумаги для возврата налога и оспорить отказ.
Чтобы сэкономить 13% от стоимости платных приемов, анализов и процедур, не нужно хранить чеки на каждую оплату и искать лицензию клиники. Для подтверждения расходов достаточно одного документа — справки, которую можно запросить в любое время.
В данной статье рассказывается, что нужно сделать, чтобы получить вычет за лечение.
ФНС опубликовала разъяснения и направила в налоговые инспекции письмо о документах для вычета за лечение. Оно поможет правильно собрать бумаги для возврата налога и оспорить отказ.
Чтобы сэкономить 13% от стоимости платных приемов, анализов и процедур, не нужно хранить чеки на каждую оплату и искать лицензию клиники. Для подтверждения расходов достаточно одного документа — справки, которую можно запросить в любое время.
В данной статье рассказывается, что нужно сделать, чтобы получить вычет за лечение.
КОГО СЕЙЧАС СОБСТВЕННИК МОЖЕТ НЕ ВПУСКАТЬ К СЕБЕ В КВАРТИРУ ДЛЯ ПРОВЕРКИ, ДАЖЕ НЕСМОТРЯ НА УДОСТОВЕРЕНИЕ?
Многие собственники квартиры наверняка не раз сталкивались с такой ситуацией: неожиданно раздается звонок в дверь — и некие люди, предъявляя официальное удостоверение, требуют впустить их внутрь для проведения проверки.
Разберем, кого, даже несмотря на удостоверение, собственник может сейчас не впускать в свое жилье.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Недавно Министерство экономического развития РФ опубликовало любопытные разъяснения на тему проверок жилых помещений сотрудниками государственной жилищной инспекции (Письмо от 23.03.2022 № ОГ-Д24-1977).
Уточню, что жилинспекция не только ведет надзор за работой управляющих организаций, но и контролирует в т.ч. соблюдение правил содержания и использования жилых помещений.
А поскольку соблюдать эти правила обязаны прежде всего собственники, наниматели жилых помещений и члены их семьи, то они тоже могут попасть под проверку со стороны жилинспекции.
В частности, наложение штрафов за незаконную перепланировку находится именно в ее компетенции (ст. 7.21, ст. 23.55 КоАП РФ).
Поэтому сотрудники жилинспекции могут потребовать от собственника впустить их в квартиру, чтобы проверить ее на предмет незаконных перепланировок (особенно, если поступила соответствующая жалоба от соседей).
Между тем, как указало Минэкономразвития, жилищный надзор подчиняется общим требованиям Закона «О государственном и муниципальном контроле в РФ» № 248-ФЗ.
А там содержится запрет на проведение осмотров жилых помещений в рамках проведения контрольных мероприятий (ст. 76).
Отсюда Министерство пришло к выводу, что у сотрудников жилинспекции нет законных полномочий входить в квартиру и проводить ее осмотр — даже если собственник жилья дал на это свое согласие.
Таким образом, жилинспекция может привлекать собственников квартир к ответственности за незаконную перепланировку и требовать в суде устранить нарушения — но при этом они не имеют права эти нарушения выявлять. Такой вот парадокс…
Поэтому собственник квартиры может на абсолютно законных основаниях захлопнуть дверь перед инспектором жилищного надзора: никакой ответственности ему за это не грозит.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
Закон обязывает всех пользователей жилых помещений соблюдать правила пожарной безопасности и предусматривает штрафы за нарушение этого предписания.
Но могут ли сотрудники территориальных подразделений МЧС (которые осуществляют государственный пожарный надзор) проверять квартиры в этих целях?
Согласно Закону «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ проведение федерального государственного пожарного надзора регулируется уже упомянутым выше Законом № 248-ФЗ (ст. 6).
А это значит, что так же, как жилищные инспекторы, сотрудники МЧС не вправе проводить осмотры жилых помещений граждан.
Это дополнительно подтверждается Положением о пожарном надзоре, где осмотр жилых помещений в жилых домах исключен из перечня возможных контрольно-надзорных мероприятий (п. 33).
Поэтому собственники квартир могут с чистой совестью не открывать дверь т. н. сотрудникам МЧС, которые настаивают на проверке дымовых датчиков или чего-то иного.
Скорее всего, это просто мошенники, задачей которых является продать жильцам какой-то абсолютно ненужный прибор.
КОММУНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Управляющие организации, газовые службы, гарантирующие поставщики электроэнергии не реализуют какой-либо вид государственного надзора, но у них есть право проверять то, как соблюдают пользователи квартир условия оплаты коммунальных услуг (прежде всего, состояние квартирных счетчиков).
Но взамен коммунальщики тоже должны выполнять определенные правила. В частности, уведомлять владельца жилья о предстоящей проверке не позже, чем за 2 недели (объявлением в тексте квитанции, сообщением на телефон или иным способом, обеспечивающим уведомление гражданина).
Собственник или наниматель квартиры может перенести дату визита проверяющих, обратившись в соответствующую организацию не позднее, чем за 2 дня до проверки.
Если же проверяющий придет в тот день, который не был согласован с владельцем жилья, тот может не открывать дверь — и закон будет на его стороне (п.п. 32, 85, 119 Правил № 354).
Многие собственники квартиры наверняка не раз сталкивались с такой ситуацией: неожиданно раздается звонок в дверь — и некие люди, предъявляя официальное удостоверение, требуют впустить их внутрь для проведения проверки.
Разберем, кого, даже несмотря на удостоверение, собственник может сейчас не впускать в свое жилье.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Недавно Министерство экономического развития РФ опубликовало любопытные разъяснения на тему проверок жилых помещений сотрудниками государственной жилищной инспекции (Письмо от 23.03.2022 № ОГ-Д24-1977).
Уточню, что жилинспекция не только ведет надзор за работой управляющих организаций, но и контролирует в т.ч. соблюдение правил содержания и использования жилых помещений.
А поскольку соблюдать эти правила обязаны прежде всего собственники, наниматели жилых помещений и члены их семьи, то они тоже могут попасть под проверку со стороны жилинспекции.
В частности, наложение штрафов за незаконную перепланировку находится именно в ее компетенции (ст. 7.21, ст. 23.55 КоАП РФ).
Поэтому сотрудники жилинспекции могут потребовать от собственника впустить их в квартиру, чтобы проверить ее на предмет незаконных перепланировок (особенно, если поступила соответствующая жалоба от соседей).
Между тем, как указало Минэкономразвития, жилищный надзор подчиняется общим требованиям Закона «О государственном и муниципальном контроле в РФ» № 248-ФЗ.
А там содержится запрет на проведение осмотров жилых помещений в рамках проведения контрольных мероприятий (ст. 76).
Отсюда Министерство пришло к выводу, что у сотрудников жилинспекции нет законных полномочий входить в квартиру и проводить ее осмотр — даже если собственник жилья дал на это свое согласие.
Таким образом, жилинспекция может привлекать собственников квартир к ответственности за незаконную перепланировку и требовать в суде устранить нарушения — но при этом они не имеют права эти нарушения выявлять. Такой вот парадокс…
Поэтому собственник квартиры может на абсолютно законных основаниях захлопнуть дверь перед инспектором жилищного надзора: никакой ответственности ему за это не грозит.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
Закон обязывает всех пользователей жилых помещений соблюдать правила пожарной безопасности и предусматривает штрафы за нарушение этого предписания.
Но могут ли сотрудники территориальных подразделений МЧС (которые осуществляют государственный пожарный надзор) проверять квартиры в этих целях?
Согласно Закону «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ проведение федерального государственного пожарного надзора регулируется уже упомянутым выше Законом № 248-ФЗ (ст. 6).
А это значит, что так же, как жилищные инспекторы, сотрудники МЧС не вправе проводить осмотры жилых помещений граждан.
Это дополнительно подтверждается Положением о пожарном надзоре, где осмотр жилых помещений в жилых домах исключен из перечня возможных контрольно-надзорных мероприятий (п. 33).
Поэтому собственники квартир могут с чистой совестью не открывать дверь т. н. сотрудникам МЧС, которые настаивают на проверке дымовых датчиков или чего-то иного.
Скорее всего, это просто мошенники, задачей которых является продать жильцам какой-то абсолютно ненужный прибор.
КОММУНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Управляющие организации, газовые службы, гарантирующие поставщики электроэнергии не реализуют какой-либо вид государственного надзора, но у них есть право проверять то, как соблюдают пользователи квартир условия оплаты коммунальных услуг (прежде всего, состояние квартирных счетчиков).
Но взамен коммунальщики тоже должны выполнять определенные правила. В частности, уведомлять владельца жилья о предстоящей проверке не позже, чем за 2 недели (объявлением в тексте квитанции, сообщением на телефон или иным способом, обеспечивающим уведомление гражданина).
Собственник или наниматель квартиры может перенести дату визита проверяющих, обратившись в соответствующую организацию не позднее, чем за 2 дня до проверки.
Если же проверяющий придет в тот день, который не был согласован с владельцем жилья, тот может не открывать дверь — и закон будет на его стороне (п.п. 32, 85, 119 Правил № 354).
Дорогие друзья! От лица нашей компании поздравляем Вас с Днем Победы!
Этот день — символ гордости за тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны, символ решимости, воли народа, символ достоинства нашей страны!
С чувством глубокой признательности благодарим за совершенный Подвиг, желаем здоровья, счастья и благополучия всем ветеранам! И всех поздравляем с Великим праздником!
Этот день — символ гордости за тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны, символ решимости, воли народа, символ достоинства нашей страны!
С чувством глубокой признательности благодарим за совершенный Подвиг, желаем здоровья, счастья и благополучия всем ветеранам! И всех поздравляем с Великим праздником!
ЧЕМ СЕЙЧАС ГРОЗИТ РЕГИСТРАЦИЯ РЕБЕНКА В КВАРТИРЕ ДЛЯ ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦА: РАЗБИРАЕМ НОВОЕ РЕШЕНИЕ СУДА
По закону местом жительства ребенка, не достигшего 14 лет, является место жительства его родителей (ст. 20 ГК РФ).
♀ Отсюда вытекает безусловное право родителя оформить регистрацию ребенку по месту своего жительства, независимо от того, согласен ли на это собственник жилья, наниматель и все остальные члены семьи (п.п. 28 — 29 Правил от 17.07.1995 № 713). Но какие последствия ожидают их всех после такой регистрации?
Очевидно, что их право владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем ограничивается: появляется новый член семьи, который имеет равное с ними право на это жилое помещение.
А если оно еще не приватизировано, то вдобавок он может получить свою долю в праве собственности на него.
Выписать самого родителя можно в судебном порядке — если доказать, что он добровольно выехал в другое постоянное место жительства, отказавшись тем самым от своих прав на спорную жилплощадь (ст. 83 ЖК РФ, п. 32 ПП ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14).
До недавнего времени считалось, что таким образом можно выписать и ребенка: раз его право на жилье производно от аналогичного права его родителя, то вслед за родителем суды выписывали и детей.
🏻 Но последняя практика Верховного суда РФ показывает, что этот подход остался в прошлом. До высшей судебной инстанции дошел такой спор.
Наниматель квартиры по договору соцнайма подал иск о снятии с регистрационного учета своей несовершеннолетней внучки.
Когда-то его сын, который имел регистрацию в этой квартире, прописал туда же и своего ребенка. Но спустя несколько лет он развелся с женой, выписался из квартиры и переехал в другое место жительства.
Бывшая супруга с ребенком стала жить у своих родителей (где она была зарегистрирована), но при этом отказалась выписать дочь из дедушкиной квартиры, хотя и не давала денег на оплату коммунальных услуг.
Тогда дедушка подал иск в суд о снятии внучки с регистрационного учета, ссылаясь на то, что ее отец утратил право на жилое помещение, выписавшись оттуда.
Все судебные инстанции его требование удовлетворили, посчитав, что ребенок не может быть зарегистрирован по адресу, где не прописаны его родители.
Но мать дошла до Верховного суда РФ — и там дело пересмотрели.
Суд отметил следующее:
1⃣ Дети приобретают право на жилую площадь, которую определили его местом жительства его родители, по своему соглашению.
Одним из доказательств наличия этого соглашения как раз является регистрация девочки в спорной квартире.
2⃣ Будучи вселенным в квартиру в качестве члена семьи своего отца, ребенок получил самостоятельное право пользоваться этим жильем.
Поэтому оно не зависит от прав его родителей на это жилое помещение — и девочка может пользоваться квартирой дедушки по-прежнему, даже при том, что ее мать и отец оттуда съехали.
3⃣ Не влечет утрату этого права и тот факт, что после развода родителей внучка съехала из этой квартиры и стала жить с матерью.
☝🏻Суд напомнил, что дети, в силу возраста, не могут самостоятельно реализовывать свои жилищные права — значит, нельзя их лишать права на жилье только из-за того, что они не живут фактически в спорном помещении (определение ВС РФ № 4-КГ22-3-К1).
Как видно, практика выселения несовершеннолетних детей кардинально изменилась.
Теперь выписать ребенка из квартиры не удастся, даже если оба его родителя съедут оттуда в другое место жительства (до тех пор, пока у ребенка не появится право на другое жилье по соглашению его родителей или по решению суда об определении места его жительства).
В данном случае предметом спора являлась неприватизированная квартира — т. е. суд фактически признал за ребенком право участвовать в ее приватизации и получить свою долю в праве собственности.
Будет ли аналогичное решение, если речь пойдет о выселении ребенка из квартиры, принадлежащей частному собственнику, пока неизвестно. Но та логика, которую привел Верховный суд РФ, вполне применима и к этим случаям.
Тогда собственнику грозит постоянный жилец в его квартире, которого невозможно будет выселить (как минимум, до совершеннолетия ребенка).
По закону местом жительства ребенка, не достигшего 14 лет, является место жительства его родителей (ст. 20 ГК РФ).
♀ Отсюда вытекает безусловное право родителя оформить регистрацию ребенку по месту своего жительства, независимо от того, согласен ли на это собственник жилья, наниматель и все остальные члены семьи (п.п. 28 — 29 Правил от 17.07.1995 № 713). Но какие последствия ожидают их всех после такой регистрации?
Очевидно, что их право владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем ограничивается: появляется новый член семьи, который имеет равное с ними право на это жилое помещение.
А если оно еще не приватизировано, то вдобавок он может получить свою долю в праве собственности на него.
Выписать самого родителя можно в судебном порядке — если доказать, что он добровольно выехал в другое постоянное место жительства, отказавшись тем самым от своих прав на спорную жилплощадь (ст. 83 ЖК РФ, п. 32 ПП ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14).
До недавнего времени считалось, что таким образом можно выписать и ребенка: раз его право на жилье производно от аналогичного права его родителя, то вслед за родителем суды выписывали и детей.
🏻 Но последняя практика Верховного суда РФ показывает, что этот подход остался в прошлом. До высшей судебной инстанции дошел такой спор.
Наниматель квартиры по договору соцнайма подал иск о снятии с регистрационного учета своей несовершеннолетней внучки.
Когда-то его сын, который имел регистрацию в этой квартире, прописал туда же и своего ребенка. Но спустя несколько лет он развелся с женой, выписался из квартиры и переехал в другое место жительства.
Бывшая супруга с ребенком стала жить у своих родителей (где она была зарегистрирована), но при этом отказалась выписать дочь из дедушкиной квартиры, хотя и не давала денег на оплату коммунальных услуг.
Тогда дедушка подал иск в суд о снятии внучки с регистрационного учета, ссылаясь на то, что ее отец утратил право на жилое помещение, выписавшись оттуда.
Все судебные инстанции его требование удовлетворили, посчитав, что ребенок не может быть зарегистрирован по адресу, где не прописаны его родители.
Но мать дошла до Верховного суда РФ — и там дело пересмотрели.
Суд отметил следующее:
1⃣ Дети приобретают право на жилую площадь, которую определили его местом жительства его родители, по своему соглашению.
Одним из доказательств наличия этого соглашения как раз является регистрация девочки в спорной квартире.
2⃣ Будучи вселенным в квартиру в качестве члена семьи своего отца, ребенок получил самостоятельное право пользоваться этим жильем.
Поэтому оно не зависит от прав его родителей на это жилое помещение — и девочка может пользоваться квартирой дедушки по-прежнему, даже при том, что ее мать и отец оттуда съехали.
3⃣ Не влечет утрату этого права и тот факт, что после развода родителей внучка съехала из этой квартиры и стала жить с матерью.
☝🏻Суд напомнил, что дети, в силу возраста, не могут самостоятельно реализовывать свои жилищные права — значит, нельзя их лишать права на жилье только из-за того, что они не живут фактически в спорном помещении (определение ВС РФ № 4-КГ22-3-К1).
Как видно, практика выселения несовершеннолетних детей кардинально изменилась.
Теперь выписать ребенка из квартиры не удастся, даже если оба его родителя съедут оттуда в другое место жительства (до тех пор, пока у ребенка не появится право на другое жилье по соглашению его родителей или по решению суда об определении места его жительства).
В данном случае предметом спора являлась неприватизированная квартира — т. е. суд фактически признал за ребенком право участвовать в ее приватизации и получить свою долю в праве собственности.
Будет ли аналогичное решение, если речь пойдет о выселении ребенка из квартиры, принадлежащей частному собственнику, пока неизвестно. Но та логика, которую привел Верховный суд РФ, вполне применима и к этим случаям.
Тогда собственнику грозит постоянный жилец в его квартире, которого невозможно будет выселить (как минимум, до совершеннолетия ребенка).
КОГДА ГРАЖДАНИН НЕ ОБЯЗАН ПРЕДОСТАВИТЬ КОПИЮ СВОЕГО ПАСПОРТА, ДАЖЕ ЕСЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕЕ ТРЕБУЮТ?
Требование предоставить копию паспорта сейчас очень распространено среди организаций, которые оказывают различные услуги гражданам. Однако далеко не всегда гражданин действительно обязан исполнять это требование.
Разберем несколько наиболее популярных случаев, когда давать копию своего паспорта вовсе не обязательно.
1. ДЛЯ ПЕРЕРАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ЖКУ
Коммунальные организации часто требуют копию паспорта. Но насколько это соответствует требованиям закона, показывает недавнее решение суда.
Собственница квартиры обратилась к регоператору по вывозу ТКО за перерасчетом платы за период ее временного отсутствия.
Принимая заявление, сотрудник организации взял паспорт гражданки и, не спрашивая у нее согласия, снял копию, оставив ее у себя.
Сочтя такие действия грубым нарушением Закона о защите персональных данных № 152-ФЗ, женщина пожаловалась в прокуратуру — и там вынесли предписание в адрес регоператора, требуя устранить допущенные нарушения закона.
Регоператор подал жалобу в суд, сославшись на то, что Правила № 354 позволяют снимать копии с документов, которые граждане представляют, обращаясь за перерасчетом (п. 95). Однако суд тоже признал действия регоператора незаконными:
🏻 Правила № 354 не предусматривают обязанность потребителей предъявлять паспорт и передавать его копию регоператору для перерасчета платы за коммунальные услуги,
🏻 а согласно Закону № 152-ФЗ (ст. 5) обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям такой обработки (Постановление АС Уральского округа по делу № А60-24551/2021).
Таким образом, коммунальные организации вправе требовать копию паспорта только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. ПРИ ОФОРМЛЕНИИ НА РАБОТУ
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора гражданин предъявляет работодателю паспорт или иной документ удостоверяющий личность.
При этом о передаче копии паспорта в этой статье ничего не говорится, а требовать документы помимо тех, что перечислены в законе, запрещено.
Поэтому суды признают незаконными действия работодателей по хранению у себя копий личных документов своих сотрудников (например, постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда по делу № А53-12557/2013).
3. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
Закон о противодействии легализации преступных доходов обязывает организации, обеспечивающие проведение денежных операций, проводить идентификацию клиента перед тем, как его обслуживать (ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Но такая идентификация далеко не всегда означает получение копии паспорта гражданина. В большинстве случаев для этого вполне достаточно предъявить паспорт.
🏻 Например, согласно Указаниям Центробанка РФ, при выдаче наличных денег кассир должен провести идентификацию гражданина по предъявленному паспорту и проверить, совпадают ли Ф.И.О. по расходному кассовому ордеру и паспорту (Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У).
Как видно, никакой речи о получении копии паспорта не идет. Эти же правила распространяются на торговые организации: например, при возврате денег магазин не вправе требовать копию паспорта от покупателя (он может просто его предъявить).
4. ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА
Закон № 152-ФЗ допускает обработку персональных данных гражданина без получения согласия, если это необходимо для исполнения договора, где он является стороной (ст. 6).
Но, опять-таки, предоставлять для этого копию паспорта далеко не всегда действительно необходимо.
Можно задать вопрос представителю организации, с которой заключается договор, чем обусловлено требование копии паспорта и почему нельзя ограничиться предъявлением оригинала.
А в сентябре вступит в силу новый закон, который обяжет все организации, оказывающие услуги потребителям, обосновывать причины, из-за которых невозможно заключить, изменить или расторгнуть договор с гражданином без получения от него персональных данных (Закон о внесении изменения в ст. 16 Закона о Защите прав потребителей принят ГД РФ 20.04.2022).
Требование предоставить копию паспорта сейчас очень распространено среди организаций, которые оказывают различные услуги гражданам. Однако далеко не всегда гражданин действительно обязан исполнять это требование.
Разберем несколько наиболее популярных случаев, когда давать копию своего паспорта вовсе не обязательно.
1. ДЛЯ ПЕРЕРАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ЖКУ
Коммунальные организации часто требуют копию паспорта. Но насколько это соответствует требованиям закона, показывает недавнее решение суда.
Собственница квартиры обратилась к регоператору по вывозу ТКО за перерасчетом платы за период ее временного отсутствия.
Принимая заявление, сотрудник организации взял паспорт гражданки и, не спрашивая у нее согласия, снял копию, оставив ее у себя.
Сочтя такие действия грубым нарушением Закона о защите персональных данных № 152-ФЗ, женщина пожаловалась в прокуратуру — и там вынесли предписание в адрес регоператора, требуя устранить допущенные нарушения закона.
Регоператор подал жалобу в суд, сославшись на то, что Правила № 354 позволяют снимать копии с документов, которые граждане представляют, обращаясь за перерасчетом (п. 95). Однако суд тоже признал действия регоператора незаконными:
🏻 Правила № 354 не предусматривают обязанность потребителей предъявлять паспорт и передавать его копию регоператору для перерасчета платы за коммунальные услуги,
🏻 а согласно Закону № 152-ФЗ (ст. 5) обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям такой обработки (Постановление АС Уральского округа по делу № А60-24551/2021).
Таким образом, коммунальные организации вправе требовать копию паспорта только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. ПРИ ОФОРМЛЕНИИ НА РАБОТУ
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора гражданин предъявляет работодателю паспорт или иной документ удостоверяющий личность.
При этом о передаче копии паспорта в этой статье ничего не говорится, а требовать документы помимо тех, что перечислены в законе, запрещено.
Поэтому суды признают незаконными действия работодателей по хранению у себя копий личных документов своих сотрудников (например, постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда по делу № А53-12557/2013).
3. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
Закон о противодействии легализации преступных доходов обязывает организации, обеспечивающие проведение денежных операций, проводить идентификацию клиента перед тем, как его обслуживать (ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Но такая идентификация далеко не всегда означает получение копии паспорта гражданина. В большинстве случаев для этого вполне достаточно предъявить паспорт.
🏻 Например, согласно Указаниям Центробанка РФ, при выдаче наличных денег кассир должен провести идентификацию гражданина по предъявленному паспорту и проверить, совпадают ли Ф.И.О. по расходному кассовому ордеру и паспорту (Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У).
Как видно, никакой речи о получении копии паспорта не идет. Эти же правила распространяются на торговые организации: например, при возврате денег магазин не вправе требовать копию паспорта от покупателя (он может просто его предъявить).
4. ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА
Закон № 152-ФЗ допускает обработку персональных данных гражданина без получения согласия, если это необходимо для исполнения договора, где он является стороной (ст. 6).
Но, опять-таки, предоставлять для этого копию паспорта далеко не всегда действительно необходимо.
Можно задать вопрос представителю организации, с которой заключается договор, чем обусловлено требование копии паспорта и почему нельзя ограничиться предъявлением оригинала.
А в сентябре вступит в силу новый закон, который обяжет все организации, оказывающие услуги потребителям, обосновывать причины, из-за которых невозможно заключить, изменить или расторгнуть договор с гражданином без получения от него персональных данных (Закон о внесении изменения в ст. 16 Закона о Защите прав потребителей принят ГД РФ 20.04.2022).
СУД ВЫНЕС РЕШЕНИЕ, КТО ДОЛЖЕН РЕМОНТИРОВАТЬ ПОЧТОВЫЕ ЯЩИКИ В ПОДЪЕЗДЕ
В Выборгском районном суде г. Санкт-Петербурга удовлетворили иск жильца многоэтажки к управляющей организации, которая отказалась заменить неисправный замок в его почтовом ящике, предложив ему установить новый замок бесплатно, если только он приобретет его за свой счет.
Суд признал, что многосекционные почтовые ящики, установленные в подъезде для передачи в квартиры корреспонденции, являются общим имуществом дома (т. к. обслуживают более одной квартиры).
🏻 А значит, ремонт этих ящиков полностью возлагается на управляющую организацию: ее обязали обеспечить техническую исправность почтового ящика истца в течение 3-х дней после вступления решения суда в законную силу.
И дополнительно взыскали в пользу истца 500 рублей компенсации морального вреда и 250 рублей штрафа за нарушение прав потребителя.
В Выборгском районном суде г. Санкт-Петербурга удовлетворили иск жильца многоэтажки к управляющей организации, которая отказалась заменить неисправный замок в его почтовом ящике, предложив ему установить новый замок бесплатно, если только он приобретет его за свой счет.
Суд признал, что многосекционные почтовые ящики, установленные в подъезде для передачи в квартиры корреспонденции, являются общим имуществом дома (т. к. обслуживают более одной квартиры).
🏻 А значит, ремонт этих ящиков полностью возлагается на управляющую организацию: ее обязали обеспечить техническую исправность почтового ящика истца в течение 3-х дней после вступления решения суда в законную силу.
И дополнительно взыскали в пользу истца 500 рублей компенсации морального вреда и 250 рублей штрафа за нарушение прав потребителя.