Статистика ВК сообщества "Яндекс для разработчиков"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

У нас в офисе есть деревья, стаканы, скворечники, космические корабли и шлемы Дарта Вейдера — но не такие, как вы думаете. Всё это — звукопоглощающие решения, которые позволяют общаться в тишине, не мешать коллегам, а ещё легко трансформировать рабочее пространство, чтобы не приходилось всё перестраивать при расширении команды или переезде.

В офисах Яндекса уже давно используются мягкие акустические панели на стенах и потолке: мы подбираем разный коэффициент поглощения звука в зависимости от размера помещения и его назначения. А мебельные решения появились в 2017 году. Первыми стали мобильные переговорки: домики на четырёх человек для личных встреч и на одного — для звонков.

С тех пор мы тестировали звукопоглощающие решения от разных архитектурных бюро и внедрили «скворечники», «стаканы», «космические корабли», «шлемы Дарта Вейдера», акустические перегородки и наушники с активным шумоподавлением. А «кубики» — Zoom-зоны — разработал наш дизайнер. Неожиданной находкой стали плотные шторы для переговорок со стеклянными стенами: стекло хорошо отражает звук, а шторы гасят определённое количество децибелов.

136 5 ER 0.7796
Почти 25 лет назад, 15 декабря 1996 года, был сделан первый коммит в Аркадию — репозиторий Яндекса, который тогда никто не называл монорепозиторием. Потому что чем ещё он мог быть при масштабе разработки середины 90-х, кроме как единственным хранилищем кода? На скриншоте из нашей текущей системы — тот самый первый коммит. До запуска поисковой машины Яndex-Web оставалось около девяти месяцев.

Сегодня Аркадия — по-прежнему главная бэкенд-система поиска и всего Яндекса. А автор первого коммита по-прежнему работает в компании разработчиком и Yandex Fellow, его зовут Дмитрий Тейблюм:

— Сейчас каждому «с рождения» ясно, что софт должен жить в системе контроля версий. (Практически все для этой цели используют git.) А тогда необходимость в такой системе была понятна далеко не всем.

Мы, как и очень многие российские разработчики, жили вообще без системы контроля версий и довольно смутно представляли себе, что это. В команде было меньше десяти человек, наверное, и мы только начинали. Однажды у нас наконец возникло понимание, что нам такая система нужна. Я предлагал CVS, наш коллега Серёжа Ильинский (он не так давно умер) — Microsoft SourceSafe. Никакого git и даже SVN тогда ещё не было. Попробовали и то и другое, SourceSafe нам не понравился: не очень поняли, как им пользоваться. Так что остановились на CVS.

После этого я создал репозиторий и закоммитил всё, что мы к тому моменту успели написать. Автором всего того кода я, конечно, не был.

За 25 лет изменилось очень многое. В те времена вместо всего нынешнего отдела DevTools был практически один я. Причём занимался я этой DevTools-работой «на сдачу», так что во время первого коммита всё это выглядело очень бледно. Сравнивать Аркадию тогда и сейчас — то же самое, что сравнивать маленькую землянку с большим современным небоскрёбом. Но в некоторых аспектах нынешняя Аркадия остаётся развитием проекта, начатого тогда.

43 4 ER 0.5259
Сотрудники Яндекса продолжают делиться крутыми скиллами. В этой серии постов Howtoachieve руководитель службы разработки и инфраструктуры главной страницы поиска Наталья Савенкова рассказывает, как достигать целей. Имена не вымышлены, совпадения не случайны: всё из личного опыта.

Глава 0. Универсальный способ достижения всего, или Как перформить на дистанции

За годы работы по достижению недостижимого у меня сформировался подход к достижению целей, который я совершенно нескромно назвала универсальным способом достижения чего угодно. Какое-то время прокрастинировала, всё никак не могла сесть писать — и вот пишу. Довольно удобный формат — это серия статей, так что сегодня будет только одна часть. Это первая попытка описать всю идею целиком, поэтому могут быть неточности и прочие казусы.

Кому это подходит

Есть гипотеза, что метод хорошо подходит рациональным людям, которые могут жить по графику. Но мы дойдём до финала и прикинем, как его использовать иррациональным ребятам, которые любят хаос и бардак, но всё равно умудряются добиваться желаемого. Может быть, разницы в применении метода и нет.

Крупным планом

Сам подход состоит из нескольких этапов:

1. Анализ ситуации
2. Формирование стратегии
3. Анализ направлений
4. Создание плана
5. Работа по плану
6. Получение результата

Важно, что в схеме есть цикл анализ — план — работа. Это очень похоже на цикл Деминга, кстати.

В следующих постах каждый этап разберём отдельно, но сначала поговорим о целях.

С чего всё начинается

Начинается всё с того, что вы чего-то хотите :) Если ничего не хотите, то это другой случай, но метод тоже пригодится — просто чтобы сделать жизнь интереснее.

Для начала стоит выбрать направление, над которым хочется поработать какой-то продолжительный период времени. Формулировки могут быть такие: подтянуть английский, накопить денег, продвинуться в карьере, стать красивее, стать известным.
На этом этапе вообще не важно, измеримая ли эта цель, конкретная ли и так далее. Мы до этого дойдём. Придумайте сегодня, чего хотите: что больше всего беспокоит и что вы готовы менять.

127 8 ER 0.6188
В Яндекс Практикуме запустился бесплатный курс «Подготовка к алгоритмическому собеседованию».

На курсе вы узнаете, как проходят алгоритмические собеседования и как к ним готовиться, чтобы повысить свои шансы на успех.

Как это работает:

— Курс состоит из теоретических уроков, тестов и набора практических задач.
— Обучение бесплатное.
— Длительность прохождения зависит от уровня подготовки. В среднем потребуется от 10 до 50 часов.
— Начать курс можно в любое время.

159 1 ER 0.5007
Мы собрали 5 хардкорных настольных игр, которые подойдут для компаний с техническим и математическим бэкграундом, и еще 3 более простые, но веселые настолки, которые тоже понравятся разработчикам. Варгеймы, экономические и дипломатические стратегии, кооперативные игры — в нашей подборке есть настолки на любой вкус.

104 0 ER 0.4676
Летом многие обитатели главного офиса Яндекса в Москве предпочитают работать на свежем воздухе — во внутреннем дворике или на балконах. Для этого там должно быть хорошее Wi-Fi-покрытие. Раньше мы использовали только диапазон 2,4 ГГц, а внешние выносные антенны были подключены к офисным точкам доступа стандарта 802.11n. Можно сказать, что полноценной сети снаружи у нас не было.

Недавно мы запустили новую внешнюю беспроводную сеть, рассчитанную на большое число пользователей. Расскажем об особенностях запуска Wi-Fi на улице, а также о некоторых технических параметрах нашей новой беспроводной сети.

В целом, стандартный Wi-Fi с частотой 2,4 ГГц можно использовать практически без ограничений как снаружи, так и внутри помещения. При этом у диапазона есть несколько очевидных минусов, важнейший из которых — узкая ширина доступного спектра, где помещается всего три непересекающихся канала шириной 20 МГц. Это сильно ограничивает возможности для масштабирования сети. Кроме того, в «двойке» живёт не только Wi-Fi — микроволновки, беспроводные камеры и датчики, bluetooth и многое другое мешают нормальной работе сети.

В офисах мы давно строим беспроводные сети в диапазоне 5 ГГц, их можно свободно использовать внутри помещений. А для использования на улице нужно получить согласие регулирующих государственных организаций — и это непросто.

Процесс получения/закрепления частот извилист и тернист. Сначала нужно подать заявку на экспертизу в Государственный радиочастотный центр. К заявке нужно приложить характеристики оборудования, такие как: точное местоположение, сертификаты соответствия запрашиваемым частотам, мощность передатчиков и направленность антенн. В России для использования в сетях Wi-Fi, кроме 2.4 ГГц, разрешено два поддиапазона: 5150-5350 МГц и 5650-5850 МГц. Поэтому подается две заявки, для верхней и нижней части. Исходя из всех предоставленных данных, проводится экспертиза, в заключении которой указываются возможные частоты для каждого устройства. На основании этого подается заявление в Роскомнадзор, который выдает разрешение и закрепляет за организацией и ее оборудованием ту или или иную рабочую частоту. Нам удалось пройти все этапы.

👉🏻 Технические параметры новой сети Wi-Fi

Для нашей уличной беспроводной сети мы использовали стандарт 802.11ac. Сеть во дворе построена на паре контроллеров Aruba 7005 и внешних точках доступа Aruba AP 367 и 377 с направленными антеннами. Использование контроллеров обусловлено необходимостью шифрования данных, которые передаются по СКС, проложенной вне защищенного периметра здания офиса Яндекса. Контроллеры объединены в отказоустойчивую пару, а все точки доступа строят два шифрованных туннеля: по одному до каждого контроллера. При выходе из строя одного из контроллеров пользовательский трафик быстро «перетекает» во второй туннель.

Точки доступа на балконах собраны в кластер без использования аппаратного контроллера. В этом случае одна из точек берет на себя функции виртуального контроллера для управления всем кластером. А в случае отказа мастера эти функции «подхватывает» другая точка доступа.

К посту мы приложили карту уровней сигнала и фотографии самих устройств.

37 0 ER 0.2916
Меня зовут Алексей Долотов, я 10 лет не писал на Хабр. Отчасти дело в том, что когда мне было 22 года, я начал строить отдел аналитики Яндекса, затем семь лет им руководил, а теперь придумал и строю сервис Яндекс.Таланты. Профессия аналитика даёт массу возможностей.

Я решил рассказать, как развивалась моя карьера, и дать несколько советов тем, кто хочет «зажечь» в этой профессии. Надеюсь, мой своеобразный опыт окажется кому-нибудь полезным.

90 1 ER 0.4299
А какую самую глупую ошибку в коде на C++ допускали вы?

80 9 ER 0.3894
«Офис — идеальное место для настольных игр»: во что играет Яндекс ⏳

Во многих офисах Яндекса стоят доступные всем сотрудникам шкафы с настолками. Инженеры из Сочи и Москвы рассказали, кого и за чем можно застать в переговорках в три часа ночи.

Настольные игры в Сочи появились почти сразу после открытия офиса — в 2018 году. Принес их туда Антон Горшанов, руководитель группы IT-поддержки в регионах. Переезжая из Питера, он захватил с собой 10 игр, а на месте докупил еще. Так в Сочи появилась коллекция из 35 игр. Сначала офис был совсем маленький, в нем работали пара десятков человек, из которых играли два или три. «Через какое-то время я подсадил всю команду, мы собирались каждый день. Бывало, что бронировали переговорку и играли вместо обеда», — рассказывает Антон.

Обычно игры проводят после работы. Многие партии длятся долго: ребята могут уйти и в 11 вечера, и в 3 часа ночи — если пятница и завтра не нужно на работу. А еще специально приезжают играть по выходным. «Офис — идеальное комфортное место для настолок, — рассказывает Антон. — В переговорках большие столы, есть вода, чай, кофе».

До самоизоляции собирались большой компанией — человек по 12 — заказывали пиццу и устраивали вечера настольных игр. С таким количеством участников можно играть в «Гномов-вредителей», «Бэнг!», «Крагморту». На время пандемии коллекция перекочевала к Антону домой. Сейчас ребята планируют возрождать офисный формат.

Когда настолки появились в московских офисах, никто уже не помнит. Но очередная волна их популярности началась в 2012-м, на новогоднем корпоративе. Как все происходило, нам рассказал Всеволод Величко, разработчик, занимающийся системой оркестрации для Яндекс.Облака. На празднике кто-то спонтанно организовал игру в одной из переговорок. Играли в Dixit и Ticket to Ride. Тогда стало понятно, что людям интересно, есть желающие, и ребята решили проводить такие игры регулярно. Настроили email-рассылку и через нее приглашали на встречи.

В «золотой век» в Москве играли каждую неделю. Сейчас собираются реже, но на внутреннем портале есть форум «После работы», там по-прежнему можно собрать компанию и договориться об игре. В период самоизоляции ребята перешли в онлайн и играли в Ticket to Ride в Steam.

Участвуют коллеги из всех команд: разработчики, тестировщики, контроль качества, юристы, финансовый департамент, аналитики. До самоизоляции можно было приводить друзей, некоторые играли целыми семьями. Когда ограничения снимут, это тоже вернется. Пока в офис можно только яндексоидам.

Любимые игры в сочинском офисе — «Иниш», Panic Station и «Серп», а в Москве — Dixit, Ticket to Ride, Small World, «Пандемия», Blood Bound и «Игра престолов».

56 2 ER 0.3120
Мы узнали, как сотрудники Яндекса используют алгоритмы в решении повседневных задач, не связанных с работой. Оказалось, что помимо разработки приложений алгоритмы помогают воспитывать детей, тасовать карты и учить русский.

Данил Красный, разработчик интерфейсов Поиска:

«Я ищу слова в бумажных словарях бинарным поиском: сначала открываю на середине, затем перехожу на середину правой или левой части и так далее. Это особенно полезно, когда первый раз смотришь какой-то словарь и еще не знаешь, сколько там страниц и сколько слов начинаются с одной буквы».

Тимофей Кулин, бэкенд-разработчик Яндекса:

«У меня двое детей, и они постоянно спорили, кто первый чистит зубы, смотрит мультики, играет с новой игрушкой. Они спрашивали это у нас с женой, и мы не всегда могли синхронизировать ответы, например если сын спросил что-то у жены, а дочь в то же время — у меня. Чтобы они не ссорились, а мы с женой отвечали одинаково, я придумал алгоритм очерёдности, который основан на чётности дня — и ребенка: если день чётный, то первым что-то делает младший, второй, ребенок, а если число нечётное — старший, первый. Как бонус, дети выучили, какие числа чётные, а какие — нет. Позже они заметили, что нечётных чисел больше и одному очередь выпадает два дня подряд. Тогда я доработал алгоритм, так что по 31-м числам решение принимаем по чётности месяца. А через пару лет я автоматизировал процесс с помощью Яндекс.Станции: сделал навык для Алисы, который отвечает, кто сегодня первый, — он доступен только для нашей семьи».

Павел Губко, ML-разработчик Яндекс.Go:

«Мне нужно было скачать для мамы книгу, которая выложена постранично в формате изображений. Листать приходилось кликом на изображение. В книге было более 500 страниц, так что сохранять каждый скан вручную заняло бы слишком много времени. Плюс каждый третий клик получался впустую — вместо перехода к следующей странице начиналась реклама. Я написал простейший поисковый робот на Python, который переходил по ссылке на следующую страницу книги и сохранял изображение, а каждую третью ссылку пропускал. За 10 минут скрипт прошёлся по сайту и сохранил все страницы в одну папку, правильно их пронумеровав».

Лена, scrum-мастер Яндекс.Маркета:

«Я использую поразрядную сортировку в картах, когда нужно разложить колоду по масти и значению. Сначала вытаскиваю карты из колоды по одной, затем раскладываю в кучки по значениям и собираю все кучки по старшинству. После этого беру по одной карте с верха колоды и раскладываю в новые кучки по масти, а затем просто собираю их вместе».

Валерия Костенко, сетевой инженер Яндекса:

«Нас в школе учили русскому языку при помощи алгоритмов с ветвлением, по методу Поташкиной. Правила в учебнике даны в виде схем-алгоритмов. Например, правило про одну и две «Н» в прилагательных и причастиях:

— Слово образовано от глагола?
— Да.
— Это краткая форма?
— Нет.
— Слово на -ный с зависимым словом?
— Да.

Вывод: пишем две «Н».

При этом работает визуальная память: схему-картинку легче запомнить, чем длинное правило в виде текста. Для закрепления дети прорешивают слова из сборника задач по указанному алгоритму, то есть воспроизводят его письменно — таким образом подключается моторная память».

44 2 ER 0.2107