Статистика ВК сообщества "Музыка в истории"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

GREEN SLEEVES ("Зелёные рукава", Англия, XVI век).

Впервые песня была опубликована в 1580 году: 3 сентября Ричард Джонс получил лицензию на печать «Новой северной песенки о Леди Зелёные рукава». Ни одно из оригинальных изданий 1580 года не сохранилось.

Менее чем за год последовали еще шесть вариантов: один в тот же день, 3 сентября 1580 г. («Ye Lady Greene Sleeves answere to Donkyn hir frende» Эдварда Уайта), затем 15 и 18 сентября (Генри Карр и снова Уайт), 14 декабря (снова Ричард Джонс), 13 февраля 1581 г. (Уильям Элдертон) и август 1581 г.

Однако тот же Ричард Джонс напечатал в 1584 году книгу «Горстка приятных наслаждений», в которой песня была переиздана как «Новый придворный сонет леди Грин». И там есть слова, с которыми мы все знакомы, начиная с первого куплета с «Alas, my love, ye do me wrong» (Увы, любовь моя, ты поступаешь со мной неправильно), с припевом, который начинается со слов «Greensleeves was all my joy» (Зелёные рукава были всей моей радостью).

Есть романтичная легенда о том, что автор этой музыки король Англии Генрих VIII (1491-1547), который якобы написал эту песню, когда ухаживал за Анной Болейн, своей будущей второй женой. Однако, эта версия не выдерживает критики. Первые сведения о Greensleeves, появляются, как мы уже сказали в 1580 году. Кроме того, в музыке песни заметно итальянское влияние, которого не могло быть в музыке, современной Генриху.

Greensleeves стала одним из самых исполняемых произведений в истории. Существует огромное количество вариантов исполнений, а также упоминаний. Только в пьесах Уильяма Шекспира Greensleeves упоминается дважды. Кроме того, в XIX веке на мелодию Greensleeves положили Рождественский текст "What Child is this". Так мелодия обрела ещё одну ипостась.

Сюжет песни прост - это обращение к возлюбленной, которая остаётся холодна к ухаживаниям своего пылкого поклонника. Наткнулся даже на версию ,по которой холодная возлюбленная символизирует Англию, вышедшую из-под власти католической Церкви. Однако, на мой взгляд, эта версия не слишком реалистична (особенно, если учесть время появления песни).

Greensleeves в полной мере можно считать народной английской песней. Предлагаем вашему вниманию подборку различных исполнений, среди которых есть как академические исполнения, так и эстрадные версии.

Особо хотелось бы отметить исполнение советского гитариста и лютниста Владимира Вавилова. Много сказано (в том числе у нас) о его мистификациях, и знаменитой пластинке "Лютневая музыка XVI—XVII веков", и Greensleeves также вошла в этот сборник. Однако, в отличие от большинства произведений оттуда, "Зелёные рукава" действительно относятся к подлинным образцам музыки XVI века.

Приятного прослушивания!

#Musicinhistory #Greensleeves

437 19 ER 21.0247
Музыка существует только тогда, когда поет певец или играет инструменталист. На нас лежит большая ответственность в воплощении памяти обо всех этих прекрасных вещах в том виде, в каком они существуют в партитурах или рукописях.

Жорди Саваль (р. 1941), гамбист, дирижёр (Испания, Каталония)

#Musicinhistory #Savall

139 11 ER 8.0742
Продолжаем нашу рубрику, в которую собираем байки, легенды и интересные случаи, связанные со старинной музыкой.

Сегодня на очереди Георг Фридрих Гендель (1685-1756).

Однажды на концерт музыки Генделя не было продано ни одного билета. Друзья принялись утешать композитора, однако, он ответил:

- Всё отлично! В пустом зале музыка звучит намного лучше!

#Musicinhistory #Handel

82 15 ER 5.1831
Сегодня в Православной Церкви Страстная Пятница - день, когда, согласно Библии, был распят Иисус Христос. Этому событию посвящено, конечно, немало произведений искусства, в частности, музыки из той, что именуют старинной. Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку.

#Musicinhistory

59 2 ER 3.7252
ФРАНЧЕСКО АРАЙЯ (1709-1771).

Родился в Неаполе в 1709 году. Первой оперой Франческо Арайи была «Berenica», представленная в 1730 году во дворце герцога тосканского близ Флоренции; вскоре в Риме была дана вторая его опера «Amore per regnante» («Любовь к царствующим»).

В 1735 году большая итальянская оперная труппа под руководством Арайи была приглашена в столицу Российской империи город Санкт-Петербург. Представления зимой давали в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада. В 1737 году в Санкт-Петербургском придворном театре была разыграна опера «Abiazare», написанная Арайей. Это была первая итальянская опера, поставленная в Петербурге.

В 1738 году он поставил на сцене «Семирамиду», а в следующих годах оперы «Арсака», «Селевка», «Беллерофонта», «Александра в Индии» и др. Арайе также приписывают сочинение оперы «La Russia afflitta e riconsolata» (Москва, 1742), которая, по мнению некоторых исследователей, принадлежит композитору Далл’Ольо.

В 1740 году, после падения Бирона, Арайя был командирован из России для приглашения новых артистов и певцов. Уже в том же году, специально для сочинения оперных либретто в Санкт-Петербург прибыл Джузеппе Бонекки, который, в числе прочего, по повелению императрицы, к венчанию Петра III Фёдоровича и принцессы Софьи Августы Фридерики Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II) сочинил либретто к опере Арайи «Сципион», с большою пышностью сыгранной на придворной сцене в 1745 году.

В 1755 году Арайя написал музыку к опере «Цефал и Прокрис», либретто к которой создал Александр Сумароков. Эта опера составила целую эпоху на русской сцене: это была первая опера, написанная на русский текст и исполненной русскими певцами в первый раз 27 февраля или 1 марта 1755 года, в театре Санкт-Петербургского Зимнего дворца (опера эта напечатана в 1764). Декорации создал Джузеппе Валериани, получивший пышный титул: «Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императорском Российском дворе». Первые роли исполняли: певица, дочь лютниста, Елизавета Белоградская и певчие графа Разумовского, в числе их Гаврило Марценкович, отличный певец, в своё время известный под именем «Гаврилушки». Опера имела блистательный успех, и композитор в благодарность получил в дар от императрицы Елисаветы Петровны дорогую соболью шубу, оцененную в 500 рублей.

В 1759 году Арайя вернулся в Италию и жил в Болонье, пользуясь как заработанным в России, так и получая пенсион от российских монархов. С 1762 г. он составлял ежегодно 600 талеров и выплачивался «по смерть». Последними произведениями композитора стали оратория «La Natività di Gesù» и опера «La Cimotea».

#Musicinhistory #Araja

41 1 ER 2.9631
Человеку свойственно в скорби либо успокаивать пением волнение души, либо ободрять себя размышлением о смысле того, что поется, и этот смысл посредством приятного пения глубже западает в душу. Кто же из нас настолько груб, чтобы не взвеселило его пение соловья в дубровах либо голос и одновременно удивительным образом устремленный в небо полет жаворонка в полях?

Филипп Меланхтон (1497-1560). Немецкий гуманист, теолог, педагог, реформатор

#Musicinhistory

35 2 ER 2.6637
🙋‍♂️Друзья, нужна ВАША ПОДДЕРЖКА. В разгаре у большинства летний отдых, однако, у многих он протекает весьма активно!))

👨‍🔧Вот и ваш админ озадачился интереснейшим проектом.

🚀Йозеф Гайдн в нашей стране традиционно находится в тени своих современников, других "венских классиков" - Моцарта и Бетховена. Однако, мы стремимся исправить эту досадную историческую несправедливость.

🏗К постановке в Москве готовится опера Гайдна "Певица", написанная в 1766 году, и никогда ранее не ставившаяся в России. Пока что планируется два спектакля осенью-зимой.

🙏Организаторы (среди которых и ваш админ), будут признательны за материальную поддержку проекта, который, пока что, держится на сплошном энтузиазме.

🤳Для переводов:

Карта Сбербанка: 2202 2021 5001 0084
Карта Тинькофф: 5536 9141 5590 1329

💯Всех, кто откликнется, обязательно пригласим на премьеру в качестве почётных гостей. Кроме того, всех пожертвовавших укажем в программке в разделе Благодарностей, поэтому просьба указывать своё имя при переводе!)

👍Помогите состояться уникальному событию в музыкальной жизни нашей страны!)

#Musicinhistory #Haydn

29 13 ER 2.0922
ЭНН АЗЕМА (сопрано, Франция-США).

Энн Азема родилась в Ньоре, Франция, 19 октября 1957 года. Детство она провела в Страсбурге и приехала в Соединенные Штаты, чтобы учиться в Консерватории Новой Англии в 1979 году. Впервые она пела с Boston Camerata в сезоне 1981–1982 годов.

Ее специализация – светская/народная песня Франции и Прованса в средние века. Получила «Grand Prix du Disque» за роль Изольды в записи «Тристана и Изольды», сделанной Boston Camerata (разумеется, речь идёт не об опере Вагнера, а о спектакле, основанном на легенде о Тристане и Изольде, с использованием средневековой музыки и поэзии).

Кроме того, Азема выпустила четыре сольных альбома, посвящённых Средневековью.

Энн Азема является одним из основателей Camerata Mediterranea, гастролирует с ними по всему миру и появляется на всех их компакт-дисках (Edison Prize). Она также играла заметную роль во многих американских музыкальных проектах Boston Camerata.

Муж Энн - почетный директор Camerata Джоэл Коэн. Текущая дискография Аземы насчитывает более тридцати пяти записей в качестве солистки и/или директора на лейблах Warner — Erato, Harmonia Mundi, Virgin, Nonesuch, Bridge, Calliope, Atma и K 617.

Анн Азема является основателем и директором европейского ансамбля Aziman.

В 2007 г. г-жа Азема написала музыку к постановке «Турнуа де Шованси», поставленной в крупных театрах восточной Франции и Люксембурга.

В 2011 году Азема была удостоена звания кавалера искусств и литературы Французской Республики, а в 2021 году получила звание офицера искусств и литературы.

#Musicinhistory #Azema #medieval

45 5 ER 2.2968
ЭНРИКО БАЙАНО (клавесин, Италия).

Родился в Неаполе в 1960 году.

Байано получил ряд международных наград, в том числе Deutsche Schallplattenpreis, Diapason d'Or, Choc de la Musique и Platte des Monats. Он написал « Метод для клавесина: практическое руководство для пианистов, органистов и клавесинистов», опубликованное Ut Orpheus и переведенное на пять языков.

Выступал на самых известных фестивалях старинной музыки в Европе, Израиле и Японии с репертуаром от XVI до XXI века. Он является одним из соучредителей итальянского ансамбля "Cappella della Pietà dei Turchini", с которым он играл и записывался с 1986 по 2000 год.

Байано также играл с неаполитанским ансамблем современной музыки "Dissonanzen" и с Хельсинкским барочным оркестром.

Принимал участие в двух документальных фильмах режиссера Франческо Леприно, посвящённых Доменико Скарлатти и И.С. Баху.

#Musicinhistory #Baiano

37 3 ER 1.9457
Друзья, радостно видеть как наше сообщество растёт!)) Спасибо всем, кто давно уже с нами, и тем, кто зашёл недавно. Продолжаем рассказывать обо всём, что связано с миром старинной музыки, и, конечно, слушать эту музыку!))

Напоминаем, что наши разделы работают как каталог. Полный перечень вы можете увидеть в Информации о группе прямо под портретом нашего фронтмена (пока что это Джон Доуленд, но в ближайшее время он уступит своё место кому-то из французских коллег).

Вы можете поддержать наш проект финансово - Карта Тинькофф - 5536 9141 5590 1329 (Гребенюков Александр Александрович), но и лайки и репосты это уже немало для нашего сообщество.

Продолжаем слушать великолепную музыку вместе!))

#Musicinhistory

19 2 ER 1.6064