Статистика ВК сообщества "Insolarance Cult"

0+
Ой, а что здесь?
Количество постов 880
Частота постов 23 часа 44 минуты
ER 63.70
Нет на рекламных биржах

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

В старом анекдоте из не существующей ныне Германской Демократической Республики немецкий рабочий получает работу в Сибири; зная о том, что вся почта будет прочитываться цензорами, он говорит своим друзьям: «Давайте введем правила: если письмо, которое вы получите от меня, написано обычными синими чернилами, то в нем правда; если оно написано красными чернилами, то в нем ложь». Через месяц его друзья получают первое письмо, написанное синими чернилами: «Здесь все замечательно: магазины — битком, еды — в изобилии, жилье — большое и хорошо отапливается, в кинотеатрах показывают западные фильмы, много красивых девчонок, готовых к делу; один недостаток — нет красных чернил».

Славой Жижек

119 0 ER 2.4177
Друзья, в связи с изменениями в работе ленты хотим попросить вас по возможности ставить реакции на посты, когда вы их видите. Несомненно, вы не обязаны лайкать то, что вам не нравится (хотя сейчас можно выражать и гневливую реакцию). Тем не менее активность – это способ поддержать проект в целом. И, насколько мы можем судить, правила игры склоняются в сторону большей зависимости проектов от такой поддержки.

12 7 ER 1.6706
Ещё одна характерная черта нынешней эпохи — культ ностальгии и романтизация прошлого, что представляется социальной и психологической защитой перед полной неопределенностью будущего. Поп-культура активно эксплуатирует образы 80-х, 90-х и более ранние времена в сериалах, модной одежде и вечеринках. Зигмунт Бауман в книге «Ретротопия» пишет, что ХХ век начался с футуристической утопии и закончился ностальгией. Отказ от надежды на лучшее и не вызывающее доверия будущее обернулся культом стабильного и утешающего прошлого. Эти романтические фантазии с характерным для них слоганом «раньше было лучше» формируют ретротопическое мироощущение, в котором хорошо всегда там, где нас нет, а идеальным временем предстаёт прошлое. Такой ход мысли явно напоминает идею регрессии в психоаналитической теории: сталкиваясь с травмирующей реальностью, мы ищем простые средства удовлетворения и самоуспокоения, что были доступны нам на ранних стадиях развития. При этом речь идёт не только о простых практиках (в духе анорексии, заедания стресса, оральных «затычек» вроде сигареты, вейпа или бутылки), но и о культурной возможности фантазировать «прошлое, в котором удовольствие было доступно» (как, например, курильщики ностальгируют по 40-50 гг., в которых не жили, но это та эпоха, когда курить можно было везде — от личного офиса до салона самолёта).

В близком ключе размышляет Марк Фишер, описывая характерную черту капиталистического реализма как «медленную отмену будущего». В нём общее состояние таково, что «жизнь как бы продолжается, но время остановилось». Модные тренды и инновации стремятся опровергнуть эти мрачные пророчества критически настроенных теоретиков культуры и общества, однако очередной новый альбом Royksopp поразительно похож на два предыдущих, а ежегодно появляющийся новый iphone привычен и не так сильно отличается от старого.

149 11 ER 2.2682
Подборка самых ламповых и успокаивающих выпусков нашего подкаста.

309 0 ER 3.4346
Нет более противного и отталкивающего зрелища, как зрелище человека, вообразившего, что он все понял и на все умеет дать ответ. Вот почему выдержанная и последовательная философия становится невыносимой. Уж если нужно философствовать, то изо дня в день, не считаясь с тем, что ты говорил вчера. Если поэзия должна быть глуповатой, то философия должна быть сумасшедшей, как вся наша жизнь. В разумной же философии столько же коварства и предательства, сколько и в обыкновенном здравом смысле.

Лев Шестов

75 8 ER 2.5465
Стоицизм сегодня стал брендом. С его помощью продвигаются проекты и книги, предлагающие правила жизненного и финансового успеха. Но имеют ли они какое-либо отношение к одноименной философской традиции? Специально для Insolarance Андрей Чистов перевёл статью, призванную прояснить отличия античного стоицизма от современного. В частности, в области отношения к смерти, деньгам и власти.

180 11 ER 3.2548
Сегодня крайне популярна идея, согласно которой человек — это предприниматель самого себя. Следовательно, личное время и когнитивные способности — это капитал, которым еще нужно суметь распорядиться. Однако, экономическая метафора ментальной жизни не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Её обратная сторона: невротизация субъекта, выраженная в самопринуждении к саморазвитию, под которым всё чаще понимается изучение различных теорий и практик, позволяющих ещё более эффективно «саморазвиваться».

Алексей Соловьёв рассуждает о когнитивном капитализме и судьбе субъекта, вся жизнь которого превращается в производственный процесс без разделения на работу и отдых, профессиональную занятость и досуг.

201 27 ER 3.0269
Вчера на 82-м году ушел из жизни философ Жан-Люк Нанси. Он был и остается оригинальным мыслителем, у которого можно найти интересные и точные заметки по самым разным темам. Он размышлял о Боге без исповеди, расизме и проблеме со-существования. О смехе, сексуальности и языке. Ну и, конечно, о Хайдеггере. Нанси писал стихи о птицах и книги о кино (например, о Киаростами). В русскоязычное пространство он вошел в начале нулевых с работой «Corpus» (Тело). Это исследование места тела в западной культуре было спровоцировано самой жизнью философа — Нанси был одним из первых французов, прошедших пересадку сердца. Эта операция подарила ему еще 30 лет жизни. Сам Нанси даже как-то пошутил над своим другом Джорджо Агамбеном, что многим обязан тому, что никогда не слушал его советов (он отговаривал его от операции).

Нанси в последние годы особенно волновало «бытие-вместе». Он даже однажды заметил, что мир без чувства совместности быстро превращается в большую свалку, где всё неотличимо от отбросов. Если вас интересуют эти темы, то у Нанси вы безусловно найдете что-то ценное.

83 1 ER 2.2582
Жиль Делёз и Феликс Гваттари описывают мир капитализма, как машину по производству шизофренического опыта, калейдоскопическая фрагментарность которого составляет культурный фон нашего существования (это похоже на кейс о продюсере контента для тик-ток, который обращается к психотерапевту с ощущением, что его опыт подобен постоянно появляющимся и исчезающим коротким видеороликам). Жиль Липовецки в своём эссе о современном индивидуализме описывает нарциссическое расстройство, для которого характерно чрезмерное желание получить внимание от других и использовать их в качестве «нарциссического расширения» (классические блогеры, монетизирующие внимание своей частной жизни 24 на 7 в сторис инстаграм). Психоаналитик Мария Рита Кель, использующая метаформу биполярного аффективного расстройства, делит общество на два лагеря: маниакальных достигаторов успешного успеха и депрессивных субъектов, застывших в безвременье апатии и чувстве вины за неудачи в попытках достичь обещанного уровня благосостояния с высоким качеством жизни. И, наконец, самая устойчивая клиническая метафора, которую можно встретить в современной критической литературе о капитализме и его неолиберальной форме — невроз навязчивости.

Человек, страдающий неврозом навязчивости с клинической точки зрения, возвращается в капиталистическое общество как общий образец поведения. Так Джон Уилсон предлагает осмыслять неолиберальную идеологию «как тревожную социальную фантазию, направленную против Реального капитала», а также как «форму навязчивого невроза, при которой неолиберальный субъект предпринимает неистовые действия, чтобы предотвратить что-либо реальное». Нормализация тревожных и депрессивных состояний происходит по принципу замещения: обнаруживая подобную симптоматику, человеку предлагаются инструменты осознанности и другие способы рационализации, которые помогут ему примириться с этим. Безудержная компульсивность может проигрываться в бесконечном прохождении курсов или прокачке навыков, на которые возлагается иллюзорная надежда на избавление от тревоги. Но сама логика подобного поведения лишь укрепляет и развивает симптоматику, заставляя самого человека всё крепче верить в собственную вину за те ошибки и кризисы, которые порождает когнитивный капитализм.

137 16 ER 2.2951
«Эмансипировать разумную жизнь от её материального носителя».

Новый гость нашего подкаста — Евгений Сычев, главный редактор [club98540601|Spacemorgue]. Выясняем, почему не существует адекватной рецепции Ника Ланда на русском языке. Говорим про киберкультуру и научную фантастику. В течении подкаста гость постепенно развертывает особое видение философии в стиле темного трансгуманизма, критикует карго-культ новой философии, который продвигают люди вроде Дугина и Регева.

146 18 ER 2.8246