Статистика ВК сообщества "Технологические конкурсы Up Great"

0+
Соревнования, которые меняют мир

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Сегодня — День российской науки. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук, учрежденной по повелению императора Петра I указом Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года.

Российская наука внесла колоссальный вклад в самые разные сферы человеческого знания, в том числе и в развитие искусственного интеллекта.

Мы недавно рассказывали об одном из пионеров ИИ, Семене Корсакове, который исследовал возможности ИИ еще в XIX веке. В СССР работы в области искусственного интеллекта начались в 1960-х годах. В Московском университете и Академии наук был выполнен ряд прорывных исследований, возглавляемых Вениамином Пушкиным и Дмитрием Поспеловым.

Большой вклад в развитие искусственного интеллекта в СССР внес академик Гермоген Сергеевич Поспелов. Им были разработаны принципы создания комплекса взаимосвязанных человеко-машинных систем планирования разного уровня, построенных на основе экономико-математических моделей и принципов искусственного интеллекта, предложено обоснование необходимости создания систем коллективного диалогового пользования.

Отечественная наука совершала и совершает важнейшие открытия и создает разработки, конечно же, не только в сфере искусственного интеллекта, но и в самых разных других сферах, в том числе напрямую касающихся технологических конкурсов НТИ Up Great: медицины, аэрологистики и смежных направлений. В конкурсе ПРО//ЧТЕНИЕ уже преодолен технологический рубеж на английском языке и создан первый в мире искусственный интеллект-помощник учителя, продолжаются разработки ИИ-помощника учителя на русском языке. В рамках технологических конкурсов НТИ Up Great также планируются разработки ИИ-помощника врача и преодоление комплексного технологического барьера, открывающего возможности массового применения беспилотных воздушных судов в перевозке грузов.

🎉 Поздравляем всех причастных с сегодняшним праздником, желаем новых идей и открытий, прорывов и достижений, успехов и побед!

2 0 ER 2.0752
Эксперты Технологических конкурсов НТИ Up Great активно работают на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг-2022». В субботу наши специалисты провели сессию в рамках регионального трека интенсива. Рассказали участникам «Архипелага» о том, что такое технологические конкурсы, как они организованы в рамках проекта Up Great, а также о том, какие технологические конкурсы НТИ уже были проведены, проходят сейчас и планируются в будущем. Затем мы предложили региональным командам придумать технологические конкурсы, которые могли бы быть реализованы в рамках НТИ. После часового брейнсторма каждая из команд предложила актуальный технологический барьер, рассказала о проблемах, которые хочет решить, и о том, кому может быть интересен результат проекта. Многие региональные команды подошли к работе в высшей степени творчески и профессионально, а три самые интересные идеи были представлены в короткой презентации на интенсиве:

1. Команда Севастополя в качестве технологического барьера предложила создание комплекса программно-аппаратных средств для быстрой оцифровки объектов культурного наследия. Такое решение, которому команда дала название «Археоскан», позволит быстро и с наименьшими затратами готовить объекты культурного наследия к восстановлению и сохранению, а также использовать информацию о них в виртуальной реальности. Технологический конкурс на разработку такого сканера можно было бы провести в рамках ключевых рынков НТИ TechNet и SafeNet, а одним из важнейших решений предполагается использование технологий искусственного интеллекта. Механика предложенного конкурса проста: участники берут любой объект культурного наследия и сканируют его с помощью своих разработок в единых условиях. Победителем становится тот, чьи скорость сканирования, детализация, алгоритмы оптимизации, стоимость, уровень локализации будут оптимальными. В состав команды, помимо разработчиков программного комплекса, должны войти и разработчики собственно техники для сканирования объекта, инженеры, специалисты по обработке данных. Потребителями таких решений могут стать музеи, различные федеральные и региональные культурные институции, а также создатели проектов в сфере виртуальной дополненной реальности.

2. Команда Республики Саха (Якутия) предложила в качестве технологического барьера качественное предобогащение руды на месте добычи полезных ископаемых. Преодоление такого барьера позволит получить очевидный выраженный экономический эффект: не нужно будет перевозить на далекие расстояния пустую породу. Разработка такой технологии, по мнению команды, связана сразу с несколькими ключевыми рынками НТИ: TechNet, SafeNet, EnergyNet и NeuroNet. В качестве потенциальных участников конкурса обозначены команды вузов и исследовательских институтов, специализирующихся по горному делу, а также добывающих компаний. А использовать разработанную технологию смогут, конечно же, добывающие компании и корпорации. Сценарий конкурса понятен: всем участникам на единой площадке и в единых условиях будет предоставлена 1 тонна руды, из которой нужно будет на месте получить как можно более насыщенный концентрат ценного компонента и пустую породу.

3. Команда участников интенсива из Московской области предложила в качестве технологического барьера разработку платформы для создания донорских органов. Такая платформа должна включать в себя среды для клеток, материалы для создания человеческих тканей, специализированные 3D-принтеры, систему программного обеспечения. Единичные успешные кейсы 3D-печати человеческих органов, таких как ухо или челюсть, существуют, но системной технологии, которая бы позволяла по заказу клиник и медцентров создавать органы, пока нет. Именно разработка в рамках ключевого рынка НТИ HealthNet такой технологии является задачей предложенного конкурса. Критерии отбора победителей будут устанавливаться экспертами-медиками: это может быть создание применимых для решения конкретных медицинских задач функционирующих внутренних органов или — в более простом, но не менее важном варианте — фрагментов кожи.

Юрий Молодых, директор Центра технологических конкурсов Up Great НТИ, по результатам сессии отметил: «Я надеюсь, что самые интересные проекты, предложенные сегодня региональными командами, пойдут в дальнейшую проработку в рамках «Архипелага» и за его пределами. Те из них, которые будут соответствовать всем критериям, по которым мы запускаем технологические конкурсы НТИ, могут быть взяты в реализацию для проведения будущих конкурсов, направленных на создание новых технологий».

6 0 ER 1.1678
Американский промышленник и изобретатель Генри Форд — один из самых знаменитых технологических предпринимателей в истории. После себя он оставил не только успешную корпорацию, которая до сих пор является одним из ведущих автопроизводителей в мире, но и книги, идеи, решения, которые помогают многим делать открытия, идти вперед, развивать бизнес. Сегодня — день памяти Форда, со дня смерти предпринимателя исполнилось 75 лет, и в этой связи мы решили рассказать о нем в рубрике «Пионеры технологического предпринимательства».

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в окрестностях Детройта, в семье фермеров, эмигрантов из Ирландии. Мальчик очень любил свою мать. В семье было еще пятеро детей, и она всегда находила время для каждого. По вечерам они читали книги, играли, пели песни. Однако познавательным семейным вечерам предшествовала тяжелая работа на ферме: юному Генри рубил дрова, доил коров, носил воду, работал в саду и на огороде. Уже в детстве он пытался упростить многие процессы, например, не носить воду по крутой лестнице на второй этаж, а проложить водопровод. Но консервативный отец Форда считал такие мысли проявлением лени и слабости.

В 12 лет Генри впервые увидел транспортное средство, которое передвигалось без лошадей. Это был локомобиль — прообраз современного автомобиля. Он произвел на Форда столь яркое впечатление, что определил его судьбу: всю жизнь конструировать и строить автомобили.

С образованием у Форда были проблемы: из-за занятости на ферме он успел закончить лишь начальную школу. Когда ему исполнилось 16 лет, Форд, сбежав из дома, уехал работать в Детройт, где ему, естественно, довелось занимать самые разные должности, но большинство из них были связаны с техникой. Юноша быстро учился и рос как профессионал.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В БИЗНЕСЕ
С 1891 по 1899 годы исполнял обязанности инженера-механика, позже главного инженера в «Электрической компании Эдисона». Первое транспортное средство, которое создал Форд, — четырехколесный велосипед с бензиновым двигателем. В 1896 году появился «Квадроцикл Форда», а через пять лет Генри Форд выпустил гоночный автомобиль «999».

С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушел из нее и в 1903 году основал свою компанию. У Генри Форда была необычная для того времени точка зрения: авто — не игрушка для богачей, а полезная вещь для каждого. Он мечтал создать такой автомобиль, который смог бы позволить себе любой американец.

Форд пытался сотрудничать с разными инвесторами. Партнерам не нравилось, что Генри постоянно пытался усовершенствовать первоначально принятую модель авто. На старте Ford Motor Company Форд был вынужден договариваться с инвесторами, ведь на тот момент они вложили в его компанию $28 тыс. Лишь спустя три года Генри выкупил доли у других инвесторов, занял пост президента Ford Motor Company, и больше никогда в жизни старался не связываться с внешними инвестициями и банковскими кредитами.

ДОСТИЖЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР
В октябре 1908 года Форд представил свой девятый автомобиль — Model T. История успеха Генри Форда началась именно тогда. Машина работала на бензине и развивала скорость 72 км в час. Она сразу же стала пользоваться огромным успехом. Уже через несколько дней после выпуска поступило 15 тыс. заказов на Model T.

Со временем именно эта модель стала новым символом Америки: за руль сели не только состоятельные граждане Штатов, но и фермеры и рабочие, как и мечтал Форд. «Форд Т» выпускался без изменений 20 лет. Зато его цена не росла, а снижалась: в 1908 году 850 долларов, в 1914-м 550 долларов, в 1917-м 350 долларов. Средняя зарплата в США в 1910 году составляла 48 долларов в месяц. Большинство автомобилей других фирм находились в ценовом диапазоне 1100-1700 долларов.

Форд говорил, что делегировал сотрудникам любые функции, а сам каждый день занимался тем, что искал, где и на чем хоть на цент снизить себестоимость без ущерба для качества. Известна его фраза: «Любой цвет автомобиля хорош, если этот цвет — черный». Причина заключалась не в эстетике, а в том, что единообразная покраска удешевляла производство.

Важнейшим изменением в организации производства стало системное внедрение на заводах Форда конвейера. Первая его конвейерная линия заработала в апреле 1913 года. Производительность труда выросла в четыре раза. Если раньше на выпуск одного автомобиля уходило 12,5 часов, то после запуска конвейера одну машину собирали за 93 минуты. В 1925 году на самом известном заводе Форда — Хайленд Парк — выпускалось 9 тыс. автомобилей в день.

Разбивка производства техники на небольшие узлы позволяла уделять больше внимания качеству продукции, при этом не вкладываясь в универсализм и образование работников. Зато Форд ввел для сотрудников цехов 40-часовую рабочую неделю, премии за работу конвейера без остановки, выплаты годовых дивидендов обычным рабочим. Производители самой разной техники были вынуждены следовать в фарватере этих ноу-хау, чтобы не потерять работников. Автоматизация и конвейеризация привели к повсеместному увеличению качества и одновременно доступности техники, от автомобилей до холодильников и пылесосов.

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Форд был продуктивным изобретателем и получил 161 патент, причем в сферах не только автомобилестроения, но также материаловедения и инженерии. Его принципы организации производства стали основой для многих промышленных компаний во всем мире. Он написал несколько книг, например, «Моя жизнь и мое дело», «Сегодня и завтра», «Движение вперед», которыми до сего дня вдохновляются многие предприниматели и изобретатели. То, насколько Форд повлиял на человечество, подчеркивается, например, в знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир», в которой Форда почитали как пророка, а летоисчисление вели со дня выпуска первого автомобиля модели «Т».

5 0 ER 1.2879
❓ Как развивается индустрия беспилотных воздушных судов? Что нужно, чтобы сделать дроны более эффективной и распространенной технологией? Каков потенциал у российского рынка беспилотной аэрологистики?

❗️ Ответы на эти и другие вопросы, а также интереснейшие зарубежные и российские кейсы — в обзорном материале РБК. Не пропустите!

3 0 ER 1.3215
В эти дни авиационное сообщество отмечает сразу несколько важных дат, связанных со знаменитым технологическим конкурсом Orteig Prize, о котором мы и расскажем в нашей специальной рубрике.

Важная задача, загадки и неудачи

22 мая 1919 года владелец сети отелей Раймонд Ортейг предложил награду в 25 000 долларов первому летчику, совершившему беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж или наоборот. Сумма была весомая — в ориентировочном пересчете на современные доллары она составляла около 400 000, а технологический барьер — как никогда актуален: морские путешествия через Атлантику занимали много времени, что не соответствовало требованиям экономики и скоростям нового мира. Вскоре после объявления премии Джон Олкок и Артур Браун успешно совершили первый беспосадочный перелет через Атлантику из Ньюфаундленда в Ирландию, а британский дирижабль R34 совершил перелет из Ист Форчун, Шотландия, на Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк.

Однако для преодоления заявленного в премии барьера технологии еще долго остаются несовершенными. Лишь в 1926 году первую серьезную попытку получить приз предприняла команда под руководством французского аса Рене Фонка при поддержке авиаконструктора Игоря Сикорского. Сикорский, вложивший в эту попытку 100 000 долларов, построил для этой цели самолет S-35, и в сентябре того же года Фонк с тремя товарищами совершил свой полет. Однако самолет был безнадежно перегружен и загорелся при попытке взлета. Фонк и его второй пилот Куртин выжили, но их товарищи Клавьер и Исламов погибли.

К началу 1927 года стало известно, что три группы в Соединенных Штатах и одна в Европе готовят новые попытки получить приз. Но до определенного момента все терпели неудачи, причем неудачи часто трагические. 26 апреля во время испытательного полета разбилась одна из американских команд. 8 мая летчики Чарльз Нунгессер и Франсуа Коли отправились из Парижа через Атлантику на самолете Levasseur PL-8 «L'Oiseau Blanc» («Белая птица»). В последний раз их видели у берегов Ирландии, но они так и не прибыли в Нью-Йорк, и в результате их следов так и не нашли, что считается одной из самых больших загадок в истории авиации.

25 апреля 1927 года Кларенс Чемберлин и Берт Акоста на моноплане Bellanca WB-2 установили мировой рекорд выносливости для самолетов, оставаясь в воздухе над Нью-Йорком в течение 51 часа, 11 минут и 25 секунд и преодолев 4 100 миль (от Нью-Йорка до Парижа 3600 миль). Группа начинает прицельно готовиться к конкурсному полету, буквально уже ждет наилучших погодных условий, но в команде возникают разногласия, в которых активно участвуют ее инвесторы, в частности, владелец самолета Чарльз Левин. В итоге инвесторы запрещают команде лететь, «пока не станет известна судьба Нунгессера и Коли».

Риск — благородное дело

Тем временем известный американский пилот Чарльз Линдберг оказывается готов лететь. По его заказу компания Ryan Airlines из Сан-Диего выпустила специальный самолет — одномоторный моноплан. В разработке проекта участвовал сам Линдберг, а в финансировании принимала участие целая группа богатых предпринимателей из Сент-Луиса. Поэтому машину назвали «Духом Сент-Луиса» (Spirit of St. Louis).

Самолет был разработан инженером Дональдом А. Холлом. Конструкция «Духа Сент-Луиса» была основана на конструкции почтового самолета Ryan М-2, построенного в 1926 году. Для увеличения дальности полета основной большой топливный бак был установлен в передней части самолета вместо передних окон, что делало полет сложным (обзор только с помощью перископа), однако такое решение увеличивало дальность и улучшало положение центра тяжести. Длина самолета составляла 8,4 м, размах крыла — 14,8 м, высота — 3 м. Максимальная взлетная масса «Духа Сент-Луиса» — 2330 кг, мощность двигателя — 223 л. с., максимальная скорость — 220 км/ч, а крейсерская — от 160 до 175 км/ч. Возможная дальность полета по документам составляла 6600 км.

Чтобы снизить вес, экипаж был сокращен до одного человека: Линдберг был одновременно пилотом и штурманом, хотя это не являлось требованием премии. Также пилот отказался от второстепенного оборудования, такого как радиоприемники, секстант и парашют, хотя и взял надувной плот.

10—11 мая 1927 года Линдберг испытал свой самолет, пролетев из Сан-Диего в Нью-Йорк, с ночевкой в Сент-Луисе. Полет занял 20 часов 21 минуту. Длина маршрута составила 5800 км.

Ровно 95 лет назад, 20 мая 1927 года, не дожидаясь идеальной погоды, чтобы опередить соперников, в 7:52 по нью-йоркскому времени Линдберг берет старт с Рузвельт-Филд (Гарден-Сити, Лонг-Айленд, Нью-Йорк) и 21 мая в 17:21 (по парижскому времени — в 22:21) приземляется в Ле-Бурже.

Таким образом, именно Чарльз Линдберг стал обладателем Orteig Prize. Кроме того, за трансатлантический перелет Линдберг был награжден крестом летных заслуг и Золотой медалью Международной федерации аэронавтики.

Роль в истории

Orteig Prize стал, можно смело сказать, культовым технологическим конкурсом. Многие команды, готовившиеся принять в нем участие, не опустили руки, а сосредоточились на достижении других целей, таким образом конец 1920-х стал временем огромного числа достижений в авиации. Кроме того, в США и Европе сформировался тренд на спонсорство и участие предпринимателей в технологических разработках. Премия стала прототипом для многих технологических конкурсов, в частности, знаменитого Ansari X Prize, о котором мы уже рассказывали.

Ставший звездой Чарльз Линдберг также продолжал участвовать в создании новых технологий. Так, сотрудничая с фондом Гуггенхайма, он поддержал исследования пионера ракеты Роберта Годдарда, которые позже очень повлияли на создание ракет, спутников и приближение космических путешествий. Кроме того, Линдберг поддерживал разработку Алексисом Карреллем первого искусственного сердца.

1 0 ER 1.1533
Сегодня — Всемирный день фотографии. В наши дни почти у каждого человека в кармане смартфон, который умеет фотографировать и мгновенно обрабатывать изображения. А как развивалась технология? Рассказываем!

• Изобретение фотографии стало возможным благодаря объединению нескольких открытий, сделанных задолго до этого. Древнекитайский философ Мо-цзы ещё в V веке до нашей эры описал действие камеры-обскуры, которая представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стене. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие (диаметр которого зависит от «фокусного расстояния» камеры, приблизительно 0,1—5 мм), создают перевернутое изображение на экране. Художники широко использовали это приспособление для создания перспективных картин уже в средние века.
• В 1694 году Вильгельм Хомберг описал фотохимические реакции, когда вещества изменяют окраску под действием света. Он же обратил внимание на чувствительность к свету нитрата серебра. В 1725 году немецкий физик Иоганн Генрих Шульце доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль темной.
• Первая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления.
• Первым практическим успехом на пути к появлению фотографии стало изобретение французом Нисефором Ньепсом гелиографии. В 1813 году он начал эксперименты по закреплению световых изображений химическими способами и через три года получил первые снимки на хлоросеребряной бумаге. Наиболее раннее из сохранившихся изображений, снятых с помощью этой технологии камерой-обскурой, датировано 1826 годом и известно под названием «Вид из окна в Ле Гра». С небольшими усовершенствованиями гелиография позднее широко использовалась для тиражирования готовых снимков, полученных другими способами, но для съемки с натуры она оказалась непригодной, давая слишком контрастное изображение почти без полутонов и мелких деталей.
• В 1829 году Ньепс заключил нотариальный договор о дальнейшей совместной работе с Луи Дагером, проводившим собственные опыты в области закрепления изображения. Некоторое время изобретатели вели свои работы параллельно, однако успех был достигнут Дагером уже после смерти партнера. В 1839 году он опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После экспонирования пластина проявлялась парами нагретой ртути, а затем закреплялась в растворе поваренной соли. Получаемый таким способом единственный экземпляр снимка выглядел как высококачественный позитив, подробно отображающий мельчайшие детали объектов съемки. Свой способ Дагер назвал «дагеротипия» и 14 июня 1839 года передал в общественное достояние в обмен на пожизненную пенсию.
• Практически одновременно с Дагером англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрел негативно-позитивную технологию получения фотоизображения, которую назвал «калотипия». В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Процесс позволял тиражировать позитивное изображение с помощью контактной фотопечати. Получаемый позитив уступал дагеротипу в качестве из-за отображения волокнистой структуры бумаги и грубых полутонов, однако тоже применялся достаточно широко. Дагеротипия и калотипия использовались до второй половины XIX века, уступив место мокрому коллодионному процессу, соединившему преимущества негативно-позитивного метода Тальбота и высокой светочувствительности. Появившаяся тогда же альбуминовая печать давала высококачественные бумажные отпечатки со стеклянных коллодионных негативов.
• Завершающей инновацией стала возможность использования в качестве подложки гибкого целлулоида вместо стекла, благодаря изобретению американцем Ханнибалом Гудуином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году. Так место фотопластинок в начале XX века заняла листовая и рулонная фотопленка с желатиносеребряной эмульсией, доминирующая в аналоговой фотографии до сегодняшнего дня. Совершенствование техники и одновременное упрощение и удешевление фотосъемки привело к широкому распространению фотографии.
• Первые попытки получить цветное фотоизображение начались сразу же после изобретения фотографии. Ещё Ньепс пытался зафиксировать цвет напрямую, опираясь на свойство некоторых веществ менять окраску под действием цветного излучения. Однако более-менее широкое распространение цветные фото получили только в начале XX века. В 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластинки «Автохром» братьев Люмьер, позволяющие получать цветные диапозитивы обычным фотоаппаратом. Несмотря на низкое разрешение и невозможность тиражирования, метод быстро завоевал популярность, и до 1935 года в мире было произведено 50 миллионов автохромных пластинок. Полноценное воплощение процесс цветной фотосъемки получил в 1936 году благодаря компании Agfa, выпустившей обращаемую пленку. Практически одновременно в США пояивлась фотографическая версия цветной кинопленки «Kodachrome».
• Первый патент на фотоаппарат, пригодный для моментальной фотографии, был получен в 1923 году Самуэлем Шлафроком. Устройство представляло собой громоздкую комбинацию съемочной камеры и портативной фотолаборатории, лишь незначительно уменьшающую время получения готового негатива. Решением проблемы стали фотоматериалы сложной конструкции с интегрированными фотореактивами и возможностью немедленного получения позитива. Их разработка была начата фирмой Agfa в конце 1930-х годов, но массовый выпуск налажен компанией Polaroid лишь в ноябре 1948 года одновременно с появлением фотоаппарата «Polaroid Land 95».
• Современная технология фотографии зародилась в 1969 году, когда исследователи Уиллард Бойл и Джордж Смит сформулировали идею прибора с зарядовой связью для регистрации изображений. Первый экспериментальный беспленочный фотоаппарат, основанный на фотоэлектрическом преобразовании, создал в 1975 году инженер компании Eastman Kodak Стивен Сассун. Применявшаяся в нем матрица имела разрешение 0,01 мегапикселя, а запись данных происходила на компакт-кассету. В результате сотрудничества компаний Nikon и Kodak в августе 1994 года была создана гибридная цифровая камера «Kodak DCS 410» на основе фотоаппарата Nikon F90, съемная задняя крышка которого заменялась приставкой с матрицей разрешением 1,5 мегапикселя. Данные записывались на встроенную карту. В марте 1998 года на рынке появился первый цифровой зеркальный фотоаппарат «Canon EOS D2000» неразъемной конструкции. Но все эти образцы предназначались для фотослужб новостных информационных агентств и стоили от 15 до 30 тысяч долларов. Цена самых дешевых камер, таких как Canon EOS D30, выпущенного в 2000 году, превышала 2500 долларов, оставаясь неприемлемой для большинства фотографов.
• Прорыв произошел в 2003 году, когда на рынке появился любительский зеркальный фотоаппарат Canon EOS 300D, стоимость которого впервые опустилась ниже психологической отметки в 1000 долларов. В течение года аналогичные зеркальные модели выпустили Nikon и Pentax. Благодаря этому факту, а также началу широкого распространения персональных компьютеров, произошло массовое вытеснение пленки и окончательный переход к цифровой фотографии как в профессиональной, так и в любительской сферах. Уже в 2005 году японскими компаниями, лидирующими на мировом рынке фототехники, было продано 64 770 000 цифровых фотоаппаратов и только 5 380 000 пленочных.

Всех поздравляем с Днем фотографии, желаем удачных снимков!

2 0 ER 0.9520
Сегодня исполнилось 169 лет со дня рождения знаменитого российского инженера, изобретателя, архитектора Владимира Шухова. Рассказываем об этом интереснейшем человеке.

Родился Владимир Шухов 28 августа 1853 года в городе Грайворон Курской губернии в небогатой дворянской семье. Отец нашего героя, титулярный советник Григорий Петрович Шухов, недолгое время был в Грайвороне городничим, быстро уехав оттуда сначала в Курск, а затем в Петербург. Маленький Володя первое время воспитывался бабушкой, в ее имении Пожидаевка Курской губернии. Бабушка научила Шухова читать, увлекла его книгами и новыми знаниями. Уже в раннем детстве мальчик отличался тягой к изобретательству и конструированию: он устроил возле дома фонтан, соорудил на ручье маленькую действующую водяную мельницу.

В 10 лет Владимир Шухов переезжает из патриархальной Пожидаевки к родителям в столичным Петербург. Там мальчик учится в знаменитой Пятой гимназии, проявляя способности к точным наукам, особенно к математике. В 13 лет, гимназистом четвертого класса, он нашел собственное оригинальное доказательство теоремы Пифагора. Учитель похвалил гимназиста Шухова за оригинальное и краткое доказательство, но со словами о том, что Пифагор жил более 2000 лет назад, и надо было, уважая предшественников, сначала изложить его доказательство, снизил оценку.

Окончив гимназию в 1871 году, Шухов по совету отца поступил на инженерно-механическое отделение Императорского Московского технического училища (ныне — МГТУ им. Н. Э. Баумана) выдержав серьезный конкурс. Во время учебы большое внимание уделялось математической подготовке и, при этом, студенты знакомились с практическим производством — обучались в мастерских: токарных, слесарной, модельной, литейной, кузнечной и т. д. В училище преподавали видные российские ученые и инженеры. В последний год обучения студент Шухов зарегистрировал свое первое изобретение — паровую форсунку («прибор, производящий разбрызгивание мазута в топках, используя упругость водяных паров»). Впоследствии форсунка не только активно использовалась в реальном производстве, но и украсила обложку книги Д. И. Менделеева «Основы фабрично-заводской промышленности». Талантливый студент был замечен преподавателями. После окончания с отличием в 1876 году училища Шухов в составе научной делегации был направлен для ознакомления с достижениями промышленности в США. Именно тогда, на Всемирной выставке, он познакомился с американским инженером и предпринимателем русского происхождения Александром Вениаминовичем Бари, который сыграл большую роль в жизни Шухова.

Вернувшись из командировки в США, Шухов поступил на службу в управление Варшавско-Венской железной дороги, где проектировал паровозные депо. Параллельно, что поражает, он стал вольнослушателем Военно-медицинской академии. Как потом говорил сам Шухов, два года изучения медицины дали ему бесценный опыт знакомства с самой совершенной «конструкцией», которую создала природа, — человеческим организмом. Летом 1877 года хорошо знакомый Шухову А. В. Бари с семьей вернулся в Россию и, воспользовавшись своими знакомствами с известными российскими инженерами, начал сотрудничество с Людвигом Нобелем, развивавшим тогда нефтяное дело в Баку. Бари приглашает Шухова на работу главным инженером своей компании. По заказу братьев Нобель Шухов и Бари строят первый в Российской империи нефтепровод длиной 10 км, который окупил затраты всего за месяц. Здесь же Шухов разработал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. В своих разработках в качестве главного инженера фирмы Бари Шухов заложил основы современной нефтяной, нефтеперегонной промышленности и транспортировки нефти. Среди его разработок, помимо технологий для хранения и транспортировки нефти, — трубчатые котлы, оригинальные газгольдеры, технология крекинга нефти, промышленный процесс получения автомобильного бензина. Современники вспоминают, что разработки Шухова нередко пугали чиновников, поскольку были «необычно дешевы». Судя по документам и письмам того времени, Шухов не просто получал жалованье, но и проценты от прибыли инженерной компании Бари — то есть, владел долей акций предприятия.

Владимир Шухов был разносторонним человеком: он увлекался театром, велоспортом, глубоко изучил фотографию. Именно широта взглядов помогла ему добиться успеха в области, казалось бы, далекой от нефтяных технологий. Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде В. Г. Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню удивительной красоты. Оболочка гиперболоида вращения стала совершенно новой, никогда ранее не применявшейся в архитектуре, формой. После Нижегородской выставки 1896 года В. Г. Шухов разработал многочисленные конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек и использовал их в сотнях сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках, мачтах военных кораблей и опорах линий электропередач, а также изобрел арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками и новые конструкции пространственных плоских ферм. Многие из зданий, построенных при участии Шухова, сохранились до наших дней и до сих пор поражают воображение.

Среди самых известных зданий, созданных при участии нашего героя — ГМИИ им. Пушкина, московский Главпочтамт и, конечно же, телебашня на Шаболовке, многие годы бывшая символом отечественного телевидения и так и называющаяся: «Шуховская башня».

После революции Шухов участвовал во множестве проектов в самых разных сферах промышленности и индустриализации. Он был награжден множеством наград, имел статус члена-корреспондента Академии наук СССР, Героя труда, лауреата Ленинской премии. Однако, конечно, в социалистическом государстве о технологическом предпринимательстве уже говорить не приходилось: все свои патенты, включая зарубежные, Шухов передал в собственность СССР.

2 0 ER 0.9169
Сегодня исполнилось 89 лет со дня рождения знаменитого советского писателя-фантаста Бориса Стругацкого. Великие братья Аркадий и Борис Стругацкие не только создали канон отечественной фантастической литературы, но и повлияли на мировоззрение многих поколений. Их книги цитируют наизусть и перечитывают тысячи людей. А нас заинтересовала технологическая сторона творчества Стругацких — ведь они в своих произведениях, опередив время, предсказали множество изобретений, которые для нас уже стали привычными. Рассказываем, какие технологии предвосхитили фантасты.

Видеосвязь и ноутбук
Герои повестей «Парень из преисподней» (1974) и «Жук в муравейнике» (1979) пользуются видеофоном и конференц-связью. Прибор средних размеров: его можно поставить на стол или держать на коленях. У него есть экран и клавиши, он умеет звонить, а связаться с абонентом можно как с видео, так и без такового. Узнаёте?

Интернет и википедия
В нескольких произведениях Стругацких фигурируют «нуль-связь», больше всего напоминающая мобильный интернет, а также Всепланетный информаторий, которым может пользоваться кто угодно, но в нем есть и закрытые разделы «только для специалистов» с разными уровнями допуска. Всё в той же книге 1979-го года «Жук в муравейнике» упоминается, что личные данные людей помещаются в базу Информатория только с их согласия.

Онлайн-покупки
«Линия Доставки» — важный компонент будущего, которое описывали Стругацкие. С помощью этой технологии можно заказывать что угодно, от одежды до еды. «Хочешь, переедем в город? Там есть Линия Доставки, и можешь ужинать дома сколько угодно», — говорит героиня повести «Полдень, XXII век», написанной в 1967 (!) году.

Нейросети и ИИ
Самообучающийся искусственный интеллект в лице робота Урма Стругацкие описали в рассказе «Спонтанный рефлекс» 1958 года. Как часто бывает в художественных произведениях, они наделили робота переживаниями и внутренними конфликтами, однако технология была предсказана. Упоминается ИИ и в других произведениях Стругацких: инопланетный корабль в повести «Извне» (1958) управляется «логической машиной», а в «Забытом эксперименте» (1959) авторы описывают сложные многофункциональные разумные машины, которые называются «киберы».

Беспилотные автомобили
О машинах с автопилотом — технологии, вплотную приблизившейся к нашей повседневности — упоминали многие фантасты (например, Брэдбери, Келлер), вот и Стругацкие подробно описали такую машину в повести «Хищные вещи века» (1964 год!).

Bluetooth-гарнитура
В той же повести «Хищные вещи века» герои пользуются «серьгой-приемником», которая крепится к уху и принимает радиосигналы. Как бороться с постоянно теряющимися беспроводными наушниками, авторы, к сожалению, не описали.

3D-принтер
В повести «Парень из преисподней» (1974) описан прибор, который способен воспроизводить копии предметов из различных материалов.

Синтетическая еда
Искусственная пища, в том числе синтезированное мясо, позволяющее наслаждаться вкусом, не убивая животных — один из заметных и ярких трендов в современных инновациях. Стругацкие описали «синтпищу», в том числе искусственные бифштексы и котлеты, еще в 1962 году, в повести «Далекая радуга».

4D-кинотеатры
Современное 4D-кино с дополнительными эффектами — вибрацией кресел, ветром, брызгами, дымом, запахами — до сих пор не очень распространено, а герои Стругацких обсуждали его давным-давно, в рассказе «Какими вы будете», написанном в 1960 году.

Виртуальные миры
Полное погружение в воображаемые миры Стругацкие описали в уже упомянутых «Хищных вещах века». Правда, в книге в виртуальность человека переносит специальное устройство, а чтобы активировать его действие, нужно принять определенную таблетку, лежа в ванной. Хорошо, что сегодняшние VR-решения не требуют таких сложностей.

Это наверняка не все технологии, которые предсказали Аркадий и Борис Стругацкие — ведь они уделяли будущему в своем творчестве большое внимание. Однако и перечисленного более чем достаточно, чтобы поразиться богатству идей фантастов!

9 4 ER 1.1638
В эти дни отмечаются сразу две важнейшие даты в сфере радио, изобретения, которое изменило наш мир: 163 года со дня рождения Александра Степановича Попова и 126 лет со дня передачи первой текстовой радиограммы им же. Именно поэтому сегодня мы рассказываем о жизни и работе знаменитого российского изобретателя Александра Попова.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Александр Степанович Попов родился 16 марта 1859 года в Горном округе Верхотурского уезда Пермской губернии. Сегодня это город Краснотурьинск Свердловской области. Его отцом был священник Степан Петрович Попов. С самого детства мальчик проявлял интерес к точным наукам и технике. Например, когда Саша впервые в жизни увидел электрический звонок, это устройство настолько поразило будущего электротехника, что он не мог успокоиться, пока не сделал такой же. Это была его первая конструкторская работа.

Несмотря на это, родители отправляют его в духовное училище, которое Александр закончил в 1873 году. В 1873 – 1877 годах он получает среднее образование в Пермской Духовной семинарии. Но тяга к технике все равно пересилила: Попов поступает на физико-математический факультет Петербургского университета, уже тогда задавшись целью посвятить себя изучению электричества.

ДВИЖЕНИЕ К МЕЧТЕ

Этот период — момент активного развития электроэнергетики в России, и Попов сразу «подхватывает тренд». Работая «объяснителем» на Первой электротехнической выставке, он знакомится с учеными-электротехниками Чиколевым, Яблочковым и другими, устраивается монтером в штат Товарищества электротехники. В итоге, к концу обучения он уже имеет не только теоретические знания, но и практические навыки. В 1882 году Попов защищает диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока», получил ученую степень и приглашение остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Однако, он выбрал более близкую к практике должность преподавателя и заведующего физическим кабинетом в Минном офицерском классе в Кронштадте. Получая 100 рублей в месяц, Александр Степанович руководил практическими занятиями по гальванизму, читал лекции по высшей математике. Он хорошо изучил токарное, столярное и стеклодувное ремесла.

Как раз в это время в научной и инженерной среде всего мира стали обсуждать работы немецкого ученого Генриха Герца, который с помощью источника электромагнитных колебаний, и резонатора — приемника колебаний — изучал электромагнитные волны. При этом Герц смог добиться того, что резонатор стал улавливать электромагнитные волны на расстоянии десяти метров от их источника — вибратора. Его опыты повторяли в том числе и в России. После демонстрации приборов Герца профессором Петербургского университета Николаем Егоровым, работой с ними занялся Александр Попов.

РАДИО И НЕ ТОЛЬКО

Усовершенствовав изобретение английского ученого Лоджа, он после долгих экспериментов сконструировал новый прибор — грозоотметчик. 7 мая 1895 года на заседании физического отделения Русского физико-химического общества во время лекции «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» состоялся первый публичный показ грозоотметчика, который передавал радиосигналы на расстоянии до 60 м.

Спустя год, 24 марта 1896 года в физическом кабинете при Санкт-Петербургском университете, с помощью аппарата Попова, состоялась передача уже на 250 метров первой в мире текстовой радиограммы, которая состояла всего из двух слов – «Генрих Герц». Затем Попову удалось достичь дальности радиосвязи сначала 645, а затем и 5000 м. Через 2 года он уже смог принимать сигналы на расстоянии от источника в 11 километров.

Прибор Попова был успешно опробован на практике. В конце 1899 года на мель у острова Гогланд сел броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Попову поручили организовать радиосвязь с кораблем и он успешно справился с этим заданием, передав за 3 месяца более 400 радиограмм.

Изобретение Попова получило широкую известность и имело большой успех. Многие корпорации предлагали ему деньги, материалы, помощь специалистов-инженеров, производственные и лабораторные мощности. Однако Александр Степанович остался в России и, помимо радио, занимался также другими разработками. Так, в феврале 1896 года он изготовил один из первых в России рентгеновских аппаратов, которыми был укомплектован Николаевский военно-морской госпиталь. Обнаружив в 1897 году отражение радиоволн посторонним металлическим телом, он предложил использовать это явление на практике, сформулировав, таким образом, основы радиолокации и радионавигации.

Попов был очень активным исследователем, разработчиком, преподавателем. Он много путешествовал по миру, изучал самые современные технологии и производственные возможности, вел работу по внедрению многочисленных разработок в России. К сожалению, 13 января 1906 года, будучи всего лишь 47-летним, Попов скоропостижно скончался от инсульта, не закончив и малой доли запланированных дел.

КТО БЫЛ ПЕРВЫМ?

Всем, кто интересуется историей технологий, известен так называемый конфликт приоритетов: долгие годы историки дискутируют о том, кого же стоит официально называть создателем радио. Проблема в том, что разработки Попова были официально зафиксированы научным сообществом раньше, чем разработки иных электротехников, но не были достаточно грамотно задокументированы с точки зрения бизнеса. Тот случай, когда разработчик был больше вдохновенным исследователем и пионером техники, чем технологическим предпринимателем.

1 0 ER 1.0281
Сегодня исполнилось 166 лет со дня рождения одного из самых известных и одновременно загадочных изобретателей в истории, Николы Теслы. Рассказываем о его жизни в рубрике «Пионеры технологического предпринимательства».

Детство и юность

Родился Никола Тесла 10 июля 1856 в селе Смилян исторической провинции Лика, входившей в то время в состав Австрийской империи, а сейчас являющейся частью Хорватии. Отец Теслы быть священником, мать также происходила из семьи священнослужителей. В 1862 году отец семейства получил повышение сана, и семья переехала в город Госпич, где Никола получил среднее образование, окончив гимназию в 1870 году. Осенью того же года Тесла поступил в Высшее училище в городе Карловац. В июле 1873 года Никола получает аттестат зрелости и возвращается к семье в Госпич, где была эпидемия холеры. Молодой человек тут же заразился и очень тяжело болел, и именно болезнь помогла ему стать тем, кем он мечтал: лишь практически умирающему сыну отец-священник разрешил получить мирскую профессию инженера. До этого момента Теслу ждала исключительно церковная карьера.

В результате Никола поступил в высшее техническое училище в Граце (в настоящее время — Грацский технический университет), где стал изучать электротехнику. На лекциях по электротехнике Тесла пришел к мысли о несовершенстве машин постоянного тока, однако профессор Яков Пешль подверг его идеи резкой критике, перед всем курсом прочитав лекцию о неосуществимости использования переменного тока в электродвигателях.

Начало большого пути

Получив диплом, Тесла устроился преподавателем в гимназию в Госпиче, ту, в которой он учился, затем поступил на философский факультет Пражского университета, но там проучился всего один семестр: его амбиции, энергия и материальное положение подталкивали к поиску реальной работы.

И первой его инженерной работой стала служба в правительственной телеграфной компании в Будапеште, которая в то время занималась проведением телефонных линий и строительством центральной телефонной станции. В феврале 1882 года Тесла придумал, как можно было бы использовать в электродвигателе явление, позже получившее название вращающегося магнитного поля. В конце 1882 года он устроился в представительство Континентальной компанию Эдисона (Continental Edison Company) в Париже. В свободное время Тесла работал над изготовлением модели асинхронного электродвигателя. В 1883 году работа двигателя была продемонстрирована в мэрии Страсбурга.

Тесла задумывался о переезде в Россию, однако один из администраторов Континентальной компании Чарльз Бечлор уговорил его отправиться в США. Бечлор написал рекомендательное письмо своему другу Томасу Эдисону, и тот принял молодого инженера поначалу с распростертыми объятиями.

В Америке

Однако, постепенно Эдисон всё более открыто высказывал неодобрение направлением личных изысканий молодого коллеги. Весной 1885 года Эдисон пообещал Тесле 50 тысяч долларов, если у него получится конструктивно улучшить электрические машины постоянного тока, придуманные Эдисоном. Никола активно взялся за работу и вскоре представил 24 разновидности машин Эдисона, новый коммутатор и регулятор, значительно улучшающие эксплуатационные характеристики. Одобрив все усовершенствования, в ответ на вопрос о вознаграждении Эдисон отказал Тесле, и оскорбленный Тесла немедленно уволился. Так началось противостояние двух великих изобретателей.

Но более молодому из них очень повезло: сумев заинтересовать некоторых бизнесменов, Тесла вскоре открывает свою собственную фирму Tesla Electric Light Company, заключает контракт с фирмой миллионера Вестингхауса Westinghouse Electric и даже участвует в сооружении ГЭС на Ниагарском водопаде. Окрыленный успехом, Тесла продолжает свои исследования и в 1888 году открывает явление вращающегося магнитного поля, создает электрогенераторы высокой и сверхвысокой частот. В 1891 году им был построен резонансный трансформатор, позволяющий получать высокочастотное напряжение с амплитудой до нескольких миллионов вольт.

1890-е годы ознаменовались непримиримой борьбой двух компаний. С одной стороны это была General Electric, отстаивающая интересы Эдисона, являющегося приверженцем использования постоянного тока. Ему оппонировала компания Westinghouse Electric, создававшая свою продукцию на основе многочисленных патентов Николы Теслы в области переменного тока. Этот период вошел в историю промышленности, как «Война токов». В конце концов, разработки Теслы и других ученых в области однофазных трансформаторов открыли дорогу строительству электростанций и линий передач однофазного тока, который стал широко использоваться в промышленности и для бытового электрического освещения.

Тесла продолжал научные изыскания с маниакальным упорством. Часть его идей воплотилась в виде многочисленных патентов на изобретения.

Мифы и реальность

На имя Теслы было получено великое множество патентов, преимущественно в сфере энергетики и коммуникаций. Он стал чрезвычайно богатым, хотя и несколько чудаковатым для предпринимателя человеком, подружился со многими представителями научных и бизнес-кругов, которые с удовольствием финансировали его работу, и продолжил исследования самых разного свойства. В своей лаборатории в Колорадо-Спрингс он изучал генерацию высокочастотных токов и передачу электричества на расстояние без проводов, электромагнитное излучение в природе (он называл это «таинственный эфир вокруг нас») и многое другое. Работал он настолько много и настолько «без тормозов», что создал вокруг себя множество мифов. Так, Тесле приписывают работу над телепортацией и расшифровкой сигналов марсиан, а также создание электрокара, который не нужно было заряжать. А некоторые «исследователи» говорят, что именно работа Теслы с магнитными полями вызвала падение Тунгусского метеорита.

В конце жизни Тесла был столь популярен и настолько окружен интригующими слухами, что многие считали его смерть в 8 января 1943 года мистификацией, однако, к сожалению, великий ученый действительно скончался. После смерти его слава только росла. Все знают названную в честь изобретателя марку электромобилей, про него написаны десятки книг, снято множество фильмов. Роль Теслы в них исполняли настоящие звезды, например, Дэвид Боуи и Итан Хоук.

0 0 ER 0.8759