Статистика ВК сообщества "Ἀλήθεια | Православное богословие"

0+
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ΧΡΙΣΤΟΣ ΑΝΕΣΤΗ! CHRISTUS RESURREXIT!

Свт. Мелитон Сардский:

«Я, — го­во­рит, — Хри­стос,
Я — раз­ру­шив­ший смерть,
и вос­тор­же­ст­во­вав­ший над вра­гом,
и по­прав­ший ад,
и связав­ший силь­но­го,
и ис­хи­тив­ший чело­ве­ка в вышняя не­бес,
Я, — го­во­рит, — Хри­ст­ос.

Итак, при­иди­те, все се­мей­ст­ва лю­дей,
в гре­хах за­ме­шен­ные,
и по­лучите от­пу­ще­ние гре­хов.
Ибо Я есмь ва­ше от­пу­ще­ние,
Я — Пас­ха спа­се­ния,
Я — Аг­нец, за вас за­клан­ный,
Я — Ис­ку­п­ле­ние ва­ше,
Я — Жизнь ва­ша,
Я — Свет ваш,
Я — Спа­се­ние ва­ше,
Я — Вос­кре­се­ние ва­ше,
Я — Царь ваш.

Я вас вос­став­лю Мо­ей дес­ни­цей;
Я вас воз­во­жу в вышняя не­бес;
там Я по­ка­жу вам пре­вечно­го От­ца»

_______________________

Источник: Мелитон Сардский, свт. О Пасхе / Пер. А. Г. Дунаев. Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 550-551

#христос_воскресе@aletheia
#искупление@aletheia
#сотериология@aletheia
#праздники@aletheia
#цитаты_святых@aletheia

46 23 ER 4.4998
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! CHRISTUS RESURREXIT! ΧΡΙΣΤΟΣ ΑΝΕΣΤΗ!

Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?

Воскресе Христос, и ты низверглся еси.

Воскресе Христос, и падоша демони.

Воскресе Христос, и радуются Ангели.

Воскресе Христос, и жизнь жительствует.

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.

Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.

Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

__________________________

#праздники@aletheia
#Христос_воскресе@aletheia

44 38 ER 6.3619
ХРИСТОС — С ТЕМИ, КТО СТРАДАЕТ

Феоктист, епископ Переславский и Угличский:

«Наше общество разделено. Оно разделено давно, оно было разделено, пожалуй, всегда. Но сегодня это разделение ощущается особенно остро. Нам — Церкви — тоже предлагают разделиться. От нас ждут, что мы вывесим флаги, которые будут означать поддержку той или иной стороны конфликта. Подразумевается, что есть только две стороны. А мы молчим. Многие недоумевают.

Попытаюсь объяснить. Мы не можем встать под знамёна. Причина проста: мы под Именем. Именем Христа. Мы с теми, с кем Он. А с кем Он? Он со страдающими людьми.

Он был и есть со страдающими людьми в непризнанных мировым сообществом республиках. Он с теми, кто страдает сегодня. С теми, кому страшно, кто вынужден проводить эти ночи в подвалах и на станциях метрополитена, Он с матерями, у которых разрываются сердца за детей, Он с теми, кто лишился крова, с теми, кому больно. Он — с ними.

Ну а Церковь там, где Он».

______________________________

#царство_и_священство@aletheia
#война@aletheia

46 0 ER 4.1889
«Я НЕ ПОЛОН ТОБОЙ И ПОТОМУ В ТЯГОСТЬ СЕБЕ»

Свт. Августин Блаженный:

«Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я – я был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоухание свое, я вдохнул и задыхаюсь без Тебя. Я отведал Тебя и Тебя алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем.

Когда я прильну к Тебе всем существом моим, исчезнет моя боль и печаль, и живой будет жизнь моя, целиком полная Тобой. Легко человеку, если он полон Тобой; я не полон Тобой и потому в тягость себе...»

________________________________________

Источник: Августин Блаженный, свт. Исповедь, 10.28.39. М., 2012. С. 343-344

#вера@aletheia
#цитаты_святых@aletheia

#augustinus

69 10 ER 4.1979
«НИКОМУ НЕ ДОЗВОЛЕНО ОСТАВАТЬСЯ НЕВЕЖДОЙ»

Свт. Филарет Московский:

«То правда, что не всем предназначен дар и долг учительства, что и апостол не желает многих учителей (Иак. 3:1) и Церковь не многих удостоила имени богослова. Однако же никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым, и оставаться невеждой.

Сам Господь не нарек ли Себя учителем, и Своих последователей учениками? Прежде нежели христиане начали называться христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Первее всего учить все народы: “шедше научите вся языки”.

Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа. Не для тебя посланы апостолы. Ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства. Я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет».

____________________

Источник: Филарет Московский, свт. Слово 237: В день обретения мощей Святителя Алексия (1841 г.) // Слова и речи. М., 2007. Т. 4. С. 151-152

#философия@aletheia
#филология@aletheia
#патрология@aletheia
#праздники@aletheia
#цитаты_святых@aletheia

77 50 ER 5.7285
С ДНЕМ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ПРАВОСЛАВНЫЕ!

Свт. Иларион, митр. Киевский:

«Непрестанно слушал Владимир о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной верою: что в земле той чтут и поклоняются единому в Троице Богу, что проявляются в ней силы, творятся чудеса и знамения, что церкви там полны народом, что города ее и веси правоверны, что все молитве прилежат, все Богу предстоят. И, слыша это, возгорелся духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и христианской — земле его...

Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря благоверия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и слово евангельское землю нашу осияло.

Капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокрушались, а иконы святых являлись, бесы бежали – Крест города освящал.

Пастыри словесных овец Христовых, епископы, стали пред святым алтарем, принося Жертву Бескровную. Пресвитеры, и диаконы, и весь клир украсили и лепотой облекли святые церкви. Труба апостольская и евангельский гром все грады огласили. Фимиам, возносимый к Богу, освятил воздух. Монастыри на горах воздвигли; черноризцы явились; мужи и жены, и малые и великие – все люди заполнили святые церкви, восславили Бога, воспевая: Един свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца! Аминь. Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе!»

_______________________

Источник: Иларион Киевский, свт. Слово о законе и благодати // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1977. Т. 1. С. 45-47

#праздники@aletheia
#святые@aletheia
#цитаты_святых@aletheia
#общая_история@aletheia

33 86 ER 4.0694
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Сегодня скончался замечательный византинист, блестящий ученый, православный христианин — Дмитрий Евгеньевич Афиногенов. Ему было всего 56 лет.

Мне посчастливилось трудиться над переводом «Иудейских древностей» с ним вместе, и именно ему обязан своей работой в «Православной Энциклопедии». Мне пока что не очень верится, что я уже не смогу попросить его быть рецензентом моих текстов или посоветоваться с ним по какому-нибудь вопросу. Без Дмитрия Евгеньевича русская церковная наука потеряет очень много. Обеднела с его кончиной и Русская Церковь (для примера: во время карантина именно он переводил святоотеческие тексты уставных чтений для домашнего прочтения, если переводов не существовало ранее).

После таких смертей всегда страшно от того, что больше нет тех, кто мог быть ориентиром, кто мог проверить, кто мог исправить.

Давайте все вместе помолимся об упокоении его души и об утешении его супруги Ольги. Сегодня мы вспоминаем, как Всесвятая Богородица, вступив в область смерти, оказалась превыше ее. Пусть по Ее молитвам Господь проведет раба Своего Димитрия через смертную тень к свету вечной жизни. Пусть святые, о которых Дмитрий Евгеньевич писал всю жизнь, встанут с ним рядом в этот час.

Χριστός σε ἀναπαύσοι ἐν χώρᾳ ζώντων, καὶ πύλας Παραδείσου ἀνοίξοι σοι, καὶ βασιλείας δείξοι πολίτην, καὶ ἄφεσίν σοι δῴη, ὧν ἥμαρτες ἐν βίῳ φιλόχριστε.

___________________

#новости@aletheia
#вечная_память@aletheia

27 29 ER 4.3351
МЫСЛИ ВСЛУХ. О ЧЕМ ПОКАЯННЫЙ КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО?

Вчера пытались с одним достойным мужем понять, в чем, собственно, так поэтично кается прп. Андрей Критский.

Есть, конечно, распространенная версия о том, что его покаяние связано со вполне конкретным падением — в 712 г. прп. Андрей был участником еретического собора при Вардане Филиппике, который восстановил монофелитскую ересь. Уже через год, впрочем, Филиппик был свергнут, а всем участникам злосчастного сборища разослали для повторной подписи определение Шестого Вселенского Собора; подписал его и прп. Андрей, на этим покончив с ересью, с которой согласился по малодушию. Однако если посмотреть на текст Великого канона внимательно, можно видеть, что ни о какой ереси в нем речи не идет. Нет в каноне ни слова об отречении от правой веры или чем-то подобном. Основной мотив, который проходит сквозь все песни этой богослужебной поэмы — иной: жизнь потрачена зря.

Канон не говорит о каком-то одном зрелищном, картинном «злодействе», которое бы оплакивал гимнограф. Нет одного преступления, от которого было бы достаточно освободиться и быть святым; есть целая жизнь, которая потрачена даже не в каком-то яром богоборчестве, а просто в «небрежении»: «От юности Христе заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие». Житие проведено в «унынии» — по-гречески это слово (здесь — ῥᾳθυμία) обозначает не печаль и депрессию, а лень, нерадение, пустое времяпрепровождение.

Все эти страшные библейские образы — «мысленная Ева», «каменовавшая тело злодействы», «потопившая, якоже землю, плоть, деяния и житие» — все они рассказывают на самом деле не об отдельном грехе, а о греховной и бессмысленной жизни в целом. Человеку было дано удивительное богатство, душа его — всякая душа! — могла стать святой и прекрасной, а в итоге он, как чеховский герой, «все свое состояние проел на леденцах...» Об этом он и плачет, и повторяет: «Любосла́стными стремле́ньми погуби́х ума́ красоту́», «Погуби́х первозда́нную добро́ту и благоле́пие мое́, и ны́не лежу́ наг, и стыжду́ся», «Позна́х себе́ обнаже́на от Бо́га и присносу́щнаго Ца́рствия и сла́дости, грех ра́ди мои́х».

Самое страшное в этом то, что гимнограф (и пора уже честно признаться, что, наверное, каждый из нас) на самом деле всегда прекрасно сознавал, что́ творит. Большинство тяжких грешников грешат потому, что «не ведают, что творят»; у них есть шанс прийти в себя, осознать свое падение, исправиться. Но у песнопевца (и у нас с вами) нет той надежды, которую дает неведение. Мы грешим не потому, что не знаем, как надо; мы грешим потому, что наше знание и наше благочестие сделалось пустым и безжизненным, потому что они оплетены компромиссами и уступками, полумерами и полуправдами: «Всякаго человека превозшедша грехами себе зрю, яко разумом мудрствуяй согреших, не неведением».

Это же чувство хорошо описано, кажется, в романе Грэма Грина «Сила и слава»: «В эту минуту не проклятие было страшно ему, даже страх перед болью отступил куда-то. Осталось только чувство безмерной тоски, ибо он предстанет перед Богом с пустыми руками, так ничего и не свершив. В эту минуту ему казалось, что стать святым было легче легкого. Для этого требовалось только немного воли и мужества. Он словно упустил свое счастье, опоздав на секунду к условленному месту встречи».

Итак, Великий канон на самом деле говорит о самом страшном и самом великом грехе — не о блуде, не об убийстве и даже не о ереси. Он говорит о напрасно прожитой жизни, о пустом привычном благочестии, о растраченном по мелочам сокровище. Великий канон — это плач человека, который даже не отверг, а проспал вечную радость: «Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери, светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь».

Однако Великий покаянный канон — это не плач отчаяния. Мы не просто так читаем его именно в начале Великого поста. Всякий пост — это всегда посещение Божие, которое хотя бы отчасти выхватывает нас из потока нашей обыденной жизни и тем самым дает шанс проснуться даже засохшей и выдохшейся совести привычно благочестивого человека. Еще больше таким шансом становятся великие потрясения и бедствия, с лишениями, которые они приносят.

Каждый год Церковь предлагает нам превратить привычное благочестие в благочестие подлинное. Придать своей жизни — пока не поздно! — подлинный смысл. Сделать шаг на пути спасения, ведь каждый из нас знает: «Помощник и покровитель бысть нам во спасение — сей наш Бог…»

_____________________________

#размышление@aletheia
#гимнография@aletheia
#церковная_жизнь@aletheia
#амартология@aletheia

89 72 ER 5.0514
ЖИТИЕ СВЯТОЙ ИЛИ СОВРЕМЕННОЕ КИНО?..

Еврейская девушка, наследница большого состояния, становится последовательницей прогрессивных идей, отвергаемых ее родственниками. Она бросает семью и дом, бреется налысо и сбегает, скрывается в закрытом мужском сообществе, называя себя мужчиной. Спустя несколько лет ее обвиняют в изнасиловании женщины, но на суде она раздевается и показывает, что никак не могла бы никого подвергнуть насилию. Ее оправдывают.
Впоследствии она врывается на собрание ультраконсервативной религиозно-политической организации, выступающей против современных перемен в обществе, оскорбляет ее участников и ломает священные предметы. Религиозные фанатики убивают ее.

* * *

Думаете, сценарий современного феминистического фильма про права меньшинств? Нет. Житие святой Сусанны.

Она родилась в 310 г., была воспитана в иудействе, в 15 лет крестилась, остригла волосы и, переодевшись мужчиной, ушла в мужской монастырь (под началом игумена Филиппа, друга св. Афанасия Великого). Жительница одного из окрестных селений, увидев красивого молодого "монаха", попыталась соблазнить переодетую Сусанну. Не найдя взаимности, женщина обвинила святую в изнасиловании. На церковном суде Сусанна попросила позвать нескольких монахинь, обнажилась перед ними и была оправдана (и даже добилась прощения клеветницы).
В правление Юлиана Отступника, пытавшегося реставрировать язычество и воспрепятствовать распространению христианства, Сусанна, после суда возглавившая женский монастырь, ворвалась в храм Зевса, обличила язычников и разрушила статуи богов. За это святая была казнена.

...а какое бы вышло кино!..

______________________________

#разное@aletheia
#святые@aletheia

76 26 ER 4.5814
ОБ ОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ АСКЕТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ

Свт. Игнатий (Брянчанинов):

«Старайтесь читать книги святых отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтобы вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтобы можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!

Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособной к подвигам благочестия. Господь повелел вино новое, то есть возвышенные добродетели и подвиги, вливать в мехи новые, то есть предоставлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатью. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новой заплатой.

Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении вы попустите себе большие погрешности, большие крушения Закона Божия, нежели в какие впадали прежде».

_______________________

Источник: Игнатий (Брянчанинов), свт. Переписка с друзьями и знакомыми // Полноное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2007. Т. 7. С. 205-206

Публикация группы [club108912954|☨Православный блог☨].

#аскетика@aletheia
#брак@aletheia
#цитаты_святых@aletheia

84 38 ER 4.0277