Статистика ВК сообщества "Восстановление исторических объектов в СПБ"

0+
Открытый диалог

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Тысячи дронов в небе нарисовали колокольню Смольного собора

26 декабря состоялся тестовый запуск дронов на фоне Смольного монастыря. Шоу приурочено к знаменательной дате – восхождению на престол императора Николая I. По его указанию было завершено строительство Смольного собора, прерванное Семилетней войной с Пруссией и смертью императрицы Елизаветы Петровны.

Достроить колокольню так и не удалось, но при участии Бартоломео Франческо Растрелли были заложены фундамент и два яруса. Задумка архитектора представляла собой пятиуровневую колокольню, она должна была стать самым высоким зданием Северной столицы.

Петербуржцы смогли несколько минут наблюдать в небе тысячу беспилотников, которая выстроилась в колокольню Растрелли. Видео с высоты птичьего полета мы также обязательно опубликуем позже на нашей странице.

Инициаторами создания шоу выступил наш Фонд содействия восстановления объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Запуск был организован фондом совместно GA production и «Геоскан».

382 85 ER 7.1464
Дом Бубыря

Сказочный дом Бубыря на Стремянной, 11 — выразительный образец северного модерна. Его построили Николай Васильев и Алексей Бубырь, первоначально для почётного гражданина по фамилии Угрюмов — но в ходе стройки Бубырь выкупил здание.

Строили дом в 1906—1907 годах. Его главный фасад выходит на север, неширокая улица не позволяет охватить всё здание взглядом. А жаль: его декор и архитектурный облик невероятно выразительны.

Смещённый влево эркер и стремительная смена формы окон создают динамичный, живой образ здания. Фасад выглядит напряжённым; нижний этаж, облицованный массивными, неровными гранитными плитами, прорезан витринами и аркой. Второй этаж покрывает грубоколотый финляндский горшечный камень. Крупная фактура этой каменной мозаики создаёт впечатление, что два нижних этажа — своего рода фундамент, напряжённая опора для всего здания.

Однако всё это — игра архитекторов с тектоническими формами. На самом деле планировка всех этажей схожа, и никакой мощной нагрузки второй этаж не несёт. Для себя Бубырь выбрал квартиру на шестом этаже.

Тему живой игры природных сил поддерживает богатый скульптурный декор дома. Здесь мы видим изображения растений, грибов, деревьев и солнца. Отовсюду смотрят причудливые звери и рыбы, архаичные и загадочные. Над проездом во двор — две высеченные из камня маски.

До наших дней сохранилась часть обстановки квартиры Бубыря: дубовые рамы и двери, потолки с оригинальной лепкой, голландские печи и встроенные шкафы.

Сегодня собственный Доходный дом Бубыря А. Ф. включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Как и в дореволюционное время, сегодня здесь расположены жилые квартиры.

84 2 ER 2.1628
Защитить и сохранить: как укрывали памятники в годы ВОВ

В Петербурге до сих пор можно видеть таблички, информирующие о том, какая сторона улицы наиболее опасна при артиллерийском обстреле, а на стенах соборов видны следы снарядов.

Проще всего было спрятать те небольшие памятники, что легко снимались со своих пьедесталов. Особенно — если пьедестал не представлял художественной ценности. Скульптуры просто зарывали в землю, отмечая их расположение на карте. Так сохранили множество небольших парковых скульптур и фигуры с Аничкова моста — они переждали бомбёжки, будучи закопанными в саду Аничкова дворца.

Однако крупные и тяжёлые памятники так спрятать не получалось. Яркий пример — памятник Петру I, сам постамент которого невероятно ценен. Но и в таких случаях земля приходила на помощь: вокруг статуи возводили защитную конструкцию, напоминающую стакан, а после всё засыпали песком и землёй. Искусственный холм нередко засеивали травой — так он меньше бросался в глаза и сливался с пейзажем.

Сложнее всего было маскировать здания — а защитить их было необходимо. На них натягивали маскировочные сетки: благодаря им с воздуха дома напоминали кроны деревьев. Позолоченные купола и шпили тоже прятали: те, что были покрыты сусальным золотом, укрывали чехлами из парусины и мешковины. А купола Исаакиевского и Петропавловского соборов, позолоченные путем гальванопластики, просто красили масляной краской. Эту работу выполняли спортсмены-альпинисты.

На старых фотографиях мы можем увидеть не только укрытые памятники, но и работы по их “освобождению” — так, на одном из снимков вы видите, как человек удаляет краску с купола Исаакиевского собора.

57 2 ER 1.3623
История Апраксина двора

Этот старейший Петербургский рынок всегда играл важную роль в торговле. Он занимал большую площадь – 14 Га.

Изначально на месте Апраксина двора было два земельных участка, один из которых принадлежал графу Федору Апраксину, а другой находился в собственности купца Ивана Щукина. На участке графа Апраксина к северу от Фонтанки с 1754 года началось строительство торговых лавок, которые сдавались в наем или продавались вместе с землей.

Купец Щукин построил трехэтажное каменное здание с торговыми помещениями вдоль Садовой улицы, а на участке графа Апраксина к концу восемнадцатого века образовались торговые ряды. На Щукином дворе торговали сельхозпродукцией, кроме того, купец построил там дом с трактиром.

После того, как Щукин разорился, в 1777 году Щукин двор отошел к Комиссии об учреждении народных училищ, образованной в 1783 году, которая построила там лавки и каменные и деревянные здания, а в 1802 году в них началась торговля.

Под руководством архитектора Модюи в 1818 году началась симметричная каменная застройка Апраксина двора, и к 1828 году здесь построили 6 двухэтажных корпусов.
Указом Николая I от 1833 года Апраксин и Щукин дворы объединили в единый рынок.

Работы над проектом под руководством архитектора Иеронима Корсини начались в 1862 году. В 1863 году были построены торговые ряды Александровской линии, в 1864 году построили главный корпус Щукина двора по проекту архитектора Кракау, который стал называться Мариинской линией. С 1875 по 1879 годы были возведены торгово-складские корпуса по проекту архитекторов Бертельса и Волкова. Автором корпуса торговых лавок по улице Ломоносова стал архитектор Ефим Севастьянович Бикарюков (Шевченко) в 1898 году.

В начале 1870-х в Апраксином дворе появилось 45 торговых корпусов. Торговля шла в основном оптовая - мануфактурные изделия, инструменты, бакалея и другие товары.
С ХХ века торговцы начали надстраивать третьи и четвертые этажи в лавках. В 1907 году здесь учредили фруктовую, чайную и винную биржу. В 1914 году Апраксин двор сильно пострадал от пожара, но его восстановили к 1915 году. А в 1916 архитектор Л. М. Харламов построил часовню Всех Святых, к сожалению, не сохранившуюся до наших дней.

После революции в 1920 годах были разобраны все пять малых пассажей, а в 1930 здесь были устроены склады, также велась комиссионная торговля. И по сей день Апраксин двор занимает рынок и магазины.

112 2 ER 1.5707
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Зеленогорске

Белая невеста — так прозвали прихожане грациозную белокаменную церковь, построенную в посёлке Териоки в 1915 году.

История этой церкви начинается в 1880 году, когда почётный житель Петербурга, купец Андрей Иванович Дурдин построил летнюю церковь на своём земельном участке. Это был небольшой шатровый деревянный храм в северном стиле, изящно украшенный резьбой. Церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а службы в ней проводились только в летние месяцы.

Сперва небольшого храма хватало для немногочисленного населения. Но прихожан становилось больше, и церковь перестроили, вдвое увеличив её площадь. Архитектор Юлий Фёдорович Бруни украсил её великолепной колокольней в старомосковском стиле.

В декабре 1907 года деревянная церковь сгорела, и для строительства нового каменного храма выбрали более просторный участок — в пятиста метрах западнее исторического фундамента. В 1910 году было начато строительство.

Многоглавая церковь с высокой колокольней была выстроена в московско-ярославском стиле XVI века — с тем различием, что вместо ярких росписей фасады украшала белоснежная штукатурка.

В 1924 году храм пережил ураган и наводнение. Годом позже в церкви вспыхнул пожар — загорелись дрова. Своды храма выдержали огонь, но была повреждена покраска, сгорела половина алтаря. Однако самый большой урон церкви нанесла советская власть: в 1939 году храм закрыли, а в 1940 — снесли кресты на куполах и разрушили колокольню. В самом храме большевики устроили склад.

Восстановили церковь в 1990 году. Сегодня она окружена соснами и украшает пейзаж города, который с 1948 года носит имя Зеленогорск.

26 8 ER 1.1442
Казачий Крестовоздвиженский собор

В начале XVIII века единственным трактом, соединявшим строящийся Петербург со всей страной, была старинная Новгородская дорога — сегодня на её месте находится Лиговский проспект. Вдоль тракта селились ямщики с семьями: так появилась Ямская слобода. Жители слободы построили при местном кладбище деревянную часовню.

Так начинается история Крестовоздвиженского собора, одного из старейших приходов Петербурга.

Вероятнее всего, часовня сгорела в пожаре 1714 года. Тогда по прошению ямщиков в 1718 построили церковь Рождества Иоанна Предтечи. Позже для церкви построили ярусную деревянную колокольню: интересно, что колокола для неё взяли из тех, что привозились для переливания в пушки.

Но и этот храм просуществовал недолго: в 1730 он сгорел, и на его месте соорудили деревянный. В суровом петербургском климате строение быстро обветшало: уже в 1740 году сообщали, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением». Прихожане пожелали построить каменную церковь «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня» — церкви с таким названием в то время в Петербурге не было.

Церковь в барочном стиле построили в 1748 году. Она же впоследствии дала название возникшему здесь собору.

При соборе шла активная духовная жизнь: работало общество вспомоществования приходским бедным, которое создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживали престарелые женщины, работали приюты для мальчиков и девочек. Для их обучения организовали церковно-приходскую школу. Нуждающимся выдавали денежные пособия, а в 1900 году открылась бесплатная столовая для бедных. К началу XX века приход насчитывал 14 тысяч прихожан.

В тридцатые годы ХХ века церкви были закрыты и осквернены советской властью: внутри разместились школа, техникум и реставрационные мастерские, из-за чего храм по сути превратился в завод. Лишь в 1991 году храм вернули верующим. Так церковь стала принадлежать казачьему приходу.

Сегодня на территории собора возрождены храмы Святых Кирилла и Мефодия, Тихвинской иконы Божией Матери. Идут работы по реставрации центрального Крестовоздвиженского собора. У алтарной стены установлен бюст последнего русского императора Николая II, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск. Позже — 26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых — рядом установили памятник святому цесаревичу Алексию, атаману всех казачьих войск России. Год спустя композицию завершил памятник святой царице мученице Александре Феодоровне. Все три памятника выполнил петербургский скульптор Сергей Алипов.

54 8 ER 1.1229
Доходный дом К.К. Шмидта

Дом по адресу Херсонская улица, 13/12 напоминает замок. Компактный, но в то же время массивный и величественный, он словно призван служить своим обитателям укреплением и защитой от городского шума.

Это массивное пятиэтажное здание, построенное в 1901 году — доходный дом архитектора Карла Карловича Шмидта.

Творение Шмидта называют предвестником северного модерна. Для этого стиля характерны сочетания фактур, плоскостей и форм, разнообразие оконных проемов и то, как они сочетаются с простенками. Здесь нет места пышному декору с мелкими деталями: важна сложная и холодная структура, которая напоминает северные ландшафты и средневековые сооружения.

Первый этаж дома облицован плиткой. Этажи должны были быть выкрашены в разные цвета. Сейчас здание выкрашено в один цвет, из-за чего теряется оригинальный замысел архитектора, и мы не видим, как фактуры и плоскости должны были сочетаться между собой. Однако увидеть это можно на старых фотографиях.

Лепной декор на доме символичен. Сова означает мудрость и долголетие, чертополох — супружескую верность. Шмидт не вводил в облик дома случайных и незначительных украшений. Продуманный до мелочей, его доходный дом выглядит спокойным и устойчивым: как и полагается дому-крепости.

34 7 ER 1.0744
Станция метро или церковь?

В то время как одни храмы удаётся восстановить, другие мы знаем лишь по старинным фотографиям и картинам. Об одной из утраченных церквей Санкт-Петербурга — Знаменской, или церкви во имя Входа Господня в Иерусалим — напоминает мемориальная доска на вестибюле станции метро Площадь Восстания.

В середине XVIII века место, на котором сейчас находится площадь Восстания, было окраиной города. Купец Григорий Безсчастный подал императрице Елизавете Петровне прошение о постройке в этих местах церкви. И получил высочайшее соизволение.

Строительство деревянного храма продолжалось восемь лет. К 1768 году храм был освящен архиепископом Санкт-Петербургским и Ревельским Гавриилом. Вероятно, именно благодаря связям купца Безсчастного при дворе в церковь на окраине перенесли утварь из бывшей домовой церкви старого Зимнего дворца.

К концу века деревянная церковь обветшала, и позади неё началась постройка каменного храма. Завершили работу только через десять лет. При церкви работало приходское благотворительное общество, которое помогало сиротам, престарелым и «увечным» женщинам. Как и многие подобные учреждения, оно прекратило свою работу вскоре после Октябрьской революции, а храмовые ценности были изъяты.

Однако богослужения в храме продолжались. Городские власти предпринимали попытки закрыть церковь, но все они оказались безуспешными. Говорили, что причина в заступничестве Ивана Петровича Павлова, академика и лауреата Нобелевской премии. Верующий человек, он часто бывал в Знаменской церкви. Среди студентов, которым академик читал лекции, ходили слухи, что власти не хотят раздражать известного на весь мир учёного.

В 1936 Павлов скончался, а спустя пять лет церковь взорвали. Вскоре началось строительство метро.

106 73 ER 1.6742
Дворец Белосельских-Белозерских

На пересечении Невского проспекта с Фонтанкой стоит роскошный дворец в стиле русского необарокко. Свой современный облик он приобрёл в 1847—1848 годах: князь Эспер Белосельский-Белозерский, один из наследников миллионной металлургической империи на Урале, заказал перестроить существующее здание архитектору Андрею Штакеншнейдеру. По иронии судьбы пожить в обновлённом дворце князь не успел — он скончался в 1846 году.

Вдова князя, Елена Павловна, поселилась в особняке мужа на Литейном, а дворец на Невском стала использовать для светских вечеров и балов. Поблизости находится Аничков дворец, и царские особы нередко наносили визиты.

В 1865 году Константин Белосельский, сын Елены Павловны от первого брака, женился и поселился во дворце. Дворец Белосельских-Белозерских блистал и считался самым светским местом столицы. Однако в промышленном производстве на Урале назрел кризис: капитализация стала стремительно падать. Второй муж Елены Павловны, князь Кочубей, попытался спасти предприятие, для чего набрал у государства кредитов. Однако рассчитаться за них пришлось именно дворцом.

Несмотря на такое недолгое владение, имя дворца по фамилии заказчика прижилось — его и по сей день называют дворцом Белосельских-Белозерских. Другим своим названием — Сергиевский дворец — здание обязано великому князю Сергею Александровичу. Младший брат Александра III получил дворец в качестве свадебного подарка, женившись на Елизавете Гессен-Дармштадтской.

После революции дворец Белосельских-Белозерских национализировали. Коллекцию картин, собранную хозяевами, перевезли в Эрмитаж и особняк на Крестовском острове, а в здании разместили райком партии.

В 2015 году во дворце провели реставрацию. Многие интерьеры сохранились до наших дней: среди них Дубовый зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая, Зелёная и Малиновая гостиные, Зеркальный зал с прекрасной акустикой. Последний задумывался архитектором для проведения концертов — и до сих пор используется в этом качестве. В интерьерах сохранились камины, светильники и лепнина.

А вы бывали во дворце?

59 25 ER 1.1905
Домовой храм Серафима Вырицкого в Гостином дворе

С 2014 года на территории Большого Гостиного двора действует храм Серафима Вырицкого. Храм находится на втором этаже, а на первом расположен Музей истории купечества Санкт-Петербурга. 3 июля перед входом в храм был торжественно установлен памятник Серафиму Вырицкому.

Серафим Вырицкий, в миру Василий Муравьёв, родился в 1866 году в Ярославской губернии в крестьянской семье. Десятилетним мальчиком он был вынужден уехать в Петербург на заработки — его отец умер. Василий устроился рассыльным в одну из лавок Гостиного двора. Позже у него появился духовник — старец Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Василий Муравьёв делал успехи: сперва стал приказчиком, а в 26 лет уже открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем. В 1920 году Муравьёв подал прошение о принятии его в число братии Александро-Невской лавры, и оно было принято.

Над памятником работала команда под руководством художника Алексея Сергиенко. Установку скульптуры и церемонию освящения провели в день 280-летия Санкт-Петербургской епархии, который также совпал с церковным праздником Собора Санкт-Петербургских святых.

56 5 ER 1.0224