Статистика ВК сообщества "Петербург live"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

9 августа в Петербурге будет теплее.

Солнце прогреет воздушные массы лучше, чем накануне. Небольшие дожди в городе пройдут лишь местами.

Столбики термометров покажут +21…+23 градуса, ветер ожидается северный 2-7 м/с. Атмосферное давление составит 769 мм рт. ст.

13 1 ER 1.9344
Знаменитый петербургский Змей Горыныч на 8-й линии, 23: краткий рассказ.

Одной из ярких, пока что ещё «нетуристических», достопримечательностей Васильевского острова является знаменитый «дракон» Змей Горыныч во дворе дома 23 по 8-й линии.

Невероятно, но он здесь находится уже более 40 лет.

23 1 ER 1.8521
Где найти книжные редкости? Букинистические магазины и книжные развалы Петербурга

Букинистические магазины — не только способ сэкономить. Это еще и совершенно особенная атмосфера. Насладиться ей сполна и найти наконец именно то редкое издание, которое вы искали несколько лет — что может быть лучше? Предлагаем небольшой обзор букинистических магазинов и того, что в них можно найти (спойлер: это не только книги!).

Книжный магазин «Искатель»

Один из самых популярных букинистических магазинов Петербурга. Здесь можно найти очень редкие издания и антикварные книги. Большой выбор для тех, кого интересуют гуманитарные науки — в магазине есть научные монографии по философии, истории, искусству. В большом количестве представлена художественная литература и серия «ЖЗЛ» (с первых лет издания и до сегодняшнего дня!). Новые книги здесь продаются тоже, но, как правило, в карманном формате.
АДРЕС
набережная реки Мойки, 51

«Старая книга»

Магазин «Старая книга» — настоящий рай для тех, кто ищет редкие издания. Если книга не переиздавалась несколько десятков лет и вы никак не можете ее найти, имеет смысл заглянуть сюда. А если у вас дома лежат старые книги, которым никак не получается найти применение, можно принести их сюда. Периодически магазин проводит акции и дарит своим покупателям книги бесплатно.
АДРЕС
Малый проспект В.О., 10

Книжная ярмарка в ДК им. Крупской

Ярмарка на Крупской, или просто «Крупа», предлагает и букинистические издания, и новинки. Здесь большой выбор детской и научной литературы, можно найти недорогие подарочные издания. Ежегодно на ярмарке проходят распродажи, после которых можно увезти домой целую стопку книг! А еще здесь можно найти канцтовары, сувениры, украшения из камня, керамику и изделия народных промыслов.
АДРЕС
проспект Обуховской Обороны, 105

«Академкнига»

Одна из старейших книжных сетей Петербурга — ей больше 80 лет! Центральный магазин расположился на Литейном проспекте. В первом отделе выставлены новинки от издательства «Наука», а во втором — букинистические издания и книжный антиквариат. Найти можно как профессиональную, так и художественную литературу.
АДРЕС
Литейный проспект, 57

«Книжная ветка»

Еще один старейший букинистический магазин в центре города. По-настоящему атмосферное место, где можно найти раритетные издания, художественную и научную литературу, винтажные альбомы, коллекцию литографии, старые открытки и календари. Если у вас есть конкретный запрос, сотрудники магазина обязательно помогут найти нужное издание!
АДРЕС
ул. Марата, 52

Books

Небольшой атмосферный магазин антикварных книг и графики. Здесь можно найти издания на любой вкус — в частности, очень редкие, — и приобрести старинные картины разных художников. Еще в магазине выставлен коллекционный фарфор, антикварная мебель, часы, шкатулочки, чернильницы — все, что можно было обнаружить в интерьере на рубеже XIX и ХХ веков.
АДРЕС
Кронверкский проспект, 71

«Библиофил»

Небольшой букинистический магазинчик на Лиговском проспекте — мечта коллекционера. Здесь можно найти шедевры мировой литературы, изданные еще в XIX веке, советские издания-многотомники, энциклопедии и словари, открытки и монеты, а также другие редкие вещицы. За самыми неожиданными находками и спонтанными покупками идти нужно именно сюда.
АДРЕС
Лиговский проспект, 120

54 4 ER 2.1449
Тайна исчезновения Александра I

Могила в Петропавловской крепости, которая традиционно считается пустой, – это захоронение императора Александра I.

Странная быстрая смерть императора, произошедшая в 1825 году в Таганроге, вызвала множество слухов и предположений. Многие считали, что Александр, всю жизнь ощущая вину за косвенное участие в смерти своего отца Павла I, просто оставил престол, сымитировав свою смерть.

Н. К. Шильдер в биографии императора приводит более пятидесяти высказываний и слухов, возникших в течение нескольких недель после смерти Александра. В одном из слухов, в частности, утверждается, что «государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить во Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством».

Позже, в 30–40 годах XIX века, появилась легенда о том, что именно император Александр скрывается в далеком от столицы городе Томске под именем старца Федора Кузьмича. Старец Федор Кузьмич, прожив долгую благочестивую жизнь, умер в 1864 году и был похоронен в Сибири, а могила в Петропавловском соборе, согласно легенде, в тот же год осталась пустой, т. к. тело захороненного в нее двойника императора было оттуда тайно извлечено.

Могила в Петропавловском соборе в тот же год осталась пустой, т. к. тело двойника императора было оттуда тайно извлечено

Легенда эта пользовалась большой популярностью у простого народа, и большевики, чтобы доказать, что хороших царей не бывает, в 1921 году решились провести вскрытие могилы, но саркофаг императора и в самом деле оказался пустым. Документальных свидетельств этого вскрытия нет (во всяком случае, в открытом доступе), но это и неудивительно. Вряд ли советская власть, потерпев такой пропагандистский крах, стала бы его рекламировать. Чтобы доказать или опровергнуть легенду о пустой гробнице Александра I, историки несколько раз, начиная с 30-х годов XX века, повторно ходатайствовали о вскрытии могилы, но всякий раз получали отказ.

Императрица Елизавета Алексеевна умерла (или скрылась?) вслед за мужем в 1826 году. По одной из версий, позже она появилась под именем затворницы Сыркова монастыря Веры Молчальницы. Интересно и такое совпадение – и Вера Молчальница, и Федор Кузьмич появились почти одновременно, с разницей в два года: она в 1834 году, он в 1836-м. И несмотря на явно высокое аристократическое происхождение обоих праведников (на что указывали все, кто общался с ними), никаких фактов о предыдущей жизни этих двоих не было известно.

В пользу этой версии работает и тот факт, что еще Николай I, разбирая в свое время архивы семьи, сжег большую часть бумаг покойной императрицы Елизаветы Алексеевны, в том числе и ее подробные дневники за период с 1792 по 1826 год.

Известно, что время от времени – и, особенно часто, незадолго до смерти – император неоднократно говорил своему ближайшему окружению о том, что хочет оставить престол: «Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку».

Смерть императора
1 сентября 1825 года император выехал из Петербурга в Таганрог. Отправился он один, без свиты, ночью, что было более чем необычно. В пятом часу утра Александр подъехал к Александро-Невской лавре, где его встретили митрополит Серафим, архимандрит и братия. Начавшаяся церковная служба проходила за закрытыми дверями, и часть исследователей считает, что служили панихиду. Почему по случаю отъезда императора было такое странное «напутствие» – загадка.

Начавшаяся церковная служба проходила за закрытыми дверями, и часть исследователей считает, что служили панихиду

В Крым император прибыл 27 октября. 8 ноября заболел, а 19 ноября – скончался. Один из самых видных исследователей этой загадочной истории, историк В. Барятинский, указывает, что сведения, относящиеся к последним дням императора, крайне противоречивы. Например, до сих пор неясно количество присутствовавших при кончине, поведение императрицы и т. д.

Любопытно также, что дневниковые записи самых приближенных к Александру лиц (императрицы Елизаветы Алексеевны, генерал-адъютанта П. М. Волконского и лейб-медика Я. В. Виллие), повествующие о пребывании императора в Таганроге, начинаются в один и тот же день (5 ноября 1825 года) и заканчиваются практически одновременно. 11 ноября (у Волконского и Виллие) и 19 ноября (у императрицы).

5 ноября никакая опасность здоровью императора еще не угрожала, и историк А. Н. Сахаров заявляет, что «…приходится считать такое единодушие необъяснимым, либо объяснить его лишь желанием создать единую версию течения болезни, нужную как Александру, так и этим трем его близким людям».

Очень странно и то, что истинно верующий (по свидетельствам современников) Александр не пригласил к себе священника! И этого не сделал никто из окружения, хотя, если бы было все так, как гласит официальная версия, для всех близких было понятно, что государь умирает. Но если пренебрежение таинством исповеди и причастия с натяжкой можно отнести к суете, царившей вокруг больного государя, то отсутствие священника в доме уже и при самой кончине, которая не была внезапной, как минимум, странно.

Со временем было доказано, что подпись доктора Тарасова под протоколом вскрытия тела является подложной. Так что до сих пор даже не вполне ясно, что же за болезнь так скоропостижно свела императора в могилу. Видные медики, изучившие уже в XX веке протоколы вскрытия тела, отрицали возможность смерти царя от малярии или брюшного тифа, которые (в разных источниках) назывались причинами смерти.

В протоколе вскрытия тела было записано, что спина и ягодицы императора были багровые, сизо-красные (каким образом на спине самодержца могли появиться следы побоев?). По одной из версий, вместо императора было похоронено тело унтер-офицера 3-й роты Семеновского полка Струменского, до смерти засеченного шпицрутенами. Он и в самом деле, как вспоминали современники, был весьма похож на императора, и его приятели даже часто называли унтера в шутку «Александром». По другой версии, вместо императора похоронили фельдъегеря Маскова, также весьма похожего на императора, но умершего раньше, еще 3 ноября. (В пользу этой версии говорит и то, что тело покойного было забальзамировано настолько усердно, что пожелтели даже надетые на него белые перчатки. Да и в семье Маскова существовало предание о том, что это именно их дед похоронен в соборе Петропавловской крепости вместо императора Александра I.)

Тело ехало в Петербург два месяца, и крышку гроба открывали лишь несколько раз, всегда ночью и в присутствии очень узкого круга доверенных лиц. 7 декабря 1825 года князь П. М. Волконский писал из Таганрога в Петербург: «Хотя тело и бальзамировано, но от здешнего сырого воздуха лицо все почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились… почему и думаю, что в С.-Петербурге вскрывать гроба не нужно».

Гроб был вскрыт только в присутствии членов императорской семьи, а затем неделю простоял закрытый в Казанском соборе – для прощания. После этого тело было похоронено в Петропавловской крепости.

На панихиде и траурных церемониях в Москве и Санкт-Петербурге не было ни императрицы Елизаветы Алексеевны, ни ближайшего сподвижника императора П. М. Волконского…


Старец Федор Кузьмич
Ранней осенью 1836 года к кузнице на окраине Красноуфимска Пермской губернии подъехал верхом рослый пожилой человек, одетый в крестьянскую одежду. Попросив подковать лошадь, он рассказал, что едет «мир да добрых людей посмотреть», и представился «Федором Кузьмичом».

Личность странника вызвала у кузнеца какие-то подозрения, и он не поленился доложить о нем в полицию. Паспорта у Федора Кузьмича с собой не было, и потому он был подвергнут аресту. На допросе странник заявил, что родства своего не помнит и откуда происходит – не знает. За бродяжничество ему дали двадцать плетей и отправили по этапу на поселение в Сибирь. Приговором Федор Кузьмич остался доволен, но заявил, что неграмотен (хотя последующие факты опровергают это), и попросил расписаться за него мещанина Григория Шпынева. Сохранилось описание загадочного арестанта: «рост 2 аршина и 6 с 3/4вершков, глаза серые, волосы на голове и бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине – следы от побоев кнутом».

26 марта 1837 года Федор Кузьмич прибыл в Боготольскую волость Томской губернии, где был помещен на жительство при Краснореченском винокуренном заводе. Как человека пожилого, Федора Кузьмича к принудительным работам привлекать не стали. Местный казак Семен Сидоров, видя склонность старца к уединению, построил ему аккуратную келью-избушку в станице Белоярской.

Обустроившись, Федор Кузьмич много ходил по соседним селам, обучал крестьянских детей грамоте и Священному Писанию. По воспоминаниям современников, он отлично знал тонкости этикета, различные нюансы петербургской придворной жизни и обо всех популярных в народе государственных деятелях высказывал весьма верные и точные замечания. Хотя отказывался (причем категорически) высказывать свое мнение о двух императорах – Павле и Александре. Старец тесно общался с Макарием, епископом Томским и Барнаульским, и с Афанасием, епископом Иркутским. С последним, кстати, старец всегда беседовал на превосходном французском.

Его манера держаться (например, при разговоре он характерно держал руки за поясом), его скрытая властность, его глухота на одно ухо – все это весьма напоминало императора Александра. Беседуя однажды о красноярском начальстве и будучи чем-то недоволен, старец сказал: «…стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнется от того, что будет».

Несколько казаков, ранее служивших в Петербурге, и некий священник, сосланный в Томскую губернию из столицы, опознали в старце покойного императора, божась, что много раз того видели и никак не могут ошибаться. На прямые вопросы о своем происхождении старец никогда не отвечал прямо, но всегда изъяснялся уклончиво: «Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне, – кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа».

Не осталась в тайне и обширная переписка, которую вел Федор Кузьмич. Среди его многочисленных корреспондентов называют барона Дмитрия Остен-Сакена и даже императора Николая I, с которым старец обменивался зашифрованными письмами. Получив известие о смерти Николая, Федор Кузьмич заказал отслужить панихиду, во время которой горько плакал, как о смерти близкого человека.


В 1858 году старец переехал в выстроенную в четырех верстах от Томска купцом С. Ф. Хромовым келью. Современники вспоминали, что старец всегда отмечал память Александра Невского, и в этот день ему готовили праздничный обед. Федор Кузьмич говорил, вспоминая: «Какие торжества были в этот день в Петербурге – стреляли из пушек, развешивали ковры, вечером по всему городу было освещение, и общая радость наполняла сердца человеческие…»

Посещал старца, уже в Томске, и император Александр II.

Незадолго до смерти, словно предчувствуя кончину, Федор Кузьмич навестил своего старого друга казака Семена Сидорова, а затем вернулся в Томск, где началась его затяжная болезнь. Перед смертью его посетил для исповеди отец Рафаил из Алексеевского монастыря, но даже на исповеди глубоко верующий старец отказался назвать имя своего небесного покровителя («Это Бог знает»), а также имена своих родителей («Святая Церковь за них молится»). Между тем несколько местных священников, которых старец сам выбрал для исповеди, сообщали уже после его смерти, что знают, кто он такой, но, ссылаясь на тайну исповеди, открыть это миру не могут.

Скончался старец 20 января 1864 года и был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря.

Купец Хромов, разбирая немногочисленные вещи, оставшиеся после покойного, нашел среди них:

два листка с зашифрованным текстом записок;
нарисованный вензель в виде буквы «А»;
документ о бракосочетании императора Александра I: «толстый лист синеватого цвета, где часть слов была отпечатана типографским способом, а часть написана от руки; внизу листа находилась белая печать с изображением церкви»;
небольшое резное распятие из слоновой кости;
псалтырь с надписью: «Сей псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву»;
цепь ордена Андрея Первозванного.
Листки с загадочным шифром так и не были окончательно разгаданы, а в 1909 году оригиналы таинственным образом исчезли. В. В. Барятинский, пытавшийся разгадать секрет старца, предлагал следующий вариант расшифровки текстов записок:

лицевая сторона первой записки: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»;
оборотная сторона первой записки: «Но когда Александры молчат, Павлы не возвещают» (Барятинский предполагал, что здесь подразумевалось – когда Александр хранит молчание, то его не терзают угрызения совести относительно Павла);
лицевая сторона второй записки: «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло»;
оборотная сторона второй записки: «1837 г. MAP 26» (дата прибытия старца к месту ссылки), «в. вол» (Б(В)оготольская волость – место ссылки), «43 Пар» (сорок третья партия ссыльных).
Известно, что лейб-хирург Д. К. Тарасов, находившийся с императором в Таганроге, по утверждению профессора К. В. Кудряшова, вплоть «до 1864 года не служил панихиды по государю Александру I; когда же в Сибири умер старец Федор Кузьмич, то Дмитрий Клементьевич стал это делать ежегодно…».

В 1904 году на могиле старца была построена часовня

В 1904 году на могиле старца была построена часовня. В 1936-м она была разрушена, и на ее месте устроили выгребную яму. В 1984 году Федор Кузьмич был канонизирован Русской православной церковью как праведный Феодор Томский в составе Собора Сибирских святых.

5 июля 1995 года среди мусора в выгребной яме были найдены его мощи: гроб без крышки с костными останками. Черепа там не оказалось. По одной из версий, он был изъят в 60-х годах XX века московскими археологами с целью доказать или опровергнуть легенду о тождественности Александра I и Федора Кузьмича.


В записках последней императрицы Александры Федоровны есть указание, что в один из дней после Февральской революции она занималась сожжением бумаг о «Ф. К.». Единственный человек, который мог иметь отношение к последним Романовым и имел такие инициалы, – старец Федор Кузьмич. В силу каких причин последний император не хотел официально признать тождество Федора Кузьмича и Александра I – неизвестно.

Крупнейшим исследователем загадки сибирского старца стал великий князь Николай Михайлович. Биограф Александра I, он, по собственному признанию, сначала относился к этой легенде с очень большим недоверием, но после проведенного в Сибири исследования изменил свою точку зрения.

Николай Михайлович направил в Сибирь доверенного чиновника, который опросил местных жителей, знавших старца, а затем провел сравнительный анализ оставшихся образцов почерков императора и Федора Кузьмича. Собранные сведения он систематизировал и опубликовал в 1907 году в книге «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича».

Великий князь Дмитрий Павлович сообщал, что в 1916 году Николай Михайлович просил у императора Николая II разрешения опубликовать новые результаты своих исследований, но получил от последнего отказ. При этом Николай II не отрицал реальности существующей легенды, но огласки ее категорически не желал. Сам же Николай II (будучи еще наследником) однажды приехал поклониться могиле старца – во время своего путешествия по Сибири. Известно также, что в надпись на могильном кресте «Здесь погребено тело великого старца Феодора Кузьмича» наследник повелел добавить слово «благословенного», что для многих однозначно ассоциировалось с Александром I. (Дело в том, что еще в 1814 году за победу над Наполеоном и организацию антифранцузской коалиции Сенат даровал Александру I титул «Благословенного, Велик

15 1 ER 0.9903
10 августа в Петербурге обойдется без дождей.

Столбики термометров поднимутся до +22…+24 градусов. Ветер ожидается западный со скоростью 2-7 м/с. Погреет ещё.

8 0 ER 0.7408
Искусствовед назвала туалет Эрмитажа худшим среди музеев двух столиц.

Результаты необычного исследования обескуражили сначала саму девушку, а потом и ее подписчиков.

Искусствовед и автор Telegram-канала «ку-ку» Ксения Коробейникова составила весьма необычный рейтинг туалетов московских и петербургских экспозиций, куда попали Эрмитаж, Русский музей, Еврейский музей, «Гараж» и другие популярные культурные учреждения.

Исследование Ксения опубликовала с небольшими комментариями в Telegram. Его результаты обескуражили сначала саму девушку, а потом и ее подписчиков, явно не ожидавших увидеть в перечне худших уборных любимый горожанами и туристами Эрмитаж.

«Обскакал всех Эрмитаж — в самом дешевом плацкартном вагоне РЖД туалет приличнее. Чуть приятнее дела обстоят в Третьяковке, Историческом и Пушкинском. Но удобства, чистота и дизайн оставляют желать лучшего», — признается автор рейтинга.

Судя по выложенным в Telegram кадрам, искусствоведа смутил грязный пол и переполненный мусорный контейнер для использованных предметов гигиены, хотя по правилам опорожнять его обязаны раз в несколько часов, особенно в насыщенные дни, когда в музее не протолкнуться от обилия посетителей.

Уборные «Гаража», Русского и Еврейского музеев Ксению, наоборот, порадовали. Последняя локация удивила эксперта чистотой, аккуратностью и приятным глазу дизайном. Кроме того, искусствовед отметила электронный унитаз, мыло Zielinski & Rozen и гендерное биде. Что касается других крупных петербургских музеев, то с точки зрения эстетики Ксению поразил Музей архитектуры, где была сохранена историческая печь.

Закрывая тему туалетов музеев двух столиц, Коробейникова обезоружила директоров культурных институций – заботиться необходимо не только о внешней, но и о внутренней оболочке, которая, судя по фотоотчету, находится в неудовлетворительном состоянии.

«Было бы желание… А пока директора живут в своем мире с личными туалетами и забывают, что дьявол кроется в деталях. И музей — это не только выставки, коллекции и люди. И надо бы их уважать».

8 12 ER 1.0767
В Петербурге потеплеет до +25 градусов.

12 августа, ветер подует с юго-запада со скоростью 5-10 м/с. Ночью температура воздуха составит +15…+17 градусов, в некоторых районах — +12 градусов. Атмосферное давление будет слабо повышаться.

5 0 ER 0.5126
Библиотека "Лиговская" (Лиговский пр., 99) приглашает жителей и гостей города на пешеходную экскурсию «Лиговка: от Крестовоздвиженского Собора до сада Сан-Галли».

14 июля (чт) – 18:00

Кто жил на Лиговке во времена Петра I? Когда и где возникла Ямская слобода? Как застройка района была связана с зарождением промышленности на Обводном канале?

Об этом мы поговорим на новой обзорной экскурсии по Лиговскому проспекту, где проследим историю района от городской окраины до центра Санкт-Петербурга.

Место сбора группы: у входа на территорию храмового комплекса Крестовоздвиженского Собора (Лиговский пр., 128).
В экскурсию входит посещение храмового комплекса.

Время проведения - 18:00-20:00

Экскурсовод - Анна Язовская
Стоимость - 220 руб.

Просим обратить внимание, что оплата производится только наличным расчетом, приносим свои извинения за временные неудобства.

Запись на экскурсию и подробности по телефону 572-31-72 или в VK
12+

8 1 ER 0.4948
Русь и гусь за 1,5 копейки. Какие приключения переживали цены в разные века.

Поднимается? Падает? Крепнет? Слабеет? Это о самолёте или о здоровье? Нет, о рубле. Внимание к поведению национальной валюты в последнее время многократно усилилось.

А на этом фоне неизбежно и возрождение интереса к разного рода историческим спекуляциям на тему: «А вот при царе-батюшке корова три рубля стоила!» Как вариант: «Когда была свободна Русь, то три копейки стоил гусь». Эта острословица бытовала во времена, которые принято называть «застоем».

На самом деле рубль — вторая из старейших национальных валют после английского фунта стерлингов, что фиксируется новгородскими берестяными грамотами XIII в. На своём веку он повидал многое — были взлёты и падения, революции цен и периоды затишья, галопирующая инфляция и возврат позиций... Что, в свою очередь, влекло за собой захватывающие приключения цен и зарплат.

Сотня кур за дукат
Временем настоящей сытости и стабильности справедливо считают XV столетие — тогда начинает хождение поговорка: «На Руси ещё никто с голоду не помирал». А ведь случалось всякое. Так, в 1445 г. после неудачной битвы под Суздалем казанским ханом Улу-Махметом был взят в плен великий московский князь Василий II, впоследствии заслуживший прозвище Тёмный. Выкуп за князя был назначен чудовищный. Новгородские летописи указывают то 200 тыс. руб., то «всю московскую казну». Наличных денег тогда не хватило, пришлось переплавлять церковную утварь. Чтобы понять масштаб запрошенного: рыночная цена холопа была на несколько порядков ниже — инок Иона Плещеев в 1482 г. завещал Троице-Сергиевому монастырю в числе всего прочего холопа стоимостью 2 руб.

Те же, кто находился между князьями и холопами, жили в целом неплохо. Судя по взимаемым налогам, среднее крестьянское хозяйство давало годовой доход от 2 до 2,5 руб. Наёмному работнику платили подённо, плата составляла полторы московских деньги, что равнялось 0,75 копейки. Труд ремесленника в зависимости от его квалификации стоил дороже — от 2 до 4 денег, то есть от 1 до 2 копеек в день. Сколько дней в году были рабочими, может ответить австриец Сигизмунд Герберштейн, оставивший записки о России: «Именитые либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства, а простой народ большей частью работает, говоря, что праздничать — дело господское». Словом, за 300 дней в году работник мог получить 2,25 руб., а ремесленник — от 3 до 6 руб.

Что же можно было купить за эти деньги? Венецианец Амброджо Контарини фиксирует дешевизну на московских рынках образца 1477 г. «Русские продают огромное количество коровьего и свиного мяса; думаю, что за один маркет его можно получить более трёх фунтов. Сотню кур отдают за дукат, за эту же цену — 40 уток, а гуси стоят по три маркета за каждого». 1 дукат тогда «весил» 0,5 руб. Маркет соответствовал московской деньге или 0,5 коп. Выходит, что за 1 копейку можно было купить 2,5 кг мяса либо двух кур. За ту же копейку покупали 5,2 кг ржаной муки либо 1,7 кг мёда. Беличья шуба стоила 60–70 коп. За хорошего верхового коня давали 6 руб. А крестьянскую лошадь можно было купить за 1 руб.
Первые попытки прикрепления крестьян к земле датируются Судебником 1497 г., а это значит, что до конца XV в. Русь была действительно свободной. Так что острословицу про гуся надо переделать — он стоил в те годы не три, а полторы копейки.

Атака Америки
А вот дальше со свободой, равно как и с относительно невысокими ценами, пришлось расстаться. Тут подложила свинью Америка. Вернее, последствия её открытия в 1492 г. Из Нового Света в Европу потекли настоящие реки серебра. Деньги стремительно дешевели, а товары дорожали. Это ощущалось уже во времена Ивана Грозного. Представитель того же рода Плещеевых в 1559 г. оставил завещание, согласно которому «конь иноходец бур» оценивался в 10 руб., а «мерин соврасой для пашни» — в 2 руб. То есть на коней цены выросли вдвое. Примерно так же подорожали куры и говядина. Хлеб подскочил в цене в 4 раза, мёд — в 5 раз. И за 60 коп. теперь можно было купить только овчинную шубу — беличья стоила втрое дороже.

А вот пропорционально увеличивать жалованье несильно-то стремились. При опричном дворе Ивана Грозного трудилось множество ремесленников — от портных и пуговичников до сабельников и шеломников. Почти все они имели годовой оклад от 3 до 5 руб. — столько же их коллеги получали 100 лет назад. Отдельные искусники, к примеру некто Иван Поздеев, «самопальный мастер», получал в год 15 руб. деньгами «да сукно доброе, да тафта, да 300 четей поместья». То есть переходил в категорию землевладельцев-помещиков. Портной Иван Бут тоже причислялся к этой категории, но рангом пониже — «5 руб. деньгами, 24 алтына за сукно, 5 полтей (полутуш) мяса, 5 пудов соли да повёрстан 50 четями землицы». Для сравнения: небезызвестный «Борис Фёдоров сын Годунов», будучи управленцем среднего звена, получает у Ивана Грозного 50 руб. годового оклада.

«Довольность народная»
Последовавшая Смута отчасти разорила Русское царство. 80% пахотных земель, основа отечественной экономики, пришло в запустение. А Михаила Романова, первого царя из новой династии, в разграбленном поляками Кремле ожидало вот что: «Царёвы палаты и хоромы все без крыш, полов и лавок. Дверей и окошек нет, надобно делать, а лесу пригодного не добыть, денег в казне нет, и плотников нет...»

Но скоро иностранцы начинают отмечать: «Здесь такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё и покупаемых по весьма умеренной цене, что русским нечего завидовать никакой стране в мире, хоть бы и с лучшим климатом...» В Дворцовой книге расходов можно найти записи, практически неотличимые от тех, что были во времена Ивана Грозного. Годовой оклад портного — те же 5 руб. Как ни странно, цены тоже почти не растут. Потом рост всё-таки начинается, но это замечают на самом верху: «В прежних летах можно было мастерскому человеку с женою быти сыту днём алтынной пищей». То есть раньше вдвоём на три копейки можно было прожить день, а сейчас уже нет. Жалованье индексируется. Стандартный оклад придворного ремесленника увеличивается до 7 руб., подённая плата поднимается на 2–3 копейки... Словом, жить можно. Да и цены выросли не то чтобы зверски. Если при Михаиле Романове за 1 коп. можно было купить 1,2 кг пшеничного хлеба, то спустя 70 лет при царевне Софье — 1 кг. Некоторые товары в цене не изменились вообще — топор по-прежнему стоил 20 коп., а русское сукно — 5 коп. за аршин. В общем, князь Борис Куракин имел все основания заявить про царевну Софью: «Всё государство пришло во время её правления в цвет великого богатства. И торжествовала тогда довольность народная».

Царские трюки
«Довольность народная» приказала долго жить при Петре I. Великие свершения требовали великих же расходов, а также откровенно жульнических трюков. Скажем, Пётр вдвое понизил ценность рубля, приравняв его к талеру. И спустя 30 лет мы имеем свидетельство Михаила Ломоносова, стипендия которого в Славяно-греко-латинской академии составляла «в день алтын». Раньше на алтын «сыты в день» бывали двое. Сейчас этой суммы едва хватало одному на съёмный угол в комнате да ежедневный хлеб и квас с луком. На петровскую копейку можно было купить 300 г говядины (на рубль — 30 кг), 500 г окуней либо 500 г хлеба. С жалованьем тоже всё было не очень весело — подьячий Артиллерийского приказа получал в год не более 30 руб. Зато капитан петровской армии зарабатывал 110 руб. в год.

А дальше инфляция понеслась галопом. Если в начале царствования Екатерины II за копейку можно было купить 200 г хлеба, то спустя 15 лет — только 75 г. Спустя ещё 15 лет — жалкие 20 г. К сравнительной сытости пришли лишь через 100 с лишним лет. Но и при Николае II корова не стоила 3 рубля. За эти деньги при цене 45 коп. за 1 кг можно было купить 6,7 кг говядины, что, согласитесь, на целую корову не тянет. Дойная корова средних достоинств стоила тогда от 60 руб. при средней зарплате рабочего 20–25 руб. в месяц.

6 0 ER 0.4713