Статистика ВК сообщества "Центр дополнительного образования «Слово»"

0+
Инновационный образовательный проект

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ВОЗРОЖДАЮЩИЕСЯ ИЗ ПЕПЛА

10 ноября 2019 года остановилось сердце Михаила Щетинина, создавшего новую модель образования третьего тысячелетия. Академик Шалва Амонашвили тогда написал:

“Михаил Петрович Щетинин был для нас до той степени человечным и доступным, и мы стоим с ним так близко, что наше сознание не может достойно оценить его величие, оценить совершенный им подвиг.

Он великий педагог, мыслитель и деятель, сравнимый только с мировыми классиками, которые не остаются в истории, а становятся горизонтами сознания.

Мыслителей и деятелей такого уровня, который в образовании бывает редко, как правило, многие современники понять не могут, и они, исходя из своих сегодняшних убеждений, не видят того будущего, творцом которого является Михаил Петрович Щетинин.

Они даже дают себе волю судить о нем, осуждать, а если кто имеет еще и власть, то и препятствовать продвижению его идей и дел.

Я не знаю, как смоют с себя стыд и срам представители власти и правосудия, которые сделали все, чтобы уволить из жизни гения в образовании, не знаю, в каких кустах будут прятаться те, кто со своими возможностями могли защитить его, дать ему творить дальше чудное будущее, но не сделали этого.”

Закрытие школы Щетинина было для нас тяжёлым поражением, уход учителя - трагедией. Но это не сломило нас.

Может быть потому, что он учил нас не сдаваться и рук от созидания не отнимать. Он успел сказать:

«Дети, я очень люблю вас! И жду. А за то, что с нами сделали, простите их. Это как раз тот случай, когда они не ведают, что творят. Мы выдержим. И я вас встречу».

Он уже не встретит. Но мы выдержали.
В Текосе коллектив под руководством сына Михаила Петровича - Петра Михайловича - намерен возрождать школу в новом качестве. Мы, выпускники школы Щетинина, ученики Михаила Петровича, разлетелись по России и миру, чтобы стать ростками, возрождающимися из пепла. И новыми проектами продолжать созидать будущее образования в мире.

И в наших соцсетях мы будем подробно рассказывать об этом.

Даём вам СЛОВО.

128 80 ER 12.8847
ИТОГИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ЩЕТИНИНА

Реорганизация уникального Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков, созданного педагогом-новатором Михаилом Петровичем Щетининым, завершена. Комплекс зданий, построенных педколлективом совместно с лицеистами и имущество Лицея отдано Всероссийскому детскому центру “СМЕНА”.
Педколлектив, который вместе с академиком Щетининым 27 лет разрабатывал и развивал педагогическую систему, признанную ЮНЕСКО одной из лучших в мире, в полном составе покинул реорганизованное учреждение. Предложенные педагогам условия работы не позволяли ни сохранить научное наследие выдающегося педагога, ни продолжить научно-практическую работу по развитию педагогики Щетинина.

Уникальный опыт, разработки универсальных педагогов, способных глубоко, эффективно и целостно преподавать всю школьную программу, всесторонне развивая учеников, воспитывая в них любовь к Родине, труду, высокие нравственные качества - сегодня оказались не нужны Министерству Просвещения.

Педколлектив планирует продолжить самостоятельную работу после выполнения всех необходимых юридических требований. Но уже в качестве не государственного, а частного образовательного учреждения.

261 128 ER 15.5014
ИСТОРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ЩЕТИНИНА
Как всё начиналось и зачем, этапы экспериментальной работы

Деятельность федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» связана с выдающимся педагогом-новатором - Щетининым Михаилом Петровичем. История этого Лицея - это история опытно-экспериментального поиска образовательной модели «Школа XXI века».

Научный поиск М.П. Щетинина начался с размышлений о печальном факте снижения здоровья и творческого потенциала учащихся средней школы. Результаты психологических и психофизиологических исследований, проводимых в СССР, показывали, что за годы обучения в средней школе происходит снижение интеллектуальной активности учащихся (так называемый «сон нервных клеток») на фоне нарастающих процессов физического, интеллектуального и даже, как тогда писали, духовно-нравственного вырождения подрастающих поколений. Щетинин сформулировал задачу: найти альтернативные способы образования, которые бы формировали гармонично развитую, социально активную, творческую личность, ведущим мотивом деятельности которой являлось бы чувство высокой ответственности не только за себя, но и за честь своего рода, народа, за благополучие и судьбу Отечества. Эта стратегическая цель более четырёх десятилетий определяла содержание его научно-практического поиска.
Щетининым был открыт основной способ достижения поставленной цели – раскрытие творческого педагогического потенциала самих учащихся.

Первый этап научно-практической деятельности Михаила Петровича связан с его работой с 1966 года в качестве директора Кизлярской музыкальной школы Дагестана. Именно там, на основе результатов экспериментальных поисков, был сделан вывод, что развитие профессиональных качеств и творческих способностей детей должно строиться на почве целостного разностороннего развития. Это потребовало расширения рамок эксперимента и его распространения на общеобразовательную школу.

Второй этап начался в 1974г. в Белгородской области, когда М.П. Щетинин был назначен директором средней сельской школы в пос. Ясные Зори. На её базе было создано качественно новое образовательное учреждение – школа-комплекс, которая включала, наряду с общеобразовательной, музыкальную, хореографическую, художественную и спортивную школы. Это позволило переломить общую тенденцию ухудшения здоровья учащихся по мере продвижения от первого к выпускному классу в противоположном направлении – добиваться улучшения здоровья. По итогам пятилетней работы Яснозоринская школакомплекс получила премию Ленинского Комсомола как лучшая школа СССР (1979 г.) и мировое признание. Эта модель образовательного учреждения доказала свою жизнеспособность: на Белгородчине продолжали работать более 250 школ-комплексов.

Третий этап исследования начался на Украине, в Кировоградской области, в селе Зыбково. На этом этапе была экспериментально доказана эффективность метода «погружения в предмет», основанного на применении в педагогической практике результатов исследований физиологии высшей нервной деятельности (И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева и др.).

«Погружение» предполагает концентрированное, доминантное обращение к информационному потоку одного конкретного предмета школьной программы, чередуемое с производительным трудом, занятиями искусством и физическими упражнениями. В процессе «погружения» в течение учебного дня или учебной недели ребёнок получает возможность преодолеть фрагментарность восприятия знаний, имеющую место в традиционной многопредметности учебного дня и недели.

Четвёртый этап начался в 1988 г., когда решением Государственного комитета СССР по народному образованию, согласованным с руководством Академии педагогических наук СССР, был создан Центр комплексного формирования личности детей и подростков (Краснодарский край, ст. Азовская). Ставилась задача разработки и экспериментальной проверки отечественной модели образования ХХI века в рамках Международной программы ЮНЕСКО - «Человек III-го тысячелетия». В 1994 г. педагогический коллектив Азовской школы по результатам номинации инновационных проектов в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» был отмечен Международным фондом «Культурная инициатива» и Экспертным советом Министерства образования РФ Грантом первой степени.

Пятый этап разработки модели образования XXI столетия, развёрнут с лета 1993 года в с. Текос (г-к. Геленджик). На этом этапе появились взаимно пересекающиеся новые структурные элементы содержания единого непрерывного образовательного процесса Лицея. Необходимость переосмысления теоретико-методологических подходов к организации школьной жизни привела к принципиально новой реализации тезиса «Ребенок – главное действующее лицо».

В Лицее дети стали активными участниками воспитательной, учебной и организационной деятельности. И это не просто педагогическая методика или игра в самоуправление. Приходя в школу, ребенок не «учится жить», а строит жизнь, участвует в разрешении проблем, актуальных для Родины, берёт на свои плечи масштабные задачи, т.к. они определяют масштаб его личности. И потому именно дети являются соавторами педагогической системы Лицея.

Направленность образовательной деятельности в Лицее определяется ориентацией на державное служение Родине, а потому патриотизм, историческая память, народная культура и традиции являются мощным фундаментом, на котором строится разновозрастная образовательная модель федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».
На протяжении 20-ти последних лет в Лицее функционировала образовательная система без классно-урочной системы организации учебно-познавательного процесса под руководством заслуженного учителя России, академика Щетинина М.П.

В Лицее разрабатывались:

- рабочие программы и учебно-методические комплексы по предметам, курсам и модулям, направленные на внутрипредметную и межпредметную систематизацию учебного материала, на возможность опережающего освоения программ основного общего и среднего общего образования в условиях разновозрастной системы организации учебного процесса;

- новые формы, методы и технологии обучения. В Лицее применялся эвристический и ситуативный подходы к планированию и организации занятий, без жестко установленного регламента (расписания занятий, учебного графика и т.д.) с условием обеспечения выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Программы реализовывались методом «погружения» во всех разновозрастных учебных группах Лицея. «Погружение» – это метод организации обучения, который предполагает непрерывное изучение определённого предмета (от одного полного учебного дня до 14 дней) с целью сохранения целостности преподавания учебного материала и формирования предметной доминанты. «Погружение» по основному предмету чередуется в течение учебного дня и учебной недели с предметами и курсами образно-эмоционального цикла (хореография, ИЗО, музыка и т.д.), технолого-практического направления (технология, ОБЖ, программы дополнительного образования и т.д.), физкультурно-спортивного характера.

(по материалам официального документа - Основной образовательной программы Лицея)

P.S. В данный момент Лицей находится в процессе реорганизации-присоединения к Всероссийскому детскому центру "СМЕНА". В июле процедура должна быть завершена и мы узнаем в каком формате Лицей продолжит свою работу. Родители и лицеисты со всех уголков России надеются на возобновление работы Лицея в полном объёме. Педагоги различных образовательных учреждений надеются на открытие в Лицее обучения разработанным академиком Щетининым методам.

131 26 ER 8.0714
«Я ВСЕГДА С ЛЮБОВЬЮ ПЕЛ ТЕБЯ, ОСЕНЬ…»

Та осень была особенно тёплой, особенно долгой и тихой… Леса до самой зимы берегли своё золото, ветер, так полюбивший наши края, будто старался в тот год не сдуть, не потревожить чего-то большого и такого хрупкого… Весь мир ждал… Ждал Текос…

Текос ждал детей… Ждал верного решения Правительства, которому сам всегда был верен… Ждал жизни… Звонкой, наполненной, стремительной. Но тот год так и остался в беззвучии… С далёких времён своего зарождения школа не слышала такой тишины в своём пространстве, как в ту осень… Звенящей, всеобъемлющей…

И Он ушёл… Ушёл в ту тишину, в ту осень… Будто растворился с последним золотым листом. Вокруг стало голо. И зябко.

Мы – его ученики, последователи, потомки – мы помним о законах природосообразности, точно знаем, что и та осень даст свои плоды, и весенние несмелые ростки разойдутся однажды буйным, весёлым, сильным цветом. И школа вновь услышит голоса и детский смех, вновь поверит новым, светлым, отважным людям, вновь будет петь жизнь!

Но сегодня каждый из нас хотя бы на мгновение окунулся в ту осень, где осталась и замолчала частичка наших сердец. В Его тишину. Тишину Михаила Петровича Щетинина.

[id22203317|АЛЁНА ПИСЬМЕННАЯ]
Выпускница Лицея Щетинина,
Преподаватель Центра СЛОВО

45 42 ER 4.9899
Сегодня у нас для вас видеосюжет о том, как наши ребята проектируют новую школу совместно с профессиональными архитекторами.

Как ребята это делают? Что из этого получилось? Смотрите видеосюжет.

#ЦентрСлово
#МетодПогружения
#НовоеОбразование
#погружение
#Слово_новости

30 11 ER 2.0425
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИЦЕЯ ЩЕТИНИНА,
на которых строится разновозрастная система организации образовательного и исследовательского процесса.
(всем, кто спрашивал - на каких принципах построена система Щетинина и какова роль учителя в этой системе?)
_____________________________________________________
Система психолого-педагогических принципов, воплощающих в программе Лицея развивающую парадигму:

а) личностно-ориентированные принципы:
- принцип адаптивности,
- принцип развития,
- принцип психологической комфортности;

б) культурно-ориентированные принципы:
- принцип образа мира,
- принцип целостности содержания образования,
- принцип систематичности,
- принцип смыслового отношения к миру,
- принцип ориентировочной функции знаний,
- принцип овладения культурой;

в) деятельностно-ориентированные принципы:
- принцип обучения деятельности,
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации,
- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика,
- принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие,
- креативный принцип,
- принцип системно-деятельностного подхода в формировании образовательной программы:
-— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося;
-— опору на базовые образовательные технологии деятельностного типа; преемственность всех уровней образования.

Кроме этого, программа опирается на непрерывно-интегральную парадигму образования (внутриуровневая интеграция, интеграция учебной, технолого-практической и научно-поисковой деятельности), принципы и подходы, являющиеся принципиальной характерной особенностью образовательной и научно-исследовательской деятельности Лицея.

Принципы непрерывно-интегральной парадигмы образования:

- раскрытие познавательной активности и самосовершенствование личности обучающегося в субъект-субъектной форме взаимоотношения с педагогом.

Детерминирующая, ведущая роль личности учителя, абсолютно необходимая в начале образовательного процесса, должна постепенно переходить в самодетерминацию учащегося, то есть личности учащей себя и самоопределяющейся, ставящей перед собой все новые познавательные и созидательные творческие задачи. Лучший результат педагога достигается тогда, когда образовательный процесс перерастает в непрерывное самообразование, а сам ученик становится самодетерминирующимся субъектом, сознательно формирующим и развивающим себя как личность.

Особое значение с точки зрения взаимодействия личности и общества имеет принцип перехода ученика из объекта воспитания в субъект, активно преобразующий и улучшающий природную и социальную среду, тем самым творящий самого себя. В этом проявляется свобода личности. Отсюда следует не умаление роли педагога-профессионала. Наоборот, его профессиональные функции поднимаются на качественно новый, более высокий уровень – учителя-консультанта, мудрого и авторитетного советчика. Таким образом, коллектив учащихся выступает как реальный педагогический потенциал Лицея;

- интенсификация образовательного процесса, то есть, получение лучших качественных результатов, освоение большего учебного материала при минимизации затрат времени, учебного и педагогического труда.

Реализация его возможна за счет укрупнения дидактических единиц, новых технологий обучения и компьютеризации. Как показывают экспериментальные исследования, при использовании передовых образовательных технологий обыкновенный «средний» школьник может качественно осваивать учебные программы быстрее, чем обычно;

- технолого-практическая, педагогическая и социальная практика учащихся.

На основании данных принципов строится разновозрастная система организации образовательного и исследовательского процесса в Лицее. Она, с одной стороны учитывает личностные психофизиологические и интеллектуальные особенности развития ребёнка, его интересы и возможности, индивидуальный темп усвоения материала и позволяет осваивать учебные предметы в ускоренном, опережающем темпе. С другой стороны, разновозрастной режим, принципы сотворчества и сотрудничества в разновозрастном учебном коллективе снимают психологические барьеры (например, страх у младших перед старшими, перед учителем, перед сложностью учебного материала и т.д.), формируют социально-значимые качества личности (ответственность старшего за младшего и наоборот, что выражается в эвристической педагогической позиции – «Младший учит старшего»), мотивируют лицеистов на согласованность, взаимодействие и взаимопомощь.

(По материалам официальной Образовательной программы Лицея)

51 0 ER 2.5888
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ЛИЦЕЕ ЩЕТИНИНА
(отдельно, коротко о главном)
- раскрытие познавательной активности и самосовершенствование личности обучающегося в субъект-субъектной форме взаимоотношений с педагогом.

Детерминирующая, ведущая роль личности учителя, абсолютно необходимая в начале образовательного процесса, должна постепенно переходить в само-детерминацию учащегося, то есть личности учащей себя и самоопределяющейся, ставящей перед собой все новые познавательные и созидательные творческие задачи.

Лучший результат педагога достигается тогда, когда образовательный процесс перерастает в непрерывное самообразование, а сам ученик становится самодетерминирующимся субъектом, сознательно формирующим и развивающим себя как личность.

В Лицее Щетинина реализуется принцип перехода ученика из объекта воспитания в субъект, активно преобразующий и улучшающий природную и социальную среду, тем самым творящий самого себя. В этом проявляется свобода личности.

Отсюда следует не умаление роли педагога-профессионала, а наоборот, его профессиональные функции поднимаются на качественно новый, более высокий уровень – учителя-консультанта, мудрого и авторитетного советчика. А коллектив учащихся выступает как реальный педагогический потенциал Лицея.

(цитата из образовательной программы Лицея)

27 11 ER 2.3350
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА “СЛОВО”
- это инновационный образовательный проект.

Мы развиваем и воплощаем новую модель образования третьего тысячелетия.

Мы - педагоги, родители и ученики. Многонациональное братство. Любовь к Родине объединяет нас и даёт силу.

НАША МИССИЯ:
Укрепляя силу духа и достоинства, пробуждать любовь к Родине, учению и созиданию в каждом ребёнке.

Наша миссия - это сверхзадача, которая вдохновляет нас делать всё возможное, чтобы развивать созидательный творческий потенциал каждого ребёнка. Мы делаем это через создание образовательной среды сотрудничества, через школу многонационального братства, через системные погружения в науки, через создание трансдисциплинарных погружений, эстетическое и физическое воспитание.

НАША НАУЧНАЯ БАЗА:
- разработки академика Щетинина, академика Амонашвили, Льва Выготского, Александра Тубельского, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского и других педагогов-новаторов.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?

- Ведём системные погружения в науки для школьников. Метод “погружение в предмет” позволяет осваивать программу средней и старшей школы за 1 год.

- Организуем образовательные лагеря для подростков и детей с родителями.

- Проводим выездные погружения в образовательных пространствах России и зарубежья.

- Обучаем педагогов школ и родителей, обучающих своих детей на семейном образовании.

НАШИ ПЛАНЫ:

Создать сеть школ-пансионов по всей России.
Открыть онлайн-школу.

Наши страницы в соцсетях: nethouse.id/center.slovo

35 17 ER 2.1139
Краски летнего лагеря
«код новатора 2022» первая смена

2 0 ER 1.0736
Дорогие друзья!

Первая смена лагеря «код новатора 2022» завершилась ещё в конце июля, а отзывы от родителей мы получаем до сих пор👍

Всего за 16 ДНЕЙ лагеря ребята освоили:
🔹Большой объём знаний в предметах - математике, обществознании, химии, информатике
🔹Научились передавать полученные знания другим
🔹Подтянули уровень физической подготовки и освоили мастерство фланкировки, рукопашного боя и народной хореографии
🔹Обрели новых друзей
и сплоченный коллектив
🔹Раскрыли в себе новые таланты
🔹Попробовали себя в новых интересных направлениях, таких как: программирование, рисование, журналистика, работа с ПК, английский язык, допризывная подготовка
🔹Прокачали важные мягкие навыки - лидерство, коммуникабельность, многозадачность, ответственность
🔹Получили новый опыт и яркие эмоции от процесса

Финалом проделанной работы стал взаимообмен между коллективами, по предметам, и большой концерт в котором все показали чему научились за эту смену и не только😉

Мы благодарны всем участникам этого большого дела! Родителям, детям,
и конечно команде преподавателей🙏

С уважением,
СЛОВО

13 5 ER 1.1460