Санкт-Петербург. История Свечного переулка
В 2022 году Свечному переулку, который находится во Владимирском округе Центрального района Санкт-Петербурга исполняется 283 года.
Протяжённость переулка всего 600 метров, от Большой Московской улицы до Лиговского проспекта, но у этих шестисот метров богатая и интересная история.
К сожалению, формат канала не позволяет детально рассказать историю самой улицы и её зданий, но кратко донести вам что-то новое, а скорее совсем забытое старое, я постараюсь.))
Не лишним будет напомнить, что в двадцатые-тридцатые годы XVIII века территория расположенная между Владимирским и Лиговским проспектами была отведена для расселения служащих придворного ведомства и мастеровых. Отсюда название Кузнечный переулок, Ямская улица, Стремянная, Поварской переулок, Столовая (Басманная, а сегодня Колокольная) улица, Свечная (Свешная) улица. Кстати сказать, никогда не задумывались что обозначает Басманная? На ней жили переселённые(!) из Москвы басманщики.
________________________________________________
Справка. Басма́ — один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басманных досок. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда. Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором. Басманное дело — тонкое, легковесное, листовое серебро, на котором теснили разные узоры. На иконах басменными делались только оклады, то есть каймы образа. По легкости и дешевизне басманное дело было очень распространено.
________________________________________________
В августе 1739 года, с лёгкой руки императрицы Анны Иоановны, Свечная, как и Кузнечный переулок и Стремянная улица, появилась на карте города. Очевидно, что заселяли её мастеровые по изготовлению свечей. Пользуясь такой оказией, немного отвлекусь от самой улицы и поведаю вам историю свечи. Это интересно.))
Сначала люди использовали для освещения жилища лучины из смолистой древесины или пучки веток, пропитанных смолой, салом или маслом, а примерно в VI — VII веках до н. э. появились лампы, наполненные касторовым или оливковым маслом, в котором плавал фитиль из льна, пакли или камыша.
В XII веке на Руси вошли во всеобщее употребление сальные свечи. Называли их «макаными»,поскольку изготовляли, многократно обмакивая фитиль в растопленное сало. Такие свечи при горении приходилось поминутно поправлять с помощью специальных щипцов: сало быстро оплывало вниз при не сгоревшем еще фитиле. Сальные свечи сильно коптили, распространяя неприятный запах, но все же оставались в людском обиходе и в XIX веке.
Родившийся в 1853 году известный купец и коллекционер П. И. Щукин, создатель известного Щукинского музея в Москве, вспоминал:
«В детской мы не знали другого освещения, кроме сальных свечей, для снятия копоти с коих употреблялись съемцы. Даже тогда, когда я подрос и меня стали брать на Нижегородскую ярмарку, употребление сальных сечей было еще довольно распространено».
Дело в том, что такие свечи были и дешевле других, и надежнее.
Совершенствование свечного дела продвигалось крайне медленно. Лишь к концу XVI столетия фитиль из пакли был заменен нитяным. В XVII веке научились отливать те же самые сальные свечи в жестяных, оловянных либо стеклянных формах, чего нельзя было с восковыми свечками: воск прилипал к формам.
Восковые свечи изготавливали методом «обливания». Делалось это так: над котлом с растопленным воском подвешивали обруч с фитилями и, вращая его, большой ложкой обливали воском фитили до тех пор, пока свечи не достигали нужной толщины. Затем их выравнивали, раскатывая на гладкой каменной плите. Другим способом было «сучение»: фитиль натягивали горизонтально между двумя крючками и равномерно облепливали его размягченным в теплой воде воском. Иногда в воск подмешивали разноцветные краски, наносили на свечи рисунки, позолоту или украшали золотой бумагой.
В начале XVIII века в обиходе появились свечи из спермацета — очищенного китового жира. И только в начале XIX века, буквально позавчера, в обиход плотно вошли свечи из пчелиного воска, которые не коптили, издавали приятный аромат, были дороги.
Бездымные свечи из стеарина впервые предложил в 1825 году французский химик Эжен Шеврель.
Но, вернёмся к переулку. Кто жил там и где упоминался.))
Коротенький Свечной между Марата (раньше улица именовалась Грязной и Николаевской) и Лиговским проспектом (тогда каналом, на набережной которого в прошлые века размещались жилища извозчиков, кабаки, публичные дома) упоминается в известном романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы».
В разное время в переулке жили много известных людей. Жительницей дома №1 была великая балерина Анна Павлова. Она поселилась здесь в начале 1900-х годов (жила до осени 1905 года). В домах переулка жили:
Действительный статский советник и кавалер Адольф-Фридрих Бинберг; в 1856–1857 годах техник Городской управы Эммануил Густавович Юргенс. В 1867 году жил купец 1-й гильдии Александр Фёдорович Миллер, приспособивший несколько помещений под производственные и складские помещения табачной и папиросной фабрики.
Дом под № 9 принадлежал протоиерею Петру Ивановичу Турчанинову (1779-1856), одному из самых видных русских духовных композиторов, 10-ым домом владел купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Василий Егорович Сытов (1822-1898), содержавший в собственном доме фабрику по производству парчово-позументных и шёлковых изделий.
С осени 1827 года (и в 1828-м), в первом доходном доме на участке нынешнего здания, также носившем номер 5, принадлежавшем некоему Касторскому, жили вернувшиеся из Ревеля (старое название Таллина) в Петербург родители А. С. Пушкина – Сергей Львович и Надежда Осиповна (поэт приехал после ссылки в Михайловском в Петербург в мае того же года).
Александр Сергеевич тогда был холостяком, и навещал родителей редко. Сергея Львовича раздражало всё, что нарушало его покой и беззаботность. Надежда Осиповна больше любила младшего сына Лёвушку, была равнодушна и деспотична к Ольге и Александру. Это, конечно, наложило свой отпечаток на отношение Пушкина к родителям.
Всё семейство Пушкиных, вспоминая повествования разных экскурсоводов, было эксцентрическим, во всех их квартирах царил беспорядок. В одних комнатах была богатая старинная мебель, в других – пустые стены. Вообще, родители Пушкина любили менять квартиры и переставлять мебель.))
Впоследствии Надежда Осиповна сумела оценить своего старшего сына и стала им гордиться. Она приглашала его в гости и угощала любимым блюдом – печёным картофелем.
На пересечении Свечного переулка дом 8 и Ямской улицы, 9 (Сегодня улица Достоевского), стоит угловой дом, который знаменит двумя событиями. Первое, в этом доме вместе с братом Филаретом, почти 6 лет проживал Модест Петрович Мусоргский. И в этом же доме были известные на всю страну бани – ямские. Считается, что именно в них Мусоргский начал работать над одним из самых значимых произведений в отечественной музыке – «Ночью на Лысой Горе».
На Ямской, 9 Мусорского часто навещал композитор М. А. Балакирев, глава «Могучей кучки». Здесь звучали страстные споры о музыке и литературе. Уже тогда Мусоргский превосходил всех своих друзей и знакомых широтой интересов, изумляя их осведомлённостью в различных областях знаний, эрудицией.
В 1860-е годы здесь проживал, будучи студентом, и Александр Николаевич Пыпин – двоюродный брат Н. Г. Чернышевского, впоследствии – литературовед, этнограф, академик и вице-президент Петербургской Академии наук.
Часто здесь бывал и Ф. М. Достоевский, сначала приезжавший с Малой Мещанской, а потом и живший по соседству, на Ямской, 2/5, с 1878 года до конца своих дней. Гостем бань был и В. И. Ленин, живший на Ямской, 4 в 1893-1894 годах.
Ямские бани часто упоминаются в рассказах популярного в XIX веке сатирика Николая Лейкина.
Но… . Пожалуй на этом месте своего повествования я поставлю точку, т.к. нарушаю собственное правило, рассказ не должен превышать трёх листов печатного текста, а я уже на середине 4-го.))
Продолжение последует..
Спасибо, что нашли в себе силы дочитать очерк до конца!)
Автор: Владимир Кононов.
Количество постов 823
Частота постов 20 часов 12 минут
ER
41.57
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Эти улицы идут параллельно друг другу. 1-я Советская, 2-я Советская, 3-я... Всего 10 улиц, которым в 1923 году было дано название, причём одно на всех - Советские. А до этого они именовались Рождественскими и сегодняшняя улица Моисеенко так и называлась - Переулок к Рождественской Слободе - части исторического района Пески, известного ныне и как муниципальное образование Смольнинское.
Об истории Рождественской Слободы Центрального района смотрите небольшой видеофильм из документального проекта «Малые родины большого Петербурга» телеканала «Санкт-Петербург».
Об истории Рождественской Слободы Центрального района смотрите небольшой видеофильм из документального проекта «Малые родины большого Петербурга» телеканала «Санкт-Петербург».
«Не хочу, чтобы другие падали». В центре Петербурга мужчина на костылях посыпал тротуар песком
В центре Петербурга корреспонденту «Фонтанки» встретился горожанин, который самостоятельно посыпал обледеневший тротуар песком. Мужчина с травмированной ногой передвигался на костылях, рискуя упасть, но это не остановило его от похода к опасному участку.
Мужчина делал дорогу более удобной для передвижения утром 18 января на углу улиц Моховой и Пестеля. По его словам, он живет рядом и не хочет, чтобы другие падали.
В центре Петербурга корреспонденту «Фонтанки» встретился горожанин, который самостоятельно посыпал обледеневший тротуар песком. Мужчина с травмированной ногой передвигался на костылях, рискуя упасть, но это не остановило его от похода к опасному участку.
Мужчина делал дорогу более удобной для передвижения утром 18 января на углу улиц Моховой и Пестеля. По его словам, он живет рядом и не хочет, чтобы другие падали.
27 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Блокада Ленинграда длилась 872 дня. И это не просто цифра - каждый день стал тяжелым испытанием в жизни блокадников.
По разным подсчетам, в городе погибло от 692 тысяч до 1,5 миллионов человек – и 97% из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек. Буханка хлеба постепенно превратилась в 125-ти граммовый кусочек – именно такой была минимальная норма выдачи хлеба для жителей блокадного Ленинграда. 150 тысяч снарядов. Именно столько фашистские войска выпустили разрушительных орудий на Ленинград. На фотографии последствия одного из фашистских ударов на углу Суворовского проспекта и улицы Красной Конницы (ныне Кавалергардская) в 1941-1943 годах.
В этот памятный день мы вспоминаем тех, кто ценой собственной жизни приблизил Победу и обращаемся ко всем защитникам города, блокадникам со словами благодарности за стойкость, мужество и героизм. Низко кланяемся всем, кто пережил эти страшные дни и ночи, кто с оружием в руках защищал Ленинград, кто трудился в осажденном городе и ценой страшных испытаний, сохранил наш город для потомков!
Вечная слава и память защитникам и жителям блокадного Ленинграда!
Блокада Ленинграда длилась 872 дня. И это не просто цифра - каждый день стал тяжелым испытанием в жизни блокадников.
По разным подсчетам, в городе погибло от 692 тысяч до 1,5 миллионов человек – и 97% из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек. Буханка хлеба постепенно превратилась в 125-ти граммовый кусочек – именно такой была минимальная норма выдачи хлеба для жителей блокадного Ленинграда. 150 тысяч снарядов. Именно столько фашистские войска выпустили разрушительных орудий на Ленинград. На фотографии последствия одного из фашистских ударов на углу Суворовского проспекта и улицы Красной Конницы (ныне Кавалергардская) в 1941-1943 годах.
В этот памятный день мы вспоминаем тех, кто ценой собственной жизни приблизил Победу и обращаемся ко всем защитникам города, блокадникам со словами благодарности за стойкость, мужество и героизм. Низко кланяемся всем, кто пережил эти страшные дни и ночи, кто с оружием в руках защищал Ленинград, кто трудился в осажденном городе и ценой страшных испытаний, сохранил наш город для потомков!
Вечная слава и память защитникам и жителям блокадного Ленинграда!
Уважаемые жители Центрального района!
Поздравляем православных верующих со светлым праздником Воскресения Христова — Святой Пасхой! Праздник символизирует радость жизни и обновления, укрепляет нашу веру в добро и справедливость. Желаем мира и благополучия в каждый дом! Христос Воскресе!
Поздравляем православных верующих со светлым праздником Воскресения Христова — Святой Пасхой! Праздник символизирует радость жизни и обновления, укрепляет нашу веру в добро и справедливость. Желаем мира и благополучия в каждый дом! Христос Воскресе!