Статистика ВК сообщества "Школа грамотности Романовых Курсы русского языка"

0+
Открыта запись на майские курсы в СПб (4-20 мая 2024 г.). Запись по тел. +7-(812)-924-48-52

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

– Как это, 10 дней подряд ребёнок должен к вам ездить, и без выходных? А с репетитором он занимается раз в неделю, когда удобно нам!
Да, раз или два в неделю – это пассивная репетиторская матрица. Не все родители понимают: обучение по методу "Без правил" и репетиторство не имеют ничего общего. Мы здесь обнуляем неработающий старый стереотип – "запомнить, применить правило" – и вырабатываем грамотное письмо без правил. Этот процесс обязан быть как можно более стремительным. Мягко стартуя в первый день, он делает резкий скачок на второй день, когда ученики узнают Главный закон письма. При его запуске программа сразу начинает работать как маховик, накапливая поступательную энергию от занятия к занятию и отдавая её, когда ученики отрабатывают навык у себя дома самостоятельно. Так что заниматься раз или два в неделю не выйдет: процесс будет терять энергию и заглохнет. И придётся тратить в разы больше сил на то, чтобы всякий раз его запускать по новой.
Эта накопительная энергия как раз и обладает тем самым импульсом, который включает доселе неработающие механизмы у дисграфика: быстрая реакция, слухоречевое оперативное внимание и рукодвигательный контроль. Без этого стараться бессмысленно: все равно что учить ездить на велосипеде без велосипеда.
А репетиторство – это, как известно, повторение школьной программы. Оно не вырабатывает энергию, способную повлиять на восприятие речи и изменить качество письма. Ученик находится в пассивном режиме, так что график занятий здесь не так важен. Вообще беспокойство, в основном, всегда идет от родителей: самим детям нравится интенсив, они быстро втягиваются в процесс, ритм занятий их увлекает, хотя все они отмечают, что со школой его не сравнить. «Я не верил, что смогу заниматься полтора часа без перерыва русским языком десять дней подряд, ведь в школе я еле высиживал один урок», – пишет семиклассник Яромир. Это логично: русский язык полтора часа подряд может осилить только филолог в университете, и то с трудом. Но наши учащиеся занимаются вовсе не русским языком. Мы не изучаем его строение, у нас нет ни одного правила, не нужно писать скучные диктанты. Как в компьютерной игре, ученики должны пройти три уровня преодоления системных ошибок. Каждый уровень помогает повысить школьную оценку на один балл – с кола на двойку, с двойки на тройку, с тройки на четверку. Это минимум для самых слабых. Остальные за 10 занятий решают сверхзадачу: идеальная грамотность, включая самую виртуозную пунктуацию – и тоже без единого правила. Приходите заниматься вместе с учеником, чтобы убедиться, что существует другая грамматическая реальность, чем та, что представлена в учебниках.

12 2 ER 2.1128
Школьная привычка проверять «по-тупому» типа «опоздал – опаздывать» (и поэтому, видимо, надо писать «опАздал») не развивает грамотность, а тормозит развитие речи. Каждый вынес из школы убеждение, что «безударные гласные надо проверять ударением», а раз проверки нет, то это «словарные слова», поэтому их надо «запомнить». Такой подход бесполезен. Он лишает слова смысла, а ученика – языкового чутья. А грамотность – это именно чутьё языка, а не зубрежка правил и слов.
Некоторые люди не в состоянии продуктивно читать: не могут осилить книг и не понимают, о чем текст. Эта проблема есть не только у учащихся, но и у взрослых. Одна из причин – лексическая и словообразовательная глухота. А вот и её истоки. В тетради ученика его учительница рядом со словом «колея» указывает: «это словарное слово, надо запомнить!» – и тем самым у слова отбирается его содержание и сердцевина. Запоминать не надо. Вернём слову смысл, и будет ответ. Что такое колея? Это след от колеса. «КОлесо» писать умеют все. Вот и ответ: кОлея связана со словом кОлесо. (А кОлесо – со словом кОльцо, кОлодец, окОлесица окОло. Их связывает древнее слово «коло» – круг).
Слова, как старые деревья, переплелись корнями и проросли друг в друга. «Преподавать» и «удалой» – родственники? Сделаем проверку «скажи иначе». Преподавать – это значит дать урок. Удалой – это тот, кому всё легко дается. У этих слов есть общий корневой смысл «дать».
Ищите общее значение слов, вглядывайтесь в их глубину. Почему пишется «укОкошить» и «кОкошник»? Эти столь разные слова в родстве? Объясним себе их смысл. «Укокошить (кокнуть)» связано со звуком разбитой скорлупы, а кокошник по форме напоминает гребень. Оба они от древнего слова «кОка» – курица. И связывает их именно куриное ко-ко-ко. Вот оно и является общей сердцевиной данных слов. Пишет грамотно тот, кто все это чувствует и видит, а не тот, кто выучил «словарные слова» по словарю и тут же забыл.
Ученик пишет «впечЕтление», потому что для него это звук пустой. Он не видит в слове его сердцевины: впечАтление – то, что оставило оттиск в памяти, печАть.
– Как я объясню ребёнку, почему пишется «хозяин», а не «хазяин»? Он это должен выучить по орфографическому словарю? – интересуется мать пятиклассника.
– Орфографический словарь вам не помощник, подружитесь с этимологическим словарем. Это намного интересней и полезней: оттуда вы узнаете, что проверка есть, и очень простая – древнее русское слово «хОзя». Оно означает «господин».
Мать ученика в недоумении:
– А почему надо писать вЕнтилятор? Ведь его можно проверить – винт!
– Нет, «вентилятор» – это от слова «вертится», – возражает ее подруга.
На помощь приходит этимологический словарь: винт тут ни при чем. Вентилятор от латинского слова «вЕнтус» – ветер.
Мы приучаем учащихся писать осмысленно. Тупо заучивать что-либо у нас запрещено. Никаких орфограмм! Вместо них алгоритмы поведения при письме. Развивать грамотность – это не учить правила и переписывать упражнения, а другое: 1) отработать алгоритм действий; 2) научить видеть и понимать внутренние связи между словами. Заниматься намного результативнее вдвоем. Когда взрослый не просто присутствует, а учится одновременно с сыном или дочерью развивать речь и открывать для себя язык.

40 7 ER 2.7012
"Беда у кота: обнулились счета". Вот предложение с двоеточием. Ставить здесь тире нельзя, это ошибка. Проверка: на паузе вместо двоеточия можно вставить слово "а именно".
Можно прочесть иначе и сделать паузу в другом месте:
"Беда: у кота обнулились счета". От этого ничего не изменится.
Теперь прочтите вслух обе фразы. В обеих на месте скобок () имеется пауза и хочется поставить двоеточие.
1. На концерт пришел народ () конь, козёл, корова, крот.
2. На поляне встали в круг () зайцы, белки, бурундук.
Интонационно обе фразы одинаковы: и после слова" народ", и после слова "в круг" есть паузы. Но в 1-й фразе двоеточие есть, а во 2-й нет. Где легче ошибиться? Во 2-й: все ошибки всегда идут в пользу лишних знаков! Не надо большого ума поставить двоеточие здесь (ошибок в таких моделях практически не бывает):
1. Много чего стоит на полу: шкаф, этажерка и Федя в углу.
Это не проблема. Главное, не поставить его вот здесь:
2. На причале повстречали бегемота () носорог, жираф, шакал и два енота.
Здесь пауза ложная, и на ее месте ничего ставить нельзя.
Правило про "однородные члены" и "обобщающее слово" вспоминать не обязательно. Во-первых, далеко не все его помнят. Большинство слышали звон, да не знают, где он. А малограмотные учащиеся вообще не в силах применять никакие правила в момент письма. Они не уверены в себе, теряют время и перестают понимать смысл фразы.
Как быстро различить, где надо ставить двоеточие, а где нет? Не разбирайтесь, где, что и как. Раздумья при письме только ведут к ошибкам. Надо не думать, а быстро действовать. Проверка уже есть. Она та же самая, как и в предложении про крота в самом начале: подставь слово "а именно". Где это возможно, там и будет двоеточие.
Проверим.
1. На концерт пришел народ, а именно: конь, козёл, корова, крот.
2. Много чего стоит на полу, а именно: шкаф, этажерка и Федя в углу.
3. Беда, а именно: у кота обнулились счета.
Гарантом двоеточия всегда выступает слово "а именно". В остальные предложения его нельзя подставить – там и не будет двоеточия. "На поляне встали в круг, а именно, зайцы, белки, бурундук" сказать нельзя. Как и нельзя сказать "на причале повстречали бегемота, а именно, носорог, жираф, шакал и два енота".
Сравним два простых примера, проверив самостоятельно:
1. Проблему поняли без слов () Козлов, Баранов и Ослов.
2. Здесь все достойны похвалы () козлы, бараны и ослы.
Как видите, быстрая проверка работает и без всяких правил. Не ставьте лишнее двоеточие, если нет проверки!

30 4 ER 2.4965
Первое занятие. Все подростки из разных школ, очень скованны. Дисграфик 12 лет первый раз в жизни ведёт настоящий конспект. По-взрослому: подробно, со схемами алгоритмов, с текстами и задачами. Старательно трудится полтора часа. Исписано шесть страниц формата А4. После занятия довольный и гордый, он показывает толстую тетрадь матери. Вижу, как он смущённо сдерживается, предвкушая от нее ответную радость.
Мать с настороженным выражением лица перелистывает страницу за страницей. Трудно поверить, что сын, которого не заставить было написать упражнение в несколько строк, смог самостоятельно столько всего сделать.
И вдруг она тычет пальцем в какое-то слово:
– Это что такое? Что это такое, я тебя спрашиваю?
Радость медленно сходит с лица подростка. Он еще не понял, что случилось, но уже ясно, что он в чем-то провинился: мать недовольна и злится, и, значит, опять у него, как всегда, ничего не получилось.
– Смотрите, он слово «письмо» через «е» написал! Вот, видите, что пишет – «поведение при пЕсьме»!
Пристыженный, с горящими ушами, парень понуро плетется прочь. В прихожей обувается, пряча слёзы.
Эта тяжелая ситуация просто показана крупным планом. Но, поверьте, это рядовой случай. Именно так представляют себе некоторые родители свою «вовлечённость» в учебный процесс. Ткнула пальцем в ошибку – вот и поучаствовала. Конечно, не только это. Во-первых, мать сумела сориентироваться: спасибо, что привела не к репетитору, а нашла оптимальные для дисграфика занятия. Оплатила курс. Готова ждать, пока сын занят, возить его 10 дней туда и обратно. Это уже немало. Главное сделано. Теперь со стороны взрослого осталось совсем немного: хвалить и улыбаться. Улыбаться не привыкли – ничего: достаточно просто спокойного и одобрительного отношения. Одобрять есть за что. Ваши ребята (а это школьные двоечники) сами себе удивляются со всей подростковой непосредственностью. «Я за всю свою жизнь не узнал столько, сколько на одном занятии у вас». «Никогда я не думал, что смогу когда-нибудь написать такой большой и трудный текст». «Я учусь без правил, и это шок для меня в самом лучшем смысле», – пишут двенадцатилетние «забитые» неуспевающие подростки. Ваша забота – не обрезать крылья, которые вот-вот прорезались (сами знаете, какое чувство вызывали у него упоминания про русский язык). Не облить ушатом холодной воды, критикуя и обесценивая – другого вашего участия не требуется. Следить за учебным процессом и ошибками – забота куратора. В первый день занятий критерием будущего результата является одно: способен ученик вести конспект или нет. Первый день выдержал – значит, может учиться. Первый тест на результат скоро: на 3 день. Текст, который будет написан, он принесет домой. И вы тоже сможете его написать, а он проверит. А еще лучше – приходите в группу учиться вместе, чтобы всё видеть своими глазами. Идеальная модель – взрослый не в позиции контролирования, а в равноправной позиции совместного обучения. Надежда В., мать семиклассника, поделилась, что учёба с сыном в одной группе в течение 10 дней для их взаимоотношений значила больше, чем посещение семейного психолога целый год.

11 1 ER 1.6888
Не все готовы принять простые решения. «Народная мудрость» призывает не искать лёгких путей: «легко нажито — легко прожито», «легко псу, да несытно», «без труда не вынешь рыбку из пруда», «что трудно дается, то сердцу мило».
Позиция «легко» – это ситуация, где трудности нет. Написать «иду в магазин», «пришла с другом» и «сел на стул» легко. Тут рука пишет сама. Трудно правильно написать сидит «(в)(пол)(оборота)», «говорил (в)(пол)(голоса)», «вернусь (на)утро» и «подошли (по)одиночке». Есть простое решение: где трудно – там слитно. Сидит вполоборота, говорил вполголоса, вернусь наутро, подошли поодиночке.
А вот быстрая проверка. Где пробел и «легко» – там «много можно»: иду в магазины, сел на стулья, пришел с друзьями, упал в лужи, бежал от собак. Где трудно и, соответственно, слитно – там «много нельзя»: не скажешь «сидит вполоборотов», «говорил вполголосов», «вернусь наутры», «подошли поодиночкам». Понятно, что проверять надо только трудную позицию, а не там, где и так легко.
Получил лайфхак – пользуйся. Но нет: всегда найдется кто-то, кому психологически трудно принять позицию «легко». Им хочется искать проблем:
– Как это – «легко»? А если мой ребёнок не поймет? А вдруг он «с собакой» или «в школу» вместе напишет?
1) Всегда имейте в виду только себя лично. Не надо на своем месте воображать неких абстрактных граждан, родственников, «ребёнка». Обращаться следует исключительно к себе в данный момент.
2) Исключите слова «а если» и «а вдруг» из рассуждений о письме. Письмо – это всегда только «здесь» и только «сейчас». Когда наступит другая ситуация, тогда и будете ее решать. Сейчас-то её нет. Она существует только в вашем воображении.
Повышенная тревожность при письме и стремление видеть трудность везде напоминает анекдот про сороконожку, разучившуюся ходить из-за раздумий, какую ногу куда ставить. Не волнуйтесь, писать вы уже умеете. Ваша задача – не допускать ошибок при письме, а они всегда делаются в сторону разрыва слов. Поэтому ещё раз повторю: где трудно – там слитно.

25 0 ER 1.8656
В жалобе на бракованные кеды увидела редчайшую ошибку – "шёв". В нашей коллекции она заняла почетное место: попалась впервые. Ошибки "шёрты" или "шёколад" не попадались ни разу. Зато "шёрох" не редкость: его путают с "шёпот". Много чего с чем путают. Слишком много частей речи. А также частей слова. Части речи умножаются на части слова – получается ворох правил с кучей исключений. Вдобавок все это рассовано по разным учебникам, по разным классам.
Части речи не нужны, исключения вредны! Делим все слова на действия и чистые. В действиях всегда Ё. Во всех. Неважно, где. Не проверять! Не только "бережёт, стрижёт, ржёт, зажёгся", но и "пережёвывая, поражён, взбешённый, изображён, вооружённый, гружёный, сушёный, заражённый, решён, тушёнка, ночёвка, напряжёнка, дирижёр, стажёр" и т. д. Последние пять слов тоже действия: мясо тушат, мы ночевали, все напряглись, дирижёр управляет, руководит и машет, стажёр учится работать.
С "чистыми" (где действия нет) все просто: "шОРОх" – слово с регулярным блоком ОРО – такое же, как "кОРОва, пОРОг, дОРОга, папОРОтник, огОРОд, обОРОна" и еще тысячи подобных. А "шёпот" – проверка "шептать", как "шёлк – шелка, жёлудь – желудей". Если нет проверки – тогда о (шов, крыжовник, трущоба). Это не проблема. Тут ошибок мало. Они собираются в другом месте.
Вот где проблема: чуть ли не каждый второй вместо О пишет Ё: "врач…м, плащ…м, старуш…нка, камыш...вый, душ...нка" и тд. Это системные ошибки! Почему? Причины две. Первая: ненужная проверка. Проверяют по примеру шёпот-шептать: врач...м – врачебный, луч...м – лучевой, старуш...нка – старушенция. Так проверять нельзя! Это же не в корне, как ш...пот и ж...лудь, а ЗА КОРНЕМ. И неважно, где именно, в окончании или в суффиксе. Главное, что ЗА КОРНЕМ. Здесь сразу пишите только О: лучом, плащом, старушонка, душонка. Не проверять! И правилом из учебников не пользоваться. Потому что именно в нём вторая причина таких ошибок. При письме решает скорость, быстрое решение: за корнем – только О!
Итого: все действия – только Ё, в чистых ЗА КОРНЕМ – только О! Контролировать надо только это. А чистые в корне (жёлтый – желтеть, жёлудь – желудей) – это легко. Если ещё и знать, что шорох – оро, а шёпот – шептать. Других ошибок здесь не бывает, разве только один раз в 30 лет какой-то редкий грамотей напишет "шёв", да и то с досады, что новые кеды развалились.

37 2 ER 2.0357
Организатор и ведущий образовательного канала не может правильно прочесть вслух слово «синтаксис», ударяя на второй слог. Семиклассник ежедневно пишет слово «упрОжнение» через О. Его мать делает в анкете ошибку: «он не внимательный». При этом и школьник, и взрослые твердят, что при письме главное – это орфограммы.
Подчёркивание букв, номера орфограмм, разборы слов – это грамматическая канцелярия, которая ничего, кроме скуки, не вызывает. И все думают, что эта контора и есть русский язык, на котором они говорят. Вернее, пытаются изъясняться. «Надо запомнить», «надо выучить словарное слово»: это процветало в советской школе, процветает и по сей день. Учебник другой – суть одна. И метод все тот же.
Слова родного языка надо не зубрить, как иностранец, а понимать их значение и чувствовать внутренние связи. Чтобы стать грамотным, надо расширять кругозор и словарный запас, а не учить, как пишется слово.
Идти надо не от орфограмм, а от смысла. Тогда не понадобятся никакие скучные правила про безударные гласные и непроизносимые согласные.
На школьных уроках «сверстники» и «ровесники» – непроверяемые слова, которые «надо запомнить». Но то, что бессмысленно, запомнить нельзя.
А что мешает открыть этимологический словарь? Оказывается, «сверстник» проверяется словом «сверст». Оно означает «ровня, равный, одинаковый». То же значение и у «наверстать» – догнать, поравняться, и у современного слова «сверстать». Родственник им и слово «верста»: оно обозначало не только меру длины, но и возраста.
А «ровесники» – это те, кому поровну вёсен. Проверку «сверстник – верста, ровесник – весна» забыть нельзя, потому что в ней заключен не пустой звук, а смысл этих слов.
В слове «мошенник» два Н не потому, что это «словарное слово», а потому что оно от слова «мошна» – кошелёк, карман. Так называли нечистых на руку. Карман – карманник, а мошна – мошенник.
Иностранные слова тоже поддадутся. Мотель, мотор, мотоцикл. Все слова родственные. Мотель – отель для тех, кто путешествует на машине, «моторе». Это производное двух слов – «мото» и «отель».
Скелет пишется с Е, а не с И, потому что он не от слова skill, а от слова skeleton.
В мире существует много сказок о чудесном изменении сознания героя. Одна из них – «Златовласка», обработанная собирателем чешского фольклора Карелом Яромиром Эрбеном. В ней простой парень научился понимать язык зверей и птиц. И окружающий мир резко открылся ему ошеломительной новизной. То, что ещё вчера издавало бессмысленные нечленораздельные звуки, обрело внятный смысл и конкретное содержание. Простак начал черпать ценнейшую инсайдерскую информацию в гоготанье гусей, блеянии овец и хрюканье хозяйских свиней. Вмиг получив тайные знания, он раскусил скрытые намерения людей в отношении себя, а сам стал намного умнее и успешнее. Эти ценные знания дались тем способом, которым могут овладеть все: через осмысление доселе непонятной речи. Это даже будет намного реальнее, чем для того парня: ведь вместо речи гусей и свиней надо научиться понимать человеческую речь. Притом даже не иностранную, а свою собственную.

14 1 ER 1.5049
Все родители неуспевающих школьников жалуются на невнимательность чада. "У него нет дисграфии, он просто невнимательный!" – абсурдное суждение. Так называемая "невнимательность" не признак дисграфии. Это её суть.
Неусидчивый, не может сосредоточиться, всё время отвлекается. Не в силах читать – ему трудно и неинтересно. Пишет и не вникает, о чем речь. Простое слово пишет с ошибками, но знает, как писать. Всё это видят наблюдательные родители.
Дисграфик не успевает не писать, а понимать. При письме от него тут же ускользает смысл. Он перестаёт узнавать знакомые слова. Не соотносит слово со смыслом. Родителей ждёт еще одно неприятное открытие: оказывается, он не только плохо пишет, но и не способен выразить мысль. То, что дети выражают в повседневном домашнем общении с вами, – это не мысли, а эмоции, потребности и желания. Родители шокированы, что на консультации подросток не в состоянии ответить на простые вопросы. Диалог затруднён, а то и вообще невозможен: ученик не может обработать входящую информацию, не понимает суть реплики. Контакт с близкими происходит по принципу "понимаем друг друга без слов", а вот речевой контакт с новыми людьми вводит его в ступор. Радоваться тут нечему, но и пугаться не надо.
Мозг не дыня, не все его отделы созревают равномерно и сразу. Без усилий и нагрузки – необходимой пищи для развития – способности не появятся. Письмом управляют речевые системы (отделы) мозга. У школьника они могут долгое время оставаться незрелыми, потому что они никак не задействованы. Многие учащиеся активны лишь физически, но не умственно. Их способности и скрытые возможности находятся в спячке, не получая должной нагрузки, достаточной тренировки. Такой ученик списывает текст механически, попадая во все ловушки и фактически не понимая, что он пишет. При дисграфии ни в коем случае никого нельзя заставлять тупо переписывать тексты (или диктовать их дисграфику). Это блокирует понимание смысла, осмысленное восприятие звуков речи, их соотношения со словом. Итогом таких "занятий" может стать фонематическая глухота и полная семантическая невосприимчивость текста, сопоставимая с некоторыми формами афазии – серьёзного нарушения речевого восприятия. Мы видим таких учащихся у себя на консультациях достаточно.
Чтобы незрелые участки мозга заработали как надо, развивать следует не "руку" и не "зрительную память" (тексты переписывать бесполезно), а внимание, усидчивость, восприимчивость и мышление. Слабый нейростатус подростка быстро укрепляется тренингами, которые специально разработаны для этого. Уже 30 лет они применяются у нас на занятиях. Ученик должен быть всё время в тонусе и максимально активен все полтора часа. Навык приобретается и за счёт тренировки незрелых участков мозга, и за счёт активного включения тех его зон, которые хорошо развиты. Мы знаем, как запустить, включить механизмы развития. Никто не устаёт, активности очень разнообразны и всё время меняются. В занятиях для младших школьников участвуют и родители. Они перекладывают звуки речи на язык тела вместе с детьми, вместе развивают мышечную память, которая коррелирует со звуковым и слоговым строением речи. Уже на 3-4 день ученик обретает фонематический слух и осмысленно воспринимает слово. Далее он осваивает грамматическое мышление, учится быстро реагировать и принимать решение. Количество ошибок резко падает, но главное не это. У него появляется новое мышление. К середине курса каждый владеет особой "тайнописью", которая точно воспроизводит и препарирует каждый звук, слог и фразу любого текста – и родители проходят все этапы этого особого знания вместе с детьми. Обучает этому не репетитор, а наш ведущий специалист по фонологии. Он больше 30 лет вместе с нами борется с дисграфиями, с проблемами внимания. И многие родители этот курс проходят дважды: когда сами были школьниками, и сейчас, вместе со своими детьми.

28 16 ER 1.9792
Родители будущего первоклассника полны завышенных ожиданий. Ведь радостный дошкольный период просто обязан плавно перейти в триумф успешного обучения. Районная школа? Ни за что! Только элитная. А ещё лучше – что-то особенное, частное, для гениев. Подобные запросы формируются под влиянием сарафанного мнения в родительских чатах и на форумах, где мамы малолеток соревнуются в амбициях и в количестве ошибок. А тут ещё наперебой спешат угодить группы «раннего развития». Их везде в избытке на душу дошкольного населения. Комический креатив названий льстит родительским сердцам, обещая раскрыть в чаде недюжинные таланты: «Вундеркиндик», «Академия знаек», «Смышлёныши», «Аристократия ума», «Академия Успешности», «Лингвозаврик», «Ньютоша», «Пифагорка». И какие уж там после этого могут быть ГБОУ, ГСОУ, СОШ и прочие ИОГВ!
Но мечты мечтами, а ближе ко дню икс, то есть к 1 сентября, перед большинством семей серой глыбой встает именно ГБОУ – районная школа.
Досада ко многим приходит уже в первые школьные недели: других хвалят, про нашего молчат. Дальше – больше: вместо пятёрок и похвальных листов ледяным градом сыпятся двойки и замечания. К разочарованию прибавляются обида и растерянность. Как же так, ведь наш не хуже многих: активный, находчивый, а учёба не задалась. Всё понятно: с учителем не повезло. К пятому классу учитель меняется, а проблемы остаются. И вот родители, огорчённые отсутствием у чада интереса к учебе, начинают активный поиск виновника: «плохой учебник», «плохая школа», «плохой всеобуч», «плохой ЕГЭ», который ещё далеко за горами, но уже заранее виноват. А у соседки ребёнок в какой-то школе с гармоничным воспитанием. Говорят, там к каждому повышенное внимание, на уроках можно бегать, прыгать и даже лежать, а оценок не ставят. Перед семьёй встает вопрос о поиске альтернативной школы.
В этом вопросе не стоит ориентироваться на громкие заявления о «развитии гармоничной осознанной личности» или слоганы типа «ребёнок – центр Вселенной». Важно правильно определить проблему и поставить чёткую задачу. Самая обычная и частая причина нежелания учиться и трудностей с учёбой – слабая волевая сфера, вызванная незрелым нейропсихологическим статусом ученика. Ребёнок не может сосредоточиться, старается увильнуть от нагрузки, подолгу и непродуктивно сидит за уроками. Читать не хочет. Пишет с ошибками. Невнимательный. Психолог сказал, что все нормально? Да, это приходится считать среднестатистической нормой, её нижней границей. Другой вопрос – как эту границу поднять и повышать.
Таким детям нужен не игровой «расколбас» в обитом войлоком классе, не индивидуальные занятия, не свободное расписание с абстрактной перспективой стать «гармоничной личностью», а структурированные групповые занятия с понятной задачей и конкретными целями. Что может повысить самооценку и успеваемость сына или дочери? Появившаяся усидчивость и овладение грамотностью. Повышаются оценки – меняется отношение: ученика – к учебе, учителя – к ученику. Первый признак, что жизнь налаживается: он садится за уроки сам, а вы прекращаете контролировать и нанимать тьюторов. Следующая ступень: успехи без вашего участия. Уметь самостоятельно учиться – это уверенный переход на другой уровень. И здесь играет роль не абстрактная «осознанность», а конкретные вещи:
1. Структура занятий (тестирование навыка уже на 3 день: трудный текст на 22 трудности без ошибок);
2. Внимательный и ответственный контроль куратора (ежедневные тренинги и зачёты на усвоение алгоритмов).
Подросток со слабой волевой сферой ленив, вял и безынициативен. Вы думаете, он этому рад и не сравнивает себя с другими, более успешными? Он хотел бы измениться, но ему не хватает внутренних ресурсов, а как их найти, он не знает. Приводите его к нам. Он не только повысит свою грамотность и оценку по русскому. Он научится работать самостоятельно, держать внимание и быстро принимать решение. Школьных оценок ещё надо ждать до сентября, но откуда-то взявшуюся усидчивость и неожиданную ответственность вы с удивлением увидите с первого дня наших занятий. Они не исчезнут и после курса, когда начнутся занятия в школе. Старт этой перезагрузке даёт полностью новая среда, в которую полезно погрузить чадо перед началом учебного года. Новая обстановка, другие товарищи из разных школ, среди которых он не чувствует себя неудачником. И совершенно другой подход к обучению. Приходите учиться вместе, чтобы увидеть своими глазами, как мы открываем в детях новые ресурсы.

10 0 ER 1.2320
Заполняя анкету на консультации, 9 из 10 родителей учеников пишут это слово с одинаковой ошибкой: "не внимательный". Я наблюдаю это уже 30 лет, так что обвинить ЕГЭ, из которого сделали козла отпущения за все огрехи правописания у населения, не выйдет. У этой массовой типичной ошибки две причины. Первая: ошибки на границах слов ("слитно-раздельно") всегда идут в пользу пробелов. Вторая: ложная неправильная "проверка" путем подстановки слова: "не (очень) внимательный". "А нас учили так проверять" – это ошибочное суждение и коллективное заблуждение. Так не учили никого. Учили (когда-то давно, в 1 классе) похожему, но другому, а именно вставлять слово между предлогом и существительным: "в (синюю) чашку", чтобы несмышленый первоклассник вдруг не написал "вчашку". Взрослому человеку такая проверка уже давно не нужна, ошибка исключена – рука пишет сама. Но в воспоминаниях о прошлом произошла аберрация (искажение).

Одно дело предлоги – все эти "на, с, из, в" и т.п. А другое дело – «не». Это не предлог! Это частица. Так что для "проверки" слово вставлять нельзя. А кто вставил, тот гарантированно ошибся. Такие, с позволения сказать, проверки (а также и любые другие) строго запрещаются. Надо не рассуждать и не проверять, а всегда писать только слитно все те слова, что не имеют отношения к действиям. Потому что именно умение писать слитно и избегать ненужных пробелов – главный показатель грамотного письма. Ошибки возникают отнюдь не в глаголах с «не», где пробел рука ставит сама ("не дам, не выспался"), а именно там, где не вполне ясно, как надо писать: "школа (не)далеко, (не)выгодная сделка, день (не)жаркий". Во всех таких случаях неуверенный, малограмотный или "невнимательный" ученик (то есть дисграфик) пишет с пробелами всегда. Это системная диагностическая ошибка, так называемый "привычный вывих". Чтобы его вправить, надо знать, что при письме решает слитность, действовать быстро, без раздумий и ненужных проверок.

Для этого на наших занятиях практикуется тренинг "битва титанов" на скорость принятия решений и быстрый выбор: выходят двое, из вариантов, которые им читают, быстро выбирают нужный свой, пишут его, куда надо (без ошибок!), затем цели и задачи меняются. Победил тот, кто ошибся меньше раз. В это время группа делает сразу оба варианта. Такой "мозговой штурм" проводится по каждой теме и у учащихся идет на ура: они его с нетерпением ждут и рвутся к доске. К итоговой работе, на 9 день обучения, искореняются не только самые главные массовые ошибки, но и их причины: типичные заблуждения, неуверенность, сомнения, "невнимательность". В нашем обучении нет ни единого грамматического правила. При письме решают не "знания", а умение: скорость, слух и алгоритм действий.

11 9 ER 1.3323