ПОСЛЕДНИЙ ХАН КАЗАНИ .
Али-Акрам — последний хан Казани, в самом городе не правивший, командовал восстанием против русских (1553—1556), брат казанской царицы Сююмбике.
Отцом Али-Акрама был ногайский бий Юсуф. О его ранних годах ничего неизвестно. Его сестра Сююмбике в это время была выдана замуж за казанского хана Джан-Али, а после его смерти за другого казанского хана Сафа-Гирея. Это, возможно, стало одной из причин его избрания в будущем.
После захвата Казани в 1552 году местное население не примирилось с русской властью. В 1553 году собралось войско казанцев, во главе которого встал Мамич-Бердей (Мамыш-Берды). Он принял решение восстановить ханскую власть. Первоначально был избран Мухаммед, сын Исмаила, но он отказался из-за союза своего отца с Русским царством. После этого ханом был провозглашён Али-Акрам. С отрядом из 300 ногайцев он прибыл из Сарайчика в Чалым, временную столицу ханства. Бий Юсуф собирался помочь сыну и начал собирать войско, однако этому помешал Исмаил, открыто поддержавший русских.
Основным командиром восстания при Али оставался Мамич-Бердей. После успехов восставших, в частности победы над Салтыковым, который был взят в плен и казнён, русское правительство осознало серьёзность ситуации и послало значительные силы под командованием Микулинского, Шереметьева и других. Это привело к опустошению ими страны, но окончательной победы над казанцами добиться не удалось.
В 1554 году война возобновилась, восстали также и черемисы. Командиром был назначен князь Мстиславский. Он также опустошал страну, уничтожил множество деревень, в результате его действия против Али-Акрама и Мамыш-Берды были безрезультатны.
Из работы М.Г. Худякова "Очерки по истории Казанского ханства".
Количество постов 13 661
Частота постов 42 часа 54 минуты
ER
14.97
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
От гуннов к булгарам, от булгар и кипчаков к татарам Поволжья.
Современный татарский этнос не сформировался в одночасье и имел множество корней. В татарах течёт кровь гуннов, поволжских булгар, кипчаков, ногайцев и многих других народов. Предки татар никогда не жили в изоляции: они активно передвигались, смешиваясь с различными тюркскими и нетюркскими племенами населявшие Поволжье до прихода туда других тюркских племен, и славян.
Действительно, не всё так просто с происхождением татарского народа, собственно, как и со многими другими этносами.
Историки выделяют три стадии формирования татарской идентичности. На первой стадии образовались основные компоненты, которые затем сложились в татарский народ: тюркский компонент в виде булгар, язык половцев (кипчаков) и ислам, благодаря принятию которого тюркские племена получили богатую культурную традицию и письменность на основе арабской графики. Именно религия и письмо стали в последующим тем «клеем», который из разных этнических групп склеил татар.
Второй этап связывается с Золотой Ордой. Считается, впрочем, что он не оказал значительного влияния на культуру и язык татарского народа. Третий этап связывается с укреплением и кристализацией заложенных ранее этнокультурных особенностей в рамках Казанского Ханства и российского государства.
Несмотря на то, что тюркские племена формировались на огромной площади – от Маньчжурии до Боспора Киммерийского, – именно Поволжье стало в итоге родиной современных казанских татар. Волго-Уральское междуречье занимает особое место в средневековой истории Евразии. Эта территория, по мнению казанского историка М.К. Закиева, стала «связующим звеном между двумя континентами, находясь в центре великого и древнего пути многосторонних культурных связей и… грандиозных переселений».
Гуннское нашествие открыло дорогу на Запад тюркским народам, которые в середине I тыс. н.э. проникают в регион Волго-Урала. После распада гуннской империи на её перифериях возникают первые этнополитические образования прототюрков. К середине VI в. тюрки завершили покорение Поволжья и Приуралья, а Тюркский каганат стал включать огромную территорию от Маньчжурии до Боспора Киммерийского (Керченского пролива).
После распада Тюркского каганата часть племен (булгары и сувары) двинулись на Запад и образовали сначала Великую Булгарию. Позже, уже в VII в. их потомки (т.н. «серебряные» булгары) переместились на Дон, а оттуда в Среднее Поволжье, где и создали новое государство – Волжскую Булгарию. Другая часть племён была подчинена хазарами и включилась в Хазарский каганат.
Смертельный удар по Хазарскому каганату, который нанёс князь Святослав (965), открыл дорогу к возвышению Волжской Булгарии. Кстати, булгарский компонент, первоначально незначительный на Волге, укрепился после нескольких переселений булгар, главным образом из Хазарского каганата. Наиболее значимыми были третье и четвёртое переселения. Они были вызваны принятием верхушкой каганата иудейства, а также натиском новых тюркских кочевников и, прежде всего, печенегов. Именно последняя волна переселений способствовала росту политического и культурного влияния булгар на финно-угорскую часть населения Волжской Булгарии.
Процесс возвышения государства шёл практически одновременно с укреплением мусульманской религии в Волжской Булгарии. На самом деле с исламом булгары познакомились еще в VIII в., когда арабы начали свои вторжения в Хазарию, а багдадское посольство 921-922 гг. лишь означало формальное признание нового мусульманского государства не севере ойкумены.
В это же время в Волжской Булгарии начинается активное градостроительство и развитие транзитной торговли. Именно поэтому иноземные купцы и путешественники называли Булгарию «страной городов», наиболее крупными из которых были Биляр-Булгар, Сувар, Ошель и другие. Ну а к XIII в. складывается один из основных корней современных казанских татар – булгарская народность, вобравшая в себя тюркские, финно-угорские и даже славянские компоненты.
Именно в Волжской Булгарии формируется этническая основа современных татар, которая дополнилась важнейшей культурной составляющей – исламом в конце I-начале II тысячелетия н.э.
Новый этап развития татарского этноса связан с образованием Улуса Джучи (Золотой Орды). Современных татар часто путают с татаро-монголами. Виной тому историографические штампы. На самом деле племя «монгольских» татар было уничтожено ещё Чингисханом в ХII в. До того, как стать Чингисханом, Темучин в отместку за смерть отца Есугай баатура истребляет племя татар. При этом он берёт себя имя татар, как когда-то отец дал ему имя татарского богатыря Темучина, которого он взял в плен. После этого все покорённые народы именовались ордынцами татарами.
Как известно, огромная Великая Монгольская империя Чингисхана в XIII в. распадается на четыре новых государства: удел Великого хана и улусы Джучи, Чагатая и Хулагу. Именно Золотая Орда подчинила себе Волжскую Булгарию, северо-восточные княжества Руси, огромные степные просторы современного Казахстана и Западную Сибирь. Новых хозяев стали называть монголо-татарами.
Итак, татарами в различные времена звали то отдельные тюркские племена, истреблённые Чингисханом, то все монгольские народы «из-за их чрезвычайного величия и почётного положения». Посол венгерского короля Белы IV Юлиан во время своего путешествия к половцам в XIII в. этноним «татары» связывал с греческим «Tartaros» – «ад», преисподняя. Для некоторых европейских историков «татары» были синонимом слова «варвар». Именно поэтому на некоторых средневековых картах можно встретить обозначение Московии как «Московская Тартария». Этот факт весьма красноречиво характеризует стереотипы общественного сознания как средневекового Запада, которые современные медиа воспроизводят в отношении России и населяющих её народов даже в ХХI в.
В любом случае монголы и татары имеют разные корни, но по иронии судьбы, покорённые монголами более многочисленные тюркские племена, среди которых, возможно, было и племя татары, стали частью общего названия завоевателей. Поэтому после распада Золотой Орды татарами называли правящую мусульманскую верхушку, а вслед за ней всё остальное многонациональное население ханств, исповедующее ислам.
Так появились казанские татары в Казанскам ханстве, астраханские татары в Ногайской орде и сибирские татары в Сибирском ханстве. Отсюда и столь ощутимые различия во внешности современных татар.
Волжская Булгария впервые испытала на себе силу монголов осенью 1223 г., когда после битвы на Калке Субедей повернул в степи Поволжья. Однако первый раунд остался за булгарами. Заманив монголов в заранее приготовленные засады, булгары напали на них с тыла и перебили наступавших.
Затем, вплоть до печально известного похода Бату (Батыя) на Русь, Волжская Булгария вместе с присоединившимися к ней кыпчаками, аланами и мадьярами выступала главным форпостом на пути движения монголов на северо-запад. В 1229 г. центром сопротивления стал город Саксин, в 1232 г. эстафету принял Биляр. Но как в первом, так и во втором случае «…Приидоша Татарове и зимоваша, не дошедшее Великого города Булгарьскаго…»
Ожесточённое сопротивление со стороны Волжской Булгарии и её союзников вынудили хана объявить общемонгольский поход на Запад во главе с Бату-ханом. В Монгольской империи началась беспрецедентная подготовка к походу: каждая семья обязана была выставить одного воина, многие Чингизиды участвовали в походе лично. В конце лета 1236 г. монгольские войска выдвинулись в Поволжье, что стало неожиданностью для защитников Восточной Булгарии, многие из которых, вероятно, были отпущены по домам для сбора урожая. В итоге «безбожни татари, и взяша славный Великий Булгарьский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущего младенца, взяша товара множество, а город их пожогоша огнем и всю землю их плениша».
Биляр был сожжён и полностью разрушен. Его участь разделили остальные города Волжской Булгарии. Думается, что после падения центра обороны Булгарии организованное сопротивление прекратилось. Более того, часть булгарской знати и народов, населявших Волжскую Булгарию, перешла на сторону монголов. Так, сообщалось, что «один князь со всем народом и семьёй покорился владыке Татарии, но другой с немногими людьми направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил».
Народы Волжской Булгарии, оказавшись на пути монгольского войска, вынуждены были выбирать между сопротивлением монголам и непременной гибелью и покорностью, которая предполагала дальнейшее участие в походах империи.
Монголы не ограничились одним походом в Булгарию. Уже в 1238 г. монгольские тумены вновь вторглись на территорию Волжской Булгарии, а также подавили оставшиеся очаги сопротивления, прежде всего кыпчаков и их союзников. В итоге, к весне 1239 г. в состав Улуса Джучи вошли Волжская Булгария, территория совремемнной Башкирии, западный Дешт-и-Кыпчак и частично Северный Кавказ.
Золотая Орда уничтожила лишь государственность Волжской Булгарии, однако в конечном счёте малочисленные монголы сами оказались покорены (ассимилированы) более многочисленными тюрками.
Вернувшись из европейского похода, Бату как младший сын Джучи был вынужден искать себе другое место для ставки, т.к. отцовская была занята старшим братом – Орду. Центром батыевой части Улуса (Ак-Орды) стал г. Булгар, но сам хан, будучи кочевником, вёл соответствующий образ жизни. Только в 1250-х гг. недалеко от современной Астрахани был основан стольный город Сарай. Так и кочевал Бату с наследники между этими двумя городами.
С 60-х годов XIII в. историки датируют юридическое оформление Улуса Джучи, или привычной всем Золотой Орды. Несмотря на подчинённость власти великого хана, авторитет и влиятельность Бату были исключительными. Так, для вступления ханского приказа в силу на западе империи требовалось его подтверждение от Бату.
Большая часть бывшей Волжской Булгарии составила Булгарский улус Золотой Орды. Причем, по мере расширения усобиц в Орде, зависимость Булгарского улуса снижалась. Историки отмечают, что эта провинция была одной из самых развитых областей
Орды. Самым крупным городом становится Булгар. Выгодное географическое положение на пересечении речных и сухопутных путей делали его важным пунктом мировой торговли. Во второй половине XIII – начале XIV в. Булгар переживает расцвет. Новое дыхание получает бывший булгарский город Казань, который превращается из приграничной крепости в один из заметных экономических и политических центров Среднего Поволжья, а после усобицы 60-х годов именно Казань становится новым центром бывшей Восточной Булгарии.
Достаточное количество ресурсов для ведения многоотраслевого хозяйства, традиции осёдлости, которые существовали здесь с VIII-IX вв., а также укоренившаяся городская культура способствовали экономическому возвышению Булгарского улуса Ак-Орды. Огромное значение имели проходящие здесь торговые пути, прежде всего Волжский торговый путь.
Города Поволжья стали также крупнейшими культурными центрами. Причём основным языком общения в золотоордынских городах и степных районах Улуса Джучи становятся различные диалекты кыпчакского языка. Таким образом, немногочисленные монголы, выступившие завоевателями Волжской Булгарии, Древней Руси и других средневековых государств в целом, не навязали своего языка и религии покоренным народам, а фактически растворились в «тюркском море». Кроме того, популярным в Золотой Орде были персидский и арабский языки.
Золотая Орда с самого начала была многонациональным государством с неизменным преобладанием тюркского компонента. Свидетельством тому является то, что монголы в тюркской и мусульманской среде, а также в Китае упорно именовались татарами, хотя по сути таковыми не являлись. Кстати, именно это тюркское обозначение монголов укоренилось на Руси, в Западной Европе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Всё указанное подтверждает указание ал-Омари, что «они (монголы) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их и все они стали точно кыпчаки…»
Побеждённые в военном отношении тюрки стали победителями в этническом, а главное, в культурном плане. Тем не менее, победой монголов стало название многонациональных тюркских жителей Золотой Орды, которых стали именовать не иначе как «татары». Дальнейшая история теперь уже почти единого народа – татар – была почти целиком связана с Казанским ханством и Русью.
Современный татарский этнос не сформировался в одночасье и имел множество корней. В татарах течёт кровь гуннов, поволжских булгар, кипчаков, ногайцев и многих других народов. Предки татар никогда не жили в изоляции: они активно передвигались, смешиваясь с различными тюркскими и нетюркскими племенами населявшие Поволжье до прихода туда других тюркских племен, и славян.
Действительно, не всё так просто с происхождением татарского народа, собственно, как и со многими другими этносами.
Историки выделяют три стадии формирования татарской идентичности. На первой стадии образовались основные компоненты, которые затем сложились в татарский народ: тюркский компонент в виде булгар, язык половцев (кипчаков) и ислам, благодаря принятию которого тюркские племена получили богатую культурную традицию и письменность на основе арабской графики. Именно религия и письмо стали в последующим тем «клеем», который из разных этнических групп склеил татар.
Второй этап связывается с Золотой Ордой. Считается, впрочем, что он не оказал значительного влияния на культуру и язык татарского народа. Третий этап связывается с укреплением и кристализацией заложенных ранее этнокультурных особенностей в рамках Казанского Ханства и российского государства.
Несмотря на то, что тюркские племена формировались на огромной площади – от Маньчжурии до Боспора Киммерийского, – именно Поволжье стало в итоге родиной современных казанских татар. Волго-Уральское междуречье занимает особое место в средневековой истории Евразии. Эта территория, по мнению казанского историка М.К. Закиева, стала «связующим звеном между двумя континентами, находясь в центре великого и древнего пути многосторонних культурных связей и… грандиозных переселений».
Гуннское нашествие открыло дорогу на Запад тюркским народам, которые в середине I тыс. н.э. проникают в регион Волго-Урала. После распада гуннской империи на её перифериях возникают первые этнополитические образования прототюрков. К середине VI в. тюрки завершили покорение Поволжья и Приуралья, а Тюркский каганат стал включать огромную территорию от Маньчжурии до Боспора Киммерийского (Керченского пролива).
После распада Тюркского каганата часть племен (булгары и сувары) двинулись на Запад и образовали сначала Великую Булгарию. Позже, уже в VII в. их потомки (т.н. «серебряные» булгары) переместились на Дон, а оттуда в Среднее Поволжье, где и создали новое государство – Волжскую Булгарию. Другая часть племён была подчинена хазарами и включилась в Хазарский каганат.
Смертельный удар по Хазарскому каганату, который нанёс князь Святослав (965), открыл дорогу к возвышению Волжской Булгарии. Кстати, булгарский компонент, первоначально незначительный на Волге, укрепился после нескольких переселений булгар, главным образом из Хазарского каганата. Наиболее значимыми были третье и четвёртое переселения. Они были вызваны принятием верхушкой каганата иудейства, а также натиском новых тюркских кочевников и, прежде всего, печенегов. Именно последняя волна переселений способствовала росту политического и культурного влияния булгар на финно-угорскую часть населения Волжской Булгарии.
Процесс возвышения государства шёл практически одновременно с укреплением мусульманской религии в Волжской Булгарии. На самом деле с исламом булгары познакомились еще в VIII в., когда арабы начали свои вторжения в Хазарию, а багдадское посольство 921-922 гг. лишь означало формальное признание нового мусульманского государства не севере ойкумены.
В это же время в Волжской Булгарии начинается активное градостроительство и развитие транзитной торговли. Именно поэтому иноземные купцы и путешественники называли Булгарию «страной городов», наиболее крупными из которых были Биляр-Булгар, Сувар, Ошель и другие. Ну а к XIII в. складывается один из основных корней современных казанских татар – булгарская народность, вобравшая в себя тюркские, финно-угорские и даже славянские компоненты.
Именно в Волжской Булгарии формируется этническая основа современных татар, которая дополнилась важнейшей культурной составляющей – исламом в конце I-начале II тысячелетия н.э.
Новый этап развития татарского этноса связан с образованием Улуса Джучи (Золотой Орды). Современных татар часто путают с татаро-монголами. Виной тому историографические штампы. На самом деле племя «монгольских» татар было уничтожено ещё Чингисханом в ХII в. До того, как стать Чингисханом, Темучин в отместку за смерть отца Есугай баатура истребляет племя татар. При этом он берёт себя имя татар, как когда-то отец дал ему имя татарского богатыря Темучина, которого он взял в плен. После этого все покорённые народы именовались ордынцами татарами.
Как известно, огромная Великая Монгольская империя Чингисхана в XIII в. распадается на четыре новых государства: удел Великого хана и улусы Джучи, Чагатая и Хулагу. Именно Золотая Орда подчинила себе Волжскую Булгарию, северо-восточные княжества Руси, огромные степные просторы современного Казахстана и Западную Сибирь. Новых хозяев стали называть монголо-татарами.
Итак, татарами в различные времена звали то отдельные тюркские племена, истреблённые Чингисханом, то все монгольские народы «из-за их чрезвычайного величия и почётного положения». Посол венгерского короля Белы IV Юлиан во время своего путешествия к половцам в XIII в. этноним «татары» связывал с греческим «Tartaros» – «ад», преисподняя. Для некоторых европейских историков «татары» были синонимом слова «варвар». Именно поэтому на некоторых средневековых картах можно встретить обозначение Московии как «Московская Тартария». Этот факт весьма красноречиво характеризует стереотипы общественного сознания как средневекового Запада, которые современные медиа воспроизводят в отношении России и населяющих её народов даже в ХХI в.
В любом случае монголы и татары имеют разные корни, но по иронии судьбы, покорённые монголами более многочисленные тюркские племена, среди которых, возможно, было и племя татары, стали частью общего названия завоевателей. Поэтому после распада Золотой Орды татарами называли правящую мусульманскую верхушку, а вслед за ней всё остальное многонациональное население ханств, исповедующее ислам.
Так появились казанские татары в Казанскам ханстве, астраханские татары в Ногайской орде и сибирские татары в Сибирском ханстве. Отсюда и столь ощутимые различия во внешности современных татар.
Волжская Булгария впервые испытала на себе силу монголов осенью 1223 г., когда после битвы на Калке Субедей повернул в степи Поволжья. Однако первый раунд остался за булгарами. Заманив монголов в заранее приготовленные засады, булгары напали на них с тыла и перебили наступавших.
Затем, вплоть до печально известного похода Бату (Батыя) на Русь, Волжская Булгария вместе с присоединившимися к ней кыпчаками, аланами и мадьярами выступала главным форпостом на пути движения монголов на северо-запад. В 1229 г. центром сопротивления стал город Саксин, в 1232 г. эстафету принял Биляр. Но как в первом, так и во втором случае «…Приидоша Татарове и зимоваша, не дошедшее Великого города Булгарьскаго…»
Ожесточённое сопротивление со стороны Волжской Булгарии и её союзников вынудили хана объявить общемонгольский поход на Запад во главе с Бату-ханом. В Монгольской империи началась беспрецедентная подготовка к походу: каждая семья обязана была выставить одного воина, многие Чингизиды участвовали в походе лично. В конце лета 1236 г. монгольские войска выдвинулись в Поволжье, что стало неожиданностью для защитников Восточной Булгарии, многие из которых, вероятно, были отпущены по домам для сбора урожая. В итоге «безбожни татари, и взяша славный Великий Булгарьский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущего младенца, взяша товара множество, а город их пожогоша огнем и всю землю их плениша».
Биляр был сожжён и полностью разрушен. Его участь разделили остальные города Волжской Булгарии. Думается, что после падения центра обороны Булгарии организованное сопротивление прекратилось. Более того, часть булгарской знати и народов, населявших Волжскую Булгарию, перешла на сторону монголов. Так, сообщалось, что «один князь со всем народом и семьёй покорился владыке Татарии, но другой с немногими людьми направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил».
Народы Волжской Булгарии, оказавшись на пути монгольского войска, вынуждены были выбирать между сопротивлением монголам и непременной гибелью и покорностью, которая предполагала дальнейшее участие в походах империи.
Монголы не ограничились одним походом в Булгарию. Уже в 1238 г. монгольские тумены вновь вторглись на территорию Волжской Булгарии, а также подавили оставшиеся очаги сопротивления, прежде всего кыпчаков и их союзников. В итоге, к весне 1239 г. в состав Улуса Джучи вошли Волжская Булгария, территория совремемнной Башкирии, западный Дешт-и-Кыпчак и частично Северный Кавказ.
Золотая Орда уничтожила лишь государственность Волжской Булгарии, однако в конечном счёте малочисленные монголы сами оказались покорены (ассимилированы) более многочисленными тюрками.
Вернувшись из европейского похода, Бату как младший сын Джучи был вынужден искать себе другое место для ставки, т.к. отцовская была занята старшим братом – Орду. Центром батыевой части Улуса (Ак-Орды) стал г. Булгар, но сам хан, будучи кочевником, вёл соответствующий образ жизни. Только в 1250-х гг. недалеко от современной Астрахани был основан стольный город Сарай. Так и кочевал Бату с наследники между этими двумя городами.
С 60-х годов XIII в. историки датируют юридическое оформление Улуса Джучи, или привычной всем Золотой Орды. Несмотря на подчинённость власти великого хана, авторитет и влиятельность Бату были исключительными. Так, для вступления ханского приказа в силу на западе империи требовалось его подтверждение от Бату.
Большая часть бывшей Волжской Булгарии составила Булгарский улус Золотой Орды. Причем, по мере расширения усобиц в Орде, зависимость Булгарского улуса снижалась. Историки отмечают, что эта провинция была одной из самых развитых областей
Орды. Самым крупным городом становится Булгар. Выгодное географическое положение на пересечении речных и сухопутных путей делали его важным пунктом мировой торговли. Во второй половине XIII – начале XIV в. Булгар переживает расцвет. Новое дыхание получает бывший булгарский город Казань, который превращается из приграничной крепости в один из заметных экономических и политических центров Среднего Поволжья, а после усобицы 60-х годов именно Казань становится новым центром бывшей Восточной Булгарии.
Достаточное количество ресурсов для ведения многоотраслевого хозяйства, традиции осёдлости, которые существовали здесь с VIII-IX вв., а также укоренившаяся городская культура способствовали экономическому возвышению Булгарского улуса Ак-Орды. Огромное значение имели проходящие здесь торговые пути, прежде всего Волжский торговый путь.
Города Поволжья стали также крупнейшими культурными центрами. Причём основным языком общения в золотоордынских городах и степных районах Улуса Джучи становятся различные диалекты кыпчакского языка. Таким образом, немногочисленные монголы, выступившие завоевателями Волжской Булгарии, Древней Руси и других средневековых государств в целом, не навязали своего языка и религии покоренным народам, а фактически растворились в «тюркском море». Кроме того, популярным в Золотой Орде были персидский и арабский языки.
Золотая Орда с самого начала была многонациональным государством с неизменным преобладанием тюркского компонента. Свидетельством тому является то, что монголы в тюркской и мусульманской среде, а также в Китае упорно именовались татарами, хотя по сути таковыми не являлись. Кстати, именно это тюркское обозначение монголов укоренилось на Руси, в Западной Европе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Всё указанное подтверждает указание ал-Омари, что «они (монголы) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их и все они стали точно кыпчаки…»
Побеждённые в военном отношении тюрки стали победителями в этническом, а главное, в культурном плане. Тем не менее, победой монголов стало название многонациональных тюркских жителей Золотой Орды, которых стали именовать не иначе как «татары». Дальнейшая история теперь уже почти единого народа – татар – была почти целиком связана с Казанским ханством и Русью.
Как же люди не понимают, что их специально стравливают. Люди, у которых почти один язык и одна вера. Так же стравливают хохлов. Западных и восточных. Поймите на конец, что вот уже более тысячи лет татары и башкиры живут рядом. Много смешанных браков. Есть у башкир шежере, отлично. Гордитесь этим. У татар свои ценности. Нельзя сейчас разобщаться.
Оногуры состояли из 10 родов, 5 родов Дулу и 5 родов Нушиби:
5 племён Дулу(Туро)
чумугунь 处木昆) (чумугуньлюй)
хулуцзюй 胡禄居 (хулуву кюе)
шэшэти 摄舍提 (нешетидунь)
туциши 突骑施 (тюргеши, туциши хэлоши)
шуниши 鼠尼施 (шуниши)
Правителей дулу называли чурами.
5 племён Нушиби
асицзе кюль (эскелы кур, асиги кюе)
гэшу кюль (гэшу кюе)
басайгань 拔塞干 (басайгань туньшаболо)
асицзе нишу (эскелы нишу, асигйе нишу)
гэшу чупан (гэшу чубань)
Правителей нушеби называли эркинами.
объединение начинается со 2 в.н.э.,с 160 г.н.э. когда хунну создали государство Юэбань.
Союз Дулу(Туро) и Нушиби как видно объединяет общее хуннское происхождение от 4 племён Юэбань.
Остальные племена союза Дулу(Туру) и Нушиби были скорее всего сибирского(самодийцы), алтайского(прототюрки), сакского, согдийско-хорезмского и частично монгольского происхождения.
Так формировались западные тюрки из кочевых племён Евразии. Часть оногуров не ушла в Семиречье и Притяньшанья, а ушла на запад к сородичам,европейским гуннам и они обосновались в Восточной Европе, но не теряли связи с азиатскими родственниками и поток на запад с востока огурских племён лишь нарастал вплоть до 12 в.Естественно огуры,если изначально были европеоидны и р-язычны, то в азиатской части они со временем стали более монголоидны и язык тоже изменялся, ведь на смену оногурам пришли тюргеши, потом карлуки, басмылы, кыргызы и т.д., но население всё равно оставалось, не все мигрировали на запад к Булгарам.
5 племён Дулу(Туро)
чумугунь 处木昆) (чумугуньлюй)
хулуцзюй 胡禄居 (хулуву кюе)
шэшэти 摄舍提 (нешетидунь)
туциши 突骑施 (тюргеши, туциши хэлоши)
шуниши 鼠尼施 (шуниши)
Правителей дулу называли чурами.
5 племён Нушиби
асицзе кюль (эскелы кур, асиги кюе)
гэшу кюль (гэшу кюе)
басайгань 拔塞干 (басайгань туньшаболо)
асицзе нишу (эскелы нишу, асигйе нишу)
гэшу чупан (гэшу чубань)
Правителей нушеби называли эркинами.
объединение начинается со 2 в.н.э.,с 160 г.н.э. когда хунну создали государство Юэбань.
Союз Дулу(Туро) и Нушиби как видно объединяет общее хуннское происхождение от 4 племён Юэбань.
Остальные племена союза Дулу(Туру) и Нушиби были скорее всего сибирского(самодийцы), алтайского(прототюрки), сакского, согдийско-хорезмского и частично монгольского происхождения.
Так формировались западные тюрки из кочевых племён Евразии. Часть оногуров не ушла в Семиречье и Притяньшанья, а ушла на запад к сородичам,европейским гуннам и они обосновались в Восточной Европе, но не теряли связи с азиатскими родственниками и поток на запад с востока огурских племён лишь нарастал вплоть до 12 в.Естественно огуры,если изначально были европеоидны и р-язычны, то в азиатской части они со временем стали более монголоидны и язык тоже изменялся, ведь на смену оногурам пришли тюргеши, потом карлуки, басмылы, кыргызы и т.д., но население всё равно оставалось, не все мигрировали на запад к Булгарам.
Казанское ханство
Булгаро-татарское тюркское государство, существовавшее в средние века; ханство оккупировало местности, на которой раньше располагалась Волжская Булгария (примерно между 1438 и 1552 годами).
Его ханы были потомками Туг-Тэмура, тринадцатого сына Джучи и внука Чингисхана. В состав ханства входили современные Республики Удмуртия, Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия Татарстан, Марий Эл и большая часть Башкирии.
Столицей ханства стала Казань. Ханство стало одним из преемников Золотой Орды, и его существование закончилось после завоевания ханства русскими.
География и население казанского ханства
Территория ханства состояла из мусульманских булгарских поселений (Булгар, Кюкатты, Казань и Кашан), а также других регионов, которые находились в ведении Волжской Булгарии.
По территории ханства протекали Кама, Вятка и Волга, благодаря им в регионе активно развивалась торговля.
Казанские татары составляли большую часть населения. Другие, называли себя мусульманами и «жителями Казани». Ислам был ведущей религией на территории всего ханства. Люди высших слоев общества ханства — это этнические булгары. Остальные были выходцами из татарских кочевников (кипчаков, а позднее ногайцев), которые жили в Казани.
Народы, подчиненные хану, включали чувашей, марийцев, мордовские племена, мишарских татар, удмуртов и башкирские племена, которые также относились к Казанскому ханству. Ханство славилось своими лесами, и только его южная часть соприкасалась со степью.
В степи жили кочевники ногайцы, подчинявшиеся казанскому правителю, но иногда совершавшие набеги на сельскохозяйственные угодья ханства. Позднее ногайцев сменили калмыки. Затем южная часть ханства была укреплена оборонительными стенами — во избежание набегов кочевников. Источники говорят о том, что в Казанском ханстве разговаривали минимум на пяти языках. Главенствующим стал татарский.
Чувашский язык, считавшийся потомком булгарского, был вторым по популярности. Остальные места, по утверждению историков и лингвистов, занимал кипчакский язык ногаев.
История казанского ханства
Некогда принадлежавшие Волжской Булгарии земли (Казань Улус), получили свою автономность к середине 15 века, когда Золотая Орда перестала существовать.
В княжестве действовало самоуправление, и многие жители поддерживали политику правителей Булгара.
Считается, что хан Улуг Мухаммед стал основателем ханства. Он захватил трон Казани пр поддержки местной знати в 1437-1438 годах.
Историки предполагают, что официальная передача прав на правление от Булгарии — к казанскому хану — было завершено только ко времени восшествия на престол Махмуда — сына Мухаммеда (это произошло в 1445 году).
История Казанского ханства полна гражданских войн и беспорядков. Все волнения были связаны с тем, что на трон всегда было много претендентов. За век в ханстве сменилось 19 правителей. Как правило, правителя выбирало местное население.Казанское ханство
Улуга Мухаммед и его сын Махмуд нередко своершали набеги на Москву и ближайшие земли. Русские князья платили правителям Казанского ханства дань.
Присоединения казанского ханства
В июле 1487 года Иван III завоевал Казань и назначил своим наместником Мухаммадемина.
С тех пор Казанское ханство находилось под протекторатом Москвы, и русские князья могли свободно продавать свои товары на всей его территории.
Сторонники союза между Османской империей и Крымским ханством пытались поднимать народ Казанского ханства на восстания против действующей, русской власти, однако все народные волнения были подавлены.
В 1521 году Казань вышла из-под ведения Москвы и заключила важный стратегически выгодный договор с соседями: Астраханью, Крымским ханством и Ногайской Ордой.
Мухамед Гирей объединил своих крымским союзников и атаковал Москву (говорят, в в этом бою около 150 000 русских было захвачено). В первой половине XVI века в русских летописях зафиксировано около 40 нашествий казанских ханов на Русь (в основном, на города, находящиеся под Москвой).
Москва была возмущена, и приверженцы русской власти организовали в 1545 году восстание.
В результате трон занял сторонник Москвы — Шахали. Затем, заручившись поддержкой ногайцев, на трон вернулся хан Сафа Гирей.
Тиран казнил 75 дворян, которые по его мнению, были сторонникам Москвы. В 1549 году хан умер, и престол был по праву передан его трехлетнему сыну (роль регента выполняла мать маленького мальчика — Сююмбике).
Группа недовольных политикой дворян в начале 1551 года во второй раз пригласила на трон сторонника Ивана Грозного — Шахали.
Земли к востоку от Волги находились под властью России.
В августе 1552 года армия Ивана Грозного вышла на Казань с боем. Русские одержали победу над татарскими войсками.
3 октября, после двух месяцев осады, русским удалось проникнуть в город. Большинство местного населения было убито. В «Казанской хронике» сообщается о 110 000 убитых, как мирных жителях, так и военных.
После того, как Казань пала, государственные деятели ханства была убиты; те, кто не попал под меч, бежали.
Часть населения отчаянно сопротивлялась русским правителям, вплоть до 1556 года. Все волнения беспрекословно подавлялись, командиры и мятежники были казнены.
По некоторым оценкам, население Казанского ханства за время войн и восстаний сократилось на несколько сотен тысяч человек.
Позже правители Казани насильно русифицировали территорию: провозгласили православие единственной религией, а также насаждали изучение языка.
В 1708 году на месте ханства была образована Казанская губерния.
Булгаро-татарское тюркское государство, существовавшее в средние века; ханство оккупировало местности, на которой раньше располагалась Волжская Булгария (примерно между 1438 и 1552 годами).
Его ханы были потомками Туг-Тэмура, тринадцатого сына Джучи и внука Чингисхана. В состав ханства входили современные Республики Удмуртия, Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия Татарстан, Марий Эл и большая часть Башкирии.
Столицей ханства стала Казань. Ханство стало одним из преемников Золотой Орды, и его существование закончилось после завоевания ханства русскими.
География и население казанского ханства
Территория ханства состояла из мусульманских булгарских поселений (Булгар, Кюкатты, Казань и Кашан), а также других регионов, которые находились в ведении Волжской Булгарии.
По территории ханства протекали Кама, Вятка и Волга, благодаря им в регионе активно развивалась торговля.
Казанские татары составляли большую часть населения. Другие, называли себя мусульманами и «жителями Казани». Ислам был ведущей религией на территории всего ханства. Люди высших слоев общества ханства — это этнические булгары. Остальные были выходцами из татарских кочевников (кипчаков, а позднее ногайцев), которые жили в Казани.
Народы, подчиненные хану, включали чувашей, марийцев, мордовские племена, мишарских татар, удмуртов и башкирские племена, которые также относились к Казанскому ханству. Ханство славилось своими лесами, и только его южная часть соприкасалась со степью.
В степи жили кочевники ногайцы, подчинявшиеся казанскому правителю, но иногда совершавшие набеги на сельскохозяйственные угодья ханства. Позднее ногайцев сменили калмыки. Затем южная часть ханства была укреплена оборонительными стенами — во избежание набегов кочевников. Источники говорят о том, что в Казанском ханстве разговаривали минимум на пяти языках. Главенствующим стал татарский.
Чувашский язык, считавшийся потомком булгарского, был вторым по популярности. Остальные места, по утверждению историков и лингвистов, занимал кипчакский язык ногаев.
История казанского ханства
Некогда принадлежавшие Волжской Булгарии земли (Казань Улус), получили свою автономность к середине 15 века, когда Золотая Орда перестала существовать.
В княжестве действовало самоуправление, и многие жители поддерживали политику правителей Булгара.
Считается, что хан Улуг Мухаммед стал основателем ханства. Он захватил трон Казани пр поддержки местной знати в 1437-1438 годах.
Историки предполагают, что официальная передача прав на правление от Булгарии — к казанскому хану — было завершено только ко времени восшествия на престол Махмуда — сына Мухаммеда (это произошло в 1445 году).
История Казанского ханства полна гражданских войн и беспорядков. Все волнения были связаны с тем, что на трон всегда было много претендентов. За век в ханстве сменилось 19 правителей. Как правило, правителя выбирало местное население.Казанское ханство
Улуга Мухаммед и его сын Махмуд нередко своершали набеги на Москву и ближайшие земли. Русские князья платили правителям Казанского ханства дань.
Присоединения казанского ханства
В июле 1487 года Иван III завоевал Казань и назначил своим наместником Мухаммадемина.
С тех пор Казанское ханство находилось под протекторатом Москвы, и русские князья могли свободно продавать свои товары на всей его территории.
Сторонники союза между Османской империей и Крымским ханством пытались поднимать народ Казанского ханства на восстания против действующей, русской власти, однако все народные волнения были подавлены.
В 1521 году Казань вышла из-под ведения Москвы и заключила важный стратегически выгодный договор с соседями: Астраханью, Крымским ханством и Ногайской Ордой.
Мухамед Гирей объединил своих крымским союзников и атаковал Москву (говорят, в в этом бою около 150 000 русских было захвачено). В первой половине XVI века в русских летописях зафиксировано около 40 нашествий казанских ханов на Русь (в основном, на города, находящиеся под Москвой).
Москва была возмущена, и приверженцы русской власти организовали в 1545 году восстание.
В результате трон занял сторонник Москвы — Шахали. Затем, заручившись поддержкой ногайцев, на трон вернулся хан Сафа Гирей.
Тиран казнил 75 дворян, которые по его мнению, были сторонникам Москвы. В 1549 году хан умер, и престол был по праву передан его трехлетнему сыну (роль регента выполняла мать маленького мальчика — Сююмбике).
Группа недовольных политикой дворян в начале 1551 года во второй раз пригласила на трон сторонника Ивана Грозного — Шахали.
Земли к востоку от Волги находились под властью России.
В августе 1552 года армия Ивана Грозного вышла на Казань с боем. Русские одержали победу над татарскими войсками.
3 октября, после двух месяцев осады, русским удалось проникнуть в город. Большинство местного населения было убито. В «Казанской хронике» сообщается о 110 000 убитых, как мирных жителях, так и военных.
После того, как Казань пала, государственные деятели ханства была убиты; те, кто не попал под меч, бежали.
Часть населения отчаянно сопротивлялась русским правителям, вплоть до 1556 года. Все волнения беспрекословно подавлялись, командиры и мятежники были казнены.
По некоторым оценкам, население Казанского ханства за время войн и восстаний сократилось на несколько сотен тысяч человек.
Позже правители Казани насильно русифицировали территорию: провозгласили православие единственной религией, а также насаждали изучение языка.
В 1708 году на месте ханства была образована Казанская губерния.