Статистика ВК сообщества "Лекторий «Прямая речь»"

0+
🧠Лекции и курсы по литературе, искусству, науке и не только

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Небольшой список полезных книг и фильмов от Татьяны Черниговской: для тех, кто интересуется исследованиями мозга:

посмотреть:
— фильм «Превосходство» с Джонни Деппом;
— цикл фильмов на телеканале «Культура» о передовых исследованиях мозга, сознания и мышления человека «Встреча на вершине»

почитать:
— философа и когнитивиста Дэниела Деннета;
— физиолога Алексея Ухтомского;
— историка и социолога Бориса Поршнева;
— философа Тейяра де Шардена, в том числе "Феномен человека";
— математика сэра Роджера Пенроуза;
— нейробиолога Константина Анохина;
— профессора Александра Каплана
— нейропсихолога Оливера Волф Сакса ( книга «Человек, который принял жену за шляпу»)
— Жанну Резникову, исследующую интеллект муравьев.

2418 23 ER 26.2152
Произведения, которые стоит прочитать каждому.

Список книг профессора, доктора психологических наук Александра Асмолова:

📕Стругацкие «Гадкие лебеди»

📗Лев Выготский «Психология искусства», «Мышление и речь»

📘Николай Гарин-Михайловский «Гений»

📙Юрий Манин «Математика как метафора»

📕Александр Абрамов «Кикоин. Колмогоров. ФМШ МГУ»

📗Даниэль Арасс «Взгляд улитки. Описания неочевидного»

📘Александр Архангельский «Несогласный Теодор. История жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим»

📙Мария Кнебель «Поэзия педагогики»

📕Артур Порджес «Саймон Флэгг и дьявол» (по книге снят фильм «Математика и чёрт»)

📗Иосиф Фейгенберг «Человек Достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли»

📘Георгий Щедровицкий «Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов»

📙Александр Асмолов «Антропология от Петра: Лев Выготский Петра Щедровицкого» (статья)

📕Симон Соловейчик «Талант свободы», «Педагогика для всех»

📗Петр Кропоткин «Взаимопомощь как фактор эволюции»

528 0 ER 4.3107
Три функции чтения по версии Дмитрия Быкова.

Первая функция — это ПРЕОДОЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ. У нас очень мало возможностей испытать эффект присутствия. Книга — наш единственный способ пережить, визуализировать авторские фантазии. Момент этого совпадения с автором очень важен. Гениальным автором называется тот, кто умеет нас заставить пережить чужой опыт как свой. Тот, кто внимательно прочитал Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», знает, что такое быть китобоем, ему не нужно для этого другого опыта. Точно так же, как и мой опыт автовождения, ощущения водителя за рулем в огромной степени базировался на прочитанных в детстве автомобильных заметках Аксенова «Круглые сутки нон-стоп».

Вторая существенная функция чтения — СОПЕРЕЖИВАНИЕ, умение пожалеть и порадоваться, не просто пережить чужой опыт. Я очень просто отбираю школьников, которые способны теоретически воспринимать чужой текст. Даю им прочитать рассказ Урсулы Ле Гуин «Уходящие из Омеласа» (можно прочитать в 11-12 лет). Если ребенок, грубо говоря, заплачет или глубоко задумается после прочтения этого рассказа, то он готов к восприятию литературы, а если нет, то ничего не получается.

Третья функция чтения — это РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА. Это ваша способность прожить несколько жизней вместо одной. Это путешествие, знакомство с небывалыми людьми. В нынешних условиях, к сожалению или к счастью, книга — это единственный способ расширения вашего горизонта. Читая книгу, вы переживаете небывалые ситуации, погружаетесь в то, что никогда не видели. Два рода литературы помогают это понять: история и фантастика. Но главное, что это дает вам пережить себя, свои личные драмы. Мы понимаем свою травму, когда перед нами обнажена чужая. Наедине с собой мы не признаемся в огромном количестве вещей. А вот пережить, отрефлексировать и преодолеть это помогает только книга. Таких книг довольно немного. В основном это книги исповедального жанра, например таких авторов, как Марсель Пруст, Жан-Жак Руссо, «Исповедь» Августина Блаженного.

Если у вас есть книги, которые выполняют одну или несколько этих функций, поделитесь названиями в комментариях.

176 15 ER 1.7900
Осень🍂 — прекрасное время для того, чтобы поработать над собой и изучить что-то новое. И вот вам несколько правил продуктивного и успешного усвоения знаний от Татьяны Черниговской:

📌Забыть о мифе «Ой, я всё забываю!»
«Забывание, отвлечение, перерывы и даже сон – это не только не помехи в обучении, даже наоборот, нужно кое-что забывать, нельзя помнить всё, оно мешает, нужно делать перерывы. На техническую тренировку разных навыков, скажем, игра в теннис или игра на фортепиано».

📌Мотивация
«Ко мне всё время обращаются: «Как мне выучить японский?» Тебе зачем японский? Это вопрос серьёзный. Что значит «выучить японский»? Выучить – это писать японскую поэзию? Или это, придя в магазин, сказать: «Дайте мне суши»? Ты что выучить-то хочешь? Ради чего? Или не надо бессмысленно тратить силы и время – зачем?

📌Планирование процесса
«Не вредно знать, сколько у меня уйдет времени и сил на изучение. Стоит ли игра опять-таки свеч?»

📌Делать перерывы
«Перерывы не потому что устал, а потому что мозг должен получить возможность «осадить» куда-нибудь эти знания – знаете, кофе варишь, помешал – пусть оно отстоится. Знание должно устояться».

📌Произносить выученное вслух
«Очень хорошая вещь – устное воспроизведение выученного. Когда вы устно что-то воспроизводите, вы тем самым заставляете мозг переформировывать эти формочки, перетасовывать. Я студентам все время говорю: Когда вы собираетесь делать доклад, посадите собаку и рассказывайте ей. Или диктофон – ещё лучше. А ещё лучше видеомагнитофон. Записывайте себя и смотрите, что вы плетёте. Это вам кажется, что вы нормально говорите».

📌Тренировать концентрацию
«Тренировка способности концентрироваться чрезвычайно важная вещь в обучении. Тренировка памяти должна быть игрой, а не мучением.
У греков была такая привычка: вечером, когда ложишься спать, вспомнить всё, что произошло с момента, когда ты встал. Медленно, как можно более подробно. Пошёл направо, чистил зубы, надел то-то – медленно вот это всё перебирать. Не для того чтобы знать, где был, это приводит в порядок нейронную сеть».

📌Высыпаться перед экзаменами
«Основная работа – вот это очень важная вещь – по систематизации всего, что вы выучили, происходит во сне. Происходит перевод знаний, которые вы получили в долговременную память и помещение его в нужные ящички. Мозг, к сожалению, запоминает вообще всё. А как вынуть? Там лежит – а как вынуть?
Для того чтобы вынуть, оно должно лечь в какую-то систему. И это не ваша система, это он, мозг, сам знает, как ему сделать. Это происходит, пока вы спите. Эту работу он делает за вас».

📌Быть собой
«И, конечно, нужно найти свои методы. Одни запоминают, потому что цветным раскрашено, другие – потому что они любят, чтобы было устно, третьи ненавидят текст, а любят картинки или даже мультфильмы. Осознать нужно, кто ты такой: ты физик или ты танцуешь?».

104 4 ER 1.1762
«Добро и зло не меняются местами от перемены наших личных обстоятельств. Fais ce que dois, advienne, que pourra. Делай, что должен, и будь, что будет», — говорит политолог и социолог Екатерина Шульман. Что можно предпринять в свете сегодняшней повестки дня? В карусели публикуем мнение нашего постоянного лектора.

76 3 ER 1.4932
Чужих детей не бывает. В такие дни это особенно чувствуется. Родители, сил вам...

9 3 ER 1.1949
Так или иначе, мама меня как-то завлекала в круг чтения. Одна из важнейших книг моего детства была книга «Бэмби». Оттуда начались мои всякие увлечения животными. Это для меня была самая трогательная литература. Это, может быть, трудно себе сейчас представить, но я рос мальчиком добрым, понимаете. Очень добрым. Я на своей дочке потом увидел отражение вот этих генов. И иногда мне за неё было страшно. Моя дочка росла такой доброй, тогда я не знал, как она с этой добротой войдёт в мир взрослых людей. Но вот теперь я вижу, что всё в порядке. Как-то в ней доброта уравновешивается какими-то другими защитными качествами.

Когда я читал «Бэмби», меня это пронизывало насквозь.

— Я помню, когда Бемби, став взрослым оленем… Сейчас я заплачу. Он мстил своему брату старшему, который раньше над ним издевался. И там есть сцена, где Бэмби, уже обретя рога и мощные мышцы, став красавцем-оленем, он встречал своего брата, который был уже не таким мощным как он, и он ему мстил, начинал его бодать. И тот просил его о пощаде, он его останавливал. И там была такая фраза, которую он не договаривал… Он говорил: “Бэм…” И вот это “Бэм” сводило меня с ума — я уходил в туалет, запирался и рыдал. Потому что мне было жалко старшего брата Бэмби.
А потом я стал биологом. Из-за этого. То есть почти стал, сильно увлекся биологией.

Константин Райкин. Из цикла «Литература про меня с Дмитрием Быковым»

23 0 ER 0.6728
Дорогие друзья, мы решили выложить для бесплатного просмотра лекцию Екатерины Шульман «Как выжить в новой прозрачности», которая была у нас в конце декабря.

Как ни странно, эта лекция не потеряла своей актуальности и сейчас, хоть мир и стал совсем другим. Но ценность информации и внимания — как главных и движущих сил — с тех пор даже стала во многом больше.
Послушайте, наверняка вы найдете для себя очень много важного и ценного.

О чем говорится в лекции:
• общество всеобщей прозрачности;
• новые формы насилия:
• культ безопасности и многое другое.

К слову, знаменитый политолог Екатерина Шульман прочла у нас очень много лекций, мы вместе придумали много интересных тем.
«Лекторий Прямая речь приглашал меня читать лекции before it was mainstream, и именно у них в 2017 году была прочитана моя ныне историческая лекция "Будущее семьи, частной собственности и государства" (трибьют Фридриху), составившая первоначальную мою публичную славу», — написала однажды Екатерина Шульман, и нам очень приятна такая оценка нашего труда.

64 1 ER 0.8115
«Хочу посоветовать человекам: на все позывы организма — физиологические, социальные и творческие — нужно откликаться молниеносно. Любое промедление — а не рано ли, не поздно ли, не страшно ли и так далее — наказуемо. Я никогда не начинал жизнь с чистого листа, потому что у меня его никогда не было».

— Александр Ширвиндт

На видео: архив рубрики #встретилумногочеловека, спрашивает Татьяна Булыгина, основатель «Прямой речи»

19 0 ER 0.5281
«Мы все сломаны. И именно в местах надломов мы часто сильнее всего»

21 июля 1899 года родился Эрнест Хемингуэй — писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе.

27 0 ER 0.5316