Статистика ВК сообщества "Город Петра: Экскурсии и путешествия с детьми"

0+
ЭКСКУРСИИ и ПУТЕШЕСТВИЯ ❤ ДЕТЯМ и ВЗРОСЛЫМ: по Санкт-Петербургу, по пригородам, по Карелии и по России

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Весенней красоты вам из Новгорода 😉
Христос Воскресе!

3 0 ER 0.2818
МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ, МЫ НЕ ЗАБУДЕМ !!!

Ольга Берггольц — Ленинградская поэма

Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
— Сменяй на платье,— говорит,—
менять не хочешь — дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала…—
И я сказала: — Не отдам.—
И бедный ломоть крепче сжала.
— Отдай,— она просила,— ты
сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу.—
…Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило — привести
ее к себе, шепнув угрюмо:
— На, съешь кусочек, съешь… прости!
Мне для живых не жаль — не думай.—
…Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль —
ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.

4 0 ER 0.2254
В детстве всегда было интересно - что же за там за этой дверцей?
Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.

Есть легенда, что эти сооружения использовали в качестве маяков, но на берегах рек маяки было не принято ставить. Но колонны существовали не только для эстетической красоты, они служили фонарями для освещения порта.

#городпетра_о_петербурге

3 0 ER 0.1375
"Операция Новый год" Экскурсия - квест по Петропавловской крепости

1 0 ER 0.0752
"Операция Новый год" Экскурсия - квест по Петропавловской крепости

1 0 ER 0.0752
И еще немного фото с этой встречи.
А какой выстрел на видео из 2ух пушек одновременно! Аж рука дрогнула 💥

0 0 ER 0.0602
От Ладоги до Финского залива
Выводит путь строптивая Нева.
У стен Орешка кажется пугливой,
А в град Петра заходит весела.
Ее веселье в радужном течений,
В волшебных бликах солнечной волны.
Биенье волн — источник вдохновенья,
С ним люди верят, что они вольны.
Неве к лицу гранитная оправа
И ожерелья питерских мостов.
Глядит достойно в реку берег правый,
А слева Зимний кланяться готов.
И проступает в водах величавость
От отраженья прелести дворцов.
И принимают невские причалы
Восторги яхт, судов и катеров.
#городпетра
#экскурсиидетям

2 0 ER 0.0892
Форт Тотлебен — невидимая керченская крепость

Одной из самых интересных достопримечательностей Керчи является форт Тотлебен – крепость, построенную так мастерски, что ее видят только те, кому положено.

Севастопольский фортификатор в Керчи

Керченский пролив – зона стратегическая. Сегодня это понимают практически все. Тем лучше это было понятно продвинутым военным специалистам прошлого. Археологи давно обнаружили боспорские укрепления, руины средневековой турецкой крепости Еникале и сегодня выглядят впечатляюще. Но вот фортификационных сооружений нового времени возле Керчи как-то не видно.

Загадочное керченское укрепление носит еще и имя собственное (вполне официально, оно было присвоено основной его части монаршей волей) – форт Тотлебен. И присвоение крепости этого имени – всего лишь справедливость.

Эдуард Иванович Тотлебен (1818-1884) родом был из курляндских немцев, а по роду занятий – военным инженером. Ему довелось быть участником многих кампаний (несмотря на то, что у офицера было больное сердце), но самой знаменитой и значительной из них стала Первая Севастопольская оборона в ходе Крымской войны.

Персона Тотлебена как одного из руководителей этой знаменитой кампании находится несколько «в тени» трех легендарных севастопольских адмиралов – возможно, еще и потому, что он единственный из четверых Крымскую войну пережил.

Однако сами адмиралы относились к инженеру с немалым уважением – он умел делать то, что они не могли. Тотлебен руководил в Севастополе сооружением и ремонтом укреплений и показал себя отличным специалистом в части минной войны, испортив противнику не одну попытку подрыва.

Проявленный Тотлебеном в Севастополе профессионализм привлек внимание нового царя – Александра II. Он приблизил офицера, повысил его в звании, давал ему важные должности. В частности, в 1859 году Эдуард Иванович стал руководителем инженерного департамента российского военного министерства. В этом качестве он и сыграл важную роль в появлении в Керчи новой крепости.

Итоги Крымской войны заставили российское руководство обратить на Керчь особое внимание. Дело было в том, что заключенный после войны Парижский мир (крайне невыгодный для России) не допускал наличия на Черном море российских военных кораблей и военных сооружений. Но про Азовское море и ведущий к нему пролив в документе ничего сказано не было! Поэтому и возродилась идея укрепления Керчи и прилегающих территорий.

Автором первого проекта по этой части был генерал Кауфман. Он предложил перестроить и обновить средневековую крепость Еникале, приспособив ее для нужд современной войны. Это произошло в 1856 году. Царю идея понравилась, но ее вскоре забраковал не кто иной, как Э.И. Тотлебен. Полностью поддерживая сам план укрепления Керчи, севастопольский фортификатор выступил за строительство мощной крепости на Павловском мысу, на месте бывшей батареи и французского лагеря.

Окончательный план представлял собой идею Тотлебена об укреплении Павловского мыса, дополненную лично царским замыслом фортификационных работ на мысу Ак-Бурун и косе Тузла. Строительство началось в 1857 году, а через два года новый начальник инженерного департамента лично прибыл для руководства работами. В деле укрепления Керчи Э.И. Тотлебен пользовался полной свободой и неограниченным царским доверием.

История форта Тотлебен

Выстроенная Тотлебеном крепость в результате оказалась одной из 6 фортификаций первого ранга во всей России, а это серьезный показатель. Но ирония судьбы заключалась в том, что по назначению она фактически не использовалась.

Форт Тотлебен

Статус крепости новое укрепление получило в 1862 году. И только в 1872 году царь, посетив в очередной (уже третий) раз новые бастионы, осуществил «приемку работы». Полностью же оснащение крепости и укомплектование гарнизона было завершено только к 1877 году, к самому началу Русско-турецкой войны.

Но к тому времени изменилась глобальная стратегическая ситуация. Основным фронтом войны с Турцией стала Болгария, а не Крым или Кавказ. Да и Парижский мир с его требованиями приказал долго жить, так что Российская империя уже вовсю укрепляла Севастополь и беспокоилась о создании подходящих условий для флота в Одессе. Керченская крепость оказалась не так уж и нужна.

Однако она оставалась мощнейшим фортификационным сооружением. Даже ее отдельные части имели имена собственные. Их присвоил им царь во время своего первого визита на строительство в 1861 году. Два люнета высочайшим повелением были поименованы Минским и Виленским (в ознаменование заслуг солдат одноименных полков); ну а основной форт стал именоваться Тотлебеном – вполне по заслугам.

Арсенал и штрафбат

В результате изменений стратегической обстановки крепость не была затронута военными событиями конца XIX – начала ХХ вв. Преимущественно она использовалась в качестве склада-арсенала – надежные помещения (многие из которых располагались под землей) хорошо подходили для таких целей.

Во время революционных событий 1905-1907 гг. (а жители Крыма приняли в них весьма активное участие) в форте содержали политических арестантов. Затем он вернулся к роли арсенала, и в ходе Первой мировой ограничился ролью базы для местных судов, занимавшихся постановкой минных заграждений. Не довелось крепости стать ареной значительных сражений и в период Гражданской войны.

В первые годы советской власти пострадали некоторые наземные сооружения крепости – вот так, в мирное время! Их разбирали на стройматериалы. Но вскоре разбазаривание прекратилось – крепость вновь стала складом-арсеналом, теперь уже Красной армии.

В этом качестве на начальном этапе Великой Отечественной крепость все же вступила в бой. Неделю оборонял ее небольшой гарнизон в ноябре 1941 года. Затем форт Тотлебен стал ареной ожесточенного сражения в мае 1942 года. После нескольких дней обороны советские солдаты оставили его, предварительно подорвав хранившиеся в подвалах боеприпасы.

После войны крепость снова стала арсеналом. Но было и новшество – ее превратили в базу флотского дисциплинарного батальона.

Заповедник с тайнами

Потом СССР прекратил свое существование. В моду вошла «конверсия», и численность воинских частей стала быстро сокращаться. В связи с этим крепость Керчь тоже оказалась «бесхозной» – в 1995 году была расформирована базировавшаяся в ней часть. Но ей повезло – в 2003 году комплекс передали Керченскому историко-культурному заповеднику.

Ныне форт Тотлебен имеет статус объекта культурного наследия федерального уровня. Это значит, что он строго охраняется и систематически исследуется. А работы для исследователей там все еще много – до сих пор не составлена полная схема подземных коммуникаций укрепления и нет гарантий, что все помещения форта безопасны в смысле возможного взрыва.

К примеру, в 2019-м году в одном из подземелий обнаружили целых 1700 осколочных бомб, а на следующий год было найдено еще 4 боеприпаса во дворе крепости. Их благополучно обезвредили, но где гарантии, что «подарки» были последними? Эти обстоятельства вызывают многочисленные ограничения для любопытствующих, желающих посетить уникальный объект.

Правила безопасности

Сегодня форт Тотлебен доступен для туристов – это важный экскурсионный объект в Керчи. Однако доступ не безусловен, и связано это с вопросами безопасности.

В форт не пускают туристов-одиночек – только в составе экскурсионных организованных групп. Существует несколько экскурсионных маршрутов, все они четко выверены. Во время пребывания в крепости следует строго слушаться экскурсовода и не лезть туда, куда он не велит лезть.

К экскурсиям не допускаются дети дошкольного возраста. Тут дело и в безопасности, и в том, что малыши просто не поймут материал и им будет скучно.

Для экскурсии потребуется достаточно теплая одежда (ведь значительная часть маршрутов проходит по подземельям) и практичная обувь. Не помешает и фонарик – во многих помещениях освещение недостаточное. На фото- и видеосъемку требуется разрешение. Но это касается только профессиональной аппаратуры, не телефонов и карманных «мыльниц».

Поскольку объект нельзя посещать самостоятельно, здесь нет и «дней бесплатного посещения» – ни для кого. Однако сэкономить можно, так как заповедник предоставляет множество льгот по оплате билетов самым разным категориям населения. По стандартному расписанию экскурсии отправляются 3 раза в день. Однако через администрацию заповедника можно договориться о внеочередном посещении для организованной группы.

Обязательное экскурсионное обслуживание решает еще одну проблему – поиска туристами объекта. Дело в том, что расположена крепость на отшибе, непосредственно к ней не ведут никакие трассы и не ходит общественный транспорт. А построена она так, что, невзирая на свои внушительные размеры, малозаметна на местности.

Тотлебен сумел скрыть свое творение от глаза потенциального противника (хоть с моря, хоть с суши) без всяких маскировочных сеток и прочих навесных хитростей. Но тем самым он скрыл его и от взглядов потенциальных почитателей своего инженерного таланта.

Экскурсии по Керченской крепости

Историческим памятником сейчас признан весь комплекс крепости Керчь. Однако даже во время самой полной экскурсии (продолжительность 3 часа) туристы могут посмотреть далеко не все ее объекты. Да что там – и сотрудники заповедника видели далеко не все, так как часть подземных сооружений крепости все еще не исследована и не изучена.

Фортификационный лидер

Сегодня форт Тотлебен – едва ли не лучшая по сохранности из шести крепостей первого ранга Российской империи. Всего на ней насчитывается около 150 объектов – на земле и под землей (возможно, продолжение исследования увеличит это число).

Габариты и технические характеристики крепости могут произвести впечатление даже на далекого от военного дела человека:

Общая площадь – 420 га.

Периметр – 7 км, из них 4 км береговой линии.

Максимальные размеры гарнизона – 5200 человек.

Количество ворот – 20.

Огневая мощь при одновременном залпе – 20 тонн боеприпасов.

На вооружении 48 мортир дальнобойностью 12 км.

Число дальнобойных орудий – более 430 (еще уточняется).

Вместимость пороховых погребов (5 штук) – 20 тыс. пудов пороха (пуд примерно равен 16 кг, если кто не знает).

Глубина рва – 5 м.

Керченский пролив из крепости просматривался (со специальной площадки) и простреливался полностью. Пороховые погреба с двойными стенками могли выдержать прямое попадание. А наземные сооружения так ловко вписаны в ландшафт, что реально незаметны со сколько-нибудь значительного расстояния. Врагу, попавшему под огонь этой крепости, пришлось бы долго ломать голову над вопросом, откуда ему прилетает.

Экскурсионные возможности

Хотя туристам сегодня показывают далеко не все объекты крепости, им доступны достаточно интересные места, позволяющие составить впечатление об этом сооружении. Экскурсионные маршруты захватывают как наземные, так и подземные объекты.

В ходе экскурсии можно осмотреть часть жилых помещений гарнизона, кухни, столовые, наблюдательные и огневые позиции. Мини-водохранилище с резервуаром на 5 тыс. куб. м воды (призванное избавить гарнизон от проблемы с водой в случае осады) исправно действует до сих пор и используется по назначению.

Туристам показывают также пороховые погреба (поражающие и размерами, и конструкцией, придающей им особую прочность), подземные казематы (их использовали и в качестве складов, и в качестве камер для заключения) и часть сложной системы подземных тоннелей.

Тотлебен еще в Севастополе прославился умелым и эффективным противодействием вражескому минированию, и в Керчи заранее принял меры против угроз такого рода. Под крепостью проложены многочисленные минные и контрминные тоннели. Есть здесь и потайные переходы, позволявшие защитникам скрытно перемещаться между отдельными объектами укрепления.

Форт Тотлебен – уникальный памятник инженерной мысли не только Керчи и Крыма, но и всей России. Ему повезло, как везет немногим крепостям – бастиону почти не пришлось «работать по специальности», то есть воевать. Теперь же он ждет еще одного везения – полного изучения, избавления от опасного наследия прошлого и окончательного превращения в интереснейший и популярный туристический объект.

1 0 ER 0.0763
7 февраля родился
Владимир Егорович Маковский — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик, действительный член Петербургской Академии Художеств.

1 0 ER 0.0601