Статистика ВК сообщества "Профориентация | ЦТР "Гуманитарные Технологии""

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

«ПОМНИТЕ, ЧТО ВЫ РОЖАЛИ РЕБЁНКА НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОН СДАЛ ЕГЭ»
Вы согласны с автором?

Каких учителей надо беречь как зеницу ока, и в каких случаях стоит сделать уроки за ребенка, рассказывает психолог Людмила Петрановская.

Как понять, что вам повезло с учителем

Если вы пришли на родительское собрание в первый класс, а учительница говорит, что у вас слабый класс, поэтому вам придется постоянно делать с детьми уроки, значит, у вас обычная ситуация, почти как у всех. Если учительница рассказывает, как важно вселить в ребенка уверенность, дать ему возможность спать днем, не ругать за оценки, то вам очень повезло. Сдувайте пылинки с такой учительницы, пишите ей благодарственные письма и молитесь, чтобы она никуда не переехала.

Если в старшей школе все собрание обсуждается только ЕГЭ, – это обычная ситуация. Если же вашим детям в начале 11 класса говорят: «ЕГЭ – это понятно. Но вам 17 лет, жизнь продолжается, поэтому не забывайте отдыхать и общаться», цените это. На школу и педагогов сейчас оказывается сильное давление, и если они так говорят, значит, весь удар принимают на себя. Поддерживайте таких учителей, если нужно, потому что это очень тяжело.

Не оценивайте ребенка по его школьным успехам

Мы, взрослые, можем не делать то, что у нас плохо получается. Мы можем делать то, что удается, и чувствовать себя успешными, нужными и умными.

Каждый из нас знает свои сильные и слабые стороны: кто-то не ладит с цифрами, кто-то с трудом пишет тексты, и его счастливая возможность – этого не делать.

Дети лишены этой возможности. Они участвуют в лотерее. У кого-то из них совершенно случайно профиль способностей совпадает с тем, что считается хорошим и востребованным в школе, причем в разные годы это разные способности. Например, в начальных классах повезет тем, кто обладает хорошей мелкой моторикой (у них красивый почерк), а также устойчивым вниманием (они умеют списывать без ошибок).

Ребенка с его уникальным набором сильных и слабых сторон сличают с образцом, который актуален для конкретной школы и возраста: подходит или нет.

Если ваш ребенок «не подходит», помните: это не потому, что он плохой, а потому, что он случайно не подошел. Это вопрос везения. Можно с чем-то из этого работать, корректировать, но не надо навешивать оценку «хороший» или «плохой». Есть дети, которые были троечниками в школе и стали одними из лучших студентов в вузе. Есть и те, кто получил золотую медаль, но не смог окончить университет.

Родители даются детям для защиты и заботы

Многие педагоги искренне верят: если у тебя что-то не получается, нужно чаще упражняться. Больше читать, писать, решать примеры.

Если ваш ребенок делает ошибки, и вы его заставите сделать в три раза больше заданий по русскому языку, он не перестанет ошибаться. Если у ребенка хронически что-то не получается, повторение и усердие не помогут: нужна грамотная диагностика. С этим работают психоневрологи, логопеды, дефектологи. Чем раньше вы к ним обратитесь, тем лучше.

Помните: вы даны детям не для того, чтобы они делали уроки. Это революционная мысль, которая повергает в глубокий шок педагогов. Однако это так: родители даются детям для обеспечения защиты и заботы – это их функция.

С какими бы сложностями ни встретился ребенок, ваша задача – подумать, как о нем позаботиться. Эта забота может быть разной. Наладить режим дня, если он первоклассник. Или помочь ему настроиться, чтобы сделать какую-то неприятную часть работы, поделиться своими приемами.

Чем больше вы будете ругать ребенка и заставлять его делать уроки или готовиться к ЕГЭ, тем хуже вы сделаете для его образования. В стрессе учиться невозможно. Ваша задача – минимизировать стресс и сделать так, чтобы ребенок был уверен в ваших с ним отношениях. Чтобы он знал: оценки, уроки, домашние задания и ЕГЭ их не разрушат.

Не делайте из ребенка лазутчика в стане врага

Есть и другая крайность, которая часто встречается у родителей. Это «партизанское» отношение к школе как к логову врага, где ребенка «сожрут», но ходить туда все равно нужно. Как ребенку соединить это в своей голове? «Мои родители считают, что это чудовищное место, но все равно каждый день меня туда за руку отводят».

Многие мамы и папы травмированы своим школьным детством и вспоминают эти «годы чудесные» как тотальный кошмар.

Ребенок еще свои первые гладиолусы до школы не донес, а родители уже думают о том, как его хрупкие косточки хрустят на зубах этого монстра.
Помните, что учителя при всех сложностях – обычные люди, которые к тому же находятся под родительским давлением. Педагоги рассказывают мне, какой кошмар, к примеру, эти родительские чаты. Учителю могут написать в полночь: «Можно мы отступим не одну клеточку, а две?» или «Почему вы задали именно эту задачу?»

Со школой можно наладить нормальное взаимодействие. А если в вашем случае школа – это действительно кошмар и вы считаете, что в этом учебном заведении ребенку плохо, лучше заберите его оттуда.

Подросток еще может противостоять системе и получить из этого противостояния что-то полезное для развития личности. Для ребенка младшего школьного возраста это невыносимая нагрузка, не делайте из него лазутчика в стане врага.

Нужно ли помогать ребенку с уроками? Домашнее задание ничем не отличается от любого другого дела, в котором дети нуждаются в вашей помощи. Если ребенок может зашнуровать ботинки, он их зашнуровывает. Если он запутался, пыхтит, вот-вот заплачет и просит вас о помощи, вы ему поможете. Так и с уроками. Хватает собственных знаний, умения, терпения – помогайте сами, не хватает – приглашайте профессионала.

Помощь ребенку необязательно заключается в том, чтобы решить за него задачу или нанять репетитора. Можно эмоционально поддержать его. У многих детей сложность не в том, чтобы решить задачу, а в том, чтобы уговорить себя начать ее решать. И тут как раз нужна ваша поддержка. Вы можете рассказать, как сами справляетесь с неприятными заданиями. Подбодрить, рассмешить, покормить, обнять, как-то иначе поднять ребенку настроение и снизить уровень стресса.

Людмила Петрановская

26 1 ER 1.1333
Aктуальный экспepимент.
Детям от 12 до 18 лет пpeдложили добpoвольно пpoвести восемь чacoв нaeдине с самим собой, исключив возможность пoльзоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром.

По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной.
Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Стоит над чем подумать...

Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".

60 2 ER 1.5521
Мне 20 лет и меня обманули! 6 родительских ценностей, которые оказались ложными.
(вы согласны с автором?)

Миф № 1. Полезно посещать тысячу кружков
Нас учили
От своих ровесников я часто слышу фразу: «Да я чем только в детстве ни занимался». Пользы из этих занятий почти никто не получил, а навык играть на контрабасе годится только для игры «Угадай, какой факт обо мне правда». Родители считают, что нам будет проще определиться со своим будущим, если мы будем ходить одновременно на танцы, футбол, английский, физику и в музыкальную школу. Столько всего попробовали, такое пространство для выбора!
Как правило, занятия выбирают родители, считая, что у людей младше 18 в принципе не может быть своего мнения. Многие дети ходят на секции и даже достигают успехов только для того, чтобы порадовать папу с мамой.

Оказалось

Родители больше всего боятся, что мы ничем не будем заняты, ведь от безделья все проблемы. Они стыдят и пугают ничегонеделанием. Но как восполнять потраченные ресурсы, они и сами не знают — и потому не учили этому детей. Неумение отдыхать и чувство вины за передышку делают нас или несчастными трудоголиками, или саботажниками, которые отказываются от любой деятельности, пытаясь восполнить время детского беззаботного отдыха.

После многих лет отчуждения инициативы ты уже не хочешь ничего, кроме как погулять с друзьями, поздно ночью уснуть под сериал и проспать до обеда. Но оказалось, что во взрослой жизни не заводить будильник — это практически роскошь. Почему, зная это, родители отнимали у нас единственный период в жизни, когда можно быть свободным и беззаботным без риска жить впроголодь?

Взрослым кажется, что вечная занятость поможет их ребенку в жизни. Но на деле он будет страдать от нехватки общения со сверстниками и злиться на родителей, а не благодарить их за широкий кругозор.
А привычка к постоянной загруженности может превратиться в компульсивное потребление дополнительного образования, за которым стоит страх столкнуться с реальной жизнью, где вместо уроков и домашек настоящие задачи.

Когда мама перестала решать, что я буду есть, носить и делать, я столкнулась с тем, что мне трудно понять: а что я хочу есть, носить и делать? Когда с твоим мнением не считаются добрых 20 лет, сложно осознать, что оно у тебя всё же есть и к нему нужно прислушиваться. Если бы у меня был выбор, я бы пошла только в один кружок, где меня бы научили слушать себя.

Если человек хочет развиваться в нескольких сферах сразу, здорово! Но выбор должен быть добровольным и связанным с его интересами. Когда мы распыляемся на «обязательные», но не интересные для нас занятия, мы тратим время, силы, деньги впустую. Можно не учиться чему-то новому каждый месяц — и оставаться образованным, интересным, полноценным человеком.

Миф № 2. Нужно получать только хорошие оценки
Нас учили
Вечная классика: «Ты должна получать только пятерки!». Мы растем, боясь совершить ошибку, ведь за это ругают родители, обзывают одноклассники и давят педагоги. Я помню этот ужас, когда на весь класс объявляют оценки и мне страшно не столько получить двойку, сколько увидеть осуждающий взгляд учителя и насмехающихся одноклассников.
Зачастую отличники учатся хорошо, потому что дома их поджидают помешанные на контроле родители. Оценки для таких детей — способ выжить в собственной квартире, а не показатель стремления к знаниям.

Оказалось
Отличники страдают, когда строят карьеру, ведь «одни пятерки» — это иллюзия, которую нам создала школа. В реальной жизни эти оценки ничего не стоят, ведь их получают, исполнительно играя по чужим правилам. А умение играть не по правилам и придумывать свои не прилагается к красному диплому.
От давления оценок страдают и те, кто так и не добились дневника с одними пятерками. Они махнули на себя рукой — ведь никто не хвалит тебя за провалы и не говорит, что нормально чего-то не понимать. Такие люди ошибаются — но каждый раз боятся своих ошибок и избегают испытаний, которые они могут не пройти.
Никто не говорил, что стремиться надо не к оценкам, а к знаниям. Родители не утешали нас тем, что оценки никогда не будут объективным показателем наших умений. Я была бы рада узнать это гораздо раньше.

Но годы давления не прошли зря: даже понимая ценность ошибок, я не перестаю себя за них осуждать. Да, благодаря фейлам я стала собой, но в то же время именно из-за них я не могу себя полюбить. До сих пор, даже получая оценки на факультативных курсах, где никто не будет меня ругать, я каждый раз волнуюсь, прямо как в школе, когда объявляли результаты контрольной.
В реальности ни у кого ничего не получается идеально с первого раза (да и не с первого тоже). Невозможно всегда всё делать правильно, нравиться всем учителям — а дальше начальникам и коллегам — и никогда не ошибаться. Оказалось даже, что на ошибках ты учишься лучше, чем по любым учебникам. И самое главное — без ошибок не бывает роста.

Миф № 3: Нет депрессии, есть незанятость
Нас учили
Многие взрослые до сих пор не признают существование депрессии и других психических расстройств и тем более не понимают необходимости медикаментозного лечения. Многих из нас воспитывали с мыслью, что страдать можно только от тяжелой работы (она же избавляет от любых проблем) и что нечеловеческие условия сделают из инфантильного подростка достойного члена общества.
Армия и разгрузка вагонов — вот лучшее лекарство от любых расстройств! В строю или за станком будет некогда хандрить! Предыдущие поколения боролись за мир и комфортные условия для жизни, а теперь они же видят в этом причину всех бед избалованного поколения двадцатилетних.

Оказалось
Резкий контраст между родительскими установками и объективной реальностью добавляет стресса в и без того непонятную взрослую жизнь.
Эксперты пока не ответили — наше поколение подвержено психическим расстройствам с юности или всё дело в развитой диагностике и психопросвещении? Но можно сказать точно, что из-за чрезмерной опеки и контроля, вечной занятости и неумения прислушиваться к своим желаниям мы плохо понимаем себя и поэтому не можем вовремя распознать, что нам нужна помощь.
Хорошо, что в современном обществе поход к психотерапевту уже не считается чем-то зазорным. Теперь от большей части своих ровесников я чаще вижу просьбу поделиться контактом хорошего врача, чем помочь с выбором бара на вечер пятницы.
Даже если депрессия — «болезнь мирного времени», то это не значит, что она выдуманная или что ее стоит лечить, только начав войну с самим собой. Не страшно, если с тобой что-то не так и тебе нужна помощь. Страшно не понять, что с тобой не так, постыдиться попросить помощи или попытаться заглушить проблему, что только сделает хуже.

Миф № 4. Получить диплом очень важно
Нас учили
Родители выпускников по-прежнему настаивают на немедленном получении диплома, ведь ребенок без вышки — это позор семьи и будущий бомж! Весь 11-й класс родители озабочены репетиторами, оценками и экзаменами больше, чем собственным ребенком. Если вам повезло, репетиторы и беспокойство начинаются уже в средней школе. Запихнуть несчастного подростка в вуз любой ценой — единственный смысл жизни каждого опекающего родителя.
Многие родители считают, что без высшего образования нельзя не только получить высокооплачиваемую работу, но и без стыда общаться с приличными людьми. Некоторые говорят, что когда-нибудь в трудную минуту оно выручит.

Нас толкают в институты сразу после школы, не давая возможности подождать и выбрать то образование, которое нам действительно нужно. В итоге вместо мотивированных студентов вузы получают нас — ничего не понимающих бывших школьников, которые тратят свое время на ненужные дисциплины, сидя в аудиториях, как в тюрьме. Первокурсники еще ловят кайф от мысли, что они уже совсем взрослые, при этом абсолютно не соображают, что с этой взрослостью делать и куда движется их жизнь.

Что еще хуже, в самих вузах нас встречают взрослые с теми же самыми установками. Многие факультеты заманивают студентов своей «современностью», но по факту обучение не соответствует заявленному уровню. На первом курсе ты, воодушевленный, думаешь: сейчас меня тут научат всему и сразу! В итоге оказывается, что твой преподаватель последний раз работал по специальности 20 назад (и пользуется источниками тех же времен).

Оказалось
Только к 20 годам понимаешь, в чем тебя обманули. Диплом идет в придачу. А во многих областях учиться приходится уже после выпуска — «в поле». Два десятка лет в нас насильно впихивают информацию, с которой непонятно что делать. Только впервые оказавшись на реальной работе, мы сами начинаем учиться — наконец целенаправленно и осознанно, потому что именно практика указывает нам, где нужно подтянуть теорию. Когда в нас перестают вливать потоки информации, мы начинаем нуждаться в ней сами. У человека есть естественная потребность учиться — но по своей воле, а не насильно, как принято в нашей системе образования.
Не зря сейчас так популярна идея lifelong learning: учиться надо всегда и ради себя, а не пять лет и ради диплома. Курсы и допобразование так популярны как раз потому, что программа университетов не успевает за стремительно развивающимся рынком труда, особенно в сфере digital — а также потому, что мы хотим учиться сами, несмотря на все попытки системы образования отбить у нас это желание.

Кроме того, концепция «одна жизнь — одна работа» сильно устарела. Сомневаюсь, что среди двадцатилетних есть те, кто хочет всю жизнь отдать одной компании, даже если это будет Apple. Мои ровесники больше стремятся к собственному делу, фрилансу или проектной работе. Многие мои друзья занимаются «обычной работой», но только единицы хотят остаться на ней навсегда. Лично я делаю всё возможное, чтобы быстрее уволиться с административной должности и больше на нее никогда не возвращаться.
Да, существуют профессии, в которых без высшего образования никак: врач, юрист, архитектор — но не все стремятся в эти двери. Сейчас много профессий, о которых наши родители или университетские профессора в университете не слышали.

Миф № 5. Поступать нужно сразу после школы
Нас учили
Популярная на Западе практика gap year (свободный год после школы) в России воспринимается как год тунеядства. Подростков пересаживают из-за одной парты за другую, не давая посмотреть на реальный мир, в котором им придется жить, когда эпоха оценок закончится. Я не знаю лично ни одного человека, который осознанно взял gap year — зато знаю тех, кто проводили его в армии или комплексуя, что не прошли конкурс.
Конечно, только обеспеченные люди могут позволить себе отправить ребенка путешествовать или хотя бы дать заниматься чем угодно (если сами избавились от устаревших стереотипов, конечно). А вот в бедных семьях отсрочить получение диплома на год означает отложить финансовую независимость. Подростки из таких семей часто начинают работать еще во время учебы, и если бы им дали свободный год, они бы, вероятно, не искали себя, а сразу вышли «к станку». Нехватка денег вообще ставит под сомнение экзистенциальные поиски: а кто их оплатит?

Да, подростки не знают жизни. Да, мы можем пожалеть о своем выборе. Но нам нужно учиться думать за себя и нести ответственность за последствия. А родители сначала настаивают на поступлении, а потом на том, чтобы непременно доучиться до конца. Уйти из университета оказывается так же психологически сложно, как не пойти в него после школы — даже если ты осознал, что это было очень плохое решение. И ту, и другую инициативу у нас забирают, обычно со словами «Я лучше знаю, что для тебя будет лучше». В итоге четыре года в университете могут превратиться в те же годы «тунеядства», которым обещал стать the gap year. После них придется искать себя заново.

Оказалось
Ты не становишься отбросом общества, если не поступаешь в университет сразу после школы или если бросаешь вуз и твой gap year начинается позже. Гораздо эффективнее попробовать жизнь на вкус после школы, чтобы понять, нужно ли тебе вообще образование или в твоей будущей сфере надо сразу окунуться в практику, освоив базу, не требующую четырех лет зазубривания учебников.
Нормализация gap year дала бы университетам больше мотивированных студентов, которые будут учиться, зная свои цели, а не потому, что родители заставили или военкомат готовит повестку.
Когда идешь в университет осознанно, понимая, зачем тебе это нужно, то и учеба дает свои плоды, и чувства просиживания штанов нет. К сожалению, сразу после школы стать таким определившимся студентом сложно, а вот в 20 лет — самое то.
Думать самостоятельно и быть ответственным за свою жизнь после долгих лет родительского контроля тяжело, ведь теперь вина за всё ложится на мои плечи, а не мамины, папины или бабушкины. Строить свою жизнь самому страшно, но бесценно.

Миф № 6. Будущее можно легко «испортить»
Нас учили
С самого детства нам прививают острое чувство ответственности за свое будущее, как будто каждое наше действие в подростковом возрасте фатально повлияет на всю нашу дальнейшую жизнь. Из-за этого кажется, что бросить университет, выбрать тусовки по выходным вместо похода в библиотеку или поехать в незапланированное путешествие — это катастрофа.
Нам в голову вдалбливали схему идеальной жизни, по которой надо двигаться, как по ступенькам: школа, университет, работа, семья, пенсия. Но если что-то пойдет не так, всё разрушится! Чувство гиперответственности за каждое решение сковывает. Мы боимся рисковать и менять свою жизнь, потому что кажется, что мы сразу сворачиваем с намеченного пути.

Оказалось
Нет никакого пути, а жизнь больше похожа на лабиринт, чем на лестницу. Нас ждут десятки крутых поворотов и тупиков. Мы можем бросить учебу, несколько раз сменить профессию, город, страну, влюбиться, создать семью и развестись (и даже не один раз) — и всё это нормально. В жизни многое поправимо, поэтому не стоит видеть в каждом пункте списка дел судьбоносное решение.
А наши родители должны были научить нас устранять последствия неудавшихся экспериментов, а не стоять над нами со словами: «А мы предупреждали!» Конечно, никто не говорит, что нужно перестать думать о будущем, выбросить ежедневник и устроить полный carpe diem (хотя иногда, пожалуй, это то, что нужно).

Иногда сегодня — это просто сегодня, а не очередной маленький шаг к большой цели. А будущее в том виде, в котором мы его запланировали, не наступает никогда.

35 1 ER 0.8976
Отличия советских и современных детей — мнение учителя.

(вы согласны с автором?)

Научно-исследовательский центр системного анализа и прогнозирования опубликовал размышления учителя Игоря Гусева, который преподавал историю на рубеже распада СССР и образования новой России. В своей статье автор сравнил советских и современных детей.

«Чем современные дети отличаются от школьников 1980-х: 10 пунктов учителя истории

Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в Рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 гг.

Преподавал историю, а также обществоведение, психологию и логику (в те годы экспериментально практиковались и такие дисциплины). Был классным руководителем.

Ушёл из школы вместе с моими выпускниками, так что совесть перед ними чиста. Минуло четверть века, и в прошлом году меня попросили временно заменить в одной из школ захворавшего историка.

Так, нежданно-негаданно для себя, я вновь погрузился в эту прекрасно-необыкновенную, чудовищно-непутёвую школьную жизнь, со всеми её плюсами и недостатками.

У меня появилась завидная возможность сравнить своих учеников — тех, прошлых, и нынешних, современных. Это было особенно любопытно, тем более, что среди новых учеников обнаружились отпрыски моих былых воспитанников. Сравнение отцов и детей обещало быть интересным!

Считается, что у хорошего педагога любимчиков не бывает. Ему все дети одинаково противны. Я учитель плохой… Детей очень люблю и сам, будучи современным папой, искренне пытаюсь понять новое поколение, младое и малознакомое.

Сами по себе дети прекрасны! Есть просто умнички и лапочки, со многими, как мне кажется, мы искренне подружились. Тронули до глубины души их слёзы на глазах, когда через полгода нашей совместной работы настал срок мне покидать это гостеприимное школьное сообщество. Спасибо, милые мои, я вас помню и люблю… Так есть ли отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением славных оболтусов?

Первое

Что бросается в глаза в современной школе — много тучных детей, особенно девочек.

Виной тому, полагаю, не только нездоровое питание, но и те стрессы, в которые дети погружены с момента рождения.

Нередко полный человек набирает лишний вес именно под воздействием постоянного нервного напряжения. Это своеобразная защитная реакция организма. Дети, если сравнивать с прежними поколениями, вообще очень мало развиты физически. Отсутствие подвижных игр.

Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи „скакалочки“, „резиночки“, а мальчики гоняли мячик. Никаких „казаков-разбойников“ и „салочек“! В лучшем случае — бессмысленная возня и толкотня.

Но чаще всего, Его Величество мобильник! Забывая всё на свете, не видя никого и ничего, дети тычут пальчиком по экрану.

Они „играют“ на мобильнике по дороге в школу, на перемене, играют на уроке, в туалете, играют по дороге домой. Начало урока для детей всегда мука — ведь зловредный учитель требует спрятать мобильник с недоигранной игрой! Дети злятся, они раздражены и мало думают об уроке…

Второе

Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я ещё помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого получается много!

Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя.

Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ёрзает, руки бегают по парте, ребёнок бессмысленно перекладывает карандаши-ручки-линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит её на место. Интересуюсь: „Саша, что ты искал?“. Смущённо улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких „Саш“ — полкласса.

Третье

Современные дети с рождения усваивают массу информации, но вся эта информация, как правило, мало связана с обыденной жизнью и уж, конечно, не имеет отношения к истории. Рассказываю на уроке о крестьянском труде, о подсечно-огневом земледелии.

Тут понимаю, что дети вообще не ориентируются, что такое плуг, зачем нужна борона, как сеют и выращивают хлеб! Недоумённо хлопают глазами.

В старое время советские дети получали много информации из мультиков. Помните? Кошечки и собачки пекли хлеб, Фока на все руки дока ковал подковы в кузне, персонажи народных сказок из советских мультфильмов много и трудолюбиво работали. В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда — они „мир спасают“!

Четвертое

Дети не читают, т. е. совершенно! Вообще!!! Успешное преподавание истории обязательно базируется на тех историко-приключенческих романах, которые подросток „проглотил“ к средней школе. Помните, у Высоцкого: „Значит, нужные книги ты в детстве читал!“

Сейчас не читают никаких книг…

И вот стою я перед классом, весь такой красивый и самонадеянный, рассказываю об истории Франции XVII века и наивно вопрошаю: „Помните, как Д’Артаньян приезжает в Париж?“ И вижу огромные недоумённые глаза детей!

Оказывается, из четырёх средних классов роман „Три мушкетёра“ читали лишь три человека!!!

Но я такой старый, что ещё помню, как это произведение читали буквально все, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным! Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит — читающий ребёнок. Увы, но таких уникумов прискорбно мало…

Пятое

Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы.

Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их „личному потреблению“. У меня есть небольшая коллекция предметов, привезённых из археологических экспедиций.

В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами…

Теперь же попытка предъявить мою коллекцию ученикам вызвала у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). 25 лет назад это вызывало восторг…

Сегодня это им не интересно! Переданное мною по рядам рубило каменного века многие даже не рассматривая передавали дальше.

Я, вообще, был приучен к особому вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка все дружно хватают мобильники и, играя на ходу, вылетают в коридор.

Шестое

В каждом классе всегда были диссиденты. Это, как правило, дети-личности, они особые, неординарные. Они могли портить нервы учителю, могли спорить и не соглашаться, отстаивая своё мнение. Таких учеников вечно ругали, „пытались поставить на место“, их родителей нередко вызывали к директору. Но умные учителя таких ребят в душе очень любили. Это были личности, имеющие своё собственное мнение.

В современной школе такой диссидентствующий типаж также имеется.

Только разница в том, что нынешний „диссидент“ портит тебе нервы и умничает не потому, что „борется за справедливость“. Он язвит просто „по приколу“! У него нет особого, своего мнения.

Это изначально умный, неординарный ребёнок, с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому — просто дерзит.

Седьмое

У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще не понимают, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так…

Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто найти и выписать из учебников готовые ответы! В прежние годы мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась…

Эксперимент дал поразительные результаты.

Многие ученики не нашли ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы!

Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах.

Я пытался исследовать этот феномен.

Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само собой.

Может быть, дело в этих стереотипах сознания?

Присматриваясь к мультяшкам и кинофильмам, которые смотрят наши дети, которые сегодня идут в кинотеатрах, можно заметить, что многие из них имеют некую общую канву.

Живёт некий мальчик (девочка) — откровенный лузер и неудачник. Он (она) не обладает никакими особыми способностями, никакими особыми талантами. Он беден, некрасив и одинок. И вдруг неожиданно выясняется, что он (она) избранный! Он пришёл в это воплощение, чтобы спасти мир! Невероятным волшебным образом наш вчерашний неудачник вдруг приобретает особые таланты, способности и становится супергероем! Он обретает всё — славу, почёт, любовь, дружбу и успех!

Заметим, это в старом „совковом кино“ герой, чтобы обрести себя, должен был много трудиться, учиться, преодолевать трудности и свою собственную лень.

В советском мультфильме просто так никому ничего не доставалось. Только через труд и преодоление лени, трусости, эгоизма обыденный персонаж становился Героем. Он не превращался чудом, он делал себя сам!

В современных мультфильмах герой, как правило, приобретает свои способности просто так, по волшебству, или на худой конец, скушав особую пилюлю (тогда это уже не фэнтези, а научная фантастика).

Может быть, в этом стереотипе, навязанном современным кинематографом, и скрывается тот факт, что многие дети просто ждут подарка от судьбы, не желая прикладывать к этому никакого труда?

Восьмое

Современные дети очень любят „качать права“, ведь их с первого класса старательно знакомят с „правами ребёнка“. Если бы они также хорошо помнили о своих обязанностях…

Девятое

Я был потрясён практически полным отсутствием брезгливости у своих теперешних учеников. Они спокойно сидят и лежат прямо на полу в коридоре и на лестнице. Они кладут без особого пакета свои грязные кроссовки с урока физкультуры прямо в сумку, вперемежку с учебниками и тетрадями. Они роняют печенюшки на пол, а затем поднимают их и спокойно едят…

Впрочем, возможно, это общеевропейские тенденции, а я — старый замшелый консерватор. В Европе я насмотрелся на приличного вида девушек, мирно отдыхающих на полу общественного туалета (туалет унисекс), на бодрых французов, спокойно кладущих свежекупленный багет на сиденье автомобиля или общественную скамейку. Видел щеголеватого немца, уронившего сигарету на мостовую, который поднял и невозмутимо прикурил её… Может, так и надо. Ну её, эту брезгливость…

Десятое

Я всегда пытался пробудить у своих учеников стремление к Высокому духовному идеалу, воспитать уважение к духовным ценностям нашего несовершенного мира.

Мне кажется, что у каждого нормального человека должна быть в жизни Высокая Мечта.

Во время моей недавней школьной практики дети делились своими мыслями. Они были разными, но горько тронули меня слова одного мальчугана из 6-го класса, который печально сказал: „Я мечтаю учиться на родном языке…“ Такая вот Высокая Мечта.

В заключение, хочу заметить, что вовсе не критикую наших детей.

Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время. И особая роль и особая задача родителей всеми силами помогать им.

Даже сейчас, дайте мне нормальный учебник, нормальную продуманную учебную программу и не мешайте работать, уверен, что с этими детьми можно творить чудеса! Да только кто же даст…»

25 1 ER 0.7655
Призвание (вы согласны с мнением автора?)

Пришла женщина с сыном. Сын уже большой, старший подросток, и явно с какими-то существенными нарушениями в развитии — что называется, «на лице написано».

Я от такого всегда расстраиваюсь. Помочь ведь вроде бы и должна (к кому им идти, как не к психологу?), и хочется, но, как правило, нечем.

— Представься, — велела мать.

— Здравствуйте, — сказал парень. — Меня зовут Вася. Мне семнадцать лет. Я учусь в девятом классе.

В его речи имелся какой-то логопедический дефект, но пониманию он не мешал и был совершенно не противный — что-то вроде грассирования.

— Очень приятно, Вася, — ответила я. — Меня зовут Екатерина Вадимовна.

— У нас диагноз — органическое поражение головного мозга, — сообщила мать. — По-человечески — слабоумие. Но при этом как человек наш Вася очень хороший — добрый, отзывчивый, всегда всем готов помочь, если понимает как. «Застревает» иногда, учителя жалуются. Но если ему напомнить, что он делал, и дать небольшого пинка, все снова двигается. У нас полная семья, есть младшая девочка. Мы к вам пришли насчет профориентации.

— Кого профориентации? — тупо спросила я.

— Васи, конечно, — удивилась женщина. — Сестренке-то его недавно семь исполнилось, рано ей еще.

— Простите, — искренне извиняюсь я. — Я не сообразила сразу.

— Да это уж понятно, — женщина грустно улыбнулась. — Их ведь таких — как? Пока маленькие — учат-учат, и коррекция, и развитие, льготы всякие, концерты, лагеря. А школа у них какая замечательная! Учителя — просто ангелы. А вот потом — все это сразу кончается, и сидят они по домам перед телевизором или компьютером, и все, чему научились, постепенно забывают. Сколько я таких историй знаю, увы. Можно в училище пойти. Но там специальности такие, для которых нужно концентрироваться, и терпение, и долго однообразно, и руки хорошие с тонкой моторикой, а с этим всем у нашего Василия — полный швах. Но вот мы с мужем подумали: а может, и не обязательно так-то? Есть же простые работы, где не обязательно каждый день одно и то же. Ну надо же попробовать поискать во всяком случае! Вот и пришли посоветоваться.

Так. Профориентировать медицински слабоумных ребят мне, кажется, еще не доводилось. Ну что ж, тем интереснее. Есть ли у Васи ресурсы? Впрочем, один я уже знаю: любит помогать. Это значит — сфера обслуживания. Но в каком состоянии интеллект? Тестировать его по Векслеру? Долго и муторно. Может быть, кто-то уже сделал это до меня?

Ура! Сделали — для какой-то комиссии. Не очень-то я им доверяю — они часто используют сокращенный вариант теста, а выводы делают почти навскидку, но нам навскидку и нужно. Общий коэффициент — семьдесят восемь. Очень неплохо на самом деле.

Что у нас есть еще?

Вася рассказывает о себе, адекватно реагирует на мои уточняющие вопросы. Говорит короткими, но понятными фразами — подлежащее, сказуемое, дополнение. Я уверена, что его этому специально научили. И правильно сделали. Столько я вижу вполне нормальных детей и подростков с мутной, неструктурированной, захлебывающейся речью. Более того, я подозреваю, что мать меня «просчитала» (я явно не первый психолог на ее жизненном пути) и ответы на мои вопросы с сыном заранее подготовила и разучила. Ну и что? Он может в изменившихся условиях воспроизвести заученный алгоритм, и это уже здорово.

Вася любит помогать. Он любит детей, женщин, стариков и животных. Взрослых мужчин он побаивается, даже в присутствии родного отца теряется и выглядит более слабоумным, чем он есть. Еще боится крови и до паники — пауков. Вася физически сильный и почти здоровый. У Васи очень истощаемое внимание. Он категорически не любит никакой спорт, но любит гулять и вообще много ходить. Любит кино и театр, особенно детский и кукольный, но может высидеть и взрослый спектакль, в котором почти ничего не понимает. Крупная моторика вполне удовлетворительная, мелкая — между плохо и очень плохо (очень плохо пишет и с трудом попадает в нужные клавиши компьютера). Странный ресурс — очень любит арифметику, обожает цифры как сущность, любит их писать, рисовать, раскрашивать, решать примеры в пределах сотни. Знает понятие отрицательных чисел, умеет ими оперировать.

— Удивительно! — говорю я.

— Да, — с улыбкой соглашается мать. — Он, когда меньше был, даже комплименты такие говорил: «Какая вы добрая, красивая тетя! Совсем как цифра три!» Все очень удивлялись.

— Я хочу работать! — говорит Вася. — Не хочу дома сидеть. Дома скучно. Хочу ходить много, делать что-то полезное, как взрослый человек. И денежки зарабатывать, и маме их отдавать, чтобы она могла нам покушать купить.

Мы долго все обсуждали. Уход за животными — опасно. Уход за тяжелыми больными — боится крови, исключено. Что-то на компьютере — невозможно из-за моторики. Сфера обслуживания? Торговля? Для того, чтобы расставлять по полкам продукцию, у него явно не хватит объема и концентрации внимания. Но есть же и другие рабочие места в больших магазинах — например, грузчики, носить корзинки, составлять тележки…

— О, мне очень нравятся магазинные тележки! — с воодушевлением воскликнул Вася.

— Хорошо, мы попробуем, — сказала мать. — Можно, мы потом еще придем, расскажем?

— Да, конечно.

***

— Ничего у нас не вышло, — женщина пришла одна. — Он сколько-то носил эти корзинки в магазине, а потом ему надоело, и он просто ушел домой. Никому ничего не сказал. Да еще и бутылку кефира с собой унес, не заплатив. Очень неудобно.

— А как вам объяснил, почему ушел?

— Сказал: мне скучно, ходить некуда, уйти нельзя, никто со мной не разговаривает. И делать нечего, когда корзинок нет.

— Вы хотите продолжать попытки?

— Да, однозначно. Вася сам очень хочет. На самом деле идея работы ему очень нравится. Он сам очень расстроился, что ничего не вышло, и переживал из-за кефира — он потом понял, что получилось как будто он его украл.

— Вася любит много ходить. И умеет читать. Может быть, курьером? Это сдельная работа. Он сможет ходить столько, сколько захочет.

— Да, точно, вы правы, это ему может подойти.

***

— У него даже не столько ума, сколько выдержки не хватило! — Вася пришел вместе с отцом, высоким мужчиной с седыми висками. — Почти три месяца все шло хорошо. А потом он неправильно понял сложный адрес, два часа бегал кругами вокруг большого здания, вломился в две чужие конторы, напугал там девушек, позвонил отправителям, пытался уточнить, а там какой-то клерк повторил тот же адрес и сказал: это ваша работа! Он пытался позвонить матери, она не услышала звонка, я был на совещании, тогда он психанул, выбросил пакет в урну и побежал на вокзал — уехать со стыда куда подальше и никогда больше домой не возвращаться. Хорошо, позвонил перед тем сестре — проститься. Она сразу перезвонила нам, и мы перехватили его на вокзале…

— Мне очень стыдно, я поступил неправильно, — понуро сказал Вася, крутя на пальце номерок от гардероба.

— Но? — это отец.

— Но я все равно хочу! — Вася вскинул голову, погладил пальцами цифру на номерке и плотно сжал толстые губы. Тут стало видно, что сын с отцом похожи. — Я очень хочу работать! Мне понравилось на самом деле! Я себя так хорошо чувствовал! И сестре котенка игрушечного купил. А маме — конфет.

— О да, — подтвердил отец. — Он действительно очень прямо вырос за эти два месяца. Мы все заметили. Поэтому мы хотим продолжать попытки.

Я преисполнилась уважения к их упрямой и позитивной семейной воле. Но что же им еще предложить?

— Мы как-то никак пока не задействовали его арифметическое хобби, — вспомнила я.

— Увы! — невесело усмехнулся отец. — В эпоху электронно-вычислительных машин это будет трудновато использовать.

Но тут мой взгляд снова упал на номерок.

— Гардероб! — воскликнула я. — Цифры. Понятное дело, огороженное стоечкой. И, кажется, в соседней взрослой поликлинике опять уволился гардеробщик…

— Мы идем туда прямо сейчас! — решительно заявил отец. Вася с готовностью вскочил.

***

Прошел… год? Два? Три? Опять Вася с мамой. Круг замыкается? У них опять не вышло? Бедные они бедные…

Но мать улыбается.

— Мы не про профориентацию в этот раз. Мы — про карьеру.

— ?!!

— Мы с третьего раза так удивительно попали, что это просто чудо! — объясняет женщина. — Он эти номерки разве что себе под подушку не кладет, у него там какие-то сложные системы, как что куда вешать, и вообще… И старичкам он пальто подавал, и улыбался всем, и любили его, и даже (в поликлинике-то!) чаевые давали. Или конфетку там. Ему сестра-хозяйка в поликлинике сказала: Вась, да у тебя просто призвание какое-то к этому гардеробному делу, первый раз такое вижу! Ты явно нашу-то поликлинику перерос. Сейчас лето настанет, все равно увольняться, и надо тебе дальше двигаться, гардеробную карьеру делать. Он ее-то постеснялся, пришел домой и меня спрашивает: мам, что такое гардероб, я знаю, а что такое карьера? Ну, я ему как могла объяснила, он воодушевился и говорит: так там еще больше номерков будет? Тогда я хочу ее делать! Ну что ж, я его к себе в техническую библиотеку в гардероб устроила. Новые номерки, новые вешалки — он был в полном восторге. Полгода у него ушло только на то, чтобы со всеми с ними познакомиться (это он так про номерки говорит) и выработать свою систему, куда что и в каком порядке вешать. Потом чисто наслаждался. Одна проблема: когда номерок теряется, он плачет. Но я уж его научила в каморку уходить. А так все отлично, мы, сами понимаете, рады донельзя. Но тут вот летом он ко мне приходит и говорит: что ж, мам, пора мне двигаться дальше. Мы с отцом так и сели. В каком смысле, спрашиваем. Ну, отвечает, с новыми номерками знакомиться, карьеру делать. Мы ему: Вась, от добра добра не ищут, надо же понимать… но он уперся.

— Отлично! — воскликнула я, неожиданно воодушевившись. — Вася, ты абсолютно прав! Человек должен расти, пока это возможно. У тебя же явно есть резерв. Ты еще не достиг своего максимального объема номерков и предельной скорости взаимодействия с ними. Вася, сейчас я скажу тебе, где находится вершина гардеробной карьеры! И куда тебе надо стремиться, — мать смотрела на меня с тревогой. («Остапа понесло», — подумала я трезвой частью своего сознания). — Это театральный гардероб, Вася! Гардероб в театре, понимаешь? — Вася истово закивал. — Там очень много номерков, и когда кончается спектакль, надо моментально обслужить много-много народу. И номерки там очень красивые. А знаешь, что сказал самый известный русский режиссер Станиславский? — я сделала театральную паузу. Мать Васи округлила глаза. — Он сказал: театр начинается с гардероба! То есть гардероб — это чуть ли не самое главное в театре!

— Неужели прямо так и сказал?! — Вася от восторга даже захлопал в ладоши.

— Именно! Хоть у мамы спроси, хоть у интернета.

— Спасибо. Я понял. Я буду дальше делать карьеру. И я стану гардеробщиком в театре. Я видел там номерки. Они прекрасны.

***

Мама без Васи. С конфетами и слезами. Прошло много времени, я ее не помню. Она напоминает: театр начинается с вешалки! Слабоумный юноша, любящий номерки.

— Спасибо, спасибо. Вы знаете, нам не сразу, но удалось — в театр, в большой, в настоящий. И его там все знают. Он чуть ли не знаменитостью стал. И однажды — это правда, мне другие служащие подтвердили — известный режиссер привел к нему в гардероб своих студийцев, попросил Васю рассказать о себе, а потом сказал: вот смотрите, вот это — призвание! Вот так надо служить театру! У всех ли у вас есть такое же — сильное, красивое — к профессии актера? У кого нету — уходите, пока не поздно, и ищите свое, как Василий нашел! Спасибо вам…

— Да мне-то за что? — удивилась я. — Это же вы все сами сделали. Вся ваша семья. И Вася, конечно. А режиссер прав: у всех есть призвание, главное — его вовремя найти.

Автор: Катерина Мурашова

13 0 ER 0.5266
5 фраз, которые помогут ребёнку сохранить самооценку.
Вы согласны с автором?

Заниженная самооценка — проблема многих детей и взрослых, причину которой часто связывают со временем учёбы в школе. Именно в школе дети получают обидные прозвища и ярлыки, а отметки часто зависят от настроения учителя, а не стараний ученика. Психолог Яна Филимонова — о том, как помочь ребёнку сохранить самооценку, когда дела в школе идут не очень.

«Ты – это не только твои успехи»

Каждому человеку нужно знать, что ее/его любят вне зависимости от достижений или промахов. Мы, взрослые, ждём такого отношения от супругов, близких друзей, окружения. А для ребёнка важнее всего — чувствовать безусловную любовь мамы и папы. Даже если никак не даётся алгебра. Даже если классная снова категорически недовольна его успеваемостью и поведением.

Некоторые родители могут возмутиться: что же, растить неудачника и хулигана? Жалеть его за «двойки» и ошибки в контрольной? Закрывать глаза на болтовню на уроках и дуракаваляние? Нет, конечно.

Важно отделить поступки ребёнка и действия родителей от чувств и отношений. Алгебру придётся подтянуть. Возможно, для этого придётся сократить часы игр за компьютером. Но низкие оценки и желание поболтать с соседом по парте, как и любые другие промахи, не делают человека плохим, нелюбимым и ненужным своей семье — и это важно донести.

«Ошибки – это не страшно и не стыдно»

Они просто показывают слабые места, на которые стоит обратить внимание. Страх ошибок — самый главный тормоз прогресса. Кому не знакомо это чувство: лучше и не начинать, чтобы не провалиться и не испытывать потом стыда и огорчений?

Чаще всего этот страх мы усваиваем именно в школе. Традиционная система обучения основана на подсчёте ошибок и наказании за них. Три ошибки в диктанте — двойка, помарки в контрольной — снижение оценки на полбалла. И неважно, насколько аккуратно написана вся остальная работа, насколько интересные решения задач предложены и как сильно ребёнок продвинулся за последнюю четверть. Дети быстро делают вывод, что лучше не поднимать руку вовсе, чем ответить неправильно и получить двойку, лучше не выходить отвечать к доске, если не уверен, что знаешь тему досконально. А те, кому особенно не повезло, узнают, что схлопотать можно и за собственное мнение об Онегине — если оно отличается от учительского.

Даже если в школе ребёнку навязывают страх ошибок, семья может занять другую позицию. Любое обучение — это процесс выработки новых навыков, и ошибки не просто неизбежны, они — нормальная часть процесса. И здесь нечего стыдиться.

«Если ты не нравишься одноклассникам — это не значит, что с тобой что-то не так»

Возможно, ребёнок просто сильно от них отличается. Слушает другую музыку, имеет другие интересы, другой стиль в одежде и другое мнение. И в этом тоже нет ничего плохого.

Одно из самых болезненных переживаний школьных времён — «не вписаться» в коллектив. С одной стороны, умение найти общий язык с одноклассниками — важная часть социализации. С другой — почти каждый, кто учился в школе, может вспомнить период, когда он чувствовал себя в классе не в своей тарелке, не имел друзей, был белой вороной.

Как помочь ребёнку в такой ситуации? Не оставляйте его без поддержки: слушайте его, расспрашивайте о трудностях, говорите о собственном опыте, если у вас были похожие истории. Убедитесь, что в школе безопасно для ребёнка: нет травли, унижений, побоев. Если притеснения есть — ситуация требует немедленного вмешательства. Но даже если подросток просто непопулярен у одноклассников и переживает, это нельзя оставлять без внимания. Нелишней будет консультация у психолога, а ещё — совместный просмотр любых фильмов или книг, где главные герои отличались от своего окружения.

«Учитель не всегда прав»

Казалось бы, уж что-что, а это школьникам объяснять не нужно! Им только волю дай списать очередной «неуд» на предвзятость вредной географички вместо невыученных параграфов. На самом деле слова учителя нередко задевают детей больнее, чем нам кажется. Причём лучше всего запоминается то, что часто сказано несправедливо, в сердцах, от усталости или равнодушия.

Умная и обычно деликатная учительница истории, которая никак не могла донести до девочки-подростка значимость Крымской войны, в сердцах бросила: «Вы просто не умеете себя заставить, сесть всё и выучить, Катя! Узнаю человека, воспитанного бабушкой. Он не знает слова „надо“, а только слово „хочу“». У девочки в этот момент разводились родители, и она действительно осталась под опекой бабушки. От этих слов она вся сжалась. Что побудило умную и, в общем-то, не злую женщину сказать такое — непонятно. Может, общая усталость, или проблемы с собственными детьми, или ссора с мужем? Но боюсь, что обидные слова и чувство неполноценности, ими вызванное, остались в Катиной памяти надолго.

Ещё одна история — от моей подруги. Её старший сын был влюблён в биологию, мечтал, как станет вирусологом и избавит человечество от гриппа и прочих напастей. Пока школьный учитель — его кумир и образец для подражания — не бросил ему на парту исчёрканную красным самостоятельную работу со словами «Очень слабо. Может, тебе рассмотреть другой вариант для поступления?».

Подруга рассказывает, что сын страшно переживал и чуть было не забросил идею стать биологом. К счастью, нашёлся хороший репетитор, который не только подтянул парня по сложным темам, но и помог вернуть уверенность в себе. Сейчас он заканчивает третий курс биофака.

Конечно, стоит поговорить с учителем, если это возможно. Но такие разговоры не всегда приносят плоды. А вот разговор с ребёнком поможет ему почувствовать себя лучше.

Родители не могут оградить детей от всех обид. Но могут научить отличать справедливую критику от несправедливой, и тем более — от оскорблений, обидных и унижающих слов.

Всё, что принижает человека как личность: пренебрежительная оценка ее/его умственных способностей, характера, внешности — это оскорбление. Можно поговорить с ребёнком о том, что учителю бывает сложно, он выходит из себя, и слова, сказанные в таком состоянии, бывают совершенно несправедливыми. Это не оправдывает неуравновешенность взрослого, но помогает внутренне защититься, отделить чужую оценку от своего самоощущения.

«К сожалению, несправедливость существует»

То же, что и в предыдущем пункте. Да, у учительницы физики могут быть любимчики, которым она ставит «пятёрки» за полтора слова, сказанные у доски. Да, классная руководительница ещё в пятом классе составила твёрдое мнение о своих подопечных: кто паинька и умница, а кто хулиган и задира. И с тех пор своё мнение не пересматривала. В этом смысле школа мало чем отличается от других общественных институтов и систем. Точно так же любимчики могут быть у начальника на работе или преподавателя на кафедре, а размер зарплаты в офисе не всегда пропорционален вложенному труду.

Можно (и нужно!) попытаться восстановить справедливость: поговорить с педагогом, завучем или директором. Но может статься и так, что под неприятные обстоятельства по каким-то причинам придётся на время подстроиться. И тогда именно родители должны дать ребёнку инструменты, чтобы чувствовать себя лучше: юмор, надёжный тыл и устойчивое ощущение себя как хорошего и достойного человека.

Яна Филимонова

22 0 ER 0.6174
Вы согласны с автором?
Написала Олеська, дочь моих питерских друзей, с которой мы однажды крупно поговорили после её подросткового бунта, когда она гордо заявила, что учиться после школы не пойдёт…

— А кто против? — спокойно сказала тогда я, — только учти, что после скорого наступления совершеннолетия содержание тебя станет добровольной благотворительной акцией твоих родителей, которую они будут иметь полное право отменить в любой момент…

— Что Вы со мной как с ребёнком разговариваете? — взбеленилась девочка, — я взрослая уже!

— Так я как раз и говорю с тобой как со взрослой, прямо спрашивая, чем займёшься, чтобы заработать на жизнь?

— Да вон, пойду, как тётя Люба, домоправительницей к богатеньким! Знаете, сколько она зарабатывает?..

— Знаю. И ещё знаю, что тётя Люба — профессионал своего дела, за это и платят, и в очередь стоят, чтобы заполучить такого человека в свой дом. За тобой, думаешь, тоже встанут?

— Ой, а что там профессионального-то? Полы отмыть, одежду нагладить, пыль смахнуть?..

— Не только. Далеко. Но уж если ты обозначила только три пункта, то скажи мне, как правильно ухаживать за дубовым паркетом, как — за наливным полом, и чем нельзя мыть плитку?

Молчание. Недоумённый взгляд.

Я как ни в чём не бывало продолжаю:

— Идём дальше. Как отгладить льняной костюм? Что делать с кашемировым пальто, если оно забрызгано грязью? Чем отстирать пятно на светлых твидовых брюках?

Молчание. Недоумения больше.

— Как правильно и эффективно ухаживать за мебелью из светлого массива? Как удалить грязь с натурального камня? Чем нельзя стирать пыль? Какая бытовая химия на сегодняшний день неактуальна, а какая наиболее безопасна?..

Молчание. Взгляд вниз.

— Считай, что я провела простейшее собеседование на ту должность, которую ты сходу назвала одноклеточной…
И ты его не прошла, Олесь…

А знаешь, почему?

Потому что самый дорогой, самый дефицитный и самый востребованный товар на рынке ЛЮБОГО абсолютно труда — это КОМПЕТЕНТНОСТЬ…
И её не гарантирует даже красный диплом, потому что нет ни одной застывшей профессии, которую ты сможешь назвать полностью освоенной на выходе из университета…

Знания постоянно обновляются и пополняются…

ПОСТОЯННО…

И мало прийти куда-то только с одной бумажкой или даже со своим жгучим желанием…

Чтобы оставаться конкурентоспособным, надо иметь что предложить…
И это точно не классно составленное резюме, и не навыки самопрезентации, как любят сейчас говорить…
Вернее, это всего лишь вклад в ЭФФЕКТ ЗАХОДА…
Ты можешь создать прекрасное впечатление о себе на время приёма на работу, но если тебе нечем будет подтвердить это, то ты в полной мере ощутишь разгромный ЭФФЕКТ НЕСООТВЕТСТВИЯ…

При этом, дорогая моя, абсолютно неважно, где ты с этим столкнёшься — за прилавком, в офисе успешной корпорации или даже затевая собственный проект…
Поверь, на блатных должностях держат только тех, за кого готовы платить их рекомендатели…

А вот по-настоящему крутые профессионалы никогда не столкнутся со своей невостребованностью…
У них всегда будет выбор…
И у них всегда будут деньги…

Дальше — решай сама…

Но что бы ты ни выбрала, вкладывайся в компетентность…
Это то, чего у тебя никто не отнимет…
И то, с чем ты нигде не пропадёшь, не надеясь ни на кого…

— Лиля, но я же ещё ребёнок, — прошептала Олеська…

Вот так всегда с дерзкими подростками: все они неистово отстаивают своё право быть взрослыми, но как только ты начинаешь говорить с ними на равных — немедленно отползают в спасительные кустики своего безопасного детства с гарантированной родительской поддержкой…

Сейчас Олеська — топовый инженер-электронщик в международной компании…

Надеюсь, я чуточку поучаствовала в этом😊

А вообще, друзья мои, то, что я сказала тогда девочке, я не устаю повторять каждому, кто думает, что не сможет куда-то пробиться и что всех везде полно…

Полно, не спорю…

И врачей, и учителей, и парикмахеров, и программистов, и портных, и психологов, и строителей, и юристов… и всех остальных…

Только вот отчего-то контакты одних передают из уст в уста и дожидаются очереди, чтобы попасть к ним, а другие — сидят и сетуют, что нет клиентов, нет возможности заработать, нет спроса…

Как думаете, почему?..
Потому что мы — это не то, что мы о себе думаем, а то, что мы делаем…
И — как делаем…
Это актуально везде, не только в профессиональной жизни…
Успеха вам!

Лиля Град

13 0 ER 0.3859
РОДИТЕЛИ СТАНУТ ТАКИМИ ЖЕ УЧЕНИКАМИ, КАК И ДЕТИ...
Нейролингвист Татьяна Черниговская рассказала о школе будущего

🧠Конечно, мир изменился, и уже деваться от цифровой эпохи некуда. Но мы рискуем настолько модифицировать сапиенса, что потом, если вырастет целая генерация обесшколенных людей, будет непросто найти с ними общий язык. Одно дело, когда у вас в кармане лежит Google в качестве добавки к основному курсу в школе. Но если предполагается, что это заменит вообще традиционную форму обучения и, что главное, образования, то это уже явный перехлест.

🧠Образование – это не напичкать голову формулами. Выдающийся ученый-физик Сергей Петрович Капица говорил об этом так: «Нужно переходить от образования запоминания к образованию понимания».

🧠Что мы имеем в виду, когда говорим: «понимание»? Из того, что человек хорошо решает тесты, или же из того, что суперкомпьютер обрабатывает огромное количество информации, совершенно не следует, что как первый, так и второй что-нибудь понимают...

🧠Мы же хотим, чтобы человек по выходе из школы НЕ ПРОСТО имел дорожную карту на все случаи жизни (как не попасть под транспорт, не умереть с голоду, не заблудиться), а, сверх того, ЧТОБЫ БЫЛ ЛИЧНОСТЬЮ – да? И желательно – сложной. И кто это будет формировать? Механизм?

🧠Зачем учитель должен проверять 1,5 сотни письменных детских работ еженедельно? Или вся эта бюрократия, на которую сейчас уходят его силы, – для чего она преподавателю? «Поручите бездушной машине рутину, а человеку оставьте человеческое...».

🧠То есть предоставьте педагогу разобраться НЕ НА БЕГУ, что за ребенок перед ними находится, какого типа помощи ждет – психологической, интеллектуальной, житейско-практической... У него медленные скорости или, наоборот, слишком быстрые? Проделывает горы работы, но понимает ли из того, что задается на дом?.. Проблем здесь много…

🧠Психологическая помощь нужна детям. Но не только. Родители не совсем понимают, как обращаться с детьми. Они считают, что дети — это их собственность, нечто вроде сумки или холодильника, а это не так. С детьми еще знакомиться надо – из того, что у них ваши гены, не следует, что вы знаете, кто перед вами, что это за личности. И это требует профессиональной работы.

🧠Понимаете, что сейчас получилось? Ребенок загнан в угол – любой, кроме сверхсильных. У него совершенно поменявшаяся система обучения из-за ковида. У него и раньше было плохо с социализацией. У него и так-то были урезанные взаимоотношения с миром, а мы еще гоним его от себя. Ну и, что называется, куда крестьянину податься? Отрок обращается к родителям, а они ТАКИЕ ЖЕ ПОДРОСТКИ в плане педагогики. «Отстань, у меня куча работы!», – и садятся смотреть в гаджет, точно такой же, как и у их ребенка. И куда ему деться? Он идет к учителю.

🧠Я вообще считаю, что люди у школьной доски (уж про врачей все сказано, добавить нечего) – настоящие герои. Потому что они выдерживают натиск новой цивилизации, не больше и не меньше. А если этого нет, то это все равно что оставить больного или раненого человека без помощи.

🧠Раньше, если мальчика сдавали в кадетский корпус, а девочку – в Смольный институт, то ими там занимались на полную катушку. Сегодня мир совсем другой, но в сотрудничестве и консолидации усилий он нуждается в удесятеренной степени. А если вам все время внушают: «Ты личность!» с того момента, когда яйцеклетка была атакована отцовской клеткой, и этим ограничиваются, о чем говорить? Смешно! Чтобы ты стал личностью, ты должен вырасти личностью.

🧠В школе будущего наравне с детьми в учениках окажутся и их родители. Подписываюсь под этим без оговорок.

(Из интервью корреспонденту Президентской академии (РАНХиГС)

Есть вопросы по профориентации? ☎ Звоните +7 (495) 252-07-30 +7 (495) 988-19-33

#Тренинги_для_подростков. Городские и выездные программы.

8 0 ER 0.2797
КАК НЕ ДАТЬ ШКОЛЕ СЛОМАТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА
12 советов родителям от Михаила Лабковского

Совет 1

Не надо детей до школы ничем нагружать. Никаких шахмат, иностранных языков и прочего интеллектуального развития. До 6-7 лет мозг ребенка физиологически не готов воспринимать большие объемы информации. Вы потеряете деньги, а он – детство.

Совет 2

Не ищите для первоклассника крутую школу. В начальной школе главное для ребенка – психологический комфорт. Поэтому выбирайте нормальную школу рядом с домом. Ребенок не будет тратить время и силы на дорогу, и ему будет легче наладить отношения с одноклассниками, если они живут по соседству.

Совет 3

Первая учительница должна быть не «сильная», а добрая. Вам нужна просто адекватная женщина, которая любит детей и работает в школе по призванию. Для этого подойдите к выбранной школе весной и расспросите родителей про учителей, которые выпускают 4-й класс.

Совет 4

Школа – это ответственность вашего ребенка, а не ваша. Можете взять отпуск на первые две недели первого класса, а потом лучше договориться с ребенком так: «Меня не трогает твоя школа, я не трогаю тебя».

Совет 5

Перестаньте спрашивать про уроки и реагировать на оценки. Пусть тема школы станет для вас табу. Если ребенок хочет, поговорите с ним, если не хочет – не надо вызнавать, как там и что.

Совет 6

Уроки с ребенком делать не надо, портфель собирать не надо, форму проверять не надо. Подумайте о себе, ведь вашему ребенку потом жить и кормить вас в старости! А если вы будете все делать за него, с этим будут большие проблемы.

Совет 7

Конечно, вы можете помочь своему ребенку. Тут принципиальный момент – кто первый начал. Начать должен ребенок. Это он должен попросить: «Мама, я тут не понимаю». А не вы подходите и спрашиваете, все ли нормально. Если он ничего не просит, значит, у него все хорошо.

Совет 8

Если учитель не любит вашего ребенка, проблему надо решать. Попробуйте сначала поговорить с учителем, потом с директором, если не получается – идите в РОНО. Можно перевести в другую параллель или вообще в другую школу. Ни в коем случае не надо оставлять ребенка в состоянии длительного перманентного стресса.

Совет 9

Пубертат - самый тяжелый период в жизни вашего ребенка. Начинается он примерно с 12-14 лет и длится до 15-16 лет. Это время сложных психических и физических изменений, отсюда гормональный дисбаланс, психологические проблемы, утомляемость. Причем именно в это время ребенку надо сдавать ОГЭ, а потом еще и ЕГЭ. Да, он может начать хуже учиться, скатиться на тройки. Мой совет следующий – если вы не хотите конфликтов и тяжелых проблем, включая суицидальные попытки, – просто не трогайте ребенка. Ваша задача – как можно быстрее и спокойнее это время пережить, чтобы этот кошмар закончился.

Совет 10

Не надо открыто конфликтовать со школой - скорее всего, вы проиграете. Когда вас приглашают на разговор и говорят про сильную школу, сложную программу и необходимость заниматься с ребенком – не спорьте. Соглашайтесь. И продолжайте делать по-своему.

Совет 11

Таланты ребенка не обязательно специально развивать и реализовывать, если ребенок сам не хочет этого. Талант должен давать радость, он не для того, чтоб его использовали. Не надо напрягаться, искать педагогов и ждать «во что это выльется». Чаще всего ни во что не выливается, и в этом нет ничего трагического.

Совет 12

Самое главное - научитесь принимать своего ребенка, ничего не ожидая от него. Неважно, как он учится и как себя ведет, любите его таким, какой он есть. Да, в 15 лет это труднее, чем в пять. Ребенок не должен вызывать у вас отторжения. Но для этого вам надо сначала полюбить себя.

Михаил Лабковский

9 1 ER 0.2819
Онлайн-сервис поиска специалистов «Профи» назвал самые востребованные профессии в этом году, сообщает ТАСС.

В 2021-м спрос на некоторые услуги вырос в несколько раз. Например, стали востребованы тренеры по киберспорту. Запрос на них увеличился на 219%.

Что, впрочем, не удивительно. В 2021 году представители России по разным киберспортивным дисциплинам достигли больших высот: Team Spirit выиграла юбилейный The International 10 по Dota 2, а состав Gambit по CS:GO стал победителем IEM Katowice 2021 и BLAST Premier: Spring Finals 2021.

Получил признание на мировой сцене и состав Gambit по Valorant: команда заняла второе место на Champions 2021 и первое на Masters - Berlin.

Кроме того, сразу два представителя России: Айрат Silent Газиев из Team Spirit и Андрей ENGH Шолохов из Gambit были номинированы на звание «Лучший тренер 2021 года» в рамках The Game Awards 2021.

Отметим, что в список самых популярных digital-услуг вошли: настройка софта (+143%), копирайтинг (+78%), верстка (+74%), интернет-маркетинг (+72%), тестирование (+62%).

Как вам такая новость?

11 0 ER 0.2808