Статистика ВК сообщества "Архнадзор"

0+
Счастлив, кто имеет мужество защищать то, что любит

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Архнадзору сегодня 13 лет.
Фото из архивов, потому что пока эпидемиологические условия мешают нам собираться коллективно 😊.

3 5 ER 1.8587
Тревожное на Ордынке
Площадка бывшего завода «Экран» между Пятницкой и Ордынкой зачищена и готова для строительства жилого комплекса максимальной высотой 27 метров.

Совсем близко, с юга, в 50 метрах от ближайшего нового дома, находится Климентовская церковь. Важнейшее, кроме архитектурных достоинств, ее качество – взаимодействие с окружением, контраст высокого храма и низких домов вокруг. В случае строительства нового ЖК такой контраст исчезнет.

Беспокоит грядущее устройство въезда на территорию нового ЖК. Со стороны Климентовского переулка есть ворота. Но переулок – очень оживленная пешеходная зона. Поэтому въезд отсюда невозможен. Со всех остальных сторон участок окружён другими владениями с ценными историческими домами. Застройщики хотят устроить въезд через участок №19 на Ордынке.

Это старинная усадьба Шемшуриных, главный дом XVIII века и два флигеля со сводами начала XIX. В 2020 году главный дом стал объектом культурного наследия (ОКН), а флигели лишь «объектами среды». Безобразное и нелогичное решение Департамента культурного наследия, разделившего исторически и архитектурно единую усадьбу на части, позволило застройщику планировать въезд прямо через северный флигель.

Чтобы попасть на единую для всего комплекса подземную стоянку, транспорт должен будет заезжать на парадный двор усадьбы, поворачивать на 90 градусов, опускаться по пандусу на подземный этаж и сразу же ещё раз поворачивать на 90 градусов. Застройщики сохраняют западную часть северного флигеля со сводами и жертвуют его восточной частью для устройства въезда. Это стало возможным благодаря решению ДКН взять на охрану только главный дом Шемшуриных. И всё равно въезд будет устроен через территорию памятника. Что вызывает вопросы.

Ещё один вопрос – археологические исследования на участке. Будут ли они проведены в полном объёме? Пока мы этого не видим. Хотя участок весьма важен для истории города и Замоскворечья.

Опасения вызывает и сохранность окружающих зданий. Уже упомянутый дом Шемшуриных оказывается на краю котлована в два подземных этажа. Какие меры планируются для усиления фундаментов этого дома? Соседний по Ордынке дом №17, тоже ОКН, стоит с большими трещинами, которые медленно расширяются. Что будет с ним после рытья котлована? Не рухнет ли он вместе с жителями? Как поведут себя фундаменты дома №21, тоже ОКН? Как повлияет стройка на Климентовскую церковь?

Очевидно, лучшим решением для города было бы серьёзное сокращение объёмов строительства. Можно было бы отказаться от одного из подземных этажей и тем уменьшить влияние стройки на соседние здания. И, конечно, для организации въезда на участок необходимо искать другое решение.

33 7 ER 2.1250
На Волгоградском проспекте, 42 идет снос замечательного произведения позднесоветского модернизма - бывшего Музея Автозавода имени Ленинского комсомола (АЗЛК), выпускавшего знаменитую марку "Москвич".

Здание построено в 1980 году, к 50-летию автозавода, а спроектировано еще в 1975-1978 годах заслуженным архитектором России Юрием Регентовым (1926-2001). Музей автомобилей неожиданно был решен в образе летающей тарелки в алюминиевой облицовке.

Автором отделки помещений выступил промышленный дизайнер завода Владимир Вядро. Купол зала опирался на центральный столп с круговым светильником. Под куполом выставлялись образцы отечественного автопрома разных заводов, в их числе уникальные экземпляры, не поступавшие в массовое производство.

Несчастья преследовали музей уже 25 лет. С первым банкротством завода (1996) он закрылся официально, однако экскурсии еще продолжались. В апреле 2002 года судебные приставы вскрыли музей и вывезли 23 конфискованных экспоната в счет уплаты долгов завода перед Мосэнерго. Цена экспонатов по судебной оценке составляла до 10.000 руб, неофициально - до 3 млн. долл. Через неделю арест был снят, автомобили возвращены. В 2005 году объявлялся и отменялся аукцион продажи музея. В 2009 году коллекция передана в дар Москве и перевезена в Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу.

Здание опустело в 2012 году, когда территория АЗЛК стала особой экономической зоной “Технополис «Москва»”. В 2015 году дирекция технополиса анонсировала строительство офисно-гостиничного комплекса с использованием здания бывшего музея в качестве входной группы и одновременно - выставочной площадки ретро-автомобилей «Москвич». Однако с 2017 по август 2021 года в здании находился интерактивный “Музей восстания машин”, посвященный робототехнике в кино.

В сентябре 2021 года здание опустело вновь и было огорожено забором, а в январе за забором стал виден снос.

Мы получили ответ Департамента инвестиционной и промышленной политики от 28 декабря, в котором говорится, что собственник вправе поступать со зданием по своему усмотрению и что Акционерным обществом "Технополис Москва" "прорабатывается вопрос по перемещению конструктивных элементов ... музея для их последующего размещения на новой площадке г. Москвы, удобной для посещения жителей и гостей столицы".

Ясно, что "проработка вопроса" может обернуться полной утратой конструкций. Как именно ведется их демонтаж, понять с улицы невозможно.

Здание 1980 года, по закону, могло стать памятником по истечении 40 лет, то есть уже в 2019 году. Напомним, однако, что с мая 2019-го Департамент культурного наследия города Москвы по негласному распоряжению Сергея Собянина не принимает к рассмотрению новые заявки на охрану. Кропотливая работа исследователей выбрасывается в корзину, то есть возвращается с отказом по форме или отклоняется без объяснений по существу.

54 25 ER 2.2981
"На Бульварном кольце в Москве есть дом, в котором живет уже девятое поколение семьи, построившей его 200 лет назад. Это дом семейства купца Андрея Карзинкина, торговавшего чаем и кофе, который в начале XX века перешел к его правнучке, художнице, вышедшей замуж за писателя Телешова. Супруги устраивали тут литературные салоны и музыкальные вечера, на которых бывали Станиславский, Горький, Шаляпин и Гиляровский... "

Об истории дома Телешовых на Покровском бульваре, и о том, чем он живет сегодня - рассказывают Татьяна Юрьевна Телешова и заместитель председателя ВООПИиК Евгений Соседов.

29 6 ER 1.6291
Мосгорнаследие постепенно возобновляет практику отнесения памятников к реестру, фактически прерванную почти три года назад.

И всего лишь во второй раз с мая 2019 года охранный статус присваивается по заявке активиста Архнадзора.

11 марта руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов подписал приказ о включении в единый государственный реестр мавзолея Кизмера на Введенском (Немецком) кладбище.

Иван Иванович Кизмер (1786 ‑ 1865) — участник военных походов России с 1805 по 1831 год, генерал от инфантерии. Кавалер орденов Св. Георгия 4-й степени, Св. Александра Невского с алмазами, Белого Орла, Св. Владимира 2-й, 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 2-й, 3-й и 4-й степеней. Награжден золотой саблей с алмазами и надписью «За храбрость»; польским знаком отличия 2-й степени; серебряными медалями за 1812 и 1814 годы; за взятие штурмом крепости Варшавы 25 и 26 августа 1831 года; за оборону Севастополя и бронзовой медалью в память войны 1853-1856 годов; знаком беспорочной службы за 50 лет.

Кизмер был комендантом Севастополя в годы Крымской войны (1853‑1855), находился в городе во все время осады. Затем стал комендантом Москвы (1855‑1865).

Иван Иванович происходил из дворян Петербургской губернии, лютеранского вероисповедания. Его отец Иван Кондратьевич был смотрителем Гавриловского (Гаврилово-Посадского) дворцового конного завода.

11 4 ER 1.5031
Почти чудесная история
В первых числах июня в Измайлове по адресу: Первомайская ул., д. 126-128 была произведена попытка сноса оригинального ограждения между этими домами.
На информационной табличке было сказано, что 19.05.2021 Окружная комиссия признала эти строения самостроем.

Квартал домов между 16-й и 15-й Парковыми, замыкающий перспективу четной стороны Первомайской улицы и оформляющий завершение района Измайлово, был построен в 1952-1954 гг. По Первомайской улице стоят два парадных дома этого квартала, №№ 126 и 128/9, построенные для сотрудников 1-го Госстройтреста МВД по проекту архитекторов Мосгорпроекта И.С. Санович и М.В. Косниковой, автор привязки архитектор А. Модестов, инженер-конструктор О. Александров.

Эти дома, принятые госкомиссией в начале июля 1953, были изначально задуманы как единый комплекс. Даже адрес у них был одинаковый: дом 126, здания считались корпусами «А» и «Б».
Разрыв между ними образовал торжественные пропилеи для прохода и проезда внутрь квартала, оформленные величественными колонными портиками в торцах корпусов. Центральную ось пропилей подчеркивает выходящая на Первомайскую улицу высокая металлическая ограда с каменными пилонами и решетками ворот, спроектированная архитектором А. Модестовым как парадный вход в квартал.

Это один из последних сохранившихся единых жилых комплексов послевоенной застройки Измайлова, редкого качества и красоты.

О высокой исторической и архитектурной ценности комплекса говорит и тот факт, что дома квартала, попавшие в реновацию, не будут сноситься. Все они включены в программу «Реновация без сноса», что подразумевает сохранность всех первоначальных элементов, в том числе и ограды.

Снос начался с отпиливания решетки ворот. Благодаря мгновенной реакции местных жителей, депутатов, родителей детей из музыкальной, спортивной, художественной школ, расположенных рядом, снос удалось остановить. Более того, решетку приварили обратно.

Глава Управы Восточного Измайлова услышал голоса жителей и пообещал изменить отношение к исторической ограде. Будем следить за ситуацией.

24 14 ER 1.8797
#Бадаевский завод ломают, не дожидаясь экспертизы Минкультуры

На Бадаевском пивоваренном заводе с начала сентября идет «тихий» снос. За тряпичными завесами частично разобраны кровли на Главном корпусе, демонтирована часть Солодовенного корпуса. Снос идет в зонах у границы памятника и «непамятника», которая проходит прямо по «телу» зданий. Так распорядилась «историко-культурная» экспертиза 2014 года, которую признал соответствующей закону Департамент культурного наследия города Москвы. Хотя уже тогда было совершенно очевидно, что экспертиза сработана под проект новой застройки участка «стеклянным городом» на длинных тонких ножках. Под новое строительство необходимо расчистить место – и части корпусов Бадаевского завода объявлены непамятниками и приговорены к сносу. А его комплекс поставлен на госохрану в усеченном виде.

Несмотря на протесты местных жителей, депутатов и градозащитников, вандальные проекты были утверждены властями, а теперь начат снос.

🧱 Начат он в то время, когда Минкультуры опубликовало для общественного обсуждения Акт государственной историко-культурной экспертизы, проведенной в целях обоснования изменения категории объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения «Трехгорный пивоваренный завод, конец XIX - начало XX вв., архитекторы А.Е. Вебер, Р.И. Клейн, А.П. Евланов» на категорию объекта культурного наследия федерального значения (см. в комментарии). Помимо этого, в экспертизе обоснованы предмет охраны, границы и право-вые режимы ОКН, но и его полный пообъектный состав.
В частности, по Главному корпусу и Солодовенному корпусу выводы экспертизы однозначны: «Считать объектом культурного наследия строение в полном объеме».

Если Минкультуры согласится с этой экспертизой (на общественном обсуждении до 20 сентября), то снос частей объекта культурного наследия окажется уголовным преступлением.

Видимо, поэтому застройщик и спешит их уничтожить.

🧱 Напомним, что к экспертизе приложены материалы двух историко-культурных исследований: 2014 г., предшествующие экспертизе включения в реестр выявленного ОКН и 2020–2021 гг., обосновывающие изменение категории на ОКН федерального значения.

Исследование 2014 года состоит только из поэтажных планов двух корпусов с указанием датировки помещений. Нет ссылок на документы, обосновывающие датировки, нет указаний на авторство. Не видно никакой аналитической работы с приведенными данными.
Сама экспертиза 2014 г. не опубликована, но о её выводах можно судить по распоряжению Мосгорнаследия № 1030 от 28.11.2014 г. (см. в комментарии). Из этого распоряжения не заметно, что выводы экспертизы 2014 года основаны на материалах историко-культурных исследований. Более того, в части установления границ территории ОКН выводы прямо противоречат материалам исследования.
Совершенно очевидно, что выводы подгонялись под параметры строительного проекта, который тогда только начинал разрабатываться.

🧱 Напротив, исследование 2020–2021 гг. представляет собой серьезную аналитическую работу и включает несколько разделов: картографические материалы, копии архивных доку-ментов с указанием источников, сравнение исторических и современных фотографий, демонстрирующих степень сохранности ансамбля завода. Предметом исследования стали не только два корпуса, а все исторические здания завода. Итогом исследований стал полноценный историко-культурный опорный план, который состоит из нескольких графических схем, наглядно представляющих сводку всех данных, необходимых для обоснования экспертизы.

Фактически экспертиза 2021 года опровергает выводы экспертизы 2014 года в части состава и территории ансамбля.

Выводы экспертизы 2021 года основаны на полноценных, подробных и убедительных исследованиях, с привлечением большого объема архивных документов.

Будем надеяться, что Министерство культуры не даст повода усомниться в своей компетентности, не согласившись с такими выводами.

39 10 ER 1.9376
Градозащитникам бьют окна

Квартира координатора московской секции ВООПИиК Елены Ткач подверглась нападению со стороны застройщиков в Спиридоньевском переулке.

Последние три года Елена борется против реконструкции исторического здания начала XX века по адресу: Спиридоньевский пер., 17 стр. 1.
«Капитальный ремонт фасада», о котором изначально говорилось на информационном щите, обернулся реконструкцией и надстройкой здания двумя этажами.

В паре метров от окон Елены и других жителей соседнего дома – памятника архитектуры «Дом с аптекой на Малой Бронной» – выросла глухая стена.
Архнадзор неоднократно писал о скрытых строительных работах на доме 17.
В ответ на обращения градозащитников и местных жителей Госинспекция по недвижимости признала незаконными и самовольными работы по этому адресу и аннулировала ордер на капремонт. Однако предписания госоргана и штрафы не смутили строительную фирму, связанную со скандально известными бизнесменами Андреем Маталыгой, Сергеем Мефедовым и братом тульского губернатора Артемом Дюминым.

Стройка продолжается, а на протест жителей соседнего дома «девелоперы» отвечают нападениями.
На прошлой неделе окно в квартире Елены Ткач разбили металлической трубой, а вчера строители через разбитое окно закидали комнату мусором и пустили несколько волн из огнетушителя.

Мы выражаем свою поддержку Елене и призываем полицию и прокуратуру вмешаться и привлечь к ответственности владельцев строительных фирм «Горизонт апартментс» и «ФОДД».

Напомним, что вандализм и нарушение закона сопровождают и другие «проекты» Маталыги, Мефедова и Дюмина (снос главного дома усадьбы Неклюдовой на Малой Бронной, скандальный проект надстройки дома Булошникова на Большой Никитской и угроза сноса флигеля и 10-этажного строительства во дворе "Наполеоновского театра" на той же улице ).

Ответственность за подобные действия должна выражаться не в штрафах, а в отзыве лицензий у строительных фирм и изъятии собственности в пользу города.

21 14 ER 1.5327
13 мая внезапно снесён исторический вокзал на станции Черкизово Московской Окружной железной дороги.

Зданию, как и станции, не везло: после относительно благополучных советских лет вокзал оказался в недрах Черкизовского рынка и считался утраченным, однако снос рынка неожиданно вернул нам это небольшое здание – заваленным мусором, надстроенным нелепым вторым этажом, но, безусловно, имевшим в своей основе тот самый исторический вокзал 1908 года, один из самых маленьких на Окружной.

Вся остальная историческая застройка станции к тому времени уже была утрачена: жилой дом 4-го типа, оба поста централизации и водонапорная башня, снесённая для строительства вестибюля одноимённой станции метро. Осталась лишь путевая казарма, которая, строго говоря, не является частью станции, хотя и расположена в её границах.

🚨 Причина сноса кроется, кажется, в неуместном стремлении московских властей "благоустроить" окружающую действительность, бессмысленно и беспощадно уничтожая всё, что показалось неугодным начальственному глазу: теперь прямо за вокзалом высится стеклянная стена нового вестибюля платформы МЦК, на фоне которой вокзал с их точки зрения выглядел, очевидно, старомодно.

Самое грустное в этой ситуации то, что вокзал был буквально «вытащен» из беды в 2014 году. Тогда в рамках Дней
исторического и культурного наследия Архнадзор при помощи железнодорожников провёл субботник по его расчистке от мусора и консервации. Руководство станции Черкизово выдало инвентарь и организовало несколько самосвалов для вывоза мусора. Тогда вокзал устоял, через несколько месяцев после субботника в него въехал небольшой офис и, казалось, беда миновала.

Что же касается охранного статуса – конечно, при таком количестве перестроек надеяться, что город придаст ему статус памятника, бесполезно. Хотя включить в состав ансамбля Окружной железной дороги его несомненную часть было бы весьма логично, невзирая на объем искажений. Более того, охранный статус давал бы вокзалу шанс вернуться к первоначальному виду. Увы, даже существовавшую когда-то охранную зону вокруг здания-непамятника, и ту убрали. А теперь грянул снос.

Раньше на Окружной была одна станция, полностью утратившая свою историческую гражданскую застройку, теперь их две.

🚨 Уничтожение исторической застройки Московской Окружной железной дороги постепенно приводит к тому, что от неё, вероятно, останутся лишь некоторые охраняемые законом памятники, а всё остальное уйдёт в небытие. Не так давно городские экскаваторы лишили нас целого комплекса станции Владыкино. Надо ли говорить, что снесённые исторические здания также не числились в охранных списках, хотя их включение в них и обсуждалось. В 2016 году за отказом в статусе одному из шести сохранившихся (из 80 существовавших) сторожевых домов в районе всё той же станции Черкизово практически немедленно последовал снос. А ведь на кольце есть ещё 5–7 зданий-отказников, часть из которых построена или сохранилась в единственном экземпляре. Что будет с ними?

38 20 ER 1.9040
Сегодня, сейчас ломают бывший Институт международного рабочего движения в Колпачном переулке, 9а.
Как сообщает инициативная группа защитников Ивановской горки, при сносе нарушаются все предусмотренные согласованным проектом меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. По проекту разбирать здание должны вручную, после разборки крыши и после того, как будут оборудованы строительные леса с защитной сеткой. Сейчас ломают манипулятором - в непосредственной близости от памятников - особняка Григория Юргенсона, палат Украинцева, Ддиректорского корпуса Архива коллегии иностранных дел. Никаких признаков мониторинга влияния работ на памятники - нет, хотя по согласованному проекту он обязателен. Всё делается в стиле блиц.
Инициативная группа защитников Ивановской горки требует:
- немедленно остановить работы;
- провести обследование всех находящихся в зоне влияния строительства зданий на предмет повреждений;
- разработать новые меры по обеспечению сохранности ближайших памятников, с учетом существующего состояния объекта, а также возможных повреждений памятников.
Провести демонтаж здания в соответствии с проектом уже невозможно – нет прежнего объема, вокруг которого можно бы было поставить строительные леса.

@Мосгосстройнадзор @Комитет Государственного Строительного Надзора г. Москвы @Департамент культурного наследия города Москвы — уведомлены о нарушениях. Ждем реакции.

Добавление. Мы очень сожалеем о сносе Института международного рабочего движения. Он сохранял память о влиянии нашей страны на развитие левого движения во всем мире. Институт был одним из интеллектуальных центров глобальной значимости.
Это тяжелая утрата, но не конец борьбы. По закону, на этом месте возможна только регенерация историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия. В 1939 году Институт был построен на месте усадебного сада Юргенсонов - нотопечатников, открывших миру всех значимых русских композиторов второй половины XIX - начала XX века.
Инициативная группа будет требовать соблюдения закона и восстановления усадебного сада.
Напомним, что ранее общественность на Ивановской горке добилась восстановления Хитровской площади после сноса техникума, а такжеи создания парка Горка на территории снесенной школы в Большом Спасоглинищевском переулке. В обоих случаях согласованные проекты были отменены, требования закона исполнены.
Заведомо незаконное поведение застройщика не должно принести ему выгоду. Ивановская горка — лучший по сохранности исторический район Москвы, национальное достояние. У властей появилась возможность показать, на чьей они стороне — на стороне нарушителей закона или на стороне защитников культурного наследия.

17 10 ER 1.3709