Графики роста подписчиков
Лучшие посты
В этот день в отбитом у англичан Реймсе короновался на французский престол Карл VII (знамя над его головой во время церемонии держала Жанна д’Арк).
Битва при Тулузе
В 721 году вали Аль-Самх ибн Малик попытался взять город Каркассон, окружённый мощными стенами, однако вскоре снял осаду и двинулся к Тулузе, столице герцогства Аквитания.
Армия Аль-Самха состояла из пехоты, небольшого количества всадников и многочисленных наемников, а также имела осадные механизмы. И, хотя Тулуза была большим и хорошо защищенным городом, стены которого были последовательно усилены начиная с римских и вестготских времён, Эд Аквитанский, не дожидаясь подхода арабов, покинул Тулузу, чтобы собрать достаточно большую армию для защиты от приближающейся армии.
Осада Тулузы с её почти неприступными стенами продлилась до начала лета. Защитники были уже близки к капитуляции, когда 9 июня 721 года Эд возвратился во главе большой армии, застав врасплох Аль-Самха.
Точного описания битвы не существует. Она упоминается в ряде франкских хроник (Петавианские анналы, Лоббские анналы и другие). Однако более подробные описания битвы есть в двух испанских хрониках продолжателей Исидора Севильского: в так называемых «Арабо-византийской хронике 741 года» («Continuatio Isidoriana Byzantia-Arabica») и «Мосарабской хронике 754 года» («Cronica mozarabe de 754»).
Три главных историка мусульмаского периода, Ибн Хайан, Ибн аль-Асир и Аль-Маккари сходятся на том, что Аль-Самх попал в классическую ловушку, сконцентрировав всю свою армию вокруг стен Тулузы. Имея недостаточно большое количество всадников (широкое употребление арабской конницы в Европе началось позже), он был неспособен достаточно быстро реагировать на нападающую армию Эда, которая полностью окружила его. Оказавшись между защитниками города и армией Эда, Аль-Самх попытался прорваться наружу, но был пойман в ловушку с большой частью его войск в месте по имени Балат.
Аль-Маккари оценивает численность армии Эда в 300 000 человек. Европейские источники говорят о 375 000 погибших и раненных воинов против 1500 погибших франков и аквитанцев. Количество погибших со стороны арабов преувеличено, но арабские историки соглашаются, что битва при Тулузе была первой полной катастрофой для арабской армии в Европе, особенно её заключительная фаза.
Сам Аль-Самх был смертельно ранен, что во многом решило исход битвы. От полного разгрома арабскую армию спасла только энергия Абд ар-Рахмана, сумевшего вывести остатки армии на восток, к Нарбонне. Там вскоре Аль-Самх умер от полученных ран. Столь серьёзным было поражение, что каждый год в течение следующих 450 лет тех, кто умер в «Balat al-Shuhada» (Плато Мучеников), вспоминали на специальной церемонии воспоминания.
Эта победа получила широкий общественный резонанс. Официальная хроника римских пап Liber pontificalis торжествовала по поводу уничтожения 375 000 сарацинов (цифра совершенно фантастическая), а папа Григорий II направил Эду поздравительное послание и подарки в честь этой победы.
Кроме того, победа укрепила независимость Эда Аквитанского и на время остановила движение арабов на север. В 725 и 726 годах герцог Аквитании дважды разбил армию нового вали, Анбасы ибн Сохайм аль-Калби, причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону. Однако Эд не смог помешать арабам захватить в 725 году Ним и Каркассон, и арабские силы, укрепившиеся в Нарбонне и легко получавшие снабжение по морю, направили свой удар на восток, проникнув до самого Отёна в Бургундии в 725 году. При вторжении арабов в 732 году Эд был разбит в битве при Бордо и лишь вмешательство Карла Мартела, разбившего Абд ар-Рахмана в битве при Пуатье, смогло остановить продвижение арабов на север. Только сын Карла, Пипин Короткий, смог в 759 году завоевать Септиманию, обезопасив франкское королевство от арабской угрозы.
В 721 году вали Аль-Самх ибн Малик попытался взять город Каркассон, окружённый мощными стенами, однако вскоре снял осаду и двинулся к Тулузе, столице герцогства Аквитания.
Армия Аль-Самха состояла из пехоты, небольшого количества всадников и многочисленных наемников, а также имела осадные механизмы. И, хотя Тулуза была большим и хорошо защищенным городом, стены которого были последовательно усилены начиная с римских и вестготских времён, Эд Аквитанский, не дожидаясь подхода арабов, покинул Тулузу, чтобы собрать достаточно большую армию для защиты от приближающейся армии.
Осада Тулузы с её почти неприступными стенами продлилась до начала лета. Защитники были уже близки к капитуляции, когда 9 июня 721 года Эд возвратился во главе большой армии, застав врасплох Аль-Самха.
Точного описания битвы не существует. Она упоминается в ряде франкских хроник (Петавианские анналы, Лоббские анналы и другие). Однако более подробные описания битвы есть в двух испанских хрониках продолжателей Исидора Севильского: в так называемых «Арабо-византийской хронике 741 года» («Continuatio Isidoriana Byzantia-Arabica») и «Мосарабской хронике 754 года» («Cronica mozarabe de 754»).
Три главных историка мусульмаского периода, Ибн Хайан, Ибн аль-Асир и Аль-Маккари сходятся на том, что Аль-Самх попал в классическую ловушку, сконцентрировав всю свою армию вокруг стен Тулузы. Имея недостаточно большое количество всадников (широкое употребление арабской конницы в Европе началось позже), он был неспособен достаточно быстро реагировать на нападающую армию Эда, которая полностью окружила его. Оказавшись между защитниками города и армией Эда, Аль-Самх попытался прорваться наружу, но был пойман в ловушку с большой частью его войск в месте по имени Балат.
Аль-Маккари оценивает численность армии Эда в 300 000 человек. Европейские источники говорят о 375 000 погибших и раненных воинов против 1500 погибших франков и аквитанцев. Количество погибших со стороны арабов преувеличено, но арабские историки соглашаются, что битва при Тулузе была первой полной катастрофой для арабской армии в Европе, особенно её заключительная фаза.
Сам Аль-Самх был смертельно ранен, что во многом решило исход битвы. От полного разгрома арабскую армию спасла только энергия Абд ар-Рахмана, сумевшего вывести остатки армии на восток, к Нарбонне. Там вскоре Аль-Самх умер от полученных ран. Столь серьёзным было поражение, что каждый год в течение следующих 450 лет тех, кто умер в «Balat al-Shuhada» (Плато Мучеников), вспоминали на специальной церемонии воспоминания.
Эта победа получила широкий общественный резонанс. Официальная хроника римских пап Liber pontificalis торжествовала по поводу уничтожения 375 000 сарацинов (цифра совершенно фантастическая), а папа Григорий II направил Эду поздравительное послание и подарки в честь этой победы.
Кроме того, победа укрепила независимость Эда Аквитанского и на время остановила движение арабов на север. В 725 и 726 годах герцог Аквитании дважды разбил армию нового вали, Анбасы ибн Сохайм аль-Калби, причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону. Однако Эд не смог помешать арабам захватить в 725 году Ним и Каркассон, и арабские силы, укрепившиеся в Нарбонне и легко получавшие снабжение по морю, направили свой удар на восток, проникнув до самого Отёна в Бургундии в 725 году. При вторжении арабов в 732 году Эд был разбит в битве при Бордо и лишь вмешательство Карла Мартела, разбившего Абд ар-Рахмана в битве при Пуатье, смогло остановить продвижение арабов на север. Только сын Карла, Пипин Короткий, смог в 759 году завоевать Септиманию, обезопасив франкское королевство от арабской угрозы.
Уважаемые участники сообщества. У нас появилась идея поддержать тех игроков, кто любит поиграть в Кресты по сети.
Среди идей организация разовых игр, чемпионатов и запуск лиги К3 и К2 по желанию. Однако, среди администрации группы нет нужных специалистов, потому мы кидаем клич среди сообщества.
Нам нужны желающие организовывать игры, следить за таблицей игроков, писать ААР отчеты, может быть снимать видосы и делать другой контент.
От нас - информационная поддержка и все возможности крупнейшего сообщества по крестам в вк.
С вас - экшн!
Желающие организовывать игры по К2 и К3 - пишите тут в комментах идеи и предложения, мы с вами свяжемся.
Среди идей организация разовых игр, чемпионатов и запуск лиги К3 и К2 по желанию. Однако, среди администрации группы нет нужных специалистов, потому мы кидаем клич среди сообщества.
Нам нужны желающие организовывать игры, следить за таблицей игроков, писать ААР отчеты, может быть снимать видосы и делать другой контент.
От нас - информационная поддержка и все возможности крупнейшего сообщества по крестам в вк.
С вас - экшн!
Желающие организовывать игры по К2 и К3 - пишите тут в комментах идеи и предложения, мы с вами свяжемся.
МОНГОЛИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.
Вступление монголов на историческую арену оказало огромное влияние на судьбы многих народов.
Свидетельства китайских источников позволяют проследить историю монголов в глубь веков. Прямое родство их с гуннами, о котором нередко пишут, не может на нынешнем уровне знаний считаться научно доказанным.
Первые упоминания о собственно монголах под наименованиями мэнъу, мэнва относятся к эпохе Тан (VII-IX вв.). По исследованиям одних специалистов, монголы жили по южному берегу р.Амур, западнее впадения в Амур р.Сунгари и восточнее хребта Малый Хинган, по мнению других, местом обитания их было нижнее течение рек Шилка и Аргунь и верховья Амура. Согласно китайским хроникам, монголы входили в состав племен шивэй, говоривших в массе своей на монгольских языках.
В тексте «Старой истории династии Тан» («Цзю Тан шу») сказано: «Шивэй — особый род киданей.
Живут по северным [берегам] реки Яоюехэ. Их государство находится на северо-востоке от столицы на расстоянии свыше семи тысяч ли. На востоке оно простирается до хэйшуй мохэ, на западе до тюрок, на юге сопредельно с киданями, а на севере доходит до моря. В этом государстве нет государя и старших начальников, а есть семнадцать правителей, которые зовутся мохэфу и наследственно правят ими, хотя и зависят от тюрок. В качестве боевого оружия они имеют луки из рога и стрелы из дерева ху (тальника? — Е.К.) и стреляют очень метко... Временами собираются на охоту с легкими метательными копьями, а когда дело закончится, расходятся. Эти люди обрабатывают землю, но не платят поземельного налога. В селениях своих строят небольшие дома, покрывая их сверху шкурами.
Объединяются в группы и живут, иногда числом до нескольких десятков или сотен семей. Заостряют деревья и делают сохи, не насаживая на них металлических наконечников. Соху тянет человек, и производится посев. Не разрешается использовать [для пахоты] быков... В качестве домашних живо-тных там водятся собаки и свиньи. Их откармливают и поедают, а шкуры используют для изготовления кож. И мужчины, и женщины [из этих кож] шьют одежды. Волосы у них растрепанны, одежды застегивают на левую сторону. Богатые выделяют себя тем, что делают украшения из разнообразного пятицветного жемчуга. Законы, регулирующие вступление в брак, [таковы]: жених прежде входит в дом невесты и работает там три года. По этой причине он может лично близко общаться с этой женщиной. Когда срок отработки кончится, то семья невесты выделяет им их долю имущества, муж и жена садятся в одну телегу и нагружают ее. С барабанным боем и плясками они вместе возвращаются [в дом мужа]... Говорят, что при нашей династии Тан есть девять племен шивэй...» Одним из них и были мэнъу шивэй, т.е. шивэй-монголы.
365 В «Новой истории династии Тан« («Синь Тан шу») имеются дополнения о похоронных обрядах шивэй. Каждая группа шивэй строила большие навесы, на которые сверху клались трупы умерших. По умершим носили трехлетний траур. Если умирал правитель, то его преемником и наследником становился его сын, лишь в случае отсутствия у правителя сына на место умершего ставили сильного и решительного человека.
Ездили шивэй на телегах, запряженных быками. Жилища строили, сплетая стены из кустарника и небольших деревьев и сверху покрывая их шкурами. Или сгибали деревья и сверху покрывали плетенками. Для переправ через реки делали плоты и кожаные лодки. Лошадей — их было мало — пускали пастись стреноженными; овец не держали. Сказано также, что было 20 с лишним племен шивэй, а не 9, как в «Цзю Тан шу».
Всех шивэй тюрки называли татарами. Последний этноним впервые встречается в древнетюркской надписи в честь Кюль-Тегина в 731-732 гг., затем — в китайских текстах IX в.
История собственно монгольских племен X-XI вв. — это история постепенного продвижения их на запад, начавшегося, видимо, еще в середине VIII в. Оно сопровождалось вытеснением с территории Халхи тюркоязыч-ных народов, которые на протяжении нескольких сот лет господствовали здесь.
Причиной продвижения монголов на запад могли стать нападения на них извне или
междоусобные войны.
Согласно одному из монгольских преданий, излагаемых Рашид ад-дином, «над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги... Среди тех гор была обильная трава и здоровая [по климату] степь. Название этой местности — Эргунэ-Кун. Значение слова кун — „косогор", а эргунэ — „крутой", иначе говоря, „крутой хребет"». Далее предание рассказывает, что в Эргунэ-Кун монголы размножились и стали мастерами выплавки железа и кузнечного дела. По легенде, именно искусство плавления железа помогло им выбраться из горных теснин на простор нынешних монгольских степей, к голубому Керулену, золотому Онону. «И вот они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь... зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали из них кузнечные мехи. Затем заложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место, что разом этими семьюдесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот горный склон не расплавился».
Прародительница Чингис-хана, Алан-Гоа, родила пятерых сыновей. Двое из них родились от ее супруга Добун-Мергена, а трое — после его смерти.
Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого человека, который проникал к ней ночами через дымник юрты. Эти три сына, таким образом, были «отмечены печатью небесного происхождения». Род Чингис-хана происходил от младшего сына Алан-Гоа, Бодончара, истинным отцом которого был, видимо, Ма-алих Баяудец, тюрк (киргиз), единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, который был в ее доме. Рашид ад-дин полагал, что Алан-Гоа жила за 300 лет до того, как он писал свой труд, т.е. на рубеже X-XI вв. По данным анонимной «Алтай 366 Тобчи», сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 г. Потомки Бодончара отличались рыжими волосами и светлыми глазами.
В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками.
В степной и лесостепной зоне они перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй. Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок. В свою очередь, монголы принесли с собой из Маньчжурии тип оседлого жилища — квадратного, без фундамента дома с каркасными стенами и П-образными канами для отопления. Очевидно, в X-XI вв. происходил процесс ассимиляции оставшегося в Халхе тюркского населения монголами.
Кидани, создав свою империю, империю Ляо, в X в., поставили население долины Халхи под свой контроль. В 1004 г. было учреждено «Управление по подчинению пограничных жителей Северо-западной области», центром которой стал город, по-китайски именовавшийся Чжэньчжоу, по-тюркски — Хатун (Кэдунь). Он размещался к югу от нижнего течения р.Халхи. В целом татаро-монголы были лояльны к Ляо, династии этнически родственной, хотя' некоторые монгольские племена, например джаджираты и меркиты, вели с киданями изнурительные войны и к 1094 г. были сильно обескровлены киданями и их союзниками.
После гибели Ляо и утверждения чжурчжэньской династии пограничные с Цзинь племена управлялись своими предводителями. Если таковые признавали верховенство Цзинь и пригоняли скот для продажи на границе или в дар цзиньскому двору, то считалось, что они состоят на службе династии и охраняют границы империи. За это цзиньские власти платили зерном, шелком, деньгами.
К середине XII в. относится появление первого монгольского государства — Хамаг монгол улуса («Государства всех монголов»). Еще при династии Ляо часть монгольской знати получила от киданей должности и титулы знатности, такие, как линвэнь или сяовэнь, военачальников пограничных войск, именовавшихся цзю. После гибели Ляо татаро-монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии, оказали ему помощь, в том числе и войсками, выставив для него более чем десятитысячную армию. Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, который хотя и не смог вернуть власть дому Елюй и ушел на запад, в Семиречье, но представлял для чжурчжэней постоянную угрозу, привела к конфликту между татаро-монголами и чжурчжэнями. С 1135 по 1147 г.
монголы ведут войну с Цзинь. Поводом для войны помимо общей напряженности отношений с 1125г.
послужила попытка чжурчжэней погубить правителя монголов Хабул-хана. К Хабул-хану прибыли одно за другим два по-осольства Цзинь, требуя его приезда ко двору. Хабул-хан членов второго посольства перебил, что и привело к войне Цзинь с монголами. Чжурчжэни в это время успешно добивали сунский Китай, к войне с монголами относились без должного внимания, и эта война была успешной для монголов. В 1147 г. между Цзинь и монголами был заключен мир. Цзиньские власти уступили монголам 17 укреплений к северу от р.Сининхэ, которая стала пограничной.
К этому времени относится чрезвычайно важное сообщение китайского источника о том, что монгольский хан Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем государства Монголов (Мэнфуго чжу).
367 Однако Аоло, как это нередко бывало, в пределах своих владений не довольствовался титулом государя (чжу) и принял императорский титул цзу-юань хуанди. Он объявил свой девиз царствования — Тянь-син, или «Расцвет, дарованный Небом». Принятие своего девиза правления означало оповещение о независимом правлении. На предложение цзиньского двора довольствоваться титулом го ван, или «князь государства», Аоло ответил отказом.
Большинство исследователей отождествляют Аоло боцзиле с Хабул-ханом. В «Тайной истории» о Хабул-хане сказано: «Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана... стал ведать Амбагай-хаган». Амбагай-хаган имел титул «всенародного кагана и государя улуса». Монгольское улусун эджен, «государь улуса», если и не соответствовало китайскому хуанди, «император», то уж наверняка могло иметь своим абсолютным эквивалентом титул го чжу («государь государства»). Рашид ад-дин именует Хабул-хагана «монгольским ханом», «государем и правителем своих племен и подчиненных». Древние монгольские правители носили сяньбийско-жу-аньжуаньско-тюркский титул каган (хаган). Титул хан, равнозначный титулу хаган, появился позже.
Хабул-хан был сыном Хайду. У Хайду был второй сын, Бай-Шинкор Докшин. Линия (урук) Бай-Шинкор Докшина является линией Чингисхана. От Бай-Шинкор Докшина вел свое происхождение род Кият, в котором родился Чингис-хан. Был у Хайду и третий сын, Чаракай-линку, от которого происходили тайчиуты, сыгравшие столь большую роль в судьбе Чингис-хана.
Все вместе это были «природные» монгольские ханы, или ха-ганы.
В Хамаг монгол улусе после смерти Хабул-хагана власть перешла не к его сыновьям, а к Амбагай-хагану, внуку Хайду и двоюродному брату прапрадеда Темучжина — Чингис-хана Тумбинай-сечена.
Амбагай-хаган если и правил всем Хамаг монгол улусом, то недолго. Он был пленен татарами и выдан ими чжурчжэням, которые его казнили. Около 1160г. Хамаг монгол улус окончательно распался, вероятно, из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома.
После распада Хамаг монгол улуса монголы жили в долинах рек Онон и Керулен, по р.Тола.
Северо-восточные области Монголии и Забайкалье заселяли урянхаты. Брачными партнерами клана, из которого происходил Чингис-хан, были хунгираты, они жили в Юго-Восточной Монголии. Тайчиуты, одна из сильнейших групп монголов, выделившаяся из Хамаг монгол улуса, обитали по р.Онон. В районе озер Буир-Нор и Далай-Нор жили татары. В нижнем течении р.Орхон и по Селенге расселялись меркиты. Все это были монголоязычные народы. Кереиты кочевали в предгорьях Хангая, по рекам Керулен, Орхон и Тола. Есть мнения, что кереиты одними из первых ушли на запад. Несколько столетий они жили по соседству с тюрками и смешались с ними или подверглись сильному тюркскому влиянию. Есть и иные мнения. П.Рачневский считает, что кереиты были исконно тюрками, первоначально они жили на Иртыше и Алтае и были оттеснены на восток кайманами. Здесь они в значительной степени оказались монго-лизированными.
Кереиты были христианами несторианского толка.
Западные области современной Монголии занимали найманы. Относительно этнической принадлежности найманов в науке также нет единства. Одни считают их монголами, другие — тюрками. Как и кереиты, найманы были христианами-несторианами. Между Ангарой и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, «люди лесов».
368 Население Монголии в XII в. по образу жизни подразделялось на лесных и степных. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались охотой и рыболовством. Основная часть населения Монголии кочевала и вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы были невысоки ростом, но отличались большой физической силой и выносливостью. Мужчины носили широко распространенную в Северном Китае прическу туфа, о которой уже говорилось. Жили монголы в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с установленной на ней юртой перевозили быки. На стоянках монголы располагались куренями (кольцом). Они разводили коней, коров и быков, овец и коз, в меньшем количестве — верблюдов. Обычно на одну лошадь приходилось шесть-семь овец и коз. Владелец клеймил скот своей личной тамгой. Монголы-кочевники охотились и в
ограниченной степени занимались земледелием, сеяли в основном черное клейкое просо. Молоко, мясо, рыба, жидкая каша из проса, дикорастущие коренья, растения и плоды составляли основной пищевой рацион монголов. Поклонялись монголы Небу, Земле и духам, например духу огня Ут.
Нет в науке единства и в оценке уровня развития татаро-монгольских племен в XII в. Но постепенно верх берет точка зрения тех ученых, которые отказываются считать монгольское общество XII в. родо-племенным, обществом «военной демократии» и т.п. Это было общество классовое, разделенное прежде всего на лично-свободных и рабов (богол — рабы-мужчины, индже — рабыни). Источниками рабства являлись пленение и покупка людей. Известно, что чжурчжэни пригоняли на границу большие партии рабов и обменивали их у татаро-монголов на лошадей. Монголы объединяли рабов в пары для получения потомства. Рабы трудились в семье хозяина в услужении, они делали и основную работу — пасли скот и ухаживали за ним. Рабы предка Чингис-хана, Бодончара, «пасли его коней», рабы Тоорил-хагана кереитского «пасли верблюдов и овец». Как и во многих обществах мира, рабы у монголов приравнивались к скоту. От раба требовали верно и преданно служить хозяину. «Если раб не предан хозяину, — поучал Чингис-хан, — убить его».
Среди людей лично-свободных были люди богатые — баян и бедные — ядагу хувун. Они делились на людей своего у рука — потомков по мужской линии от одного предка и чужаков, не сородичей — джат. Наконец, лично-свободные люди делились на благородных — сайн хувун и простолюдинов — карачу. Среди благородных выделялись «золотые роды», природные хаганы, туе хаган. В отличие от простых скотоводов — аратов богатые и знатные люди составляли сословие нойонов. Со времени Ляо хаганы и нойоны имели китайские и смешанные, как говорят, «китайско-алтайские», титулы, которые они получали от киданей и чжурчжэней. Те-мучжин — Чингис-хан имел чин чаутхури, сотника.
Наряду с заимствованными и полученными из Ляо или Цзинь у монгольской знати были свои титулы:
мерген («отличный стрелок из лука»), сечен («мудрый»), баатур («богатырь»), бука («силач»), бильге («мудрый») и т.п. Это были не просто характеристики личных качеств человека, а именно звания, титулы, которые определяли место лица, носившего это звание, в обществе, в системе управления государством, улусами татаро-монголов.
«Улус» как государственное образование означал, как писал Б.Я.Владимирцов, «народ, образующий государство-владение», и ту территорию, на которой кочевал этот народ, его пастбища, нунтуки. В кочевом государстве, улусе, люди в известном смысле были значимее территории, и поэтому увод, уход, гибель людей означали развал, гибель улуса.
Вступление монголов на историческую арену оказало огромное влияние на судьбы многих народов.
Свидетельства китайских источников позволяют проследить историю монголов в глубь веков. Прямое родство их с гуннами, о котором нередко пишут, не может на нынешнем уровне знаний считаться научно доказанным.
Первые упоминания о собственно монголах под наименованиями мэнъу, мэнва относятся к эпохе Тан (VII-IX вв.). По исследованиям одних специалистов, монголы жили по южному берегу р.Амур, западнее впадения в Амур р.Сунгари и восточнее хребта Малый Хинган, по мнению других, местом обитания их было нижнее течение рек Шилка и Аргунь и верховья Амура. Согласно китайским хроникам, монголы входили в состав племен шивэй, говоривших в массе своей на монгольских языках.
В тексте «Старой истории династии Тан» («Цзю Тан шу») сказано: «Шивэй — особый род киданей.
Живут по северным [берегам] реки Яоюехэ. Их государство находится на северо-востоке от столицы на расстоянии свыше семи тысяч ли. На востоке оно простирается до хэйшуй мохэ, на западе до тюрок, на юге сопредельно с киданями, а на севере доходит до моря. В этом государстве нет государя и старших начальников, а есть семнадцать правителей, которые зовутся мохэфу и наследственно правят ими, хотя и зависят от тюрок. В качестве боевого оружия они имеют луки из рога и стрелы из дерева ху (тальника? — Е.К.) и стреляют очень метко... Временами собираются на охоту с легкими метательными копьями, а когда дело закончится, расходятся. Эти люди обрабатывают землю, но не платят поземельного налога. В селениях своих строят небольшие дома, покрывая их сверху шкурами.
Объединяются в группы и живут, иногда числом до нескольких десятков или сотен семей. Заостряют деревья и делают сохи, не насаживая на них металлических наконечников. Соху тянет человек, и производится посев. Не разрешается использовать [для пахоты] быков... В качестве домашних живо-тных там водятся собаки и свиньи. Их откармливают и поедают, а шкуры используют для изготовления кож. И мужчины, и женщины [из этих кож] шьют одежды. Волосы у них растрепанны, одежды застегивают на левую сторону. Богатые выделяют себя тем, что делают украшения из разнообразного пятицветного жемчуга. Законы, регулирующие вступление в брак, [таковы]: жених прежде входит в дом невесты и работает там три года. По этой причине он может лично близко общаться с этой женщиной. Когда срок отработки кончится, то семья невесты выделяет им их долю имущества, муж и жена садятся в одну телегу и нагружают ее. С барабанным боем и плясками они вместе возвращаются [в дом мужа]... Говорят, что при нашей династии Тан есть девять племен шивэй...» Одним из них и были мэнъу шивэй, т.е. шивэй-монголы.
365 В «Новой истории династии Тан« («Синь Тан шу») имеются дополнения о похоронных обрядах шивэй. Каждая группа шивэй строила большие навесы, на которые сверху клались трупы умерших. По умершим носили трехлетний траур. Если умирал правитель, то его преемником и наследником становился его сын, лишь в случае отсутствия у правителя сына на место умершего ставили сильного и решительного человека.
Ездили шивэй на телегах, запряженных быками. Жилища строили, сплетая стены из кустарника и небольших деревьев и сверху покрывая их шкурами. Или сгибали деревья и сверху покрывали плетенками. Для переправ через реки делали плоты и кожаные лодки. Лошадей — их было мало — пускали пастись стреноженными; овец не держали. Сказано также, что было 20 с лишним племен шивэй, а не 9, как в «Цзю Тан шу».
Всех шивэй тюрки называли татарами. Последний этноним впервые встречается в древнетюркской надписи в честь Кюль-Тегина в 731-732 гг., затем — в китайских текстах IX в.
История собственно монгольских племен X-XI вв. — это история постепенного продвижения их на запад, начавшегося, видимо, еще в середине VIII в. Оно сопровождалось вытеснением с территории Халхи тюркоязыч-ных народов, которые на протяжении нескольких сот лет господствовали здесь.
Причиной продвижения монголов на запад могли стать нападения на них извне или
междоусобные войны.
Согласно одному из монгольских преданий, излагаемых Рашид ад-дином, «над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги... Среди тех гор была обильная трава и здоровая [по климату] степь. Название этой местности — Эргунэ-Кун. Значение слова кун — „косогор", а эргунэ — „крутой", иначе говоря, „крутой хребет"». Далее предание рассказывает, что в Эргунэ-Кун монголы размножились и стали мастерами выплавки железа и кузнечного дела. По легенде, именно искусство плавления железа помогло им выбраться из горных теснин на простор нынешних монгольских степей, к голубому Керулену, золотому Онону. «И вот они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь... зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали из них кузнечные мехи. Затем заложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место, что разом этими семьюдесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот горный склон не расплавился».
Прародительница Чингис-хана, Алан-Гоа, родила пятерых сыновей. Двое из них родились от ее супруга Добун-Мергена, а трое — после его смерти.
Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого человека, который проникал к ней ночами через дымник юрты. Эти три сына, таким образом, были «отмечены печатью небесного происхождения». Род Чингис-хана происходил от младшего сына Алан-Гоа, Бодончара, истинным отцом которого был, видимо, Ма-алих Баяудец, тюрк (киргиз), единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, который был в ее доме. Рашид ад-дин полагал, что Алан-Гоа жила за 300 лет до того, как он писал свой труд, т.е. на рубеже X-XI вв. По данным анонимной «Алтай 366 Тобчи», сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 г. Потомки Бодончара отличались рыжими волосами и светлыми глазами.
В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками.
В степной и лесостепной зоне они перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй. Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок. В свою очередь, монголы принесли с собой из Маньчжурии тип оседлого жилища — квадратного, без фундамента дома с каркасными стенами и П-образными канами для отопления. Очевидно, в X-XI вв. происходил процесс ассимиляции оставшегося в Халхе тюркского населения монголами.
Кидани, создав свою империю, империю Ляо, в X в., поставили население долины Халхи под свой контроль. В 1004 г. было учреждено «Управление по подчинению пограничных жителей Северо-западной области», центром которой стал город, по-китайски именовавшийся Чжэньчжоу, по-тюркски — Хатун (Кэдунь). Он размещался к югу от нижнего течения р.Халхи. В целом татаро-монголы были лояльны к Ляо, династии этнически родственной, хотя' некоторые монгольские племена, например джаджираты и меркиты, вели с киданями изнурительные войны и к 1094 г. были сильно обескровлены киданями и их союзниками.
После гибели Ляо и утверждения чжурчжэньской династии пограничные с Цзинь племена управлялись своими предводителями. Если таковые признавали верховенство Цзинь и пригоняли скот для продажи на границе или в дар цзиньскому двору, то считалось, что они состоят на службе династии и охраняют границы империи. За это цзиньские власти платили зерном, шелком, деньгами.
К середине XII в. относится появление первого монгольского государства — Хамаг монгол улуса («Государства всех монголов»). Еще при династии Ляо часть монгольской знати получила от киданей должности и титулы знатности, такие, как линвэнь или сяовэнь, военачальников пограничных войск, именовавшихся цзю. После гибели Ляо татаро-монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии, оказали ему помощь, в том числе и войсками, выставив для него более чем десятитысячную армию. Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, который хотя и не смог вернуть власть дому Елюй и ушел на запад, в Семиречье, но представлял для чжурчжэней постоянную угрозу, привела к конфликту между татаро-монголами и чжурчжэнями. С 1135 по 1147 г.
монголы ведут войну с Цзинь. Поводом для войны помимо общей напряженности отношений с 1125г.
послужила попытка чжурчжэней погубить правителя монголов Хабул-хана. К Хабул-хану прибыли одно за другим два по-осольства Цзинь, требуя его приезда ко двору. Хабул-хан членов второго посольства перебил, что и привело к войне Цзинь с монголами. Чжурчжэни в это время успешно добивали сунский Китай, к войне с монголами относились без должного внимания, и эта война была успешной для монголов. В 1147 г. между Цзинь и монголами был заключен мир. Цзиньские власти уступили монголам 17 укреплений к северу от р.Сининхэ, которая стала пограничной.
К этому времени относится чрезвычайно важное сообщение китайского источника о том, что монгольский хан Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем государства Монголов (Мэнфуго чжу).
367 Однако Аоло, как это нередко бывало, в пределах своих владений не довольствовался титулом государя (чжу) и принял императорский титул цзу-юань хуанди. Он объявил свой девиз царствования — Тянь-син, или «Расцвет, дарованный Небом». Принятие своего девиза правления означало оповещение о независимом правлении. На предложение цзиньского двора довольствоваться титулом го ван, или «князь государства», Аоло ответил отказом.
Большинство исследователей отождествляют Аоло боцзиле с Хабул-ханом. В «Тайной истории» о Хабул-хане сказано: «Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана... стал ведать Амбагай-хаган». Амбагай-хаган имел титул «всенародного кагана и государя улуса». Монгольское улусун эджен, «государь улуса», если и не соответствовало китайскому хуанди, «император», то уж наверняка могло иметь своим абсолютным эквивалентом титул го чжу («государь государства»). Рашид ад-дин именует Хабул-хагана «монгольским ханом», «государем и правителем своих племен и подчиненных». Древние монгольские правители носили сяньбийско-жу-аньжуаньско-тюркский титул каган (хаган). Титул хан, равнозначный титулу хаган, появился позже.
Хабул-хан был сыном Хайду. У Хайду был второй сын, Бай-Шинкор Докшин. Линия (урук) Бай-Шинкор Докшина является линией Чингисхана. От Бай-Шинкор Докшина вел свое происхождение род Кият, в котором родился Чингис-хан. Был у Хайду и третий сын, Чаракай-линку, от которого происходили тайчиуты, сыгравшие столь большую роль в судьбе Чингис-хана.
Все вместе это были «природные» монгольские ханы, или ха-ганы.
В Хамаг монгол улусе после смерти Хабул-хагана власть перешла не к его сыновьям, а к Амбагай-хагану, внуку Хайду и двоюродному брату прапрадеда Темучжина — Чингис-хана Тумбинай-сечена.
Амбагай-хаган если и правил всем Хамаг монгол улусом, то недолго. Он был пленен татарами и выдан ими чжурчжэням, которые его казнили. Около 1160г. Хамаг монгол улус окончательно распался, вероятно, из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома.
После распада Хамаг монгол улуса монголы жили в долинах рек Онон и Керулен, по р.Тола.
Северо-восточные области Монголии и Забайкалье заселяли урянхаты. Брачными партнерами клана, из которого происходил Чингис-хан, были хунгираты, они жили в Юго-Восточной Монголии. Тайчиуты, одна из сильнейших групп монголов, выделившаяся из Хамаг монгол улуса, обитали по р.Онон. В районе озер Буир-Нор и Далай-Нор жили татары. В нижнем течении р.Орхон и по Селенге расселялись меркиты. Все это были монголоязычные народы. Кереиты кочевали в предгорьях Хангая, по рекам Керулен, Орхон и Тола. Есть мнения, что кереиты одними из первых ушли на запад. Несколько столетий они жили по соседству с тюрками и смешались с ними или подверглись сильному тюркскому влиянию. Есть и иные мнения. П.Рачневский считает, что кереиты были исконно тюрками, первоначально они жили на Иртыше и Алтае и были оттеснены на восток кайманами. Здесь они в значительной степени оказались монго-лизированными.
Кереиты были христианами несторианского толка.
Западные области современной Монголии занимали найманы. Относительно этнической принадлежности найманов в науке также нет единства. Одни считают их монголами, другие — тюрками. Как и кереиты, найманы были христианами-несторианами. Между Ангарой и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, «люди лесов».
368 Население Монголии в XII в. по образу жизни подразделялось на лесных и степных. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались охотой и рыболовством. Основная часть населения Монголии кочевала и вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы были невысоки ростом, но отличались большой физической силой и выносливостью. Мужчины носили широко распространенную в Северном Китае прическу туфа, о которой уже говорилось. Жили монголы в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с установленной на ней юртой перевозили быки. На стоянках монголы располагались куренями (кольцом). Они разводили коней, коров и быков, овец и коз, в меньшем количестве — верблюдов. Обычно на одну лошадь приходилось шесть-семь овец и коз. Владелец клеймил скот своей личной тамгой. Монголы-кочевники охотились и в
ограниченной степени занимались земледелием, сеяли в основном черное клейкое просо. Молоко, мясо, рыба, жидкая каша из проса, дикорастущие коренья, растения и плоды составляли основной пищевой рацион монголов. Поклонялись монголы Небу, Земле и духам, например духу огня Ут.
Нет в науке единства и в оценке уровня развития татаро-монгольских племен в XII в. Но постепенно верх берет точка зрения тех ученых, которые отказываются считать монгольское общество XII в. родо-племенным, обществом «военной демократии» и т.п. Это было общество классовое, разделенное прежде всего на лично-свободных и рабов (богол — рабы-мужчины, индже — рабыни). Источниками рабства являлись пленение и покупка людей. Известно, что чжурчжэни пригоняли на границу большие партии рабов и обменивали их у татаро-монголов на лошадей. Монголы объединяли рабов в пары для получения потомства. Рабы трудились в семье хозяина в услужении, они делали и основную работу — пасли скот и ухаживали за ним. Рабы предка Чингис-хана, Бодончара, «пасли его коней», рабы Тоорил-хагана кереитского «пасли верблюдов и овец». Как и во многих обществах мира, рабы у монголов приравнивались к скоту. От раба требовали верно и преданно служить хозяину. «Если раб не предан хозяину, — поучал Чингис-хан, — убить его».
Среди людей лично-свободных были люди богатые — баян и бедные — ядагу хувун. Они делились на людей своего у рука — потомков по мужской линии от одного предка и чужаков, не сородичей — джат. Наконец, лично-свободные люди делились на благородных — сайн хувун и простолюдинов — карачу. Среди благородных выделялись «золотые роды», природные хаганы, туе хаган. В отличие от простых скотоводов — аратов богатые и знатные люди составляли сословие нойонов. Со времени Ляо хаганы и нойоны имели китайские и смешанные, как говорят, «китайско-алтайские», титулы, которые они получали от киданей и чжурчжэней. Те-мучжин — Чингис-хан имел чин чаутхури, сотника.
Наряду с заимствованными и полученными из Ляо или Цзинь у монгольской знати были свои титулы:
мерген («отличный стрелок из лука»), сечен («мудрый»), баатур («богатырь»), бука («силач»), бильге («мудрый») и т.п. Это были не просто характеристики личных качеств человека, а именно звания, титулы, которые определяли место лица, носившего это звание, в обществе, в системе управления государством, улусами татаро-монголов.
«Улус» как государственное образование означал, как писал Б.Я.Владимирцов, «народ, образующий государство-владение», и ту территорию, на которой кочевал этот народ, его пастбища, нунтуки. В кочевом государстве, улусе, люди в известном смысле были значимее территории, и поэтому увод, уход, гибель людей означали развал, гибель улуса.
Против вторгшейся в 1394 году в Валахию многотысячной турецкой армии у господаря Мирчи в открытом бою имелось мало шансов для победы, поэтому он применил тактику партизанской войны, нападая на небольшие отряды османов, уничтожая их обозы, стараясь лишить турок продовольствия. После подобных длительных и изматывающих военных действий противники встретились для решающего сражения близ Ровине, в долине реки Арджеш, одного из притоков Дуная. Согласно преданию, перед началом сражения господарь Мирча Старый отправил к султану парламентёра, предложив Баязиду отступить за Дунай, пообещав в свою очередь беспрепятственно пропустить турок. Однако султан был настроен на продолжение войны.
Местность в районе сражения оказалась лесистой и болотистой, что помешало туркам в полной мере воспользоваться своим численным преимуществом и наиболее выгодно разместить свои отряды. Точное течение битвы не совсем прояснено, однако известно, что важную роль в нём сыграли активные действия отрядов валашских лучников, буквально расстрелявших наступающие линии турок. Затем на турок обрушился удар валашской кавалерии, после чего османы смешали ряды и отступили, уйдя позднее за Дунай. Значительные потери понесли обе стороны, в том числе и воевавшие на стороне турок сербы. Так, согласно преданию, в битве при Ровине погиб сербский князь, впоследствии известный персонаж балканского фольклора Марко-кралевич. В этой битве, которая, вероятно, произошла в валашском лесу, погиб и Константин Деянович, внуком которого был последний византийский император Константин XI Палеолог. Константин Деянович также является прапрадедом первого русского царя Ивана Грозного.
Местность в районе сражения оказалась лесистой и болотистой, что помешало туркам в полной мере воспользоваться своим численным преимуществом и наиболее выгодно разместить свои отряды. Точное течение битвы не совсем прояснено, однако известно, что важную роль в нём сыграли активные действия отрядов валашских лучников, буквально расстрелявших наступающие линии турок. Затем на турок обрушился удар валашской кавалерии, после чего османы смешали ряды и отступили, уйдя позднее за Дунай. Значительные потери понесли обе стороны, в том числе и воевавшие на стороне турок сербы. Так, согласно преданию, в битве при Ровине погиб сербский князь, впоследствии известный персонаж балканского фольклора Марко-кралевич. В этой битве, которая, вероятно, произошла в валашском лесу, погиб и Константин Деянович, внуком которого был последний византийский император Константин XI Палеолог. Константин Деянович также является прапрадедом первого русского царя Ивана Грозного.
Раскол католической и ортодоксальной церквей 1054 года.
Разногласия между Папой Римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 году папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.
В 1054 году папа Лев направил патриарху Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами
16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX(случившейся ещё 19 апреля), три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Разногласия между Папой Римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (и четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера начались задолго до 1054 года, однако именно в 1054 году папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.
В 1054 году папа Лев направил патриарху Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами
16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX(случившейся ещё 19 апреля), три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Захват шведами устья Невы и неудачный штурм Ландскроны вызвали большое беспокойство в Новгороде. Было ясно, что, если не взять крепость до начала навигации, гарнизон Ландскроны получит подмогу и разгромить шведов станет ещё труднее. Новый поход стал общерусским делом. В Новгород с войском прибыл великий князь Андрей Александрович, вставший во главе похода. Был произведён сбор новгородского ополчения, к войску присоединились отряды карел. На помощь новгородцам шёл князь Михаил Ярославич Тверской.
Положение шведов в Ландскроне было очень тяжёлым. После ухода основных сил гарнизон не имел никакой связи со Швецией. Значительная часть продуктов испортилась, что привело к болезням и множеству смертей. Местное население было настроено против захватчиков, и гарнизон находился как в осаде, не имея возможности добыть свежую провизию. В крепости осталось мало людей, способных сражаться, а те, что остались, утратили боевой дух. Единственная надежда была на помощь из Швеции, которая должна была прибыть с началом навигации.
Передовой отряд русских подошёл к крепости в мае и, не останавливаясь, проследовал в сторону устья Невы. Шведы во главе с комендантом совершили вылазку, но попали под удар и вернулись. Комендант крепости был ранен. С подходом главных русских сил начался штурм. Он продолжался без остановки днём и ночью, уставший отряд сменялся новым. Шведы не имели возможности для передышки, и вскоре произошёл перелом. В крепости возник пожар, русские ворвались внутрь и перебили большинство защитников. Небольшая группа воинов отступила в донжон и какое-то время продолжала сопротивление, но была вынуждена сдаться. Ландскрона пала 18 мая 1301 года.
Так закончилась крупнейшая на то время попытка шведов закрепиться на Неве.
Ландскрона была сожжена и разрушена. Победители вернулись с пленными домой. Отряды тверского князя, не успевшие к бою, вернулись в Тверь.
Положение шведов в Ландскроне было очень тяжёлым. После ухода основных сил гарнизон не имел никакой связи со Швецией. Значительная часть продуктов испортилась, что привело к болезням и множеству смертей. Местное население было настроено против захватчиков, и гарнизон находился как в осаде, не имея возможности добыть свежую провизию. В крепости осталось мало людей, способных сражаться, а те, что остались, утратили боевой дух. Единственная надежда была на помощь из Швеции, которая должна была прибыть с началом навигации.
Передовой отряд русских подошёл к крепости в мае и, не останавливаясь, проследовал в сторону устья Невы. Шведы во главе с комендантом совершили вылазку, но попали под удар и вернулись. Комендант крепости был ранен. С подходом главных русских сил начался штурм. Он продолжался без остановки днём и ночью, уставший отряд сменялся новым. Шведы не имели возможности для передышки, и вскоре произошёл перелом. В крепости возник пожар, русские ворвались внутрь и перебили большинство защитников. Небольшая группа воинов отступила в донжон и какое-то время продолжала сопротивление, но была вынуждена сдаться. Ландскрона пала 18 мая 1301 года.
Так закончилась крупнейшая на то время попытка шведов закрепиться на Неве.
Ландскрона была сожжена и разрушена. Победители вернулись с пленными домой. Отряды тверского князя, не успевшие к бою, вернулись в Тверь.
Императорская корона Латинской империи была сначала предложена Энрико Дандоло, дожу Венеции, но тот отказался. Далее решили выбирать между Балдуином и номинальным лидером крестового похода, Бонифацием Монферратским. В пользу Балдуина сыграли его молодость, галантность, благочестие и добродетель, а также популярность среди крестоносцев. При венецианской поддержке он был избран императором 9 мая 1204 года и коронован 16 мая в соборе Святой Софии в церемонии при участии византийского духовенства. Во время коронации Балдуин был одет в богато украшенные одежды, купленные ещё императором Мануилом I Комниным за 62000 серебряных марок. Жена Балдуина Мария, не зная об этих событиях, отплыла в Акру. Там она узнала о коронации мужа, но умерла в августе 1204 года, так и не встретившись с ним.
Латинская империя была организована по феодальным принципам. Император стал сюзереном князей, которые получили от него участки завоеванной территории. Его собственный домен состоял из Константинополя, соседних регионов как на европейском, так и на азиатском берегах, а также нескольких островов, включая Лемнос, Лесбос, Хиос и Тенос. Причём многие территории ещё предстояло завоевать: в первую очередь, необходимо было сломить сопротивление греков во Фракии и закрепиться в Фессалониках. В этом предприятии летом 1204 года Балдуин вступил в конфликт с Бонифацием Монферратским, который получил большую территорию Македонии с титулом короля Солунского.
Бонифаций надеялся образовать самостоятельное королевство и выступил против предложения Балдуина совместно выступить против Фессалоник. Антагонизм между фламандцами и лангобардами усугубил ссору. Балдуин настаивал на своих правах на Фессалоники; Бонифаций осадил Адрианополь, где Балдуин посадил своего губернатора. Гражданская война казалась неизбежной. Соглашение было достигнуто лишь благодаря усилиям Дандоло и Людовика I, графа Блуа. Бонифаций получил Фессалоники как феодальный лен от императора и был назначен командиром сил, которые должны были пойти на завоевание Греции. Следующей зимой (1204—1205) франки начали завоевание Вифинии, в котором принял участие Генрих, брат Балдуина.
Латинская империя была организована по феодальным принципам. Император стал сюзереном князей, которые получили от него участки завоеванной территории. Его собственный домен состоял из Константинополя, соседних регионов как на европейском, так и на азиатском берегах, а также нескольких островов, включая Лемнос, Лесбос, Хиос и Тенос. Причём многие территории ещё предстояло завоевать: в первую очередь, необходимо было сломить сопротивление греков во Фракии и закрепиться в Фессалониках. В этом предприятии летом 1204 года Балдуин вступил в конфликт с Бонифацием Монферратским, который получил большую территорию Македонии с титулом короля Солунского.
Бонифаций надеялся образовать самостоятельное королевство и выступил против предложения Балдуина совместно выступить против Фессалоник. Антагонизм между фламандцами и лангобардами усугубил ссору. Балдуин настаивал на своих правах на Фессалоники; Бонифаций осадил Адрианополь, где Балдуин посадил своего губернатора. Гражданская война казалась неизбежной. Соглашение было достигнуто лишь благодаря усилиям Дандоло и Людовика I, графа Блуа. Бонифаций получил Фессалоники как феодальный лен от императора и был назначен командиром сил, которые должны были пойти на завоевание Греции. Следующей зимой (1204—1205) франки начали завоевание Вифинии, в котором принял участие Генрих, брат Балдуина.
Федеративная хартия 1291 года (нем. Bundesbrief) — документ, оформивший военный союз кантонов Швиц, Ури и Унтервальден, который лёг в основу формирования Швейцарской конфедерации.
Федеративная хартия была подписана представителями трёх альпийских кантонов после смерти короля Германии Рудольфа I Габсбурга в 1291 году, который пытался восстановить власть Габсбургов в регионе. В соответствии с хартией жители Швица, Ури и Унтервальдена обязались оказывать друг другу военную помощь против любой внешней агрессии. Хотя заключение союза кантонов всецело находилось в рамках общеевропейского коммунального движения, позднее Федеративная хартия стала рассматриваться как фундаментальный документ, заложивший основу Швейцарского союза, а предполагаемая дата её подписания — 1 августа — было провозглашено Национальным праздником Швейцарии.
Федеративная хартия была подписана представителями трёх альпийских кантонов после смерти короля Германии Рудольфа I Габсбурга в 1291 году, который пытался восстановить власть Габсбургов в регионе. В соответствии с хартией жители Швица, Ури и Унтервальдена обязались оказывать друг другу военную помощь против любой внешней агрессии. Хотя заключение союза кантонов всецело находилось в рамках общеевропейского коммунального движения, позднее Федеративная хартия стала рассматриваться как фундаментальный документ, заложивший основу Швейцарского союза, а предполагаемая дата её подписания — 1 августа — было провозглашено Национальным праздником Швейцарии.
После убийства катарами инквизитора Петра Веронского для устрашения еретиков папа римский Иннокентий IV 15 мая 1252 года провозгласил буллу «Ad extirpanda» (букв. «для искоренения»). Этим документом был регламентирован максимальный срок, отведённый на исполнение приговора — пять дней. В Испании приговоры исполнялись незамедлительно, причём происходило это обычно по праздникам, чтобы народ мог полюбоваться зрелищем.
Пытки, ранее применявшиеся как самая крайняя мера, после указа стали использоваться регулярно, причём применялись не только к обвиняемым, но также к свидетелям. Даже если сам обвиняемый сразу признавал свою вину, он всё равно должен был повторить своё признание под пыткой, поскольку считалось, что он сознался, испугавшись пыток, а значит его показания могут быть «ненадёжны», а вина — неполной.
24 октября 1307 года по указу французского короля Филиппа IV прошли пытки рыцарей-тамплиеров, сознавшихся в мужеложстве. 25 октября и самого великого магистра ордена заставили повторить свои показания перед собранием профессоров Парижского университета. Пытки официально запретил папа Пий VII в 1816 году.
Пытки, ранее применявшиеся как самая крайняя мера, после указа стали использоваться регулярно, причём применялись не только к обвиняемым, но также к свидетелям. Даже если сам обвиняемый сразу признавал свою вину, он всё равно должен был повторить своё признание под пыткой, поскольку считалось, что он сознался, испугавшись пыток, а значит его показания могут быть «ненадёжны», а вина — неполной.
24 октября 1307 года по указу французского короля Филиппа IV прошли пытки рыцарей-тамплиеров, сознавшихся в мужеложстве. 25 октября и самого великого магистра ордена заставили повторить свои показания перед собранием профессоров Парижского университета. Пытки официально запретил папа Пий VII в 1816 году.