Статистика ВК сообщества "Журнал Московской Патриархии"

0+
Официальное издание Русской Православной Церкви. Основано в 1931 г. Имеется онлайн-подписка на Журнал Московской Патриархии.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

В Храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь!
Христос Воскресе, братья и сестры!

170 22 ER 40.1639
МОЩАМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО СМОГУТ ПОКЛОНИТЬСЯ ВО ВСЕХ ЕПАРХИЯХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
12 июня 2022 года из Свято-Троицкой Сергиевой лавры началось принесение ковчега с мощами преподобного Сергия Радонежского в епархии Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ру.
– Сегодня, в престольный праздник обители преподобного отца нашего Сергия Радонежского, мы собрались, чтобы положить начало всероссийскому крестному ходу с его честными мощами, 600-летие обретения которых Русская Церковь торжественно отмечает в этом году, – сказал Святейший Патриарх Кирилл 12 июня после Литургии на Соборной площади Лавры.
Как отметил Предстоятель Церкви, «в принесении мощей примут участие, по меньшей мере, 50 епархий. Крестный ход охватит не только Россию, но и Беларусь, и Казахстан».
– А это значит, что миллионы людей смогут поклониться великой православной святыне, вознести свои молитвы к игумену Радонежскому, одному из самых почитаемых на Руси угодников Божиих, – подчеркнул Первосвятитель.
В 2022 году Русская Православная Церковь отмечает 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Комиссией Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь при поддержке ряда общественных организаций организована масштабная программа принесения ковчега с мощами святого в большинство крупных городов во всех федеральных округах России.
Поклониться святыне в течение ближайших месяцев смогут верующие около 60 епархий. Также планируется принесение мощей преподобного Сергия в города Беларуси и Казахстана.
Принесение мощей будет разделено на три этапа. Этап первый (13 июня — 18 июля): начальная точка маршрута — Екатеринбург, конечная — Вологда. Этап второй (19 июля — 29 августа): начальная точка маршрута — Ярославль, конечная — Севастополь. Этап третий (30 августа — 06 октября): начальная точка маршрута — Ростов-на-Дону, конечная — Балашиха.

Этап первый (13 июня — 18 июля):

• Екатеринбург — прибытие 13 июня, отбытие 14 июня,
• Челябинск — прибытие 15 июня, отбытие 16 июня,
• Тюмень — прибытие 17 июня, отбытие 18 июня,
• Омск — прибытие 19 июня, отбытие 21 июня,
• Новосибирск — прибытие 21 июня, отбытие 22 июня,
• Кемерово — прибытие 23 июня, отбытие 24 июня,
• Красноярск — прибытие 25 июня, отбытие 26 июня,
• Иркутск — прибытие 27 июня, отбытие 28 июня,
• Улан-Удэ — прибытие 29 июня, отбытие 30 июня,
• Чита — прибытие 1 июля, отбытие 2 июля,
• Хабаровск — прибытие 3 июля, отбытие 4 июля,
• Комсомольск-на-Амуре — прибытие 5 июля, отбытие 6 июля,
• Владивосток — прибытие 7 июля, отбытие 8 июля,
• Южно-Сахалинск — прибытие 9 июля, отбытие 10 июля,
• Петропавсловск-Камчатский — прибытие 11 июля, отбытие 12 июля,
• Якутск — прибытие 13 июля, отбытие 14 июля,
• Норильск — прибытие 15 июля, отбытие 16 июля,
• Вологда — прибытие 17 июля, отбытие 18 июля.

Этап второй (19 июля — 29 августа):

• Ярославль — прибытие 19 июля, отбытие 20 июля,
• Кострома — прибытие 21 июля, отбытие 22 июля,
• Иваново — прибытие 22 июля, отбытие 23 июля,
• Владимир — прибытие 24 июля, отбытие 25 июля,
• Нижний Новгород — прибытие 25 июля, отбытие 27 июля,
• Чебоксары — прибытие 28 июля, отбытие 29 июля,
• Казань — прибытие 30 июля, отбытие 1 августа,
• Ульяновск — прибытие 2 августа, отбытие 3 августа,
• Самара — прибытие 4 августа, отбытие 5 августа,
• Пенза — прибытие 6 августа, отбытие 7 августа,
• Тамбов — прибытие 8 августа, отбытие 9 августа,
• Саратов — прибытие 10 августа, отбытие 11 августа,
• Волгоград — прибытие 12 августа, отбытие 14 августа,
• Элиста — прибытие 15 августа, отбытие 16 августа,
• Астрахань — прибытие 17 августа, отбытие 18 августа,
• Владикавказ — прибытие 19 августа, отбытие 20 августа,
• Ставрополь — прибытие 21 августа, отбытие 22 августа,
• Краснодар — прибытие 23 августа, отбытие 25 августа,
• Симферополь — прибытие 26 августа, отбытие 27 августа,
• Севастополь — прибытие 27 августа, отбытие 29 августа.

Этап третий (30 августа — 06 октября):

• Ростов-на-Дону — прибытие 30 августа, отбытие 1 сентября,
• Воронеж — прибытие 2 сентября, отбытие 4 сентября,
• Белгород — прибытие 4 сентября, отбытие 6 сентября,
• Курск — прибытие 7 сентября, отбытие 9 сентября,
• Орел — прибытие 9 сентября, отбытие 10 сентября,
• Липецк — прибытие 11 сентября, отбытие 12 сентября,
• Рязань — прибытие 13 сентября, отбытие 14 сентября,
• Тула — прибытие 15 сентября, отбытие 16 сентября,
• Калуга — прибытие 17 сентября, отбытие 18 сентября,
• Брянск — прибытие 19 сентября, отбытие 21 сентября,
• Смоленск — прибытие 21 сентября, отбытие 22 сентября,
• Псков — прибытие 23 сентября, отбытие 24 сентября,
• Санкт-Петербург — прибытие 25 сентября, отбытие 28 сентября,
• Великий Новгород — прибытие 29 сентября, отбытие 30 сентября,
• Тверь — прибытие 1 октября, отбытие 2 октября,
• Одинцово — прибытие 3 октября,
• Подольск — прибытие 4 октября,
• Коломна — прибытие 5 октября,
• Балашиха — прибытие 6 октября, отбытие 7 октября.

Внимание! Даты второго и третьего этапов могут меняться.

Принесение святых мощей преподобного Сергия Радонежского в епархии организовано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссией Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь, при поддержке ряда общественных организаций: Всемирного Русского Народного Собора, Общества содействия русскому историческому развитию «Царьград», Союза православных женщин, спортивной федерации «Двуглавый орел» и студенческого Братства Академистов.

191 16 ER 13.1160
В Храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный Огонь!
Христос Воскресе, братья и сестры! 🙏🙏🙏

58 2 ER 10.4288
8 АПРЕЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА
8 апреля, на следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы, Православная Церковь празднует Собор Архангела Гавриила.
Святой Архангел Гавриил («Крепость Божия») — служитель Божественного Всемогущества, возвещавший ветхозаветному народу Израиля о будущем воплощении Сына Божия.
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы сообщить Деве Марии, а с Нею и всем людям, благую весть о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, Церковь и благодарит Господа и почитает Его посланника Архангела Гавриила.
По Преданию Церкви, святой Архангел также незримо пребывал со святой Девой Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни.
Он также явился священнику Захарии, предсказав ему рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя.
Также святой Архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу Обручнику, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и предупредить о замыслах Ирода, повелев бежать в Египет с Младенцем и Богородицей.
Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Преданию, был также послан Архангел Гавриил.
Помимо этого, жены-мироносицы услышали от Архангела радостную весть о Воскресении Христовом.
В праздник Собора святого Архангела Церковь вспоминает его многократные явления и его ревностное исполнение воли Божией, веря в его ходатайство о христианах перед Господом.

26 0 ER 6.9953
26 АВГУСТА ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ ЧТУТ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»
Сегодня, 26 августа (13 августа по ст.ст.) Православная Церковь чтит икону Богородицы, именуемую «Семистрельная».
Почитание иконы «Семистрельной» Божией Матери имеет северорусское происхождение. Много лет она была размещена в Иоанно-Богословской церкви, возле города Вологда.
Один житель Кадниковского уезда уже на протяжении многих лет страдал от многих болезней. Больше всего его донимала хромота. И вот однажды ему приснился образ, который Божественным голосом сказал: «Ступай в колокольню Богословской церкви и найди, где хранятся старинные иконы. Среди них есть лик Божией Матери. Помолись перед ней, и ты сможешь исцелиться».
На следующее утро крестьянин пошел в церковь и стал искать нужный ему образ. Но как он не старался, найти его не получалось. И только после длительных поисков оказалось, что святыня служила вместо одной ступеньки при подъеме на колокольню. Она была вся испачкана грязью. Человек отмыл и почистил древний образ и начал перед ним молиться. После этого произошло чудотворное исцеление.
Святыня стала особенно чтимой в начале XIX века при свирепствовании холеры в тех краях. Жителям пришлось искать защиту у Богородицы. Икона Божией Матери «Семистрельная» с молебном была пронесена вокруг Вологды крестным ходом. После чего бедствие быстро утихло, а болезни жителей прекратились. Вскоре появилось много свидетельств и рассказов о том, как она помогает и защищает верующих.
Дни празднования образа в богослужебной практике осуществляется в Неделю всех святых (девятое воскресенье после Пасхи), в первое воскресенье после Святой Троицы, а также 26 (13) августа.
На древней святыне изображена Божия Матерь, которую пронзают семь стрел или семь мечей. Существуют разные изображения данного образа. На некоторых Матерь Божия Одна, на других — с ангелами, святыми или Младенцем Иисусом. Стрелы или мечи символизируют горе и боль, которое испытывала Богородица во время распятия Сына Божия. Число семь в христианстве означает полноту или избыток, а в данном случае значение иконы передает бесконечную боль и страдание матери.
Некоторые трактуют значение «Семистрельной» иконы как семь человеческих греховных страстей, которые она способна прочитать в каждом злом сердце. Богоматерь просит каждого искоренить все греховные мысли и готова просить Сына помочь всем молящимся в заступничестве.
Нет достоверных сведений о происхождении святыни, есть только мнение, что ей около пяти столетий.
В Московской области находятся две мироточивые иконы Богоматери «Семистрельной». Первая расположена в храме Архангела Михаила в Москве, второй образ хранится под Москвой в деревне Бачурино.

43 2 ER 7.9686
9 ИЮЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧТИТ ТИХВИНСКУЮ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
9 июля Русская Православная Церковь чтит одну из своих главных святынь – чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.
По преданию, эта икона была написана святым евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Богородицы.
На Руси икона явилась чудесным образом в 1383 году: она перенеслась по воздуху из самого Константинополя, что видели жители самых разных областей России. Остановилась икона на берегу небольшой речки Тихвинки близ селения Тихвино над горою, недалеко от Великого Новгорода.
Для образа был специально построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где он и пребывал. Царь Иван IV Грозный основал в Тихвине в честь чудотворной иконы знаменитый Богородицкий Успенский мужской монастырь.
Тихвинская икона неоднократно помогала России во времена смутных времен и войн, в частности, во времена войны со шведами, а также в Отечественную войну 1812 года.
В 20-х годах ХХ века Богородицкий монастырь был закрыт, а Тихвинская икона, по одной из версий, стала экспонатом местного краеведческого музея, где пребывала до 1941 года.
В ноябре 1941 года святыня была вывезена немецкими войсками из Тихвина и, в конечном счете, оказалась в американском Чикаго. В 2004 году, спустя десятилетия, она была торжественно возвращена в Россию.

48 1 ER 6.2137
3 ИЮНЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПОЧИТАЕТ ВЛАДИМИРСКУЮ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
3 июня Русская Православная Церковь празднует память Владимирской иконы Божией Матери - одной из своих самых почитаемых святынь. Празднество Владимирской иконе Божией Матери в этот день установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея — ровно 500 лет назад.
По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.
Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.
Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.
Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.
В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа (8 сентября по н.ст.) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.
Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня (6 июля по н. ст.), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.
Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.
Третье празднование Владимирской Матери Божией - 21 мая (3 июня по н. ст.) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.
Ныне сей чудотворный образ Пречистой Девы пребывает в храме-музее святителя Николая в Толмачах — домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее.

39 3 ER 6.0402
1 МАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ АНТИПАСХУ
1 мая 2022 года, в первое воскресенье по Пасхе Христовой, православные христиане будут праздновать Анипасху. В народе этот день получил название Красная горка.
В этот день верующие вспоминают, как Воскресший Христос явился перед одним из Своих учеников — Фомой. Тот не был вместе с остальными апостолами в течение недели, не видел воскресшего Спасителя и потому засомневался в том, что Он жив. Только когда Сам Господь оказался перед ним, «неверующий» Фома уверовал в величайшее и непостижимое чудо. Приставка «анти» в данном случае не означает противопоставление, а употребляется в значении «подобно». В Антипасху Церковь еще раз провозглашает Победу жизни над смертью.
Этот день также называют «Фоминым воскресеньем». На Руси это был первый день, когда после длительного поста и Светлой седмицы, во время которой следовало радоваться о Воскресшем Христе, в Церкви разрешались венчания.
На Светлой седмице после Литургии принято совершать крестный ход. На Антипасху он совершается в последний раз. Однако празднование Пасхи будет продолжаться до Вознесения Христова, которое отмечается на сороковой день после Его Воскресения.

45 10 ER 6.0718
28 АВГУСТА ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
28 августа (15 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Успение завершает годичный круг великих (двунадесятых) православных церковных праздников. Славянское слово «успение» означает сон, и, согласно церковной традиции, смысл этого праздника сродни смыслу Пасхи — нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. А раз ее нет, то нет и скорби о смерти, нет страха перед ней.
Православные христиане верят, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым и человеколюбивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила. После Успения Господь сохранил тело Своей Пречистой Матери от тления, но, в силу общего для человеческого естества закона, Богородица умерла и уже после того была взята на небо.
По преданию, Богородица знала о времени своего перехода из этого мира, готовилась к нему постом и усиленной молитвой – в воспоминание этого ее поста и установлен (с 450 года) в Церкви Успенский пост. Как поется в этот день в храме, «во успении мира не оставила еси».
Об этом празднике митрополит Сурожский Антоний (Блум) писал: «В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота…».
В Иерусалиме крестоносцы устроили на месте, где, по преданию, распространившемуся в V веке, скончалась Богородица, подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами во имя ее святых родителей Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры — жертвенник, в каменном киоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма. Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда, по традиции, перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы — тем же путем, каким, по преданию, апостолы несли на погребение ее тело.
В центр православного храма этот день выносят плащаницу, храм украшают цветами, курят ладан, звучат торжественные песнопения. Праздником Успения заканчивается Успенский пост, такой же строгий, но менее длительный, нежели Великий. Этим празднование Успения Пресвятой Богородицы очень напоминает Пасху.
На Руси Успение издавна был одним из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду: первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и, наконец, в Москве, где Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской Православной Церкви, в котором венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи.
Праздник Успения подводил итог: меньше чем через месяц, 14 сентября (1 сентября по старому стилю) на Руси до Петровских реформ праздновали Новый год. Русская Православная Церковь и сегодня хранит эту традицию, отмечая в этот день начало церковного года, вновь открывающего круг великих двунадесятых праздников чествованием Пресвятой Богородицы — в день ее Рождества 21 сентября.

42 4 ER 5.3914
8 МАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧТИТ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
8 мая 2022 года, в третье воскресенье (неделю) по Пасхе, Православная Церковь вспоминает святых Жен-мироносиц.
В этот день особо вспоминаются святые женщины — ученицы Христа Мария, Марфа и другие с ними, которые пришли ко гробу Спасителя помазать Его тело дорогим маслом — миром, но не нашли Его там.
Церковь почитает подвиг святых женщин, ставя в пример их веру: когда все ученики-мужчины в страхе бросили Учителя, мироносицы мужественно шли вслед Господу. За свою пламенную любовь они сподобились первыми получить весть о Воскресении.
В этот день прославляется идея женского служения в Церкви, семье и обществе.

44 0 ER 5.7557