АУДИОСКАЗКИ В ИСПОЛНЕНИИ НЕПОДРАЖАЕМОЙ
ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ ПЕЛЬТЦЕР
Статистика ВК сообщества "РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ - делаем детство ярче -"
Только полезный контент! Присоединяйся!
Количество постов 45 635
Частота постов 2 часа 38 минут
ER
6.76
64.05%
35.95%
94.26%
5.74%
30.00% подписчиков от 30 до 35
88.39%
3.97%
1.95%
1.39%
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Как устроен человек. Обучающие мультфильмы.
Скелет
Мозг
Глаз
Ухо
Горло
Сердце
Кровь
Легкие
Кожа
Мышцы
Скелет
Мозг
Глаз
Ухо
Горло
Сердце
Кровь
Легкие
Кожа
Мышцы
Пронзительный рассказ 13-летней Маши Афанасьевой из Краснодара, который она прислала на Всероссийский конкурс дневников приемных семей.
Я ничего не помню.
Я не хочу ничего помнить.
Я хочу забыть то, что иногда мелькает в моей голове.
Я родилась сразу четырехлетней. Долго-долго не могла понять, что со мной происходит. Какая-то серая пелена окутала и скрывала мое раннее детство. Все в тумане, хмурое, злое… Постоянное чувство беспомощности и постоянный плач моего маленького брата. Он все время хочет есть. И плачет. И плачет. Этот плач преследует меня и сейчас.
Смотрю на рыдающего ребенка на улице, и сердце замирает. Я вглядываюсь в его личико — нет, не худой, в руках бублик. Смотрю на его маму — красивая, молодая, хорошо одетая… трезвая! Так что же ты плачешь?! У тебя все есть! Так и хочется крикнуть этому мальчишке — постой, не реви, прекрати рыдать! Ты даже не понимаешь, какой ты счастливый! Обними свою маму и не отпускай! Никогда не отпускай!!!
Больше всего на свете я боюсь потерять маму. Мою мамочку, у которой я родилась, когда мне было четыре года.
Помню, как ждала свою биомаму, биобабушку в приюте. Помню, как бабушка пришла. Я сегодня не ела конфеты и отдала их ей, попросила передать Ванюше. Она взяла. А через неделю принесла мне их как угощение… только половину. Я была рада и этому. Бабушка сказала: «Жди меня», и больше я её никогда не видела.
«Добрые» люди сказали, что меня вряд ли заберут. Мама пьет, бабушка пьет, папа сказал, что я не его дочь. В приемную семью меня тоже не возьмут, потому что ко мне довесок идет — Ваня, мой братишка, а он больной. Никому не нужны больные дети.
Я сразу все поняла. Я и не ждала, я знала, что никому не нужна. Если родные люди не приходят за мной, значит, я плохая. Самая плохая девочка на свете. Это я во всем виновата! Это из-за того, что я не могла успокоить вечно плачущего брата, нас забрали из дома. Я готова к любому наказанию.
Когда не ждешь, не надеешься — становится легче. Все вокруг безразлично. Мне было все равно, что я ем, что пью, во что одета, куда нас ведут, зачем. Я уснула, даже не уснула — я умерла. Сначала внутри, а затем мое тело, поддерживая меня, не захотело жить.
Мне было очень плохо. Больно. Но я это заслужила. Уколы, капельницы, таблетки и тишина… долгая изнуряющая тишина. Вдруг — у моего уха чье-то дыхание. Голос. Неожиданно стало тепло и мягко. Я открыла глаза. Кто-то держит меня на руках. Без суеты, как-то неспешно, нежно, но очень крепко. Кто-то меня покачивает и шепчет на ухо невнятное. Вспомнить не могу, то ли песня, то ли молитва. Я быстро закрыла глаза. Вдруг это сон и он уйдет. Нет-нет! Сон, не уходи! Мне так хорошо сейчас!
Именно этот момент я вспоминаю чаще всего. Это была моя первая встреча с мамочкой. Её сын заболел. В больнице Мише стало легче, он заснул. Мама уложила его и, укутав меня в свою кофту, качала меня на руках. Помню её руки, поглаживающие мои волосы и убирающие их с лица. Помню её запах, помню шепот у моей щеки. Помню, как боялась открыть глаза. Как слезы предательски лились из глаз по щекам, как мама вытирала их мягкой ладошкой. А затем её слезы начали падать на меня. Я помню, как завыла… не заплакала, а завыла, как собачонка. Боль, которая сидела во мне, вырвалась наружу в самый неподходящий момент. Не открывая глаз, я выла. На всю больницу. Прибежали врачи и забрали меня у мамы. Я не могла простить себе, что не сдержалась, ведь если бы я молчала, объятья продолжались бы вечно.
Следующий раз я увидела маму уже в приюте. Время, которое она навещала меня, было очень тяжелым. Я изо всех сил старалась не верить, не ждать её. А может, просто ничего не понимала. Сейчас сложно сказать.
Однажды утром мама забрала меня домой. Такой красивой я еще никогда не была. На мне было все новое. Платье, колготочки, туфельки, кофточка и даже трусики. В этот день мы оставили прошлое навсегда.
В новой жизни у меня было все. Кровать и стол, подушки и игрушки, полный шкаф красивой одежды и волшебные книги. Были Миша и Лиля. Не было лишь Ванюши… Первое время я боялась шевелиться. Старалась меньше говорить и есть. Хотела понравиться маме и папе или хотя бы не мешать им. Я не знала, как надо себя вести. И все ждала, когда же будет плохо. Когда наказание найдет меня. Все изменилось, когда мама сказала, что никогда и ни за что не отдаст меня никому! Что бы я ни сделала. Сказала, что я её ребенок, а она моя мама. И это решено не нами, а судьбой. А судьбе видней. Так что, сказала мама, давай пошалим! Сколько куч осенних листьев мы разбросали в этот день! Родители закапывали нас с Мишей в листву. Мама сплела яркие веночки на головы, и мы стали похожи друг на друга.
Ваня появился в доме совсем неожиданно. Я его не узнала и долго не верила, что это мой брат. Когда я поняла, кого мама привела домой, ужас наполнил меня. А вдруг он будет плакать, баловаться, шуметь?! Нас заберут из дома. Я умоляла Ваню вести себя тише, не отходила от него, чтобы он не испортил чего. А если бы испортил, мама этого бы не заметила. А случалось с Ваней что-то постоянно. Братик плохо ходил, тянул ножку, и ручка не работала совсем. Он все ронял и разбивал, а мама только смеялась и обнимала его. Скоро я поняла, что Ване тоже не грозит изгнание, и я перестала волноваться.
Любую свободную минутку я стараюсь проводить с мамой. Мы часами сидим и болтаем о том о сем. Помню, как в большой компании мамины подружки вспоминали, с каким весом и ростом родились их дети. Как они первый раз увидели своих малышей. У меня земля из-под ног ушла. Я не могла дышать. Мама улыбнулась и сказала, что Мишенька родился 3800 и 52 см, Машенька родилась 3200 с ростом 47 см, а Ванюша 2700 с ростом 45 см, а Лиличка 2100 и 44 см, и рассказала, как первый раз нас увидела, какие мы все были хорошенькие и родненькие и что она почувствовала. Я так мечтала, чтоб это было правдой, что вскоре поверила в эту прекрасную сказку и заменяла ею свои тяжелые воспоминания.
Мама часто укачивала меня, завернув, как малышку. Обожаю эти моменты. И даже сейчас, когда меня что-то волнует, сажусь рядом с мамой, беру ее за руку и понимаю, что нет ничего родней, чем этот запах, добрая улыбка, заботливый взгляд. Удивительно, но где бы я ни была, чем бы ни занималась, у меня перед глазами мамины глаза. Они могут быть веселыми, грустными, радостными или тревожными, уставшими или искрящимися. И всегда любящие! Мама смотрит на меня с гордостью или тревогой… но никогда с безразличием или упреком. Я, вернее мы все, стараемся быть похожими на нашу маму. И желаем всем детям на земле видеть такими мамины глаза.
Я ничего не помню.
Я не хочу ничего помнить.
Я хочу забыть то, что иногда мелькает в моей голове.
Я родилась сразу четырехлетней. Долго-долго не могла понять, что со мной происходит. Какая-то серая пелена окутала и скрывала мое раннее детство. Все в тумане, хмурое, злое… Постоянное чувство беспомощности и постоянный плач моего маленького брата. Он все время хочет есть. И плачет. И плачет. Этот плач преследует меня и сейчас.
Смотрю на рыдающего ребенка на улице, и сердце замирает. Я вглядываюсь в его личико — нет, не худой, в руках бублик. Смотрю на его маму — красивая, молодая, хорошо одетая… трезвая! Так что же ты плачешь?! У тебя все есть! Так и хочется крикнуть этому мальчишке — постой, не реви, прекрати рыдать! Ты даже не понимаешь, какой ты счастливый! Обними свою маму и не отпускай! Никогда не отпускай!!!
Больше всего на свете я боюсь потерять маму. Мою мамочку, у которой я родилась, когда мне было четыре года.
Помню, как ждала свою биомаму, биобабушку в приюте. Помню, как бабушка пришла. Я сегодня не ела конфеты и отдала их ей, попросила передать Ванюше. Она взяла. А через неделю принесла мне их как угощение… только половину. Я была рада и этому. Бабушка сказала: «Жди меня», и больше я её никогда не видела.
«Добрые» люди сказали, что меня вряд ли заберут. Мама пьет, бабушка пьет, папа сказал, что я не его дочь. В приемную семью меня тоже не возьмут, потому что ко мне довесок идет — Ваня, мой братишка, а он больной. Никому не нужны больные дети.
Я сразу все поняла. Я и не ждала, я знала, что никому не нужна. Если родные люди не приходят за мной, значит, я плохая. Самая плохая девочка на свете. Это я во всем виновата! Это из-за того, что я не могла успокоить вечно плачущего брата, нас забрали из дома. Я готова к любому наказанию.
Когда не ждешь, не надеешься — становится легче. Все вокруг безразлично. Мне было все равно, что я ем, что пью, во что одета, куда нас ведут, зачем. Я уснула, даже не уснула — я умерла. Сначала внутри, а затем мое тело, поддерживая меня, не захотело жить.
Мне было очень плохо. Больно. Но я это заслужила. Уколы, капельницы, таблетки и тишина… долгая изнуряющая тишина. Вдруг — у моего уха чье-то дыхание. Голос. Неожиданно стало тепло и мягко. Я открыла глаза. Кто-то держит меня на руках. Без суеты, как-то неспешно, нежно, но очень крепко. Кто-то меня покачивает и шепчет на ухо невнятное. Вспомнить не могу, то ли песня, то ли молитва. Я быстро закрыла глаза. Вдруг это сон и он уйдет. Нет-нет! Сон, не уходи! Мне так хорошо сейчас!
Именно этот момент я вспоминаю чаще всего. Это была моя первая встреча с мамочкой. Её сын заболел. В больнице Мише стало легче, он заснул. Мама уложила его и, укутав меня в свою кофту, качала меня на руках. Помню её руки, поглаживающие мои волосы и убирающие их с лица. Помню её запах, помню шепот у моей щеки. Помню, как боялась открыть глаза. Как слезы предательски лились из глаз по щекам, как мама вытирала их мягкой ладошкой. А затем её слезы начали падать на меня. Я помню, как завыла… не заплакала, а завыла, как собачонка. Боль, которая сидела во мне, вырвалась наружу в самый неподходящий момент. Не открывая глаз, я выла. На всю больницу. Прибежали врачи и забрали меня у мамы. Я не могла простить себе, что не сдержалась, ведь если бы я молчала, объятья продолжались бы вечно.
Следующий раз я увидела маму уже в приюте. Время, которое она навещала меня, было очень тяжелым. Я изо всех сил старалась не верить, не ждать её. А может, просто ничего не понимала. Сейчас сложно сказать.
Однажды утром мама забрала меня домой. Такой красивой я еще никогда не была. На мне было все новое. Платье, колготочки, туфельки, кофточка и даже трусики. В этот день мы оставили прошлое навсегда.
В новой жизни у меня было все. Кровать и стол, подушки и игрушки, полный шкаф красивой одежды и волшебные книги. Были Миша и Лиля. Не было лишь Ванюши… Первое время я боялась шевелиться. Старалась меньше говорить и есть. Хотела понравиться маме и папе или хотя бы не мешать им. Я не знала, как надо себя вести. И все ждала, когда же будет плохо. Когда наказание найдет меня. Все изменилось, когда мама сказала, что никогда и ни за что не отдаст меня никому! Что бы я ни сделала. Сказала, что я её ребенок, а она моя мама. И это решено не нами, а судьбой. А судьбе видней. Так что, сказала мама, давай пошалим! Сколько куч осенних листьев мы разбросали в этот день! Родители закапывали нас с Мишей в листву. Мама сплела яркие веночки на головы, и мы стали похожи друг на друга.
Ваня появился в доме совсем неожиданно. Я его не узнала и долго не верила, что это мой брат. Когда я поняла, кого мама привела домой, ужас наполнил меня. А вдруг он будет плакать, баловаться, шуметь?! Нас заберут из дома. Я умоляла Ваню вести себя тише, не отходила от него, чтобы он не испортил чего. А если бы испортил, мама этого бы не заметила. А случалось с Ваней что-то постоянно. Братик плохо ходил, тянул ножку, и ручка не работала совсем. Он все ронял и разбивал, а мама только смеялась и обнимала его. Скоро я поняла, что Ване тоже не грозит изгнание, и я перестала волноваться.
Любую свободную минутку я стараюсь проводить с мамой. Мы часами сидим и болтаем о том о сем. Помню, как в большой компании мамины подружки вспоминали, с каким весом и ростом родились их дети. Как они первый раз увидели своих малышей. У меня земля из-под ног ушла. Я не могла дышать. Мама улыбнулась и сказала, что Мишенька родился 3800 и 52 см, Машенька родилась 3200 с ростом 47 см, а Ванюша 2700 с ростом 45 см, а Лиличка 2100 и 44 см, и рассказала, как первый раз нас увидела, какие мы все были хорошенькие и родненькие и что она почувствовала. Я так мечтала, чтоб это было правдой, что вскоре поверила в эту прекрасную сказку и заменяла ею свои тяжелые воспоминания.
Мама часто укачивала меня, завернув, как малышку. Обожаю эти моменты. И даже сейчас, когда меня что-то волнует, сажусь рядом с мамой, беру ее за руку и понимаю, что нет ничего родней, чем этот запах, добрая улыбка, заботливый взгляд. Удивительно, но где бы я ни была, чем бы ни занималась, у меня перед глазами мамины глаза. Они могут быть веселыми, грустными, радостными или тревожными, уставшими или искрящимися. И всегда любящие! Мама смотрит на меня с гордостью или тревогой… но никогда с безразличием или упреком. Я, вернее мы все, стараемся быть похожими на нашу маму. И желаем всем детям на земле видеть такими мамины глаза.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ПРАВИЛА ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ от "Лиза Алерт": их должны знать все дети!
• Что сделать, чтобы ребёнок не потерялся. Правила безопасности
• Что делать, если незнакомый человек просит помочь?
• Что делать, когда остался дома один?
• Что делать, если потерялся в городе?
• Что делать, если из школы встречает незнакомый человек?
• Какие места надо обходить стороной?
• Что делать, если потерялся в транспорте?
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
1. Чаще фотографируйте ребенка. Если вы вместе идете в людное место, то снимайте его перед выходом. Когда дети теряются, родители часто от стресса не могут вспомнить, во что те были одеты.
2. Контролируйте время ухода и прихода ребенка из дома/домой. Если он задерживается на полчаса, звоните его преподавателям /родственникам/ друзьям/родителям друзей. Вам не должно быть неловко: это экстремальная ситуация, когда нужно делать все быстро. Лучше пусть тревога окажется ложной.
3. Встречайте ребенка (да и взрослого тоже), если он об этом просит. Не говорите: «Сам дойдешь». Человеку может быть неудобно объяснять по телефону, почему он об этом просит. Он не всегда может сказать: «Мне кажется, что за мной идут».
4. Договоритесь с классным руководителем: если ребенок не идет в школу, вы ему звоните и предупреждаете об этом. Если ребенок не пришел в школу и звонка от вас не было, то учитель сразу звонит вам.
5. Оформите сим-карту ребенка на себя. Сотовый оператор выдает распечатки звонков только тому, на кого зарегистрирован номер.
6. Пользуйтесь специальными приложениями для отслеживания геопозиции ребенка — ради его безопасности. Такую услугу предоставляют и сотовые операторы, это недорого.
7. Если ребенок пропал, сразу звоните в службу экстренной помощи 112. Не ждите. Ваш звонок — это уже принятое заявление о пропаже. «Правила трех суток» ни в отношении детей, ни в отношении взрослых не существует! Сразу после 112 позвоните в «Лизу Алерт» 8 800 700 54 52.
8. Подать заявление о пропаже может любой человек независимо от того, кем он приходится пропавшему. Это можно сделать по телефону 112 или в любом ОВД. Заявление обязаны принять сразу. Не поддавайтесь на уговоры подождать, пока потерявшийся человек «погуляет и вернется». Если заявление не принимают, звоните по номеру 112 и сообщайте оператору номер отдела, где это произошло.
9. Не ругайте ребенка, когда он найдется. Или, по крайней мере, извинитесь за резкие слова. Объясните, что вы волновались, расскажите о бедах, которые могли с ним случиться. Важно не напугать: иногда потерявшиеся дети так боятся наказания, что сами прячутся, не откликаясь на зов.
9 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ НУЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА
1. Следить за временем и звонить вам, когда он выходит из дома один и когда добирается до конечного пункта. Покажите на своем примере, что вы, взрослые люди, делаете то же самое — это нормальная забота друг о друге. .
Громко кричать. Мы всегда учим детей вести себя тихо и никому не мешать. Поэтому даже в опасной ситуации они молчат. Устройте тренировку по крику в лесу и потом обязательно повторите в городе.
2. Доверять себе и своим чувствам. Если поведение чужого взрослого человека кажется ему необычным, нужно не думать, что ему показалось, а защитить себя: уйти, убежать, попросить помощи.
3. Знать наизусть телефоны родителей и домашний адрес.
4. Помнить главное правило потерявшегося: оставаться на месте! Затем нужно попросить помощи у «безопасных взрослых»: полицейского или охранника / работника того места, где он потерялся, / человека с ребенком. Но категорически нельзя уходить со своего места с чужим человеком.
5. Звонить вам, если неожиданно из школы его встречает не тот, кто обычно (знакомый, родственник, домработница и т.д.), а вы его об этом не предупреждали. Иногда друзья и родственники всерьез ссорятся и могут посчитать, что ребенок — хороший аргумент в ссоре.
6. Говорить нет незнакомым людям — всегда, на любые предложения. Никуда не уходить с незнакомыми взрослыми.
7. Помнить: взрослые должны просить помощи у других взрослых, а не у ребенка. Можно помочь бабушке или дедушке подняться в автобус или донести до подъезда тяжелый пакет, но нельзя заходить в чужой подъезд.
9. И еще помнить, что никто не способен внешне отличить «хорошего» человека от «плохого». Для ребенка должны быть «свои» — близкие люди, которым он доверяет и которых слушается, и «чужие», которых он не слушается ни при каких обстоятельствах.
• Что сделать, чтобы ребёнок не потерялся. Правила безопасности
• Что делать, если незнакомый человек просит помочь?
• Что делать, когда остался дома один?
• Что делать, если потерялся в городе?
• Что делать, если из школы встречает незнакомый человек?
• Какие места надо обходить стороной?
• Что делать, если потерялся в транспорте?
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
1. Чаще фотографируйте ребенка. Если вы вместе идете в людное место, то снимайте его перед выходом. Когда дети теряются, родители часто от стресса не могут вспомнить, во что те были одеты.
2. Контролируйте время ухода и прихода ребенка из дома/домой. Если он задерживается на полчаса, звоните его преподавателям /родственникам/ друзьям/родителям друзей. Вам не должно быть неловко: это экстремальная ситуация, когда нужно делать все быстро. Лучше пусть тревога окажется ложной.
3. Встречайте ребенка (да и взрослого тоже), если он об этом просит. Не говорите: «Сам дойдешь». Человеку может быть неудобно объяснять по телефону, почему он об этом просит. Он не всегда может сказать: «Мне кажется, что за мной идут».
4. Договоритесь с классным руководителем: если ребенок не идет в школу, вы ему звоните и предупреждаете об этом. Если ребенок не пришел в школу и звонка от вас не было, то учитель сразу звонит вам.
5. Оформите сим-карту ребенка на себя. Сотовый оператор выдает распечатки звонков только тому, на кого зарегистрирован номер.
6. Пользуйтесь специальными приложениями для отслеживания геопозиции ребенка — ради его безопасности. Такую услугу предоставляют и сотовые операторы, это недорого.
7. Если ребенок пропал, сразу звоните в службу экстренной помощи 112. Не ждите. Ваш звонок — это уже принятое заявление о пропаже. «Правила трех суток» ни в отношении детей, ни в отношении взрослых не существует! Сразу после 112 позвоните в «Лизу Алерт» 8 800 700 54 52.
8. Подать заявление о пропаже может любой человек независимо от того, кем он приходится пропавшему. Это можно сделать по телефону 112 или в любом ОВД. Заявление обязаны принять сразу. Не поддавайтесь на уговоры подождать, пока потерявшийся человек «погуляет и вернется». Если заявление не принимают, звоните по номеру 112 и сообщайте оператору номер отдела, где это произошло.
9. Не ругайте ребенка, когда он найдется. Или, по крайней мере, извинитесь за резкие слова. Объясните, что вы волновались, расскажите о бедах, которые могли с ним случиться. Важно не напугать: иногда потерявшиеся дети так боятся наказания, что сами прячутся, не откликаясь на зов.
9 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ НУЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА
1. Следить за временем и звонить вам, когда он выходит из дома один и когда добирается до конечного пункта. Покажите на своем примере, что вы, взрослые люди, делаете то же самое — это нормальная забота друг о друге. .
Громко кричать. Мы всегда учим детей вести себя тихо и никому не мешать. Поэтому даже в опасной ситуации они молчат. Устройте тренировку по крику в лесу и потом обязательно повторите в городе.
2. Доверять себе и своим чувствам. Если поведение чужого взрослого человека кажется ему необычным, нужно не думать, что ему показалось, а защитить себя: уйти, убежать, попросить помощи.
3. Знать наизусть телефоны родителей и домашний адрес.
4. Помнить главное правило потерявшегося: оставаться на месте! Затем нужно попросить помощи у «безопасных взрослых»: полицейского или охранника / работника того места, где он потерялся, / человека с ребенком. Но категорически нельзя уходить со своего места с чужим человеком.
5. Звонить вам, если неожиданно из школы его встречает не тот, кто обычно (знакомый, родственник, домработница и т.д.), а вы его об этом не предупреждали. Иногда друзья и родственники всерьез ссорятся и могут посчитать, что ребенок — хороший аргумент в ссоре.
6. Говорить нет незнакомым людям — всегда, на любые предложения. Никуда не уходить с незнакомыми взрослыми.
7. Помнить: взрослые должны просить помощи у других взрослых, а не у ребенка. Можно помочь бабушке или дедушке подняться в автобус или донести до подъезда тяжелый пакет, но нельзя заходить в чужой подъезд.
9. И еще помнить, что никто не способен внешне отличить «хорошего» человека от «плохого». Для ребенка должны быть «свои» — близкие люди, которым он доверяет и которых слушается, и «чужие», которых он не слушается ни при каких обстоятельствах.
Учебное пособие для детей и родителей:
НЕЛЬЗЯ ходить по люкам, даже если крышка на них плотно закрыта.
Берегите своих детей!
НЕЛЬЗЯ ходить по люкам, даже если крышка на них плотно закрыта.
Берегите своих детей!
Список потрясающих фильмов, благодаря которым, вы станете лучше понимать своих детей
НАУЧИТЕ РЕБЁНКА РАЗГОВАРИВАТЬ С НЕЗНАКОМЫМИ!
4 шага по прекращению беседы
Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.
Схема может быть такая:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.
Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.
Рассмотрим пример.
– Здравствуй, девочка!
– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).
– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор).
Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.
Что может говорить незнакомец?
Незнакомый мужчина:
1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.
2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?
4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.
Незнакомая женщина:
5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.
Симпатичная девушка 18-ти лет:
7. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
8. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?
И так далее.
Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые.
А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи.
Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.
Беседа ребенка с незнакомцем: варианты пресечения разговора
Разговор с незнакомцем всегда представлял трудность не только для ребенка, но и для взрослого человека. Сразу определимся в терминах. Ребенку можно объяснить: «Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители и не знаешь ты».
Соответственно, знакомый человек – тот, кого знают и родители, и ребенок. Это люди, про которых родители четко сказали: «Сынок (дочка)! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью». При этом сам сын или сама дочка должны тоже сказать: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим людям и не боюсь с ними оставаться». Если кто-то (родители или дети) не доверяют каким-то людям, скорее всего, нужно подумать о прекращении тесных контактов. Получается, что в число незнакомцев попадают и незнакомый родителям одноклассник ребенка, и мамина подруга, которую ребенок даже видел несколько раз, но не был ей представлен. Чтобы человек перешел в категорию знакомых, с ним должны быть знакомы и родители ребенка, и сам ребенок. Крайне важно, чтобы это знакомство происходило в присутствии «всех заинтересованных сторон».
Допустим, мама и ее сын Сережа встречают на улице двух маминых подруг – Алису и Галину. Здороваются, общаются, приглашают друг друга в гости. Приходит затем к ним мамина подруга Алиса. Мама зовет ребенка и говорит: «Алиса, это мой сын Сережа. Сережа, это моя подруга Алиса. Вот и познакомились! Иногда тетя Алиса будет тебя, Сережа, забирать из школы. Хорошо?» Сережа согласен, и теперь можно сотрудничать.
В этом случае мамина подруга Алиса попадает в категорию «знакомые взрослые» и может забрать Сережу из школы. Для этого, правда, мама должна познакомить Алису с классным руководителем сына или даже написать специальное письменное разрешение. Если же вдруг за Сережей придет мамина подруга Галя, то никто ей ребенка не отдаст, даже если он будет проситься. Возможна и обратная ситуация – воспитатель, не разобравшись, позволит забрать ребенка, но Сережа скажет, что с тетей Галей он не знакомился, и идти ему с ней нельзя – мама не разрешает.
Итак, с понятием «незнакомый человек» в первом приближении мы разобрались. Вернемся к анализу сложностей разговора с незнакомцем. Вспомним, какие чувства испытываете вы, родители, разговаривая с незнакомцем. Это и неловкость оттого, что чего-то не знаете и не можете ему помочь (найти улицу, магазин и т.п.), и трудность ведения беседы с агрессивно ведущим себя человеком, и жалость к людям, попавшим в беду (или умело создающим такое впечатление). Нам неудобно прервать ненужный нам разговор, трудно сказать: «Спасибо, мне надо идти». В итоге вы же еще и извиняетесь, хотя РАЗГОВОР ЗАТЕЯЛ НЕЗНАКОМЕЦ, он и должен извиняться, что потревожил вас, отнял ваше время и т.д. Если уж взрослые с трудом прекращают ненужную им беседу, что же говорить о детях? Они, как и вы, считают, что невежливо перебивать взрослого, уважаемого (по идее) человека, поэтому сначала ждут окончания обращенной к ним фразы, а потом пытаются извиниться и уклониться от беседы. Первая фраза длится секунд 10. В течение этого времени незнакомец может быстро подойти к ожидающему окончания фразы вежливому ребенку и попытаться его схватить.
Что же делать?
Я считаю, что ребенок (взрослых это, кстати, тоже касается) имеет много шансов на благоприятный на него выход из разговора, если будет действовать по следующей схеме.
Шаг 1. Оцениваем ситуацию.
Шаг 2. Держим дистанцию!
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.
Шаг 4. Уходим в безопасное место.
Эту схему мы рассматривали в статье «Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы». Напомним, что после выхода из ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о беседе с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы незваного собеседника. Почему такое серьезное внимание необходимо уделять быстрому выходу из разговора? Анализ происшествий, связанных с исчезновением детей, показывает, что детей в подавляющем большинстве случаев уводят с помощью обмана, то есть дети сами уходят за злоумышленником.
Рассмотрим варианты пресечения разговора. Этот материал можно использовать во время обучающих бесед со своими детьми.
1. К тебе во дворе подходит твой ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим».
Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей».
Он продолжает: «Я думал, что ты уже большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?».
Твой ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». Ты быстро отходишь на два метра и идешь домой, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. После твоего рассказа родители спустятся во двор и проверят информацию.
2. Тебя на улице окликает взрослый и говорит: «Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти».
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
3. К тебе на улице подъезжает автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит тебя: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю».
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь от машины на 2 метра и уходишь в безопасное место в направлении, противоположном ходу машины, проверяя, не преследует ли тебя женщина. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
4. К тебе во дворе подъезжает автофургон и молодой парень спрашивает тебя: «Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!»
Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место (например, домой), проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
5. К тебе во время прогулки на школьном дворе подходит добрая бабушка и говорит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
6. К тебе на улице подходит дедуля с листком бумаги: «Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь. Спросите у взрослых». Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
Обучая детей, нужно делать акцент не на том, что не должен говорить ребенок, а на том, что он должен сказать, чтобы разрядить ситуацию, не обозлить незнакомца и, не подвергая себя опасности, быстро покинуть место нежелательной беседы. После того, как ребенок окажется в безопасности, он должен рассказать обо всем родителям, учителям или другим знакомым взрослым. А расскажет он или нет – это зависит от того, какие отношения сложились у ребенка с его родителями. К установлению добрых и доверительных отношений и нужно стремиться, уважаемые родители!
Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?
«Своих жертв он выбирал из числа детей, которые в одиночку гуляли на улице либо находились в безлюдных местах. Злоумышленник подходил к ним, обращаясь под благовидным предлогом – проводить до улиц, местонахождение которых он, якобы, не знал». В другом случае потерявшийся мальчик никак не мог узнать, как ему добраться до автобусной остановки, поскольку встретившиеся ему по дороге школьники просто убежали от него, ничего не объяснив. Эта информация из новостных лент показывает нам одну из проблем сегодняшнего дня: «Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?». Мое мнение таково. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН помогать незнакомцам, НО МОЖЕТ это сделать, максимально соблюдая осторожность и предварительно обеспечив СОБСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Как это может выглядеть на практике?
В первом случае мужчина просит ребенка показать дорогу до улицы Ленина, причем практически в каждом городе есть такая улица. Ребенок, допустим, знает, как до этой улицы пройти. Но его первой реакцией должно быть следующее: оценка ситуации, отход на безопасное расстояние (2 метра), прекращение разговора и уход в безопасное место. Об этом мы говорили в статье Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы. Отойдя на достаточное расстояние (4-5 метров), ребенок МОЖЕТ помочь незнакомому человеку, махнув рукой в нужную сторону и крикнув: «Идите по этой улице до светофора, а потом поверните направо». Можно также посоветовать спросить дорогу у продавщицы киоска или у людей на автобусной остановке. Сказав это, ребенок должен продолжать свое движение от незнакомца, пока не сможет убедиться в своей полной безопасности. После этого необходимо сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем. Еще раз отмечу, что он может помочь, но не должен. Даже если он просто молча уйдет, это должно быть впоследствии отмечено родителями как правильный поступок. Взрослый должен искать помощи у взрослого. Его обращение за помощью к ребенку должно выглядеть непонятным и подозрительным. Поэтому родители, считаю, обязаны объяснить ребенку все эти установки и проверить, как он их усвоил.
Во втором случае к школьникам обратился их сверстник. Ребята не стали с ним разговаривать и убежали. В принципе, они сделали все правильно с точки зрения обеспечения собственной безопасности. Но в данном случае они вполне могли помочь ребенку, который представился им заблудившимся. Для этого им нужно было лишь указать направление движения или посоветовать обратиться к взрослым. Важно! Почему бы им не проводить его до автобусной остановки? Есть и такой вариант, но я бы его не рекомендовал. Возможно, этот мальчик потерялся, а может, пытается провести по нужному маршруту каких-нибудь неосторожных детей, причем он прекрасно знает, где эта остановка, на полпути к которой стоят его взрослые сообщники. Предложенный сценарий развития события кажется вам невероятным? Мне представляется это вполне возможным. Выяснять это, думаю, нет необходимости. Что же делать, если к школьнику обращается за помощью совсем маленький ребенок? Просит, скажем, достать мяч, укатившийся в подвал; или же торопит помочь его сестре, к которой пристали хулиганы.
Какие могут быть здесь опасности?
Например, взрослый мужчина попросил свою племянницу позвать «вон ту девочку» поиграть в соседний двор, пообещав за это шоколадку. Девочка, не подозревая злого умысла, будет долго уговаривать свою сверстницу пойти с ней, и, возможно, ей это удастся. Затем добрый дядя, дав обеим девочкам по шоколадке, начнет с ними играть. Чем дело закончится? Они могут уехать «в цирк», причем маленькая племянница, сама того не ведая, становится соучастницей похищения. Что же делать? Следуя предложенной выше схеме, необходимо сначала обеспечить собственную безопасность, а потом уже понять, как можно (и нужно ли) помочь малышу. В подвал идти, конечно же, нельзя. Бежать драться с хулиганами – тоже нерезонно. Самый оптимальный вариант – сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем и действовать по их указаниям.
В этом случае мы и малыша в беде не оставим (мы еще не знаем, есть ли она, эта беда), и сами опасности не подвергнемся.
Следующий случай – бабушка просит ребенка перевести ее через дорогу. Чем может быть опасна милая старушка? В одном из случаев не совсем здоровая пожилая женщина пыталась приводить с улицы детей для своего душевнобольного сына. Не стоит, думаю, проверять, добрая это бабушка или нет. Безопаснее всего не подходить к ней, а обратиться (соблюдая осторожность) к ближайшему взрослому, чтобы он помог бабушке.
Не слишком ли жестоко – отказывать в помощи людям? Считаю, что реалии сегодняшней жизни вынуждают нас убедить ребенка на первое место ставить собственную безопасность, поэтому помогать лучше всего следующим образом – обратиться с просьбой о содействии к знакомым взрослым.
4 шага по прекращению беседы
Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.
Схема может быть такая:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.
Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.
Рассмотрим пример.
– Здравствуй, девочка!
– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).
– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор).
Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.
Что может говорить незнакомец?
Незнакомый мужчина:
1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.
2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?
4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.
Незнакомая женщина:
5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.
Симпатичная девушка 18-ти лет:
7. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
8. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?
И так далее.
Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые.
А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи.
Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.
Беседа ребенка с незнакомцем: варианты пресечения разговора
Разговор с незнакомцем всегда представлял трудность не только для ребенка, но и для взрослого человека. Сразу определимся в терминах. Ребенку можно объяснить: «Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители и не знаешь ты».
Соответственно, знакомый человек – тот, кого знают и родители, и ребенок. Это люди, про которых родители четко сказали: «Сынок (дочка)! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью». При этом сам сын или сама дочка должны тоже сказать: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим людям и не боюсь с ними оставаться». Если кто-то (родители или дети) не доверяют каким-то людям, скорее всего, нужно подумать о прекращении тесных контактов. Получается, что в число незнакомцев попадают и незнакомый родителям одноклассник ребенка, и мамина подруга, которую ребенок даже видел несколько раз, но не был ей представлен. Чтобы человек перешел в категорию знакомых, с ним должны быть знакомы и родители ребенка, и сам ребенок. Крайне важно, чтобы это знакомство происходило в присутствии «всех заинтересованных сторон».
Допустим, мама и ее сын Сережа встречают на улице двух маминых подруг – Алису и Галину. Здороваются, общаются, приглашают друг друга в гости. Приходит затем к ним мамина подруга Алиса. Мама зовет ребенка и говорит: «Алиса, это мой сын Сережа. Сережа, это моя подруга Алиса. Вот и познакомились! Иногда тетя Алиса будет тебя, Сережа, забирать из школы. Хорошо?» Сережа согласен, и теперь можно сотрудничать.
В этом случае мамина подруга Алиса попадает в категорию «знакомые взрослые» и может забрать Сережу из школы. Для этого, правда, мама должна познакомить Алису с классным руководителем сына или даже написать специальное письменное разрешение. Если же вдруг за Сережей придет мамина подруга Галя, то никто ей ребенка не отдаст, даже если он будет проситься. Возможна и обратная ситуация – воспитатель, не разобравшись, позволит забрать ребенка, но Сережа скажет, что с тетей Галей он не знакомился, и идти ему с ней нельзя – мама не разрешает.
Итак, с понятием «незнакомый человек» в первом приближении мы разобрались. Вернемся к анализу сложностей разговора с незнакомцем. Вспомним, какие чувства испытываете вы, родители, разговаривая с незнакомцем. Это и неловкость оттого, что чего-то не знаете и не можете ему помочь (найти улицу, магазин и т.п.), и трудность ведения беседы с агрессивно ведущим себя человеком, и жалость к людям, попавшим в беду (или умело создающим такое впечатление). Нам неудобно прервать ненужный нам разговор, трудно сказать: «Спасибо, мне надо идти». В итоге вы же еще и извиняетесь, хотя РАЗГОВОР ЗАТЕЯЛ НЕЗНАКОМЕЦ, он и должен извиняться, что потревожил вас, отнял ваше время и т.д. Если уж взрослые с трудом прекращают ненужную им беседу, что же говорить о детях? Они, как и вы, считают, что невежливо перебивать взрослого, уважаемого (по идее) человека, поэтому сначала ждут окончания обращенной к ним фразы, а потом пытаются извиниться и уклониться от беседы. Первая фраза длится секунд 10. В течение этого времени незнакомец может быстро подойти к ожидающему окончания фразы вежливому ребенку и попытаться его схватить.
Что же делать?
Я считаю, что ребенок (взрослых это, кстати, тоже касается) имеет много шансов на благоприятный на него выход из разговора, если будет действовать по следующей схеме.
Шаг 1. Оцениваем ситуацию.
Шаг 2. Держим дистанцию!
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.
Шаг 4. Уходим в безопасное место.
Эту схему мы рассматривали в статье «Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы». Напомним, что после выхода из ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о беседе с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы незваного собеседника. Почему такое серьезное внимание необходимо уделять быстрому выходу из разговора? Анализ происшествий, связанных с исчезновением детей, показывает, что детей в подавляющем большинстве случаев уводят с помощью обмана, то есть дети сами уходят за злоумышленником.
Рассмотрим варианты пресечения разговора. Этот материал можно использовать во время обучающих бесед со своими детьми.
1. К тебе во дворе подходит твой ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим».
Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей».
Он продолжает: «Я думал, что ты уже большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?».
Твой ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». Ты быстро отходишь на два метра и идешь домой, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. После твоего рассказа родители спустятся во двор и проверят информацию.
2. Тебя на улице окликает взрослый и говорит: «Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти».
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
3. К тебе на улице подъезжает автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит тебя: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю».
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь от машины на 2 метра и уходишь в безопасное место в направлении, противоположном ходу машины, проверяя, не преследует ли тебя женщина. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
4. К тебе во дворе подъезжает автофургон и молодой парень спрашивает тебя: «Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!»
Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место (например, домой), проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
5. К тебе во время прогулки на школьном дворе подходит добрая бабушка и говорит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
6. К тебе на улице подходит дедуля с листком бумаги: «Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь. Спросите у взрослых». Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
Обучая детей, нужно делать акцент не на том, что не должен говорить ребенок, а на том, что он должен сказать, чтобы разрядить ситуацию, не обозлить незнакомца и, не подвергая себя опасности, быстро покинуть место нежелательной беседы. После того, как ребенок окажется в безопасности, он должен рассказать обо всем родителям, учителям или другим знакомым взрослым. А расскажет он или нет – это зависит от того, какие отношения сложились у ребенка с его родителями. К установлению добрых и доверительных отношений и нужно стремиться, уважаемые родители!
Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?
«Своих жертв он выбирал из числа детей, которые в одиночку гуляли на улице либо находились в безлюдных местах. Злоумышленник подходил к ним, обращаясь под благовидным предлогом – проводить до улиц, местонахождение которых он, якобы, не знал». В другом случае потерявшийся мальчик никак не мог узнать, как ему добраться до автобусной остановки, поскольку встретившиеся ему по дороге школьники просто убежали от него, ничего не объяснив. Эта информация из новостных лент показывает нам одну из проблем сегодняшнего дня: «Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?». Мое мнение таково. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН помогать незнакомцам, НО МОЖЕТ это сделать, максимально соблюдая осторожность и предварительно обеспечив СОБСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Как это может выглядеть на практике?
В первом случае мужчина просит ребенка показать дорогу до улицы Ленина, причем практически в каждом городе есть такая улица. Ребенок, допустим, знает, как до этой улицы пройти. Но его первой реакцией должно быть следующее: оценка ситуации, отход на безопасное расстояние (2 метра), прекращение разговора и уход в безопасное место. Об этом мы говорили в статье Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы. Отойдя на достаточное расстояние (4-5 метров), ребенок МОЖЕТ помочь незнакомому человеку, махнув рукой в нужную сторону и крикнув: «Идите по этой улице до светофора, а потом поверните направо». Можно также посоветовать спросить дорогу у продавщицы киоска или у людей на автобусной остановке. Сказав это, ребенок должен продолжать свое движение от незнакомца, пока не сможет убедиться в своей полной безопасности. После этого необходимо сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем. Еще раз отмечу, что он может помочь, но не должен. Даже если он просто молча уйдет, это должно быть впоследствии отмечено родителями как правильный поступок. Взрослый должен искать помощи у взрослого. Его обращение за помощью к ребенку должно выглядеть непонятным и подозрительным. Поэтому родители, считаю, обязаны объяснить ребенку все эти установки и проверить, как он их усвоил.
Во втором случае к школьникам обратился их сверстник. Ребята не стали с ним разговаривать и убежали. В принципе, они сделали все правильно с точки зрения обеспечения собственной безопасности. Но в данном случае они вполне могли помочь ребенку, который представился им заблудившимся. Для этого им нужно было лишь указать направление движения или посоветовать обратиться к взрослым. Важно! Почему бы им не проводить его до автобусной остановки? Есть и такой вариант, но я бы его не рекомендовал. Возможно, этот мальчик потерялся, а может, пытается провести по нужному маршруту каких-нибудь неосторожных детей, причем он прекрасно знает, где эта остановка, на полпути к которой стоят его взрослые сообщники. Предложенный сценарий развития события кажется вам невероятным? Мне представляется это вполне возможным. Выяснять это, думаю, нет необходимости. Что же делать, если к школьнику обращается за помощью совсем маленький ребенок? Просит, скажем, достать мяч, укатившийся в подвал; или же торопит помочь его сестре, к которой пристали хулиганы.
Какие могут быть здесь опасности?
Например, взрослый мужчина попросил свою племянницу позвать «вон ту девочку» поиграть в соседний двор, пообещав за это шоколадку. Девочка, не подозревая злого умысла, будет долго уговаривать свою сверстницу пойти с ней, и, возможно, ей это удастся. Затем добрый дядя, дав обеим девочкам по шоколадке, начнет с ними играть. Чем дело закончится? Они могут уехать «в цирк», причем маленькая племянница, сама того не ведая, становится соучастницей похищения. Что же делать? Следуя предложенной выше схеме, необходимо сначала обеспечить собственную безопасность, а потом уже понять, как можно (и нужно ли) помочь малышу. В подвал идти, конечно же, нельзя. Бежать драться с хулиганами – тоже нерезонно. Самый оптимальный вариант – сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем и действовать по их указаниям.
В этом случае мы и малыша в беде не оставим (мы еще не знаем, есть ли она, эта беда), и сами опасности не подвергнемся.
Следующий случай – бабушка просит ребенка перевести ее через дорогу. Чем может быть опасна милая старушка? В одном из случаев не совсем здоровая пожилая женщина пыталась приводить с улицы детей для своего душевнобольного сына. Не стоит, думаю, проверять, добрая это бабушка или нет. Безопаснее всего не подходить к ней, а обратиться (соблюдая осторожность) к ближайшему взрослому, чтобы он помог бабушке.
Не слишком ли жестоко – отказывать в помощи людям? Считаю, что реалии сегодняшней жизни вынуждают нас убедить ребенка на первое место ставить собственную безопасность, поэтому помогать лучше всего следующим образом – обратиться с просьбой о содействии к знакомым взрослым.