Статистика ВК сообщества "Институт Петербурга"

0+
лекции • семинары • экскурсии

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Вчера, 5 апреля, не стало Аллы Владимировны Краско.

Но благодаря ей остаются с нами Шереметевы, Гагарины, Вяземские, Елисеевы. Юсуповы, Воронцовы, Шуваловы, Бобринские. Об этих знаменитых петербургских фамилиях больше 20 лет Алла Владимировна рассказывала в Институте Петербурга. Рассказывала как о близких знакомых или родственниках. Именно ей мы обязаны огромному количеству исследований и публикаций, связанных с историей этих родов.
Именно благодаря ей многие слушатели заразились генеалогическим поиском, сделав с ней первые шаги в Институте и продолжив в Школе практической генеалогии РНБ.

А какая ждала первокурсников каждый апрель программная экскурсия с Аллой Владимировной по Шереметевской усадьбе! Она знала там каждый уголок и кирпичик, обо всем рассказывала, уточняла, с какой целью строили, когда и кто строил, чей проект использовали... Увы, больше такого подарка в апреле не будет(

Когда в позапрошлом декабре мы вынуждены были прерваться на ковидные каникулы и понимали, что надо наших слушателей не бросать, появилась мысль делать видеоэфиры. Первая мысль - про дворянские династии. И Алла Владимировна, ни минуты не мешкая, согласилась на наше предложение. Это были четыре прекрасных вечера! Переплетение судеб, впечатления от личных встреч с потомками, разговоры с Аллой Владимировной по дороге и за чашкой кофе перед лекцией...

Нам Вас будет очень не хватать, дорогая Алла Владимировна!
Светлая память!

30 60 ER 8.2497
Не стало Бориса Михайловича Кирикова, человека-эпохи в истории архитектуры Петербурга и петербурговедении.
При непосредственном участии Бориса Михайловича был утвержден действующий по сей день наиболее полный и научно обоснованный перечень расположенных в Санкт‑Петербурге объектов культурного наследия.
Отдельное спасибо за петербургский модерн!

Памятью о Борисе Михайловиче останутся серии книг "Архитектура Петербургского модерна", справочник "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга", "Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга" и несколько сотен других публикаций, ставших настольными книгами-учебниками для краеведов и экскурсоводов.

А ещё Борис Михайлович был поэтом:

«Мой Старый Петербург
В осенней дремлет мгле
Застыли реки, будто из базальта
Здесь знаю каждый дом
До трещин на стекле
И глажу лоб морщинистый асфальта

Как в комнату свою
Вхожу в его тылы
И чувствуя, что путник не случайный
Мне открывают душу
Тёмные дворы
И подворотни посвящают в тайны».

Во вложении аудиозапись экскурсии Института Петербурга по архитектуре модерна. Запись неровная (улица/автобус), но даже так можно оценить широту взглядов, великолепный литературный язык, стиль, обаяние и иронию Бориса Михайловича.
Светлая память!

167 22 ER 8.8265
Дорогие друзья!

Мы испытываем ужас от военной агрессии, которую развязало российское правительство против украинского народа, и осуждаем её. Мы чувствуем боль, стыд и бессилие.

Что мы можем сделать? Продолжать делать свою работу. Институт Петербурга всегда был и будет пространством человечности, правды и честности.

17 0 ER 4.7994
«Букет от Эйлерса! Вы слышите мотив
двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?»

🥀 Герман Эйлерс — самый известный цветочник в Петербурге на рубеже XIX-XX веков, поставщик императорского двора. В его оранжереях на Каменноостровском проспекте росли пальмы, орхидеи, камелии, папоротники, лавры, цикламены, ландыши. Розы цвели круглый год. Ежедневно их срезали более 500 штук.

Желающие могли самостоятельно нарвать цветы в зимнем саду. Эйлерс считал, что такая новинка заинтересует многих. Журнал «Вестник садоводства» приглашал в садовые заведения Эйлерса, чтобы познакомиться с их устройством и содержимым.

➡ По материалам дипломной работы Медведевой А. В. «Цветы в судьбе Г. Ф. Эйлерса и его поколения».

#дипломыИнститутаПетербурга

38 7 ER 3.6759
🔻 Фамилии таких мастеров модерна, как Лидваль, Васильев и Бубырь знакомы всем. А вы слышали о Борисе Зонне? Вряд ли. Хотя он — автор более двадцати построек в нашем городе. Одна из них — доходный дом Курицыной на Лиговском пр., 139. На первый взгляд он кажется несколько нелепым, а при более внимательном рассмотрении оказывается очень элегантным и запоминающимся.

Смотришь на высокий и узкий дом в соседстве с классическими постройками, и сразу возникает вопрос о соблюдении высотного регламента. Однако с этим всё чётко☝🏻 Одно из основных требований о том, что высота дома не должна превышать ширину Лиговской улицы — выполнено. Исследователи считают, что Зонн ориентировался здесь на идеи архитектуры вертикализма, мотивы архитектуры Нидерландов и рижского югендстиля (так называемое перпендикулярное направление).

Дом на Лиговском обладает своеобразным европейским налётом и является одним из самых необычных и интересных зданий в стиле модерн в Петербурге❗

Окна каждого из этажей отличаются друг от друга. Это и простые прямоугольные, и шестиугольные, характерные для модерна, и большие окна, состоящие из трёх и четырёх маленьких прямоугольных, и полукруглые. Плавная, извилистая линия балконов с изящными решётками, не повторяющимися ни по своей форме, ни по рисунку, придаёт фасаду здания особое очарование.

➡ По материалам дипломной работы Натальи Мишиной «Гражданский инженер Б. Я. Зонн» (выпуск ИП 2020 г.)

#дипломыИнститутаПетербурга

35 9 ER 3.6034
🔻 В Новый год принято ходить в гости. Шесть петербургских музеев подготовили особый маршрут, чтобы, гуляя по праздничному Петербургу, вы не забыли зайти к ним на огонёк.

Кто участвует?
❄️ Музей квартира М. М. Зощенко
❄️ Музей С. М. Кирова
❄️ Музей квартира И. И. Бродского
❄️ Музей блокады и обороны Ленинграда
❄️ Музей печати
❄️ Музей Арктики и Антарктики

Все музеи находятся в центре Петербурга, близко друг от друга. Каждый из них подготовился к встрече гостей: придумал особые экскурсии, новые выставки или мастер-классы.

❄️ Узнаете, как отмечали Новый год художники, писатели и герои их книг.
❄️ Посетите красочную выставку рождественских открыток.
❄️ Выясните, как встречать Новый год, если его запретили и какие новогодние традиции у полярников.

Сохраняйте карту с новогодним маршрутом! 🖇

58 0 ER 3.3113
📟Очередной сюжет Института Петербурга на Радио России.

👤 Разговор в трёх частях с Дарьей Щавелевой о 200-летней многоликой судьбе здания Гауптвахты на Сенной.

"Здание не первоклассное, но приятное по стилю", - сказал об этом здании в 1910-м году историк Владимир Курбатов. Фасад не изменился, но какие полярные и захватывающие сюжеты внутри!

А что у вас связано с этим зданием?

55 5 ER 2.9453
ГАЛЕРЕЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

В новую Галерею Петра Великого в Эрмитаже идти надо непременно! Это не только известные любимые экспонаты, но и большое число предметов, которые раньше никогда не выставлялись. Петр – дипломат, Петр – мастер, Пётр – лекарь, Петр - воин, Петр - путешественник… Все личные интересы царя и сама эпоха представлены на выставке в портретах и предметах.

Выставка разместилась в надворной части Зимнего дворца, где в свое время находились детские комнаты сыновей императора Николая I — Константина, Николая и Михаила Николаевичей. И это ещё не полная экспозиция, оформление следующих залов продолжится в скором времени.

Нам повезло. Мы дождались открытия пяти залов и интереснейшего рассказа куратора выставки [id128328055|Натальи Бахаревой], старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры. Без неё мы бы вряд ли разобрались, почему в центре посмертного портрета Каравака красуется красный инвентарный номер, почему самый необычный сербский портрет Петра почитался как чудотворный образ, что такое фигурки-обманки в интерьере того времени.

В экспозиции нет ни одного предмета, которого бы не касался сам Петр. А если это инструменты или станки, то со всем этим мастерски умел работать самодержец.

А изделия, сделанные лично царём на токарно-копировальных станках великого механика Андрея Нартова вызвали неподдельный восторг у нашей женской аудитории. Как из большого копира создаются изящнейшие предметы с тонкой резьбой?!

Пилы и топор принадлежали Петру, когда он трудился на верфи в Саардаме. Не тот ли это топор, которым он потом прорубил окно в Европу?😀

32 5 ER 2.3904
Когда идёшь в гости к друзьям, с тобой делятся самым-самым. Так случилось и в Аничковом дворце, с которым Институт связывает многолетнее партнёрство. [id2314082|Анна Ладыжникова] помимо классической анфилады завела нас в комнаты сказок — некогда гардеробные, с палехскими росписями 1930-х годов; в бывшие детские, где пионеры и серпы с молотами искусно вписаны в росписи XIX века; в парадный кабинет Александра III и даже в Альбомную Марии Фёдоровны.

Финалом-апофеозом стала Библиотека Александра III, где гостеприимная хозяйка [id15198415|Светлана Дмитриевна Мангутова] долго не хотела нас отпускать, не показав все секреты сохранившегося интерьера и книжные раритеты. И мы в долгу не остались, подарили Дворцу увесистую подборку книг. 📚

Книжную тему продолжим послезавтра, в среду, идём в гости в Новое здание РНБ — в современную библиотеку-гигант.

3 3 ER 1.8663
В Петербурге всегда широко отмечают День архитектора, День реставратора. А как же строители? Сегодня по календарю их профессиональный праздник.

Петербург всегда был городом мегапроектов. Поэтому чествуем сегодня главных тружеников, без которых здесь ничего бы не появилось!

В финском языке есть даже поговорка «Rakentaa kuin Iisakin kirkkoa» – «Строить как Исаакиевский собор» – так говорят о чем-то невозможном, требующем бесконечных усилий.

Огюст де Монферран, прекрасный рисовальщик, оставил нам альбом с литографиями, показывающими легендарное строительство, длившееся 40 лет. Строители сделали невозможное возможным.

20 6 ER 1.8305