Статистика ВК сообщества "Сталинская эпоха"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

В Мелитополе установили памятник Павлу Судоплатову .

41 164 ER 8.1801
Рабочие, участвовавшие в создании рубиновых звёзд Кремля. 1937 год

88 19 ER 7.5100
Простое и доступное объяснение "Сталинских репрессий"

Каждый раз, когда я слышу о Сталинских репрессиях, я вспоминаю разговор со своим отцом. В то время по радио и телевидению очень часто рассказывали о культе личности Сталина и о его репрессиях. Я, как и все пацаны того времени, верил этому. Однажды я спросил отца как он и люди жили, да что мол жили, выживали во времена Сталина? На что отец, отвлёкшись от своих дел и посмотрев на меня, серьёзно сказал: «Хорошо жили, сын. Учились, любили, работали, растили детей. Хорошо жили». «Ну как же» - возмутился я – «Сталин устроил такие репрессии, ведь и ты пострадал в 37-ом и был выслан из Москвы». И тогда отец рассказал мне немного о том времени.

В революции 1917 года кроме большевиков участвовали и другие партии. Действительно, революцию в стране не может сделать одна какая-то партия. Это всегда множественность интересов. Там были и эсеры, и меньшевики, и анархисты, а также множество национальных группировок и кланов. Да и большевики были совсем не однородны. При этом объединяла их всех «дружба против» того, что было, а не «дружба за» что-то единое. Сразу после Октябрьской Революции начались противостояния этих групп и борьба за власть. Об этом говорит и то, что уже в 1918 году на Ленина было совершено покушение его же соратниками по революции, которое и привело, в конце концов, к его смерти.

Как и полагается, после любой революции, началась гражданская война и эти партии, и группировки создали свои вооружённые формирования, сплотились, значительно разрослись и по окончанию гражданской войны обладали довольно серьёзными силами. Естественно, эти силы вошли в центральное и региональные правительства. Началось противостояние и борьба за полноту власти между различными оппозиционными силами, но уже внутри государственных структур. Они «убирали» не своих людей из органов власти и проталкивали своих. Всё это потом тоже спишут на «Сталинские репрессии».

Как утверждается, «Сталинские репрессии» начались после создание в 1923 году так называемой «левой оппозиции», которую возглавил Троцкий в противовес Сталину. Троцкий был наркомом обороны, вторым человеком в партийной иерархии, но взять верх над Сталиным на Ⅻ съезде РКП(б) он не смог и решил пойти другим путём.

Официальной же причиной создания «левой оппозиции» послужил отказ Сталина от Всемирной революции и использовании России как «буфера» в этой Всемирной революции, а также провозглашение возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Вполне понятно почему Сталин отказался от Всемирной революции и использования для этого России как «буфера». Ведь это привело бы к объединению всех Западных стран, включая и Германию, против ослабленной и разобщённой, после Мировой Войны и революции, России. Может этого и добивались? Россию просто бы разодрали.

Естественно, главным вопросом этой оппозиции встал кадровый вопрос, т.е. расстановка своих людей на ключевых постах в государстве. Здесь шло всё, и наговоры, и провокации, и убийства (Троцкий, возглавлявший силовые структуры, вовсю пользовался этим). Невозможность нормальных реформ, развития и деятельности в стране в таких условиях привело к тому, что в 1927 году Троцкого снимают со всех постов и отправляют в ссылку. Но он не успокаивается и в 1929 году его высылают из СССР, а в 1932 году его лишают и гражданства.

Троцкий продолжает свою деятельность по захвату власти, но уже из-за рубежа. В 1934 году был убит С.М. Киров, активный сторонник Сталина и возможный его преемник. Сталин решает прекратить эту вакханалию и начинает «чистку» в партии, которая продолжалась до 1938 года. В 1935 году в своей знаменитой речи «Кадры решают всё» Сталин говорил: «Некоторые товарищи угрожали поднятием восстания в партии против Центрального Комитета, а кое-кому и пулями». Противодействие же этим «товарищам», стремящихся силой захватить власть в стране, и объявили на 20 съезде КПСС «Сталинскими репрессиями».

В 1938 году Троцкий для противостояния Сталину создаёт Четвёртый интернационал, который, кстати (или не кстати), действует до сих пор. То что Четвёртый интернационал был направлен не на всемирную революцию, а на захват власти в СССР говорит то, что никаких революций в мире или даже попыток их в период его деятельности и при его участии не было, а смена руководств и все крупные структурные изменения в самом Четвёртом Интернационале происходили синхронно с крупными изменениями в СССР и России (1938, 1953, 1963, 1991, 2003 годы).

В 1937 в этот «замес» попал и мой отец, но он утверждал, что Сталин здесь не причём, что после неожиданной смерти Г.К. Оржоникидзе (Оржоникидзе как и Киров были явными сторонниками Сталина), в Комиссариате Тяжёлого Машиностроения, в котором работал мой отец, должны были быть большие перестановки и наиболее перспективных специалистов и сторонников Сталина (в число которых входил и мой отец) буквально в течении нескольких дней выслали из Москвы на стройки Урала и Сибири.

После загадочной смерти И.В. Сталина к власти приходят те, которые процесс захвата власти в стране и противостояние этому захвату стали представлять как Сталинские репрессии. Они, переворачивая причины и следствия, объявляют, что это Сталин устроил репрессии для узурпирования своей власти и начинают бороться с культ личностью Сталина. При этом всех, кого они сами репрессировали, чтобы взять власть в стране, «вешают» на Сталина.

Ш.Ведов

#репрессии@mirror_history

227 156 ER 6.1999
Здесь будет Сталин-Центр. В городе Бор заложили первый камень в основание музея.

8 мая, в городе Бор Нижегородской области заложили первый камень в месте строительства Сталин-центра. Музей, посвященный руководителю СССР Иосифу Сталину, построят на улице Луначарского.

«Этот музей Сталина, музей советского народа должен показать все правдивые стороны и реальные события, которые сегодня многие пытаются перевернуть», - заявил секретарь Борского местного отделения КПРФ Алексей Зоров.

Здание будет трехэтажным, в нем разместится экспозиция, посвященная разным периодам жизни Генералиссимуса СССР. В частности, там будут представлены подарки и сувениры, которые присылают коммунисту из разных стран мира.

По мнению инициаторов строительства, Сталин-центр должен превратиться в место притяжения единомышленников, сторонников социалистической идеи, пишут РИА «Новости».

56 110 ER 3.5047
Памятники И.В. Сталину, которые ранее не фиксировала наша группа

24 28 ER 2.1977
В Ижевске активисты движения "Генеральское собрание" установили бюст Ф.Э.Дзержинского у здания, в котором расположен их офис (ул. Коммунаров,216)

14 93 ER 1.5245
Беседа Сталина с Эйзенштейном о Иване Грозном.

Мы (С.М. Эйзенштейн и Н.К. Черкасов. - Ред.) были вызваны в Кремль к 11 часам. В 10 часов 50 минут пришли в приемную. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев проводить нас в кабинет. В глубине кабинета - Сталин, Молотов, Жданов. Входим, здороваемся, садимся за стол.

Сталин: Вы писали письмо. Немножко задержался ответ. Встречаемся с запозданием. Думал ответить письменно, но решил, что лучше поговорить. Так как я очень занят, нет времени, - решил, с большим опозданием, встретиться здесь... Получил я ваше письмо в ноябре месяце.

Жданов: Вы еще в Сочи его получили.

Сталин: Да, да. В Сочи. Что вы думаете делать с картиной?

Мы говорим о том, что разрезали вторую серию на две части, отчего Ливонский поход не попал в эту картину и получилась диспропорция между отдельными ее частями, и исправлять картину нужно в том смысле, что сократить часть заснятого материала и доснять, в основном, Ливонский поход.

Сталин: Вы историю изучали?

Эйзенштейн: Более или менее...

Сталин: Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клукс-клан.
Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов: Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин: Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения... Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе.
Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.
Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.

Жданов: Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов: Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин: Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии неверно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов: Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов: Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин: Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким.
Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал... Нужно было быть еще решительнее.

Молотов: Исторические события надо показывать в правильном осмыслении. Вот, например, был случай с пьесой Демьяна Бедного "Богатыри". Демьян Бедный там издевался над крещением Руси, а дело в том, что принятие христианства для своего исторического этапа было явлением прогрессивным.

Сталин: Конечно, мы не очень хорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на определенном этапе нельзя. Это событие имело очень крупное значение, потому что это был поворот русского государства на смыкание с Западом, а не ориентация на Восток.

Об отношении с Востоком Сталин говорит, что, только что освободившись от татарского ига, Иван Грозный торопился объединить Россию с тем, чтобы быть оплотом против возможных набегов татар. Астрахань была покорена, но в любой момент могла напасть на Москву. Крымские татары также могли это сделать.

Сталин: Демьян Бедный представлял себе исторические перспективы неправильно. Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и вообще надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его "Иваном, не помнящим своего родства". Историю мы выбрасывать не можем...
Дальше Сталин делает ряд замечаний по поводу трактовки образа Ивана Грозного и говорит о том, что Малюта Скуратов был крупным военачальником и героически погиб в войну с Ливонией.

Черкасов в ответ на то, что критика помогает и что Пудовкин после критики сделал хороший фильм "Адмирал Нахимов", сказал: "Мы уверены в том, что мы сделаем не хуже, ибо я работаю над образом Ивана Грозного не только в кино, но и в театре, полюбил этот образ и считаю, что наша переделка сценария может оказаться правильной и правдивой".

На что Сталин ответил (обращаясь к Молотову и Жданову): "Ну что ж, попробуем".

Черкасов: Я уверен в том, что переделка удастся.

Сталин: Дай вам бог, каждый день - новый год. (Смеется.)

Эйзенштейн: Мы говорим, что в первой серии удался ряд моментов, и это нам дает уверенность в том, что мы сделаем и вторую серию.

Сталин: Что удалось, и хорошо, мы сейчас не говорим, мы говорим сейчас только о недостатках.

Эйзенштейн спрашивает, не будет ли еще каких-либо специальных указаний в отношении картины.

Сталин: Я даю вам не указания, а высказываю замечания зрителя. Нужно исторические образы правдиво отображать. Ну, что нам показали Глинку? Какой это Глинка? Это же - Максим, а не Глинка. Артист Чирков не может перевоплощаться, а для актера самое главное качество - уметь перевоплощаться. (Обращаясь к Черкасову.) Вот вы перевоплощаться умеете.

На что Жданов замечает, что Черкасову не повезло с Иваном Грозным. Тут была еще паника с "Весной", и он стал играть дворников - в картине "Во имя жизни" он играет дворника.

Черкасов говорит, что он играл большинство царей и играл даже Петра Первого и Алексея.

Жданов: По наследственной линии. По наследственной переходили...

Сталин: Нужно правильно и сильно показывать исторические фигуры. (К Эйзенштейну.) Вот, Александра Невского - Вы компоновали? Прекрасно получилось. Самое важное - соблюдать стиль исторической эпохи. Режиссер может отступать от истории; неправильно, если он будет просто списывать детали из исторического материала, он должен работать своим воображением, но - оставаться в пределах стиля. Режиссер может варьировать в пределах стиля исторической эпохи.

Жданов говорит, что Эйзенштейн увлекается тенями (что отвлекает зрителя от действия) и бородой Грозного, что Грозный слишком часто поднимает голову, чтобы было видно его бороду.

Эйзенштейн обещает в будущем бороду Грозного укоротить.

Сталин (вспоминая отдельных исполнителей первой серии "Ивана Грозного"): Курбский - великолепен. Очень хорош Старицкий (артист Кадочников). Он очень хорошо ловит мух. Тоже: будущий царь, а ловит руками мух!
Такие детали нужно давать. Они вскрывают сущность человека.

Сталин говорит Черкасову, что он умеет перевоплощаться и что, пожалуй, у нас еще умел перевоплощаться артист Хмелев.
Черкасов сказал, что он многому научился, работая статистом в Мариинском театре в Ленинграде в то время, когда там играл и выступал Шаляпин - великий мастер перевоплощения.

Сталин: Это был великий актер.

Сталин: Ну, что же, тогда, значит, вопрос решен. Как вы считаете, товарищи (обращается к Молотову и Жданову), - дать возможность доделать фильм товарищам Черкасову и Эйзенштейну? - и добавляет: передайте об этом товарищу Большакову.

Черкасов спрашивает о некоторых частностях картины и о внешнем облике Ивана Грозного.

Сталин: Облик правильный, его менять не нужно. Хороший внешний облик Ивана Грозного.

Черкасов: Сцену убийства Старицкого можно оставить в сценарии?

Сталин: Можно оставить. Убийства бывали.

Черкасов: У нас есть в сценарии сцена, где Малюта Скуратов душит митрополита Филиппа.

Жданов: Это было в Тверском Отроч монастыре?

Черкасов: Да. Нужно ли оставить эту сцену?

Сталин сказал, что эту сцену оставить нужно, что это будет исторически правильно.

Молотов говорит, что репрессии вообще показывать можно и нужно, но надо показать, почему они делались, во имя чего. Для этого нужно шире показать государственную деятельность, не замыкаться только сценами в подвалах и закрытых помещениях, а показать широкую государственную деятельность.

Черкасов высказывает свои соображения по поводу будущего переделанного сценария, будущей второй серии.

Сталин: На чем будет кончаться картина? Как лучше сделать еще две картины, то есть 2-ю и 3-ю серии? Как мы это думаем вообще сделать?

Эйзенштейн говорит, что лучше соединить снятый материал второй серии с тем, что остался в сценарии, в одну большую картину. Все с этим соглашаются.

Сталин: Чем будет у нас кончаться фильм?

Черкасов говорит, что фильм будет кончаться разгромом Ливонии, трагической смертью Малюты Скуратова, походом к морю, где Иван Грозный стоит у моря в окружении войска и говорит: "На морях стоим и стоять будем!"

Сталин: Так оно и получилось, и даже немножко больше.

Черкасов спрашивает, нужно ли наметку будущего сценария фильма показывать для утверждения Политбюро?

Сталин: Сценарий представлять не нужно, разберитесь сами. Вообще по сценарию судить трудно, легче говорить о готовом произведении.

Эйзенштейн говорит о том, что было бы хорошо, если бы с постановкой этой картины не торопили.

Это замечание находит оживленный отклик у всех.

Сталин: Ни в каком случае не торопитесь, и вообще поспешные картины будем закрывать и не выпускать. Репин работал над "Запорожцами" 11 лет.

Молотов: 13 лет.

Сталин: (настойчиво): 11 лет.

Все приходят к заключению, что только длительной работой можно действительно выполнить хорошие картины.

По поводу фильма "Иван Грозный" Сталин говорил, что если нужно полтора-два года, даже три года для постановки фильма, то делайте в такой срок, но чтобы картина была сделана хорошо, чтобы она была сделана "скульптурно". Вообще мы сейчас должны поднимать качество. Пусть будет меньше картин, но более высокого качества. Зритель наш вырос, и мы должны показывать ему хорошую продукцию.

Сталин говорит, что режиссер должен быть непреклонен и требовать то, что ему нужно, а наши режиссеры слишком легко уступают в своих требованиях. Иногда бывает, что нужен большой актер, но играет не подходящий на ту или иную роль, потому что он требует и ему дают эту роль играть, а режиссер соглашается.

Сталин: Артист Жаров неправильно, несерьезно отнесся к своей роли в фильме "Иван Грозный". Это несерьезный военачальник.

Жданов: Это не Малюта Скуратов, а какой-то "шапокляк"!

Сталин: Иван Грозный был более национальным царем, более предусмотрительным, он не впускал иностранное влияние в Россию, а вот Петр - открыл ворота в Европу и напустил слишком много иностранцев.

Черкасов говорит о том, что, к сожалению и к своему стыду, он не видел второй серии картины "Иван Грозный". Когда картина была смонтирована и показана, он в то время находился в Ленинграде.

Эйзенштейн добавляет, что он тоже в окончательном виде картину не видел, так как сразу после ее окончания заболел.

Это вызывает большое удивление и оживление.

Разговор кончается тем, что Сталин желает успеха и говорит: "Помогай Бог!"

Пожимаем друг другу руки и уходим. В 00:10 минут беседа заканчивается.

Добавление к записи Б.Н. Агапова, сделанное С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым:

Жданов сказал еще, что "в фильме имеется слишком большое злоупотребление религиозными обрядами".

Молотов сказал, что это "дает налет мистики, которую не нужно так сильно подчеркивать".

Жданов говорит, что "сцена в соборе, где происходит "пещное действо", слишком широко показана и отвлекает внимание".

Сталин говорит, что опричники во время пляски похожи на каннибалов и напоминают каких-то финикийцев и каких-то вавилонцев.

Когда Черкасов говорил, что он уже давно работает над образом Ивана Грозного и в кино, и в театре, Жданов сказал: "Шестой уж год я царствую спокойно".

Прощаясь, Сталин поинтересовался здоровьем Эйзенштейна.

Записано Б.Н. Агаповым со слов С.М. Эйзенштейна и Н.К. Черкасова

Текст печатается в сокращенном виде.

51 46 ER 1.6416
В Екатеринбурге, на Доме офицеров, восстановлен барельеф Сталина. Барельеф с профилем Сталина убрали с фасада Дома офицеров после развенчания культа личности – сначала его прикрыли фанеркой, а после демонтировали.

2 3 ER 0.7172
Карта крупнейших строек 2-й пятилетки 1933-1937 годов.

Для более разборчивого отображения символов нажмите - открыть оригинал.

26 6 ER 0.9360