Статистика ВК сообщества "Study Music: музыкальный онлайн колледж"
Обучаем музыкантов: теории музыки, развитию слуха, гармонии, созданию музыки, гармонии, аранжировке, написанию песен, импровизации
Количество постов 1 722
Частота постов 44 часа 51 минута
ER
33.62
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Друзья, прошу вас реагировать на публикации сообщества. Если увидели пост, то оставьте комментарий или поставьте лайк.
В дополнение к теме вчерашней статьи подборка уроков по ладам и их настроению.
Помогайте продвижению сообщества, ставьте лайки и оставляйте комментарии.
Новые статьи и видео подборки будем готовить для вас максимально часто!
Помогайте продвижению сообщества, ставьте лайки и оставляйте комментарии.
Новые статьи и видео подборки будем готовить для вас максимально часто!
Для многих музыкантов изучение теории, в лучшем случае, заканчивается прочтением учебника элементарной теории музыки Способина, Вахрамеева и т.д.
Эти учебники нацелены на самый начальный уровень и дают только основу в понимании того, что в музыке существуют определенные элементы, но не описывают их практическое значение и не дают углубленной картины того, как всё это работает в реальной музыкальной деятельности.
В этом посте рекомендации книг, которые подойдут музыкантам, которые уже прошли курс элементарной теории и хотят расширить своё музыкальное мышление и углубить понимание музыки.
1) Холопова В.Н - Теория музыки, включает в себя работы по мелодике, ритму, фактуре и тематизму.
Если бы можно было выбрать только одну книгу по продвинутой теории музыки, то я рекомендовал бы именно этот сборник. Его можно перечитывать на протяжении многих лет и постоянно получать огромное количество практических идей для вашей музыкальной деятельности. Я давно купил эту книгу в бумажной версии и вам рекомендую. Если положить ее на прикроватный столик, то через месяц гарантирован рост музыкальной осознанности :)
2) Виноградов В. Занимательная теория музыки
Обычно попытки заигрывать с объяснением теории на пальцах выглядят как попытка пересказать Войну и мир за 10 минут. Но эта книга содержит здоровый баланс между простым языком и углубленным объяснением того, как устроена музыка. Один из больших плюсов книги это акцент на рассмотрении физической природы понятий теории музыки.
3) Островский Теория музыки
Классический учебник для музыкальных училищ. Отлично подходит для изучения сразу после работ для начинающих, чтобы разобраться с вопросами на которые нет ответов у Способина/Вахромеева и т.д.
4) Bruce Benward - Music in Theory and Practice
Если вы знаете английский язык, то это идеальный вариант, чтобы закрепить теория с помощью творческих практических упражнений.
5) Robert Rawlins Jazzology: The Encyclopedia of Jazz Theory for All Musicians
Классический труд для музыкантов, которые хотят углубить понимание теории на примере джазового контекста. Идеально для импровизаторов
Эти учебники нацелены на самый начальный уровень и дают только основу в понимании того, что в музыке существуют определенные элементы, но не описывают их практическое значение и не дают углубленной картины того, как всё это работает в реальной музыкальной деятельности.
В этом посте рекомендации книг, которые подойдут музыкантам, которые уже прошли курс элементарной теории и хотят расширить своё музыкальное мышление и углубить понимание музыки.
1) Холопова В.Н - Теория музыки, включает в себя работы по мелодике, ритму, фактуре и тематизму.
Если бы можно было выбрать только одну книгу по продвинутой теории музыки, то я рекомендовал бы именно этот сборник. Его можно перечитывать на протяжении многих лет и постоянно получать огромное количество практических идей для вашей музыкальной деятельности. Я давно купил эту книгу в бумажной версии и вам рекомендую. Если положить ее на прикроватный столик, то через месяц гарантирован рост музыкальной осознанности :)
2) Виноградов В. Занимательная теория музыки
Обычно попытки заигрывать с объяснением теории на пальцах выглядят как попытка пересказать Войну и мир за 10 минут. Но эта книга содержит здоровый баланс между простым языком и углубленным объяснением того, как устроена музыка. Один из больших плюсов книги это акцент на рассмотрении физической природы понятий теории музыки.
3) Островский Теория музыки
Классический учебник для музыкальных училищ. Отлично подходит для изучения сразу после работ для начинающих, чтобы разобраться с вопросами на которые нет ответов у Способина/Вахромеева и т.д.
4) Bruce Benward - Music in Theory and Practice
Если вы знаете английский язык, то это идеальный вариант, чтобы закрепить теория с помощью творческих практических упражнений.
5) Robert Rawlins Jazzology: The Encyclopedia of Jazz Theory for All Musicians
Классический труд для музыкантов, которые хотят углубить понимание теории на примере джазового контекста. Идеально для импровизаторов
Подборка практических уроков под рубрикой КАК :)
Помогайте продвигать сообщество: оставьте любой комментарий, сделайте репост!
Помогайте продвигать сообщество: оставьте любой комментарий, сделайте репост!
Существование музыки невозможно без фактуры. Фактура это фактически тело музыки, которое создает её звучание. Будь то аранжировка, оркестровка или даже композиция для одного инструмента, если мы говорим о музыке, то подразумеваем фактуру.
С точки зрения организации музыкальной ткани, можно сказать, что аранжировка или оркестровка это всегда придумывание и работа с фактурой.
Именно поэтому, если вы создаете или аранжируете музыку, то вам нужно понимать из чего состоит "музыкальный конструктор".
Основа любой музыки это святая троица: мелодия, средние голоса, бас.
За пределами этих трех не существует музыки. При этом любой вид музыкальной фактуры всегда содержит эти три линии в том или ином виде.
В серии постов по хэштэгу #какустроенамузыка будем рассматривать подробное устройство музыкальной фактуры.
Сегодня препарируем мелодическую линию.
Мелодическая линия делится на две группы:
1) Основная мелодия (главный голос)
2) Побочные голоса
Основная мелодия самый простой элемент фактуры для понимания. Если говорит о современной музыке, то это то, что поёт вокалист или мелодия которую мы слышим на переднем плане.
Вторая группа имеет несколько подгрупп:
1) Контрапункты
2) Подголоски
Контрапунктом называем мелодический голос контрастный по отношению к основному, это может быть новая мелодическая линия (контрастный контрапункт), а может быть линия основанная на главном голосе (имитационный контрапункт).
В современной музыке контрапункты многочисленны и могут быть сыграны на синтезаторы, представлены как гитарные соло.
Подголосок может точно дублировать основную мелодию в интервал тогда мы говорим о дублировке.
Либо может слегка варьироваться в соответствии с гармонией (гетерофония)
Также дублировка может соединяться с другими методами варьирования и фактурой проработки для получения фигурированных дублировок.
Чаще всего мы слышим подголоски у бэквокалов или в аранжировке при дублировании инструментов (например, в терцию, квинты или по гармонии)
С точки зрения организации музыкальной ткани, можно сказать, что аранжировка или оркестровка это всегда придумывание и работа с фактурой.
Именно поэтому, если вы создаете или аранжируете музыку, то вам нужно понимать из чего состоит "музыкальный конструктор".
Основа любой музыки это святая троица: мелодия, средние голоса, бас.
За пределами этих трех не существует музыки. При этом любой вид музыкальной фактуры всегда содержит эти три линии в том или ином виде.
В серии постов по хэштэгу #какустроенамузыка будем рассматривать подробное устройство музыкальной фактуры.
Сегодня препарируем мелодическую линию.
Мелодическая линия делится на две группы:
1) Основная мелодия (главный голос)
2) Побочные голоса
Основная мелодия самый простой элемент фактуры для понимания. Если говорит о современной музыке, то это то, что поёт вокалист или мелодия которую мы слышим на переднем плане.
Вторая группа имеет несколько подгрупп:
1) Контрапункты
2) Подголоски
Контрапунктом называем мелодический голос контрастный по отношению к основному, это может быть новая мелодическая линия (контрастный контрапункт), а может быть линия основанная на главном голосе (имитационный контрапункт).
В современной музыке контрапункты многочисленны и могут быть сыграны на синтезаторы, представлены как гитарные соло.
Подголосок может точно дублировать основную мелодию в интервал тогда мы говорим о дублировке.
Либо может слегка варьироваться в соответствии с гармонией (гетерофония)
Также дублировка может соединяться с другими методами варьирования и фактурой проработки для получения фигурированных дублировок.
Чаще всего мы слышим подголоски у бэквокалов или в аранжировке при дублировании инструментов (например, в терцию, квинты или по гармонии)
ПОБОЧНЫЕ ДОМИНАНТЫ
Концепция побочных доминант невероятно проста и эффективна, поэтому является одной из самых популярных в современной музыке.
Если вы хотите расширить звучание стандартных 6 аккордов лада и выйти за его рамки, то это отличный первый шаг к созданию последовательностей.
Суть данной идеи состоит в том, что к каждому аккорду лада мы можем подойти с помощью аккорда, который является доминантой тональности, в которой аккорд будет тоническим.
Или если упростить, то побочная доминанта это доминантсептаккорд расположенный на кварту ниже основного.
В мажоре побочные доминанты строятся к следующим ступеням: II, III, IV, V, VI; в миноре — к III, IV, V, VI, VII. Характерный признак любой доминанты — вводный тон (в «обычных» доминантах это VII ступень, тяготеющая в I).
Например, в до мажоре на второй ступени, как мы знаем можно построить аккорд Dm. Доминантой в ре минорном ладу является аккорд A7.
Значит для расширения прогрессии берем перед аккордов Dm A7. Это работает для любого аккорда ладотональности.
Если взять стандартную схему TSD в до мажоре и добавить к ней побочные доминанты получим
C C7 F D7 G G7 C
В последнем переходе можно сразу играть G7, тогда получится цепочка доминантсептаккордов - переход одного неустойчивого аккорда в другой.
Самые популярные вариант движений на основе побочных доминант:
I I7 IV
I III7 vi
I VI7 ii
I II7 V
#урокигармонии #аккорды #созданиепесен #сонграйтинг #теориямузыки #созданиемузыки #урокимузыки #доминанта #последовательностиаккордов
Концепция побочных доминант невероятно проста и эффективна, поэтому является одной из самых популярных в современной музыке.
Если вы хотите расширить звучание стандартных 6 аккордов лада и выйти за его рамки, то это отличный первый шаг к созданию последовательностей.
Суть данной идеи состоит в том, что к каждому аккорду лада мы можем подойти с помощью аккорда, который является доминантой тональности, в которой аккорд будет тоническим.
Или если упростить, то побочная доминанта это доминантсептаккорд расположенный на кварту ниже основного.
В мажоре побочные доминанты строятся к следующим ступеням: II, III, IV, V, VI; в миноре — к III, IV, V, VI, VII. Характерный признак любой доминанты — вводный тон (в «обычных» доминантах это VII ступень, тяготеющая в I).
Например, в до мажоре на второй ступени, как мы знаем можно построить аккорд Dm. Доминантой в ре минорном ладу является аккорд A7.
Значит для расширения прогрессии берем перед аккордов Dm A7. Это работает для любого аккорда ладотональности.
Если взять стандартную схему TSD в до мажоре и добавить к ней побочные доминанты получим
C C7 F D7 G G7 C
В последнем переходе можно сразу играть G7, тогда получится цепочка доминантсептаккордов - переход одного неустойчивого аккорда в другой.
Самые популярные вариант движений на основе побочных доминант:
I I7 IV
I III7 vi
I VI7 ii
I II7 V
#урокигармонии #аккорды #созданиепесен #сонграйтинг #теориямузыки #созданиемузыки #урокимузыки #доминанта #последовательностиаккордов
Bell pattern - ритмическая фигура, которая выполняет организующую роль в ритмах африканской и латино-кубинской музыки. Как понятно из названия, исполняется на инструментах с колокольным звуком, чаще всего это cow-bell или агого. Также может исполняться на клавесах. В оркестровой музыке исполняется на цимбалах или барабанах.
Этот паттерн является основой ритмической тональности в стилях где он используется, и чаще всего основан на технике перекрестных ритмов. Как правило паттерн имеете двух частную не симметричную структуру по 6 и 8 единиц пульсации в каждой
Выделим 3 типа паттернов:
1) Стандартный
2) Кубинский
3) Бразильский
2 и 3 является вариацией первого.
Данный тип паттернов в современной музыке может использоваться для создания грувов (не обязательно латиноамериканских), мелодических линий, партий баса и аккомпанемента.
Пример использования Bell паттерна в вариации мамбо вы можете услышать в джазовом стандарте Manteca Dizzy Gillespie
#ритм #groove #библиотекаритмов #теориямузыки
#латиноритмы
Этот паттерн является основой ритмической тональности в стилях где он используется, и чаще всего основан на технике перекрестных ритмов. Как правило паттерн имеете двух частную не симметричную структуру по 6 и 8 единиц пульсации в каждой
Выделим 3 типа паттернов:
1) Стандартный
2) Кубинский
3) Бразильский
2 и 3 является вариацией первого.
Данный тип паттернов в современной музыке может использоваться для создания грувов (не обязательно латиноамериканских), мелодических линий, партий баса и аккомпанемента.
Пример использования Bell паттерна в вариации мамбо вы можете услышать в джазовом стандарте Manteca Dizzy Gillespie
#ритм #groove #библиотекаритмов #теориямузыки
#латиноритмы
Фразировка - важный элемент музыки для композитора, импровизатора, сонграйтера. Парадоксальный факт состоит в том, что качество фразировки зависит не от умения строить фразу, а от умения создать и построить мотив.
Для развития и совершенствования навыка работы с фразировкой необходимо проработать все возможные виды мотивов. Построение же фразы это уже более технический процесс, который освоить гораздо проще, чем создание мотивов.
Так как мотив представляет собой элемент включающий мелодию и ритм, то полезно разграничить мотивы по мелодическому виду (лад, контур, интонация) и метро-ритмическому (метрическое положение, виды ритмических фигур).
На звучание мотива сильно влияет его метрическое положение, которое определяется по расположению точки входа в мотив.
Базово таких точек есть 3 - до сильной доли, на сильную долю, после сильной доли.
Конечно технически важен также и выход из мотива, но с точки зрения обучения гораздо важнее уметь контролировать и управлять именно точкой входа.
Практический проработка точки входа включает в себя проработку разного рода ритмических фигур. Чем больше вариантов вы сможете найти и запомнить, тем разнообразнее и интереснее будет ваш мелодический язык.
Во многом это рутинный процесс, который может представлять собой простой математический перебор вариантов (дробления, ритм идиомы, синкопы и т.д.) либо более простой процесс анализа мотивов из известных композиции/песен и использование их структуры в ваших занятиях.
Если вы только начинаете сочинять музыку, то работа с мотивом это отличный первый шаг к структурированию и освоению навыков сочинения мелодий.
Для развития и совершенствования навыка работы с фразировкой необходимо проработать все возможные виды мотивов. Построение же фразы это уже более технический процесс, который освоить гораздо проще, чем создание мотивов.
Так как мотив представляет собой элемент включающий мелодию и ритм, то полезно разграничить мотивы по мелодическому виду (лад, контур, интонация) и метро-ритмическому (метрическое положение, виды ритмических фигур).
На звучание мотива сильно влияет его метрическое положение, которое определяется по расположению точки входа в мотив.
Базово таких точек есть 3 - до сильной доли, на сильную долю, после сильной доли.
Конечно технически важен также и выход из мотива, но с точки зрения обучения гораздо важнее уметь контролировать и управлять именно точкой входа.
Практический проработка точки входа включает в себя проработку разного рода ритмических фигур. Чем больше вариантов вы сможете найти и запомнить, тем разнообразнее и интереснее будет ваш мелодический язык.
Во многом это рутинный процесс, который может представлять собой простой математический перебор вариантов (дробления, ритм идиомы, синкопы и т.д.) либо более простой процесс анализа мотивов из известных композиции/песен и использование их структуры в ваших занятиях.
Если вы только начинаете сочинять музыку, то работа с мотивом это отличный первый шаг к структурированию и освоению навыков сочинения мелодий.
Необычные лады
Пентатоники с добавленными ступенями один из разновидностей ладов, которые активно используются в современной музыке.
Можно выделить 2 группы таких ладов (теоретических их правильно называть гескатониками) - с добавленной 2 и добавленной 6.
Использовать добавленные ступени в пентатоники необходимо когда мы хотим сохранить характерное для пентатоники звучание, но гармонические ходы не позволяют использовать один вид пентатоники.
При добавлении в гармонию аккордов с 6 6b или 2 2b ступенями те же ступени добавляются в пентатонику.
Если избегать полутоновых тяготений, то звучание будет практически пентатоничным.
Обратите внимание, что тритон в этом случае не образуется и звучание всё равно остаётся тонально неопределенны.
Формула ладов и аккорды которые ими можно обыграть на примере пентатоники A:
add2: ABCDEGA хорошо прозвучит НА аккорды: G, Em, Asus2
add2b: ABbCDEGA аккорды: Gm7,Bbmaj7
add6b: ABCDEFGA аккорды: F, Dm
add6: ABCDEF#GA аккорды: Bm, D
Как правило, мелодические ходы в этих ладах максимально близки к пентатоническим, при этом в начале ход может проводится в простом виде пентатоники, а затем при смене гармонии добавляется характерная ступень гармонии.
Многочисленные примеры использования данных гескатоник можно найти в рок соло, современных поп песнях и джаз-импровизациях.
#лады #урокиимпровизации #теориямузыки #гаммы
Пентатоники с добавленными ступенями один из разновидностей ладов, которые активно используются в современной музыке.
Можно выделить 2 группы таких ладов (теоретических их правильно называть гескатониками) - с добавленной 2 и добавленной 6.
Использовать добавленные ступени в пентатоники необходимо когда мы хотим сохранить характерное для пентатоники звучание, но гармонические ходы не позволяют использовать один вид пентатоники.
При добавлении в гармонию аккордов с 6 6b или 2 2b ступенями те же ступени добавляются в пентатонику.
Если избегать полутоновых тяготений, то звучание будет практически пентатоничным.
Обратите внимание, что тритон в этом случае не образуется и звучание всё равно остаётся тонально неопределенны.
Формула ладов и аккорды которые ими можно обыграть на примере пентатоники A:
add2: ABCDEGA хорошо прозвучит НА аккорды: G, Em, Asus2
add2b: ABbCDEGA аккорды: Gm7,Bbmaj7
add6b: ABCDEFGA аккорды: F, Dm
add6: ABCDEF#GA аккорды: Bm, D
Как правило, мелодические ходы в этих ладах максимально близки к пентатоническим, при этом в начале ход может проводится в простом виде пентатоники, а затем при смене гармонии добавляется характерная ступень гармонии.
Многочисленные примеры использования данных гескатоник можно найти в рок соло, современных поп песнях и джаз-импровизациях.
#лады #урокиимпровизации #теориямузыки #гаммы
Полезные книги для музыкантов.
Е.В. Назайкинский Логика музыкальной композиции
Из аннотации:” В книге исследуются общие законы временного развертывания музыкальной композиции на материале классической; инструментальной музыки. Основные фазы музыкальной композиции рассматриваются в их образно-смысловых, конструктивных и психологических функциях, сложившихся в процессе эволюции музыки.”
Одна из центральных проблем начинающих композиторов это недостаточно развитый архитектонический слух и отсутствие композиционного мышления.
Как результат, чаще всего можно услышать о проблемах с разработкой музыкальных идей, созданием законченной формы и неумение из простого мотива сделать законченную композицию.
Данная работа является знаковой для любого, кто хочет называть себя композитором. Однако осилить книгу сможет не каждый, потому что для её понимания нужно иметь базу хотя бы на 1 уровне музыкальной грамотности.
Об этом я постоянно говорю и пытаюсь донести эту идею до всех музыкантов: в начале база, потом обучение композиции. Без базы можно просто сочинять музыку, чтобы нарабатывать опыт. Обучаться композиции без базы не рекомендуется никому.
Во-вторых, нужно иметь очень развитое музыкальное воображение и внутренний слух.
И в третьих, конечно же, нужно слушать все примеры, о которых написано в книге и, в процессе слушания, критически важно понять, как работает то, о чем пишет Назайкинский.
Фактически, эта книга является всеобъемлющим описанием универсального мышления любого композитора.
Рассматривая, буквально по винтикам, строение формы классической музыки, данная работа формирует композиционное мышление, которое может сразу охватить всю музыкальную форму. Как результат, это позволит композитору еще до начала работы над произведением иметь полное представление о том, как это произведение будет закончено и как оно должно звучать в итоге.
Понимая, что для многих чтение работы будет не простым, рекомендую читать по 1-2 странице в день, обращаясь к дополнительным материалам.
Также я планирую сделать серию уроков или статей, с переводом материалов данной книги в более простой язык и с примерами из современной музыки. (Скорее всего в рамках закрытого сообщества).
Пишите по каким темам нужно рекомендовать книги и интересны ли вам более детальные рецензии на полезные обучающие материалы
Е.В. Назайкинский Логика музыкальной композиции
Из аннотации:” В книге исследуются общие законы временного развертывания музыкальной композиции на материале классической; инструментальной музыки. Основные фазы музыкальной композиции рассматриваются в их образно-смысловых, конструктивных и психологических функциях, сложившихся в процессе эволюции музыки.”
Одна из центральных проблем начинающих композиторов это недостаточно развитый архитектонический слух и отсутствие композиционного мышления.
Как результат, чаще всего можно услышать о проблемах с разработкой музыкальных идей, созданием законченной формы и неумение из простого мотива сделать законченную композицию.
Данная работа является знаковой для любого, кто хочет называть себя композитором. Однако осилить книгу сможет не каждый, потому что для её понимания нужно иметь базу хотя бы на 1 уровне музыкальной грамотности.
Об этом я постоянно говорю и пытаюсь донести эту идею до всех музыкантов: в начале база, потом обучение композиции. Без базы можно просто сочинять музыку, чтобы нарабатывать опыт. Обучаться композиции без базы не рекомендуется никому.
Во-вторых, нужно иметь очень развитое музыкальное воображение и внутренний слух.
И в третьих, конечно же, нужно слушать все примеры, о которых написано в книге и, в процессе слушания, критически важно понять, как работает то, о чем пишет Назайкинский.
Фактически, эта книга является всеобъемлющим описанием универсального мышления любого композитора.
Рассматривая, буквально по винтикам, строение формы классической музыки, данная работа формирует композиционное мышление, которое может сразу охватить всю музыкальную форму. Как результат, это позволит композитору еще до начала работы над произведением иметь полное представление о том, как это произведение будет закончено и как оно должно звучать в итоге.
Понимая, что для многих чтение работы будет не простым, рекомендую читать по 1-2 странице в день, обращаясь к дополнительным материалам.
Также я планирую сделать серию уроков или статей, с переводом материалов данной книги в более простой язык и с примерами из современной музыки. (Скорее всего в рамках закрытого сообщества).
Пишите по каким темам нужно рекомендовать книги и интересны ли вам более детальные рецензии на полезные обучающие материалы