Статистика ВК сообщества "Вечер со звукорежиссером"

0+
Обучающий контент🤘🏻😎

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

МАСТЕРИНГ 3. МАСТЕРИНГ С ПОМОЩЬЮ ПЛАГИНОВ FABFILTER PRO

252 3 ER 1.5069
10 плагинов для отличного микса | Всё для сведения

220 3 ER 1.1515
Основные параметры при сведении трека.🤘🏻😎

Сохраняй, чтобы не потерять!

122 0 ER 1.1542
SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response) — когерентное взаимодействие между прямым звуком и отражениями от ближних границ комнаты (не зависит от взаимного расположения громкоговорителей и слушателя).

КОГЕРЕНТНОСТЬ (от лат. cohaerentio – связь, сцепление) – согласованное протекание в пространстве и во времени нескольких колебательных или волновых процессов, при котором разность их фаз остается постоянной. Это означает, что волны (звук, свет, волны на поверхности воды и пр.) распространяются синхронно, отставая одна от другой на вполне определенную величину. При сложении когерентных колебаний возникает интерференция; амплитуду суммарных колебаний определяет разность фаз.

78 7 ER 0.7918
Как понять, что песня готова и её можно показывать всем на свете?

Грань между песней в производстве и законченным проектом очень размыта. Можно потратить десятки часов на сведение и мастеринг, и всё равно не достичь успеха, а можно, наоборот, уделить сведению совсем немного времени и получить качественный трек.

Один из самых сложных вопросов, который встаёт перед музыкантами прпи работе над собственными треками: «Как понять, что песня готова к релизу?». В какой момент пора прекратить крутить ручки и полировать микс, и просто отпустить его в мир? Отличить законченный трек от демки не так сложно, нужно лишь соблюсти ряд условий.

Здесь собрано воедино все обязательные вещи, отличающие законченную композицию от рабочего проекта. В тексте не будет инструкций: вместо них речь пойдёт о том, что нужно сделать и чего добиться от проекта, чтобы его можно было смело публиковать. Никто не претендует на истину в последней инстанции, однако при соблюдении всех 12 пунктов можно смело делать миксдаун и публиковать трек повсеместно.

1. Дорожки и партии инструментов находятся на своих местах
Сведение любой песни начинается с расстановки дорожек в правильном порядке и распределения аудиофайлов и MIDI-регионов по ним. Перед началом работы проверьте микс на содержание: все инструменты и партии должны быть на своих местах, никто не должен быть забыт.

2. Аудиофайлы очищены от лишних звуков
Все аудиофайлы в проекте нужно очистить от нежелательных шумов — гула подключенной гитары или усилителя, грязных звуков от касаний грифа или струн, причмокиваний и чавканий в дорожке вокала. Во время записи от них никуда не деться, но в итоговом миксе им нет места.

Откройте каждый файл и примените эффект тишины к началу и концу аудиофайла. Речь идёт о местах, в которых нет полезного контента — тех, где музыкант ничего не играл. То же самое относится к паузам в партии и паузам между строчками текста.

Дополнительно сделайте небольшие, практически незаметные затухания в начале и конце каждого отрезка. Так партии не будут резко врываться в микс и бить слушателя по ушам — их появление станет плавным.

3. Дорожки сбалансированы по громкости и панораме
Баланс по громкости, грамотное панорамирование и отсутствие пиков и вылетов в красную зону — уже половина успеха микса. Гармония между инструментами достигается на первых этапах работы над песней с помощью регуляторов громкости и панорамы.

Сводить трек проще, когда каждый участник микса находится на своём месте, не тянет одеяло на себя и не лезет на передний план. Бывает так, что после обработки компрессором или эквалайзером баланс композиции рушится — инструменты вылезают вперёд, прячут собой других участников трека. Причина тому — некорректные уровни громкости и неверное панорамирование.

ПАНОРАМИРУЕМ ПРАВИЛЬНО
Всему своё место: панорамирование инструментов во время сведения музыки

Правильная громкость и панорама гарантируют, что обработка эффекта не создаст дополнительных проблем. Даже если звучание микса изменится, то оно всё вернётся на свои места после небольших корректировок, а не полной переделки проекта.

4. В аранжировке нет ничего лишнего
Десятки слоёв вроде бы создают ощущение сложной аранжировки и какой-то концептуальности, но не приближают работу над треком к логическому концу. Смешать десятки звуков в одном проекте проще простого, однако перенасыщенные композиции невозможно слушать. Мозг попросту не может сфокусироваться на музыке, устаёт от потока информации. Как следствие такой микс хочется поскорее выключить.

Адекватно оцените аранжировку, подумайте о том, какую смысловую нагрузку несёт каждая партия и нужна ли она миксу. Зачем треку десятки перкуссионных инструментов? Какой смысл в четырёх дорожках гитары? С какой целью в куплете синтезатор?

Если какая-либо партия вызывает вопросы и создаёт ощущение, что от неё можно избавиться — избавьтесь от неё.

5. В миксе отсутствуют грязь, гул и мутность
Все инструменты звучат в собственных диапазонах частот. Из-за того, что сигналы разных инструментов могут существовать в одних и тех же или схожих диапазонах, в миксе образуется грязь.

Найдите все проблемные места микса и устраните образующиеся столкновения частот с помощью эквалайзера, низко- и высокочастотных фильтров. Так вы очистите трек и создадите дополнительное пространство для каждого участника композиции.

Если устранить столкновения не удаётся, внимательно изучите аранжировку. Возможно, её придётся изменить, отказавшись от каких-либо инструментов или заменив звуки.

6. Бас и бочка живут в любви и гармонии
Отношения баса и бочки — важный аспект хорошо звучащего микса. Работать с этой парой нужно особенно внимательно, так как они требуют правильно выстроенного баланса, подрезки сталкивающихся частот, устранения гула и маскировки.

Бочка и бас — не соперники за частоты, а команда, которая держит низ микса. Создать гармонию поможет спектральный анализатор и карманная эквализация, во время которой на спектре создаются своего рода отдельные изолированные области для бочки и баса. Особое внимание нужно уделить области от 30 до 250 Гц — именно здесь находится основа этих двух инструментов.

Карманная эквализация: простой и эффективный способ борьбы с мутностью и гулом

Дополнительно проверьте суб-басовый диапазон — частоты до 60 Гц включительно. Избыток и недостаток баса легко пропустить при сведении на небольших мониторах ближнего поля, однако он хорошо заметен при использовании более крупных и мощных систем мониторинга.

Учитывая характер низких частот, лучше перевести дорожки баса и бочки в моно, чтобы они не растекались по низу микса и не создавали грязь.

Для проверки отношений бочки и баса можно послушать микс на разных источниках звука. Прогоните черновой миксдаун через музыкальный центр, пищалки Genius, акустическую систему в машине, обычные и профессиональные наушники и беспроводные колонки. Выявленные недостатки звучания проверяйте спектральным анализатором: он — главный помощник в сведении баса и бочки.

7. Вокал не лезет на передний план, но и не теряется в миксе
Какую бы роль в песне не занимал вокал, его должно быть ровно столько, сколько нужно. Звучит слишком пространственно, но факт остаётся фактом: голос не должен выпирать вперёд, закрывая собой остальные инструменты, но вместе с тем не должен прятаться за другими участниками микса.

Голос должен находиться в центре микса, обтекаемый и обвалакиваемый другими инструментами. Для достижения нужного результата полагайтесь в первую очередь на уши, а не на глаза — не важно, в каком положении зафиксирован регулятор громкости, если голос идеально лёг в микс.

При работе с вокалом учитывайте особенности человеческого голоса. Некоторые голоса звучат мощнее по своей природе и требуют более внимательного подхода к обработке.

В рамках микса вокал должен всегда оставаться хорошо различимым. Самым полезным инструментом здесь станет автоматизация, которая выведет голос на нужные уровни громкости в разных частях композиции. Благодаря этому голос сохранит читаемость.

Как и бочку с басом, вокал хорошо проверяется на разных акустических системах. При прослушивании следите за тем, чтобы голос не терялся среди других инструментов, но и не перекрикивал весь микс.

8. Микс звучит как единое целое
Особое внимание уделите переходам между разными частями аранжировки. Переход от куплета к прехорусу, а затем к припеву и обратно не должны выбиваться из общего музыкального потока. Все части песни должны обладать одинаковой громкостью, чтобы плавно переходить друг в друга.

Если проекту не хватает гладкости, добавьте реверберацию. Зачастую она сглаживает углы и делает переходные моменты более плавными. Тем не менее помните, что реверберация — не панацея. Если проблемы вызваны записью на разных уровнях, пиками и неравномерностью сигнала, реверберация здесь не спасёт — лучше переписать выбивающиеся моменты.

9. Микс сохраняет чистоту при переходе в моно
В стерео и моно микс должен звучать одинаково чисто. Если трек гудит, а реверберация заливает всё свободное пространство, превращая музыку в кашу после перевода мастер-канала в моно, то песня ещё далека от релиза. Чаще всего причиной проблем становится слишком активное использование эффектов, ошибки панорамирования и высокие уровни громкости отдельных дорожек.

10. Микс одинаково звучит на любой аппаратуре
Выше мы уже отмечали важность проверки микса на разных аудиосистемах, но говорили об этом в рамках работы с отдельными инструментами. Если предыдущие проблемы не замечены в проекте, выгрузите трек и послушайте песню в дешёвых наушниках, в машине и даже через динамики телефона.

Дело в том, что то, что хорошо звучит в профессиональных наушниках и студийных мониторах, может стать отвратительным месивом при прослушивании в более приземлённых условиях. Смена источников звука — один из эффективнейших методов поиска слабых и проблемных мест песни. Послушайте свой трек на всём, до чего сможете дотянуться, отдавая предпочтение потребительской электронике.

Записывайте всё, на что нужно обратить внимание — так вы не забудете перепроверить микс и внести необходимые коррективы.

Тем не менее помните, что цель не в том, чтобы послушать микс на как можно большем количестве аппаратуры, включая бабушкин утюг. Ваша задача — найти проблемные места и определить, чего не хватает миксу для завершения.

11. В миксе нет артефактов
Звуковые артефакты возникают в проекте из-за ошибок записи и сведения: записи на слишком высоких уровнях, использования некачественной коммутации, неумелого редактирования аудио и плохих кроссфейдов. Итогом становятся щелчки, трески и прочие цифровые искажения. Всего этого не должно быть в миксе.

Внимательно послушайте трек и выявите все, даже самые незаметные артефакты. Если их нет — прекрасно. Если же без проблем не обошлось, ищите причину нежелательных шумов. Исправить недостатки помогут точечные правки аудиофайла, но это не точно. Не удивляйтесь, если придётся что-то перезаписать или начать сведение заново.

12. Микс прошёл финальную обработку
Выходные лимитеры — один из ключевых аспектов сведения и мастеринга. Они значительно поднимают общий уровень громкости, что, в свою очередь, помогает выявить ошибки в балансе, обнаружить избыток и недостаток каких-либо частот.

Перед тем, как экспортировать проект, поставьте лимитер в самом конце мастер-трека и проверьте звучание микса на более громких уровнях. Хорошо сбалансированному миксу зачастую требуется небольшое прибавление громкости. Если после лёгкого поворота ручки трек улетает в пики — нужно работать дальше.

ПОВНИМАТЕЛЬНЕЕ, ПОЖАЛУЙСТА

Сведение через максимайзер — плохая идея

Пользуйтесь RMS-метром, установив его на значении пика −10 дБ, прибавьте низкие частоты.

107 1 ER 0.8718
ДЭЙВ ПЕНСАДО - КАК СВЕСТИ РОК-ГИТАРУ ТАК, ЧТОБЫ ОНА ЗВУЧАЛА ШИРОКО.

Дэйв Пенсадо - один лучших звукорежисcеров современности рассказывает о том как свести рок-гитару так, чтобы она звучала широко.

129 8 ER 0.8127
Главный вопрос #5 Как правильно работать с частотами на мастер канале ?

162 0 ER 0.8530
СИНТЕЗ ЗВУКА В SERUM | СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ПЭДОВ | САУНДДИЗАЙН #1

145 0 ER 0.7579
КАК ВЫНУТЬ ГОЛОС ИЗ ПЕСНИ ЗА ПАРУ МИНУТ | MUSIC REBALANCE | IZOTOPE RX 7

143 5 ER 0.9087
Сведение Барабанов - Звукорежиссура Звукозапись от Профессионального Звукорежиссера

87 0 ER 0.4161