Каше Галина Амосовна
Родилась 22 июня (4 июля) 1908 года в посёлке Оллиле в дворянской семье офицера, военного электротехника Амоса Марковича Каша и Евгении Ивановны Каш (Семенович) — дочери преподавателя 1-й московской мужской гимназии Ивана Григорьевича Семеновича.
До 1914 года семья жила Петербурге и Кронштадте, затем переехала в Москву.
Училась в частной школе Сумароковой в Сивцев-Вражском переулке в Москве. В 1918 году поступила в третью группу 18-й советской школы, окончила в 1925 году девять групп 15-й школы-девятилетки, полное название которой в соответствии с круглой печатью на свидетельстве звучит: Единая Трудовая Советская Школа № 15 Хамовнического района.
В 1939 году Галина Амосовна Каше поступила в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина на дефектологический факультет, по специальности языка и литературы, где ей была присвоена квалификация преподавателя языка и литературы и звание — учитель средней школы. Окончила она его в 1945 году, но никогда не работала по этой специальности, а свою трудовую деятельность начала в сентябре 1940 года логопедом в Научно-методическом центре по детской психоневрологии (НАМЕЦ), где проработала до начала войны в июле 1941 года, до закрытия логопедического кабинета. По возвращении из эвакуации в Москву поступила на работу в детскую поликлинику № 21, расположенную на 2-й Извозной улице.
Все послевоенные годы и начало пятидесятых годов активно занималась как практической, так и научной работой, работала со студентами-практикантами МГПИ. В Научно-исследовательском институте АПН СССР, где проработала всю жизнь, прошла путь от учительницы клинического сектора, логопеда логопедического отдела института до старшего научного сотрудника сектора логопедии.
В 1948 году начала работу в НИИ Дефектологии АПН РСФСР, продолжая работать в поликлинике. В декабре 1956 года под руководством Розы Евгеньевны Левиной защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления».
Большую часть своей научной деятельности Галина Амосовна посвятила изучению причин трудностей в обучении учащихся начальной школы, как массовой, так и специализированной школы.
В ее исследованиях было показано, что часть неуспевающих первоклассников составляют дети, которые имеют отклонения в речи, лишающие их необходимой готовности к усвоению звукового состава слова и, следовательно, к усвоению чтения и письма. Часто к моменту поступления в школу речь такого ребенка не соотносится с нормой, фонематические представления оказываются несформированы. Все это приводит к стойким трудностям в обучении письму и чтению.
Заслуга Галины Амосовны состоит в том, что она, совместно с другим сотрудниками лаборатории логопедии НИИ Дефектологии АПН РСФСР, доказала наличие связи между нарушениями чтения и письма и отклонениями в речевом развитии. В дальнейшем была разработана система преодоления нарушений письма и чтения, которая основывается не на многочисленных зрительных упражнениях, а на коррекции речевых недостатков в сочетании с развитием фонематического восприятия.
В своих трудах Г.А. Каше предложила проводить коррекционную работу по предупреждению нарушений письма и чтения в дошкольном возрасте. Основная идея Галины Амосовны заключалась в том, что наряду с коррекцией звукопроизносительной стороны речи необходимо осуществлять воспитание фонематического восприятия, умения различать звуки речи и воспринимать их в чужой и собственной речи. Большое место в системе, разработанной Г. А. Каше, отводилась осознанному овладению смыслоразлнчительными признаками каждой из групп звуков, выяснению их места в системе фонематических отношений языка. Это, в свою очередь, обеспечивает активность собственных наблюдений детей за языковыми явлениями.
Ее труды легли в основу программы подготовки дошкольников с нарушениями речи грамоте.
С конца 40-х до начала 50-х годов Галина Амосовна ведет большую работу со студентами-практикантами МГПИ. Она очень любила эту работу, за что была отмечена двумя благодарностями за 1949 и 1950 год, адресованные логопеду Галине Амосовне Каше от деканата института за «внимательное и чуткое отношение к студентам III-его курса логопедического отделения и за большую методическую помощь».
Книги, учебники, статьи, методики, методические руководства и пособия пользовались спросом у специализированных дошкольных и школьных учреждений СССР, часто приходили запросы с просьбой прислать экземпляры тех или иных печатных и рукописных материалов, научных разработок, методических рекомендаций. Сохранились книги, подаренные ей коллегой из Софии Венелином Ивановым в память о совместной работе, сохранился также черновик перевода письма из Амстердама от 29 августа 1974 года: «…чтобы иметь возможность привлечь внимание Ваших коллег во всем мире к ценной работе, которую Вы опубликовали, мы были бы весьма обязаны, если бы Вы выслали нам её резюме…»[значимость факта?]. Тезисы статьи были отправлены в журнал «Excerpta medica».
За книги «Основы теории и практики логопедии» (1969), «Исправление недостатков произношения у дошкольников»(1971) и «Дидактический материал по исправлению недостатков у детей дошкольного возраста» (1-е изд. — 1972) — все в соавторстве — постановлением президиума АПН СССР присуждены первые премии Академии педагогических наук СССР и вручены соответствующие дипломы.
Последним прижизненным изданием была книга «Подготовка к школе детей с недостатками речи», выпущенная в 1985 году, когда Галине Амосовне Каше шел уже семьдесят восьмой год! А выпуском последних двух книг (книга и дидактический материал) занималась уже в 1988—1989 годах её ученица и соавтор Т. Б. Филичева.
До сих пор её труды живут и продолжают приносить пользу. Так, в 2002 году была издана книга «Основы логопедии», где приводятся в качестве рекомендаций программы и методики Галины Амосовны Каше. Служат её книги, статьи, методические пособия в настоящее время в качестве учебных пособий студентов факультета дефектологии Педагогического университета (бывший пединститут им. В. И. Ленина).
Научные работы
Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления: автореферат диссертации. — М.: 1956.
Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. — М.: АПН РСФСР, 1957.
Система обучения произношению и грамоте детей с общим недоразвитием речи: тезисы докладов 3-й научной сессии по вопросам дефектологии. — М.: АПН РСФСР, 1960.
Количество постов 10 975
Частота постов 12 часов 25 минут
ER
13.87
96.39%
3.61%
31.49% подписчиков от 30 до 45
![Процент визитов из России](https://borgi.ru/images/flags/ru.png)
![Процент визитов из Белоруссии](https://borgi.ru/images/flags/by.png)
![Процент визитов из Казахстана](https://borgi.ru/images/flags/kz.png)
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Здравствуйте, ...!
Да, может. Родители имеют право настаивать. Если есть возможность посещать школу со специализированными классами, то можно попробовать убедить родителей все же отправиться туда, спокойно объяснив, что и здесь, конечно, рады их ребенку, но, к сожалению, коллектив пока еще не умеет работать с такими детьми. У учителя нет специального образования, но администрация обязательно отправит его на дистанционную переподготовку и она (педагог) по ночам (а когда ещё - днем работа, вечером - семья) легко и с радостью всё освоит и сразу же (это будет ускоренная переподготовка - 4 года бакалавриата за две недели) начнет учить их ребенка не как нормотипичного, а в соответствии с заключением ПМПК. Тем временем завуч скачает в интернете АООП для детей с ЗПР, переставит там год, город и название учреждения. Содержание оставит какое было, ведь завуч тоже не дефектолог, сразу разобраться не получится. Но это ничего, всё можно исправить в процессе, если что-то пойдет не так. На курсы логопедов отправят секретаря директора, у нее базовое образование педагогическое, ей по закону можно и логопедом работать. Одни час в неделю по АООП как-нибудь осилит, а потом втянется. Не боги горшки обжигают. Психолог в школе есть, правда она до этого только профориентацией со старшей школой занималась и диагностикой чего-то очень важного, но ничего, разберется, надо так надо. Вот и будет инклюзия. А что - даже интересно. Пусть остаются. Подскажите еще семье, что и зубы можно у терапевта лечить, если случайно не в тот кабинет зашли, а выходить и в другое место перенаправляться не получается по идейным соображениям. Врач не имеет право отказать в помощи. Вот пусть и лечит, как хочет, его проблемы.
Да, может. Родители имеют право настаивать. Если есть возможность посещать школу со специализированными классами, то можно попробовать убедить родителей все же отправиться туда, спокойно объяснив, что и здесь, конечно, рады их ребенку, но, к сожалению, коллектив пока еще не умеет работать с такими детьми. У учителя нет специального образования, но администрация обязательно отправит его на дистанционную переподготовку и она (педагог) по ночам (а когда ещё - днем работа, вечером - семья) легко и с радостью всё освоит и сразу же (это будет ускоренная переподготовка - 4 года бакалавриата за две недели) начнет учить их ребенка не как нормотипичного, а в соответствии с заключением ПМПК. Тем временем завуч скачает в интернете АООП для детей с ЗПР, переставит там год, город и название учреждения. Содержание оставит какое было, ведь завуч тоже не дефектолог, сразу разобраться не получится. Но это ничего, всё можно исправить в процессе, если что-то пойдет не так. На курсы логопедов отправят секретаря директора, у нее базовое образование педагогическое, ей по закону можно и логопедом работать. Одни час в неделю по АООП как-нибудь осилит, а потом втянется. Не боги горшки обжигают. Психолог в школе есть, правда она до этого только профориентацией со старшей школой занималась и диагностикой чего-то очень важного, но ничего, разберется, надо так надо. Вот и будет инклюзия. А что - даже интересно. Пусть остаются. Подскажите еще семье, что и зубы можно у терапевта лечить, если случайно не в тот кабинет зашли, а выходить и в другое место перенаправляться не получается по идейным соображениям. Врач не имеет право отказать в помощи. Вот пусть и лечит, как хочет, его проблемы.
Кто запретил логопедам использовать клинико-педагогическую классификацию???
Здравствуйте, ...!
Для меня это больная тема. Я сейчас опять заведусь прям в начале выходных...Не только классфикации касается... Больше того, и слово "диагноз" - нельзя, и анамнез собирать, а уж слово "дизартрия", да еще "псевдобульбарная" - так вообще табуированная для логопедов лексика. У всех ОНР - и замечательно.
Думаю, что подобная тенденция появилась из-за того, что в постперестроечные годы (если кто-то помнит, что это такое), появившееся платное высшее заочное образование + снижение сроков обучения специалистов-логопедов с 5 до 4 лет (бакалавриат), допустило попадание в специальность кого угодно. Позже ситуацию усугубила магистратура (2-2.5 г. - и ты магистр, а это еще куче, чем специалист). Ничего, что в магистратуру может поступить любой с высшим образованием: и экономист, и юрист, коих в те же постперестроечные годы тьма наплодилась. Но как народились, так и не пригодиись. Сумятицы добавляет и переподготовка: по сути просто большие курсы повышения квалификации, которые может проводить любая организация с образовательной лицензией.*
Ну и вот эти (не все, но многие) горе-специалисты ринулись в профессию. Но логопедами ж работать тяжело, это ж разбираться надо, а желания нет, да и потенциала недостаточно. Зато есть амбиции и стремление к власти. К большой власти такой контингент не допускается, там тоже дураков не надо, а вот на позицию старшего воспитателя, методиста, старшего логопеда влезть вполне можно. И тут прошу на меня не обижаться всех вышеназванных, ибо на самом деле в реальности это работа трудная, малоплачиваемая, круглосуточная, бумажная. Такая несчастная простойка между начальством и коллективом: и "сверху" получаешь, ибо за все отвечаешь, и "снизу" никому не угодить. Нормальные люди долго не задерживаются. Кто остаётся? Правильно. Те, кто к начальству "подлижется", а подчиненных унизит. А как лучше всего поддержать авторитет среди профессионалов, особенно в той сфере, в которой ты сам не очень хорошо разбираешься? Совершенно верно! Придумыванием запретов. Причем это ведь очень удобно, законов читать не нужно, документы анализировать - тоже лишнее...гораздо удобнее сплетен наслушаться и возвести в закон своей властью. Спрашивается, зачем учить дизартрию вместе со стриапаллидарной системой, разбираться в нервах разных черепномозговых и неврологической симптоматике? Гораздо проще сказать, что логопеду это нельзя, по сути перевернув все с ног на голову: грамотный, знающий специалист - нарушитель, а самозваниц - молодец.
Так что это не Вы должны искать, где прописаны Ваши права, а те, кто вам запрещает, обязаны документами подтвердить правомерность своих требований (что, очевидно, не представляется возможным, т.к. по сути есть просто попытки замаскировать свою безграмотность). Так что успокойтесь и просто действуйте, ориентируясь на собственное состояние: есть силы - спорье. доказываете; нет ресурса - работайте по принципу "с умным начальником договорюсь, глупого - перехитрю".
* Сразу оговорюсь, что не считаю, что "нормальные" специалисты - это только старая школа, учившаяся 5 лет на дневном при советской власти. И среди заочников, и среди магистрантов, и даже среди выпускников переподготовки есть очень много классных специалистов. Просто их сложнее в массе разглядеть, т.к. они не прошли естественного отбора в период обучения.
В вузах долгое время просто существовал негласный (а иногда и гласный) запрет на отчисление "платных" студентов. К счастью, все изменилось. Теперь отчислять за неуспеваемость никто не запрещает, однако процедура столь сложна, что часто проще самой что-то за студента сделать, чем связываться. Это надо очень сильно постараться, чтобы механизм развернулся: например, довести сразу несколько препдавателей, а заодно и деканат, чтобы все взвыли и решили, что закрыть глаза и выпустить - не проще, и сил больше нет этот студенческий произвол терпеть.
С переподготовками тоже все в лучшую сторону меняется, на мой взгляд. Работодатели на местах в большинстве своем разбираются, что одно дело - переподготовка, организованная в вузе, или в известной большой частной образовательной организации с именем, опытом, и известными (часто теми же, что и в университетах) преподавателями. Другое дело - центры-однодневки, шлепающие документы кому угодно - только плати.
Здравствуйте, ...!
Для меня это больная тема. Я сейчас опять заведусь прям в начале выходных...Не только классфикации касается... Больше того, и слово "диагноз" - нельзя, и анамнез собирать, а уж слово "дизартрия", да еще "псевдобульбарная" - так вообще табуированная для логопедов лексика. У всех ОНР - и замечательно.
Думаю, что подобная тенденция появилась из-за того, что в постперестроечные годы (если кто-то помнит, что это такое), появившееся платное высшее заочное образование + снижение сроков обучения специалистов-логопедов с 5 до 4 лет (бакалавриат), допустило попадание в специальность кого угодно. Позже ситуацию усугубила магистратура (2-2.5 г. - и ты магистр, а это еще куче, чем специалист). Ничего, что в магистратуру может поступить любой с высшим образованием: и экономист, и юрист, коих в те же постперестроечные годы тьма наплодилась. Но как народились, так и не пригодиись. Сумятицы добавляет и переподготовка: по сути просто большие курсы повышения квалификации, которые может проводить любая организация с образовательной лицензией.*
Ну и вот эти (не все, но многие) горе-специалисты ринулись в профессию. Но логопедами ж работать тяжело, это ж разбираться надо, а желания нет, да и потенциала недостаточно. Зато есть амбиции и стремление к власти. К большой власти такой контингент не допускается, там тоже дураков не надо, а вот на позицию старшего воспитателя, методиста, старшего логопеда влезть вполне можно. И тут прошу на меня не обижаться всех вышеназванных, ибо на самом деле в реальности это работа трудная, малоплачиваемая, круглосуточная, бумажная. Такая несчастная простойка между начальством и коллективом: и "сверху" получаешь, ибо за все отвечаешь, и "снизу" никому не угодить. Нормальные люди долго не задерживаются. Кто остаётся? Правильно. Те, кто к начальству "подлижется", а подчиненных унизит. А как лучше всего поддержать авторитет среди профессионалов, особенно в той сфере, в которой ты сам не очень хорошо разбираешься? Совершенно верно! Придумыванием запретов. Причем это ведь очень удобно, законов читать не нужно, документы анализировать - тоже лишнее...гораздо удобнее сплетен наслушаться и возвести в закон своей властью. Спрашивается, зачем учить дизартрию вместе со стриапаллидарной системой, разбираться в нервах разных черепномозговых и неврологической симптоматике? Гораздо проще сказать, что логопеду это нельзя, по сути перевернув все с ног на голову: грамотный, знающий специалист - нарушитель, а самозваниц - молодец.
Так что это не Вы должны искать, где прописаны Ваши права, а те, кто вам запрещает, обязаны документами подтвердить правомерность своих требований (что, очевидно, не представляется возможным, т.к. по сути есть просто попытки замаскировать свою безграмотность). Так что успокойтесь и просто действуйте, ориентируясь на собственное состояние: есть силы - спорье. доказываете; нет ресурса - работайте по принципу "с умным начальником договорюсь, глупого - перехитрю".
* Сразу оговорюсь, что не считаю, что "нормальные" специалисты - это только старая школа, учившаяся 5 лет на дневном при советской власти. И среди заочников, и среди магистрантов, и даже среди выпускников переподготовки есть очень много классных специалистов. Просто их сложнее в массе разглядеть, т.к. они не прошли естественного отбора в период обучения.
В вузах долгое время просто существовал негласный (а иногда и гласный) запрет на отчисление "платных" студентов. К счастью, все изменилось. Теперь отчислять за неуспеваемость никто не запрещает, однако процедура столь сложна, что часто проще самой что-то за студента сделать, чем связываться. Это надо очень сильно постараться, чтобы механизм развернулся: например, довести сразу несколько препдавателей, а заодно и деканат, чтобы все взвыли и решили, что закрыть глаза и выпустить - не проще, и сил больше нет этот студенческий произвол терпеть.
С переподготовками тоже все в лучшую сторону меняется, на мой взгляд. Работодатели на местах в большинстве своем разбираются, что одно дело - переподготовка, организованная в вузе, или в известной большой частной образовательной организации с именем, опытом, и известными (часто теми же, что и в университетах) преподавателями. Другое дело - центры-однодневки, шлепающие документы кому угодно - только плати.
Здравствуйте, ...!
К сожалению, с учебниками по логопедии у нас все плохо... Классический учебник под ред. Л.С. Волковой переиздавался в последний раз в начале этого века, а писался - в прошлом. Совремнные учебники либо фрагментарны, либо - не аутентичны. Так что могу рекомендовать только этот. Если с ним сразу сложно разобраться, то почитайте "Логопедию для всех" Л.Г. Парамоновой. Звукопроизношение можно посмотреть в последнем переиздании учебника М.Е. Хватцева (изд-во Питер в 2-х томах).
К сожалению, с учебниками по логопедии у нас все плохо... Классический учебник под ред. Л.С. Волковой переиздавался в последний раз в начале этого века, а писался - в прошлом. Совремнные учебники либо фрагментарны, либо - не аутентичны. Так что могу рекомендовать только этот. Если с ним сразу сложно разобраться, то почитайте "Логопедию для всех" Л.Г. Парамоновой. Звукопроизношение можно посмотреть в последнем переиздании учебника М.Е. Хватцева (изд-во Питер в 2-х томах).
Здравствуйте, ...!
Эти его правила продержаться до первой жалобы. Вы и пожалуйтесь, должен же кто-то проявить активность. Это совсем уж грубое и наглое нарушение. Если это дети с ОВЗ, то на ставку четко до 12 человек. Занятия должны быть и подгрупповые, и индивидуальные.
Документы:
- ФГОС ОВЗ
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
- Заключение ПМПК
АООП, по которойдети учатся в школе
Эти его правила продержаться до первой жалобы. Вы и пожалуйтесь, должен же кто-то проявить активность. Это совсем уж грубое и наглое нарушение. Если это дети с ОВЗ, то на ставку четко до 12 человек. Занятия должны быть и подгрупповые, и индивидуальные.
Документы:
- ФГОС ОВЗ
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
- Заключение ПМПК
АООП, по которойдети учатся в школе
Здравствуйте ...!
Эффективность метода не доказана, да и как доказать, что приклеенный на кожу пластырь, даже если его носить две недели, поможет развитию речи)) Логопед запросто может заниматься "таким". как, собственно, и любой другой чеаловек. Главное, иметь хорошую фантазию. А если этот логопед еще и сделаете презентацию из атласа по анатомии с нервами и мышцами, находящимися "в голове", выучит их название, и придумает, от чего помогает приклеивание этого пластыря над данным нервом-мышцей, то это уже авторская методика называтьься будет. это уже можно монетизировать. Главное доносить информацию до родителей и коллег с уверенным лицом и не забывать приговаривать, что если сами будут клеить, без помощи великого специалиста, то все пойдет не так, и от такого приклеивания в лучшем случае не будет пользы, а в худшем - будет страшный вред. Особо мудреное приклеивание (взять побольше разноцветных пластырей и вырезать самыми затейливыми узорами), надо назвать иностранным именем, например, Паулиццо Рогопулло. Сказать, что это особо важный греческий специалист-логотейпист, передавший лично вам это ценное знание на индивидуальном месячном мастер-классе в подводной пещере у острова Корфу. Вот и вся формула успеха)))
Эффективность метода не доказана, да и как доказать, что приклеенный на кожу пластырь, даже если его носить две недели, поможет развитию речи)) Логопед запросто может заниматься "таким". как, собственно, и любой другой чеаловек. Главное, иметь хорошую фантазию. А если этот логопед еще и сделаете презентацию из атласа по анатомии с нервами и мышцами, находящимися "в голове", выучит их название, и придумает, от чего помогает приклеивание этого пластыря над данным нервом-мышцей, то это уже авторская методика называтьься будет. это уже можно монетизировать. Главное доносить информацию до родителей и коллег с уверенным лицом и не забывать приговаривать, что если сами будут клеить, без помощи великого специалиста, то все пойдет не так, и от такого приклеивания в лучшем случае не будет пользы, а в худшем - будет страшный вред. Особо мудреное приклеивание (взять побольше разноцветных пластырей и вырезать самыми затейливыми узорами), надо назвать иностранным именем, например, Паулиццо Рогопулло. Сказать, что это особо важный греческий специалист-логотейпист, передавший лично вам это ценное знание на индивидуальном месячном мастер-классе в подводной пещере у острова Корфу. Вот и вся формула успеха)))
В логопедии термином дизартрия (R47.1) обозначают расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное последствиями органических поражений двигательных отделов нервной системы. Причины дизартрии могут носить врожденный и приобретенный характер. У детей дизартрия часто бывает обусловлена причинами, действовавшими в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде. Приобретенная дизартрия является следствием менингитов и энцефалитов, черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, опухолей головного мозга. В качестве патогенеза речевого расстройства при дизартрии выступают разнообразные неврологические симптомы, приводящие к нарушениям управления моторной стороной речи.
В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии Е.Н. Винарской. В этой классификации клинические формы дизартрий определены в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе. В классификации выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковые формы. Их разграничение представляет определённую сложность для дифференциального диагноза. Критерии, на основании которых происходит различение названных расстройств, приведены в Таблице.
Симптоматика дизартрии у разных людей может быть представлена в разной степени - от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стертой дизартрии). При этом характер нарушения речи варьируется в зависимости от клинической формы дизартрии.
Елецкая О.В., Тараканова А.А. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития: учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 160 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).
В нашей стране признание получила топическая классификация приобретенной дизартрии Е.Н. Винарской. В этой классификации клинические формы дизартрий определены в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе. В классификации выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковые формы. Их разграничение представляет определённую сложность для дифференциального диагноза. Критерии, на основании которых происходит различение названных расстройств, приведены в Таблице.
Симптоматика дизартрии у разных людей может быть представлена в разной степени - от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стертой дизартрии). При этом характер нарушения речи варьируется в зависимости от клинической формы дизартрии.
Елецкая О.В., Тараканова А.А. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития: учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 160 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).
Задание в параграфе "Интонация запятой". Пособие "Задачи по правописанию" И.Н. Шапошникова для школ 1 ступени, Москва, 1927г.