Геннеп А.. Обряды перехода Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. — М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН,. — 198 с. 1999 #книги@religiovedenie #антропология #религия
Исследование А. ван Геннепа (1873-1957) призвано обосновать идею автора, согласно которой суть жизни (начиная от жизни индивида и кончая космическими явлениями) состоит в последовательной смене этапов — переходов из одною состояния в другое; окончание одною этапа и начало другого образуют системы одного порядка. Введя это новое для своего времени понятие, автор обосновал его, привлекая обширный материал из жизни народов буквально всего мира, чем доказал универсальность явления. Книга дала ключ к организации материала по единой схеме в последующих обширных исследованиях автора по этнографии Франции.
Статистика ВК сообщества "★★Религиоведение.Первый религиоведческий★★"
Научное изучение религий 📚 ☯ ☫ ☬☪☸ॐ🛐 ☦ ☧ ☥🕎 ✡ ۞ 🏛 ⛪ 🕌 🕍 🕋 ⛩🙏☝
Количество постов 50 427
Частота постов 55 часов 45 минут
ER
36.23
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Ваарденбург Ж. Религия и религии: систематическое введение в религиоведение
СПб.: Изд-во РХГА, 2016. — 216 с.
Книга классика современного религиоведения Жака Ваарденбурга (1930–2015) представляет собой обстоятельное введение в основную проблематику этой науки. Несмотря на скромный объем, книга не только содержит богатый фактический материал, но также предлагает исследовательские стратегии, составляющие методологический инструментарий современной науки о религии.
Книга будет полезна религиоведам, специалистам в области социальных и гуманитарных наук, философии, истории, студентам и широкому кругу читателей.
#книги@religiovedenie #религиоведение #Ваарденбург #религия
СПб.: Изд-во РХГА, 2016. — 216 с.
Книга классика современного религиоведения Жака Ваарденбурга (1930–2015) представляет собой обстоятельное введение в основную проблематику этой науки. Несмотря на скромный объем, книга не только содержит богатый фактический материал, но также предлагает исследовательские стратегии, составляющие методологический инструментарий современной науки о религии.
Книга будет полезна религиоведам, специалистам в области социальных и гуманитарных наук, философии, истории, студентам и широкому кругу читателей.
#книги@religiovedenie #религиоведение #Ваарденбург #религия
Ньюзнер Д. (сост.) Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях
М.: ББИ, 2003. — 123 с.
#книги@religiovedenie #христианство #иудаизм #ислам #буддизм #индуизм
Книга представляет собой популярный обзор представлений о загробной жизни в крупнейших мировых религиях - христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и индуизме. Очерки, посвящённые этим религиям - написаны известными в США учёными-религиоведами. Издание адресовано широкому кругу читателей.
Редактор-составитель издания Джекоб Ньюзнер - профессор религиоведения в Университете Южной Флориды, известный гебраист.
М.: ББИ, 2003. — 123 с.
#книги@religiovedenie #христианство #иудаизм #ислам #буддизм #индуизм
Книга представляет собой популярный обзор представлений о загробной жизни в крупнейших мировых религиях - христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и индуизме. Очерки, посвящённые этим религиям - написаны известными в США учёными-религиоведами. Издание адресовано широкому кругу читателей.
Редактор-составитель издания Джекоб Ньюзнер - профессор религиоведения в Университете Южной Флориды, известный гебраист.
САЛАТ (НАМАЗ) В ИСЛАМЕ #ислам #намаз #терминология
Ас-САЛАТ (перс. намаз) — каноническая молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама.
Моление первых мусульман состояло в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. Порядок молений Кораном ясно не предписан, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, некоторые движения, молитвенные формулы и др.
Считается, что весь порядок моления сложился
как подражание молитвенным позам и движениям
Мухаммада и закреплен памятью первых мусульман. Его единообразие отрабатывалось практически в течение более чем полутораста лет, покасвсе элементы не были сведены воедино и зафиксированы письменно Мухаммадом аш-Шайбанис(ум. в 805 г.).
Основой ас-С. является рак'ат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке: молящийся, не надевая обуви после омовения (вуду'),
становится лицом к Мекке (кибла) и, опустив
руки вдоль тела, произносит вслух или про себя
формулу намерения (нийа) совершить определенную молитву; подняв руки на уровень лица, ладонями от себя, произносит формулу возвели-
чения Аллаха (такбир); взяв левую руку в правую
и прижав их к груди (кийам), произносит Фатиху
и какую-либо короткую суру Корана, вслед за этим совершает поясной поклон (руку'), упираясь руками в колени, и произносит хвалу Аллаху;
выпрямившись и держа руки вдоль тела, произносит слова: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил его» (тасми'); опускается на колени, совершает земной поклон, касаясь лбом земли (суджуд);
выпрямившись, садится на пятки (джилса) и
произносит слова: «Велик Аллах»; повторяет земной поклон и формулу восхваления Аллаха, поднимается на ноги и становится, опустив руки
(одна в другой). Таков порядок одного рак'ата.
Если молящийся во время молитвы хочет повторить рак'ат, то снова произносит формулу намерения и все движения повторяются в том же
порядке. Если же моление заканчивается, то
молящийся, продолжая сидеть на пятках, произносит формулу шахады (ташаххуд), затем поворачивает голову к правому плечу и произносит
приветственную формулу «Мир вам и милосердие
божье». Этим ас-С. заканчивается. Все молитвенные формулы и слова должны произноситься только по-арабски, они могут иметь некоторые
различия в зависимости от богословско-правовой
школы (мазхаба).
Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв (фард): первая молитва на рассвете (с. ал-фаджр или с. ас-субх) состоит из двух рак'атов, в полдень (с. аз-зухр) — из четырех, предвечерняя
(с. ал-'аср)— также из четырех, на закате (с. ал-магрйб) — из трех, с наступлением ночи (с. ал-'иша')—из четырех, дополнительная ночная молитва (витр) может включать
до тринадцати рак'атов. При необходимости можно объединять две первые молитвы и две последние. Нельзя молиться точно в полдень, в моменты восхода и захода солнца. Сверх этих молитв^ может быть любое число добровольных молитв (нафила), ночная молитва (см. ат-тахаджжуд) считается проявлением особого благочестия.
Кроме того, возможно прямое обращение к богу:
(мунаджат, ду'а'), произносимое на любом языке, вуду' и рак'аты при этом не нужны.
С. может совершаться индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденный
в пятницу рекомендуется совершать в мечети. Место, на котором совершается ас-С, должно быть ритуально чистым (см. тахара), кроме
того, молящийся расстилает саджжаду. При коллективном молении молящиеся становятся рядами, а кто-то один (обычно имам, но необязательно), стоя впереди спиной к остальным, руководит
молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин. Если же это не представляется возможным, они становятся сзади. Во время
моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, плакать, совершать посторонние движения, откашливаться и т. п. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии.
Больные и инвалиды могут упрощать обряд ас-С. как им удобно, вплоть до ограничения мысленными движениями. В походных условиях можно
молиться без омовения (вуду'), во всякое время и
в любом положении, даже лежа. Обряд ас-С. одинаково исполняется последователями всех мазхабов и общин, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность.
В настоящее время в большинстве мусульманских стран сколько-нибудь строгого контроля за; выполнением молитвенного обряда нет, и его отправление является делом совести каждого
отдельного человека.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Асл, 1, 135 и сл.; Zaid ibn 'Ali. Corpus
juris, 21—66; ал-Газали. Ихйа', 1, 134—187; Садр аш-шари'а.
Мухтасар, 12—37; ат-Та'и. Та'лим, 16—42; A. J. Wensinck. Salat.— El, 4, 103—112.
Источник: Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С.М.Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991
Фото: Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров. Источник фото: тг-канал (название канала указано на фото).
Ас-САЛАТ (перс. намаз) — каноническая молитва, одно из пяти обязательных предписаний ислама.
Моление первых мусульман состояло в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. Порядок молений Кораном ясно не предписан, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, некоторые движения, молитвенные формулы и др.
Считается, что весь порядок моления сложился
как подражание молитвенным позам и движениям
Мухаммада и закреплен памятью первых мусульман. Его единообразие отрабатывалось практически в течение более чем полутораста лет, покасвсе элементы не были сведены воедино и зафиксированы письменно Мухаммадом аш-Шайбанис(ум. в 805 г.).
Основой ас-С. является рак'ат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке: молящийся, не надевая обуви после омовения (вуду'),
становится лицом к Мекке (кибла) и, опустив
руки вдоль тела, произносит вслух или про себя
формулу намерения (нийа) совершить определенную молитву; подняв руки на уровень лица, ладонями от себя, произносит формулу возвели-
чения Аллаха (такбир); взяв левую руку в правую
и прижав их к груди (кийам), произносит Фатиху
и какую-либо короткую суру Корана, вслед за этим совершает поясной поклон (руку'), упираясь руками в колени, и произносит хвалу Аллаху;
выпрямившись и держа руки вдоль тела, произносит слова: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил его» (тасми'); опускается на колени, совершает земной поклон, касаясь лбом земли (суджуд);
выпрямившись, садится на пятки (джилса) и
произносит слова: «Велик Аллах»; повторяет земной поклон и формулу восхваления Аллаха, поднимается на ноги и становится, опустив руки
(одна в другой). Таков порядок одного рак'ата.
Если молящийся во время молитвы хочет повторить рак'ат, то снова произносит формулу намерения и все движения повторяются в том же
порядке. Если же моление заканчивается, то
молящийся, продолжая сидеть на пятках, произносит формулу шахады (ташаххуд), затем поворачивает голову к правому плечу и произносит
приветственную формулу «Мир вам и милосердие
божье». Этим ас-С. заканчивается. Все молитвенные формулы и слова должны произноситься только по-арабски, они могут иметь некоторые
различия в зависимости от богословско-правовой
школы (мазхаба).
Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв (фард): первая молитва на рассвете (с. ал-фаджр или с. ас-субх) состоит из двух рак'атов, в полдень (с. аз-зухр) — из четырех, предвечерняя
(с. ал-'аср)— также из четырех, на закате (с. ал-магрйб) — из трех, с наступлением ночи (с. ал-'иша')—из четырех, дополнительная ночная молитва (витр) может включать
до тринадцати рак'атов. При необходимости можно объединять две первые молитвы и две последние. Нельзя молиться точно в полдень, в моменты восхода и захода солнца. Сверх этих молитв^ может быть любое число добровольных молитв (нафила), ночная молитва (см. ат-тахаджжуд) считается проявлением особого благочестия.
Кроме того, возможно прямое обращение к богу:
(мунаджат, ду'а'), произносимое на любом языке, вуду' и рак'аты при этом не нужны.
С. может совершаться индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденный
в пятницу рекомендуется совершать в мечети. Место, на котором совершается ас-С, должно быть ритуально чистым (см. тахара), кроме
того, молящийся расстилает саджжаду. При коллективном молении молящиеся становятся рядами, а кто-то один (обычно имам, но необязательно), стоя впереди спиной к остальным, руководит
молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин. Если же это не представляется возможным, они становятся сзади. Во время
моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, плакать, совершать посторонние движения, откашливаться и т. п. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии.
Больные и инвалиды могут упрощать обряд ас-С. как им удобно, вплоть до ограничения мысленными движениями. В походных условиях можно
молиться без омовения (вуду'), во всякое время и
в любом положении, даже лежа. Обряд ас-С. одинаково исполняется последователями всех мазхабов и общин, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность.
В настоящее время в большинстве мусульманских стран сколько-нибудь строгого контроля за; выполнением молитвенного обряда нет, и его отправление является делом совести каждого
отдельного человека.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Асл, 1, 135 и сл.; Zaid ibn 'Ali. Corpus
juris, 21—66; ал-Газали. Ихйа', 1, 134—187; Садр аш-шари'а.
Мухтасар, 12—37; ат-Та'и. Та'лим, 16—42; A. J. Wensinck. Salat.— El, 4, 103—112.
Источник: Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С.М.Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991
Фото: Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров. Источник фото: тг-канал (название канала указано на фото).
Элевсин: Архетипический образ матери и дочери.
Карл Кереньи.
Элевси́нские мисте́рии (др.-греч. Ἐλευσίνια Μυστήρια) — обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции и из всех обрядов древнегреческой религии считались наиболее важными.
Карл Ке́реньи (венг. Kerényi Károly; 19 января 1897, Темешвар, Австро-Венгрия — 14 апреля 1973, Кильхберг, Швейцария) — венгерский и швейцарский мифолог и религиовед, филолог-классицист.
Данная книга содержит попытку реконструкции легендарных Элевсинских мистерий, основанную на анализе результатов археологичесикх раскопок, античной литературе и мифологии, в частности мифа о Деметре и Персефоне и произведений искусства.
В своем исследовании автор опирается не только на греческую мифологию, но и проводит параллели с мифологиями других народов.
#книги@religiovedenie #Элевсин #мистерии #эллинизм
#мифология
Карл Кереньи.
Элевси́нские мисте́рии (др.-греч. Ἐλευσίνια Μυστήρια) — обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции и из всех обрядов древнегреческой религии считались наиболее важными.
Карл Ке́реньи (венг. Kerényi Károly; 19 января 1897, Темешвар, Австро-Венгрия — 14 апреля 1973, Кильхберг, Швейцария) — венгерский и швейцарский мифолог и религиовед, филолог-классицист.
Данная книга содержит попытку реконструкции легендарных Элевсинских мистерий, основанную на анализе результатов археологичесикх раскопок, античной литературе и мифологии, в частности мифа о Деметре и Персефоне и произведений искусства.
В своем исследовании автор опирается не только на греческую мифологию, но и проводит параллели с мифологиями других народов.
#книги@religiovedenie #Элевсин #мистерии #эллинизм
#мифология
Шелковый путь. Дорога тканей, рабов, идей и религий
Автор: Франкопан Питер. Издано на русском языке в 2015 г.
«Шелковый путь» — это исследование британского историка из Оксфордского университета Питера Франкопана. В книге рассматривается вся история человечества за последние 2000 лет. Вы узнаете, как возник путь из Азии в Европу, какие войны велись за контроль над ним, и какую роль играли религии в развитии
шёлкового пути и человечества в целом.
Именно на Шелковом пути Восток и Запад впервые встретились друг с другом. От взлета и падения империй до распространения буддизма и прихода христианства и ислама, вплоть до великих войн двадцатого века — эта книга показывает, как судьба Запада была всегда неразрывно связана с Востоком. Автор рассказывает нам о ценности Шелкового пути, о важности связей между Европой и Азией, о вкладе стран Востока в науку, культуру и развитие всего мира.
Вы узнаете, что столетия назад интеллектуальные центры мира находились не в Оксфорде и Сорбонне, а в городах Средней Азии, куда и съезжалась вся просвещенная молодежь в поисках успеха. И понятие просвещенности в те времена ассоциировалась с причастностью к религиозным культам. Однако, даже будучи адептами древних суеверий, интеллектуалы того времени развивали и настоящую науку.
Опираясь на исторические факты, автор объясняет нам, что привело к масштабной миграции в Европу выходцев из Средней Азии, а также предсказывает будущие глобальные изменения внешнеполитического курса и исчезновение европоцентричного мира.
#книги@religiovedenie #ислам #суфизм #зороастризм #буддизм #христианство
Отрывок из главы "Путь веры":
"По всей Евразии возникали и исчезали религиозные верования. Их представители сражались друг с другом за аудиторию, лояльность и авторитет. Общение с божественными силами было чем-то большим, нежели необходимость вмешательства в повседневную
жизнь, – это стало вопросом спасения или вечного проклятья. Конкуренция стала жесткой.
Первые четыре столетия первого тысячелетия, когда из Палестины по Средиземноморью и Азии стало стремительно распространяться христианство, ожесточенные религиозные войны велись повсеместно.
Решающий момент наступил, когда власть захватила династия Сасанидов, свергнув правящую династию в Персии в ходе восстания. После захвата власти в 224 году нашей эры Ардашир I и его преемники приступили к полномасштабной трансформации государства.... Ключевые места древнего Ирана, такие как Персеполис, столица империи Ахменидов, некрополь Накше-Рустам, который ассоциировался с великими царями Дарием и Киром, были использованы для культурной пропаганды... Была восстановлена система чеканки, и греческие надписи и изображения Александра Великого, которые были представлены на монетах столетиями, были заменены на царский профиль с одной стороны и жертвенник с другой.
Последнее было намеренной провокацией, заявлением о новой самоидентификации и отношении к религии...
Возникновение новой династии привело к ужесточению отношения к религии. Учение Заратустры (или Зарадушты) продвигалось за счет остальных. Древним грекам он был известен как Зороастр – великий персидский пророк, который жил около 1000 года до нашей
эры, если не раньше. Его учение гласило, что во Вселенной существуют два основных начала (духа) – Ахура Мазда (Господь мудрый) и Ангра-Майнью (враждебный дух), которые находятся в постоянной борьбе. Было важно поклоняться первой силе, которая отвечала
за порядок.
Разделение мира на благотворные и нежелательные силы распространялось на все аспекты жизни, в том числе классификацию животных. Ритуальное очищение, прежде всего через огонь, – важная часть зороастрийского поклонения. Ахура Мазда как символ
веры может принести «добро от зла, свет от тьмы» и спасение от демонов. Эта космология позволила Сасанидам связать свое правление с золотыми временами древней Персии, когда великие цари заявляли о своей преданности Ахуре Мазде. Но также
это дало возможность задать настрой на военную и экономическую экспансию: постоянный акцент на борьбе подготовил умы для битвы, в то время как сфокусированность на порядке и дисциплине подчеркнула необходимость административных реформ, которые стали основой возрождающегося государства. Зороастризм включал целый набор верований, которые
отлично сочетались с военным характером обновления империи. Реализуя политику агрессивной экспансии, Ардашир I и его сын Шапур I присоединяли к империи города-оазисы, торговые пути и даже целые регионы или же принуждали их к сотрудничеству...Триумфальная надпись на Накше-Рустам показывает масштаб достижений и отмечает, насколько глубоко на восток раскинулись владения Шапура I – они достигали Пешавара и границы Кашгара...
Когда Сасаниды захватили власть, приверженцы зороастризма позиционировали себя как приближенных к власти и сделали многое для того, чтобы сосредоточить административную власть в своих руках за счет других, менее многочисленных религиозных верований165. Такая политика проецировалась и на новые районы, попавшие под контроль персов.
Надписи, сделанные первосвященником Кирдиром в середине III века нашей эры, прославляют распространение зороастризма. Религия и ее служители повсеместно почитались, а на землях, захваченных у римлян, процветали «многие религиозные учебные заведения». Для того чтобы распространить свою религию, требовалось проделать большую работу, но, как скромно заметил Кирдир: «Я усердно трудился на благо язат (божеств), земных правителей и на благо моей собственной души».
Продвижение зороастризма сопровождалось подавлением местных культов и враждебных воззрений, которые были отвергнуты как учения зла. Иудеи, буддисты, индуисты, манихейцы и представители прочих религий преследовались; места отправления культа
были разграблены, «идолы разрушены, святилища демонов снесены и превращены в храмы богов»... Тех же, кто предлагал другие объяснения или конкурирующие воззрения, преследовали и нередко убивали, как, например, Мани – харизматичного пророка III века, чьи воззрения,
представляющие собой смесь идей из западных и восточных источников, когда-то отстаивал Шапур I. Теперь его учение было признано подрывающим основы, вредным и опасным, а
его приверженцы жестоко преследовались.
Среди тех, кто подвергался преследованию и жестокому обращению, в списке Кирдира значатся nasraye и kristyone, то есть назаряне и христиане. В свое время велись дебаты, какие именно группы населения имелись в виду. Сейчас ученые договорились, что первые – это коренное население империи Сасанидов, которое перешло в христианство, а вторые – христиане, которых массово депортировали на восток при Шапуре I, сразу после завоевания находящейся под римским началом Сирии, которое застало местные и центральные власти врасплох...Резкая драматизация зороастрийской философии именно в это время была ускорена враждебной реакцией по
отношению к христианским идеям и мыслям, которые привезли торговцы и заключенные, переселившиеся в Персию после депортации из Сирии.
Изначально христианство распространялось на восток через еврейские общины, которые после изгнания из Вавилона жили в Месопотамии. Информация о жизни и смерти Иисуса доходила до них не в греческих переводах, которые изучали новообращенные адепты
на Западе, а на арамейском языке, языке самого Иисуса и его учеников. Так же, как и в Средиземноморье, торговцы сыграли важную роль в евангелизации на Востоке. Из-за своего
расположения на перекрестке дорог особенно значимым в этом процессе стала Эдесса –современный город Урфа на юго-западе Турции... Вскоре христианские общины появились в районе Персидского залива. Шестьдесят захоронений возле Бахрейна, вырезанные прямо в камне на берегу, показывают, как
далеко зашли религиозные верования к началу III века. В «Книге законов стран», написанной примерно в это же время, говорится, что христиане проживали по всей Персии и дальше
на востоке до самого Кушанского царства – на территории современного Афганистана.
Распространению религии способствовал массовый исход христиан из Персии во время правления Шапура I в III веке. Среди ссыльных были известные лица, например Деметрий, епископ Антиохский, которого перевезли в Бет Лапат, современный Гундешапур на юго-западе Ирана. Там он собрал вокруг себя братьев-христиан и основал новое епископство. В Персии встречались высокопоставленные христиане, например, римлянка по имени Кандида, которая была любимой фавориткой при дворе, но после того как она отказалась отринуть свою веру, она стала мученицей, тем самым подтверждая слухи о кровожадности шаха и его окружения...
Увеличение присутствия христиан в Персии в середине III века стало причиной жесткой реакции зороастрийских священнослужителей... Слова Кирдира свидетельствуют о том, что в Персии ужесточилось
отношение не только к христианам, но и к представителям других религий. Штамповка альтернативных космологий шла рука об руку с процветающим зороастризмом, который был характерен для возрожденной Персии. Стала появляться государственная религия, которая провозглашала зороастрийские ценности синонимом персидских и стала «столпом, поддерживающим империю Сасанидов»...
Такая политика имела негативные последствия, особенно когда государственную религию стали насаждать в приграничных регионах и на вновь завоеванных территориях. Постройка храмов огня была предметом особой гордости Кирдира, однако такое насаждение веры силой приводило к возникновению раздоров среди населения. Зороастризм стал синонимом Персии. Совсем скоро вместо того, чтобы стать способом духовного освобождения, эта религия стала инструментом захвата. Вследствие этого христианство стало рассматриваться как антидот властного насаждения верований персидскими властями."
Отрывок из главы "Путь мехов":
"Хотя жизнь в степи была чрезвычайно сложна для таких путешественников, как ибн Фадлан, определенное взаимодействие между кочевниками и оседлым миром на юге всетаки наблюдалось. Одним из признаков этого было распространение ислама среди племен, хотя и несколько хаотичное. К примеру, племя гузов заявляло о своей принадлежности к мусульманам. Как писал ибн Фадлан, они даже произносили подходящие случаю правильные фразы, «чтобы произвести впечатление на мусульман, которые были у них в гостях».
Однако веры в них было мало, он отмечал, что «если кто-то из них страдал от несправедливости или что-то плохое случалось с ними, они поднимали голову к небесам и говорили “Бир тенгри”. Таким образом, они взывали не к Аллаху, а к Тенгри, верховному божеству
кочевников. Религиозные верования в степях были сложными и редко бывали едиными...Все это смешалось вместе, чтобы создать запутанную систему, в которой сложно разобраться.
Частично распространением этих меняющихся, приспосабливающихся духовных взглядов занимался новый тип святых людей ислама, которые исполняли роль миссионеров. Эти мистики, которых называли суфиями, бродили по степям, иногда нагишом и в рогах
животных. Они заботились о больных животных и поражали окружающих своей эксцентричностью и постоянными разговорами о преданности и благочестии. Они могли сыграть
важнейшую роль в обращении людей, так как совмещали шаманизм с анимизмом. Все это имело широкое распространение в Центральной Азии, наряду с принципами ислама.
Конечно же, влияние оказывали не только суфии. Другие путешественники тоже сыграли свою роль в распространении идей и религии. Источники более позднего периода рассказывают об обращении волжских булгар. Проезжий купец-мусульманин излечил вождя племени и его жену от серьезной болезни, от которой до того ничего не помогало. Перед тем как дать больным лекарство, купец взял с них обещание, что в случае излечения они
примут его религию. Затем он дал им лекарство, «излечил их, и они и весь их народ приняли ислам». Это был классический сценарий обращения: принятие новой религии лидером
или лицом, к нему приближенным, могло стать решающим моментом в вопросе принятия религии в больших масштабах.
Распространение веры в новых регионах стало знаком престижа для правителей и местных династий. Это помогало им обратить на себя внимание самого халифа, а кроме того, повысить авторитет внутри своего региона. Саманиды из Бухары, к примеру, жаждали
взять ислам под свое покровительство. И они сделали это, построив целую систему медресе (школ). Идея была заимствована из концепции буддистских монастырей. В медресе должны
были изучать Коран, а также хадисы – предания о словах и действиях Мухаммеда. То, что всем приходящим в мечеть щедро раздавали деньги, способствовало высокой посещаемости.
...Процветала торговля шкурками животных. Меха высоко ценили
за их тепло и статус, который они давали своим владельцам486. Один из халифов VIII века зашел так далеко, что повелел провести ряд экспериментов по заморозке различных видов
меха, чтобы понять, какой из них обеспечивает наилучшую защиту от экстремальных погодных условий. Согласно одному из арабских авторов, он заполнил несколько резервуаров с
водой и оставил их на ночь на морозе. «Утром он повелел принести их (резервуары). Все они замерзли, кроме одного, того, в котором был мех черной лисы. Таким образом, он понял, какой мех был самым теплым и сухим». Мусульманские купцы различали разные шкурки животных и назначали цены соответственно этому. Один из авторов X века упоминает об импорте из степи соболей, белок,
горностаев, норок, лис, куниц, бобров и даже зайцев...
Согласно одному из историков, каждый год из степи экспортировали около полумиллиона шкурок. При расширении империи ислама появились новые пути сообщения и новые
торговые пути. Создание «пути мехов» в степи и лесных зонах на севере стало результатом увеличения благосостояния мусульман после великих завоеваний VII–VIII веков.
Неудивительно, что близость к исламской империи была важна. Возможность доставки на рынок животных, их шкур и других товаров имела решающее значение. Самыми богатыми были те кочевые племена, которые были удачно расположены и могли активно
торговать с оседлым миром.
Со временем установился хорошо сбалансированный статус-кво, который обеспечивал стабильность и процветание всей западной части степи. Стержнем выступала часть племени тюрков, которое стало главенствующим к северу от Черного и Каспийского морей.
Хазары, как известно, доминировали в северной части Черного моря. Они стали особенно заметны за счет военного сопротивления во время периода великих завоеваний сразу после смерти Мухаммеда. Эффективность их борьбы против армии мусульман обеспечила им
поддержку целого ряда других племен, которые объединились под их началом. Они также обратили на себя внимание императоров Рима, находящихся в Константинополе, которые
понимали, что можно извлечь определенную выгоду от союза с доминирующей силой степи. Хазары оказались настолько важны, что в начале VIII века между правящими домами хазаров и Византией (под этим названием в тот период были известны остатки Римской империи) было заключено два брачных союза... Является наглядным свидетельством того, как важны стали хазары
для Византии в дипломатическом и военном плане, в то время как давление на восточные границы империи в Малой Азии со стороны мусульман усугубилось..."
Автор: Франкопан Питер. Издано на русском языке в 2015 г.
«Шелковый путь» — это исследование британского историка из Оксфордского университета Питера Франкопана. В книге рассматривается вся история человечества за последние 2000 лет. Вы узнаете, как возник путь из Азии в Европу, какие войны велись за контроль над ним, и какую роль играли религии в развитии
шёлкового пути и человечества в целом.
Именно на Шелковом пути Восток и Запад впервые встретились друг с другом. От взлета и падения империй до распространения буддизма и прихода христианства и ислама, вплоть до великих войн двадцатого века — эта книга показывает, как судьба Запада была всегда неразрывно связана с Востоком. Автор рассказывает нам о ценности Шелкового пути, о важности связей между Европой и Азией, о вкладе стран Востока в науку, культуру и развитие всего мира.
Вы узнаете, что столетия назад интеллектуальные центры мира находились не в Оксфорде и Сорбонне, а в городах Средней Азии, куда и съезжалась вся просвещенная молодежь в поисках успеха. И понятие просвещенности в те времена ассоциировалась с причастностью к религиозным культам. Однако, даже будучи адептами древних суеверий, интеллектуалы того времени развивали и настоящую науку.
Опираясь на исторические факты, автор объясняет нам, что привело к масштабной миграции в Европу выходцев из Средней Азии, а также предсказывает будущие глобальные изменения внешнеполитического курса и исчезновение европоцентричного мира.
#книги@religiovedenie #ислам #суфизм #зороастризм #буддизм #христианство
Отрывок из главы "Путь веры":
"По всей Евразии возникали и исчезали религиозные верования. Их представители сражались друг с другом за аудиторию, лояльность и авторитет. Общение с божественными силами было чем-то большим, нежели необходимость вмешательства в повседневную
жизнь, – это стало вопросом спасения или вечного проклятья. Конкуренция стала жесткой.
Первые четыре столетия первого тысячелетия, когда из Палестины по Средиземноморью и Азии стало стремительно распространяться христианство, ожесточенные религиозные войны велись повсеместно.
Решающий момент наступил, когда власть захватила династия Сасанидов, свергнув правящую династию в Персии в ходе восстания. После захвата власти в 224 году нашей эры Ардашир I и его преемники приступили к полномасштабной трансформации государства.... Ключевые места древнего Ирана, такие как Персеполис, столица империи Ахменидов, некрополь Накше-Рустам, который ассоциировался с великими царями Дарием и Киром, были использованы для культурной пропаганды... Была восстановлена система чеканки, и греческие надписи и изображения Александра Великого, которые были представлены на монетах столетиями, были заменены на царский профиль с одной стороны и жертвенник с другой.
Последнее было намеренной провокацией, заявлением о новой самоидентификации и отношении к религии...
Возникновение новой династии привело к ужесточению отношения к религии. Учение Заратустры (или Зарадушты) продвигалось за счет остальных. Древним грекам он был известен как Зороастр – великий персидский пророк, который жил около 1000 года до нашей
эры, если не раньше. Его учение гласило, что во Вселенной существуют два основных начала (духа) – Ахура Мазда (Господь мудрый) и Ангра-Майнью (враждебный дух), которые находятся в постоянной борьбе. Было важно поклоняться первой силе, которая отвечала
за порядок.
Разделение мира на благотворные и нежелательные силы распространялось на все аспекты жизни, в том числе классификацию животных. Ритуальное очищение, прежде всего через огонь, – важная часть зороастрийского поклонения. Ахура Мазда как символ
веры может принести «добро от зла, свет от тьмы» и спасение от демонов. Эта космология позволила Сасанидам связать свое правление с золотыми временами древней Персии, когда великие цари заявляли о своей преданности Ахуре Мазде. Но также
это дало возможность задать настрой на военную и экономическую экспансию: постоянный акцент на борьбе подготовил умы для битвы, в то время как сфокусированность на порядке и дисциплине подчеркнула необходимость административных реформ, которые стали основой возрождающегося государства. Зороастризм включал целый набор верований, которые
отлично сочетались с военным характером обновления империи. Реализуя политику агрессивной экспансии, Ардашир I и его сын Шапур I присоединяли к империи города-оазисы, торговые пути и даже целые регионы или же принуждали их к сотрудничеству...Триумфальная надпись на Накше-Рустам показывает масштаб достижений и отмечает, насколько глубоко на восток раскинулись владения Шапура I – они достигали Пешавара и границы Кашгара...
Когда Сасаниды захватили власть, приверженцы зороастризма позиционировали себя как приближенных к власти и сделали многое для того, чтобы сосредоточить административную власть в своих руках за счет других, менее многочисленных религиозных верований165. Такая политика проецировалась и на новые районы, попавшие под контроль персов.
Надписи, сделанные первосвященником Кирдиром в середине III века нашей эры, прославляют распространение зороастризма. Религия и ее служители повсеместно почитались, а на землях, захваченных у римлян, процветали «многие религиозные учебные заведения». Для того чтобы распространить свою религию, требовалось проделать большую работу, но, как скромно заметил Кирдир: «Я усердно трудился на благо язат (божеств), земных правителей и на благо моей собственной души».
Продвижение зороастризма сопровождалось подавлением местных культов и враждебных воззрений, которые были отвергнуты как учения зла. Иудеи, буддисты, индуисты, манихейцы и представители прочих религий преследовались; места отправления культа
были разграблены, «идолы разрушены, святилища демонов снесены и превращены в храмы богов»... Тех же, кто предлагал другие объяснения или конкурирующие воззрения, преследовали и нередко убивали, как, например, Мани – харизматичного пророка III века, чьи воззрения,
представляющие собой смесь идей из западных и восточных источников, когда-то отстаивал Шапур I. Теперь его учение было признано подрывающим основы, вредным и опасным, а
его приверженцы жестоко преследовались.
Среди тех, кто подвергался преследованию и жестокому обращению, в списке Кирдира значатся nasraye и kristyone, то есть назаряне и христиане. В свое время велись дебаты, какие именно группы населения имелись в виду. Сейчас ученые договорились, что первые – это коренное население империи Сасанидов, которое перешло в христианство, а вторые – христиане, которых массово депортировали на восток при Шапуре I, сразу после завоевания находящейся под римским началом Сирии, которое застало местные и центральные власти врасплох...Резкая драматизация зороастрийской философии именно в это время была ускорена враждебной реакцией по
отношению к христианским идеям и мыслям, которые привезли торговцы и заключенные, переселившиеся в Персию после депортации из Сирии.
Изначально христианство распространялось на восток через еврейские общины, которые после изгнания из Вавилона жили в Месопотамии. Информация о жизни и смерти Иисуса доходила до них не в греческих переводах, которые изучали новообращенные адепты
на Западе, а на арамейском языке, языке самого Иисуса и его учеников. Так же, как и в Средиземноморье, торговцы сыграли важную роль в евангелизации на Востоке. Из-за своего
расположения на перекрестке дорог особенно значимым в этом процессе стала Эдесса –современный город Урфа на юго-западе Турции... Вскоре христианские общины появились в районе Персидского залива. Шестьдесят захоронений возле Бахрейна, вырезанные прямо в камне на берегу, показывают, как
далеко зашли религиозные верования к началу III века. В «Книге законов стран», написанной примерно в это же время, говорится, что христиане проживали по всей Персии и дальше
на востоке до самого Кушанского царства – на территории современного Афганистана.
Распространению религии способствовал массовый исход христиан из Персии во время правления Шапура I в III веке. Среди ссыльных были известные лица, например Деметрий, епископ Антиохский, которого перевезли в Бет Лапат, современный Гундешапур на юго-западе Ирана. Там он собрал вокруг себя братьев-христиан и основал новое епископство. В Персии встречались высокопоставленные христиане, например, римлянка по имени Кандида, которая была любимой фавориткой при дворе, но после того как она отказалась отринуть свою веру, она стала мученицей, тем самым подтверждая слухи о кровожадности шаха и его окружения...
Увеличение присутствия христиан в Персии в середине III века стало причиной жесткой реакции зороастрийских священнослужителей... Слова Кирдира свидетельствуют о том, что в Персии ужесточилось
отношение не только к христианам, но и к представителям других религий. Штамповка альтернативных космологий шла рука об руку с процветающим зороастризмом, который был характерен для возрожденной Персии. Стала появляться государственная религия, которая провозглашала зороастрийские ценности синонимом персидских и стала «столпом, поддерживающим империю Сасанидов»...
Такая политика имела негативные последствия, особенно когда государственную религию стали насаждать в приграничных регионах и на вновь завоеванных территориях. Постройка храмов огня была предметом особой гордости Кирдира, однако такое насаждение веры силой приводило к возникновению раздоров среди населения. Зороастризм стал синонимом Персии. Совсем скоро вместо того, чтобы стать способом духовного освобождения, эта религия стала инструментом захвата. Вследствие этого христианство стало рассматриваться как антидот властного насаждения верований персидскими властями."
Отрывок из главы "Путь мехов":
"Хотя жизнь в степи была чрезвычайно сложна для таких путешественников, как ибн Фадлан, определенное взаимодействие между кочевниками и оседлым миром на юге всетаки наблюдалось. Одним из признаков этого было распространение ислама среди племен, хотя и несколько хаотичное. К примеру, племя гузов заявляло о своей принадлежности к мусульманам. Как писал ибн Фадлан, они даже произносили подходящие случаю правильные фразы, «чтобы произвести впечатление на мусульман, которые были у них в гостях».
Однако веры в них было мало, он отмечал, что «если кто-то из них страдал от несправедливости или что-то плохое случалось с ними, они поднимали голову к небесам и говорили “Бир тенгри”. Таким образом, они взывали не к Аллаху, а к Тенгри, верховному божеству
кочевников. Религиозные верования в степях были сложными и редко бывали едиными...Все это смешалось вместе, чтобы создать запутанную систему, в которой сложно разобраться.
Частично распространением этих меняющихся, приспосабливающихся духовных взглядов занимался новый тип святых людей ислама, которые исполняли роль миссионеров. Эти мистики, которых называли суфиями, бродили по степям, иногда нагишом и в рогах
животных. Они заботились о больных животных и поражали окружающих своей эксцентричностью и постоянными разговорами о преданности и благочестии. Они могли сыграть
важнейшую роль в обращении людей, так как совмещали шаманизм с анимизмом. Все это имело широкое распространение в Центральной Азии, наряду с принципами ислама.
Конечно же, влияние оказывали не только суфии. Другие путешественники тоже сыграли свою роль в распространении идей и религии. Источники более позднего периода рассказывают об обращении волжских булгар. Проезжий купец-мусульманин излечил вождя племени и его жену от серьезной болезни, от которой до того ничего не помогало. Перед тем как дать больным лекарство, купец взял с них обещание, что в случае излечения они
примут его религию. Затем он дал им лекарство, «излечил их, и они и весь их народ приняли ислам». Это был классический сценарий обращения: принятие новой религии лидером
или лицом, к нему приближенным, могло стать решающим моментом в вопросе принятия религии в больших масштабах.
Распространение веры в новых регионах стало знаком престижа для правителей и местных династий. Это помогало им обратить на себя внимание самого халифа, а кроме того, повысить авторитет внутри своего региона. Саманиды из Бухары, к примеру, жаждали
взять ислам под свое покровительство. И они сделали это, построив целую систему медресе (школ). Идея была заимствована из концепции буддистских монастырей. В медресе должны
были изучать Коран, а также хадисы – предания о словах и действиях Мухаммеда. То, что всем приходящим в мечеть щедро раздавали деньги, способствовало высокой посещаемости.
...Процветала торговля шкурками животных. Меха высоко ценили
за их тепло и статус, который они давали своим владельцам486. Один из халифов VIII века зашел так далеко, что повелел провести ряд экспериментов по заморозке различных видов
меха, чтобы понять, какой из них обеспечивает наилучшую защиту от экстремальных погодных условий. Согласно одному из арабских авторов, он заполнил несколько резервуаров с
водой и оставил их на ночь на морозе. «Утром он повелел принести их (резервуары). Все они замерзли, кроме одного, того, в котором был мех черной лисы. Таким образом, он понял, какой мех был самым теплым и сухим». Мусульманские купцы различали разные шкурки животных и назначали цены соответственно этому. Один из авторов X века упоминает об импорте из степи соболей, белок,
горностаев, норок, лис, куниц, бобров и даже зайцев...
Согласно одному из историков, каждый год из степи экспортировали около полумиллиона шкурок. При расширении империи ислама появились новые пути сообщения и новые
торговые пути. Создание «пути мехов» в степи и лесных зонах на севере стало результатом увеличения благосостояния мусульман после великих завоеваний VII–VIII веков.
Неудивительно, что близость к исламской империи была важна. Возможность доставки на рынок животных, их шкур и других товаров имела решающее значение. Самыми богатыми были те кочевые племена, которые были удачно расположены и могли активно
торговать с оседлым миром.
Со временем установился хорошо сбалансированный статус-кво, который обеспечивал стабильность и процветание всей западной части степи. Стержнем выступала часть племени тюрков, которое стало главенствующим к северу от Черного и Каспийского морей.
Хазары, как известно, доминировали в северной части Черного моря. Они стали особенно заметны за счет военного сопротивления во время периода великих завоеваний сразу после смерти Мухаммеда. Эффективность их борьбы против армии мусульман обеспечила им
поддержку целого ряда других племен, которые объединились под их началом. Они также обратили на себя внимание императоров Рима, находящихся в Константинополе, которые
понимали, что можно извлечь определенную выгоду от союза с доминирующей силой степи. Хазары оказались настолько важны, что в начале VIII века между правящими домами хазаров и Византией (под этим названием в тот период были известны остатки Римской империи) было заключено два брачных союза... Является наглядным свидетельством того, как важны стали хазары
для Византии в дипломатическом и военном плане, в то время как давление на восточные границы империи в Малой Азии со стороны мусульман усугубилось..."
Михайлов К. Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. - 240 с.
#религия #экология #биология
Влияет ли экология на религиозные взгляды? Зависят ли наши убеждения от того, какие ландшафты нас окружают и каких животных мы видим? Скажем, если бы Иисус никогда не видел агнцев, а имел дело только со страусами – мы знали бы совершенно иное христианство? И наоборот: зависит ли экология от религии? Как монотеистические религии влияют на глобальное потепление, а зороастризм - на птиц? Через мифы и истории Константин Михайлов рассказывает о том, почему мы верим в то, во что верим, как окружающая среда на нас влияет, а мы — на нее. Австралийские мифы и южноафриканские ритуалы, плавания полинезийцев и войны индейцев с колонизаторами — глава за главой автор показывает, как формирование религии и ход истории оказываются зависимы от растений и животных, ландшафта и климата и как большие религии преобразуют и изменяют природу, помогая нам выжить, в то же время подчас разрушая окружающую среду.
Константин Михайлов - религиовед и культуролог, лектор образовательного проекта Level One. Выпускник РГГУ и кандидат культурологии. Ведет научные исследования в области современного положения религии. #книги@religiovedenie
#религия #экология #биология
Влияет ли экология на религиозные взгляды? Зависят ли наши убеждения от того, какие ландшафты нас окружают и каких животных мы видим? Скажем, если бы Иисус никогда не видел агнцев, а имел дело только со страусами – мы знали бы совершенно иное христианство? И наоборот: зависит ли экология от религии? Как монотеистические религии влияют на глобальное потепление, а зороастризм - на птиц? Через мифы и истории Константин Михайлов рассказывает о том, почему мы верим в то, во что верим, как окружающая среда на нас влияет, а мы — на нее. Австралийские мифы и южноафриканские ритуалы, плавания полинезийцев и войны индейцев с колонизаторами — глава за главой автор показывает, как формирование религии и ход истории оказываются зависимы от растений и животных, ландшафта и климата и как большие религии преобразуют и изменяют природу, помогая нам выжить, в то же время подчас разрушая окружающую среду.
Константин Михайлов - религиовед и культуролог, лектор образовательного проекта Level One. Выпускник РГГУ и кандидат культурологии. Ведет научные исследования в области современного положения религии. #книги@religiovedenie
Кристен Оливье. Реформы Лютера, Кальвина и протестантизм
М.: АСТ: Астрель. 2005. — 160 с.
Хорошо иллюстрированная научно-популярная книга.
Оливье Кристен (Olivier Christin) - французский историк и религиовед. Исследователь протестантизма. В настоящее время является профессором в Университете Невшателя (Швейцария).
Описание книги:
В начале XVI века гуманисты и теологи выступили против злоупотреблений католического духовенства и начали противоборство с ортодоксальной Церковью, ратуя за возвращение к истокам, простоте и искренности раннехристианской "религии Священного Писания". Во главе этого движения стояли такие известные реформаторы, как Лютер и немного позднее Кальвин. Их идеи распространились практически по всей Европе и разделили ее на два враждующих лагеря. Католическая церковь начала преследование инакомыслящих. Варфоломеевская ночь стала кровавым прологом к длившимся почти сорок лет Религиозным войнам во Франции, конец которым положил знаменитый Нантский эдикт 1598 года. Но до эпохи мира и религиозной терпимости было еще далеко. Оливье Кристен проведет нас по Европе XVI века, охваченной Реформацией.
Издание можно было бы охарактеризовать как научно-популярную работу с огромным количеством красочных иллюстраций на тему возникновения и развития протестантизма.
#книги@religiovedenie #христианство #лютеранство #кальвинизм #протестантизм
М.: АСТ: Астрель. 2005. — 160 с.
Хорошо иллюстрированная научно-популярная книга.
Оливье Кристен (Olivier Christin) - французский историк и религиовед. Исследователь протестантизма. В настоящее время является профессором в Университете Невшателя (Швейцария).
Описание книги:
В начале XVI века гуманисты и теологи выступили против злоупотреблений католического духовенства и начали противоборство с ортодоксальной Церковью, ратуя за возвращение к истокам, простоте и искренности раннехристианской "религии Священного Писания". Во главе этого движения стояли такие известные реформаторы, как Лютер и немного позднее Кальвин. Их идеи распространились практически по всей Европе и разделили ее на два враждующих лагеря. Католическая церковь начала преследование инакомыслящих. Варфоломеевская ночь стала кровавым прологом к длившимся почти сорок лет Религиозным войнам во Франции, конец которым положил знаменитый Нантский эдикт 1598 года. Но до эпохи мира и религиозной терпимости было еще далеко. Оливье Кристен проведет нас по Европе XVI века, охваченной Реформацией.
Издание можно было бы охарактеризовать как научно-популярную работу с огромным количеством красочных иллюстраций на тему возникновения и развития протестантизма.
#книги@religiovedenie #христианство #лютеранство #кальвинизм #протестантизм
Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси.
Автор: Гальковский Н.М. (дореволюционное издание).
Книга об астрологических верованиях, почитании упырей и других проявлениях язычества у славян, и борьбе церкви против язычества.
Предлагаемый труд Н. М. Гальковского стал заметным явлением в истории изучения восточнославянской языческой традиции, а также переходного периода от язычества к христианству в Древней Руси.
Своё исследование автор начинает с очерка языческой религии восточных славян. Далее Гальковский переходит к изучению истории борьбы христианства с идолопоклонством и различными пережитками языческой религии - свободой половых отношений, культом предков, ведовством, колдовством, суевериями и другими.
Второй том труда Гальковского содержит в себе тексты древнерусских поучений, направленных против остатков язычества в народе.
Содержание
Предисловие
Глава I. Языческая религия русских славян
§1. В основе религиозных верований русских славян был культ природы и культ предков
§ 2. Идолы. Требища
§3. Боги
§4. Дий и Троян
§5. Сварог и Сварожич
§6. Перун
§7. Хорс
§8. Дажьбог
§9. Волос
§10. Стрибог
§11. Симаргл
§12. Мокошь. Переплут. Позвизд. Ладо. Леле и Полеле
§13. Див
§14. Вилы и вил
§15. Купало
§16. Ярило. Кострома. Весна
§17. Авсен. Дид. Буякиня
§18. Взгляд на природу и обоготворение ее
§19. Поклонение светилам, воде и деревьям
§20. Почитание камней
§21. Почитание растений
§22. Почитание земли
§23. Русалки
§24. Берегини. Упыри
§25. Домовой
§26. Культ предков
§27. Похоронные обряды
§28. Загробная жизнь души
§29. Языческие праздники русских славян. Коляда
§30. Масленица. Сороки
§31. Красная горка. Радуница. Первый выгон скота в поле. Семик. Зеленые святки
§32. Купало
§33. Дни недели
Глава II.
§34. Средства и способы борьбы с остатками язычества. Отношение со стороны церкви и государства. Против язычества боролась церковь и государство. Средства борьбы церкви. Канонические постановления. Кормчая.
§35. Уставы князей. Соборные постановления
§36. Сочинения канонического содержания, составленные отдельными лицами
§37. Борьба словом убеждения
§38. Отношение светской власти в связи с общим историческим очерком борьбы с язычеством
Глава III. Борьба с идолопоклонством
§39. Уничтожение идолов кн. Владимиром
§40. Вера в богов приходила в забвение постепенно; двоеверие и обличение его
§41. Обличение язычества в памятниках XVI–XVII в. направлено не против русских, а новокрещенных финнов и инородцев Сибири
§42. Заключение
Глава IV. Борьба язычества с христианством. Волхвы
§43. Отношение язычества к христианству. Волхвы.
§44. Кто были волхвы, о которых говорит летопись?
§45. Мордовская и малорусская легенды о миротворении
§46. Дуалистические легенды финнов, сербов и малороссов восходят к богомильским сказаниям
§47. Пассивное сопротивление язычества христианству
Глава V. Брак
§48. Брак у русских во времена язычества. Отношение к брачному вопросу гражданской власти
§49. Мероприятия духовной власти, направленные против уклонений от чистоты брака
§50. Низкий уровень нравственности в 16 в. в русском обществе и среди новообращенных инородцев
§51. Противоестественные пороки
§52. Вывод
Глава VI. Род и рожаницы. Астрологические верования
§53. Сложность вопроса о родопочитании. Древность родопочитания
§54. Обличение родопочитания в кормчих
§55. Обличение в Паремейниках
§56. Обличение в безыменных словах и поучениях. Параллели Артемид и Артемида – род и рожаницы. Сближение почитание упырей и берегинь с культом рода и рожаниц
§57. Обличение рожаничной трапезы в честь Богородицы
§58. Праздник «полог Богородицы»
§59. Возникновение обычая на трапезах исполнять христианские молитвословия
§60. Потемнение культа рожаниц. Исповедные вопросы
§61. Род. Родопочитание у южных славян. Доля – счастье
§62. Астрологические верования. Звезда – душа. Род и рожаницы, γένεσις. звезды. Рожаницы – планеты
§63. Обличение астрологических верований. Судьба их
Глава VII. Жели
§64. Борьба с языческими погребальными обычаями. Тризна. Поминальная трапеза.
§65. Плач – жели
§66. Борьба церкви с обычаем лишать погребения умерших насильственною смертью
§67. Обличение остатков языческого культа мертвых. Бани, трапезы и огни для покойников
§68. Живучесть культа мертвых
Глава VIII. Ведовство и Колдовство
§69. Колдовство. Главные свойства колдуна: умение делать залом и оборотничество
§70. Различие между ведовством и колдовством. Исторические свидетельства веры в волшебство
§71. Исторические свидетельства веры в волшебство
§72. Прием и способ волшебства по памятникам
§73. Канонические мероприятия против волшебства. Меры русской церкви. Исповедные вопросы
§74. Безыменные обличительные слова и поучения против волшебства. Св. Никита патрон не обращающихся к волхвам
§75. Отношение государства к волшебству
§76. Иноземное влияние: финское, татарское, западноевропейское. Колдовство в Западной Европе
§77. Заключение
Глава IХ. Суеверия
§78. Язычество, как миросозерцание. Перелом, внесенный христианством
§79. Суеверие и легковерие
§80. Отреченная греческая литература. Суеверность греков
§81. Апокрифы
§82. Индексы отреченных книг
§83. Психологические основы суеверий. Предзнаменования
§84. Сны
§85. Приметы
§86. Гадания
§87. Предохранительные и целебные средства. Верование в силу растений.
§88. Зелейники и Травники
§89. Сила, присущая камням
§90. Приворотные средства
§91. Наузы
§92. Заговор. Заклятие
§93. Отношение Церкви к суевериям. Исповедь
§94. Тождество многих русских суеверий с греческими
§95. Обличение суеверий в безыменных словах и поучениях
§96. Обличение Симеона Полоцкого
§97. Суеверия в настоящее время. Суеверия у других народов. Русские не суеверные других
Глава Х. Игры и пляски
§98. Игры и пляски на Руси в древности
§99. Скоморохи
§100. Обличение духовной власти против игр и плясок
§101. Исповедные вопросы и сказания, направленные против развлечений
§102. Слова и поучения против развлечений
§103. Непосещение храма в праздничные дни
§104. Развлечения, как остаток язычества
§105. Обличения под влиянием Ефрема Сирина
§106. Эпизод из жития св. Нифонта
§107. Отношение светской власти
§108. Перемена во взглядах, начиная с Петра В.
§109. Заключение
Глава ХI. Перечни грехов
§110. Как смотреть на перечни грехов?
§111. Перечни грехов в Библии. Исповедные вопросы
§112. Перечни грехов в поновлении – перифраз грехов по мытарствам
§113. Перечни грехов – переделка или перевод с греческого
§114. Перечни грехов в русских памятниках случайны
§115. Перечни грехов – литературная традиция
Заключение
Т. 1: Харьков: Епархіальная типографія, 1916. — 376 с.
Т. 2: Москва: Печатня А. Снегиревой, 1913. — 309 с.
#книги@religiovedenie #язычество #христианство #религиоведение #астрология #упыри
Автор: Гальковский Н.М. (дореволюционное издание).
Книга об астрологических верованиях, почитании упырей и других проявлениях язычества у славян, и борьбе церкви против язычества.
Предлагаемый труд Н. М. Гальковского стал заметным явлением в истории изучения восточнославянской языческой традиции, а также переходного периода от язычества к христианству в Древней Руси.
Своё исследование автор начинает с очерка языческой религии восточных славян. Далее Гальковский переходит к изучению истории борьбы христианства с идолопоклонством и различными пережитками языческой религии - свободой половых отношений, культом предков, ведовством, колдовством, суевериями и другими.
Второй том труда Гальковского содержит в себе тексты древнерусских поучений, направленных против остатков язычества в народе.
Содержание
Предисловие
Глава I. Языческая религия русских славян
§1. В основе религиозных верований русских славян был культ природы и культ предков
§ 2. Идолы. Требища
§3. Боги
§4. Дий и Троян
§5. Сварог и Сварожич
§6. Перун
§7. Хорс
§8. Дажьбог
§9. Волос
§10. Стрибог
§11. Симаргл
§12. Мокошь. Переплут. Позвизд. Ладо. Леле и Полеле
§13. Див
§14. Вилы и вил
§15. Купало
§16. Ярило. Кострома. Весна
§17. Авсен. Дид. Буякиня
§18. Взгляд на природу и обоготворение ее
§19. Поклонение светилам, воде и деревьям
§20. Почитание камней
§21. Почитание растений
§22. Почитание земли
§23. Русалки
§24. Берегини. Упыри
§25. Домовой
§26. Культ предков
§27. Похоронные обряды
§28. Загробная жизнь души
§29. Языческие праздники русских славян. Коляда
§30. Масленица. Сороки
§31. Красная горка. Радуница. Первый выгон скота в поле. Семик. Зеленые святки
§32. Купало
§33. Дни недели
Глава II.
§34. Средства и способы борьбы с остатками язычества. Отношение со стороны церкви и государства. Против язычества боролась церковь и государство. Средства борьбы церкви. Канонические постановления. Кормчая.
§35. Уставы князей. Соборные постановления
§36. Сочинения канонического содержания, составленные отдельными лицами
§37. Борьба словом убеждения
§38. Отношение светской власти в связи с общим историческим очерком борьбы с язычеством
Глава III. Борьба с идолопоклонством
§39. Уничтожение идолов кн. Владимиром
§40. Вера в богов приходила в забвение постепенно; двоеверие и обличение его
§41. Обличение язычества в памятниках XVI–XVII в. направлено не против русских, а новокрещенных финнов и инородцев Сибири
§42. Заключение
Глава IV. Борьба язычества с христианством. Волхвы
§43. Отношение язычества к христианству. Волхвы.
§44. Кто были волхвы, о которых говорит летопись?
§45. Мордовская и малорусская легенды о миротворении
§46. Дуалистические легенды финнов, сербов и малороссов восходят к богомильским сказаниям
§47. Пассивное сопротивление язычества христианству
Глава V. Брак
§48. Брак у русских во времена язычества. Отношение к брачному вопросу гражданской власти
§49. Мероприятия духовной власти, направленные против уклонений от чистоты брака
§50. Низкий уровень нравственности в 16 в. в русском обществе и среди новообращенных инородцев
§51. Противоестественные пороки
§52. Вывод
Глава VI. Род и рожаницы. Астрологические верования
§53. Сложность вопроса о родопочитании. Древность родопочитания
§54. Обличение родопочитания в кормчих
§55. Обличение в Паремейниках
§56. Обличение в безыменных словах и поучениях. Параллели Артемид и Артемида – род и рожаницы. Сближение почитание упырей и берегинь с культом рода и рожаниц
§57. Обличение рожаничной трапезы в честь Богородицы
§58. Праздник «полог Богородицы»
§59. Возникновение обычая на трапезах исполнять христианские молитвословия
§60. Потемнение культа рожаниц. Исповедные вопросы
§61. Род. Родопочитание у южных славян. Доля – счастье
§62. Астрологические верования. Звезда – душа. Род и рожаницы, γένεσις. звезды. Рожаницы – планеты
§63. Обличение астрологических верований. Судьба их
Глава VII. Жели
§64. Борьба с языческими погребальными обычаями. Тризна. Поминальная трапеза.
§65. Плач – жели
§66. Борьба церкви с обычаем лишать погребения умерших насильственною смертью
§67. Обличение остатков языческого культа мертвых. Бани, трапезы и огни для покойников
§68. Живучесть культа мертвых
Глава VIII. Ведовство и Колдовство
§69. Колдовство. Главные свойства колдуна: умение делать залом и оборотничество
§70. Различие между ведовством и колдовством. Исторические свидетельства веры в волшебство
§71. Исторические свидетельства веры в волшебство
§72. Прием и способ волшебства по памятникам
§73. Канонические мероприятия против волшебства. Меры русской церкви. Исповедные вопросы
§74. Безыменные обличительные слова и поучения против волшебства. Св. Никита патрон не обращающихся к волхвам
§75. Отношение государства к волшебству
§76. Иноземное влияние: финское, татарское, западноевропейское. Колдовство в Западной Европе
§77. Заключение
Глава IХ. Суеверия
§78. Язычество, как миросозерцание. Перелом, внесенный христианством
§79. Суеверие и легковерие
§80. Отреченная греческая литература. Суеверность греков
§81. Апокрифы
§82. Индексы отреченных книг
§83. Психологические основы суеверий. Предзнаменования
§84. Сны
§85. Приметы
§86. Гадания
§87. Предохранительные и целебные средства. Верование в силу растений.
§88. Зелейники и Травники
§89. Сила, присущая камням
§90. Приворотные средства
§91. Наузы
§92. Заговор. Заклятие
§93. Отношение Церкви к суевериям. Исповедь
§94. Тождество многих русских суеверий с греческими
§95. Обличение суеверий в безыменных словах и поучениях
§96. Обличение Симеона Полоцкого
§97. Суеверия в настоящее время. Суеверия у других народов. Русские не суеверные других
Глава Х. Игры и пляски
§98. Игры и пляски на Руси в древности
§99. Скоморохи
§100. Обличение духовной власти против игр и плясок
§101. Исповедные вопросы и сказания, направленные против развлечений
§102. Слова и поучения против развлечений
§103. Непосещение храма в праздничные дни
§104. Развлечения, как остаток язычества
§105. Обличения под влиянием Ефрема Сирина
§106. Эпизод из жития св. Нифонта
§107. Отношение светской власти
§108. Перемена во взглядах, начиная с Петра В.
§109. Заключение
Глава ХI. Перечни грехов
§110. Как смотреть на перечни грехов?
§111. Перечни грехов в Библии. Исповедные вопросы
§112. Перечни грехов в поновлении – перифраз грехов по мытарствам
§113. Перечни грехов – переделка или перевод с греческого
§114. Перечни грехов в русских памятниках случайны
§115. Перечни грехов – литературная традиция
Заключение
Т. 1: Харьков: Епархіальная типографія, 1916. — 376 с.
Т. 2: Москва: Печатня А. Снегиревой, 1913. — 309 с.
#книги@religiovedenie #язычество #христианство #религиоведение #астрология #упыри
История папства и инквизиции. Краткий справочник-путеводитель по Музею истории религии и атеизма АН СССР. — М.-Лен.: Издательство АН СССР, 1959. — 187 с.
#книги@religiovedenie #христианство #католицизм #магия #инквизиция
В СССР краткий справочник «История папства и инквизиции», в котором рассказывалось о "прелестях" западной версии христианства, рекомендовался в качестве пособия для лекторов и педагогов, ведущих научно-атеистическую пропаганду.
В 1951 г. в Музее истории религии и атеизма Академии наук СССР был открыт отдел «История папства и инквизиции». Экспозиция отдела знакомит с реакционной ролью католической церкви в прошлом и настоящем и с развитием свободомыслия и атеизма у народов Западной Европы.
Экспозиция состоит из пяти разделов:
I. Феодализм в Западной Европе.
II. Папство в эпоху феодализма.
III. Западноевропейское искусство и религия XVI—XIX вв
IV. Папство на службе помещиков и капиталистов в XIX в.
V. Ватикан на службе империализма.
#книги@religiovedenie #христианство #католицизм #магия #инквизиция
В СССР краткий справочник «История папства и инквизиции», в котором рассказывалось о "прелестях" западной версии христианства, рекомендовался в качестве пособия для лекторов и педагогов, ведущих научно-атеистическую пропаганду.
В 1951 г. в Музее истории религии и атеизма Академии наук СССР был открыт отдел «История папства и инквизиции». Экспозиция отдела знакомит с реакционной ролью католической церкви в прошлом и настоящем и с развитием свободомыслия и атеизма у народов Западной Европы.
Экспозиция состоит из пяти разделов:
I. Феодализм в Западной Европе.
II. Папство в эпоху феодализма.
III. Западноевропейское искусство и религия XVI—XIX вв
IV. Папство на службе помещиков и капиталистов в XIX в.
V. Ватикан на службе империализма.