Статистика ВК сообщества "Мераб Мамардашвили"
Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Всё остальное — слова.
Количество постов 352
Частота постов 425 часов 46 минут
ER
192.67
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
"Но нет такого предмета в мире, называемого "свобода", который внешне доказуемым образом можно кому бы то ни было показать и передать. Свобода недоказуема, совесть недоказуема, смысл недоказуем и т.д." - Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух//Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С.63.
Долгое время, как известно, было законом, что только все то, на чем лежит печать коллективной машины, особой анонимной и таинственной логики инстанций, должно жить и имеет на это право. А все самостоятельные, независимые и автономные производители (я имею в виду не экономический характер предприятий, а тип и культуру людей) обрекались на исчезновение. Именно поэтому, например, в 20-х и 30-х годах выкашивался определенный тип инженеров и инженерной мысли, а не по чьему-то злому умыслу или заблуждению и ошибкам. И до сих пор не пропал страх перед собственными усилиями всякого человека, живущего своим собственным трудом, а, с другой стороны, человек в массе все больше от него отучен, отучен от самостоятельности, причем настолько, что даже не решается и на то, что законом не запрещено.
Мераб Мамардашвили.
Мераб Мамардашвили.
"... философ имеет дело с чем-то, чего в принципе нельзя знать заранее, нельзя предположить, вообразить возможным или ввести определением. Но что может случиться с прохождением пути". - Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание//Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С.56.
"Скажем, русские люди начала века были, очевидно, людьми очень глупыми (но не в психологическом смысле слова): для них работа машины права была чем-то непостижимым, и странным, и чуждым, они думали, что они могут, собравшись на миру, соборно, вот тут на митинге (а я назвал эту ситуацию митингом), установить нечто по справедливости, избегая формальных выкрутас и крючкотворства права и учреждений. И — не получается, не получается потому, что человеческой психологии не на чем держаться. На моем языке я сказал бы так: нет приставок, амплифицирующих человека (как есть репродуктор, в котором нечто усиливалось бы). Эти машины должны строиться определенным образом, и современная философия стала интересоваться: как это организовано, как это делается? Параллельно с этим инстинктом философии существует тень этого философствования, которую мы можем прослеживать по сегодняшний день, — это так называемая левая революционная мысль, которая в противовес возникшему философскому ощущению, что общество — органическая вещь, а не логическая, считает, что общество — логическая вещь, то есть та, которую можно просто сделать, организовать так, как захотел (она податлива). Истинная мысль может быть реализована сразу в виде истинного общественного устройства. Вопреки современной философии левая мысль считает, что человеческая психология есть некая сама по себе существующая сущность или некая самостоятельная ценность, поэтому мир должен быть организован сообразно идеям и состояниям честных и радикально настроенных людей. А он не организуется таким образом, не получается. Поэтому, конечно, можно, как я уже говорил, насильно тащить в истину, которую кто-то видит. Если люди упираются, можно их убить. Отсюда — терроризм. К чему я все это говорю? Я просто бросаю некоторые мазки, некоторые краски для понимания (пока общего, суммарного) ситуации или, вернее, набора, из которого состоит ситуация в ХХ веке" - Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. М., 2010. С.148-149.
Есть такой закон сновидения: по содержанию своих видений сон строится таким образом, чтобы эти видения позволяли нам не проснуться... Скажем, звонит будильник, я не хочу проснуться, и в короткие мгновения, когда еще звучит звонок (в действительности короткий, а во сне он кажется длинным), сон разыгрывает целую сцену, которая придает такой смысл этому звуку, что этот смысл позволяет мне не проснуться. И вот то, что мы называем реальностью, чаще всего состоит из таких представлений, из таких образов и состояний, которые позволяют нам спать дальше. В данном случае слово «спать» означает не знать и не видеть реальности. И в этом смысле реальность имеет структуру сновидения. Жизнь есть сон – в этом смысле слова.
Мамардашвили. Психологическая топология пути.
Мамардашвили. Психологическая топология пути.
"Именно личностное начало - основа духовности, для которой выше родины всегда истина. Кстати сказать, это христианская заповедь. И лишь личность способна искать ее и высказать "с последней прямотой". У меня возникает вопрос: многие ли грузины способны сегодня поставить истину выше видимого интереса своей родины? А если могут, то они плохие христиане." - Мамардашвили М.К. Назвать вещи своими именами//Знание-сила, 1990. Декабрь. С.22-23. Мне кажется, здесь редакторская ошибка? В последнем предложении перед "могут" должно стоять "не"?