Редакция журнала «Концепт» поздравляет авторов и читателей с Днем знаний! Пусть учебный год принесет новые научные открытия и реализацию всех замыслов!
Нам приятно начинать учебный год с замечательной новости: журнал «Концепт» занял 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Это результат совместной работы авторов, редакторов и рецензентов. Мы благодарим каждого члена нашей большой команды за вклад в общее дело!
Статистика ВК сообщества "Научная публикация / публикация статей"
Журнал включен в Перечень ВАК по педагогике
Количество постов 1 073
Частота постов 3 часа 54 минуты
ER
2.11
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Опубликована статья "Особенности формирования инженерного мышления средствами 3D-технологий"
Авторы: Суворова Т. Н., Мамаева Е. А.
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена дидактическими возможностями средств 3D-технологий для подготовки востребованного «инженера будущего», обладающего навыками исследовательской работы и опытом интеллектуальной деятельности, поддержанной современными высокотехнологичными средствами. Проблема, на решение которой направлено исследование, обусловлена необходимостью формирования в условиях цифровой образовательной среды особого инженерного стиля мышления, предполагающего готовность к исследовательской работе, креативность, ответственность, интеллектуальные навыки. Цель исследования – выявление особенностей применения средств 3D-технологий для формирования инженерного мышления как важной компетенции востребованного специалиста цифрового общества. Методология основывается на теоретическом анализе и обобщении научных работ, значимость которых в области цифровизации образования, подготовки инженерно-технических кадров, трехмерного моделирования, применения программных средств для развития мышления признана научным сообществом. В работе уточняется сущность понятия «инженерное мышление» в контексте подготовки специалистов для Индустрии 4.0 и обосновывается потенциал 3D-технологий для формирования инженерного мышления как необходимого качества кадров цифровой экономики. Авторами формулируются принципы организации исследовательской деятельности обучающихся по 3D-моделированию. Оценка сформированности инженерного мышления, анализ проектных разработок обучающихся по применению средств 3D-технологий для решения всего спектра профессиональных задач специалиста будущего, обобщение результатов проектной деятельности выполнялись в ходе педагогического эксперимента. В качестве метода статистической обработки и проверки достоверности полученных результатов применялся критерий знаков G. В заключении обобщаются особенности формирования инженерного мышления средствами 3D-технологий в образовательном процессе. Материалы статьи могут использоваться, во-первых, для педагогической поддержки формирования инженерного мышления обучающихся в процессе конструкторской деятельности по разработке «умных» решений и проектирования 3D-моделей; во-вторых, для профессиональной ориентации, самоопределения личности с учетом вызовов будущего и требований Индустрии 4.0.
Авторы: Суворова Т. Н., Мамаева Е. А.
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена дидактическими возможностями средств 3D-технологий для подготовки востребованного «инженера будущего», обладающего навыками исследовательской работы и опытом интеллектуальной деятельности, поддержанной современными высокотехнологичными средствами. Проблема, на решение которой направлено исследование, обусловлена необходимостью формирования в условиях цифровой образовательной среды особого инженерного стиля мышления, предполагающего готовность к исследовательской работе, креативность, ответственность, интеллектуальные навыки. Цель исследования – выявление особенностей применения средств 3D-технологий для формирования инженерного мышления как важной компетенции востребованного специалиста цифрового общества. Методология основывается на теоретическом анализе и обобщении научных работ, значимость которых в области цифровизации образования, подготовки инженерно-технических кадров, трехмерного моделирования, применения программных средств для развития мышления признана научным сообществом. В работе уточняется сущность понятия «инженерное мышление» в контексте подготовки специалистов для Индустрии 4.0 и обосновывается потенциал 3D-технологий для формирования инженерного мышления как необходимого качества кадров цифровой экономики. Авторами формулируются принципы организации исследовательской деятельности обучающихся по 3D-моделированию. Оценка сформированности инженерного мышления, анализ проектных разработок обучающихся по применению средств 3D-технологий для решения всего спектра профессиональных задач специалиста будущего, обобщение результатов проектной деятельности выполнялись в ходе педагогического эксперимента. В качестве метода статистической обработки и проверки достоверности полученных результатов применялся критерий знаков G. В заключении обобщаются особенности формирования инженерного мышления средствами 3D-технологий в образовательном процессе. Материалы статьи могут использоваться, во-первых, для педагогической поддержки формирования инженерного мышления обучающихся в процессе конструкторской деятельности по разработке «умных» решений и проектирования 3D-моделей; во-вторых, для профессиональной ориентации, самоопределения личности с учетом вызовов будущего и требований Индустрии 4.0.
Опубликована статья "Педагогический инструментарий оценки уровня развития инициативности у старших дошкольников на основе волонтерской деятельности"
Автор: Зелинская М. Г.
Аннотация: Социальный заказ в области дошкольного образования обусловливает необходимость развития детской инициативности и предполагает не только разработку педагогического инструментария данного процесса, но и теоретико-эмпирическое обоснование его применимости. Целью проведенного нами научного исследования является разработка и апробация организационно-педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности (критерии, показатели, уровни, диагностические методики, парциальная программа и технология и др.). В статье представлена авторская критериальная модель изучения уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, статистическая обработка результатов эксперимента. Содержание диагностических процедур определено с учетом целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основу педагогического инструментария составляют интервью с дошкольниками, метод педагогического наблюдения за детьми в свободной, специально организованной деятельности. В статье рассматриваются научные подходы к изучению понятия «инициативность», виды инициативности и ее характеристики. На основе теоретического анализа научных исследований определена совокупность критериев оценки уровня развития инициативности как многомерного и многоуровневого образования, находящихся в определенных связях между собой: 1) мотивационно-ценностный; 2) информационно-когнитивный; 3) эмоционально-волевой; 4) регулятивно-деятельностный. На выборке данных критериев уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (N = 53) в условиях формирующего эксперимента, основанного на внедрении парциальной программы и технологии развития инициативности дошкольников через включение их в волонтерскую деятельность, эмпирическим путем установлено, что указанные критерии для представления инициативности как системы выбраны адекватно поставленной цели и в своей совокупности будут валидно отражать ее проявление. В ходе итоговой сравнительной диагностики уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста была получена положительная динамика, что доказывает эффективность разработанных организационно-педагогических условий, направленных на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности.
Автор: Зелинская М. Г.
Аннотация: Социальный заказ в области дошкольного образования обусловливает необходимость развития детской инициативности и предполагает не только разработку педагогического инструментария данного процесса, но и теоретико-эмпирическое обоснование его применимости. Целью проведенного нами научного исследования является разработка и апробация организационно-педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности (критерии, показатели, уровни, диагностические методики, парциальная программа и технология и др.). В статье представлена авторская критериальная модель изучения уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, статистическая обработка результатов эксперимента. Содержание диагностических процедур определено с учетом целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основу педагогического инструментария составляют интервью с дошкольниками, метод педагогического наблюдения за детьми в свободной, специально организованной деятельности. В статье рассматриваются научные подходы к изучению понятия «инициативность», виды инициативности и ее характеристики. На основе теоретического анализа научных исследований определена совокупность критериев оценки уровня развития инициативности как многомерного и многоуровневого образования, находящихся в определенных связях между собой: 1) мотивационно-ценностный; 2) информационно-когнитивный; 3) эмоционально-волевой; 4) регулятивно-деятельностный. На выборке данных критериев уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (N = 53) в условиях формирующего эксперимента, основанного на внедрении парциальной программы и технологии развития инициативности дошкольников через включение их в волонтерскую деятельность, эмпирическим путем установлено, что указанные критерии для представления инициативности как системы выбраны адекватно поставленной цели и в своей совокупности будут валидно отражать ее проявление. В ходе итоговой сравнительной диагностики уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста была получена положительная динамика, что доказывает эффективность разработанных организационно-педагогических условий, направленных на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности.
Опубликована статья "Использование комплекса наглядно-образных средств в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи "
Авторы: Хмелькова Е. В., Титлянова Е. С., Шешукова Н. Н.
Аннотация: На современном этапе развития дошкольного образования использование традиционных коррекционно-логопедических приемов и средств для устранения нарушений звукопроизношения у детей оказывается недостаточным. Необходимы разработка и внедрение в практику инновационных методик и технологий логопедического воздействия, что позволит повысить эффективность оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, – все это и составляет актуальность нашего исследования. Целью работы является научное обоснование, разработка, апробация и оценка эффективности комплекса наглядно-образных средств по формированию произносительных умений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Авторы опираются на положение Л. С. Выготского о социальной обусловленности аномального и нормального развития. В статье обобщены научные сведения по проблеме становления звукопроизношения в ходе нормального развития, охарактеризованы особенности произносительной стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Осуществлено исследование состояния звукопроизношения, и определено качественное своеобразие фонетических средств языка у дошкольников с различными недостатками речевого развития. На основании теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной проблематике разработана технология использования наглядных средств в воспитании произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Показана возможность применения наглядно-образных средств на разных этапах работы по постановке звуков у детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития. Применение данного комплекса способствует повышению мотивации детей к выполнению заданий, оптимизации развития артикуляционной и мелкой моторики, введения звуков в слоги, слова и закреплению произносительных навыков в самостоятельной речи дошкольников. Представленные результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проделанной коррекционно-педагогической работы.
Авторы: Хмелькова Е. В., Титлянова Е. С., Шешукова Н. Н.
Аннотация: На современном этапе развития дошкольного образования использование традиционных коррекционно-логопедических приемов и средств для устранения нарушений звукопроизношения у детей оказывается недостаточным. Необходимы разработка и внедрение в практику инновационных методик и технологий логопедического воздействия, что позволит повысить эффективность оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, – все это и составляет актуальность нашего исследования. Целью работы является научное обоснование, разработка, апробация и оценка эффективности комплекса наглядно-образных средств по формированию произносительных умений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Авторы опираются на положение Л. С. Выготского о социальной обусловленности аномального и нормального развития. В статье обобщены научные сведения по проблеме становления звукопроизношения в ходе нормального развития, охарактеризованы особенности произносительной стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Осуществлено исследование состояния звукопроизношения, и определено качественное своеобразие фонетических средств языка у дошкольников с различными недостатками речевого развития. На основании теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной проблематике разработана технология использования наглядных средств в воспитании произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Показана возможность применения наглядно-образных средств на разных этапах работы по постановке звуков у детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития. Применение данного комплекса способствует повышению мотивации детей к выполнению заданий, оптимизации развития артикуляционной и мелкой моторики, введения звуков в слоги, слова и закреплению произносительных навыков в самостоятельной речи дошкольников. Представленные результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проделанной коррекционно-педагогической работы.
Опубликована статья "Социально-экологический подход в профессиональной подготовке будущего педагога"
Автор: Ниязова А. А.
Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованиями к личности современного педагога в целях реализации социально-экологического образования обучающихся в условиях экологического кризиса и устойчивого развития общества. Значимость профессиональной подготовки будущего педагога к реализации задач социально-экологического образования и педагогической деятельности в данной области подчеркнута в Экологической доктрине, Концепции устойчивого развития, Концепции непрерывного экологического образования и т. д. Цель исследования – определение значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. В статье представлены ведущие способы изучения феномена социально-экологического подхода, а также взгляд автора на социально-экологический подход как теоретико-методологический, определяющий содержательно-процессуальную составляющую профессиональной подготовки будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Социально-экологический подход в образовании сочетает в себе социальный и экологический подходы, что интегрирует науки и позволяет более целостно изучать определенные проблемы, например развитие социально-экологической образованности, формирование экологической культуры, социально-экологическое взаимодействие личности в социоприродной среде и т. д. Согласно зарубежным исследованиям, социально-экологический подход включает четыре компонента: население, среду, технологию и организацию, которые нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки к предстоящей деятельности по социально-экологическому образованию обучающихся. В основе социально-экологического подхода лежит принцип междисциплинарности, способствующий взаимодействию двух или более научных дисциплин, каждая из которых выступает самостоятельной, с одной стороны, и предполагает объединение усилий в решении и исследовании определенных проблем – с другой. Такой междисциплинарной наукой выступает социальная экология. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, а также учебное пособие «Социальная экология» могут быть использованы в процессе проектирования содержания социально-экологического образования в вузе и при формировании социально-экологических знаний будущего педагога.
Автор: Ниязова А. А.
Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованиями к личности современного педагога в целях реализации социально-экологического образования обучающихся в условиях экологического кризиса и устойчивого развития общества. Значимость профессиональной подготовки будущего педагога к реализации задач социально-экологического образования и педагогической деятельности в данной области подчеркнута в Экологической доктрине, Концепции устойчивого развития, Концепции непрерывного экологического образования и т. д. Цель исследования – определение значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. В статье представлены ведущие способы изучения феномена социально-экологического подхода, а также взгляд автора на социально-экологический подход как теоретико-методологический, определяющий содержательно-процессуальную составляющую профессиональной подготовки будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Социально-экологический подход в образовании сочетает в себе социальный и экологический подходы, что интегрирует науки и позволяет более целостно изучать определенные проблемы, например развитие социально-экологической образованности, формирование экологической культуры, социально-экологическое взаимодействие личности в социоприродной среде и т. д. Согласно зарубежным исследованиям, социально-экологический подход включает четыре компонента: население, среду, технологию и организацию, которые нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки к предстоящей деятельности по социально-экологическому образованию обучающихся. В основе социально-экологического подхода лежит принцип междисциплинарности, способствующий взаимодействию двух или более научных дисциплин, каждая из которых выступает самостоятельной, с одной стороны, и предполагает объединение усилий в решении и исследовании определенных проблем – с другой. Такой междисциплинарной наукой выступает социальная экология. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, а также учебное пособие «Социальная экология» могут быть использованы в процессе проектирования содержания социально-экологического образования в вузе и при формировании социально-экологических знаний будущего педагога.
Опубликована статья "Проектирование модели урока технологии с элементами мастер-класса"
Автор: Махнёва Н. С.
Аннотация: На уроках технологии при реализации раздела «Художественные ремесла» чаще всего используется классическая форма комбинированного урока. Но не всегда в рамках такого урока ученикам удается довести создание того или иного объекта, предлагаемого рабочей программой «Технология» (5–7-е классы), до логического завершения. Иногда возникают трудности, такие как отсутствие интереса у учеников к выбранному объекту труда, снижение творческой активности при его выполнении, нежелание завершить начатую работу. Для решения этой проблемы предложено встроить мастер-класс в классическую форму комбинированного урока технологии, для того чтобы повысить активную творческую деятельность, способствовать развитию творческих способностей, воображения, а также улучшить предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Такая форма, как мастер-класс, позволяет на уроке выполнить готовое изделие от начала до конца за короткий промежуток времени. Данная статья посвящена проектированию модели урока технологии с элементами мастер-класса. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на уроках технологии чаще всего используется форма комбинированного урока, а в рамках такого урока можно частично реализовать мастер-класс. Мы предлагаем соединить эти две формы, что в результате позволит нам получить комбинированный урок технологии с элементами мастер-класса, для того чтобы вовлечь учеников в активную творческую деятельность, а по окончании урока добиться конечного результата в виде готового объекта труда. Мастер-класс способствует тому, что у учеников на уроке отсутствует пассивность при работе над объектом, преобладает творческий интерес к урокам технологии. Цель статьи – разработка и предложение педагогических условий организации урока с элементами мастер-класса, а также организация модели комбинированного урока технологии с элементами мастер-класса. Оценка результатов осуществляется в виде сравнительного эксперимента, проведенного в общеобразовательной школе на уроках технологии среди параллели 5, 6 и 7-х классов. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о модели комбинированного урока технологии. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке модели урока технологии с элементами мастер-класса.
Автор: Махнёва Н. С.
Аннотация: На уроках технологии при реализации раздела «Художественные ремесла» чаще всего используется классическая форма комбинированного урока. Но не всегда в рамках такого урока ученикам удается довести создание того или иного объекта, предлагаемого рабочей программой «Технология» (5–7-е классы), до логического завершения. Иногда возникают трудности, такие как отсутствие интереса у учеников к выбранному объекту труда, снижение творческой активности при его выполнении, нежелание завершить начатую работу. Для решения этой проблемы предложено встроить мастер-класс в классическую форму комбинированного урока технологии, для того чтобы повысить активную творческую деятельность, способствовать развитию творческих способностей, воображения, а также улучшить предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Такая форма, как мастер-класс, позволяет на уроке выполнить готовое изделие от начала до конца за короткий промежуток времени. Данная статья посвящена проектированию модели урока технологии с элементами мастер-класса. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на уроках технологии чаще всего используется форма комбинированного урока, а в рамках такого урока можно частично реализовать мастер-класс. Мы предлагаем соединить эти две формы, что в результате позволит нам получить комбинированный урок технологии с элементами мастер-класса, для того чтобы вовлечь учеников в активную творческую деятельность, а по окончании урока добиться конечного результата в виде готового объекта труда. Мастер-класс способствует тому, что у учеников на уроке отсутствует пассивность при работе над объектом, преобладает творческий интерес к урокам технологии. Цель статьи – разработка и предложение педагогических условий организации урока с элементами мастер-класса, а также организация модели комбинированного урока технологии с элементами мастер-класса. Оценка результатов осуществляется в виде сравнительного эксперимента, проведенного в общеобразовательной школе на уроках технологии среди параллели 5, 6 и 7-х классов. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о модели комбинированного урока технологии. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке модели урока технологии с элементами мастер-класса.
Опубликована статья "Система высшего образования как главный ресурс инновационного развития общества"
Автор: Коваленко Л. В.
Аннотация: Высшая школа по масштабу и силе воздействия на все стороны развития общества не имеет себе равных, поэтому должна отвечать современным требованиям общественного развития. Переход общества к новому состоянию сопровождается качественными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере высшего образования, которое играет многофункциональную роль. Цель исследования – выявить ресурсный потенциал высшего образования в инновационном развитии общества. Для реализации цели применен общенаучный системный подход, в соответствии с которым высшее образование рассматривается как сложная динамическая система. Использован концептуальный (теоретический) анализ основных тенденций в развитии современной системы высшего образования. Теоретической и методологической основой исследования послужили современные научные публикации. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что сложились определенные теоретические предпосылки исследования проблем высшего образования. Обзор научных публикаций позволил утверждать, что социально-экономические условия развития высшего образования оказывают значительное влияние на инновационное развитие общества. В результате исследования выявлены факторы, определяющие ресурсный потенциал высшего образования в инновационном развитии общества: стратегия опережающего развития системы высшего образования; разработка новой концепции подготовки кадров; обеспечение возможности получения качественного образования; система эффективного финансирования образования; стимулирование продуктивной деятельности преподавателей; гибкая и индивидуализированная система мотивации персонала в образовательных организациях; объективность, прозрачность, динамизм и гибкость критериев оценки успешности труда сотрудников вузов. Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования проведенных автором результатов исследования, выводов как основы расширения базы для дальнейших исследований в заявленной области с целью формирования комплексного мнения о проблематике.
Автор: Коваленко Л. В.
Аннотация: Высшая школа по масштабу и силе воздействия на все стороны развития общества не имеет себе равных, поэтому должна отвечать современным требованиям общественного развития. Переход общества к новому состоянию сопровождается качественными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере высшего образования, которое играет многофункциональную роль. Цель исследования – выявить ресурсный потенциал высшего образования в инновационном развитии общества. Для реализации цели применен общенаучный системный подход, в соответствии с которым высшее образование рассматривается как сложная динамическая система. Использован концептуальный (теоретический) анализ основных тенденций в развитии современной системы высшего образования. Теоретической и методологической основой исследования послужили современные научные публикации. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что сложились определенные теоретические предпосылки исследования проблем высшего образования. Обзор научных публикаций позволил утверждать, что социально-экономические условия развития высшего образования оказывают значительное влияние на инновационное развитие общества. В результате исследования выявлены факторы, определяющие ресурсный потенциал высшего образования в инновационном развитии общества: стратегия опережающего развития системы высшего образования; разработка новой концепции подготовки кадров; обеспечение возможности получения качественного образования; система эффективного финансирования образования; стимулирование продуктивной деятельности преподавателей; гибкая и индивидуализированная система мотивации персонала в образовательных организациях; объективность, прозрачность, динамизм и гибкость критериев оценки успешности труда сотрудников вузов. Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования проведенных автором результатов исследования, выводов как основы расширения базы для дальнейших исследований в заявленной области с целью формирования комплексного мнения о проблематике.
Опубликована статья "Формирование патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр"
Авторы: Родионова О. В., Ситникова Л. Д.
Аннотация: Информатизация общества, последующая глобализация обусловили необходимость формирования патриотизма у каждого члена современного социума. При этом осуществлять сегодня этот процесс необходимо с использованием ИКТ. Это особенно актуально для детей, которые каждый день встречаются с гаджетом, компьютером или телевизором. Программным средством, которому дети отдают наибольшее предпочтение, является комьютерная игра. Нами высказывается предположение, что компьютерные игры – это эффективное средство патриотического воспитания младших школьников. Огромный интерес к таким играм у детей, а также их наглядность и интерактивность позволяют вызвать у ребенка необходимые чувства, эмоции и направить на требуемые поступки. В статье представлен анализ работ по вопросам формирования патриотизма: изучены сущность патриотизма, патриотического воспитания; принцип природосообразности определен как основной в формировании патриотизма; с учетом его положений проанализированы подходы к определению цели, содержания, методов, форм и средств патриотического воспитания младших школьников. По результатам анализа сформулированы положения, на основе которых спроектирована шестикомпонентная теоретическая модель формирования патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр. Формирование патриотизма осуществляется в ходе патриотического воспитания. Этот процесс является непрерывным и осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными периодами жизни человека. В теоретической модели представлена цель с учетом ФГОС начального общего образования. На основе цели и компонентного состава патриотизма определено содержание и диагностический инструментарий оценки возможного результата. Основным средством в модели выбраны компьютерные игры о родном крае и Отечестве. Описаны их возможности для реализации патриотического воспитания младших школьников. Формирование патриотизма средствами компьютерных игр может осуществляться с использованием различных методов в классно-урочной форме обучения в очном, дистанционном и смешанном форматах. Учитель сопровождает игру беседой с объяснениями и дополнениями. На основе теоретической модели была разработана методическая карта формирования патриотизма как любви к малой родине, Тульскому краю, у младших школьников. Разработанная карта содержит методическую поддержку для реализации процесса формирования патриотизма младших школьников средствами спроектированных компьютерных игр о Тульском регионе и может быть использована в школьной практике. Исследование носит теоретический характер и требует экспериментального подтверждения.
Авторы: Родионова О. В., Ситникова Л. Д.
Аннотация: Информатизация общества, последующая глобализация обусловили необходимость формирования патриотизма у каждого члена современного социума. При этом осуществлять сегодня этот процесс необходимо с использованием ИКТ. Это особенно актуально для детей, которые каждый день встречаются с гаджетом, компьютером или телевизором. Программным средством, которому дети отдают наибольшее предпочтение, является комьютерная игра. Нами высказывается предположение, что компьютерные игры – это эффективное средство патриотического воспитания младших школьников. Огромный интерес к таким играм у детей, а также их наглядность и интерактивность позволяют вызвать у ребенка необходимые чувства, эмоции и направить на требуемые поступки. В статье представлен анализ работ по вопросам формирования патриотизма: изучены сущность патриотизма, патриотического воспитания; принцип природосообразности определен как основной в формировании патриотизма; с учетом его положений проанализированы подходы к определению цели, содержания, методов, форм и средств патриотического воспитания младших школьников. По результатам анализа сформулированы положения, на основе которых спроектирована шестикомпонентная теоретическая модель формирования патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр. Формирование патриотизма осуществляется в ходе патриотического воспитания. Этот процесс является непрерывным и осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными периодами жизни человека. В теоретической модели представлена цель с учетом ФГОС начального общего образования. На основе цели и компонентного состава патриотизма определено содержание и диагностический инструментарий оценки возможного результата. Основным средством в модели выбраны компьютерные игры о родном крае и Отечестве. Описаны их возможности для реализации патриотического воспитания младших школьников. Формирование патриотизма средствами компьютерных игр может осуществляться с использованием различных методов в классно-урочной форме обучения в очном, дистанционном и смешанном форматах. Учитель сопровождает игру беседой с объяснениями и дополнениями. На основе теоретической модели была разработана методическая карта формирования патриотизма как любви к малой родине, Тульскому краю, у младших школьников. Разработанная карта содержит методическую поддержку для реализации процесса формирования патриотизма младших школьников средствами спроектированных компьютерных игр о Тульском регионе и может быть использована в школьной практике. Исследование носит теоретический характер и требует экспериментального подтверждения.
Опубликована статья "Организация деятельности вуза по гражданско-патриотическому воспитанию студентов: из опыта РГУ имени С. А. Есенина"
Авторы: Минаев А. И., Исаева О. Н., Завертяева Ю. А.
Аннотация: В свете празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году в данной работе актуализирован вопрос патриотического воспитания студенческой молодежи, рассмотрены теоретические и практические основы патриотизма, культура патриотизма, приведены результаты исследования восприятия молодежью темы Великой Отечественной войны, проведенного Российским обществом социологов в 2019–2020 годах. Целью статьи является целостное представление обобщенного опыта воспитательной внеучебной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в контексте проведения Года памяти и славы в Российской Федерации и с учетом особенностей организации образовательного процесса вуза в дистанционном формате в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, а также выявление наиболее эффективных дистанционных форм и методов внеучебной работы в вузе и их характеристик в свете анализа новых возможностей в организации работы с молодежью. В статье рассматриваются особенности деятельности студенческих общественных объединений, проектной работы обучающихся, добровольческого (волонтерского) движения и их роль в патриотическом воспитании молодежи и формировании общекультурных компетенций студентов. Методологическую основу исследования составляют системный, средовый и личностно ориентированный подходы. В статье приведены востребованные ресурсы информационно-коммуникационной среды университета в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Особое внимание в работе уделено научному потенциалу вуза, вкладу ученых-историков Рязанского государственного университета в сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне и перспективам научного поиска и дальнейших исследований в сфере исторического образования, что вносит вклад в теоретическую значимость работы. Практическая значимость полученных результатов следует из представленного в статье обобщенного опыта воспитательной внеучебной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в свете празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В настоящий момент, особенно в период дистанционного формата работы вузов, продолжение работы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи является важным и актуальным. Авторы описывают опыт работы вуза, сформированный с использованием проведенных исследований и практической деятельности. В период пандемии активизированы возможности и ресурсы электронной информационной образовательной среды вуза и созданы условия для реализации личностного потенциала молодежи в сохранении исторической правды о Великой Отечественной войне и формировании активной гражданской позиции. Участие в деятельности студенческих общественных объединений, проектной работе, добровольческом движении, без сомнения, является важным в направлении патриотического воспитания молодежи и формирования общекультурных компетенций студентов. Для авторов данной публикации первостепенной задачей является возможность поделиться положительным опытом работы в неординарных условиях деятельности всех вузов РФ.
Авторы: Минаев А. И., Исаева О. Н., Завертяева Ю. А.
Аннотация: В свете празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году в данной работе актуализирован вопрос патриотического воспитания студенческой молодежи, рассмотрены теоретические и практические основы патриотизма, культура патриотизма, приведены результаты исследования восприятия молодежью темы Великой Отечественной войны, проведенного Российским обществом социологов в 2019–2020 годах. Целью статьи является целостное представление обобщенного опыта воспитательной внеучебной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в контексте проведения Года памяти и славы в Российской Федерации и с учетом особенностей организации образовательного процесса вуза в дистанционном формате в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, а также выявление наиболее эффективных дистанционных форм и методов внеучебной работы в вузе и их характеристик в свете анализа новых возможностей в организации работы с молодежью. В статье рассматриваются особенности деятельности студенческих общественных объединений, проектной работы обучающихся, добровольческого (волонтерского) движения и их роль в патриотическом воспитании молодежи и формировании общекультурных компетенций студентов. Методологическую основу исследования составляют системный, средовый и личностно ориентированный подходы. В статье приведены востребованные ресурсы информационно-коммуникационной среды университета в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Особое внимание в работе уделено научному потенциалу вуза, вкладу ученых-историков Рязанского государственного университета в сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне и перспективам научного поиска и дальнейших исследований в сфере исторического образования, что вносит вклад в теоретическую значимость работы. Практическая значимость полученных результатов следует из представленного в статье обобщенного опыта воспитательной внеучебной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина в свете празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В настоящий момент, особенно в период дистанционного формата работы вузов, продолжение работы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи является важным и актуальным. Авторы описывают опыт работы вуза, сформированный с использованием проведенных исследований и практической деятельности. В период пандемии активизированы возможности и ресурсы электронной информационной образовательной среды вуза и созданы условия для реализации личностного потенциала молодежи в сохранении исторической правды о Великой Отечественной войне и формировании активной гражданской позиции. Участие в деятельности студенческих общественных объединений, проектной работе, добровольческом движении, без сомнения, является важным в направлении патриотического воспитания молодежи и формирования общекультурных компетенций студентов. Для авторов данной публикации первостепенной задачей является возможность поделиться положительным опытом работы в неординарных условиях деятельности всех вузов РФ.
Опубликована статья "Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века"
Автор: Воробьева Н. В.
Аннотация: Конфессиональное женское образование имеет ряд специфических особенностей: сословная замкнутость; строгое подчинение епархиальному архиерею, неразделимость учебного и воспитательного процессов. В отечественной историографии изучалась специфика женского образования в пореформенный период, связанная со сломом традиционной патриархальной модели понимания женского образования. В рамках исторической феминологии и гендерных исследований был поставлен вопрос о профессиональной самореализации воспитанниц епархиальных училищ. Цель исследования: во-первых, ввести в научный оборот сведения о деятельности Омского женского епархиального училища в 1906–1917 гг. Во-вторых, выявить специфику женского духовного образования в сибирской провинции. Источниками исследования послужили: делопроизводственные и иные материалы регионального характера, значительный объем которых представлен в фонде Омской духовной консистории, епархиальное периодическое издание «Омские епархиальные ведомости», где публиковались отчеты епархиального наблюдателя и ведомости епархиального училищного Совета. На основании отчетов епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении реконструируется учебно-методический процесс, преподавательский состав и состояние учебно-воспитательной работы. Омское женское епархиальное училище содержалось за счет взносов из епархиальной казны, доходов епархиального свечного завода и частных пожертвований. Учебно-воспитательный процесс был нацелен на получение образования, достаточного для преподавания в начальной школе. В отличие от тенденций к строгому регламентированию церковно-практической реализации в женском образовании, отмечаемому исследователями на примере европейской части, воспитанницы Омского женского епархиального училища несли совсем «не женские» послушания в храме, как, например, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к Евангелию, что обычно является прерогативой алтарников-пономарей. Изменения в преподавательском составе свидетельствуют о постепенном превалировании преподавателей-мужчин и повышении образовательного уровня (остепененности). Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный материал и выводы можно использовать при дальнейшем исследовании истории Омской епархии в XX в., а также при изучении истории духовного образования в периферийных епархиях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в учебной работе: при подготовке специализированных курсов по истории Русской православной церкви, а также подготовке статей, докладов, сообщений на научных мероприятиях разного уровня.
Автор: Воробьева Н. В.
Аннотация: Конфессиональное женское образование имеет ряд специфических особенностей: сословная замкнутость; строгое подчинение епархиальному архиерею, неразделимость учебного и воспитательного процессов. В отечественной историографии изучалась специфика женского образования в пореформенный период, связанная со сломом традиционной патриархальной модели понимания женского образования. В рамках исторической феминологии и гендерных исследований был поставлен вопрос о профессиональной самореализации воспитанниц епархиальных училищ. Цель исследования: во-первых, ввести в научный оборот сведения о деятельности Омского женского епархиального училища в 1906–1917 гг. Во-вторых, выявить специфику женского духовного образования в сибирской провинции. Источниками исследования послужили: делопроизводственные и иные материалы регионального характера, значительный объем которых представлен в фонде Омской духовной консистории, епархиальное периодическое издание «Омские епархиальные ведомости», где публиковались отчеты епархиального наблюдателя и ведомости епархиального училищного Совета. На основании отчетов епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении реконструируется учебно-методический процесс, преподавательский состав и состояние учебно-воспитательной работы. Омское женское епархиальное училище содержалось за счет взносов из епархиальной казны, доходов епархиального свечного завода и частных пожертвований. Учебно-воспитательный процесс был нацелен на получение образования, достаточного для преподавания в начальной школе. В отличие от тенденций к строгому регламентированию церковно-практической реализации в женском образовании, отмечаемому исследователями на примере европейской части, воспитанницы Омского женского епархиального училища несли совсем «не женские» послушания в храме, как, например, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к Евангелию, что обычно является прерогативой алтарников-пономарей. Изменения в преподавательском составе свидетельствуют о постепенном превалировании преподавателей-мужчин и повышении образовательного уровня (остепененности). Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный материал и выводы можно использовать при дальнейшем исследовании истории Омской епархии в XX в., а также при изучении истории духовного образования в периферийных епархиях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в учебной работе: при подготовке специализированных курсов по истории Русской православной церкви, а также подготовке статей, докладов, сообщений на научных мероприятиях разного уровня.