Количество постов 125
Частота постов 903 часа 3 минуты
ER
76.51
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Свенцицкая И.С., Скогорев А.П. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых.
Дебаты между апологетом библейской веры Игалем Германом и представителем учения гностицизма Владом Вальбергом.
В языческой религии ханаанеев, включая предков евреев, имелась четверица главных божеств, в которую входили две четы – старшая (Эл и Ашера) и младшая (Ваал и Анат или Аштарт). Божества, составлявшие младшую чету, были детьми старшей четы. Эл как престарелый патриарх и Ваал как юный воитель образовывали двоицу соправителей. Кроме того, в пантеоне присутствовали ещё 70 богов (или 72 бога), также порождённых Элом и Ашерой.
В иудейской религии, отражённой в Еврейской Библии, Эл и Ваал были поглощены Яхве, а женское божество подверглось формальной отмене, при этом часть его черт (рождающей и кормящей матери и т.п.) унаследовал тот же Яхве. Однако данная реформа не была полной. Наследниками Ваала как младшего члена божественной диархии в Еврейской Библии являются такие фигуры, как посланец Яхве, князь воинства Яхве, ангел имени, ангел лика, подобный Сыну человеческому и т.д. В литературе поздней межзаветной и раввинистической эпох в роли Второго Бога выступают великие ангелы (Михаил, Иаоил, Актариил и пр.), патриархи (Адам, Мельхиседек, Иаков, Моисей) и различные мессианские фигуры. Несмотря на сопротивление некоторых раввинистических кругов, выступавших против веры в «две власти (штей решуйот) на небесах», ок. V в. н.э. значительная часть их черт поглощается фигурой Метатрона, который отождествляется с Енохом и приобретает черты Сына Божьего и спасителя-искупителя. Религия Еврейской Библии, апокрифов и раввинистической эпохи имеет явные признаки бинитаризма или дитеизма.
Что касается женских божеств (как старшего, так и младшего), то в Еврейской Библии, апокрифах и раввинистической литературе наследниками их образов выступают Премудрость, Мать Сион, Тора и Община Израиль. В Еврейской Библии представлена также тема священного брака, сторонами которой выступают Яхве и Израиль как коллективная личность женского пола. Предположительно уже в эпоху Второго храма (в кумранских текстах и у Филона Александрийского) и определённо с раввинистической эпохи участники священного брака отождествляются с керувами, а главным текстом о нём со II в. н.э. признаётся Песнь песней, что приводит к её включению в библейский канон.
Как Еврейская Библия, так и апокрифические тексты межзаветной эпохи и талмудическо-мидрашистские тексты раввинистической эпохи признают существование 70 богов, покровительствующих нееврейским народам.
Языческий мифологизм, несколько приглушённый в иудаизме с начала эпохи Второго храма, триумфально возрождается в каббале. Каббалистический пантеон включает традиционные для ханаанейской религии две божественые четы – старшую (Хохма/Абба и Бина/Имма) и младшую (Тиферет/Зеир анпин и Малхут/Нуква), а также 70 богов-покровителей народов, которым Израиль обязан приносить жертвы на праздник Кущей. Каббалистические божества наделяются чертами и культовыми практиками, унаследованными из языческой мифологии (победа над драконом, связь со священными деревьями и т.д.), и даже напрямую отождествляются с древними богами (Ваалом и Ашерой).
Однако в каббалистической религии имеются и существенные отличия от древней языческой религии, вызванные влияниями иранского дуализма и греческой метафизики. Под иранским влиянием в иудаизме возникло представление о демоническом мире, параллельном божественному, однако особенностью иудейского дуализма, отличающей его от иранского, является нечёткость границ между божественным и демоническим мирами. Последний эманирует из первого, и впоследствии они могут свободно перетекать друг в друга, что, в частности, символизируется сексуальными связями между возглавляющими их божествами – Яхве и Лилит и Самаэлем и Шхиной. Непредставимым для иранского дуализма является требование каббалы об обязательном жертвенном почитании демонов.
Что касается влияния греческой метафизики как таковой, оно было весьма слабым и поверхностным и выражалось в заимствовании некоторых общих идей и терминов. В каббалистическом или вообще любом иудаизме не сложилось строгой богословской системы, сравнимой с христианской. Еврейское религиозное сознание навсегда осталось в своей основе мифопоэтическим, что выражалось, в частности, в нечёткости образов отдельных божеств и их способности сливаться друг с другом. Так, Метатрон может отождествляться со сфирой Кетер, с Зеир анпином или со Шхиной, может выступать как защитник Израиля от демонических сил или как глава этих демонических сил и т.д.
Гораздо более существенным для каббалы было влияние гностицизма, уже в первоначальном своём виде сочетавшего греческие философские элементы с иудейскими мифологическими. Унаследованные из древней мифологии божества принимают в каббале вид гностических эонов и сизигий. Они также законно могут быть сопоставлены с христианскими ипостасями. В стандартном варианте каббалы таких ипостасей (сфирот) десять. Однако они могут объединяться между собой в различных иных вариантах, один из которых (Арих анпин – Зеир анпин – Нуква/Шхина/Святой Дух) вполне сходен с христианской Троицей, учитывая, что Арих анпин – это Бог-отец, Зеир анпин – Бог-сын, а слово «дух» в семитском (евр. ruaḥ) имеет женский род и обязано обозначать женскую ипостась. Помимо каббалистической Троицы, имеются каббалистические Четверица (Абба – Имма – Зеир анпин – Нуква), Пятерица (Арих анпин – Абба – Имма – Зеир анпин – Нуква), Десятерица (10 сфирот), а в лурианской каббале количество ипостасей стремится к бесконечности.
Возникновение мира в каббале описывается как рождение (эманация) и нисхождение – от Эйн-соф к миру сфирот и далее через мир ангелов и душ к телесному миру. Представления о творении из ничего и трансцендентности каббале чужды.
Самой характерной чертой каббалистического учения является тотальная сексуализация божественного мира. Процесс эманации описывается как рождение в результате совокупления разнополых божеств. В центре каббалы находится священный брак Бога и Богини (Яхве и Шхины), который порождает души людей (т.е. евреев) и поддерживает мир в его существовании. Его земным отражением является совокупление иудейских мужа и жены, являющееся теургическим действом, без которого невозможно божественное совокупление. Также обеспечение священного брака является главной целью совершения всех иудейских ритуалов и исполнения всех заповедей, которые должны сопровождаться произнесением формулы «во имя единства Святого, благословен он, и его Шхины».
В целом каббала (т.е. нормативный иудаизм последних нескольких веков) может быть определена как языческая мифология древнего Ханаана, подвергнувшаяся влиянию иранского эсхатологического дуализма, греческой метафизики и гностицизма и переосмысленная в гиперсексуальном духе.
В иудейской религии, отражённой в Еврейской Библии, Эл и Ваал были поглощены Яхве, а женское божество подверглось формальной отмене, при этом часть его черт (рождающей и кормящей матери и т.п.) унаследовал тот же Яхве. Однако данная реформа не была полной. Наследниками Ваала как младшего члена божественной диархии в Еврейской Библии являются такие фигуры, как посланец Яхве, князь воинства Яхве, ангел имени, ангел лика, подобный Сыну человеческому и т.д. В литературе поздней межзаветной и раввинистической эпох в роли Второго Бога выступают великие ангелы (Михаил, Иаоил, Актариил и пр.), патриархи (Адам, Мельхиседек, Иаков, Моисей) и различные мессианские фигуры. Несмотря на сопротивление некоторых раввинистических кругов, выступавших против веры в «две власти (штей решуйот) на небесах», ок. V в. н.э. значительная часть их черт поглощается фигурой Метатрона, который отождествляется с Енохом и приобретает черты Сына Божьего и спасителя-искупителя. Религия Еврейской Библии, апокрифов и раввинистической эпохи имеет явные признаки бинитаризма или дитеизма.
Что касается женских божеств (как старшего, так и младшего), то в Еврейской Библии, апокрифах и раввинистической литературе наследниками их образов выступают Премудрость, Мать Сион, Тора и Община Израиль. В Еврейской Библии представлена также тема священного брака, сторонами которой выступают Яхве и Израиль как коллективная личность женского пола. Предположительно уже в эпоху Второго храма (в кумранских текстах и у Филона Александрийского) и определённо с раввинистической эпохи участники священного брака отождествляются с керувами, а главным текстом о нём со II в. н.э. признаётся Песнь песней, что приводит к её включению в библейский канон.
Как Еврейская Библия, так и апокрифические тексты межзаветной эпохи и талмудическо-мидрашистские тексты раввинистической эпохи признают существование 70 богов, покровительствующих нееврейским народам.
Языческий мифологизм, несколько приглушённый в иудаизме с начала эпохи Второго храма, триумфально возрождается в каббале. Каббалистический пантеон включает традиционные для ханаанейской религии две божественые четы – старшую (Хохма/Абба и Бина/Имма) и младшую (Тиферет/Зеир анпин и Малхут/Нуква), а также 70 богов-покровителей народов, которым Израиль обязан приносить жертвы на праздник Кущей. Каббалистические божества наделяются чертами и культовыми практиками, унаследованными из языческой мифологии (победа над драконом, связь со священными деревьями и т.д.), и даже напрямую отождествляются с древними богами (Ваалом и Ашерой).
Однако в каббалистической религии имеются и существенные отличия от древней языческой религии, вызванные влияниями иранского дуализма и греческой метафизики. Под иранским влиянием в иудаизме возникло представление о демоническом мире, параллельном божественному, однако особенностью иудейского дуализма, отличающей его от иранского, является нечёткость границ между божественным и демоническим мирами. Последний эманирует из первого, и впоследствии они могут свободно перетекать друг в друга, что, в частности, символизируется сексуальными связями между возглавляющими их божествами – Яхве и Лилит и Самаэлем и Шхиной. Непредставимым для иранского дуализма является требование каббалы об обязательном жертвенном почитании демонов.
Что касается влияния греческой метафизики как таковой, оно было весьма слабым и поверхностным и выражалось в заимствовании некоторых общих идей и терминов. В каббалистическом или вообще любом иудаизме не сложилось строгой богословской системы, сравнимой с христианской. Еврейское религиозное сознание навсегда осталось в своей основе мифопоэтическим, что выражалось, в частности, в нечёткости образов отдельных божеств и их способности сливаться друг с другом. Так, Метатрон может отождествляться со сфирой Кетер, с Зеир анпином или со Шхиной, может выступать как защитник Израиля от демонических сил или как глава этих демонических сил и т.д.
Гораздо более существенным для каббалы было влияние гностицизма, уже в первоначальном своём виде сочетавшего греческие философские элементы с иудейскими мифологическими. Унаследованные из древней мифологии божества принимают в каббале вид гностических эонов и сизигий. Они также законно могут быть сопоставлены с христианскими ипостасями. В стандартном варианте каббалы таких ипостасей (сфирот) десять. Однако они могут объединяться между собой в различных иных вариантах, один из которых (Арих анпин – Зеир анпин – Нуква/Шхина/Святой Дух) вполне сходен с христианской Троицей, учитывая, что Арих анпин – это Бог-отец, Зеир анпин – Бог-сын, а слово «дух» в семитском (евр. ruaḥ) имеет женский род и обязано обозначать женскую ипостась. Помимо каббалистической Троицы, имеются каббалистические Четверица (Абба – Имма – Зеир анпин – Нуква), Пятерица (Арих анпин – Абба – Имма – Зеир анпин – Нуква), Десятерица (10 сфирот), а в лурианской каббале количество ипостасей стремится к бесконечности.
Возникновение мира в каббале описывается как рождение (эманация) и нисхождение – от Эйн-соф к миру сфирот и далее через мир ангелов и душ к телесному миру. Представления о творении из ничего и трансцендентности каббале чужды.
Самой характерной чертой каббалистического учения является тотальная сексуализация божественного мира. Процесс эманации описывается как рождение в результате совокупления разнополых божеств. В центре каббалы находится священный брак Бога и Богини (Яхве и Шхины), который порождает души людей (т.е. евреев) и поддерживает мир в его существовании. Его земным отражением является совокупление иудейских мужа и жены, являющееся теургическим действом, без которого невозможно божественное совокупление. Также обеспечение священного брака является главной целью совершения всех иудейских ритуалов и исполнения всех заповедей, которые должны сопровождаться произнесением формулы «во имя единства Святого, благословен он, и его Шхины».
В целом каббала (т.е. нормативный иудаизм последних нескольких веков) может быть определена как языческая мифология древнего Ханаана, подвергнувшаяся влиянию иранского эсхатологического дуализма, греческой метафизики и гностицизма и переосмысленная в гиперсексуальном духе.
Евлампиев И.И. "Преступление и наказание": мистический роман о рождении Спасителя в мире злого Демиурга.
Евлампиев И.И. "Преступление и наказание": мистический роман о спасении мира через любовь Иисуса Христа и Софии.
Друзья, в предыдущий раз по ошибке запостил недоделанный файл с субтитрами. Скачайте, пожалуйста, заново, а старый удалите.