Статистика ВК сообщества "Интегральные исследования. Метатеории и практики"

0+
Трансперсональные и интегральные подходы

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Даже если смерть сразит вас сегодня, подобно удару молнии, будьте готовы умереть без печали и сожалений, без каких-либо остаточных цепляний за всё оставшееся позади. Сохраняя распознавание воззрения, покидайте эту жизнь, словно орёл, взлетающий в синее небо. <…>

— Дилго Кхьенце Ринпоче

(In the Presence of Masters / Ed. by Reginald A. Ray. Shambhala Publications, 2004. № 12.28.)

Самое важное — помните, что не нужно чувствовать печаль или уныние по поводу чего-либо. В этом нет никакого смысла. Вместо этого сохраняйте отношение странника, который возвращается домой после радостного несения бремени страдания всех сознающих существ.

— Тулку Ургьен Ринпоче

(In the Presence of Masters / Ed. by Reginald A. Ray. Shambhala Publications, 2004. № 12.27.)

В момент смерти «время не меняется, изменяются переживания». «Время» здесь означает, что не происходит какой-либо реальной смерти, ведь наша исконная природа запредельна времени. Изменяются лишь наши переживания. Ко всем этим переживаниям следует относиться, как к бумажному тигру.

— Тулку Ургьен Ринпоче

(In the Presence of Masters / Ed. by Reginald A. Ray. Shambhala Publications, 2004. № 12.26.)

#ДилгоКхьенцеРинпоче #ТулкуУргьенРинпоче #ТибетскийБуддизм #буддизм #смерть_и_умирание #Буддадхарма

На фото: Тулку Ургьен Ринпоче, Трулшик Ринпоче, Дилго Кхьенце Ринпоче, Дабзанг Ринпоче, Депук Ринпоче

22 2 ER 0.8500
Источник практики «3-2-1-работа с тенью» — книга Кена Уилбера, Терри Паттена и соавт. «Практика интегральной жизни». Автор иллюстраций: @awakingoctopus(в инсте) Перевод-адаптация слайдов: Е. Пустошкин [id24652280|@turiyatita]

#КенУилбер #Кен_Уилбер #Уилбер #работа_с_тенью #KenWilber #ShadowWork #тень #психотерапия #психология #ПрактикаИнтегральнойЖизни #ИнтегральнаяПсихология

38 4 ER 0.7659
«Сильное эго в психоанализе означает способность к беспристрастному сознаванию. Это означает сознавать объекты сознания без либидозной привязанности. Иными словами, желаемые объекты не манипулируют вами. Вы свидетельствуете их, и у вас есть некая власть и контроль над ними. В этом и заключается сильное эго. Это способность свидетельствовать происходящее, не будучи побежденным им. При различных формах невроза, пограничных и других расстройствах у вас есть очень сильные желания, которые вы не можете контролировать. Они проявляются в виде „оно“-объектов, пристрастий, навязчивых желаний, вынуждающих вас потерять самообладание. Вы просто не можете свидетельствовать их с равномерно возвышающимся над ними вниманием. Вы поддаётесь им. Вы ведёте себя импульсивно, вы уступаете своим страстным желаниям, они контролируют вас. Психотерапия нужна для того, чтобы разорвать эту порочную связь. И она делает это посредством свидетельствования. Что бы это ни было, терапия превращает это в объект. Вы смотрите на него, обсуждаете, тем самым осознавая его. Он больше не является скрытым субъектом или желанием, превращаясь в объект. Каждый раз когда что-то становится объектом, вы лишаете его способности управлять вашей жизнью».

— [club586302|Кен Уилбер], «Космическое сознание» (аудиоинтервью)

#КенУилбер #Кен_Уилбер #Уилбер #психоанализ #психотерапия #ИнтегральнаяПсихология #психология

14 0 ER 0.5066
«В работах Бома мир предстаёт как единая, неделимая, целостная реальность. Он называет неполной любую теорию космоса, которая не принимает во внимание сознание. Вселенная Бома динамична, в ней всё, подобно гераклитову потоку, находится в непрестанном движении. Это основополагающее движение он называет голокинезисом. Бом критикует Прибрама за „голографический“ подход, так как, по его мнению, такой подход ещё слишком статичен и не отражает фундаментального динамизма вселенной».

— Владимир Майков, «„Новая физика“ о природе сознания», Институт философии АН СССР, 1988, с. 136.

«Проблема как с популярным вариантом голографической теории, так и с „новым физическим мистицизмом“ в том, что они разрушают иерархию уровней, схлопывают все уровни к одному, и проблема тем острее, чем процесс этот происходит при опоре (на деле неправомерной) на серьёзные научные теории. Поэтому-то Уилбер и говорит, что физика и мистицизм — не два различных подхода к той же самой реальности. Это два различных подхода к двум совершенно разным уровням реальности»

— Владимир Майков, «„Новая физика“ о природе сознания», Институт философии АН СССР, 1988, с. 141.

Майков В. В. «Новая физика» о природе сознания // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе / под ред. П. С. Гуревича. М.: Институт философии АН СССР. Философское общество СССР. Советский оргкомитет по подготовке XVIII Всемирного философского конгресса, 1988 С. 135–136, 140–141.

#ВладимирМайков #ТрансперсональнаяФилософия #ТрансперсональнаяПсихология #ДэвидБом #Бом #голокинезис #холодвижение #ГолографическаяПарадигма #КенУилбер #Уилбер #ИнтегральнаяФилософия #КарлПрибрам #Прибрам #ИнститутФилософии #ИнститутФилософииРАН #мистицизм #религиоведение

28 1 ER 0.5948
На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, — катятся звуковые волны, подобные волнам эфира, объемлющим вселенную; там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный мир. Эта глубина духа заслонена явлениями внешнего мира.

— Александр Блок, «О назначении поэта» (1921)

#АлександрБлок

14 1 ER 0.4228
«Когда человек перестает цепляться за свою личность, за свое прошлое, за опыт, за заслуги, перестает проецировать себя в будущее, проецировать в него свое прошлое, свой опыт, свои заслуги, свои надежды, мечты, притязания, перестает жить известным и входит в неизвестное (и прежде всего в неизвестность себя), — он начинает жить вневременным».

— Николай Болдырев («Страна, которая везде и нигде»)

11 0 ER 0.3429
Основная задача йогачары описывается следующим образом:

«Когда преобразованное сознание (джняна) больше не представляет никаких объектов, тогда оно пребывает в только проявлениях сознания (читта-матра). При отсутствии воспринимаемого нет и восприятия ... только тогда превосходится цепляние за двойственность, и сознание покоится ... в истинной природе (дхармате) ... возникает неконцептуализированное и сверхмирское (за пределами обыденного) знание ... реализация виджняптиматры приравнивается к видению вещей как они есть. Это понимание того, что объективация ... есть лишь умственная конструкция». При этом, и это важнейшее отличие виджнянавады от шуньявады, «сознание самодостаточно ... приписывание не существует без основы и [поэтому] трансформация сознания определенно рассматривается как реальная... если нет опоры, то откуда возьмется относительная истина».

«Как только начинают постигать суть вещей, немедленно узнают три характеристики: совершенное знание (париджня), отбрасывание и обретение (прапти)». «Совершенное знание — это невосприятие, отбрасывание — это непроявление, и обретение, при недвойственном восприятии, это совершенная реализация... благодаря невосприятию двойственности проявление двойственности исчезает. И благодаря ее исчезновению приходят к пониманию совершенной природы, каковой является несуществование двойственности» . «Благодаря восприятию только ума (читта-матра) возникает невосприятие познаваемых объектов, и благодаря невосприятию познаваемых объектов возникает невосприятие сознания ... [и] восприятие основы бытия (дхармадхату), ... восприятие совершеннои полноты».

Таким образом, виджнянаваду можно охарактеризовать как синтетическую систему, вобравшую в себя все философские достижения предыдущих школ. От саутрантики была взята концепция васаны и идея сознания-хранилища, от шуньявады — отрицание самосушности дхарм, а от вайбхашики — понятие ирапти, истолкованное как обретение знания недвойственной и совершенной реальности как-она-есть. Догматический стиль дхармического анализа в школе сарвастивада, настаивающей на том, что все воспринимаемое и представляемое умом реально и истинно, а нирвана есть непостижимый акт тотального выхода из сансары, был раскритикован саутрантикой, разделившей реально воспринимающееся и иллюзорное. Йогачара, совпадая с саутрантикой в том, что представления делятся на истинные и ложные, раскрывает познание истинного как видение реальности как она есть, осознание иллюзорности всех сансарических представлений и возможность недвойственного постижения.

— М. Ю. Оренбург, «Виджнянавада как синтетическое учение сарвастивады-вайбхашики, саутрантики и шуньявады (по материалам философско-религиозных трактатов Васубандху)» (2009, с. 281–282)

(Оренбург М. Ю. Виджнянавада как синтетическое учение сарвастивады-вайбхашики, саутрантики и шуньявады (по материалам философско-религиозных трактатов Васубандху) // Пятые Торчиновские Чтения. Философия, религия и культура стран Востока. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 275–282.)

#МихаилОренбург #буддология #буддизм #йогачара #Васубандху #шуньявада #саутрантика #вайбхашика #сарвастивада #виджнянавада #джняна

8 3 ER 0.3448
Есть неописуемая таинственная Сила, которая всё пронизывает. Я чувствую её, хотя и не вижу её. Это та незримая Сила, которая ощутимо себя проявляет и всё же ускользает от какого-либо доказательства своего существования, ведь она столь отлична от всего, что я воспринимаю при помощи органов чувств. Она трансцендирует восприятие органов чувств. Но вполне возможно в ограниченной степени вывести существование Бога посредством разума.

Я смутно восприемлю, что в то время, как всё вокруг меня непрестанно меняется и непрестанно умирает, есть лежащая в основе всего этого изменения Живая Сила, которая неизменна, которая держит всё воедино, которая сотворяет, растворяет и воссоздаёт. Эта информиру́ющая Сила¹, или Дух, есть Бог. И, коль скоро более ничто из того, что я вижу посредством одних лишь органов чувств, не может не кануть в небытие и обязательно в него канет, только Он один и есть.

Благая ли эта Сила или злонамеренная? Я вижу её как всецело благую. Ибо я вижу, что посреди смерти упорствует жизнь, посреди неправды упорствует правда, посреди тьмы упорствует свет. Следовательно, я это осмысляю как то, что Бог есть Жизнь, Истина, Свет. Он есть Любовь. Он есть Наивысшее Добро.

— Махатма Ганди, «Молодая Индия» (1928)
[пер. цитаты с англ.: Е. Пустошкин]

#МахатмаГанди #Ганди

¹ Англ. that informing Power. — Прим. перев.

7 0 ER 0.2932
«Индийская традиция выделяла несколько путей поиска достоверности, из которых обычно противопоставляются два: путь мага (майя-вид) и путь идущего к нирване.

Майя-вид буквально значит „знающий“, „воспринимающий“, „обнаруживающий иллюзию, обман“. Подразумевается, что маг в поиске истины сам становится творцом иллюзий и заблуждений, затягивая в свои сети неискушенных обывателей. Надо сказать, что обвинение в практике подобного рода магии было любимым полемическим приемом в Индии. Джайны и многие ортодоксальные брахманы обвиняли Будду в том, что он великий иллюзионист, задача которого — окутать истину покрывалом тумана. В ответ на это Будда демонстрировал знание подобного рода искусства, однако затем противопоставлял ему путь полного и окончательного пробуждения.

Все чувственные боги, не говоря уже о более низких существах, жаждут обладания: „то тем, то этим готовые прельститься“. В этом выражается главная особенность чувственного мира — вечная физическая и ментальная неудовлетворенность. Маг, для того чтобы отличать иллюзию от истины, должен быть свободным от умопомрачений, обусловленных любой формой страсти. Однако именно жажда обладания чувственными объектами толкает его на путь магического творения. Это обусловливает противоречивость и ошибочность пути мага-иллюзиониста с точки зрения буддизма».

— М. Ю. Оренбург, «Буддийская концепция обмана Брахмы и её связь с учением об отсутствии вечной души» (2011)

#буддология #индология #буддизм #Брахма #Асанга #Абхидхармакоша #ошибка_Брахмы

См. фрагменты из статьи М. Ю. Оренбурга в прикреплённом документе.

25 2 ER 0.4493
«Мистическая интерпретация „Гамлета“ Л. С. Выготским»

Выготский полностью согласен, что сильных или слабых характеров у Шекспира нет. Но их у него и искать не следует. В размышлениях и поступках Гамлета вообще нет никакой логики. Объясняется же это тем, что герой непрерывно ведёт два диалога, ибо у него двойное сознание. Его душа — жилица двух миров: здешнего и нездешнего. Он рождён, чтобы осуществить их связь, увидеть за призрачностью того, что происходит в «земной» жизни, мистические основы иной — неземной. За каждым его словом ощущается бездна, излучающая силы, которые правят действующими лицами как марионетками. Поэтому решающую роль в трагедии Выготский отводит Тени — призраку, который возвещает Гамлету тайну гибели отца и приказывает отомстить преступнику. Выготский возражает против любых попыток видеть в Тени фикцию, олицетворение внутреннего долга Гамлета, плод его расстроенного воображения и т. п. Он трактует Тень как особую реальность, сверхъестественность которой насыщает трагедию.

Читать далее — в прикреплённом документе.

#ЛевВыготский #Выготский #МихаилЯрошевский #СоветскаяПсихология #Гамлет #Шекспир #выготсковедение #шекспироведение #ПсихологияИскусства #СеребряныйВек

19 0 ER 0.3643