«Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создаёт цивилизацию».
Григорий Померанц
Статистика ВК сообщества "Институт Христианской Психологии"
Проводим встречи в онлайн клубе «Живой разговор», группы «Самопомощь», «Самоценность», «Библиодрама». Подробнее: http://do-icp.ru/pagebasic
Количество постов 4 254
Частота постов 40 часов 16 минут
ER
71.54
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
«Когда я обнаружил Бога, первое, что меня поразило, было то, что для этого Бога все значительны, что Он не делит людей, что Он не Бог добрых против злых, не Бог верующих против неверующих, не Бог одних против других. Каждый человек существует для Него как личность, полная содержания и ценности. И раз я открыл такого Бога, мое отношение ко всем окружающим должно было стать таким же.
Я с изумлением обнаружил, что меня совершенно перевернуло это открытие, тот факт, что я открыл Бога Таким и что Его отношение ко всем таково. Я смотрел вокруг себя и не видел больше ненавистных, отвратительных тварей, а людей, которые находятся в соотношении с Ним и с которыми я могу войти в новые отношения, если верю в них так же, как в них верит Бог».
Митрополит Антоний Сурожский
Я с изумлением обнаружил, что меня совершенно перевернуло это открытие, тот факт, что я открыл Бога Таким и что Его отношение ко всем таково. Я смотрел вокруг себя и не видел больше ненавистных, отвратительных тварей, а людей, которые находятся в соотношении с Ним и с которыми я могу войти в новые отношения, если верю в них так же, как в них верит Бог».
Митрополит Антоний Сурожский
"Христианство – это не просто добрые дела, милые улыбки, знание обрядов, постное масло и ровное хорошее настроение души. Православие – это «голод по Богу». Это взыскание больной душой исцеляющей благодати Святого Духа. Это напоминание о том, что невозможно идти к Богу, перешагнув через человека".
Митрополит Антоний (Сурожский)
Митрополит Антоний (Сурожский)
"Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно. Плакаться — недостаточно, больше того — бесплодно".
Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский
"Мы можем дать только то, что у нас есть. И если у нас нет определенного отношения к себе, мы не можем иметь этого отношения к другим. Без уважения к себе мы других не уважаем; без любви к себе - правильно понятой - мы не можем любить других".
Митрополит Сурожский Антоний
Митрополит Сурожский Антоний
"Мужество – это не отсутствие страха. Это ощущение того, что есть нечто более важное, чем то, что вызывает у нас страх". Джеймс Холлис
"Начало «ложной религии» — неумение радоваться, вернее — отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней — правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение". Прот.Александр Шмеман
"Мнение о нас других людей – вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, как он есть на самом деле, неизвестен никому, включая часто и его самого, а живет и действует некая выдуманная и приукрашенная фигура. Это стремление к обману так велико, что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя – единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность".
Священник Александр Ельчанинов
Священник Александр Ельчанинов
"Настоящая вера в себя - это уверенность в том, что во мне есть что-то, чего я не знаю, что-то мне самому непостижимое, что может раскрываться и дойти до какой-то меры полноты и совершенства; самоуверенность основывается на знании самого себя, может быть, на какой-то преувеличенной самооценке; вера же не нуждается ни в какой самооценке, потому что предмет ее - это именно тайна человека. Вера в человека, в самого себя - это вера в то, что во мне, в каждом человеке есть непобедимая динамика жизни и что единственное, что может помешать этой динамике осуществиться и вырасти в реальность, это моя трусость, моя нерешительность, но никак не окружающие меня обстоятельства. Обстоятельства, как бы они ни были хороши или плохи, как бы они ни были жестоки, как бы они ни были направлены на то, чтобы сломить человека, являются только поводом к тому, чтобы эта внутренняя, творческая динамика себя выразила по-новому, по-иному, неожиданно, - но все равно: выразила себя и ничто другое. Вера в себя есть уверенность в этой внутренней, таинственной, творческой и, в конечном итоге, победной динамике. Вера в себя поэтому заключает в себе уверенность, что в каждом человеке, и во мне в частности, есть область, которая для меня самого неуловима; и что, будучи изо дня в день самим собой, как можно более совершенно, сколь можно более искренне, правдиво, честно, смело, жертвенно, в конечном итоге, я буду раскрывать и приводить в движение все новые и новые силы, которые ничем не могут быть остановлены". Митрополит Антоний Сурожский
Что сделать, чтобы Бог меня не наказал?
Страх, власть, манипуляция и ожидание чуда – почему неврозы приводят людей в храм
Что такое религиозность? Почему она бывает невротической? И как невроз искажает религию? Об этом размышляет психолог, ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.
Что такое религиозность?
Религиозность является реализацией такой же фундаментальной потребности личности, как безопасность или самореализация, как любовь или свобода. Религиозность – это потребность человека в Высшем, духовном, священном, в таком обосновании, подкреплении и оправдании жизни и ценностей, без которых личность теряет смысл жизни.
Каждый человек ищет То или Того, Кто или Что стоит над ним и над миром, над вещами и событиями, над страданиями и счастьем, над жизнью и смертью. Человек ищет Того или То, что имеет высший смысл, потому что смысл необходим нам для жизни, как воздух. Как зрелая форма духовности, а не как родительская традиция или общественная установка, религиозность отвечает на глубинные запросы человека.
Другое дело, что реализована она может быть по-разному: через магию или мировоззрение, но самой распространенной является реализация через религию. Большинство человечества (а по данным ООН о распространенности религии в мире, это от 85% до 92%) живет, избирая для себя ту или иную форму религиозности.
Впрочем, религиозность может быть как здоровой, так и невротической.
Искать в другом человеке – Бога
Здоровой религиозностью считается такое отношение к Высшему, к Богу, в котором сам человек не преследует никаких иных целей, кроме собственно отношений с Богом, кроме своей веры и освящения высшими ценностями своей жизни. Человек ищет в религии Высшего, чтобы сделать жизнь более осмысленной.
Здоровая религиозность реализуется через веру, принадлежащую этой вере традицию и обряды. Она требует учения. И чем учение более развито и обосновано, чем больше связано с элементами всей культуры человека, чем доступнее, устойчивее, тем больше отвечает религиозной потребности. Если учение носит характер случайного, непродуманного, маргинального, мрачного и запутанного, то удовлетворения в религиозной потребности оно приносит гораздо меньше.
Здоровая религиозность всегда отвечает на вопрос: в кого я верю? как я верю? как представляю себе отношения человека с Богом?
В здоровой религиозности все направлено на познание и встречу, потому человек в каждом листочке, слове, улыбке ищет Божественное. В другом человеке он ищет образ Бога, но никогда не идеализирует его, потому что носителем Высшего является только Господь.
Здоровая религиозность претендует на максимальную ясность, осознанность собственного мира. Она склонна внутри себя содержать порядок. Это метафора доброго хозяина, который знает, где и что у него лежит в доме. Он помнит, что хранится в подвале, а что убрали на чердак. У него всегда чисто и убрано, окна вымыты, через них видно Небо.
Как религия поможет мне манипулировать другими?
Но нередко религиозность используется для иных целей. Их много. Они не имеют отношения к религии, скорее исполняют роль психологических компенсаций для людей с неустойчивой психикой, которые трудно адаптируются к быстро меняющемуся миру.
Такую религиозность называют невротической. В ней человек удовлетворяет потребность в безопасности и компенсирует то, чего ему недостает. Причем этот недостаток может быть как подлинным, так и мнимым. Субъективно человек переживает в себе самом дефицит фундаментальных опор, смыслов, убеждений, правил, норм. Не умея противостоять реальности в себе, человек ищет внешнюю поддержку, которая обеспечила бы стабильность и предсказуемость жизни, заменила бы недостающие личностные механизмы. Такой поддержкой могут стать идеология, мировоззрение, стереотипы, научная (и псевдонаучная) картина мира. Может быть ею и религия.
В этом случае религия «решает» не свойственную себе задачу: психологическую компенсацию или личностное удовлетворение. Религия становится не связью с Богом, не союзом Неба и человека, не возведением себя и мира (анафорой), а инструментом адаптации к неудовлетворительному устроению действительности.
Нездоровая религиозность отвечает на совсем другие вопросы: как Бог может мне помочь? как религия может помочь мне избавиться от страха? как она может помочь манипулировать другими людьми и иметь власть над ними? как она может помочь лучше устроиться в жизни, защитит от агрессии, избавит от депрессии?
И это лишь некоторые мотивы, которые встречаются в нездоровой, невротической религиозности.
Зачем человеку это нужно? Неужели сам человек этого не видит? На основании пастырского опыта и практики психологического консультирования отвечу на этот вопрос отрицательно. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что в религию приводит людей именно желание использовать свою веру как средство дополнения реальности или утоления душевной боли.
Очень часто человек обращается в Церковь, чтобы удовлетворить свои эгоистические личностные потребности, связанные со страхами и болью. Предполагается, что религия исправляет искажения личности, приносит избавление от невротических страхов, вторгается в отношения людей, умилостивляет начальников и наводит порядок в мире. Но религия – это связь с Богом, а не волшебник Гудвин. Религия возводит человека в Небеса, а не наводит порядок в спальном районе или тоталитарной стране.
Из интервью о. Андрея (Лоргуса) порталу Правмир
Страх, власть, манипуляция и ожидание чуда – почему неврозы приводят людей в храм
Что такое религиозность? Почему она бывает невротической? И как невроз искажает религию? Об этом размышляет психолог, ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.
Что такое религиозность?
Религиозность является реализацией такой же фундаментальной потребности личности, как безопасность или самореализация, как любовь или свобода. Религиозность – это потребность человека в Высшем, духовном, священном, в таком обосновании, подкреплении и оправдании жизни и ценностей, без которых личность теряет смысл жизни.
Каждый человек ищет То или Того, Кто или Что стоит над ним и над миром, над вещами и событиями, над страданиями и счастьем, над жизнью и смертью. Человек ищет Того или То, что имеет высший смысл, потому что смысл необходим нам для жизни, как воздух. Как зрелая форма духовности, а не как родительская традиция или общественная установка, религиозность отвечает на глубинные запросы человека.
Другое дело, что реализована она может быть по-разному: через магию или мировоззрение, но самой распространенной является реализация через религию. Большинство человечества (а по данным ООН о распространенности религии в мире, это от 85% до 92%) живет, избирая для себя ту или иную форму религиозности.
Впрочем, религиозность может быть как здоровой, так и невротической.
Искать в другом человеке – Бога
Здоровой религиозностью считается такое отношение к Высшему, к Богу, в котором сам человек не преследует никаких иных целей, кроме собственно отношений с Богом, кроме своей веры и освящения высшими ценностями своей жизни. Человек ищет в религии Высшего, чтобы сделать жизнь более осмысленной.
Здоровая религиозность реализуется через веру, принадлежащую этой вере традицию и обряды. Она требует учения. И чем учение более развито и обосновано, чем больше связано с элементами всей культуры человека, чем доступнее, устойчивее, тем больше отвечает религиозной потребности. Если учение носит характер случайного, непродуманного, маргинального, мрачного и запутанного, то удовлетворения в религиозной потребности оно приносит гораздо меньше.
Здоровая религиозность всегда отвечает на вопрос: в кого я верю? как я верю? как представляю себе отношения человека с Богом?
В здоровой религиозности все направлено на познание и встречу, потому человек в каждом листочке, слове, улыбке ищет Божественное. В другом человеке он ищет образ Бога, но никогда не идеализирует его, потому что носителем Высшего является только Господь.
Здоровая религиозность претендует на максимальную ясность, осознанность собственного мира. Она склонна внутри себя содержать порядок. Это метафора доброго хозяина, который знает, где и что у него лежит в доме. Он помнит, что хранится в подвале, а что убрали на чердак. У него всегда чисто и убрано, окна вымыты, через них видно Небо.
Как религия поможет мне манипулировать другими?
Но нередко религиозность используется для иных целей. Их много. Они не имеют отношения к религии, скорее исполняют роль психологических компенсаций для людей с неустойчивой психикой, которые трудно адаптируются к быстро меняющемуся миру.
Такую религиозность называют невротической. В ней человек удовлетворяет потребность в безопасности и компенсирует то, чего ему недостает. Причем этот недостаток может быть как подлинным, так и мнимым. Субъективно человек переживает в себе самом дефицит фундаментальных опор, смыслов, убеждений, правил, норм. Не умея противостоять реальности в себе, человек ищет внешнюю поддержку, которая обеспечила бы стабильность и предсказуемость жизни, заменила бы недостающие личностные механизмы. Такой поддержкой могут стать идеология, мировоззрение, стереотипы, научная (и псевдонаучная) картина мира. Может быть ею и религия.
В этом случае религия «решает» не свойственную себе задачу: психологическую компенсацию или личностное удовлетворение. Религия становится не связью с Богом, не союзом Неба и человека, не возведением себя и мира (анафорой), а инструментом адаптации к неудовлетворительному устроению действительности.
Нездоровая религиозность отвечает на совсем другие вопросы: как Бог может мне помочь? как религия может помочь мне избавиться от страха? как она может помочь манипулировать другими людьми и иметь власть над ними? как она может помочь лучше устроиться в жизни, защитит от агрессии, избавит от депрессии?
И это лишь некоторые мотивы, которые встречаются в нездоровой, невротической религиозности.
Зачем человеку это нужно? Неужели сам человек этого не видит? На основании пастырского опыта и практики психологического консультирования отвечу на этот вопрос отрицательно. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что в религию приводит людей именно желание использовать свою веру как средство дополнения реальности или утоления душевной боли.
Очень часто человек обращается в Церковь, чтобы удовлетворить свои эгоистические личностные потребности, связанные со страхами и болью. Предполагается, что религия исправляет искажения личности, приносит избавление от невротических страхов, вторгается в отношения людей, умилостивляет начальников и наводит порядок в мире. Но религия – это связь с Богом, а не волшебник Гудвин. Религия возводит человека в Небеса, а не наводит порядок в спальном районе или тоталитарной стране.
Из интервью о. Андрея (Лоргуса) порталу Правмир