Этот баннер был установлен в Санкт-Петербурге в прошлом году.
На нём - фотография врача-инфекциониста из Республики Адыгея Тереки Черкези (Тыгъужъ).
Терека была маленькой девочкой, когда в 1998 году вместе с родителями вернулась из Косово на историческую родину.
Девочка выросла и, закончив
Кубанскую медицинскую академию с отличием, стала высококвалифицированным и уважаемым врачом - гордостью Республики Адыгея.
Сегодня Терека Черкези работает в "красной зоне" инфекционной больницы Майкопа, оказывая помощь больным с коронавирусной инфекцией, достойно и самоотверженно выполняя врачебный долг.
На фотографии: Президент Адыгеи Аслан Джаримов, Министр ЧС Сергей Шойгу, Терека Черкези и другие репатрианты из Косово. 1998 г.
1 августа в Адыгее и во всем черкесском мире отмечается День репатрианта. Эта дата связана с тем, что 1 августа 1998 года в Адыгею вернулась первая после войны на Кавказе в XIX веке организованная группа потомков черкесских мухаджиров. Эта группа была эвакуирована из зоны вооруженного конфликта в Автономном крае Косово Союзной Республики Югославия силами и средствами МЧС России и других федеральных органов и служб во взаимодействии с органами государственной власти Республики Адыгея и черкесской общественностью.
Мейрам Багъэпщ
#АдыгэГуп
Количество постов 11 650
Частота постов 75 часов 32 минуты
ER
11.21
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
🇹🇷«Признать геноцид черкесов, предоставить черкесам их права»
Народно-демократическая партия (ДПН) и Лейбористская партия (ЕМЕП) выступили с заявлениями о геноциде черкесов, призывая власти предоставить черкесам их права и выполнить их требования.
Политические партии сделали заявления о геноциде черкесского народа, который был изгнан со своей родины после оккупации царской России 157 лет назад и подвергся геноциду.
Тюлай Хатимогуллари, заместитель председателя Комиссии по делам народов и вероисповеданий Демократической партии народов (ДПН), опубликовал письменное заявление и подчеркнул, что требования черкесов о правах нельзя игнорировать. Председатель Лейбористской партии (EMEP) Эрджюмент Акдениз также выразил свои требования относительно обучения на родном языке и паспортов.
«Им должны быть предоставлены языковые и культурные права»
Заявление ДПН вкратце гласит:
«Мы рассматриваем борьбу черкесского народа за свободную, равную и демократическую жизнь с родным языком, культурой и верой как свою собственную борьбу. Мы призываем принять их просьбы о демократических правах и свободах, чтобы сохранить свою самобытность, язык и культуру. .
«Геноцид черкесов должен быть признан; только так можно будет противостоять этому тяжкому преступлению против человечности.
«Черкесам, проживающим в Турции, должны быть предоставлены права на имя, фамилию, язык и культуру, названия деревень, которые были переименованы, должны быть восстановлены, а их возвращение на родину должно быть поддержано материально и эмоционально без каких-либо условий».
«Ворота должны быть открыты, просьбы выполняться»
ЕМЕП заявила:
«Российское государство должно решить вопрос с геноцидом. Ворота должны быть открыты для тех, кто хочет вернуться на родину.
«Около 6 миллионов черкесов, проживающих в Турции, выражают свои требования о праве на образование на своем родном языке, меняют фамилии, уезжают на родину и имеют двойное гражданство. Эти просьбы, отложенные на века, должны быть услышаны и выполнены».
Что произошло во время геноцида черкесов?
Царская Россия в 1864 году организовала серию атак с целью завоевания Кавказа и столкнулась с сопротивлением как черкесов, так и чеченцев. Позже царская Россия насильно изгнала жителей региона.
В результате демографической политики царской России около 1,5 миллиона черкесов были собраны в портовых городах, таких как Туапсе, Сочи и Сухуми, и сосланы на османские территории, такие как Варна, Самсун, Синоп и Трабзон.
Однако, по неофициальным данным, около 400-500 тысяч черкесов погибли из-за сложных дорожных обстоятельств, эпидемических заболеваний и голода. Черкесы, были сосланы в основном на территории Анатолии и Румелии, мигрировали в такие регионы, как Сирия и Иордания.
[BIA News Desk]
#АдыгэГуп
Народно-демократическая партия (ДПН) и Лейбористская партия (ЕМЕП) выступили с заявлениями о геноциде черкесов, призывая власти предоставить черкесам их права и выполнить их требования.
Политические партии сделали заявления о геноциде черкесского народа, который был изгнан со своей родины после оккупации царской России 157 лет назад и подвергся геноциду.
Тюлай Хатимогуллари, заместитель председателя Комиссии по делам народов и вероисповеданий Демократической партии народов (ДПН), опубликовал письменное заявление и подчеркнул, что требования черкесов о правах нельзя игнорировать. Председатель Лейбористской партии (EMEP) Эрджюмент Акдениз также выразил свои требования относительно обучения на родном языке и паспортов.
«Им должны быть предоставлены языковые и культурные права»
Заявление ДПН вкратце гласит:
«Мы рассматриваем борьбу черкесского народа за свободную, равную и демократическую жизнь с родным языком, культурой и верой как свою собственную борьбу. Мы призываем принять их просьбы о демократических правах и свободах, чтобы сохранить свою самобытность, язык и культуру. .
«Геноцид черкесов должен быть признан; только так можно будет противостоять этому тяжкому преступлению против человечности.
«Черкесам, проживающим в Турции, должны быть предоставлены права на имя, фамилию, язык и культуру, названия деревень, которые были переименованы, должны быть восстановлены, а их возвращение на родину должно быть поддержано материально и эмоционально без каких-либо условий».
«Ворота должны быть открыты, просьбы выполняться»
ЕМЕП заявила:
«Российское государство должно решить вопрос с геноцидом. Ворота должны быть открыты для тех, кто хочет вернуться на родину.
«Около 6 миллионов черкесов, проживающих в Турции, выражают свои требования о праве на образование на своем родном языке, меняют фамилии, уезжают на родину и имеют двойное гражданство. Эти просьбы, отложенные на века, должны быть услышаны и выполнены».
Что произошло во время геноцида черкесов?
Царская Россия в 1864 году организовала серию атак с целью завоевания Кавказа и столкнулась с сопротивлением как черкесов, так и чеченцев. Позже царская Россия насильно изгнала жителей региона.
В результате демографической политики царской России около 1,5 миллиона черкесов были собраны в портовых городах, таких как Туапсе, Сочи и Сухуми, и сосланы на османские территории, такие как Варна, Самсун, Синоп и Трабзон.
Однако, по неофициальным данным, около 400-500 тысяч черкесов погибли из-за сложных дорожных обстоятельств, эпидемических заболеваний и голода. Черкесы, были сосланы в основном на территории Анатолии и Румелии, мигрировали в такие регионы, как Сирия и Иордания.
[BIA News Desk]
#АдыгэГуп
21 мая — День памяти жертв геноцида черкесского народа 1763-1864 г.г.
Зэи тщыгъупщэнукъым.
#УрысАдыгэЗауэ #21may1864 #21май1864 #circassiangenocide
Зэи тщыгъупщэнукъым.
#УрысАдыгэЗауэ #21may1864 #21май1864 #circassiangenocide
"«Кабарда», «кабардинский» в языке кабардинцев — понятия географические, а не название народности или языка. Издавна кабардинцы называют себя «адыге» , а свой язык — только адыгским."
["Кабардинский фольклор", Г.П.Бройдо.]
#АдыгэГуп
["Кабардинский фольклор", Г.П.Бройдо.]
#АдыгэГуп
Cакральное значение причесок в патриархальных обществах ,хорошо известно. Исключением не являются и черкесы.
Жизнь черкесского мужчины делилась как бы на три части - детство , зрелость ,старость. Детство заканчивалось в 14-15 лет, когда мальчик завершив обучение у наставника-аталыка (атIэ - отец, лIыкIо - посредник) возвращался домой и с этого момента он становился воином. Начиналась его полная тревог и опасностей жизнь. И единственной прической на этот период его жизни становилось АкIэ (чит. Ачэ)- длинный клок волос оставлявшийся на темени полностью выбритой головы. О том для чего именно оставлялся акIэ ,сообщает Дж.Интериано в своем описании черкесского быта ,обычаев и нравов : «Усы носят длиннейшие. Имеют также при себе бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный ... для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством». [Дж. Интериано. "Быт и страна зихов, именуемых черкесами". Достопримечательное повествование. Венеция, 1502 г.]. Делалось это в том случае когда не было возможности вернуть труп бойца на родину ,во время дальних походов активно практиковавшихся черкесами на протяжении всей своей истории. Согласно поверьям черкесов , голова была вместилищем души и без нее труп не хоронили. Примечательно что отверстием через которое душа покидает тело считался родничек на темени , именно там где и находлся АкIэ.
В следующей выдержке особо подчеркивается что акIэ была атрибутом именно молодых воинов: "Самые суровые ветераны, сгрудившиеся вокруг убитого, были полны сочувствия. Единственная прядь волос, длинная, черная и блестящая, росшая на его голове, обритой по обычаю, была еще одним свидетельством его юности, которое станет меланхолическим украшением на могиле погибшего, чья безрассудная храбрость была главной причиной столь безвременной кончины." [Дж. Лонгворт ,"Год среди черкесов."]
Наряду с акIэ , у черкесов бытовало и полное выбриванием головы, видимо ради соблюдения личной гигиены к которой черкесы относились весьма щепетильно, а возможно и под влиянием распространившегося в то время ислама: "Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Зихия, в город, что именуется Матрика. Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову." [Iulianus Hungarus. "О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом."]
Множество свидетельств оставленных как иностранными так и российскими источниками подтверждают факт бытования у черкесов этого типа причесок : "Мужское одеяние черкесов весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают." [Георги, Иоганн Готлиб. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей.- СПб., 1799. - 4 т. ]
И далее: "Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. Раньше черкесы носили только усы, теперь нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду" [Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа. 1834 г. Иоганн Бларамберг]
"В то время, как волосы на голове черкеса почти всегда выбриты, за исключением одной пряди волос на макушке, женщины и девушки ухаживают за волосами и, как правило, они заплетаются в большое количество косичек, лежащих на спине. Мужчины или совсем не бреют бороду или носят только усы."[Karl Koch, "Reise durch Russland nach dem kaukasischen Isthmus in den Jahren 1836, 1837, und 1838."]
"Черкесы, или кабардинцы, рассматриваемые в целом, хорошо сложены и сильны, энергичны, неутомимы, активны, горды, хорошо обращаются с оружием как верхом, так и пешими. Они бреют голову и бороду, отпускают длинные усы и тщательно ухаживают за ними." [Яков Рейнеггс "Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа"]
"Черкесы бреют голову ,оставляя на верхушке небольшой хохолок ; также бреют и бороду ,но усы отращивают ,для воинственного вида" [Н.В.Данилевский, "Кавказ и его горские жители".]
Описание черкесских наемников в войске крымского ханства: "Были с ханом и черкесы, с бритыми головами и длинными чубами". ["Россия в жизнеописаниях ее главнейших деятелей", Н.И.Костомаров.]
"Черкесы стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. " [И.Тунманн. "Путешествие в Крымское ханство".]
"Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары. Один англичанин пишет про них следующее: черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке."[Н. Витсен, "Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов".]
Легендарный кемиргоевский князь Джамбулат Болотоко тоже носил акIэ. Генерал Г.В.Новицкий, описывает его так : "Небольшого роста, широкогрудый, с оселедцем за ухом ,князь Болотоков ". [Георгий Васильевич Новицкий. Биографический очерк // «Русская старина», 1878г.]
Черкесы активно практиковавшие военное отходничество ,массами переселялись на далекую чужбину ,привнося в быт местных народов свои обычаи : "Черкесы брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войсковых товарищей".[Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.]
"Прическа с оселедцем была заимствована украинцами у восточных народов. В 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе". [Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.]
Если воину , пережив бесконечную череду битв и сражений, удавалось состариться и наступала пора уйти на покой ,то в этом случае черкесы проводили особый обряд называвшийся «АкIэ упсыж» - то есть , сбривания чуприны. В настоящее время слова «АкIэ упсыж» , стали метафорой означающей уход человека в отставку: "Такой человек,усталый и израненный, наконец перестает хищничать. Тогда он посылает по знакомым, чтобы ему подарили что-нибудь на обзаведение. Все его друзья, которые получали от него подарки, обязаны ему прислать на обзаведение лошадей и баранов, быков и прочего. С этого времени он делается хозяином».["Этнографический очерк черкесского народа" ,Сталь К.Ф.]
Так заканчивал свой путь черкес. Но покой не был ему в радость. Схоронив в ходе долгой жизни всех своих боевых соратников , он тяготился мирной жизни и случалось поддавшись старой своей страсти вновь одевал боевые доспехи и пускался в поход , надеясь наконец сложить свою голову в жаркой схватке.
Максим Горный
Жизнь черкесского мужчины делилась как бы на три части - детство , зрелость ,старость. Детство заканчивалось в 14-15 лет, когда мальчик завершив обучение у наставника-аталыка (атIэ - отец, лIыкIо - посредник) возвращался домой и с этого момента он становился воином. Начиналась его полная тревог и опасностей жизнь. И единственной прической на этот период его жизни становилось АкIэ (чит. Ачэ)- длинный клок волос оставлявшийся на темени полностью выбритой головы. О том для чего именно оставлялся акIэ ,сообщает Дж.Интериано в своем описании черкесского быта ,обычаев и нравов : «Усы носят длиннейшие. Имеют также при себе бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный ... для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством». [Дж. Интериано. "Быт и страна зихов, именуемых черкесами". Достопримечательное повествование. Венеция, 1502 г.]. Делалось это в том случае когда не было возможности вернуть труп бойца на родину ,во время дальних походов активно практиковавшихся черкесами на протяжении всей своей истории. Согласно поверьям черкесов , голова была вместилищем души и без нее труп не хоронили. Примечательно что отверстием через которое душа покидает тело считался родничек на темени , именно там где и находлся АкIэ.
В следующей выдержке особо подчеркивается что акIэ была атрибутом именно молодых воинов: "Самые суровые ветераны, сгрудившиеся вокруг убитого, были полны сочувствия. Единственная прядь волос, длинная, черная и блестящая, росшая на его голове, обритой по обычаю, была еще одним свидетельством его юности, которое станет меланхолическим украшением на могиле погибшего, чья безрассудная храбрость была главной причиной столь безвременной кончины." [Дж. Лонгворт ,"Год среди черкесов."]
Наряду с акIэ , у черкесов бытовало и полное выбриванием головы, видимо ради соблюдения личной гигиены к которой черкесы относились весьма щепетильно, а возможно и под влиянием распространившегося в то время ислама: "Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Зихия, в город, что именуется Матрика. Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову." [Iulianus Hungarus. "О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом."]
Множество свидетельств оставленных как иностранными так и российскими источниками подтверждают факт бытования у черкесов этого типа причесок : "Мужское одеяние черкесов весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают." [Георги, Иоганн Готлиб. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей.- СПб., 1799. - 4 т. ]
И далее: "Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. Раньше черкесы носили только усы, теперь нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду" [Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа. 1834 г. Иоганн Бларамберг]
"В то время, как волосы на голове черкеса почти всегда выбриты, за исключением одной пряди волос на макушке, женщины и девушки ухаживают за волосами и, как правило, они заплетаются в большое количество косичек, лежащих на спине. Мужчины или совсем не бреют бороду или носят только усы."[Karl Koch, "Reise durch Russland nach dem kaukasischen Isthmus in den Jahren 1836, 1837, und 1838."]
"Черкесы, или кабардинцы, рассматриваемые в целом, хорошо сложены и сильны, энергичны, неутомимы, активны, горды, хорошо обращаются с оружием как верхом, так и пешими. Они бреют голову и бороду, отпускают длинные усы и тщательно ухаживают за ними." [Яков Рейнеггс "Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа"]
"Черкесы бреют голову ,оставляя на верхушке небольшой хохолок ; также бреют и бороду ,но усы отращивают ,для воинственного вида" [Н.В.Данилевский, "Кавказ и его горские жители".]
Описание черкесских наемников в войске крымского ханства: "Были с ханом и черкесы, с бритыми головами и длинными чубами". ["Россия в жизнеописаниях ее главнейших деятелей", Н.И.Костомаров.]
"Черкесы стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. " [И.Тунманн. "Путешествие в Крымское ханство".]
"Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары. Один англичанин пишет про них следующее: черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке."[Н. Витсен, "Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов".]
Легендарный кемиргоевский князь Джамбулат Болотоко тоже носил акIэ. Генерал Г.В.Новицкий, описывает его так : "Небольшого роста, широкогрудый, с оселедцем за ухом ,князь Болотоков ". [Георгий Васильевич Новицкий. Биографический очерк // «Русская старина», 1878г.]
Черкесы активно практиковавшие военное отходничество ,массами переселялись на далекую чужбину ,привнося в быт местных народов свои обычаи : "Черкесы брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войсковых товарищей".[Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.]
"Прическа с оселедцем была заимствована украинцами у восточных народов. В 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе". [Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.]
Если воину , пережив бесконечную череду битв и сражений, удавалось состариться и наступала пора уйти на покой ,то в этом случае черкесы проводили особый обряд называвшийся «АкIэ упсыж» - то есть , сбривания чуприны. В настоящее время слова «АкIэ упсыж» , стали метафорой означающей уход человека в отставку: "Такой человек,усталый и израненный, наконец перестает хищничать. Тогда он посылает по знакомым, чтобы ему подарили что-нибудь на обзаведение. Все его друзья, которые получали от него подарки, обязаны ему прислать на обзаведение лошадей и баранов, быков и прочего. С этого времени он делается хозяином».["Этнографический очерк черкесского народа" ,Сталь К.Ф.]
Так заканчивал свой путь черкес. Но покой не был ему в радость. Схоронив в ходе долгой жизни всех своих боевых соратников , он тяготился мирной жизни и случалось поддавшись старой своей страсти вновь одевал боевые доспехи и пускался в поход , надеясь наконец сложить свою голову в жаркой схватке.
Максим Горный
Немало своеобразных черт и в параязыке адыгских приветствий.
Долг младшего приветствовать первым. Но у кабардинцев это правило не распространяется на рукопожатие, оно касается скорее вербального компонента приветствия.
Этот жест прямо противоположен наклону головы, принятому у европейцев и является специфичным для адыгов.
Характерен для адыгов приветственный жест правой рукой.
Свидетельства целого ряда авторов— Хан-Гирея, Тебу де Мариньи, А. Кешева и др. — по- зволяют считать, что прикладывание правой руки к головному убору, во-первых, служило компонентом приветствия малознакомых, но высокочтимых людей, прежде всего женщин и гостей, во-вторых, выступало в качестве мужского шаблона поведения. Мужчины, «встретясь с женщиною приветствуют ее подниманием руки к голове и желают ей доброго дня»,— сообщает Хан-Гирей (1836, 75).
Наконец, в одной из повестей А. Кешева читаем: «После ужина явились отборные весельчаки аула под начальством музыканта. Все они, входя в кунацкую, поднимали правую руку до виска, приветствовали гостей, и потом скромно располагались вдоль стен» (Кешев, 1977, 108).
Аналогичные описания имеются у Дж. Лонгворта (стр. 646) и других авторов, пишущих об адыгах и родственных им абхазах.
Например, К. Мачавариани пишет об абхазах следующее: При встрече гостей, мужчины рук не подают и шапок не снимают, а поднимают вверх руку, складывая три пальца — большой, указательный и средний и произносят обычный привет.
Такой же ритуал приветствия гостей действовал в первой половине XIX в. и у черкесов: «Приветствия состоят в том,— пишет Хан-Гирей,— что встречающий или посещающий гостя или старшего по летам или знатности происхождения приветствует его, произнося — желаем доброго приезда, причем поднимают правую руку к голове своей и вслед за этим, спустя некоторое время, спрашивают его о здравии с тем же знаком приветствия.
Такой акт зафиксирован у адыгов некоторыми авторами XVI—XVII вв. Например, голландец Н. Витсен пишет: «Они (черкесы — Б. Б.) имеют обыкновение приветствовать людей, обнажая голову вопреки магометанскому обычаю» (Витсенгстр. 93).
Итальянец К. Главани, бывавший в Черкесии, подтверждает описание Витсена. «Обхождение их похоже на
франкское, они вежливы и, приветствуя, снимают шапку» (Главани, стр. 161).
То же самое, вероятно, имеет в виду его соотечественник Асколи: «Чиркасы очень вежливы в обращении. Беседуя, с особами высокого звания, всегда держат шапку в руке, входя и выходя шаркают правой ногой подобно придворным» (Асколи, стр. 64)
#АдыгэГуп
Долг младшего приветствовать первым. Но у кабардинцев это правило не распространяется на рукопожатие, оно касается скорее вербального компонента приветствия.
Этот жест прямо противоположен наклону головы, принятому у европейцев и является специфичным для адыгов.
Характерен для адыгов приветственный жест правой рукой.
Свидетельства целого ряда авторов— Хан-Гирея, Тебу де Мариньи, А. Кешева и др. — по- зволяют считать, что прикладывание правой руки к головному убору, во-первых, служило компонентом приветствия малознакомых, но высокочтимых людей, прежде всего женщин и гостей, во-вторых, выступало в качестве мужского шаблона поведения. Мужчины, «встретясь с женщиною приветствуют ее подниманием руки к голове и желают ей доброго дня»,— сообщает Хан-Гирей (1836, 75).
Наконец, в одной из повестей А. Кешева читаем: «После ужина явились отборные весельчаки аула под начальством музыканта. Все они, входя в кунацкую, поднимали правую руку до виска, приветствовали гостей, и потом скромно располагались вдоль стен» (Кешев, 1977, 108).
Аналогичные описания имеются у Дж. Лонгворта (стр. 646) и других авторов, пишущих об адыгах и родственных им абхазах.
Например, К. Мачавариани пишет об абхазах следующее: При встрече гостей, мужчины рук не подают и шапок не снимают, а поднимают вверх руку, складывая три пальца — большой, указательный и средний и произносят обычный привет.
Такой же ритуал приветствия гостей действовал в первой половине XIX в. и у черкесов: «Приветствия состоят в том,— пишет Хан-Гирей,— что встречающий или посещающий гостя или старшего по летам или знатности происхождения приветствует его, произнося — желаем доброго приезда, причем поднимают правую руку к голове своей и вслед за этим, спустя некоторое время, спрашивают его о здравии с тем же знаком приветствия.
Такой акт зафиксирован у адыгов некоторыми авторами XVI—XVII вв. Например, голландец Н. Витсен пишет: «Они (черкесы — Б. Б.) имеют обыкновение приветствовать людей, обнажая голову вопреки магометанскому обычаю» (Витсенгстр. 93).
Итальянец К. Главани, бывавший в Черкесии, подтверждает описание Витсена. «Обхождение их похоже на
франкское, они вежливы и, приветствуя, снимают шапку» (Главани, стр. 161).
То же самое, вероятно, имеет в виду его соотечественник Асколи: «Чиркасы очень вежливы в обращении. Беседуя, с особами высокого звания, всегда держат шапку в руке, входя и выходя шаркают правой ногой подобно придворным» (Асколи, стр. 64)
#АдыгэГуп
Из книги Д.В.Раковича "Тенгинский полк на Кавказе", Тифлис, 1900 г.
Клятва Хаджи - Берзека.
"Николаем 1 была задумана экспедиция против убыхов - одного из адыгских племен, населявших берега Черного моря. Это было самое враждебное и воинственное племя во всей юго-западной части Кавказа.
Что же за экспедицию предстояло совершить поручику Лермонтову вместе с боевыми товарищами-тенгинцами?
Предполагалось, что экспедиционный отряд проникнет в глубь земли убыхов. Исходным пунктом этого похода должно было стать Навагинское укрепление (район г. Сочи), куда войска должны были подойти со стороны укрепления Святого духа (ныне Адлер).
Давно известно, что на войне людские судьбы порой пересекаются весьма причудливым образом. Именно такой сюрприз судьба уготовила и автору знаменитого стихотворения "Смерть поэта". Дело в том, что командиром батальона, в котором предстояло служить Лермонтову, был некто иной, как подполковник Данзас. Да-да, тот самый Данзас, который был секундантом Пушкина в день роковой дуэли с Дантесом на Черной речке.
Похоже, судьба в лице секунданта Пушкина подала поручику знак. По словам современников, мрачные предчувствия не покидали Лермонтова весной 1841 г.
И весь дальнейший ход событий подтвердил, что они были не беспочвенны. Если бы не пуля Мартынова, оборвавшая жизнь поэта 15 июля, то рано или поздно шашки убыхов или болезнь привели бы к тому же трагическому финалу. Историк Тенгинского полка называет экспедицию "одной из кровопролитнейших на Кавказе". Куда лучшим стратегом, чем Николай 1, оказался предводитель убыхов старик Хаджи-Берзек. Он знал, что делал, когда перед многочисленным собранием соплеменников поклялся сбрить в свои восемьдесят лет бороду и надеть женские шаровары, если хоть один "гяур" проникнет на убыхскую землю.
Экспедиция завершилась полным крахом. Еще толком не вступив в бой, русское войско понесло огромные потери. По прибытии всех батальонов на сборный пункт к укреплению Святого Духа в строю находилось 2807 рядовых Тенгинского полка, а по возвращению в Тамань в строю осталось всего 1064.
Причем, из 361 унтер-офицера осталось 140; из 66 офицеров - 35. Остальные были убиты,
умерли от ран или находились в госпиталях.
"Из оставшихся людей, - доносил в рапорте командир полка Хлюпин, - трудно найти 200 человек совершенно здоровых, не бывших в госпиталях или полковом лазарете..."
#АдыгэГуп
Клятва Хаджи - Берзека.
"Николаем 1 была задумана экспедиция против убыхов - одного из адыгских племен, населявших берега Черного моря. Это было самое враждебное и воинственное племя во всей юго-западной части Кавказа.
Что же за экспедицию предстояло совершить поручику Лермонтову вместе с боевыми товарищами-тенгинцами?
Предполагалось, что экспедиционный отряд проникнет в глубь земли убыхов. Исходным пунктом этого похода должно было стать Навагинское укрепление (район г. Сочи), куда войска должны были подойти со стороны укрепления Святого духа (ныне Адлер).
Давно известно, что на войне людские судьбы порой пересекаются весьма причудливым образом. Именно такой сюрприз судьба уготовила и автору знаменитого стихотворения "Смерть поэта". Дело в том, что командиром батальона, в котором предстояло служить Лермонтову, был некто иной, как подполковник Данзас. Да-да, тот самый Данзас, который был секундантом Пушкина в день роковой дуэли с Дантесом на Черной речке.
Похоже, судьба в лице секунданта Пушкина подала поручику знак. По словам современников, мрачные предчувствия не покидали Лермонтова весной 1841 г.
И весь дальнейший ход событий подтвердил, что они были не беспочвенны. Если бы не пуля Мартынова, оборвавшая жизнь поэта 15 июля, то рано или поздно шашки убыхов или болезнь привели бы к тому же трагическому финалу. Историк Тенгинского полка называет экспедицию "одной из кровопролитнейших на Кавказе". Куда лучшим стратегом, чем Николай 1, оказался предводитель убыхов старик Хаджи-Берзек. Он знал, что делал, когда перед многочисленным собранием соплеменников поклялся сбрить в свои восемьдесят лет бороду и надеть женские шаровары, если хоть один "гяур" проникнет на убыхскую землю.
Экспедиция завершилась полным крахом. Еще толком не вступив в бой, русское войско понесло огромные потери. По прибытии всех батальонов на сборный пункт к укреплению Святого Духа в строю находилось 2807 рядовых Тенгинского полка, а по возвращению в Тамань в строю осталось всего 1064.
Причем, из 361 унтер-офицера осталось 140; из 66 офицеров - 35. Остальные были убиты,
умерли от ран или находились в госпиталях.
"Из оставшихся людей, - доносил в рапорте командир полка Хлюпин, - трудно найти 200 человек совершенно здоровых, не бывших в госпиталях или полковом лазарете..."
#АдыгэГуп
@circassian_garden
РУБИТЬ НЕ РАСТИТЬ…
Как справедливо отметил доктор биологических наук Максим Шаповалов: «Древние черкесские сады уничтожает не столько время, сколько человек. Но вместе с исчезновением деревьев-исполинов может навсегда исчезнуть и уникальная форма древнего садоводства адыгов, какой больше нет нигде в мире».
Еще только на днях завершился круглый стол ««Черкесский сад» в пространстве социокультурной трансформации», а уже буквально вчера стало известно о факте уничтожения старинных черкесских груш в поселке Хамышки.
26 ноября председатель РГО Адыгеи – Игорь Огай и доктор биологических наук – Максим Шаповалов, совместно с корреспондентом газеты АИФ-Адыгея – Кариной Кадиевой, по поступившему сигналу прибыли в поселок Хамышки, где на частной территории были отмечены спиленные деревья старинной черкесской груши и яблони. Предварительно возраст деревьев составлял 250-300 лет, до момента уничтожения деревья были в хорошем состоянии.
Как отметили Игорь Огай и Максим Шаповалов, факты уничтожения таких деревьев начинают отмечаться все чаще.
Необходимо инициировать в Адыгее программу по паспортизации всех старинных деревьев черкесской груши, а также их законодательную охрану
#Мэз #АдыгэГуп
РУБИТЬ НЕ РАСТИТЬ…
Как справедливо отметил доктор биологических наук Максим Шаповалов: «Древние черкесские сады уничтожает не столько время, сколько человек. Но вместе с исчезновением деревьев-исполинов может навсегда исчезнуть и уникальная форма древнего садоводства адыгов, какой больше нет нигде в мире».
Еще только на днях завершился круглый стол ««Черкесский сад» в пространстве социокультурной трансформации», а уже буквально вчера стало известно о факте уничтожения старинных черкесских груш в поселке Хамышки.
26 ноября председатель РГО Адыгеи – Игорь Огай и доктор биологических наук – Максим Шаповалов, совместно с корреспондентом газеты АИФ-Адыгея – Кариной Кадиевой, по поступившему сигналу прибыли в поселок Хамышки, где на частной территории были отмечены спиленные деревья старинной черкесской груши и яблони. Предварительно возраст деревьев составлял 250-300 лет, до момента уничтожения деревья были в хорошем состоянии.
Как отметили Игорь Огай и Максим Шаповалов, факты уничтожения таких деревьев начинают отмечаться все чаще.
Необходимо инициировать в Адыгее программу по паспортизации всех старинных деревьев черкесской груши, а также их законодательную охрану
#Мэз #АдыгэГуп
"Одно помню я: он говорил, что звери имеют такие же души, как и люди , что души людей переселяются в животных, что, может быть, и наши души жили прежде нас всех. Да, он был черкес, а любил меня, как сына. Впрочем, он, кажется, не был магометанин, он был старой веры. Не знаю, какая это вера, но я много видал стариков, которые, как я, были ни магометане, ни христиане. Они были все хорошие люди, держались старого адата, были верны своим кунакам, кто бы они ни были: русские или черкесы, христиане или магометане. Если они делали зло, воевали или мстили, - и воевали и мстили они не так, как теперь; они делали это оттого, что их обидели или на них нападали, а не потому, что они магометане, - как теперь." [Фрагмент из повести Н.Н.Толстого «Пластун», впервые опубликованной в 1926 году. ]
#АдыгэГуп
#АдыгэГуп