«Я сижу сейчас в Чегемском ущелье, на Чегемском камне. Нужно понять, что такое камень для балкарца. Камень служил ему и основанием дома, стенами его жилища и жёрновом его мельницы, которой он детей кормил, мукой, которую этот камень перемалывал. Я вижу каменные башни, в которых мои предки хоронили своих умерших. Мой отец лежит здесь - рядом с этими башнями, у этих вечных скал. И я смотрю сейчас на эти горы и чувствую бессмертную связь с теми людьми которые жили и которые выжимали хлеб из камня. Это были люди, которые выше всего ценили честь, совесть, мужество и человечность».
Кайсын Кулиев.
Количество постов 6 295
Частота постов 71 час 17 минут
ER
55.19
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
«...И в дни, когда меня уже не будет,
Я не желаю, чтобы свет погас,
Я снова повторю: «Живите, люди!
И будьте лучше и счастливей нас!»
4 июня - День памяти выдающегося балкарского поэта Кайсына Кулиева.
Я не желаю, чтобы свет погас,
Я снова повторю: «Живите, люди!
И будьте лучше и счастливей нас!»
4 июня - День памяти выдающегося балкарского поэта Кайсына Кулиева.
В связи с депортацией балкарцев в 1944 году Кайсыну Кулиеву не дали и Сталинскую премию, на соискание которой его сборник стихов был выдвинут в 1943 году. Пока Кулиев лежал в госпитале, его спасением снова занялся Союз писателей, руководство которого ходатайствовало перед Сталиным о том, чтобы ни Кайсына, ни его семью не высылали из родных мест. И в итоге появился документ, который позволял Кулиеву жить в любом месте Советского Союза, кроме Москвы и Ленинграда. Под текстом документа рукой Иосифа Виссарионовича было написано «разрешить». Также поэту предписывалось составить список близких, которым тоже будет разрешено не уезжать.
Рассказывают, что на составление этого списка у Кайсына Кулиева ушла ночь. Утром он сказал: «Единственный возможный список – тот, в который я смогу включить весь балкарский народ. Сталину от меня передайте спасибо, но я поеду туда, где сейчас все наши».
Рассказывают, что на составление этого списка у Кайсына Кулиева ушла ночь. Утром он сказал: «Единственный возможный список – тот, в который я смогу включить весь балкарский народ. Сталину от меня передайте спасибо, но я поеду туда, где сейчас все наши».
«Письменные источники прямо говорят о том, что карачаево-балкарцы являются последними носителями этнонимов "аланы" и "асы". Аланией назван Карачай на карте итальянского автора XVII в. Ламберти. Грузинский историк и географ XVIII в. Вахушта поместил Аланию к западу от Сванетии. Там же помещена Алания на русской карте грузинских царств Кахетии и Харталинии. Название "аланы" сохранилось за карачаевцами еще дольше. Так, авторы конца XVIII в. и начала XIX в. Потоцкий и Клапрот говоря об аланах, подразумевают и карачаевцев. Некоторые авторы даже в XIX в. называли их аланами»
— Е.П. Алексеева, «Карачаевцы и балкарцы: Древний народ Кавказа»
«К тюркоязычным народам Центрального Кавказа относятся карачаевцы и балкарцы. По своему происхождению, по языку, по материальной духовной культуре эти народы столь близки, что рассматривать их этногенез раздельно нет смысла. В сравнительно недалеком прошлом оба народа составляли единую этническую группу. В грузинских источниках упоминаются также "басианы" – население ущелий Приэльбрусья, в частности Баксанского, а также притоков Терека. Этноним басиане не что иное как "асы", ветвь аланского союза племен. Впоследствии, согласно некоторым источникам (Ламберти, Гербера), название асы прочно утвердилось за балкарцами, аланы за карачаевцами. И теперь еще, обращаясь к иному соплеменнику, карачаевцы окликают его алан. Е.П.Алексеева справедливо приходит к выводу, что в распоряжении исследователей накопилось достаточно данных: языковых, археологических, антропологических, а также письменных источников, свидетельствующих, что аланы были одним из главных компонентов в этногенезе карачаевцев и балкарцев. Письменные источники прямо утверждают, что балкарцы и карачаевцы последние носители этнонимов аланы и асы (ясы в русских источниках)».
— Я.А.Федоров, «Историческая этнография Северного Кавказа»
— Е.П. Алексеева, «Карачаевцы и балкарцы: Древний народ Кавказа»
«К тюркоязычным народам Центрального Кавказа относятся карачаевцы и балкарцы. По своему происхождению, по языку, по материальной духовной культуре эти народы столь близки, что рассматривать их этногенез раздельно нет смысла. В сравнительно недалеком прошлом оба народа составляли единую этническую группу. В грузинских источниках упоминаются также "басианы" – население ущелий Приэльбрусья, в частности Баксанского, а также притоков Терека. Этноним басиане не что иное как "асы", ветвь аланского союза племен. Впоследствии, согласно некоторым источникам (Ламберти, Гербера), название асы прочно утвердилось за балкарцами, аланы за карачаевцами. И теперь еще, обращаясь к иному соплеменнику, карачаевцы окликают его алан. Е.П.Алексеева справедливо приходит к выводу, что в распоряжении исследователей накопилось достаточно данных: языковых, археологических, антропологических, а также письменных источников, свидетельствующих, что аланы были одним из главных компонентов в этногенезе карачаевцев и балкарцев. Письменные источники прямо утверждают, что балкарцы и карачаевцы последние носители этнонимов аланы и асы (ясы в русских источниках)».
— Я.А.Федоров, «Историческая этнография Северного Кавказа»
Балкарцы из Верхней Балкарии (Уллу Малкъар), 1911 г., слева направо: Мисаков Ахмат Бекмырзаевич, Амирханов Аскербий, Абаев Мажит Гергокович, Аликаев Догуатбий.
Къоспарты - крупный населенный пункт на левом берегу Черека напротив современной Верхней Балкарии. Жители этого аула заложили, наверное, самые лучшие террасные поля во всем ущелье.
Коспарты является одним из древних поселений Балкарского общества, после разделения которого в 1917 году оно вошло в Нижне-Балкарское общество, а затем – вместе с Мукушем – в сельсовет Коспарты. Поселение было самым крупным из поселков Черекского ущелья. Здесь проживали несколько таубийских родов из потомков Басиата: Айдаболовы, Биевы (ветвь Айдаболов), Жанхотовы. Соответственно, в поселке было три родовых башни: Айдаболовская, Биевская, Жанхотовская, но они были разрушены в период коллективизации, а их камни использованы для строительства других объектов в Коспарты. Все три фамилии были влиятельными в Балкарии.
Жанхотовы владели имением в Кара-Суу, где они образовали небольшое поселение, разрушенное во время восстания балкарских крестьян в 1913 году.
Биевы имели свой поселок в местности Аул, где у них были земли в пользовании. Айдаболовы – род, из которого вышли многие известные деятели Балкарии, одним из которых был Азнор Мембулатович Айдаболов, который служил в должности старшины Балкарского Общества в период с 1887 по 1897 года, а затем – на анологичной должности в селении Хасаут. Именно в период его правления силами всего Балкарского общества была построена дорога из Кашхатау в поселок Цегет-Эль, связавшая горные поселения с равниной.
Известными людьми были и его сыновья: Кази-Магомет, Мухтар (Татлюка) и Науруз.
Жанхотовы известны как крупные землевладельцы. Из родов этого селения Бозиевы обосновались в Бабугенте, Хуламе, Псыгансу и Жемтале еще задолго до установления советской власти. Известно также, что род Башиевых, обосновавшийся в Зарашкы, отделился из Коспарты, где Бозю и Баши, два родных брата, жили вместе, но впоследствии разделились.
В 1944 году население депортировано, поселение разрушено. Больше оно не восстанавливалось.
На 1905 год проживало 24 фамилии.
Айдаболовы (Айдаболлары), Аттасауовы (Аттасаулары), Биевы (Бийлары), Бозиевы (Безюлары), Гасиевы (Гасылары), Гуляевы (Гулялары), Жанхотовы (Жанхотлары), Жекеевы (Жекелары), Заникоевы (Заниколары), Зарашевы (Зарашлары), Зашаевы (Зашайлары), Казиевы (Къазийлары), Караевы (Карайлары), Мокаевы (Мокъалары), Наршауовы (Наршаулары), Оразаевы (Оразайлары), Османовы (Османлары), Темукаевы (Темукалары), Туменовы (Туменлары), Чофановы (Чофанлары), Чочуевы (Чочуйлары), Шабатуковы (Шабатукълары), Шукаевы (Шукалары), Эдокаевы (Эдокалары).
На 1944 год:
№| Фамилия| Количество(семей/человек)
1|Азаматовы 1/2
2|Асановы 3/10
3|Аттасауовы 13/59
4|Биевы (Заниюковы) 1/5
5|Бозиевы 33/142
6|Гасиевы 8/36
7|Глашевы 1/8
8 |Гуляевы 3/15
9|Жеккеевы 11/54
10|Заникоевы 14/50
11|Зарашевы 8/29
12|Зашаевы 3/10
13|Казиевы 11/36
14|Караевы 5/24
15|Каркаевы 1/2
16|Кудаевы 1/2
17|Мокаевы 3/5
18|Мурачаевы 1/2
19|Наршауовы 13/41
20|Оразаевы 8/25
21|Османовы 2/4
22|Темукаевы 2/13
23|Туменовы 19/82
24|Хочуевы 1/6
25|Хуламхановы 1/4
26|Чораевы 1/5
27|Чофановы 6/27
28|Чочуевы 4/21
29|Шабатуковы 12/30
30|Шукаевы 6/18
31|Эдокаевы 8/33
———————
Итого 211/808
Погребения:
На территории Коспарты находятся многочисленные погребения различных эпох, в том числе, Коспартинский средневековый некрополь со склепами, общественные кладбища Коспарты и Мукуша – как доисламские, так и мусульманские.
Образование:
В поселке была большая школа, где обучались дети из нескольких поселков.
Религия:
В Коспарты была своя мечеть.
Современное состояние:
Развалины. С 1957 года возвращавшиеся в республику жители Верхней Балкарии разбирали крыши домов, используя деревянные фрагменты в качестве строительного материала. До возвращения балкарцев из депортации из строений изъяли окна, двери и имущество.
Археология:
На территории Коспарты исследованы следующие археологические памятники:
Верхне-Балкарские 2-е каменные ящики в Коспарты расположены вблизи склепа. Внутри ящиков сохранились истлевшие остатки деревянных гробов. Инвентарь погребений датируется XIV-XVI веками.
Верхне-Балкарский 5-й наземный склеп-кешене. Находится над заброшенным селением «Коспарты». Он представляет собой типичный восьмиугольник с пирамидальной крышей. Рядом расположены полуразрушенные наземные, полуподземные и подземные склепы, а также могильник.
Архивы:
На 1890 год
дворов – 47
мужчин – 227
женщин – 211
всего – 438
крупного рогатого скота – 984
лошадей – 71
овец и коз – 4540
кузниц – 2
мельниц – 4
На 1910 год
дворов – 83
мужчин – 411
женщин – 293
мечеть – 1
мануфактурная лавка – 1
мелочная лавка – 1
Коспарты является одним из древних поселений Балкарского общества, после разделения которого в 1917 году оно вошло в Нижне-Балкарское общество, а затем – вместе с Мукушем – в сельсовет Коспарты. Поселение было самым крупным из поселков Черекского ущелья. Здесь проживали несколько таубийских родов из потомков Басиата: Айдаболовы, Биевы (ветвь Айдаболов), Жанхотовы. Соответственно, в поселке было три родовых башни: Айдаболовская, Биевская, Жанхотовская, но они были разрушены в период коллективизации, а их камни использованы для строительства других объектов в Коспарты. Все три фамилии были влиятельными в Балкарии.
Жанхотовы владели имением в Кара-Суу, где они образовали небольшое поселение, разрушенное во время восстания балкарских крестьян в 1913 году.
Биевы имели свой поселок в местности Аул, где у них были земли в пользовании. Айдаболовы – род, из которого вышли многие известные деятели Балкарии, одним из которых был Азнор Мембулатович Айдаболов, который служил в должности старшины Балкарского Общества в период с 1887 по 1897 года, а затем – на анологичной должности в селении Хасаут. Именно в период его правления силами всего Балкарского общества была построена дорога из Кашхатау в поселок Цегет-Эль, связавшая горные поселения с равниной.
Известными людьми были и его сыновья: Кази-Магомет, Мухтар (Татлюка) и Науруз.
Жанхотовы известны как крупные землевладельцы. Из родов этого селения Бозиевы обосновались в Бабугенте, Хуламе, Псыгансу и Жемтале еще задолго до установления советской власти. Известно также, что род Башиевых, обосновавшийся в Зарашкы, отделился из Коспарты, где Бозю и Баши, два родных брата, жили вместе, но впоследствии разделились.
В 1944 году население депортировано, поселение разрушено. Больше оно не восстанавливалось.
На 1905 год проживало 24 фамилии.
Айдаболовы (Айдаболлары), Аттасауовы (Аттасаулары), Биевы (Бийлары), Бозиевы (Безюлары), Гасиевы (Гасылары), Гуляевы (Гулялары), Жанхотовы (Жанхотлары), Жекеевы (Жекелары), Заникоевы (Заниколары), Зарашевы (Зарашлары), Зашаевы (Зашайлары), Казиевы (Къазийлары), Караевы (Карайлары), Мокаевы (Мокъалары), Наршауовы (Наршаулары), Оразаевы (Оразайлары), Османовы (Османлары), Темукаевы (Темукалары), Туменовы (Туменлары), Чофановы (Чофанлары), Чочуевы (Чочуйлары), Шабатуковы (Шабатукълары), Шукаевы (Шукалары), Эдокаевы (Эдокалары).
На 1944 год:
№| Фамилия| Количество(семей/человек)
1|Азаматовы 1/2
2|Асановы 3/10
3|Аттасауовы 13/59
4|Биевы (Заниюковы) 1/5
5|Бозиевы 33/142
6|Гасиевы 8/36
7|Глашевы 1/8
8 |Гуляевы 3/15
9|Жеккеевы 11/54
10|Заникоевы 14/50
11|Зарашевы 8/29
12|Зашаевы 3/10
13|Казиевы 11/36
14|Караевы 5/24
15|Каркаевы 1/2
16|Кудаевы 1/2
17|Мокаевы 3/5
18|Мурачаевы 1/2
19|Наршауовы 13/41
20|Оразаевы 8/25
21|Османовы 2/4
22|Темукаевы 2/13
23|Туменовы 19/82
24|Хочуевы 1/6
25|Хуламхановы 1/4
26|Чораевы 1/5
27|Чофановы 6/27
28|Чочуевы 4/21
29|Шабатуковы 12/30
30|Шукаевы 6/18
31|Эдокаевы 8/33
———————
Итого 211/808
Погребения:
На территории Коспарты находятся многочисленные погребения различных эпох, в том числе, Коспартинский средневековый некрополь со склепами, общественные кладбища Коспарты и Мукуша – как доисламские, так и мусульманские.
Образование:
В поселке была большая школа, где обучались дети из нескольких поселков.
Религия:
В Коспарты была своя мечеть.
Современное состояние:
Развалины. С 1957 года возвращавшиеся в республику жители Верхней Балкарии разбирали крыши домов, используя деревянные фрагменты в качестве строительного материала. До возвращения балкарцев из депортации из строений изъяли окна, двери и имущество.
Археология:
На территории Коспарты исследованы следующие археологические памятники:
Верхне-Балкарские 2-е каменные ящики в Коспарты расположены вблизи склепа. Внутри ящиков сохранились истлевшие остатки деревянных гробов. Инвентарь погребений датируется XIV-XVI веками.
Верхне-Балкарский 5-й наземный склеп-кешене. Находится над заброшенным селением «Коспарты». Он представляет собой типичный восьмиугольник с пирамидальной крышей. Рядом расположены полуразрушенные наземные, полуподземные и подземные склепы, а также могильник.
Архивы:
На 1890 год
дворов – 47
мужчин – 227
женщин – 211
всего – 438
крупного рогатого скота – 984
лошадей – 71
овец и коз – 4540
кузниц – 2
мельниц – 4
На 1910 год
дворов – 83
мужчин – 411
женщин – 293
мечеть – 1
мануфактурная лавка – 1
мелочная лавка – 1
Официальная национальная символика балкарского народа - флаг и герб утверждёны на съезде балкарского народа 19 июня 1993 года.
•Флаг Балкарии — официальный национальный символ балкарского народа. Это светло-синее полотнище с двумя белыми горизонтальными полосками и стилизованным силуэтом горы Эльбрус. Светло-синий цвет символизирует тюркскую семью народов, белый цвет — чистоту, небесный и земной путь народа. Двуглавый Эльбрус символизирует единство нации, а также вечность.
•Герб Балкарии представляет собой изображение снежного барса с колесом под правой лапой. Светло-синий цвет символизирует тюркскую семью народов, белый цвет — чистоту, барс — символ храбрости, отваги, мужества, а колесо символизирует прогресс, полумесяц со звездой принадлежность балкарцев к Исламу.
Автор флага и герба художник Ибрагим Занкишиев.
•Флаг Балкарии — официальный национальный символ балкарского народа. Это светло-синее полотнище с двумя белыми горизонтальными полосками и стилизованным силуэтом горы Эльбрус. Светло-синий цвет символизирует тюркскую семью народов, белый цвет — чистоту, небесный и земной путь народа. Двуглавый Эльбрус символизирует единство нации, а также вечность.
•Герб Балкарии представляет собой изображение снежного барса с колесом под правой лапой. Светло-синий цвет символизирует тюркскую семью народов, белый цвет — чистоту, барс — символ храбрости, отваги, мужества, а колесо символизирует прогресс, полумесяц со звездой принадлежность балкарцев к Исламу.
Автор флага и герба художник Ибрагим Занкишиев.
В день возрождения Балкарского народа,
Хочу всем нам, балкарцам, пожелать:
- Зимой, весной, в любое время года,
О ближних никогда не забывать…
Ведь, мы балкарцы, хоть народ и малый,
Зато честны, смелы мы и храбры,
И наша кровь, цвета пурпурно-алый,
Вскипает с наступлением весны.
В далеком 1944 году 8 марта пока мужчины воевали за свою страну против Гитлера, их матери, дети, сестры и старики были высланы в эшелонах товарных вагонов в Среднюю Азию и Казахстан, на верную смерть. Злой рок потушил очаги в наших вековых домах. Родные ветра Балкарии, не находя своих семей в их домах, завывали так громко, что казалось сама Земля рыдает по своему народу.
Седой Эльбрус – безмолвный свидетель веков. Но если бы он нарушил обет молчания и заговорил, мир узнал бы немало историй о величии человеческого духа, о мужестве и бесстрашии, о жажде жизни и том, как эту жизнь хотели убить…
В памяти балкарского народа живет и трагедия Черекского ущелья, разыгравшаяся в ноябре 1942 года, когда отряд внутренних войск НКВД превратил в пепел селения Верхняя Балкария, Сауту, Кюнюм и расстрелял жителей селений Верхний Чегет и Глашево. Воспоминания немногих уцелевших очевидцев этой трагедии холодят душу. А в докладной записке капитана Накина, командира отряда палачей, устроивших расправу над беззащитным мирным населением, указывалось, что им уничтожено 1500 человек. Стольким людям стоило жизни надуманное обвинение в бандитизме и пособничестве фашистам. Но стоило только появиться в этом районе 4 декабря 1942 года одному батальону немецких автоматчиков, как Накин трусливо бежал за перевал.
Массовое истребление жителей высокогорных балкарских сел в ноябре-декабре 1942 года стало одним из ужасающих преступлений сталинских опричников. Масштабы и жестокость этого преступления напугали даже его идейных вдохновителей, которые попытались скрыть содеянное. Они прибегли к фальсификациям и долгие годы утверждали в общественном сознании мнение, что беззащитных женщин, детей и стариков сожгли и расстреляли фашисты.
Этот праздник возвращает нас туда, в те страшные годы и делает нас еще сильнее.
Представителей того поколения, которое пережило эту страшную трагедию, становится все меньше и меньше, и сейчас празднуют уже дети, внуки и правнуки, но это дань старшим и возможность молодежи быть соучастными в этом! 28 марта в каждой семье является Днем воспоминаний, когда юные горцы приобщаются к истории своего Народа. Знание истоков дает чувство общности и целостности.
Пепел балкарских сел – сожженных неумолчно стучит в наших сердцах. Но сталинизм, растоптавший нашу священную землю, предавший ее огню и разорению, не смог растоптать веру репрессированных кавказских народов в высшую справедливость и убить в их сердцах верность родным горам и заветам предков. Народы выжили и вернулись к своим разоренным очагам. Балкарцы, как и их собратья, в жестокие годы безвременья сохранили присущий им национальный дух и национальную идентичность.
9 января 1957 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении Кабардино-Балкарской АССР. После 13-летней ссылки балкарцы получили, наконец, право вернуться на родную землю. К сожалению, и сегодня 70 горных сел Балкарии так и остались не восстановленными до сих пор. Их руины безмолвно и скорбно свидетельствуют о бесчеловечности минувших времен и служат напоминаем о трагедии, которую пережил целый народ.
Через 50 лет после депортации, в 1994 году, этот день стал в Кабардино-Балкарии Днем возрождения балкарского народа. Познавший боль Эльбрус обрел новые надежды. Надежды на будущее, на лучшее.
Хочу всем нам, балкарцам, пожелать:
- Зимой, весной, в любое время года,
О ближних никогда не забывать…
Ведь, мы балкарцы, хоть народ и малый,
Зато честны, смелы мы и храбры,
И наша кровь, цвета пурпурно-алый,
Вскипает с наступлением весны.
В далеком 1944 году 8 марта пока мужчины воевали за свою страну против Гитлера, их матери, дети, сестры и старики были высланы в эшелонах товарных вагонов в Среднюю Азию и Казахстан, на верную смерть. Злой рок потушил очаги в наших вековых домах. Родные ветра Балкарии, не находя своих семей в их домах, завывали так громко, что казалось сама Земля рыдает по своему народу.
Седой Эльбрус – безмолвный свидетель веков. Но если бы он нарушил обет молчания и заговорил, мир узнал бы немало историй о величии человеческого духа, о мужестве и бесстрашии, о жажде жизни и том, как эту жизнь хотели убить…
В памяти балкарского народа живет и трагедия Черекского ущелья, разыгравшаяся в ноябре 1942 года, когда отряд внутренних войск НКВД превратил в пепел селения Верхняя Балкария, Сауту, Кюнюм и расстрелял жителей селений Верхний Чегет и Глашево. Воспоминания немногих уцелевших очевидцев этой трагедии холодят душу. А в докладной записке капитана Накина, командира отряда палачей, устроивших расправу над беззащитным мирным населением, указывалось, что им уничтожено 1500 человек. Стольким людям стоило жизни надуманное обвинение в бандитизме и пособничестве фашистам. Но стоило только появиться в этом районе 4 декабря 1942 года одному батальону немецких автоматчиков, как Накин трусливо бежал за перевал.
Массовое истребление жителей высокогорных балкарских сел в ноябре-декабре 1942 года стало одним из ужасающих преступлений сталинских опричников. Масштабы и жестокость этого преступления напугали даже его идейных вдохновителей, которые попытались скрыть содеянное. Они прибегли к фальсификациям и долгие годы утверждали в общественном сознании мнение, что беззащитных женщин, детей и стариков сожгли и расстреляли фашисты.
Этот праздник возвращает нас туда, в те страшные годы и делает нас еще сильнее.
Представителей того поколения, которое пережило эту страшную трагедию, становится все меньше и меньше, и сейчас празднуют уже дети, внуки и правнуки, но это дань старшим и возможность молодежи быть соучастными в этом! 28 марта в каждой семье является Днем воспоминаний, когда юные горцы приобщаются к истории своего Народа. Знание истоков дает чувство общности и целостности.
Пепел балкарских сел – сожженных неумолчно стучит в наших сердцах. Но сталинизм, растоптавший нашу священную землю, предавший ее огню и разорению, не смог растоптать веру репрессированных кавказских народов в высшую справедливость и убить в их сердцах верность родным горам и заветам предков. Народы выжили и вернулись к своим разоренным очагам. Балкарцы, как и их собратья, в жестокие годы безвременья сохранили присущий им национальный дух и национальную идентичность.
9 января 1957 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении Кабардино-Балкарской АССР. После 13-летней ссылки балкарцы получили, наконец, право вернуться на родную землю. К сожалению, и сегодня 70 горных сел Балкарии так и остались не восстановленными до сих пор. Их руины безмолвно и скорбно свидетельствуют о бесчеловечности минувших времен и служат напоминаем о трагедии, которую пережил целый народ.
Через 50 лет после депортации, в 1994 году, этот день стал в Кабардино-Балкарии Днем возрождения балкарского народа. Познавший боль Эльбрус обрел новые надежды. Надежды на будущее, на лучшее.