Статистика ВК сообщества "Михаил Круг • Легенда Русского Шансона"

0+
Старейшая и самая многочисленная группа "В Контакте", посвящённая жизни и творчеству короля Русского Шансона. Нам 14 лет! Присоединяйтесь!

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Сегодня королю Русского Шансона - Михаилу Владимировичу Воробьёву (Кругу) исполнилось бы 60 лет...

1577 168 ER 5.0620
СЕГОДНЯ 20 ЛЕТ СО ДНЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ МИХАИЛА КРУГА!

1 июля День памяти мэтра Русского жанра Михаила Круга.
Представляем Вашему вниманию последнее интервью с Исполнителем
ПОСЛЕДНИЙ ИЮНЬ МИХАИЛА КРУГА

- По-всякому нас именовали: тверяки, тверитяне... Но мне ближе всего - тверичи. Есть в этом слове что-то от колокольного звона... Я сильно переживал за свой город, когда он носил имя всесоюзного старосты Калинина. Тверь для меня - исторический факт. Тверь и Россия, в моем понимании, - синонимы. Когда я пою о Твери, я пою о России. Города, возникшие в начале прошлого тысячелетия: Ярославль, Суздаль, Владимир, Новгород, Тверь - вот моя Россия, моя Родина. Здесь живет моя душа...

- В твоих песнях Тверь встречается так же часто, как у Аркадия Северного – Одесса…

- Я слушал старые блатные записи, и мне становилось немного завидно: как же так, о Ростове есть песни, об Одессе тоже, а о Твери нет... У меня все с этим городом связано. Здесь детство мое прошло в так называемых «Морозовских казармах», которые еще до революции построил для своих рабочих знаменитый фабрикант. Теперь у меня свой дом. Но когда выдаются редкие свободные дни, приезжаю сюда, во двор «Пролетарки», на «помойку» - площадку между 47-й и 48-й казармами. Стою, вспоминаю свои первые голы в футбол и хоккей, пацанские шалости и забавы, старых друзей... Когда я подхожу к своему бывшему окну, на сердце становится как-то тоскливо, грустно, а тут еще дустом несет - клопов травят... Помню, как мальчишкой, разгоряченный носился по двору. Подбегаю к этому окну, кричу: «Ба, дай попить!» Бабушка пойдет, нальет воды кружку. Хотя сам мог быстрее взбежать на свой первый этаж.

- Значит, происхождение твое самое что ни на есть пролетарское?

- Мои бабушка и дедушка были простыми рабочими, которые, закономерно, хотели для своих детей лучшей доли. А я родился уже в семье интеллигентов. Отец мой был начальником связи тверского участка автодороги Москва - Рига, мама работала бухгалтером. Есть мнение, что интеллигентом становишься в 3-м поколении. Я далеко не интеллигент: не получил ни соответствующего воспитания, ни образования. Правда, поступил на подготовительное отделение политехнического института. И это был мощный толчок, нет, не в науку и технику, а к участию в конкурсах авторской песни. Там, в политехе, я увидел объявление о прослушивании конкурсантов - листок бумаги, сыгравший огромную роль в моей судьбе… В 1987 году город Калинин принимал 8-й конкурс самодеятельной песни. Жюри его возглавлял популярный советский бард, ныне, увы, покойный, Евгений Клячкин. Я спел там песню про Афганистан и спившегося ветерана войны. Ни на что не рассчитывал, а стал лауреатом! Немного осмелев, подошел к Клячкину, попросил автограф. Евгений Исаакович сказал мне одну только фразу: «Тебе надо работать дальше». Сказал - как кислорода вдохнул.

- И все-таки, твой путь к славе легким не назовешь. И баранку в свое время покрутил, и рисковал сильно, когда ушел с автобазы в никуда…

- Баранка – это жизнь. Светлые идеалы, которыми бравировал «совок», тут же развеялись, как дорожная пыль. Вместо них - воровство и лицемерие. Я возил в резиденцию, где жил 1-й секретарь Калининского обкома партии такие продукты, о которых большинство моих земляков либо не имело представления вообще, либо прочно забыло, как они выглядят, пахнут и каковы на вкус. Черная икра, балык, «тот самый чай» - индийский, но - в железных банках - и это в то время, когда 10 банок тушенки в месяц считалось за счастье! С одной стороны, душа противилась такому «справедливому» распределению, с другой - не хотелось терять хорошее место. И я продолжал шоферить - с армейским двухлетним перерывом.

- Ну, и как тебе Советская армия?

- Доведись мне прожить еще раз, снова пошел бы служить - встретил бы ребят тех же. Слабачки, маменькины сыночки, конечно, плакали. Как же так, вместо вкусных домашних обедов и стираных носков - лишения да портянки. А сейчас это сюсюканье возведено в ранг законности! «Будут ли сыночку давать манную кашку, бутербродики и менять ему, великовозрастному, памперсы?» - спрашивают мамаши в военкоматах. Как же! По полной программе всех чад высушат, вымочат и засолят. И будут они нормальными мужиками, умеющими держать в руках оружие…

- А вернулся из армии – опять за руль? И не подмывало, при виде партийных пищевых красот-разносолов, так сказать, «опустить КПСС на хавку»?

- А я и так все имел - и колбаску, и мясцо, и икорку - были бы деньги. Никогда не ездил в Москву за колбасой. К тому же постепенно я рос. Вначале был простым водилой, потом стал бригадиром. Ну, а когда начальником автоколонны назначили, продукты мне доставались и доставлялись даром - в качестве подарков от водителей. Получая 155 рублей, я ни копейки не тратил ни на масло, ни на мясо, ни на колбасу. У меня были: мясная бригада, молочная, бакалейная - все ключевые позиции я держал в руках. И всегда находились люди, которые прогуливали, пьянствовали на работе. Могу похвастаться, что ни разу никого не уволил по статье, потому что прекрасно понимал, как тяжело живется работягам. Я - как человек и они - по-людски. За два года вывел свою колонну на первое место, обставив другие, с «железной» дисциплиной, где чуть что - людей увольняли. А я ребят покрывал в профкоме. Свои воспитательные методы были: один прогул - два дня отработки в выходные. Зато - план выполняется, никаких простоев, всегда есть свободные машины. Я работал с теми людьми, что были под рукой, прекрасно понимая, что других - кристально честных, непьющих - просто нет. И работал удачно.

- В итоге, ты бросил и автоколонну свою, и Клуб Самодеятельной Песни...

- Надоело. Солнышко, цветочки, облака - не мое это все. Я начал сочинять и записывать блатные песни. Владимир Семенович Высоцкий называл их дворовым романсом. Подражал Высоцкому и Розенбауму, заслушивался «Лесоповалом» Танича - искал себя, свою манеру. Тонкости, детали подмечать меня научила моя школьная учительница - очень добрая женщина, курившая «Беломор». Любил я, знаете ли, Пушкина почитать – «Руслана и Людмилу»; Высоцкого, Розенбаума послушать - все яркие объемные картины. Стихи должны не только чувства передавать, но и физическое положение предметов. Вначале я погружаю слушателя в атмосферу места, где происходит действие, а уж затем перехожу к взглядам, словам, разговорам. Вот основоположение стихов, которые пишу я: сперва эскиз, набросок; потом, очерчивая резче, завершаю картину и вставляю ее в рамки конкретной музыки. Главное - не надо никаких высокопарных слов, нарочитого «приблатненного» хрипа - все должно быть просто и сюжетно, как, например, у Розенбаума: «Открылась дверь и я в момент растаял в прекрасной паре глаз бездонной глубины...» Что лежит на душе, на сердце, о том и надо писать.

- Известность тебе принес альбом «Жиган-лимон». Кстати, а кто это такой?

- Я написал эту песню, когда только-только достоянием гласности стали слова: рэкет, братва, авторитеты, понятия, беспредел. Произошел бурный всплеск «братковства», резкое вторжение в жизнь блатных нравов. Пацаны, особенно те, кто жил не в культурных центрах, почти поголовно хотели стать бандитами. И кому-то удавалось достичь ощутимых высот, влиять не только на локальный бизнес, но и на криминальный мир региона. С ними считались и власти, и хозяева зон - начальники… Жиган у меня - молодой уличный хулиган, нередко - будущий преступник. Лимон - всем понятно, что это миллион. Еще при Керенском данную сумму так называли. Тогда тоже инфляция была. Так что сочетание «жиган-лимон» подразумевает хорошо одетого, современного молодого человека при немалых деньгах, ведущего блатной образ жизни и уважаемого в мире себе подобных.

- И все-таки, странная атмосфера царит у тебя в песнях: то ли угар НЭПа, то ли «оскал дикого капитализма»?

- Действительно, я часто бываю в ностальгии по старому блатному миру. Отсюда все эти реликтовые масти: маравихер, медвежатник, майданщик.

- Вижу, сольные проекты участников постоянно аккомпанирующей тебе группы «Попутчик» встречают твою поддержку. Я имею в виду прежде всего альбом песен баяниста Влада Савосина. Он и в твоей концертной программе поет…

- Влад – трудяга. У него два хобби - семья и баян. То, что он выделывает на баяне, вызывает, нет, не зависть, а уважение. Но просто играть в группе «Попутчик» и зарабатывать этим хорошие деньги для настоящего творческого человека, каковым является Влад, мало. Как автор и исполнитель он уже реализовал себя в одном альбоме, сейчас готовит второй, а на моих концертах поет по песне. Я никогда ему ничего не запрещал. Наоборот, всячески поддерживаю его начинания: если человек по-настоящему творческий горит, это на руку и мне, и всем музыкантам группы.

Михаил, а что для тебя дружба?

- Мне кажется, русская дружба отличается от американской, французской и любой другой, потому что мы дружим и не хотим извлекать из этого выгоду. Дружба бескорыстна и честна, мужская дружба - это сила, воля и взаимовыручка. Между мужчиной и женщиной дружбы быть не может, так как существует взаимное влечение полов, и, как правило, такая дружба выливается потом в другие отношения.


- У тебя есть друзья среди коллег?

- Да, это братья Жемчужные, самые близкие мои друзья. Я дружу с Александром Кальяновым, Катей Огонек, Александром Розенбаумом, Александром Новиковым, Вилли Токаревым, Мишей Гулько. Вот мой круг общения. Важно, чтобы внутренний мир человека был схож с моим. Мой внутренний мир - это обоготворение женщины и слово "домострой", смысл которого сейчас переиначили. Строить дом, поддерживать уют - вот что такое домострой.

- У тебя есть хобби?

- Это футбол и машина. У меня нет водителя, потому что я не понимаю, как можно отдавать такое удовольствие какому-то человеку, и еще платить ему за это деньги. А что касается футбола, то я дружу с футболистами "Спартака", для меня это клуб лучший в мире. "Спартак" - чемпион!


: - Когда и где тебе лучше пишется?
.: - У меня нет определённой привязанности к месту и времени: где, когда придёт вдохновение, там и пишу. За последние два года написал всего одну песню. Или две. Прошло то время, когда был голодным. А как известно, все самые лучшие песни пишутся на голодный желудок и на голодную душу.

.: - Тебе нравится как называют наш жанр «Русский шансон»?
.: - Вообще-то я организовал своё направление в музыке, которое называется «Русский жанр». Теперь все альбомы будут выпускаться только в такой серии. Причём, принимать артистов будем совещанием. Надо уже отделять всю эту мишуру, которая прёт в шансон. Пусть они будут шансонщиками, а мы будем работать в «Русском жанре».

.: - Намереваетесь ли проводить фестивали, концерты?
.: - Конечно. С непременным вручением наград и премий. Этот жанр будет истинно народным. А если он будет официальным, то к нему сразу пропадёт интерес. Потому что вмешаются все эти «академии», будут учить как надо правильно петь. Кто Розенбаума учил петь? Никто не учил. И Высоцкого никто не учил петь. Это единственный жанр – гордость России.
Как только кто-то умный начинает вешать ярлыки или старается проанализировать творчество автора, тут же выявляется официальный анализ, а он жанру уже не нужен, поскольку людей простых, которые не знают терминологии не надо сбивать с толку. Это хорошо для академических жанров, но не для нашего. Ведь кто критикует наш жанр – люди, занимающиеся «попсой». В наших песнях они ничего не понимают.
Я признаю критику, но эта критика должна исходить от человека, вызывающего у меня уважение и обладающего авторитетом. А потом, телевидение – это не моя стихия. Моя стихия – сцена. А то поймали рыбу, положили на стол и говорят: покажи как ты плаваешь! :

.: - У тебя нет желания написать книгу о том что ты видишь вокруг, как ощущаешь этот мир?
.: - У меня есть намётки, но это приключенческая история. А мемуары писать ещё рано. Потом попробую написать для своих детей и внуков про свои победы и ошибки. Потому что пройти путь от простого слесаря-авторемонтника до известного артиста – это большая редкость. Нужно справиться и с огнём, и с водой, а самое трудное оказывается не огонь и вода, а медные трубы. Это испытание проходят далеко не все.

- А сейчас, извини, времени нет. Очень много работы, -сказал Круг и мы распрощались. И как оказалось навсегда. Остались видеозаписи снимки, , и песни, а ещё стихи, оставленные нам талантливым и хорошим человеком – Михаилом Кругом.

Беседовал Михаил Шелег 13 июня 2002 года, Тверь.

713 120 ER 2.6146
НАС 225.000!
УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ, СПАСИБО, ЧТО ВЫ С НАМИ!

450 45 ER 2.2442
Лишь тот узнает всё блаженство жизни,
Кто сам у края пропасти стоял,
Кто как слепой, опасности не видел,
Споткнулся, и чуть всё не потерял...

491 54 ER 1.8976
НАС 195.000!
УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ, СПАСИБО, ЧТО ВЫ С НАМИ!

391 43 ER 1.6610
НАС 205.000!
УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ, СПАСИБО, ЧТО ВЫ С НАМИ!

235 30 ER 1.2778
СЕГОДНЯ 19 ЛЕТ СО ДНЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ МИХАИЛА КРУГА!

379 104 ER 1.5577
Сегодня поздравления по случаю Дня рождения принимает Ирина Круг!

На фото: Ирина Круг и Михаил Круг

232 55 ER 1.3019
На фото: Михаил Круг, Михаил Гулько, Николай Резанов и Алексей Дулькевич. Нью Йорк, Брайтон-Бич (неофициальное название Маленькая Одесса)

28 24 ER 1.0387
Настроение поднял старенький плакат,
Его кто-то написал много лет назад,
Не забыть бы подновить, краски принести,
Два словечка теплые: "Доброго пути!"

101 32 ER 1.0147