🇷🇺🇺🇸🇱🇻 🩰 СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ В БАЛЕТЕ
«Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя», эта знаменитая фраза принадлежит великому артисту балетного искусства.
🟣 Михаил Николаевич БАРЫШНИКОВ родился 27 января 1948 года в Риге, где его родители оказались по служебной надобности. Отношения с отцом у мальчика были сложные, а к матери он был сильно привязан. Она приучила сына к театру. В один прекрасный день он просто заявил, что хочет поступать в балетную школу и уже записался на экзамен. Это было в 1958 году.
Михаил Барышников мечтал стать солистом, но мешал маленький рост. Его педагог Хелена Тангиева сказала: нужно дорасти. И он каким-то чудом добрал, дотянул эти три-четыре сантиметра, решившие его будущее. Каждый день он самозабвенно делал тяжелейшие упражнения – опускался в позу йоги, а на каждое колено садилось по человеку. После такой нагрузки на суставы и связки боль была нестерпимая, заснуть было невозможно.
🟣 В 1964 году Латвийская национальная опера гастролировала в Ленинграде. Барышников был занят в спектаклях вместе с другими учениками школы. Во время этих гастролей один из артистов Театра оперы и балета имени С.М. Кирова отвел Мишу в Ленинградское хореографическое училище, к педагогу А.И. Пушкину. Пушкин проэкзаменовал мальчика и предложил ему поступить в училище. Так М.Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы. Еще в предвыпускном классе хореографического училища на Международном конкурсе артистов балета в Варне он завоевал первую премию.
На выпускном спектакле он блестяще исполнил па-де-де из балета «Дон Кихот», продемонстрировав свои великолепные возможности классического танцовщика, и был принят в балетную труппу Кировского театра, где сразу же стал солистом – настолько очевидно было исключительное дарование молодого танцовщика. В Кировском театре Барышников начинал с классического репертуара: па-де-труа в «Лебедином озере», Голубая птица, па-де-де в «Пламени Парижа», «Корсаре», «Коппелии»; впоследствии он исполнял партии Базиля и принца Дезире. С первых же шагов его танец восхищал исключительной чистотой классической формы. Когда-то Нижинского назвали «русским Вестрисом» благодаря его летучему прыжку, а через несколько десятилетий юный Михаил, солист того же Мариинского театра, воплотил Вестриса в миниатюре Леонида Якобсона. Этот номер знаменитый экспериментатор поставил специально для него, и тот танцевал его на Первом Московском международном конкурсе артистов балета в 1969 году. Якобсон поставил перед юным исполнителем трудную задачу, потребовав от танцора не только виртуозной техники, но и недюжинных актерских способностей. Номер строился как серия масок, которые примеряет и отбрасывает Вестрис, – комическая и трагическая, веселая и печальная, все подходят, ни одна не оказывается единственно нужной. Но это тоже пророчество, это тоже рисунок судьбы. В реальной жизни М.Барышников так же легко овладевал системами танца и так же легко от них освобождался: сначала классицизм Петипа, потом неоклассицизм Баланчина, затем эксцентрика Твайлы Тарп и, наконец, свободный танец в собственной компании. Четыре хореографические системы, всякий раз – особая техника, особая пластика, своя собственная философия движений.
🟣 Потом были Гамлет в одноименном балете Н. Червинского и Адам в «Сотворении мира» (постановка Н. Касаткиной и В. Василева). Датский принц в исполнении М.Барышникова скорее напоминал маленького принца Экзюпери. Совсем юный, невысокий, с широко распахнутыми глазами, его Гамлет словно бы впервые видел все изъяны мира. Роль Адама стала подарком для Барышникова. В балетной комедии об Адаме и Еве нашли воплощение все его лучшие актерские и танцевальные способности. Профессионалы и знатоки-любители поражались виртуозному мастерству исполнителя, сложным комбинациям, которых до него в русском балете не делал еще никто. Именно партия Адама подготовила Барышникова к той хореографии, о которой он мечтал потом в Ленинграде и с которой встретился на Западе.
🟣 Но Михаилу Барышникову, как Наталье Макаровой и Рудольфу Нуриеву, пришлось столкнуться с авторитарным стилем главного балетмейстера Константина Сергеева, который стремился удерживать Кировский театр в рамках строгого академизма, не учитывая требований времени. Способности и жажда творчества Михаила Барышникова намного переросли рамки репертуара. Но в театре перемен не предвиделось. Ролан Пети, один из лучших европейских хореографов двадцатого века, предлагал Кировскому театру бесплатно поставить балет для М.Барышникова, но театр ответил отказом.
В 1974 во время гастролей группы артистов в Канаде Михаил Барышников принял решение остаться на Западе, где открывалась возможность работать с хореографами разных направлений, участвовать в новаторских начинаниях.
🟣 27 июля 1974 года М.Барышников впервые появился перед американской публикой: он танцевал вместе с Натальей Макаровой, которая осталась на Западе в 1970 году, балет «Жизель»: труппа АБТ выступала в Нью-Йорке на сцене Метрополитен-опера. После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики «Миша! Миша!» занавес поднимали 24 раза, и с тех пор успех и любовь зрителей сопровождают каждое выступление артиста. С 1974 года Барышников («Миша», как называют его в Америке) стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов.
Практически сразу он получил приглашение от знаменитой труппы Джорджа Баланчина «Американ балле тиэтр». Там он стал ведущим танцовщиком, с 1980 по 1989 год был руководителем труппы. Там он не мог пожаловаться на ограниченность репертуара – от Бурнонвиля до новейшего постмодерна. Он получил возможность работать с лучшими балетмейстерами, танцевал в спектаклях «Юноша и смерть», «Пиковая дама» и «Кармен» Ролана Пети, «Конькобежцы» и «Месяц в деревне» Фредерика Аштона, «Другие танцы» и «Опус 19» Джерома Роббинса, «Медея» Джона Батлера, «Весна священная» Глена Тетли, «Гамлет: сопутствующие» и «Подразумеваемое» Джона Ноймайера, а сольных партий в балетах Джорджа Баланчина не счесть. Баланчин относился к Барышникову как к сыну, но великому хореографу было уже 74 года, у него было больное сердце, и он уже не смог поставить для артиста ни одного нового балета. Но М.Барышников станцевал, среди прочих, два старых балета Баланчина – «Аполлон» и «Блудный сын». Эти балеты, созданные полстолетия назад, казалось, ждали своего истинного исполнителя – Михаила Барышникова.
Он исполнял партии классического репертуара – Джеймс («Сильфида»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Петрушка («Петрушка»), Колен («Тщетная предосторожность»), Принц («Щелкунчик») в его собственной постановке и других. Для «Американ балле тиэтр» он поставил спектакли «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Золушка», «Лебединое озеро».
В 1990 году М.Барышников основал собственную труппу «Уайт оук Данс Проджект», с которой в 1990–1996 годах выпустил три хореографических программы.
🟣 И это еще не все! Михаил Барышников снялся в фильмах «Белые ночи», «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса». С 1982 по 1987 год он выступал в специально созданных для него телепрограммах «Барышников на Бродвее», «Барышников в Голливуде», «Барышников: танец и танцовщик».
Его жизнь в эмиграции вовсе не была похожа на мытарства страдающего скитальца. Он был знаком с Жаклин Кеннеди и принцессой Дианой, дружил с Иосифом Бродским. М.Барышникову принадлежат популярный русский ресторан «Самовар» в центре Нью-Йорка, специализированный завод по выпуску балетных одежды и обуви, популярная марка духов «Misha», которые раскупаются не хуже билетов на его спектакли. В конце концов, он награжден престижной американской премией Центра искусств имени Джона Кеннеди!
🟣 Весной 1976 года он познакомился с молодой голливудской актрисой Джессикой Ланж. У них родилась дочь Александра (она пошла по стопам отца — преподаёт хореографию), но союз, похоже, с самого начала был обречен – артист нуждался не в красавице звезде, провоцирующей вокруг себя бурные страсти, а в спокойной и преданной ему женщине. И он ее нашел. Это была Лиз Рейнхардт – внучка знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта и бывшая танцовщица труппы Мэрса Каннингема. За десять лет у них появилось на свет трое детей – Питер, Анна и София.
🟣 В конце концов Барышников решил расстаться с классическим балетом и заняться танцем модерн. Его привлекала возможность не создавать образы в спектаклях, а выступать с танцевальными монологами. В одном из номеров, «Биение сердца», музыку заменял стук собственного сердца исполнителя, к которому прикреплены датчики, а усилитель передавал звук в зал. Сердце бьется – значит, жизнь и танец продолжаются.
🟣 М.Н.Барышников занимается фотографией и коллекционированием живописи. Выставки его фоторабот и коллекций проводились различными музеями, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина.
🟣 В 2015 году он вернулся на родину, откликнувшись на предложение латвийского режиссёра Алвиса Херманиса поставить моноспектакль по поэзии Бродского, который стал сенсацией театрального сезона далеко за пределами Латвии.
21 декабря 2016 года обратился с письмом в латвийский парламент с просьбой стать гражданином Латвии. В апреле 2017 года Сейм Латвии единогласно проголосовал за предоставление артисту латвийского гражданства.
🟣 Михаил Николаевич Барышников — советский и американский артист балета, балетмейстер, актёр, «невозвращенец» в СССР. Заслуженный артист РСФСР, номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Командор Ордена "Трёх Звёзд".
В свои 74 года Великий артист продолжает жить и творить для балетного искусства.
Спасибо ему за это,его помнят и любят в России,где начинался путь Михаила Николаевича к всемирному признанию.
Количество постов 59 024
Частота постов 39 часов 4 минуты
ER
16.48
78.69%
21.31%
77.83%
22.17%
31.55% подписчиков до 18
83.12%
2.63%
2.58%
2.53%
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
– Николай Максимович, в балете Шостаковича у вас была веселая такая, игровая партия. Это второй акт «Светлого ручья», где идет переодевание в романтический женский костюм, пуанты. И по этому поводу вопрос: как долго и трудно вы учились стоять на пуантах?
– Во-первых, с балета «Светлый ручей» меня сняли. Нельзя так хорошо стоять на пальцах и крутиться. Я никогда не стоял, только в детстве, когда мой размер ноги позволял мне влезть в пуант… Когда это все возникло, я попросил «Гришко», они сделали специально мою колодку, сделали под мою ногу эти туфли, и я попросил самую лучшую техничку нашего театра Галю Степаненко научить меня.
Я на бумажке выписал количество трюков, которые мне надо изучить, и пришел к ней. Надел туфли, все по последней моде сшил, как там надо. И, значит, Галя говорит: «Вот так вот встаешь, вот так вот делаешь». Я так встал сразу раз, два, три – и от страха сошел с ноги, потому что, люди, это так удобно! И так легко! Я встал и сказал: «Вот теперь не говорите, девушки, что вам сложно! У вас не профессия, у вас выходной день».
Потому что мужчине, чтобы провернуться на полупальцах, надо взять форс, женщинам не надо, потому что носок очень скользкий, и тебе надо просто раз встать, и оно само кружится. Два пируэта – это просто, это так «фьють» и все закончилось. А если ты взял форс, то четыре всегда. Это такое удовольствие!
Но надо объяснить такую вещь. Дело в том, что, допустим, Сережа Филин, у которого тоже очень большой подъем, жаловался мне, что у него очень болят связки, когда он стоит на пуантах, потому что мы все-таки весим больше, чем девушки, костяк у нас мужской и мышцы мужские, на связки очень больно. А у меня по-другому скелет сделан, мне на пальцах стоять вообще не больно, у меня связки не напрягаются вообще. У меня так стоят стопы, что я стою на костях, я связки не напрягаю. Каждая косточка попадает в лунку, и мне совсем не больно.
Мне очень больно было всегда стоять на целой ноге в пуантах, очень давит и очень неудобно, потому что мы не привыкли к этой жесткой стельке. Вот на целой ноге мне было очень больно, а на пальцах – да ради бога, хоть сколько угодно.
Вторая сложность, которую я опять-таки по своей глупости сделал. У мальчиков у всех костюмы сделаны по-мужски, на молнии, как колет. А мне сделали этот костюм по настоящим канонам, как сделаны все женские пачки, там корсет, там талия очень маленькая, и когда затягивали, естественно очень тяжело было дышать. И я-то это все сделал из-за красоты, а потом понял, что, дурак, зачем так убивался? Потому что дышать в этом очень тяжело.
Что еще смешно? Я когда репетировал, танцевал в репетиционной юбочке, и она, когда ты кружишься, по-другому создает сопротивление. А когда ты надеваешь этот жесткий костюм, то сопротивление с воздухом другое, юбка огромная, надо брать больше форса, и ты устаешь больше, потому что, несмотря на то, что это тюль, он создает большое сопротивление, и получается очень сложно. Ну а все остальное было очень весело.
– Во-первых, с балета «Светлый ручей» меня сняли. Нельзя так хорошо стоять на пальцах и крутиться. Я никогда не стоял, только в детстве, когда мой размер ноги позволял мне влезть в пуант… Когда это все возникло, я попросил «Гришко», они сделали специально мою колодку, сделали под мою ногу эти туфли, и я попросил самую лучшую техничку нашего театра Галю Степаненко научить меня.
Я на бумажке выписал количество трюков, которые мне надо изучить, и пришел к ней. Надел туфли, все по последней моде сшил, как там надо. И, значит, Галя говорит: «Вот так вот встаешь, вот так вот делаешь». Я так встал сразу раз, два, три – и от страха сошел с ноги, потому что, люди, это так удобно! И так легко! Я встал и сказал: «Вот теперь не говорите, девушки, что вам сложно! У вас не профессия, у вас выходной день».
Потому что мужчине, чтобы провернуться на полупальцах, надо взять форс, женщинам не надо, потому что носок очень скользкий, и тебе надо просто раз встать, и оно само кружится. Два пируэта – это просто, это так «фьють» и все закончилось. А если ты взял форс, то четыре всегда. Это такое удовольствие!
Но надо объяснить такую вещь. Дело в том, что, допустим, Сережа Филин, у которого тоже очень большой подъем, жаловался мне, что у него очень болят связки, когда он стоит на пуантах, потому что мы все-таки весим больше, чем девушки, костяк у нас мужской и мышцы мужские, на связки очень больно. А у меня по-другому скелет сделан, мне на пальцах стоять вообще не больно, у меня связки не напрягаются вообще. У меня так стоят стопы, что я стою на костях, я связки не напрягаю. Каждая косточка попадает в лунку, и мне совсем не больно.
Мне очень больно было всегда стоять на целой ноге в пуантах, очень давит и очень неудобно, потому что мы не привыкли к этой жесткой стельке. Вот на целой ноге мне было очень больно, а на пальцах – да ради бога, хоть сколько угодно.
Вторая сложность, которую я опять-таки по своей глупости сделал. У мальчиков у всех костюмы сделаны по-мужски, на молнии, как колет. А мне сделали этот костюм по настоящим канонам, как сделаны все женские пачки, там корсет, там талия очень маленькая, и когда затягивали, естественно очень тяжело было дышать. И я-то это все сделал из-за красоты, а потом понял, что, дурак, зачем так убивался? Потому что дышать в этом очень тяжело.
Что еще смешно? Я когда репетировал, танцевал в репетиционной юбочке, и она, когда ты кружишься, по-другому создает сопротивление. А когда ты надеваешь этот жесткий костюм, то сопротивление с воздухом другое, юбка огромная, надо брать больше форса, и ты устаешь больше, потому что, несмотря на то, что это тюль, он создает большое сопротивление, и получается очень сложно. Ну а все остальное было очень весело.
Attitude, аттитюд (франц., поза, положение). одна из основных поз классического танца, главная особенность которой – согнутое колено поднятой назад ноги.
Самое сложное для артиста балета – классический танец. Во-первых, надо быть всегда в форме, в тонусе. А во-вторых, это слишком известные произведения.
Когда балерина крутит фуэте в «Лебедином озере», даже сумасшедший знает, что их должно быть тридцать два. Сидят и считают — раз, два, три.
Это то же самое, что для пианиста сыграть концерт Чайковского, который вы по радио слышали миллиарды раз.
Когда балерина крутит фуэте в «Лебедином озере», даже сумасшедший знает, что их должно быть тридцать два. Сидят и считают — раз, два, три.
Это то же самое, что для пианиста сыграть концерт Чайковского, который вы по радио слышали миллиарды раз.
Танец Кота в сапогах и Кошечки входит в финальном дивертисмент в балете П. И. Чайковского "Спящая красавица".