Статистика ВК сообщества "Музей-заповедник «Старая Ладога»"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ ВАСИЛЬЕВ

Музей-заповедник «Старая Ладога» постигла тяжелейшая утрата: 15 января 2022 года ушёл из жизни Борис Григорьевич Васильев - ведущий научный сотрудник, искусствовед, хранитель коллекции «Фрески и строительные материалы».

Борис Григорьевич, казалось, был с музеем всегда и всегда с ним будет. Его научный и творческий путь в Старой Ладоге начался в 1972 году. Молодому талантливому сотруднику удалось воплотить в жизнь идею возрождения былых художественных традиций: Борис Григорьевич стоял у истоков формирования коллекции живописи, был одним из инициаторов первых художественных выставок. В октябре 2022 года его служению музею исполнилось бы 50 лет.

Главной страстью, делом всей жизни Бориса Григорьевича стало изучение древнерусской живописи. Он знал каждый мазок, каждый завиток, каждый сохранившийся сантиметр, расписанный рукой древнего мастера. Он сам был мастер. Он увлекал за собой сотни и сотни людей – туда, в страну прекрасных образов, спрятавшихся в тени строгих и вопрошающих взглядов, ангельских крыл и жемчугов…

Так часто, заплутав в этой стране, молодой музейщик слышал: «Спроси у Б.Г.». У кого теперь спрашивать… У кого теперь взять прометеев огонь – пламя, жгущее сердце, заставляющее идти вперед, познавать, не бояться, дерзать… У кого… Так часто, устав от рутины, музейщик вдруг слышал рассказ о рыбалке, грибах и прогулке по Волхову – такой же страстный, с жаждой прекрасного, любовью к природе, Ладоге, жизни… Так часто. И так мало.

С горечью в сердце сотрудники музея-заповедника приносят соболезнования семье Бориса Григорьевича Васильева. Ладога скорбит.

74 73 ER 8.3613
ПАМЯТЬ НА ВЕКА

Сегодня, 24 июня, возле Ладожской крепости торжественно открыт памятник-бюст, посвящённый археологу, доктору исторических наук, руководителю Староладожской археологической экспедиции Анатолию Николаевичу Кирпичникову.
С приветственным словом на торжественном открытии выступили губернатор Ленинградской области А. Ю. Дрозденко, глава администрации Волховского района А. В. Брицун, директор музея-заповедника «Старая Ладога» Л. А. Губчевская и скульптор О. Н. Шоров. После выступления присутствующие возложили цветы к монументу и почтили память исследователя минутой молчания.
Анатолий Николаевич Кирпичников своим примером многих вдохновлял на великие поступки. Его вклад в науку неоценим. Установка бюста Анатолия Николаевича на фоне его раскопа – это лишь малая часть той благодарности, что могут высказать его последователи. Его дело не будет забыто. Ведь «Ладога - словно неотпитая чаша. Ещё многие поколения будут восхищаться её великим культурным наследием, как уже открытым, так и ещё неизведанным».

24 4 ER 3.3257
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НАГРАДОЙ

Директор музея-заповедника «Старая Ладога» Л. А. Губчевская награждена знаком отличия Ленинградской области «За вклад в развитие Ленинградской области». Соответствующее распоряжение было подписано губернатором А. Ю. Дрозденко 25 июня 2021 года. Поздравляем Людмилу Александровну с заслуженной наградой!

7 14 ER 3.5329
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!

Сегодня хотим с искренним сердцем поздравить с 50-летием археолога, доктора исторических наук, профессора и просто хорошего друга музея-заповедника «Старая Ладога» Адриана Александровича Селина.

В 1994 году, окончив кафедру археологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Адриан Александрович пришёл работать в ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник» сначала на должность старшего научного сотрудника, впоследствии став заместителем директора по научной работе.

В 1998 году А. А. Селин успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Историческая география Новгородской земли XVI-XVIII вв. Водская пятина. Южные уезды», а в 2010 году докторскую диссертацию – «Новгородское общество начала XVII века: Просопографическое исследование».

Адриан Александрович является одним из первых современных исследователей, затронувших историю Ладоги в XVI – XVII столетиях. Ей же А. А. Селин посвятил ряд работ, например монографию «Ладога при московских царях», переизданную несколько раз.

Кроме работы в музее-заповеднике и плодотворной научной деятельности Адриан Александрович Селин входил в основной состав Староладожской археологической экспедиции под руководством Анатолия Николаевича Кирпичникова. Возглавлял археологические исследования Тёсовского погоста близ Великого Новгорода с 1999 по 2002 год.

В 2012 году А. А. Селин принял решение уйти из музея-заповедника и в настоящее время является профессором Департамента истории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге.

Адриан Александрович, хотим пожелать Вам творческих успехов, новых открытий, сил отстаивать свою гражданскую позицию и, конечно, крепкого здоровья Вам и Вашим родным и близким!

С глубоким уважением, сотрудники музея-заповедника «Старая Ладога»

11 9 ER 3.4435
ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

15 июля – знаменательный день для музея-заповедника «Старая Ладога», он отмечает свой 51-й День рождения! И именно сегодня выдана из фондов и перевезена в дом купца П. В. Калязина первая часть предметов для монтажа экспозиции «Ладога христианская»! Впереди нас ждёт сложный, но увлекательный процесс, в котором будут задействованы многие сотрудники музея: от технического персонала до заведующих отделами и заместителей директора! Мы будем продолжать носить, перевозить, придумывать, удивляться, изобретать! Спускать со второго этажа фондохранилища колокол весом в 120 кг и поднимать его на второй этаж дома купца П. В. Калязина! Спорить, рассуждать и соглашаться! По возможности рассказывать вам о происходящем!
Всё заранее предусмотреть невозможно, но ясно одно: вместе мы – сила! И история вершится на наших глазах!

Работы по монтажу начнутся с 19 июля.

7 3 ER 2.3364
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НАГРАДОЙ

Вчера, 17 декабря 2021 года, на торжественном мероприятии, посвященном 88-летию города Волхов, директор музея-заповедника "Старая Ладога" Людмила Александровна Губчевская была отмечена знаком отличия "За вклад в развитие Ленинградской области". Заслуженную награду Л. А. Губчевской вручил вице-губернатор Ленинградской области Николай Петрович Емельянов.

8 9 ER 2.5901
#КультурныйСлой
#СтароладожскийКультурныйСлой

Сегодня пятница, и это значит, что настало время для рубрики «Культурный слой». Зима почти закончилась, но, думаю, ещё не поздно поговорить о таких необходимых предметах одежды, как рукавицы.

В Ладоге известна целая серия изделий и их фрагментов, датируемая ранним Средневековьем. Рукавицы шили из сыромятной или дублёной кожи, ткани, шкуры животных. Сыромятная кожа, как и ткань из растительных волокон, сохраняется гораздо хуже, поэтому изделия из этих материалов встречаются очень редко. Для изготовления кожаных изделий чаще всего использовали шкуры крупного и мелкого рогатого скота.

А теперь давайте более подробно рассмотрим несколько экземпляров, найденных при раскопках Земляного Городища в разные годы и условно или с полной уверенностью относимых к рукавицам.

1. Фрагмент кожаной рукавицы, происходящий из раскопок городища в 1985 году под руководством Е. А. Рябинина. Найден в горизонте, датируемом 750 – 830-ми годами. К рукавицам фрагмент отнесён условно: на изделии нет следов от сшивания.

2. Фрагмент кожаной рукавицы, точнее – палец (здесь уже нет сомнений в принадлежности к предметам одежды кистей рук), также происходит из раскопок Е. А. Рябинина в 1985 году и датируется серединой VIII - первой третью IX веков. К сожалению, реконструировать общий вид рукавицы достаточно сложно.

3. Рукавица (целая!!!), выкроенная из куска овчины, сложенного вдвое мехом внутрь, и сшитая толстой шерстяной нитью. Она происходит из раскопок городища в 1959 году под руководством В. И. Равдоникаса. Датируется изделие 750 – 790-ми годами. В новейшей совместной работе О. В. Орфинской и К. А. Михайлова «Текстиль Старой Ладоги эпохи викингов» приводится подробное описание рукавицы: «… кроилась из трёх деталей: основной и двух деталей большого пальца. Внешняя деталь пальца соединена с небольшим боковым клином. Нижняя часть клина оторвана, поэтому можно предположить два варианта: когда клин и деталь пальца являются одним целым и когда нижняя часть клина присоединена к основной детали…». Именно второй вариант изображён авторами на опубликованной схеме. Рукавица хранится в Государственном Эрмитаже.

4. Ещё одна рукавица отличается от всех перечисленных выше тем, что изготовлена из шерстяной ткани и сшита из одной детали, где соединительные швы декорированы шерстяными нитями красного цвета. Происходит рукавичка для правой руки из раскопок в 1913 году под руководством Н. И. Репникова. Датируется 2-ой половиной VIII – серединой IX века. Хранится в Государственном Эрмитаже.

На этом закончу сегодняшнее повествование. До скорых встреч!

Алёна Залогина,
хранитель коллекции «Археология»

78 3 ER 3.6839
#КультурныйСлой
#СтароладожскийКультурныйСлой

Специфика ладожского культурного слоя повлияла на сохранность средневековых предметов из органических материалов – они дожили до наших дней. Мы можем это видеть на примере изделий из кожи, дерева, шерсти, опубликованных в предыдущих сообщениях рубрики «Культурный Слой». Сегодня предлагаю рассмотреть категорию находок, практически массовую для Ладоги, являвшуюся неотъемлемой частью домашнего обихода на протяжении многих веков – берестяные туеса. Мы, конечно, рассмотрим самые ранние ладожские экземпляры – VIII – X веков.

В ходе археологических раскопок Земляного Городища и ладожского посада целые туеса встречаются очень редко, в основном, их донца и обрывки бересты со следами швов, условно относимые к утвари такого рода.

Итак, туес – это сосуд цилиндрической, в редком случае, овальной формы, для хранения, транспортировки сыпучих и жидких продуктов (или веществ), изготовленный из бересты. Бересту (кору берёзы) использовали повсеместно: начиная от материала для письма (берестяные грамоты) до изготовления посуды. Дело в том, что берёзовая кора, состоящая из большого количества очень-очень тонких слоёв, защищает дерево от перегрева. Она не пропускает воздух и влагу, а наружный белый слой коры отражает солнечный свет. То есть, фактически, береста – идеальный материал для изготовления различных сосудов по типу современного термоса: горячее содержимое долгое время не остывает, холодное – не нагревается. Известны и бактерицидные свойства берёзовой коры: молоко в туесе хранилось гораздо дольше, чем в сосуде из любого другого материала (на самом деле, бактерицидные свойства имеет почти вся берёза: дёготь используется в лечебных мазях, отвар из листьев и почек в косметологии и т.д.).

Процесс изготовления туеса в средневековье мало отличался от нового времени: с части спиленного ствола берёзы кору снимали целиком, как чулок, получившийся «цилиндр» - сколотень - становился внутренней стороной туеса. Затем сколотень по лицевой стороне оборачивали разрезанным куском бересты меньшего размера – так называемой рубашкой. Дно соединяли из нескольких кусков бересты, располагая белой стороной внутрь. Готовое дно сшивали со стенками с помощью лыкового шнура. Стенки и крышку готового туеса часто украшали резным или тиснёным орнаментом. Позднее, в XVIII – XIX веках, например на Русском Севере, стенки туеса расписывали яркими красками.

Хранитель коллекции «Археология»
Алёна Залогина

39 9 ER 3.0215
#КультурныйСлой
#СтароладожскийКультурныйСлой

74 года назад, 19 мая, родился археолог, доктор исторических наук, исследователь, внёсший огромный вклад в изучение Старой Ладоги и городища Любша – Евгений Александрович Рябинин (19.05.1948 – 18.12.2010). Кроме археологических раскопок и сделанных им открытий на Любше и Земляном Городище, Евгений Александрович известен исследованиями финно-угорских древностей в культуре Древней Руси.

Предлагаю рассмотреть несколько предметов из коллекции музея-заповедника «Старая Ладога», по характеру исполнения связанных с финно-угорскими культурными традициями – зооморфными подвесками.

1. Пластинчатая подвеска в виде водоплавающей птицы – гуся или утки. У птицы сложенные крылья, выпяченная грудь и широкие лапки; голова завершается небольшим клювом. На «теле» уточки есть несколько отверстий и петля для подвешивания. По всем характеристикам считается, что подобные подвески появились в результате копирования более ранних приладожских моделей и бытовали на протяжении всего XII века.

2. Две подвески из коллекции музея-заповедника относятся к полым зооморфным украшениям, изготовленным в технике литья по восковой модели. Одна относится к коньковым подвескам (то есть, выполнена в виде коня), другая – является переходной формой, сочетающей в себе изображения коня и птицы. У коньковой подвески крупное тулово и высокая шея, грива и уши отмечены колечками, уши развёрнуты перпендикулярно по отношению к морде. На основании подвески размещены петли с подвешенными на них коническими привесками. В нашем случае у «коняшки» отсутствует хвост, завёрнутый спиралькой, но дублируется голова, что не является редкостью для данного типа украшений. Ареал распространения похожих изделий – территория Руси и прилегающие районы с наибольшей концентрацией в Великом Новгороде, где такие коньковые подвески появляются в конце XII века и существуют до конца XIV – начала XV века с наибольшей популярностью в XIII – XIV веках.

Подвеска в виде «конька-птицы» с короткой шеей, круглой головкой и заострённым клювом. У фигурки отсутствует грива, но есть загнутый в спираль хвост и намечены двумя колечками уши, правда, не перпендикулярно, а вдоль изображения головы. Полые «коньки-птицы» были распространены на огромной территории Восточноевропейского Севера, но наибольшая их концентрация приходилась на Костромское Поволжье. Большинство «коньков-птиц» встречено в погребениях, датируемых XII – XIII веками.

Алёна Залогина,
хранитель коллекции "Археология"

12 4 ER 2.2958
#КультурныйСлой
#СтароладожскийКультурныйСлой

Сегодня, 15 августа, замечательный день! Все археологи России и стран СНГ отмечают профессиональный праздник – День археолога!

Откуда появилась традиция празднования Дня археолога, сейчас до конца не известно.
Академик РАН Валентин Лаврентьевич Янин рассказал о том, как в 30-е годы ХХ столетия студенты Новгородской археологической экспедиции пришли к руководителю Артемию Владимировичу Арциховскому с предложением отметить день рождения Буцефала – коня Александра Македонского. Впоследствии про коня царя и полководца забыли, а дата осталась – 15 августа - и стала Днём археолога.

По другой версии День археолога появился в Трипольской экспедиции 1940-х – 1950-х годов. 15 августа отмечала свой день рождения руководитель экспедиции – Татьяна Сергеевна Пассек.

Невозможно обойтись и без Старой Ладоги. Конечно, по третьей версии праздник появился именно здесь благодаря Владиславу Иосифовичу Равдоникасу, руководившему Староладожской экспедицией с 1934 года. По легенде утром 15-го августа по ряду причин В. И. Равдоникас решил устроить выходной, но без повода этого делать было никак нельзя. Тогда находчивый руководитель отправился на телеграф и разослал во многие известные ему экспедиции поздравления с «днём археолога». После чего со спокойной совестью устроил выходной в экспедиции.
Интересное дело, «народная молва» и интернет-пространство копируют из рассказа в рассказ информацию о том, что якобы одна из телеграмм с поздравлением «хранится в архиве РАН». Так ли это, точно сказать не могу.

На самом деле, не так важно, где появился праздник, что стало причиной его появления. Главное, что он есть, пусть и неофициальный. Порой работа археологов протекает в тяжёлых условиях: под палящим южным солнцем или проливными дождями Севера, среди туч сибирского гнуса или сильных степных ветров, на высокогорьях или под бурными водами. Сложно назвать место, где бы не побывала нога и лопата археолога!

С праздником, друзья и коллеги! Знаю, что многие из вас сегодня в поле и даже не прекращают работу, поэтому – острой лопаты и новых открытий!

А также с Днём археолога всех, кто хотя бы чуть-чуть имеет отношение к этой профессии или только интересуется её результатами!

В этот замечательный день не могу не вспомнить археологов, которых уже нет сегодня с нами, посвятивших свою жизнь (или хотя бы её часть) исследованиям Старой Ладоги и ладожской округи. Вечная память.

Хранитель коллекции «Археология»
Алёна Залогина

16 2 ER 2.5353