Статистика ВК сообщества "Сеть инновационных школ | Lancman School"

0+
Lancman School - лучшее для Ваших детей!

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ПЕРВЫЕ ПРОФЕССИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Стать профессиональным писателем и посвятить свою жизнь литературе — это был решительный шаг даже для тех, кого мы сегодня считаем классиками. Кем работали русские писатели до тех пор, как стали известными и обрели славу? Вспоминаем первые профессии Николая Гоголя, Федора Достоевского, Максима Горького, Михаила Пришвина и Андрея Платонова.

⭐ Чиновник Гоголь

Во время учебы в Нежинской гимназии молодой Гоголь больше всего интересовался театром: писал пьесы, играл в спектаклях и подумывал об актерской карьере. Он даже пробовал попасть в Императорский театр, но от инспектора русской труппы Александра Храповицкого получил такой отзыв: «…оказался совершенно неспособным не только в трагедии или в драме, но даже в комедии; что он, не имея никакого понятия о декламации, даже и по тетради читал очень плохо и нетвердо».

Тогда Гоголь выбрал профессию вполне обыденную. Он стал чиновником 8-го класса Министерства внутренних дел и занимался бумажной работой. В одном из писем матери он описывал свой рабочий график и сообщал, что «с девяти часов утра отправляется каждый день в свою должность и пробывает там до трех часов».

С карьерой государственного служащего у Гоголя не заладилось с самого начала. Он сам говорил, что единственная польза от такой работы была в том, что он «научился сшивать бумагу». После недолгой службы в Министерстве внутренних дел будущий классик перешел в Департамент государственного хозяйства, потом в Департамент уделов, но ни одно из мест не заставило его полюбить то, чем он занимался. В итоге Гоголь решил уйти в педагогику и стал учителем истории в младшем классе Патриотического института — престижного учебного заведения для девушек.

Со временем Гоголь все больше внимания уделял литературному творчеству: он начал публиковаться и заводил литературные знакомства. Позже годы «мучительного сидения по целым утрам» и «бестолковой работы» в министерствах не раз находили отражение в его героях — ревностном служащем Акакии Башмачкине из «Шинели» и мелком чиновнике Аксентии Поприщине из «Записок сумасшедшего».

⭐ Инженер Достоевский

Молодой Достоевский окончил Петербургское инженерное училище и сразу пошел работать по специальности. На техническом образовании настоял отец: сам же Достоевский вспоминал, что уже в те годы мечтал только о поэзии и «беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».

Первым местом работы будущего писателя стал Чертежный инженерный департамент Петербургской инженерной команды. Сохранились сведения о его графике: работал с девяти до двух, занимался чертежами, хотя никогда не имел к этому способностей. По легенде, один из чертежей увидел сам император и был шокирован низким качеством работы.

Литературное творчество увлекало Достоевского больше службы. В письме брату Михаилу он писал: «Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром. Дело в том, что я, наконец, никогда не хотел служить. Зачем терять хорошие годы?» Друг писателя Александр Ризенкампф вспоминал, что ночами Достоевский много читал, а утром был не в духе, много раздражался, ссорился и мечтал об увольнении. Продержаться на нелюбимой работе будущий классик смог год, после чего подал прошение об отставке. В то время он трудился над романом «Бедные люди» и решил полностью посвятить себя любимому делу.

⭐ «Мальчик» Горький

Прежде чем стать писателем Максимом Горьким, Алексей Пешков сменил немало профессий. Ранняя смерть родителей, воспитание дедом-тираном и постоянная нужда в деньгах заставили его выйти на работу уже в восемь лет. В автобиографическую повесть «Детство» писатель добавил фразу деда: «Ну, Лексей, ты не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…»

Самая первая работа Горького — «мальчик» при «первоклассном» магазине обуви. Труд «мальчиков» был непрост: днем они стояли у дверей магазина и встречали покупателей, по утрам фактически выполняли роль прислуги: чистили одежду и обувь хозяев, приносили еду, кололи дрова, убирали магазин, разносили заказы, помогали на кухне. Мальчик — самая низшая должность, однако перспективная: до революции «мальчики» делали карьеру: их повышали до приказчиков, а через несколько лет самые удачливые могли открыть собственные лавки.

Но у Горького карьера не сложилась. По разным обстоятельствам он постоянно менял работы и долго не мог найти дело по душе. Он служил прислугой и ловцом птиц, буфетным посудником на пароходе и поваренком, пильщиком дров, пекарем, садовником, помимо этого, он пел в хоре и продавал яблоки.

О получении образования думать было некогда, тем не менее Горький умел читать и посвящал этому все свое свободное время. Любовь к чтению в нем зародил один из начальников, Михаил Смурый, офицер парохода «Добрый», где Горький служил поваренком. Он заставлял читать ему книги вслух. А сам писатель позже признавал, что литература стала спасением от сурового мира: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

Долгий путь поиска профессии привел Горького к журналистике: свои первые очерки и рассказы он писал для провинциальных журналов под псевдонимом Иегудиил Хламида. Позже писатель придумал себе другое вымышленное имя, под которым и прославился.

⭐ Агроном Пришвин

Писатель Михаил Пришвин не просто любил природу, но и всерьез занимался ее изучением. Он учился на агрономическом факультете в Лейпциге, где получил профессию инженера-землеустроителя. Выбор зарубежного вуза связан с революционным опытом Пришвина: он был членом марксистского кружка, распространял политические листовки, за что даже сидел в тюрьме. С такой биографией российские вузы для него были закрыты.

Вернувшись на Родину, Пришвин получил должность агронома в имении графов Бобринских на Богородицких хуторах. Он относился к своей работе с большим энтузиазмом. Пришвин много трудился и пробовал внедрять в земледелие разные новшества: прогрессивное землепользование, азотные удобрения, новую технику.

Молодого агронома заметили в столице: его пригласил на работу знаменитый профессор Дмитрий Прянишников в Петровскую (сегодня Тимирязевскую) академию. Пришвин был не только практиком. Он интересовался теорией аграрной науки, проводил эксперименты, написал несколько книг и статей по агрономии — брошюру «Как удобрять поля и луга», «О разведении раков», монографию «Картофель в огородной и полевой культуре».

Во время работы агрономом Пришвин вел дневник, в котором уже в те годы преобладала художественная манера. Так он описывал осеннюю пору, когда в деревне заканчивался сезон:

"Поля пустеют, и по мере этого короче дни и раньше спать ложатся в деревне, зато ярче звезды на небе. Выйдешь на крылечко — такой покой! и вдруг падучая звезда, обрезано все небо на два полунеба — метеор, мчащийся во вселенной, коснулся нашей атмосферы и открыл нам, каким сумасшедшим движением дается этот деревенский покой."

После нескольких лет, посвященных агрономии, Пришвин решил отдаться другой своей страсти и посвятить себя этнографии: он отправился изучать фольклор на Север. Путешествия вдохновили Пришвина на литературное творчество. Свои первые рассказы он выпустил в жанре путевых очерков — за них он получил медаль Географического общества.

⭐ Мелиоратор Платонов

Будущий писатель Андрей Платонов работать начал рано. Он был старшим из 11 детей в своей семье, поэтому был вынужден помогать отцу зарабатывать деньги. Уже в 13 лет Платонов трудился «конторщиком» в страховом обществе «Россия». Позже он работал помощником машиниста на локомобиле, литейщиком на трубном заводе и изготавливал мельничные жернова в воронежских мастерских.

После революции будущий писатель устроился рабочим корреспондентом: начал публиковаться в воронежских, а позже в московских изданиях. При этом Платонов долго не воспринимал литературное творчество как основную работу и в 1921 году окончил железнодорожное училище в Воронеже.

А позже он увлекся мелиорацией, руководил строительством электростанций, занимался развитием орошения в Воронежской области. Платонов писал: «Засуха произвела на меня чрезвычайно сильное впечатление, и, будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом — литературой». Он изучал научные труды по физике, математике, экономике и сам писал публицистические статьи о важности электрификации.

Слава о трудах Платонова разнеслась по России и дошла до столицы: работы по мелиорации в Воронежской губернии были признаны лучшими в СССР, за что его повысили в должности и перевели в Москву.

Тетка Платонова Валентина Трошкина вспоминала: «Андрей страшно беспокоился за землю. Он ее воспринимал как живую. Очень любил землю. Помню, как он беспокоился, что земля у нас высохнет. Мне кажется, что и мелиорацией он стал заниматься именно из-за этого. И электрификацией тоже. Хотел, чтобы люди скорей стали жить лучше, ведь кругом разруха была».

Работая в сельском хозяйстве, Платонов не оставлял писательский труд: он продолжал публиковать рассказы, работал над повестями. В Москве он все больше сблизился с миром писателей, и постепенно стал профессиональным литератором.

Автор: Мария Соловьева

3 1 ER 0.0697
10 СЛОВ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО ПРИТВОРЯЮТСЯ РУССКИМИ

Эти заимствования так прочно закрепились в языке, что поверить в их иностранное происхождение непросто.

1. Богатырь

Об этимологии этого слова учёные ведут споры до сих пор. Но всё же по официальной версии считается, что «богатырь», сильный и могучий воин, герой русских сказок, — слово тюркского происхождения.

В языках этой группы, например в монгольском, baγatur как раз означает «мужественный воин». Да и сами богатыри были героями не только русского эпоса: батыры и баятуры есть в тюркских и монгольских сказках.

2. Огурец

Древние греки называли этот овощ ἄωρος, то есть «неспелый», и с некоторыми изменениями это же слово закрепилось и в русском языке. Логика в таком названии есть: огурцы, в отличие от других тыквенных (тыквы, дыни, арбуза), действительно едят недозрелыми.

3 и 4. Шуба и юбка

Эти два слова мы сгруппировали неспроста. Они оба произошли от одного арабского слова ǰubba — «лёгкая верхняя одежда с длинным рукавом». Правда, в русский язык пришли разными путями: «шубой» мы обязаны немецкому, а «юбкой» — польскому языку.

Может показаться странным, что «юбка», которую носят на нижней части туловища, произошла от слова, означающего верхнюю одежду. Но пусть вас это не смущает: раньше юбками называли и кофты. Об этом говорится в том числе и в словаре Даля.

5. Рисовать

Этот глагол появился в русском языке только в XVIII веке. Мы заимствовали его из польского: rysowac — это «чертить». При этом и у польского слова есть иноязычный предок: это немецкое reißen, которое имеет то же значение.

6. Кухня

Ещё одно польское слово: kuchnia — «помещение для приготовления пищи». В польский оно попало из древневерхненемецкого (kuchī̆na), а туда — из латинского (coquere, «варить»). Большинство исследователей считают, что «кухня» появилась в русском языке в конце XVII — начале XVIII века. До этого помещение для приготовления пищи называли очень прозрачно: «кашеварня», «поварня» и «стряпущая».

7. Забияка

Третье и последнее заимствование из польского языка в этом списке. В польском zabijaka — «человек, который любит затевать драки, ссоры», и в русский язык слово попало с тем же значением. Интересно, что образовано польское существительное от глагола zabić — «убивать».

8. Гусар

Кавалерист в высокой шапке кивер, коротком мундире и рейтузах — это отнюдь не российская выдумка. Слово «гусар» заимствовано из венгерского языка: huszár — «двадцатый». По венгерским традициям только один из двадцати человек, поступавших на военную службу, становился кавалеристом — гусаром.

9. Деньги

«Деньги», а вернее «деньга», в русский язык попали в XIV веке во времена монголо‑татарского ига. Слово tanga/tenge в тюркских языках означает «монета»: серебряные монеты как раз были основной денежной единицей во многих частях Руси.

10. Котлета

Котлета так часто встречается в рационе россиян — и с макарошками, и с пюрешкой. Поэтому сложно представить, что это слово не русское. Но это действительно так: côtelette — французское слово с тем же значением, образовано от côte — «ребро».

Автор: Елена Авдеева

Кстати, матрешки не такие уже старинные игрушки, как кажется, об этом выложим скоро пост 😉

2 0 ER 0.0465
СОВЕТЫ ПО ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Слышали совет есть лягушку по утрам? Он разошелся по миру благодаря книге Брайана Трейси «Выйди из зоны комфорта». Она помогла миллионам взрослых по всему миру освоить науку самодисциплины.

Теперь Трейси адаптировал тайм-менеджмент для школьников и студентов. Он изложил идеи понятно и лаконично — идеально для подростков.

⭐ Зачем есть лягушек, еще и по утрам?

Мы, конечно, не о милых земноводных существах. Лягушка из этой книги — это сложное и важное дело, которое так и хочется отложить на попозже. Но со временем их становится все больше и больше — и привет, стресс, прокрастинация и «оставьте меня в покое».

⭐ Миф о дедлайне

«Работаю лучше, когда время поджимает», — слышали такое? Многолетние исследования показали, что так бывает редко.

Как правило, человек с приближением дедлайна сильнее нервничает, делает больше ошибок. В итоге приходится многое переделывать. Силы и энергия уходят. Вот почему важно грамотно планировать и следовать намеченному без срывов.

Самодисциплину не преподают в школе, а жаль. Это качество — основа успеха.

⭐ Салями или сыр?

Для работы над крупными задачами есть два полезных инструмента: тактика салями и метод швейцарского сыра. Выбирайте, что вам по вкусу.

Тактика салями заключается вот в чем: мы подробно анализируем задачу, расписываем каждый шаг, а затем выполняем один за другим по порядку. Это все равно что съесть палку колбасы — по одному кусочку за раз.

Метод швейцарского сыра работает по-другому: он позволяет включиться в работу с любого места — как будто мы пробиваем дырку в большой задаче, как в куске сыра. Вместо предварительной обработки, необходимой при тактике салями, мы приступаем к работе над любой частью задачи, которую можно сделать немедленно. Есть 5-10 свободных минут? Берем и делаем, сколько получится.

Попробуйте применить тактику салями или сыра к любой задаче, которая кажется неподъемной. Они очень эффективны для преодоления прокрастинации.

⭐ Как изучать то, что неинтересно

Талантливые математики не освобождаются от уроков истории и русского языка. А будущие филологи вынуждены разбираться в формулах и теоремах по геометрии. В школе часто приходится изучать то, что неинтересно. Ниже несколько советов родителям, которые хотят помочь детям эффективно учиться.

Подумать о последствиях
Обсудите, как невыученный урок может сказаться на будущем ребенка. Вполне возможно, что плохая оценка по предмету сыграет роль при подаче документов в университет.

Закон принудительной эффективности
Если ребенок не успевает съесть всех головастиков в пруду, помогите ему выбрать самого большого, и этого будет достаточно. Другими словами, нужно сделать ключевую задачу — минимум, который не даст утонуть в невыученных уроках.

Один шаг за раз
Если проект слишком большой и непонятный, приступить к нему страшно. Попробуйте вместе с ребенком понять, какой шаг сделать первым, а какой следующим. Будет проще начать и двигаться к цели постепенно.

⭐ Лайфхак для учебы

Одна из самых распространенных ошибок школьников и студентов — учить то, что они и так уже знают. Вместо бесконечного перечитывания параграфов перед экзаменом лучше отложить учебник и вспомнить все, что ребенок узнал, сидя на уроках и делая домашку. А затем «доучить» только то, что не отложилось в памяти.

Так можно сэкономить много времени и сил. И хорошенько выспаться накануне важного события.

Автор: Лиана Хазиахметова

1 0 ER 0.0310
10 ФИЛЬМОВ ПРО ЛЕТО И КАНИКУЛЫ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Мы собрали 10 фильмов про отдых, летние лагеря, море и природу, которые можно смотреть всей семьей: смеяться, обсуждать поступки героев и учиться находить с детьми общий язык даже в отпуске.

1. «Каникулы Петрова и Васечкина»

Начнем с очевидной классики. Это мюзикл про известных всем советских школьников, которые отправляются в летний лагерь. Можно сказать, что фильм — вольная (очень вольная) экранизация гоголевского «Ревизора» и «Дон Кихота» Сервантеса. Но детям, конечно, будет интересно смотреть кино и без отсылок к литературе: в озорных, но добрых и храбрых мальчишках многие узнают себя. А песни из фильма вам, скорее всего, придется слушать все лето, слишком уж они веселые и запоминающиеся.

2. «Двое: я и моя тень»

Еще одна парочка, которая не дает скучать окружающим. Аманда и Элисса не знакомы: одна живет в особняке с богатым папой, вторая — в детском доме с заботливой воспитательницей. И вроде бы нет между ними ничего общего, кроме… одинаковой внешности. Отличная комедия с сестрами Олсен про лето, любовь и дружбу.

3. «Каникулы маленького Николя»

Николя вместе с бабушкой и родителями едет отдыхать на море. Там он знакомится с другими отдыхающими школьниками, а еще с девочкой Элизабет, которая очень к нему привязывается. Взрослые шутят, что пора бы готовиться к свадьбе, но вот незадача: у Николя уже есть возлюбленная. Что же делать? Надо объяснить взрослым, что они не вправе рушить будущее своих детей.

4. «Королевство полной луны»

И еще один фильм про первую любовь во время каникул: Сэм сбегает из лагеря, Сьюзи — из дома, они разбивают свой лагерь на берегу озера, читают друг другу книги, танцуют, купаются и очень боятся взрослеть. Эта картина Уэса Андерсона — ода детству, показывающая, какими дети видят, нас, взрослых: уставшими, растерянными и разочарованными в собственной жизни.

5. «Короли лета»

И еще один фильм про сбежавших от скучных взрослых детей. Правда, здесь причина не в первой любви (хотя без неё не обошлось), а в стандартных ссорах родителей и подростков. Три парня убегают в лес, решая жить дикой жизнью: они строят дом (ну или что-то похожее на дом), охотятся (в супермаркете) и мечтают о взрослой жизни (не такой, как у родителей).

6. «В диких условиях»

Летом часто хочется бросить все и уехать путешествовать. Главный герой этого фильма — окончивший институт Кристофер, которому надоело, что все в мире вращается вокруг денег и успешности — мечтает уехать на Аляску и жить там в диких условиях. К своей мечте он идет два года, встречая по пути странников, кочевников и простых работяг. Фильм основан на реальных событиях.

7. «Как прогулять школу с пользой»

А еще лето — это возможность выехать наконец на природу: понаблюдать за бабочками и белочками, разглядеть ежика и справиться с нашествием комаров. Вот и герой этого фильма отправляется (правда, не по своей воле) в деревню, где знакомится с лесничим, браконьером и графом — каждый из них по-своему объясняет мальчику, почему надо ценить и уважать те богатства, которые нам даёт природа.

8. «Расправь крылья»

А как увлечь ребенка природой, если он бесконечно в гаджетах? Да просто найти то, что его заинтересует. Подросток Тома, который поехал на каникулы к отцу-орнитологу, тоже не особо вдохновился идеей провести лето вдали от хорошо работающего интернета. Но потом мнение поменял. Очень красивый и трогательный фильм (от малышей-гусят дети точно будут в восторге).

9. «Сто дней после детства»

Эта драма Сергея Соловьева рассказывает о последнем лете детства мальчика Мити Лопухина, который после солнечного удара внезапно совсем иначе взглянул на свою подругу по отряду Лену Ерголину. Очень легкое, почти воздушное кино о каком-то идеальном советском детском лагере в особняке, с подростками, которые увлекаются поэзией и изящной музыкой под романтичными ивами.

10. «Дорога, дорога домой»

И снова подростки, лето, проблемы в отношениях с родителями и первая любовь. У мальчика Дункана непростые отношения с отчимом. Чтобы отвлечься от постоянных конфликтов, он устраивается работать в аквапарк — и там знакомится с девушкой Сьюзи (и влюбляется) и парнем Оуэном (отличная роль Сэма Рокуэлла), который заменяет ему отца: выслушивает, не критикует, поддерживает и делится мудростью. Конец у фильма немного печальный, похожий на расставание с летом и беззаботным детством.

3 0 ER 0.0462
10 ТОКСИЧНЫХ ПРИЁМОВ «ВОСПИТАНИЯ», КОТОРЫЕ ВРЕДЯТ РЕБЁНКУ

Таких приемов лучше избегать: получая краткосрочный эффект, вы разрушаете доверие, близость, уважение между вами, ставите под удар самооценку ребёнка, его способность заводить доверительные отношения в будущем.

⭐ Знакомый приём? Не повторяйте его

❗ Вечная критика. Она может быть вовсе не жёсткой и откровенной, а казаться вполне себе безобидной, принимать вид подшучиваний — но от них ничуть не менее больно. Можно «любя» подшучивать над внешностью, мечтами, страхами ребёнка. И удивляться, почему он замыкается, отдаляется, больше не рассказывает ни о чём.

❗ Похвала больше похожа на критику и обесценивание. Рисунок ребёнка оказался лучшим на садовской выставке? «Ну и хорошо! Хоть в чём-то ты не хуже других!». Научился завязывать шнурки? «Вот счастье! Не прошло и года».

❗ Чувство вины. «Ну вот, ты так долго копался, что из-за тебя мы опоздали», «Из-за твоих капризов у бабушки подскочило давление». Очень быстро ребёнок оказывается виноват практически во всём: в плохом самочувствии родственников, плохой погоде, пробках на дорогах… Зачем? На чувстве вины легко сыграть и заставить делать то, что хочешь.

❗ Наказание молчанием или игнорированием. Вместо того, чтобы проговорить причины размолвки, оставляем ребёнка наедине с переживаниями — пускай сам догадается, почему мама молчит. Какие фантазии за это время придут ему в голову, в чём он себя обвинит и себе напридумывает, трудно предсказать. Ясно только, что суть проступка от этого не станет более понятной.

❗ Запрет на негативные эмоции. Злость, зависть, раздражение, уныние, грусть, жгучая обида — естественные чувства. Как научиться их правильно распознавать и контролировать, если всё, что ты слышишь с детства это «мальчики не плачут» или «рёва-корова»?

❗ Да и положительные эмоции — табу. Помните, как прыгал по улице главный герой «Денискиных рассказов»: «Я скачу, что ты мой папа»? Такие яркие проявления радости тоже не приветствуются. «Не кричи», «не смейся», «не прыгай» — привычный воспитательный набор. Ребенок растёт тихим и безрадостным, зато «приличным».

❗ Личные границы стёрты. Это может выражаться как в физическом смысле: привычка заходить в комнату без стука, требования немедленно показать, что это там под подушкой или в ящике стола. Такое же вмешательство следует и в отношения: «Почему ты Машу не приглашаешь на день рождения? Надо пригласить».

❗ Перекладывание ответственности. «Пластилин купить забыли! А ты почему мне не напомнил?», «Я же просила проследить за младшей сестрой!», «И что теперь прикажешь с тобой делать?», «Сам всё испортил, сам и исправляй». Даже если ребёнок сделал что-то не то и не так, до определённого возраста он не в состоянии сам подумать о последствиях и исправить ошибки, так же, как не может полноценно заботиться о младших братьях и сёстрах: всё это — сфера ответственности родителей.

❗ Требование благодарности. Странно всерьёз ожидать, что малыш действительно осознаёт, сколько стоит его одежда, самокат, игрушки. Что он понимает, от каких благ отказалась мама, когда ушла с хорошей работы в декрет. Он запомнит только, что почему-то вечно виноват и за что-то вечно должен.

❗ Трагедия из каждой ошибки. «Я так и знала», «конечно, надо было меня слушать». Какие последствия? Ребёнок будет бояться проявить малейшую инициативу. Ошибаться имеют право всё люди, а уж маленькие — тем более: это же опыт!

0 0 ER 0.0232
КАК ОТБИТЬ У РЕБЁНКА ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ. 5 ОШИБОК РОДИТЕЛЕЙ

Как правило, мамы и папы очень-очень хотят, чтобы ребёнок много читал. Но почему-то все их намёки, уговоры и требования часто имеют обратный эффект. Ну как так-то? Вот типичные ошибки мам и пап: проверьте, а вы их не повторяете?

😐 «Читаем вместе? Нет!».

Когда ребёнок освоил буквы и начала потихоньку складывать слова в предложения сам, вам показалось, что сидеть с ним и читать ему вслух уже не обязательно. «Он же большой!». На самом деле и младший школьник, такой «взрослый», с удовольствием послушает маму, которая читает ему — весело, с интонацией, изображая разных героев.

Иногда, может быть, раз в неделю, предлагайте по-прежнему вместе посидеть — это создаёт крепкую эмоциональную связь, как между вами и ребёнком, так и между ребёнком и книгой. И даже если он просит почитать вслух потрёпанную любимую малышковую сказку, не отказывайтесь.

😐 «Строго по графику».

В режиме дня есть польза, но, как и во всём прочем, здесь нужна золотая середина. Возможно, у вас в доме принято читать вечером перед сном или, наоборот, сразу после обеда. А если сейчас больше хочется порисовать? Или просто помечтать? А вот почитать хотелось с утра?

Чтение - это же удовольствие! Под него нужно настроение, а оно не приходит по расписанию. Ребёнок может выполнить требование «немедленно садись за книжку!», но вот пользы от него особенной не будет, потому что мысли его будут заняты чем-о другим.

А сами вы часто читаете? Если, например, получив в подарок книгу, вы не можете скрыть разочарования, а потом забрасываете этот непонятный презент куда подальше, то и ребёнок переймёт такое отношение.

😐 «Расспросы (больше похожие на допрос)».

Стоит ребёнку хотя бы немного полистать заинтересовавшую его книгу, как кто-то из старших начинает спрашивать: «Ну-ка! А перескажи мне, что ты сейчас прочитал? А как звали друга главного героя? Как не помнишь, ты же читал? И чему же нас учит эта история?».

В общем, все приятные эмоции, которые только что вызвала книжка, улетучиваются, пока ребёнок пытается судорожно подобрать правильный ответ. Если устраивать такое регулярно, то он быстро увидит закономерность: читаешь — значит, потом будешь мучиться, краснеть и запинаться под строгим родительским взором. Наверное, лучше и не брать книгу в руки лишний раз…

😐 «Пример для подражания«.

Если регулярно рассказывать ребёнку про умную дочку своей подруги, которая уже перечитала всю Астрид Линдгрен, Бианки с Чарушиным и уже подступается к творчеству Толкиена, то… это ничего не изменит!

Неприятная нудная девочка и все её увлечения никак не сделают книги интереснее. А смутное ощущение, что мама слегка приукрашивает (то есть привирает) делает всю ситуацию очень неприятной и неловкой. Вот зачем она так?

😐 «Чтение по списку».

Никто не спорит: детям подходит не каждая книжка. Но всё же у них должен быть выбор. Иногда желание подсказать и направить больше похоже на стремление проконтролировать и навязать свои вкусы. Бывает, мама или папа очень усердно подкладывают книгу своего детства, которая современным детям уже и не слишком понятна, и не так уж интересна. А ведь о вкусах не спорят.

Обидно видеть скуку на лице ребёнка, когда ты полчаса расписывал ему, какая это замечательная история! Но… разве мы сами читаем то, что нам не нравится? Позвольте ему самому выбирать чтение. И не бросайте пренебрежительных фраз вроде «фу, опять взял комиксы» — сейчас читает комиксы, потом выберет что-то другое.

2 0 ER 0.0387
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЁНОК, ЕСЛИ ОН ПОТЕРЯЛСЯ

Конечно, вы обсуждаете с детьми правила безопасности на улице, во дворе, в торговом центре. Но есть ли у вас простой и понятный ребёнку план действий в ситуации, если он потерялся или отстал от вас? Давайте еще раз обсудим самое важное.

⭐ Что знать наизусть?

— Номер телефона родителей: его можно выучить как стихи, зарифмовать, просто повторять цифры каждый день.
— Полный домашний адрес
— Полные имена родителей. Также ребёнок должен уметь описать, как они выглядит: папа высокий, с бородой, у мамы светлые волосы, она носит очки.

⭐ К кому обращаться?

Пусть ребёнок заранее знает, к кому он может обратиться за помощью — и что сделать это нужно обязательно! Лучшие и самые безопасные варианты — это люди в форме: полицейский, охранник, сотрудники магазина, банка, аптеки или стойки информации: у всех них есть специальные инструкции для таких ситуаций. Если таких людей не удается найти, можно обратиться к любой маме с маленькими детьми. Лучше это сделать самому, как только обнаружил, что потерялся: если ребенок будет просто стоять и плакать, есть риск, что он привлечет внимание злоумышленника.

⭐ Место встречи

Отличная идея — и в людных местах, и в своем районе, и на даче сразу найти простое и заметное место для встречи: фонтан, памятник, пост охраны. Договоритесь, что если вы разминулись, ребенок точно будет знать, где вас ждать — а вы сразу же придете за ним.

⭐ «Что, если…»

Любые знания должны подкрепляться практикой: если тренироваться на «учениях», проще быть готовым действовать в случае реальной чрезвычайной ситуации. Тренируйте с детьми полезные навыки в игровой форме и между делом: попросите продиктовать вам нужные номера телефонов, сказать, где вы встретитесь, если вдруг отстанете друг от друга, разыграйте сценку «я обращаюсь за помощью».

⭐ Без паники!

Скорее всего, первое, что произойдет — ребёнок испугается, растеряется, заплачет. Объясните ему, как важно не паниковать в чрезвычайной ситуации: надо подышать глубоко, успокоиться, собраться с мыслями. Главное — всегда быть уверенным, что родители тебя найдут, ведь они точно знают, что делать. Каждый может потеряться в толпе, случайно пойти не в ту сторону или выйти не в ту дверь. Но если мы помним, как действовать, к кому обратиться, какую предоставить информацию — все будет хорошо.

1 0 ER 0.0310
7 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ БЫСТРО СДАЮТСЯ

«Не может ничего довести до конца, если не получается, даже не пробует снова», «Чем он только ни занимался: и музыка, и танцы, и английский, но максимум через месяц бросал» — детские психологи регулярно слышат от родителей подобные жалобы.

Умение добиваться результата и преодолевать трудности на своем пути — важное качество, которое мы бы очень хотели видеть в своих детях. Почему же нередко они сдаются и не предпринимают новых попыток достичь цели? И что делать родителям? Читаем рекомендации от детского психолога.

❓Почему так происходит

Многие дела, простые для взрослого человека, у малыша сопровождаются трудностями: завязывание шнурков, застегивание пуговиц, написание своего имени. Не встречала ни одного ребенка, который сделал это с первого раза, не испытав сложностей. Каждый из нас встречался с проблемами, когда начинал овладевать каким-то умением. Все мы падали с велосипеда, потирая синяки на коленях. И сколько было счастья и гордости, когда все получалось! Но так бывает не во всех случаях. Иногда дети отказываются предпринимать новую попытку сразу же после первой неудачи: никому не хочется вновь пережить поражение.

❗Что могут сделать родители

Родители расстраиваются, думая, что ребенок так и привыкнет пасовать перед любыми трудностями и, конечно же, никогда не достигнет успеха. На самом деле это не так: проблема решаема, но для этого родителям нужно изменить свой взгляд на нее.

⭐ Анализируйте свои реакции

Как вы относитесь к неудачам? Они могут вас вырвать из привычного фона настроения? Зачастую дети перенимают наше отношение к трудностям, копируя реакцию. Даем ли мы ребенку возможность «копаться» с застежкой, когда мы спешим по важному делу? Принимаем ли желание сделать все по-быстрому, а не достичь идеала, и перейти к чему-то новому и менее сложному?

Прислушайтесь к себе, посмотрите, как вы реагируете, что говорите, когда у вашего ребенка возникают сложности.

⭐ Наблюдайте и делайте выводы

Когда ребенок спустя пару месяцев бросает музыкальную школу, очень часто родители считают, что это все от недостатка самодисциплины, от нежелания преодолевать трудности. Они как будто исходят из мысли, что любое — любое! — дело нужно доводить до конца из принципа. Есть даже русская народная пословица: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж».

Но если посмотреть на ситуацию глазами ребенка, вы увидите совершенно иную картину. Ребенок захотел чем-то заниматься, а в процессе понял, что трудности перевешивают бонусы, которые он получает от деятельности. Да, ему нравится петь или пробовать подбирать мелодию на слух. А вот изучать сольфеджио в свободное от учебы время, разбираться в тонкостях записи нот — не нравится. И ехать в музыкальную школу с пересадками — тоже.

Если нет удовольствия от процесса, есть ли смысл продолжать его во что бы то ни стало? Подумайте, почему вообще вы решили отдать ребенка в музыкальную школу, что вас в этом привлекает? Возможно, вы видите, что у него есть выраженные творческие способности. Тогда имеет смысл подыскать другие кружки и секции, где он сможет развивать свои таланты, но с удовольствием.

⭐ Уважайте детские чувства

Допустим, у малыша никак не получается освоить езду на двухколесном велосипеде. Больно упав, он расстраивается, злится, кричит от негодования. Не стоит в этот момент читать ему нравоучения о том, как надо было поступить и рассказывать, в чем его ошибка: «Это потому что ты не следишь за равновесием!» В этот момент ребенок погружен в свои эмоции, поглощен своими переживаниями, поэтому попросту не услышит вас.

Принять то, что он сердится, и разрешить ему расстраиваться — очень важный шаг на пути к успешному разрешению ситуации. Раздражение — нормальная реакция на неудачу, а не признак слабости.

⭐ Говорите по душам

Эмоции утихли, слезы высохли, ребенок успокоился — самое время поговорить с ним и деликатно спросить, почему именно он расстроился.

Обозначьте словами чувства, которые испытывал ребенок: «Ты был очень сосредоточен, ты старался и приложил много усилий, поэтому тебе стало обидно, что не получилось!» Так вы не только покажете ребенку, что понимаете его, но и поможете ему самому разобраться в собственных чувствах.

⭐ Научите видеть хорошее

Многим из нас очень легко замечать досадные мелочи и не видеть за ними важных достижений, успехов. Это демотивирует. Научите ребенка фокусировать внимание на успехах и небольших знаках того, что все получается, пусть и не быстро. «Что у тебя уже получается?», «Сегодня ты сыграла эту гамму более уверенно, прекрасно!», «С каждым днем ты рисуешь человечков все лучше, замечательно!»

⭐ Разделите большое дело на несколько маленьких

Составьте стратегический план действий. Если ребенок овладевает игрой на флейте, сначала нужно научиться правильно держать инструмент в руке, затем — дышать во время игры. Учится ездить на велосипеде — начинаем с того, как крутить педали и держать руки на руле. Знакомится с английским языком — учим вместе алфавит, смотрим видео и тренируемся произносить звуки. И переход от простого действия к более сложному — это уже достижение, за которое ребенка стоит похвалить.

⭐ Поделитесь опытом и народной мудростью

Ребенку будет проще переживать свои сложности, если он будет знать, что так бывает у многих, в том числе и у родителей. Расскажите о собственном опыте решения проблем. Получилось ли у вас с первого раза варить суп и печь торты? Сдать на права? Легко ли вам было изучать иностранный язык или высшую математику?

Обсудите вместе смысл пословиц и поговорок о трудностях. Например: «Трудное не есть невозможное», «Умелым и смелым трудности не страшны», «Перейдешь порог — пройдешь горы». Читайте художественные произведения, в которых герои сталкиваются с препятствиями и преодолевают их.

Все это должно помочь вам научиться относиться к трудностям более спокойно. Будьте внимательны и терпеливы к своему ребенку, постарайтесь смотреть на ситуацию его глазами, помогайте ему.

Автор: Светлана Пятницкая

1 0 ER 0.0310
11 СЛОВ, КОТОРЫЕ КАЖУТСЯ ИСКОННО РУССКИМИ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ ЗАИМСТВОВАНЫ

Рассказываем, из каких языков к нам пришли «сарафан», «поединок» и «ура».

1. Суп

Щи да каша — пища наша. Супы, казалось бы, самая русская еда. Однако название этого блюда пришло к нам из французского языка только в XVIII веке. Вероятно, французское soupe восходит к соответствующей лексеме из германских языков: сравните с готским supôn — «приправлять».

Кстати, на Руси существовал омоним этого слова. Супом называли коршуна. Дожившее до наших дней однокоренное — «насупиться». К названию блюда эти слова не имеют никакого отношения.

2. Чай

Самовар — один из символов старого русского быта. Наш народ породил фразеологизмы и поговорки о чае: «гонять чаи», «чай да сахар» (устаревшее приветствие, доброе пожелание), «звать на чашку чая», «Где нам, дуракам, чай пить!», «По‑купецки чай пьёт, да не по‑купецки расплачивается», «Заставили нашего брата чай без сахару пить», «По чаям ходить — добру не быть» и другие.

Название этого напитка несколько веков назад пришло к нам из Северного Китая, где соответствующее растение именуют словом čhā. А южнокитайское tē легло в основу аналогичных существительных в западноевропейских языках, например английского tea, французского thé, итальянского tè.

3. Шапка

Это слово живёт у нас уже много веков. Оно попало в древнерусский язык из старофранцузского, где chape восходит к латинскому cappa (род головного убора, в переводе — «шляпа»). Исторически однокоренным является латинское capio — «схватывать». То есть шапка — это то, что схватывает волосы.

Похожее первоначальное значение и у общеславянского слова «чепец». Оно образовано от той же основы, что и диалектные «чапать» («хватать, брать») и «чепать» («зацеплять»).

4. Сарафан

Коса, кокошник, сарафан — именно так мы представляем древнерусских красавиц. Название национального костюма наши предки заимствовали через тюркские языки из персидского, где sepārā — это «почётная одежда».

Кстати, в Древней Руси сарафаны носили мужчины: так назывался длинный мужской кафтан.

5. Кафтан

Ещё одно слово, от которого веет русским духом и которое пришло из тюркских языков. Турецкое kaftan («верхняя одежда») — заимствование из персидского, где haftan — разновидность нижнего белья.

6. Тужурка

С одной стороны, этого слова здесь не должно быть: оно не пришло откуда‑то, а образовано в русском языке путём сложения «тужур» и суффикса «-к-».

Но с другой стороны, «тужур» — это заимствованное французское toujours — «всегда, постоянно». «Тужурка» буквально означает «повседневная одежда».

7. Сарай

Наименование неказистых и скромных построек, которых полно в русских деревнях, восходит к древнеперсидскому sarāi — «дворец». Слово пришло к нам через тюркские языки, где имело широкий диапазон значений: «дом», «дворец», «стойло», «сарай». У нас прижилось последнее.

Название крымского города Бахчисарая переводится как «садовый дворец» («бахча» + «сарай»). А «сераль» — это то же самое sarāi, но пришедшее к нам через французский язык и сохранившее значение «дворец».

8. Изъян

Слово заимствовано через тюркские языки из персидского. Ziyān — «вред». Многие ошибочно полагают, что это существительное образовано от «изъять». Хоть это и не так, связь между словами есть: вероятно, в результате смыслового сближения с названным глаголом «изъян» приобрело начальный «и».

9. Известь

Тот случай, когда одно слово было заимствовано дважды. Ещё в Древнюю Русь в устной форме пришло греческое asbestos, которое переводится как «негасимый». Начальный «а» превратился в «и». «S» стал «з», потому что шёл перед звонким согласным. Греческий «b» перешёл в «в», как это было, например, в Byzantium — «Византия».

Намного позже через технические и научные книги в русский язык попало слово «асбест». Здесь хоть и произносится «з» из‑за того же озвончения, но пишется «с», потому что лексема пришла к нам в письменной форме.

10. Поединок

Слово очень похоже на исконно русское. Сразу представляется поединок богатыря с басурманином. Однако это существительное пришло к нам только в XVII веке из родственного нашему другого славянского языка — польского. Отсюда и ощущение «исконности». Pojedynek образовано от jeden — «один». «Поединок» буквально означает «бой один на один».

Кстати, «богатырь» не имеет ничего общего со словом «бог» и это тоже заимствование. Оно пришлоЭтимологический онлайн‑словарь русского языка Макса Фасмера из тюркских языков и означает «смелый», «военачальник», «герой».

11. Ура

В XVIII веке в русский язык пришло много слов из немецкого. В том числе и hurra, которое восходит к глаголу hurren — «быстро двигаться».

Автор: Маргарита Воронцова

1 0 ER 0.0310
13 ЗАБЫТЫХ ЗИМНИХ УЛИЧНЫХ ИГР

Вспомнили зимние забавы, в которые играли еще задолго до появления снежколепов и моды на снежных ангелов. Они точно понравятся детям.

1. «Клюшки»

В эту игру любил играть сам Петр I. А во время раскопок в Великом Новгороде и вовсе нашли принадлежности для игры в клюшки, которые относят к культурным слоям X–XI веков!

Оригинальные правила игры довольно сложные и предполагают, что есть котел — лунка, в которую нужно закатить мяч: деревянный — в древности, резиновый — в современности. И есть лунки поменьше — у каждого игрока своя. Роль клюшек раньше исполняли ветки и корни деревьев, но сейчас можно обойтись и обычными хоккейными клюшками.

Игроки охраняют свои лунки: пока клюшка внутри, лунка в безопасности. А водящий должен загнать мяч в главную лунку — котел. Задача остальных игроков — помешать ему, но и свою лунку защитить. Если водящий забьет мяч в лунку другого игрока, то тот становится водящим. А если мяч угодил в котел, все меняются лунками.

Сложно? Тогда можно все упростить и сыграть в следующую игру.

2. «Котел»

Чертим маленький круг — это котел. Вокруг него делаем кружок побольше. Сторож стоит в большом кругу и охраняет котел, а остальные играющие должны попытаться закинуть туда ледышку при помощи клюшек-веток. Кто загнал — превращается в сторожа. По сути это такой хоккей, только без команд и ворот. Но поиграть с детьми на льду или на снегу будет весело.

3. «Льдинка»

Собираем 10–15 льдинок, складываем их в центр небольшого круга, а вокруг чертим еще один круг диаметром в 5–7 метров. Ведущий охраняет льдинки и должен параллельно салить игроков, а они должны эти льдинки выбить за пределы большого круга. Тот, кого первым осалили, становится новым водой.

4. «Колокольчик»

Просто бросаться снежками, конечно, весело, но можно организовать старинную забаву — повесить на ветку дерева колокольчик и посоревноваться в меткости. Этакий тир, где мишень — колокольчик, а снаряды — снежки. Для ребят помладше можно заменить колокольчик на что-то более увесистое: металлическое ведро или пластиковая бутылка вполне подойдут.

5. «Салочки со снежками»

Вариаций догонялок существует великое множество. Здесь тебе и «Колдунчики», и «Салки — ножки на весу». И со снежками тоже в салочки играть можно и нужно. Лучше заранее налепить снежков и сложить их в корзинку, с которой и будет бегать водящий. Собственно, салить нужно именно снежками, а не «пятнать» (как в старину называли осаливание) рукой. Тот, кого осалили, замирает. Задача водящего — осалить всех игроков.

6. «Два Мороза»

Тут без взрослых не обойтись. Именно они будут выступать в роли Морозов — Синего и Красного. Можно даже снабдить их синей и красной шапками, варежками или шарфами.

Очерчиваем площадку, по краям которой живут игроки в домиках — их тоже стоит очертить. Задача игроков — эти домики менять, то есть перебегать площадку, а ее, как назло, патрулируют Два Мороза. Все, кого они коснутся, превращаются в снеговиков и замирают на месте в той позе, в какой их поймали. Не устоял? Превращаешься в нового Мороза.

7. «Метелица»

Эта игра — сущая безделица, но дети будут в восторге. Играют в нее парами, сцепившись лодочкой или локтями. Начинается игра со слов:

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится —
Тот заметелится!

И все начинают кружиться, пока не закружится голова. Можно, конечно, играть и по одиночке, но в паре интереснее, ведь нужно следить не только за своим состоянием, но и за тем, не закружилась ли голова у твоего напарника. В итоге все просто падают в сугробы — весело и без проигравших.

8. «Царь горы»

Классика жанра! Нужно первым забраться на снежную гору и не дать забраться на нее другим, при этом пинаться и толкаться ногами категорически запрещено. Лучше всего, если будет взрослый, который проследит за соблюдением правил и предотвратит кучу-малу.

9. «Мороз — красный нос»

Главное — очертить площадку для игры, иначе дети разбегутся кто куда и их не поймаешь. На одной границе — дом для игроков, на другой — дом Мороза. Задача Мороза, который стоит посреди площадки, — отловить и заморозить всех игроков, а задача игроков — перебежать из своего домика в дом Мороза. Те, кого коснулись, замирают на месте.

Сопровождают такую игру стихами:

Я Мороз — красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!
Игроки кричат в ответ:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!

Вариация этой игры — «Снеговик», который бегает за всеми и морозит своей рукавицей, так что не забудьте прихватить варежки, которые будут передаваться от воды к воде.

А еще можно договориться, что разморозить игрока можно, если попасть в него снежком.

10. «Пятнашки на санках»

Эта народная игра родом из Карелии. Очерчиваем большую площадку. Для игры нужно минимум 6 человек и санки по количеству пар: один в санях сидит, другой сани везет. Пара водящих должна осалить другие пары, причем пятнать может только тот, кто сидит в санках. Следующими водят те, кого запятнали. Заезжать за пределы площадки нельзя, салить тех, кто водил в предыдущем коне, — тоже.

11. «Купи коровку»

История умалчивает, почему в стародавние времена предлагали купить именно коровку, а не свинку или козу например. Но вы можете заменить фразу на что угодно, включая «купи слона».

Играть в «Коровку» лучше всего на утоптанном снегу. Выбираем водящего считалкой, он наступает на ледышку — это и есть «коровка». Его задача — попасть ледышкой в игроков, которые не могут двигаться с места, а могут только подпрыгивать. И каждый бросок, соответственно, сопровождается криком «купи коровку». По сути это вариация вышибал, в которые, кстати, снежками тоже можно поиграть — но их лучше налепить заранее.

12. «Взятие снежного городка»

Можно, конечно, построить глобальную снежную крепость, а можно — просто башенку высотой в метр. Одна команда крепость защищает, а вторая должна ее разрушить снежками. Перестрелка обещает быть жаркой.

13. «Снежная гонка»

Кроме санок и стремления к победе, тут ничего и не нужно. Чертим на снегу «старт» и «финиш», игроки садятся на санки спиной друг к другу и пытаются первыми достигнуть финиша, отталкиваясь ногами. Работать придется слаженно, а это удастся не всем.

Конечно, можно еще устраивать гонки на санях по пересеченной местности и с гор, играть в салочки на катке и водить веселые хороводы, покорять лыжные трассы, объезжая расставленные стаканчики. Главное, чтобы все зимние забавы приносили радость, а правила всегда можно и на месте додумать: дети с этим точно справятся на отлично и не дадут вам замерзнуть.

Автр: Людмила Чиркова

0 0 ER 0.0154