Статистика ВК сообщества "Ромейская цивилизация"

0+
Орешек не сдавался... (Карамзин Н.М. "История Государства Российского")

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

#Зарубежные_ученые@roman_civilization. #Историки@roman_civilization. #Персоналии@roman_civilization. #Книги@roman_civilization. #История_науки@roman_civilization. #История_Франции@roman_civilization. #Всеобщая_история@roman_civilization.

Карачинский А.Ю. Предисловие к русскому изданию (вступительная статья). // Лот Ф. Последние Каролинги. / Перевод с франц. Дягелевой Ю.Ю., вступительная статья Карачинского А.Ю. — СПб.: Евразия, 2018. — 240 с.

Фердинанд Лот (1866–1952).

Имя Фердинанда Лота по праву занимает почетное место среди наиболее авторитетных исследователей средневековой истории. В колоссальном наследии боле& чем из 15 монографий, 300 статей и 11 публикаций, свидетельствующих о творческой активности ученого, Ф. Лот начал изучение истории раннего средневековья, и на его трудах до сих пор базируются исследования современных медиевистов. Во многом этому способствовало то, что история раннесредневековой Франции в конце XIX в. была полна лакун, и Лот был одним из первых, кто начал исследование этой эпохи. Однако вовсе не это принесло Лоту заслуженную славу, а личные и профессиональные качества, которые он сам ставил себе в достоинство: «любопытство, интерес к сложным проблемам, воображение, иногда доходящее до авантюризма», прибавим — способность к тонкой критике источника, упорство, привычка неоднократно возвращаться к предмету своего исследования. Один из учеников и коллег Ф. Лота — М. Блок, зачастую споривший со своим учителем, — писал, что «даже если не соглашаешься с ним /Лотом/ во всем, нельзя читать его книги без удовольствия и восхищения».

Судьба Ф. Лота сложилась непросто. Отец умер рано, и ему пришлось обеспечивать свою мать. Сам он неоднократно шутил, что его жизнь и карьера во многом обязаны воле случая или провидения — «мне везло во всем», писал он. Получив диплом бакалавра, Лот встал перед выбором профессии. Интерес давно влек его к истории. В 1885–1886 гг. он присутствовал в Сорбонне вольнослушателем на лекциях великого французского ученого Фюстеля де Куланжа, признательным учеником которого он считал себя всю оставшуюся жизнь. В 1886 г. случайная афиша привлекла внимание Лота: в ней предлагалось поступать в Школу Хартий — учебное заведение, которое и поныне является самым престижным учебным заведением, где готовят специалистов-палеографов. К собственному удивлению, Лот занял третье место в сложнейшем конкурсе. Обучение в Школе Хартий оказало большое влияние на его дальнейшую жизнь. «Все, что требуется в юности, — это контакт со знаменитыми людьми и их знаниями», — писал Лот, вспоминая о годах своей учебы в Школе Хартий. Ему посчастливилось попасть в Школу, когда там преподавали известные всем научным кругам Западной Европы ученые — Л. Готье, Ж. Тардиф, А. Жири, П. Мейер, Ж. Кишера. В беседах с ними, во время занятий пришла и уверенность в себе. Всегда скромный в самооценке («Я сознаю, что не стал ни выдающимся историком, ни ученым»), Лот впоследствии признавался, что именно после похвал и доверия со стороны его учителей он всерьез стал думать о карьере профессионального историка. Своеобразие обучения Ф. Лота, повлиявшее на область его научных интересов, состояло в том, что, помимо занятий в Школе Хартий, он активно посещал целый ряд учебных заведений, в прямом смысле «поглощая» информацию из соседних с историей дисциплин. Его можно было увидеть во Французском коллеже, на факультете литературы и права в Сорбонне, даже в школе восточных языков, где он (по его словам, повинуясь «неведомому зову») изучал русский язык. Эти широкие познания помогли Лоту не только заниматься собственно историей и палеографией, но и посвятить немаловажные очерки средневековой филологии и праву, использовать самые разнообразные материалы при подготовке своих трудов. Известно, что его перу принадлежат работы о героических песнях ХI–XII вв. и цикле легенд о короле Артуре. Правда, сам Лот заметил, что, хотя и не жалеет о своем временном «бегстве от истории», позволившем ему расширить свой кругозор, у него «хватило мудрости понять, что романская или кельтская филология, или же любая другая требует полной самоотдачи», иначе бы его ждал «бесполезный дилетантизм». Даже в рамках самой истории Лот, долгое время живо интересовавшийся новой историей, проблемами колониализма, решил ограничить себя изучением средневековья.

В 1890 г. Лот защищает выпускную работу «Последние Каролинги», которая и стала предметом нашей публикации. Его учитель А. Жири, давший самые высокие отзывы об этом труде, помог её напечатать. Получив диплом архивиста-палеографа, Лот был вынужден искать место работы и занял скромное место помощника библиотекаря в библиотеке Арсенала. Безусловно, эта должность способствовала тому, что Лот, первоначально не очень обремененный служебными обязанностями, мог продолжать свои научные изыскания. К нему постепенно приходит известность: в 1896 г. его книга «Последние Каролинги» удостаивается престижной премии Гобера. В 1899 г. умирает А. Жири, и Лоту предлагают занять его место в Практической школе высших исследований В старости Лот упоминал, что не смог бы продолжить свою научную карьеру, если бы был «вынужден, подобно множеству своих товарищей брать добавочную работу или похоронить себя в провинции в поисках средств для существования». В 1909 г. его принимают преподавателем в Сорбонну, где он ведет семинары. В 1920 г. ему присваивают звание титулярного профессора на кафедре средневековой истории. В 1924 г. избирают в Академию надписей и изящной словесности. В мае 1937 г. Лот уходит в отставку. Его преподавательская деятельность наложила глубокий отпечаток на его научное творчество. Ему пришлось преподавать в Сорбонне, этом «центре научной жизни», где он был всегда в окружении мэтров, товарищей и учеников, «чья дружба и работа меня окрыляли». Он перенес на преподавательскую деятельность свое отношение к работе историка: «Подсказать новые идеи, поставить проблемы, побудить молодую аудиторию их разрешать рано или поздно — в этом-то и заключается для меня основной труд преподавателя высшей школы», писал он. Именно на семинары он выносил вопросы, которые были ему интересны, и неизменно завершал их серией работ по поставленной перед студентами проблеме. В 1925 г., выступая на праздновании 25-летия своего преподавания в Практической школе высших исследований, Лот назвал плодом своей преподавательской карьеры своих учеников. А ему было кем гордиться — в их число входили такие известные французские медиевисты, как М. Блок, Л. Альфен, Р. Фавтье, X. Самаран, Э. Перруа.

Концепцию исторического развития Лота можно условно назвать концепцией «разрыва», изменения. Лот полагал, что историка должно интересовать лишь то, что изменяется, движется. Он вступил в активную полемику со сторонниками глобальной истории, полагавшими, что общество развивается медленно и поступательно и в основе этого процесса лежит жизнь народных масс, консервативных и непризнающих изменений в своей жизни. Все научное творчество Лота основывалось на противоположном тезисе: он стремился показать роль личностей, государей (например Карла Великого), племенных групп (например роль варваров в формировании средневековой Европы), социальных слоев, этносов (например кельтов, франков), их действия, наложившие видимый отпечаток на исторический процесс. Конечно, идея о эволюционировании общества не была полностью неприемлема для Лота; он сам писал: «Несомненно, было бы глупо отрицать существование неких неизбежно проявляющихся великих процессов». Однако он считал, что история формируется под влиянием физических причин (катаклизмов, эпидемий) или человеческих поступков, которые имеют определяющее влияние на политику, экономику, военную историю и т.д., вплоть до простой случайности. Лот не ограничился только событийной историей, которую ему, одному из первых французских историков, занимавшихся ранним средневековьем, пришлось во создавать из обрывочных источников, дошедших до его времени. Не склонный к конформизму, всегда готовый оспорить любую теорию или исторический подход, казавшийся ему ошибочным, он тем не менее был готов рассматривать историю под иным углом зрения. Он посвятил свои исследования проблемам демографии, которая, по его мнению, лежала в основе экономического и политического развития человечества («Вопросы о демографии Франции IX в.»), феодальной ментальности («Феодальное общество»), рождению национального духа («Рождение Франции»), средневековым политическим и правовым институтам («История французских институтов», совместно с Р. Фавтье), рождению средневекового города, истории кельтского и раннефранцузского языков. Перу Ф. Лота принадлежат критические исследования ряда различных средневековых источников — от хартий франкских королей, монастырских хроник и анналов до хроники загадочного англосаксонского историка Ненния. Особняком в творчестве Лота стоит его последний двухтомный труд о военном искусстве и армиях в Средние века. Все вышеперечисленное составляет лишь незначительную часть исследований выдающегося французского медиевиста, поскольку его статьи, не выходя из хронологических рамок, которые установил для себя ученый, посвящены самым разнообразным сюжетам.

Ф. Лота всегда волновала проблема задач, которые призван выполнять историк. Он писал: «Автор не считает нужным воздерживаться от того, чтобы выносить суждения, иногда суровые, о людях и событиях. Отличать добро от зла, отделять ложь от правды — таков первейший долг историка». Характерной чертой ряда произведений Ф. Лота является осмысление мотивов исторических деятелей, их роль в ходе исторического процесса. Часто это приводило к тому, что его оценка действий ряда лиц была неоправданно поспешной. Впрочем, не стоит думать, что произведения Лота наполнены личностными, пристрастными оценками человеческой деятельности: наоборот, он требовал от историка профессиональной невозмутимости, быть способным без волнения расследовать любую драму человеческой жизни. Известен случай, когда Лот упрекнул одного из своих учеников, Л. Альфена, в излишней эмоциональности, которую тот проявил на страницах своей книги «Карл Великий» — хотя как раз этот исследователь прославился среди коллег своей беспристрастностью и педантичностью. Для Лота всегда важно было подчеркнуть, быть может, не столько моральный облик и поведение какого-либо персонажа, сколько вклад, который он внес в развитие цивилизации. Характерным примером могут послужить викинги, на протяжении многих лет грабившие Европу и обрекшие её на экономическую стагнацию, однако которые, спустя некоторое время, спровоцировали активное развитие торговли в Атлантике. Однако высокие моральные, нравственные требования Лота к историческому исследованию способствовали тому, что его книги проникнуты духом глубочайшей человечности, которую так ценили в нем его коллеги и ученики. В этом отношении необычайно показательно то, как Лот оценивал падение династии Каролингов в 987–991 гг. и восшествие на французский престол представителя династии Капетингов: «Стремительная и окончательная победа Гуго позволила избежать впоследствии кровавых распрей. Налицо реальный результат восшествия на престол новой династии, единственно заслуживающий нашего внимания. Если рассматривать его с сочувствием, то не в силу необъяснимой и неоправданной симпатии к одной династии, а только из-за того, что это уменьшило количество войн и меньше пролилось крови». Безусловно, подобный взгляд на одно из важных политических событий французской истории конца X в. грозил бы стать однобоким, если бы Лот ограничился этими словами. На самом же деле подобная оценка автора вытекает из его убежденности, что события 987–991 гг. ничего не изменили ни в политической, ни в социальной жизни средневековой Франции. Однако, часто оценивая то или иное событие с точки зрения его значимости для развития цивилизации, Лот все же считал «порочным осуждать во имя так называемой исторической или национальной необходимости».

Выбор Ф. Лотом периода исторического исследования далеко не случаен. Средневековье всегда оставалось для него единственной и излюбленной темой исследования. Сам ученый так объяснял свой интерес к той эпохе: «Эстетически, эмоционально, мы зависим от средневековья, оно продолжается среди нас и оно живет в нас». Он был уверен, что именно период IV–Х вв. Был определяющим в истории Франции. Были и другие причины: как упоминалось выше, влияние его первого учителя, медиевиста Фюстеля де Куланжа и неизученность раннего средневековья. Сам Лот писал: «Мои научные труды и лекции ограничивались ранним средневековьем, эпохой с дурной репутацией в истории. Было ли это эксцентричностью? Вовсе нет. В начале моей научной карьеры еще предстояло написать или переписать пространные главы французской истории. Школа Хартий, казалось, присвоила себе конец средневековья (XIV–XV вв.). Первые Капетинги были вотчиной Люшера, не говоря о Пфистере. Ланглуа был неразлучен с XIII в. и Филиппом Красивым. Лишь франкский период оставался не разработан. Именно над ним предстояло трудиться. Мои товарищи и я решили создать историю французских государей IX–X вв.». Более того, Лот считал, что именно этот период был переломным в истории средневековой Франции, ведь именно тогда появляются первые ростки политической и экономической организации общества, известной под названием феодализма: «Феодализм берет начало в конце Римской империи, незаметно формируется в правление Меровингов, продолжается при Карле Великом и, как огонь, таящийся под слоем пепла, с непреодолимой силой вспыхивает в середине IX в.».

Ф. Лот сделал удачный выбор. Львиная доля его трудов посвящена именно периоду IX–X вв., когда Францией правили короли из династии Каролингов, самым знаменитым из которых был франкский император Карл Великий (769–814 гг.). Но, по иронии судьбы, Ф. Лот начал разрабатывать этот период с его конца, то есть с периода правления последних Каролингов (954–987/991 гг.), о которых до него было написано несоразмерно мало.

Источник: Лот Ф. Последние Каролинги. / Перевод с франц. Дягелевой Ю.Ю., вступительная статья Карачинского А.Ю. — СПб.: Евразия, 2018. Стр. 7-13.

17 0 ER 0.5991
#Отечественные_ученые@roman_civilization. #Историки@roman_civilization. #Персоналии@roman_civilization. #История_науки@roman_civilization. #Книги@roman_civilization. #Источниковедение_и_исторический_источник@roman_civilization.

В один из литературных альбомов группы добавлена книга:

Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — 384 с.

Аннотация:
Впервые издаваемые воспоминания выдающегося русского ученого – историка, философа, социолога и общественного деятеля Кареева Н.И. (1850–1931 гг.) отражают научную, педагогическую и общественно-политическую жизнь второй половины XIX в. и трех десятилетий XX в. в России, Франции, Германии, Польше и других странах.
Книга предназначена для историков и всех, интересующихся историей общественной мысли.

Каре́ев Никола́й Ива́нович (24 ноября (6 декабря) 1850, Москва — 18 февраля 1931, Ленинград) — русский историк и философ. С 1910 член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1917 г. член-корреспондент Российской Академии Наук.

21 1 ER 0.6218
Уважаемые участники группы "Ромейская цивилизация"!

Администрация группы от всей души поздравляет вас со светлым и радостным праздником 77-й годовщины Великой победы над Германией!

Пожелаем всем нашим ветеранам здоровья, счастья и долгих лет жизни! А также пожелаем всем нашим ныне живущим современникам не предавать забвению память и славу героев Великой Отечественной войны и их бессмертные подвиги. Чтобы эта память передалась будущим поколениям людей, и чтобы наши с вами потомки помнили, что есть такой праздник Великой победы - 9 мая. Что жили когда-то люди, благодаря которым они его отмечают и вообще живут на этой земле.

Никто не забыт, ничто не забыто! Великой победе и её Героям Ура!

0 0 ER 0.3094
#Зарубежные_ученые@roman_civilization. #Историки@roman_civilization. #Персоналии@roman_civilization. #Книги@roman_civilization. #История_науки@roman_civilization. #Культура@roman_civilization. #Всеобщая_история@roman_civilization. #Педагогика@roman_civilization. #Преподавание_истории@roman_civilization.

Ферро Марк (фр. Marc Ferro; 24 декабря 1924, Париж — 21 апреля 2021) — французский историк и педагог, специалист по истории Европы начала XX века, истории России и СССР, а также по истории кино.

Юность будущего историка пришлась на нацистскую оккупацию. В 1941 году семнадцатилетнего выпускника школы, еврея по матери (уроженке Новограда-Волынского), переправили в «свободную зону» (контролируемую вишистами, а не непосредственно немецкими оккупантами), где он продолжил образование, окончив университет Гренобля. Его мать, оставшаяся в Париже, погибла в Освенциме. Во время войны участвовал в движении Сопротивления, входил в партизанский отряд на юго-востоке Франции. После войны некоторое время преподавал в Алжире.

Ферро являлся руководителем исследований по истории и кино во французской Высшей школе социальных наук. Политически всегда определял себя как левого, но не коммуниста (на выборах 2002 года поддерживал Жана-Пьера Шевенмана).

Подписал в 2005 году известную петицию французских историков за свободу истории, так называемое «Воззвание из Блуа».

Имел почётную докторскую степень Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Умер 21 апреля 2021 года.

Научная деятельность

Занявшись серьёзной научной деятельностью, Ферро стал профессором и в 1960-х годах специализировался на советской истории (докторская диссертация на тему русской революции 1917 года).

Учёный секретарь журнала «Анналы» (1964—1969). В методологическом отношении Ферро принадлежит к прославленной историографической школе «Анналов», являясь соредактором журнала, давшего имя направлению, с 1970 года. Анналисты делают главный упор на историческую психологию, то есть на изучение сознания людей разных эпох, их коллективных представлений (так называемых ментальностях).

В одном из литературных альбомов группы имеется его работа:

1. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. (В 2-х изданиях: 1992 и 2010 г.).

14 0 ER 0.4830
#Видеозаписи_группы_Ромейская_цивилизация@roman_civilization. #Всеобщая_история@roman_civilization. #Археология@roman_civilization. #Востоковедение@roman_civilization. #Античность@roman_civilization. #Культура@roman_civilization. #Эллинизм@roman_civilization.

В группу добавлена новая видеозапись:

1. Александрия. Мегаполисы Древнего мира.

Описание:
В IV веке до н.э. Между двумя морями, востоком и западом, Александр Македонский заложил блистательный город — Александрия. В городе были решены грандиозные задачи, включая строительство километрового мола. Порт Александрии стал самым крупным и главным на Средиземноморье. Город прирастал материальными благами и культурными сокровищами сосредоточенными в Александрийской библиотеке. В городе было возведено одно из семи чудес света — Александрийский маяк.

12 0 ER 0.4231
#Видеозаписи_группы_Ромейская_цивилизация@roman_civilization. #Первобытность@roman_civilization. #Археология@roman_civilization.

В группу добавлены новые видеозаписи:

1. Исчезнувшие люди. Часть 1. Конец существования вида.

2. Исчезнувшие люди. Часть 2. Выжившие.

Описание:
На протяжении истории люди, как вид имели различные размеры, телосложения и другие характеристики. В этом документальном сериале исследуются жизнь и физические особенности доисторических людей. С помощью новейшей компьютерной графики и реалистичных реконструкций, фильм покажет быт и способы выживания каждого уникального человека, от крошечных карликов до высоких гигантов, а всемирно известные в академических кругах эксперты поделятся последними результатами своих научных изысканий. Зрители станут свидетелями удивительной жизни наших самых необычных предков.

17 0 ER 0.4859
#Зарубежные_ученые@roman_civilization. #Историки@roman_civilization. #Философы@roman_civilization. #Персоналии@roman_civilization. #Книги@roman_civilization. #История_науки@roman_civilization. #Философия_и_историософия@roman_civilization. #Средневековье@roman_civilization.

Вульф Морис де (Maurice De Wulf; 06.04.1867, Бельгия — 23.12.1947, там же) — бельгийский историк средневековой философии, называемый одним из пионеров историографии средневековой философии; философ-неотомист. Основной труд «История средневековой философии» (1900). Член Королевской академии Бельгии. Профессор философии Лёвенского католического университета.

Учился в университете Лёвена у Д. Мерсье. Д-р философии и словесности, доктор права. В 1920-х годах преподавал в Гарварде. Членкор Американской академии медиевистики (1926).

Также в одном из литературных альбомов группы имеется следующая его книга:

1. Вульф М. Средневековая философия и цивилизация.

Аннотация:
Книга выдающегося ученого Мориса де Вульфа представляет собой обзор главных философских направлений и мыслителей жизненно важного периода Западной цивилизации. Автор предлагает доступный взгляд на средневековую историю, охватывая схоластическую, церковную, классическую и светскую мысль XII—XIII веков. От Ансельма и Абеляра до Фомы Аквинского и Вильгельма Оккама Вульф ведет хронику влияния великих философов этой эпохи, как на их современников, так и на последующие поколения.

19 0 ER 0.4875
#Сборники@roman_civilization. #Средневековье@roman_civilization. #История_Древней_Руси@roman_civilization. #Отечественная_история@roman_civilization.

Новый сборник статей, добавленный в один из литературных альбомов группы.

Средневековая Русь. Вып. 14. / Ответственный редактор А.А. Горский. — М.: Индрик, 2020. — 224 с.

Аннотация:
В очередной, 14-й выпуск сборника «Средневековая Русь» вошли статьи, посвященные различным аспектам истории Руси X–XVII вв. А.А. Горский рассматривает проблему времени появления княжеских прозвищ, многие из которых стали традиционными обозначениями известных политических деятелей Руси. Тема исследования А.С. Королева — в определенной мере загадочная фигура старшего сына Ярослава «Мудрого» — Ильи. С.В. Полехов и С.В. Городилин изучают вопрос о времени и обстоятельствах покупки земли во Пскове литовским князем Скиргайлом Ольгердовичем. Работы американских исследователей Русского Средневековья Г. Ленхофф и А. Клеймолы связаны с «царевичем ордынским» Петром, героем житийного произведения. Г. Ленхофф анализирует вопрос о времени возникновения Повести о Петре; в приложении к ее статье содержится публикация Повести по древнейшим спискам. А. Клеймола прослеживает историю потомков царевича Петра — ростовского дворянского рода Чириковых (с публикацией их родословной росписи). Статья М.В. Печникова продолжает исследование автора, первая часть которого была опубликована в 13-м выпуске «Средневековой Руси» — о следствии по делу о «новгородской ереси» конца XV в.

10 0 ER 0.3697
Уважаемые участники группы Ромейская цивилизация! Администрация поздравляет всех вас с 76-й годовщиной Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Не забудем и его доблестных союзников в разгроме гитлеровской Германии! Всем желаем мира и добра, удачи и успехов!

Никто не забыт, ничто не забыто! Великой победе и её героям троекратное ура!

0 0 ER 0.2494
#Отечественные_ученые@roman_civilization. #Историки@roman_civilization. #Персоналии@roman_civilization. #История_науки@roman_civilization. #Книги@roman_civilization. #Средневековье@roman_civilization. #История_Древней_Руси@roman_civilization. #Отечественная_история@roman_civilization.

Спера́нский Алекса́ндр Никола́евич (21 ноября 1891 года, Ростов, Ярославская губерния — 9 января 1943 года, Москва) — советский историк, кандидат исторических наук (1935), профессор Московского историко-архивного института (1937).

Сперанский Александр Николаевич родился 21 ноября 1891 года в городе Ростов Ярославской губернии в семье священника. В 1906 году окончил ростовское духовное училище, в 1910 году — 4 класса ярославской духовной семинарии.

В 1910 году поступил и в 1914 году окончил историко-филологический факультет Варшавского университета. По окончании университета работал над кандидатским сочинением на тему «Русское общество в конце XVII века» в Москве в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина (позднее — Академия коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской).

В 1916 году окончил Педагогический институт со званием учителя средних учебных заведений с правом преподавания русской и всеобщей истории и был призван в армию. Учился на курсах по подготовке офицеров при Александровском военном училище, после чего служил прапорщиком в запасных пехотных и артиллерийских частях. До января 1918 года служил во 2-й Заамурской артиллерийской бригаде.

После демобилизации с 1918 по 1920 год работал преподавателем средних учебных заведений в городе Могилеве-Подольском. В 1919—1921 годах был также заведующим местного отдела народного образования.

В 1921 году уехал в Киев. Там был назначен инструктором библиотечной секции губернского отдела народного образования, вел работу при Киевском университете в качестве профессорского стипендиата для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории. Одновременно с этим зачислен сотрудником Киевского археологического института по этнографическому отделу.

В 1921 году уехал в Москву для работы в московских архивах. С 1922 по 1926 год работал в Москве заведующим культурно-просветительным подотделом и инструктором-кооператором Транспортной секции Центрального управления снабжения работников транспорта (позднее — Секции транспортной потребительской кооперации), читал лекции по истории кооперации на курсах Высшей школы профдвижения при ЦК Союза железнодорожников.

С 1926 года учился в аспирантуре при Российской ассоциации научных институтов общественных наук (РАНИОН). Готовил материалы для диссертации на тему «Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства».

С 1929 по 1931 год работал научным сотрудником библиографического отдела Международного аграрного института в Москве, с 1931 по 1934 год — ученым секретарем и заведующим сектором Всесоюзной ассоциации сельскохозяйственной библиографии, с 1933 по 1934 год по совместительству работал ученым секретарем Секции истории агрикультуры в Институте истории науки и техники АН СССР.

С 1934 года числился научным сотрудником Московской группы Историко-археографического института АН СССР, с 1936 года — ученым специалистом Археографического сектора Института истории АН СССР.

Сперанский Александр Николаевич работал также преподавателем: вел семинар на Этнологическом факультете I-го МГУ (1928—1929), читал лекции по дипломатике на историко-филологическом отделении МГУ (1930—1931). В 1934 году работал преподавателем Московского историко-архивного института. Вёл семинары по палеографии, дипломатике, читал лекции по истории государственных учреждений, был организатором кафедры вспомогательных исторических дисциплин. В 1937 году стал зав. кафедрой, получил звание профессора института.

С 1935 года вел семинары по вспомогательным историческим дисциплинам в Институте красной профессуры, с 1939 года — в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (ныне Московский государственный областной университет). Научную степень кандидата исторических наук получил в 1935 году.

Сперанский Александр Николаевич скончался в Москве 9 января 1943 года. Похоронен с женой, Сперанской Ксенией Ивановной, урождённой Черногаловой (1896—1938) на Новодевичьем кладбище Москвы.

Труды

Круг интересов Сперанского А.Н., как историка, был широк. Он интересовался палеографией и дипломатикой, торговлей, историей учреждений и политических партий дореволюционной России. В научных исследованиях Сперанский А.Н. использовал исторические источники, находящиеся в архивах бывшего Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, изучал писцовые и переписные книги, архивные документы по истории Московского государства XVII века. Им были подготовлены материалы: «Торговля Устюжны Железопольской в первой половине XVII века», «Таможенные книги как исторический источник», "Дипломатический анализ жалованных грамот «в кормления»", «Программы политических партий в России», «Исторические науки в Московском университете до Октябрьской революции» и др.

В 1930 году была издана монография ученого «Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства». До войны он задумал написать монографию «Очерки социально-экономической истории городов Московского государства и его колоний во второй половине XVII в.», однако планам не суждено было осуществиться. Незаконченной осталась и работа «К вопросу о ремесленном и наемном труде в Московском государстве XVII века».

Также в один из литературных альбомов группы добавлена его работа:

1. Сперанский А.Н. Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства.

Аннотация:
Исследование Сперанского А.Н. представляет собою попытку осветить один из малоизученных моментов истории Московского государства XVI–XVII вв. Содержание книги охватывает собой значительный круг вопросов: историю возникновения приказа каменных дел в XVI в., мобилизацию каменщиков и кирпичников на посадах и их правовое положение, строительную деятельность первых Романовых, организацию труда и внутреннее деление кирпичников и каменщиков по квалификации, сложение аппарата приказа и причины его ликвидации в начале XVIII столетия.

6 0 ER 0.2934