Статистика ВК сообщества "Тверская областная картинная галерея"

0+
Художественный музей широкого профиля

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Сегодня Тверь отмечает своё 887-летие. С днём рождения, любимый город!🎆

Волков В.И. Тверской проспект. 1974 г. Калининская обл., г. Калинин. Холст, масло.
Волков В.И. На волжской набережной. Холст, масло.
Светогоров Е.Д. Городской сад. Ворота. Бумага, тушь.
Волков В.И. Новый мост. 1960 г. Холст, масло.
Волков В.И. На Тверском проспекте. 1976 г. Калининская обл., г. Калинин. Холст, масло.
Светогоров Е.Д. Набережная в городском саду г. Калинина. 1947. Бумага, тушь.
Комиссаров Н.А. Тёплый вечер. 1957 г. Холст, масло.
Смирнов Ю. Г. Старый мост. 1980 г. Холст, наклеенный на картон, масло.
Собрание Тверской областной картинной галереи.

63 5 ER 9.7237
🎨 День рождения художника 🖼

"В искусстве то ценно, что рождено собственными размышлениями, действительностью, жизнью... Художник должен отдавать всего себя, весь жар, пыл своему замыслу…" (1)
Е.Е. Моисеенко

28 августа отмечается день рождения Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988) - одного из самых заметных и самобытных советских художников второй половины XX века. Родившийся в белорусской крестьянской семье, с раннего детства проявивший способности и любовь к рисованию и осознанно стремившийся к искусству, юный Евсей, закончив семь классов школы, уехал в Москву, где поступил в Художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина, готовившее мастеров росписи по металлу и папье-маше. Обучение в училище народным промыслам и возможность прохождения производственной практики в известных центрах русских народных промыслов - Палехе, Федоскино, Жостово - оказало заметное влияние на развитие всего творчества Моисеенко, яркими чертами которого являются свободный живописный почерк и уход от академического рисунка.

Специальные художественные дисциплины в училище вел талантливый педагог, художник и скульптор Борис Николаевич Ланге (1888-1969), которому, по признанию самого Моисеенко, он обязан осознанием себя как живописца. Уже тогда росписи Моисеенко отличались смелым построением композиции и новизной цветовых решений, что не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе - на копийные работы и натурные этюды молодого мастера обратили внимание известные советские художники Василий Николаевич Яковлев (1893-1953) и Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) и посодействовали его зачислению в 1935 году (за три месяца до окончания учебного года) в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств на живописный факультет как "проявившего склонность к станковому искусству". Здесь ему посчастливилось попасть на третьем курсе в мастерскую Александра Александровича Осмеркина (1892-1953), талантливого художника и педагога, который помог Моисеенко сформировать оригинальное композиционное мышление и развить зрительное и колористическое воображение.

Обучение прервала Великая Отечественная война: в самом ее начале, 2 июля 1941 года, Евсей Моисеенко в числе многих студентов Академии художеств ушел добровольцем в народное ополчение. Под Ленинградом он вместе со своей частью попал в окружение, был взят в плен и до апреля 1945 года находился в концентрационном лагере Альтенграбов. После освобождения ему удалось вернуться в армию, закончить войну в составе гвардейского кавалерийского корпуса, а затем, после демобилизации, вновь приступить к занятиям в Академии художеств, обучение в которой он блестяще завершил в 1947 году. И хотя по окончании института его сразу же приняли в Союз советских художников, для Моисеенко долгие годы официальное признание и профессиональное продвижение было невозможными в силу его статуса "узник концлагеря". Ситуация изменилась с началом "оттепели", когда в 1956 году живописца избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников. С этого момента началось его стремительное восхождение: он получает звание Народного художника РСФСР и СССР, становится лауреатом трех премий СССР (Ленинской, Государственной и имени Репина), преподает в собственной мастерской в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры, где под его началом вырастает несколько поколений художников. И все эти годы Моисеенко много и плодотворно работает.

В своем творческом поиске художник обращается к разным жанрам: это и "...масштабные исторические батальные сцены, и ратный труд и труд хлебопашца, пейзаж, натюрморт и портрет, фантастические композиции и этюды-воспоминания, холсты, навеянные литературными произведениями, и сгустки представлений об ушедшей эпохе…»(2). И страшный опыт лет, проведенных в концлагере, конечно же, наложил свой отпечаток на художественную философию Моисеенко: в своих произведениях он не может не соединять присущие каждому мастеру внутренние переживания с личным Пережитым, и потому его полотна, в первую очередь посвященные теме войны и подвига, обладают невероятной силой воздействия. Этот же отпечаток заметен и в "мирном" этапе творчества художника - темный колорит, размытые контуры изображаемых предметов, визуальная сдержанность персонажей и эмоциональный фон с оттенком печали являются характерными для произведений Моисеенко-живописца.

Тем более удивительным кажется написанное художником и представленное сегодня в постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи живописное полотно "Наташа", датируемое 1966 годом, которое можно было бы назвать как "Девушка, освещенная солнцем", если бы произведение, так именуемое и принадлежащее кисти Валентина Серова, уже не существовало и не находилось бы в стенах Третьяковской галереи. Солнечный свет и радость, льющиеся с холста - вот то самое первое впечатление, которое охватывает созерцателя, остановившегося перед "Наташей".

Обращаясь к жанру портрета, Евсей Моисеенко часто изображал детей: тема детства является одной из творческих отдушин мастера, а «...его преклонение перед чистотой юности, интерес к формированию человеческого характера проявляются в создании многочисленных портретов одного и того же лица»(3). Наташу, героиню картины, носящую одну из самых распространенных русских фамилий Иванова, художник писал трижды, и серия этих портретов является своеобразным рассказом о становлении личности. Изображенная девочка, внимательно всматривающаяся в зрителя прищуренными от яркого солнечного света глазами, была дочерью шофера, работавшего в Доме творчества в Гурзуфе, который располагался в стенах построенной Константином Коровиным в начале ХХ века дачи "Саламбо".

Наташа стоит, опираясь на широкие перила веранды, она застенчива и угловата, как многие подростки, и тонкое внутреннее ее напряжение, рожденное значимостью позирования художнику, невольно передается зрителю. В руке ее зеленое яблоко, сорванное, видимо, тут же в саду, расположенном за спиной девочки. На округлом столике стоит в обычной стеклянной банке веточка какого-то цветущего кустарника, а рядом лежит книга в обложке ультрамаринового цвета, и этот колористически контрастно решенный натюрморт привлекает к себе внимание не меньше, чем единственная красная ягода на кустарнике поодаль Наташи и рассыпанные по платью девочки алые горошины, очень похожие на черешню - один из любимых символов художника, являющийся заглавной темой одноименного произведения и изображенный им еще в нескольких полотнах. Блики, намеченные кистью автора, создают ощущение подвижности воздушно-световой среды, в которой и сама героиня кажется сотканной из солнечных лучей.

Портрет, написанный Моисеенко широким свободным мазком, несмотря на свою графичность, передает радостное ощущение пленэра и является прекрасным продолжением импрессионистической традиции, свойственной произведениям В.А. Серова и К.А. Коровина. И каждый гость картинной галереи, встретившись с этим полотном в залах Тверского императорского дворца, может окунуться в тепло, исходящее от юной Наташи, овеянной морским дыханием и освещенной гурзуфским солнцем.

Текст: Ольга Андреева, заведующий информационно-издательским отделом.

В эссе присутствуют цитаты из следующих произведений, посвященных жизни и творчеству художника:

1. Документальный фильм «Монолог художника», 1975 г., режиссер Сергей Аранович.
2. Евсей Евсеевич Моисеенко. Живопись, графика. Каталог выставки. – Л.: 1982 г.
3. Г. Кекушева-Новосадюк. Евсей Евсеевич Моисеенко. – Л.: 1977 г.

Моисеенко Евсей Евсеевич (1916-1988)
Наташа.
1966 г.
Холст, масло.
104,7х91,8 см.
Собрание Тверской областной картинной галереи.

24 7 ER 6.0320
🌱🌷 Друзья, в Дворцовом саду царствует весна: распустились крокусы, сциллы (пролески), белоцветники, морозники и подснежники Воронова (галантусы). Приходите созерцать и любоваться!

29 2 ER 4.3967
🌿🌸 Весна, даже очень запоздалая, как в этом году, - время буйного цветения сирени. Сегодня взору горожан, поднимающихся на Старый мост, открывается удивительное роскошное зрелище сиреневого многоцветия – настоящее пиршество красок и ароматов!

Сквер, расположенный вдоль Волжского проезда, появился в 1900 году при губернаторе князе Н.Д. Голицыне. В Западном крыле Тверского императорского дворца располагался губернаторский кабинет, под окнами которого проходила шумная оживленная дорога на мост. Вдоль нее отгородили неширокую полосу земли и разбили небольшой сквер, названный «Голицынским», где были посажены цветники, декоративные кустарники и сирень. Отсюда пошла современная идея воссоздания Сиреневого сада, которая осуществилась несколько лет назад.

Композиция Сиреневого сада Тверского императорского дворца составлена по художественному принципу, в контрастах и переходах оттенков, меняющихся во времени, и отсылает нас к полотнам импрессионистов, росписям по фарфору, живописным пейзажам и натюрмортам.

Коллекция сиреней в Дворцовом саду самая крупная в регионе, она насчитывает свыше 120 сортов, относящихся к 8 зимостойким видам, и представляет 7 основных цветовых групп. Временной диапазон происхождения сортов охватывает 200 лет истории – от начала XIX века (сорт «Карл X») до наших дней (сорт «Маршал Малиновский»).
Прекрасная пора цветения сирени мимолетна и длится не больше 2 недель! Приглашаем Вас в Дворцовый сад насладиться этим уникальным моментом!

В Сиреневом саду планируется проведение экскурсий и музейно-музыкальных программ.

🏛 Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Сад Тверского императорского дворца).
☎ Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.

27 7 ER 3.3034
🌱 Из истории Тверского дворцового сада 🌳

Один из красивейших памятников архитектуры конца XVIII - начала XIX века – Тверской императорский дворец – окружен садом, имеющим историю, относящуюся к истории Дома Романовых, дворца и оранжереи, входящей в дворцовый ансамбль. С наступлением теплых дней дворцовый сад вновь открыт для посещения, и это, конечно, может только радовать жителей и гостей нашего города.

Тверской дворцовый сад возник в конце XVIII века в ходе реконструкции центральной части Твери после пожара 1763 года. Сад создавался в эпоху, когда на смену регулярным «французским» классическим садам приходили пейзажные «английские». Однако для дворцового сада предпочли строгую регулярную схему, чтобы из своих личных апартаментов императрица Екатерина II, останавливающаяся во дворце во время поездок из Петербурга в Москву, могла видеть эффектный веер аллей, развернутых навстречу Волге.

Дворцовый сад подвергался радикальной реконструкции в 1809 году, когда дворец был перестроен под резиденцию генерал-губернатора тверского, новгородского и ярославского принца Георга Голштейн-Ольденбургского. Перестройка производилась по проекту и под руководством архитектора Карла Росси. При этом реконструкции сада уделялось очень большое внимание – ведь супругой принца была любимая сестра императора Александра I великая княгиня Екатерина Павловна, славившаяся своим умом и художественными наклонностями, годы юности которой прошли в знаменитом Павловске.

Старый сад Тверского дворца, решенный в стиле французского классицизма, с прямыми, развернутыми веером аллеями, совершенно не отвечал эстетическим требованиям начала XIX века – эпохи нарождающегося романтизма. Реконструкция сада была завершена в 1810 году, и в пределах своей прежней территории он получил новую пейзажную планировку.

Сад претерпевал многочисленные изменения. В 1866-1874 годах под руководством известного петербургского зодчего А.И. Резанова произошла реконструкция дворцового комплекса. Работы были проведены после посещения дворца и сада императором Александром II, который отметил далеко не блестящее состояние сада. В Тверь прибыл главный садовник Удельного ведомства К.И. Геккель, приступивший к перепланировке сада.

Масштаб личности Геккеля и его вклад в развитие садово-паркового искусства настолько велики, что позволяют по-новому оценить историю дворцового сада в Твери. (В 1832 году К.И. Геккель служил королевским придворным садовником при Саксонском дворе, был главным садовым мастером в царском имении «Ливадия», обустраивал сад Аничкова дворца и т.д.). А.И. Резанов и К.И. Геккель и ранее сотрудничали в проектировании построек дворцово-парковых ансамблей. Непосредственным исполнителем работ стал профессиональный садовник Карл Фридлендер. Его имя также хорошо было известно в аристократических кругах. Как очень деятельный и разносторонний человек, он выполнял функции главного садовника при Тверском императорском дворце и ведал всеми видами садовых работ.

Важным элементом нового сада стала оранжерея, построенная в формах архитектурного стиля Людовика XVI. Она разместилась в восточной части сада, где издавна на протяжении веков располагались огороды.
В число других сооружений дворцового сада (помимо беседки, о которой известно очень немного), входили «балкон» (терраса) на берегу Волги и аркадный пандус, ставший связующим звеном между дворцом и садом. Он спускался из углового кабинета великой княгини Екатерины Павловны, выходя на аллею, которая шла до «балкона».

О характере садовой мебели того времени дает представление опись 1898 года. Для отдыха во время неспешных прогулок в саду находились деревянные диваны с чугунными ножками, кресла, столы, чугунные скамейки.

Но настоящим украшением садов были статуи и скульптуры. В мастерской итальянского скульптора Сантина Кампиони (1774-1847), который участвовал в создании крупнейших архитектурно-парковых ансамблей, для тверского сада были изготовлены 32 гипсовые статуи. Часть из них (16 статуй) с четырьмя вазами украшали пандус, две – дворцовую лестницу (Апполон и Лаокоон), ведущую в сад (главный дворцовый вход был с северной стороны), одна, что точно известно, располагалась в центре большой круглой площадки (возможно, это был Апполон Кифаред). Остальные 6 статуй, 4 сфинкса и 2 вазы, предположительно, размещались в саду.

Судя по сохранившимся изображениям в альбоме Ткачева и акварелям Росси, большую роль в оформлении сада играли цветы (преимущественно розы) и цветущие кустарники. По сторонам дорожек, идущих вдоль чугунной ограды сада, на рабатках в 70-е годы XIX столетия красовались превосходные махровые георгины, астры, флоксы и другие летники.

После Октябрьской революции сад ветшал, и в дальнейшем все более наблюдалось его расформирование. Во время Великой Отечественной войны сад, как и дворец, очень сильно пострадали, уцелела лишь оранжерея. Современная реконструкция сада произошла в 2014-2016 годах и в настоящее время представляет собой планировку реконструкции 1870 года (архитектор А.И. Резанов).

Текст: Ольга Густова, научный сотрудник

Росси Карл Иванович (1775-1849).
Вид дворца в Твери.
Конец XVIII – нач. XIX вв.
Собрание Тверского государственного объединенного музея.

22 0 ER 3.2724
🌌 Печальная новость: 24 мая в Бейруте на 92 году завершился земной путь Григория Александровича Серова - внука известнейшего русского художника Валентина Серова, единственный в России Мемориально-художественный музей которого располагается в усадьбе Домотканово.

В июне 2018 года Григорий Александрович вместе со своей супругой Флоранс Серовой побывали с частным визитом в Твери и в Домотканово. Усадьба, дарившая вдохновение Валентину Серову, произвела неизгладимое впечатление на его внука, который отметил, что впервые видит пейзажи, известные ему лишь по полотнам деда. Увидев в экспозиции музея репродукцию картины «Летом», написанной в Домотканово в 1895 году, Григорий Александрович смущенно сказал: «Вот эта фигура на заднем плане - это мой папа».

Также с большим трепетом он посетил зал постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи в Тверском императорском дворце, где представлены полотна Валентина Александровича Серова – «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой» (бабушки Григория Александровича) и этюд к картине «Русалка». В дар галерее Григорий Серов преподнес свою акварель «Дуб в Маасере», написанную в Ливане в 2013 году.

В памяти наших сотрудников, которым посчастливилось общаться с Григорием Александровичем, он останется скромным, светлым, добрым и интеллигентным человеком, достойно представлявшим фамилию и семейные традиции рода Серовых. Выражаем искренние соболезнования родным и близким в связи с этой невосполнимой утратой, светлая память!

✒Биографическая справка

Григорий Александрович Серов родился в 1930 году в Ливане в семье инженера-кораблестроителя Александра Валентиновича Серова – сына знаменитого художника и Елизаветы Федоровны Серовой (урожденной Гетенко).

Окончил французскую Школу христианских братьев в Бейруте. Учился в русской четверговой школе, впоследствии был активным членом Кружка русской молодежи. В 1955 году получил диплом архитектора в Ливанской академии изящных искусств (ALBA), где его профессорами были архитекторы Мишель Экошар и Пьер Купель, историк Морис Шехаб. В первых же самостоятельных проектах проявил себя последовательным приверженцем модернизма в архитектуре. Проекты зданий компании Pan American (1954–1955) и кинотеатр Hamra (1958–1959) в Бейруте, выполненные им в соавторстве с архитекторами Жоржем Райессом и Тео Канааном, являются наиболее яркими примерами рационального модернизма в ливанской архитектуре 1950-х годов. Начиная с 1960-х годов активно работал над государственными градостроительными и архитектурными проектами в Ливане. Работал также во Франции, Гане, Нигерии, Алжире и Кувейте. Первым в Ливане начал использовать эстетические свойства грубого бетона при проектировании зданий, ввел своего рода моду на этот тип фасадов, определившую облик Бейрута 1960–1970-х годов. К числу последних его работ относится проект церкви у входа на русское кладбище на плоскогорье Хамат.

С 1957 года преподавал в архитектурных мастерских Ливанской академии изящных искусств (ALBA) и в Американском университете Бейрута (AUB). Автор статей и книг, посвященных проблемам урбанистики и окружающей среды. Участник международных конференций архитекторов в Ливане и Франции. Действительный член Союза инженеров и архитекторов Ливана. Г.А. Серов — художник-акварелист. Регулярно выставлялся в Ливане. Работы хранятся в частных коллекциях Ливана и за границей. В июне 2016 году в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына прошла выставка акварелей Г.А. Серова «Цвета Ливана».

23 4 ER 2.7881
🌿10 июня 14:00 – экскурсия по Сиреневому саду🌿

Растворил я окно <...>
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.

Константин Романов, 1885

10 июня в 14:00 приглашаем на сборную экскурсию, посвященную истории культуры сирени, её особой роли для России. Сад сирени появился в губернской столице в начале XX века в связи со строительством старого моста через Волгу (1897). Тогда пространство между западным крылом и Волжским проездом оформили декоративными кустарниками, в том числе, конечно, сиренью. В ходе последних реставрационных работ решено было присоединить эту территорию к Дворцовому саду и создать там Сиреневый сад. Сегодня здесь собрана крупнейшая коллекция сирени в регионе – несколько десятков сортов. Коллекция составлена с упором на современную селекцию и включает «Сирени Победы», редкие карликовые виды, новейшие и старинные сорта кустарника.

ℹПредварительная запись не требуется.
🎫Стоимость: для детей – 50 руб., для взрослых – 100 руб.
☎Справки по телефонам: (4822) 34-31-56, 34-62-43.
🏣 Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (сад Тверского императорского дворца).

46 5 ER 3.0669
🌺29 июня – День Дворцовой оранжереи. Приглашаем на экскурсии🌿

29 июня отмечается Международный день тропиков, к этому событию сотрудники Тверского императорского дворца решили приурочить праздник – День Дворцовой оранжереи. Дворцовая оранжерея – одна из самых популярных просветительских площадок картинной галереи: здесь проходят временные выставки, проводятся тематические ботанические экскурсии.

Главными событиями дня станут две авторские экскурсии, посвященные тропическим растениям из зеленой коллекции музея (сеансы: 12:00, 15:00). Экскурсии проведет научный сотрудник галереи Игорь Владимирович Зыков. Вы узнаете о роли тропических растений в комнатном садоводстве, об истории моды на эти растения и о том какие растения распространены и популярны сегодня.

Кроме того, участники экскурсии смогут самостоятельно ознакомиться с выставкой «Города Тверской губернии. Волга в гравюре и рисунках XVIII-ХХ веков», которая сегодня проходит в экспозиционном пространстве оранжереи.

ℹ️Предварительная запись не требуется.
🎟Билеты приобретаются онлайн на сайте галереи.
🏣Адрес: Тверь, ул. Советская, д.5, корп.4 (Оранжерея Тверского императорского дворца).
☎ Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.

30 0 ER 2.1531
🌷 В Дворцовом саду обновление: на кустарниках и деревьях появляются первые листочки, цветут нарциссы, примулы, пролески, гиацинты, гусиный лук, начинают распускаться тюльпаны 🌷 Приходите созерцать и любоваться!

3 4 ER 1.8242
🌸 Приглашаем на "Сиреневое Домотканово" 🌸

28 мая 2022 года с 11:00 до 17:00 в Мемориально-художественном музее Валентина Серова и усадьбы «Домотканово» состоится XXV ежегодный праздник «Сиреневое Домотканово».

Усадьба «Домотканово», история которой восходит к 16 веку, в 1886 году была куплена Владимиром Дмитриевичем фон Дервизом – однокашником и родственником Валентина Александровича Серова, после чего она становится своеобразным культурным центром, подобным Абрамцеву Саввы Мамонтова и Талашкину княгини Марии Тенишевой. Традиционный праздник «Сиреневое Домотканово» приурочен ко времени покупки Дервизом усадьбы именно в пору цветения сирени.

В рамках праздника планируется проведение различных культурно-просветительских мероприятий, рассчитанных на разные возрастные категории населения.

🏡 Адрес: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, д. Красная Новь (Мемориально-художественный музей Валентина Серова в Домотканово).
📞 Справки по тел.: 8-903-034-33-11.

39 0 ER 2.3541