Статистика ВК сообщества "Кыргыз тарыхы | История Кыргызстана"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

#stoprahmon #tajik_occupant

Граждане Кыргызской Республики!
28 апреля 2021 года, без предъявления каких-либо претензий к Кыргызстану, без объявления войны, таджикские войска вероломно напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со всех видов вооружения приграничные села, посёлки и военные гарнизоны пограничной службы — по официальной сводке убито более 30 человек, ранено более 150 наших сограждан. Многие находятся в тяжелом состоянии в реанимации и больницах.
Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено заранее подготовленным планом военными и сепаратистами которые открыли огонь по гражданскому населению и методично сжигали захваченные села на нашей территории. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Кыргызстан целиком и полностью падает на Таджикское правительство.
Мы должны призвать мировое сообщество за введение строгих санкций к Таджикистану!

P.s. Максимальный репост!

46 13 ER 1.2307
Authoritarianism is always about war. Authoritarianism is always about victims.
Authoritarianism is always about misinformation and lack of freedom of speech.
Authoritarianism is not about protecting rights, much less people's lives.
This is exactly what happens in Tajikistan. Rahmon, stop this process.
We need peace.We need our people.
—————————
Авторитаризм-это всегда о войне. Авторитаризм-это всегда о жертвах.
Авторитаризм-это всегда о дезинформации и отсутствии свободы слова.
Авторитаризм-это не о защите прав, тем более жизней людей.
Ровно так присходит в Таджикистане. Рахмон, останови этот процесс.
Нам нужен мир. Нам нужны наши люди.
Мы не хотим войны.

#stoprahmon #StopTajikOccupation #stoptajikagression

25 25 ER 0.9992
За что же Исхак Раззаков так впал в немилость Москвы? Опираясь на многочисленные архивные свидетельства, а также достоверные воспоминания участников тех давних событий, можно точно определить причины недовольства некоторых московских высших чиновников Раззаковым.

Первая и главная причина состояла, конечно, в кардинальной перемене руководящей политики. Осуждение культа личности Сталина, неуклюжие попытки отрицать и перечеркнуть всего достигнутого за годы его правления, путем окрашивания всего и вся в кровавый цвет, как тоталитарную систему, насквозь пропитанную диктаторскими методами, ни к чему не привели. Оказывается, очень легко уничтожить все труды Сталина, и изъять из библиотек и учебников, но стереть из народной памяти его великие достижения – практически невозможно!

А старый сталинский кадр Исхак Раззаков ни разу не соизволил себе выступить с ярко выраженной антисталинской речью. Хотя такого шага от него ждали достаточно долго – в течение более трех лет, – если взять новой точкой отсчета 1956-год, когда Никита Хрущев впервые выступил с разоблачительной речью и резко осудил культ личности Сталина. В то время, когда среди высшей номенклатуры царила всеобщая истерия на эту тему, первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Исхак Раззаков продолжал трудиться, как ни в чем не бывало, решая самые важные и злободневные вопросы социально-экономического, хозяйственного характера.

И его такое безразлично-равнодушное отношение к «магистральной линии» в политике нового руководства не могло не раздражать Хрущева и его ближайшее окружение. Несмотря на то, что иной раз мельком упоминалось об осуждении культа личности в различных его речах, Исхак Раззаков не встал в ряд тех холуев на высшем эшелоне власти, которые только вчера говорили одно, а сегодня уже начали утверждать совершенно противоположное. Поступить так не позволили бы ему его совесть и порядочность в высшей степени!

Вполне естественно, что любая власть, формируя свою собственную политику и взгляды, «очищается» путем избавления от прежних «нежелательных элементов». А в случае обнаружения в своей среде «белых ворон», – тем более! Похоже, пристальное внимание и слежение за всеми высказываниями и действиями «сталинского» первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Исхака Раззакова началось еще в 1957-58-годах. Именно в те годы участились анонимные доносы на Исхака Раззакова, поступающие в аппарат ЦК КПСС из Фрунзе.

А что ему ставилось в вину?

В августе 1958-года ЦК КП Киргизии принял постановление «О мерах улучшения по подготовке киргизской молодежи в средних специальных и в высших учебных заведениях». Тем же постановлением в школах с некыргызским языком обучения стало обязательным изучение кыргызского языка, что не могло не породить недовольство в определенных кругах. К тому же, как выяснилось позже, эти вопросы не были согласованы Раззаковым с Москвой – с аппаратом ЦК КПСС!

Этому постановлению предшествовало то, что по заданию Исхака Раззакова был проведен анализ по проверке национального состава подготовленных кадров за последние 5 лет в республиканских средних специальных и высших учебных заведениях. Выяснилось, что количество выпускников киргизской национальности в средних технических учебных заведениях составило всего 15%. По транспорту и промышленности – 10,6%.

Карабалтинский пищевой, Фрунзенский гидромелиоративный, Фрунзенский строительный, Кызыл-Кийский горный, Фрунзенский вечерний машиностроительный техникумы за 5 лет выпустили 3477 специалистов, из них киргизская молодежь составила всего 534 человека, или 15 процентов.

В семи техникумах, готовивших кадры для промышленности, строительства, транспорта в то время обучалось 2960 человек, в том числе из киргизской молодежи всего 300 человек, или 11 процентов. В девяти медучилищах учились девушки-киргизки – 37 процентов, в пяти сельхозтехникумах 34 процента…

Понятно, что лидер, думающий о будущем своего народа, не мог бы примириться с подобным вопиющим положением в вопросах подготовки национальных кадров! Исхак Раззаков, лично обращаясь в соответствующие союзные ведомства, с завидной настойчивостью выбил специальные квоты для Кыргызстанских абитуриентов в центральных высших учебных заведениях России, благодаря чему в городах Москва, Ленинград, Свердловск, Горький, Омск, Киев начали обучаться будущие кыргызские специалисты. Именно они и составили в последующем цвет кадрового потенциала республики, в результате чего произошел бурный рост и небывалый расцвет почти во всех сферах в 1960-1980-годах!

17-сентября 1957-года было принято решение об обеспечении горячим питанием учеников 1-4-классов школ. А с 1960-года такая забота охватила учеников до 7-класса включительно. 1959-год республика получила 16 миллионов рублей прибыли, и было решено потратить эти средства на бесплатное питание для детей-сирот, одиноких матерей и престарелых. Однако против этого резко выступил министр финансов СССР Зверев. Ее суть сводилась к тому, что вот мол, когда средств и так не хватает на многое другое, Киргизия транжирит деньги на детское питание. Вопрос был намечен к рассмотрению на заседании президиума Совета министров СССР.

Вот как описывает об этом в своей статье «Люди помнят его по делам» постоянный представитель Киргизской ССР при Совете министров СССР Кадыркул Качкеев. «Сами из центра дотации получаете, а потом своих детей бесплатно кормите», – недовольно бросил заместитель председателя С.Засядько. Я возразил. «Мы дотаций не получаем, получает только одна республика – Туркменистан».

Согласно принятому союзным правительством правилу, чистая прибыль, превышающая норму после выполнения плана, оставалась в руках самих республик, и они могли распоряжаться ею по своему усмотрению. При принятии решения об обеспечении школьников горячим питанием Исхак Раззаков воспользовался именно этим правом союзных республик.

Однако, второй секретарь ЦК КПСС Фрол Козлов (курирующий кадровые вопросы) был возмущен этим решением Исхака Раззакова. Приняв у себя Исхака Раззакова и председателя совета министров Киргизской ССР Казы Дыйканбаева, он ополчился на них: «Вы что, хотите построить коммунизм в отдельно взятой республике? Мы никогда не позволим вам этого. Мы так вас накажем, что об этом будут помнить и ваши дети!»

Заведующий организационным отделом, позже ставший секретарем ЦК КПСС, В.Н.Титов открыто угрожал Раззакову: «Зачем вы приняли решение о преподавании киргизского языка в русских школах? Что это даст?! Это же пахнет национализмом!» Вскоре в свете участившихся из Киргизии анонимных доносов Козлову представился удобный случай расправиться с Исхаком Раззаковым.

Отставка Раззакова

События, начавшиеся 5-мая 1961-года, завершились 8-мая того же года отставкой Исхака Раззакова. Об этой громкой отставке написано множество воспоминаний. Но, думается, достаточно привести некоторые выдержки из двух воспоминаний, которые представляют собой полярные точки зрения.

«Я, первый секретарь Фрунзенского горкома партии и член бюро ЦК Компартии Киргизии… (…) Вдруг получаю записку: срочно явитесь в ЦК, вскоре начнется заседание бюро. (…) Едва я вошел, первый секретарь ЦК Компартии И. Р. Раззаков сказал, что теперь все члены бюро в полном составе и мы можем начать заседание. В зале вместе с членами бюро ЦК находились новый зав. отделом организационно-партийной работы ЦККПСС Виталий Николаевич Титов, впоследствии секретарь ЦК (…) Он сказал, что у Центрального Комитета КПСС давно вызывает серьезное беспокойство положение дел в Киргизской ССР. В связи с этим группе ответственных работников аппарата ЦК КПСС было поручено с выездом на место объективно и глубоко изучить состояние народного хозяйства республики и деятельность бюро Центрального Комитета республиканской партийной организации. Товарищи выполнили поручение и о результатах проделанной работы представили в ЦК КПСС обстоятельную записку. В ней указываются серьезные недостатки и ошибки в работе бюро ЦК Компартии Киргизии и Совета Министров республики по руководству народным хозяйством. Отмечены также крупные ошибки ЦК в организационно-партийной, идеологической работе, особенно в подборе, расстановке и воспитании кадров. Виталий Николаевич Титов зачитал записку ЦК КПСС. Она называлась: «О серьезных недостатках в работе бюро ЦК КП Киргизии по руководству народным хозяйством и организационно-партийной работой». (…) Началось обсуждение записки ЦК КПСС. (…) После почти двухдневного обсуждения вопроса члены бюро ЦК единогласно приняли решение о том, что необходимо укрепить ЦК и Совет Министров республики, тт. Раззаков и Дикамбаев не могут оставаться в дальнейшем на занимаемых ныне высоких постах. Это решение бюро ЦК вносилось на рассмотрение пленума ЦК. Встал вопрос: кому из членов бюро ЦК надо поручить доложить пленуму о решении бюро. Все назвали фамилию автора этих строк. Было решено созвать пленум 8 мая, заседание начать в 10 часов утра. Вместе с секретарем ЦК КП Киргизии В. Н. Зайчиковым, с 7 часов вечера 6 мая я засел за составление доклада на основе выступлений членов бюро. Мы работали целые сутки без сна и отдыха. Доклад закончили примерно в 4 часа ночи 8 мая.»

Этот абзац – цитата из книги Турдакуна Усубалиева «Малоизвестные страницы истории республики» («Майский (1961 г.) пленум ЦК Компартии Киргизии»). Ясно, что «группа десантников» приехала во всеоружии, имея заранее все необходимые сведения, полученные ими в разное время от анонимных доносов. А в ходе «объективного и глубокого изучения» подтвердились отдельные из них вышеприведенного порядка, представляющие руководителя республики «ярым националистом».

А кто такой секретарь ЦК КП Киргизии В. Н. Зайчиков, с которым Турдакун Усубалиев «вместе написали доклад»? Он работал секретарем ЦК КП Киргизии неполный год – с лета 1960-года по 9-мая 1961-года! То есть, сразу же после снятия Исхака Раззакова был переведен в Москву – заместителем председателя Всесоюзного Общества «Знание». Иначе говоря, он четко выполнил свою «грязную миссию» во Фрунзе, после чего укатил в Москву, оставив своего «напарника» по докладу надзирать за республикой. Надо отдать должное Турдакуну Усубалиеву, который в дальнейшем полностью оправдал все ожидания Москвы по части назначения удобного, послушного, марионеточного руководителя...

Ну а теперь на это же событие взглянем с точки зрения Абдыкайыра Казакбаева, который в 1961-году работал секретарем ЦК Компартии Киргизии: «5-мая после обеда в театре оперы и балета шло торжественное собрание, посвященное ко Дню печати. В президиуме сидели Раззаков, Кулатов, я и другие лица… Из Кремля звонили о том, что через час прилетят ответственные работники ЦК КПСС во главе с Титовым.

Выяснилось, что Раззаков был не в курсе об этом. Я тоже ничего не знал об этом. (…) То, что своевременно не информировали об этом первого секретаря, уже наводит на тревожные мысли. По-моему, Раззаков сразу же понял о том, с какой миссией приехал Титов, но не подал виду. Поручив мне проведение собрания, он вместе с Кулатовым, Степкиным и другими поехали в аэропорт. Я ускорил темп собрания и, закончив его, прибыл в ЦК. У приехавших людей, особенно у Титова, вид был зловещим. Он здоровался сурово, еле протягивая всем лишь кончик пальцев. А Исхак Раззакович, хотя и знал, что завтра ждет его серьезное испытание, внешне ничуть не изменился, давал четкие, решительные указания, словно поднимая наш дух. Тогда, увидев его в таком состоянии, я понял, какой он смелый и мудрый руководитель, и остался им довольным. В ту же ночь по телефону сообщили во все регионы срочно приехать на пленум, который состоится завтра.

На второй день на пленуме Титов поставил вопрос о снятии Раззакова и попросил высказаться присутствующих. Говоря по правде, ни один человек, даже Усубалиев, который уже знал о том, что он станет первым секретарем, открыто не поддержали Титова. На пленуме, состоявшемся восьмого мая, основной доклад был поручен почему-то не кому-либо из секретарей Центрального Комитета, а первому секретарю Фрунзенского горкома партии Т.Усубалиеву, который подверг критике Исхака Раззакова. По настроению людей в зале было видно, что они не поддерживают высказанное в докладе.

На прениях первым выступил второй секретарь Нарынского обкома Александр Усянов. За ним выступил первый секретарь Кеминского райкома Усенкул Жумабаев. Они превозносили качества Раззакова, как руководителя республики и тем самым сильно разозлили Титова, который, нарушив партийную этику, без уважения к мнениям коммунистов, угрожал им, говоря, мол, мы снимаем Раззакова, а вы его поддерживаете.

Оказывается, за прошедшие два-три дня Зайчиков и Барпы Рыспаев, по приказу Титова, подготовили шпаргалки для выступающих. Составили сценарий пленума. Я слышал, что Усянов и Жумабаев отказались взять заготовленные для них заранее речи. Когда Титов рассердившись, устроил скандал, Исхак Раззакович встал с места, и, не желая оставить коммунистов в неудобном положении, предложил ему самому написать заявление о добровольной отставке, на что Титов разбушевался пуще прежнего, говоря: «Мы не дадим тебе уйти по собственному желанию, дадим политическую оценку на пленуме, ты ответишь за свои дела!»

Начали выступать ранее подготовленные «ораторы», остро критикуя Раззакова. Я увидел, как люди неузнаваемо меняются по обстоятельствам. Именно те, кто раньше больше всех подхалимничали перед Раззаковым, теперь предъявляли ему тяжелые обвинения. В конце пленума Раззаков выступил с краткой речью, рассказав о том, что он пять лет был главой правительства, одиннадцать лет являлся руководителем партии, все свои силы и знания посвятил интересам республики, выразил благодарность кыргызскому народу и трудящимся, после чего в зале раздался гул аплодисментов. Титов, и так сидевший в нервном напряжении, побледнел и сердито заорал, встав с места: «Как это так получается? ЦК КПСС освобождает Раззакова, а вы, нарушая дисциплину, горячо аплодируете?»

Раззаков ничуть не расстроился, а наоборот, видя, как высоко оценивают коммунисты его работу, сошел с трибуны с гордо поднятой головой в зал, и сел на первый ряд. Этот поступок свидетельствует о чувстве собственного достоинства и смелости Исхака Раззаковича»…

Это воспоминание Абдыкаира Казакбаева, рассказанное им в 1965-году в московской гостинице, записал корреспондент газеты «Правда» по Киргизии Камбаралы Бобулов. А было опубликовано оно лишь спустя двадцать семь лет в газете «Кыргыз руху». (№31, 8-14-октября 1992-года).

Жизнь сама наглядно подтвердила, что фамилию Исхака Раззакова, руководившего республикой в самое трудное, переломное время, невозможно стереть из истории, как бы этого ни хотелось его некоторым недоброжелателям. Достаточно сказать, что за годы руководства Исхака Раззакова – с 1945-года по 1961-год, – в Кыргызстане было построено 59 заводов и фабрик, 46 цехов и участков. Кыргызстан из отсталого аграрного и животноводческого края превратился в высокоразвитую республику.

Великий английский государственный деятель Уинстон Черчилл на смерть Иосифа Сталина отозвался так емко и точно: «Он принял Россию с сохой и оставил ее оснащенной атомным оружием!»

Примерно то же самое можно сказать и о деятельности Исхака Раззакова. Он принял бедную, отсталую, крайне истощенную гражданской войной и Великой Отечественной войной аграрную республику, а оставил ее с крупнейшими передовыми заводами и фабриками союзного значения, оборудованными по последнему слову техники.

Судьба отмерила Исхаку Раззакову совсем недолгую жизнь. Всего 69 лет он прожил на свете, 18 из которых он провел вдали от родной земли. Горький осадок трагизма на заключительном этапе его жизни еще явственнее чувствуется на фоне этой зигзагообразной, блистательной судьбы. Круглый сирота, выросший в детском доме, сыгравший судьбоносную роль в истории и развитии своего народа, вновь превратился в пасынка своей судьбы и, по сути, оказался в негласном изгнании!

Мамасалы Апышев

14 7 ER 0.5418
Тибетские кыргызы

О тибетских кыргызах имеется только поверхностная информация, а по нашим данным, тибетские кыргызы в россыпь располагаются у южного подножья горы Куэнь-Лунь северо-западного Шизана вплоть до долины, где протекает река Раскем. Климат этой части Тибета сложный и высокогорный, здесь горный ландшафт будто застывший, в некоторых местах совершенно ничего не растет. Встреченные нами кыргызы построили дома на расстоянии 360-400 км от города Каргалык в сторону Тибета. Если выходить вдоль трассы G-219 из Каргалыка, перейти перевал Аккез даван в горах Куэнь-Лунь, и перейдя через перевал Чыраксалды (5012 м), то в долине реки Раскем и близким к ней горам кыргызы до сегодняшего дня пасут свой скот и ведут хозяйство. По словам местного шизанского кыргыза Абдлызкабыла байке, с которым мы познакомились, здешние кыргызы пришли не из Кызыл-Суу, он отметил, что они с древних времен живут на этой земле, считающейся землей предков. Вдоль трассы G-219 китайское правительство специально для кыргызов построило больше 20 домов в селе Шаншидифан. Такая забота китайского правительства для нас, безусловно, радостная новость. Когда мы сначала прибыли в село Шаншидифан и пришли к домам, строящимся для кыргызов, то самих кыргызов там не увидели. Однако, увидев у входа разостланный алакийиз, мы несказанно обрадовались, это была плата нам за тяготы тяжелой дороги, преодоление столь длительного пути. На наше счастье, мы встретили одного байке, он оказался вышеупомянутым Абдлызкабылом байке. После обмена приветствиями, мы сказали: «Что-то не видно кыргызов?» Он ответил: «Все в горах пасут скот». Значит, надеемся, кыргызы придут в готовые дома. По словам байке, тамошние кыргызы происходят из рода ичкилик, в их горный айыл можно попасть только на тракторе или мотоцикле. В действительности, в тяжелых климатических условиях Тибета жизнь кыргызов тяжела и скромна. По подсчету этого человека, в Шизане в общей сложности проживает 3 тысячи кыргызов, но эта цифра тоже требует уточнений. Живущие здесь кыргызы не роднятся с занзу, ханзу, уйгурами, монголами. Они живут по настоящим кыргызским обычаям, со своим языком. При разговоре некоторые слова становятся непонятными, то ли некое переплетение с уйгурским, то ли смешанные с языком ханзу, я не понял. Однако, по сравнению с кыргызами Кыргызстана, они говорят чисто на кыргызском языке. Главным образом хозяйство связано с животноводством, держат овец, яков. В одной семье насчитывается по 300-400 голов овец. Мы не смогли подробнее поговорить с Аблызкабылом байке, воспрепятствовали китайцы, контролирующие стройку домов, запретили разговаривать, чем сильно огорчили своими ограничениями, заметившие это охранники забрали мой паспорт, дошли до проведения допроса, они, видимо, решили, что мы шпионы. В конце концов мы избавились от них, сказав, что мы родственники, просто поздоровались. После прощания с кыргызским родичем, мы направились в сторону Каргалыка. Чуть погодя натолкнулись на каменные дома кыргызов на берегу реки по ту сторону дороги, повезло нам. Нам рассказали, что в этих каменных домах у подножья горы живут 3 семьи. Местечко называется Шайдылда, и они подтвердили, что эта земля является их родиной с древних времен. В этом регионе кыргызы проживают вдалеке друг от друга в таких же каменных домах в местностях под названиями Кубо, Динкыр и другими кыргызскими названиями. По характеру вежливые, гостеприимные, очень выдержанные, уравновешенные. При удивлении они не разевают рты, у них установленная жизнь, подчинены судьбе. Несмотря на трудные условия жизни, трудные горы Шизана, сухой воздух, высокогорье, они до мозга костей обжились и привыкли. Появляется вопрос: с каких времен кыргызы переселились на Тибет? Есть 2 версии: первая - в 18 веке во времена маньчжурского императора Цинь Луньдуня в империи Цинь китайцы разрушили джунгарское ханство, захватили Кашгарию, завладели нынешней территорией Шинзан, и вероятно, кыргызы были специально переселены на Тибет с оборонительной целью. Вторая - вполне возможно, что кыргызы попали туда в 9 веке во времена Великого кыргызского государства. Однако этногенетическая историческая и культурная связь кыргызов с Тибетом могла установиться еще в 1-м тысячелетии. В трудах известного этнографа, кыргызоведа С.М.Абрамзона отмечается: «Когда кыргызов жалила змея или насекомое, они использовали заклинание: «Изыди на озеро Кокунор, изыди в дикие пустынные степи». Речь идет о ныне расположенном у северо-восточного подножья Тибета, в провинции Цинхай озера Кукунор. А.Н.Бернштам также отмечает существование исторических документов о живших в 8-9 веках кыргызских родах, живших у подножья Тибета. А по исследованиям лингвиста С.Е.Малова, лобнорский язык напрямую произошел от древнего кыргызского языка. Короче, кыргызы населяли земли с запада - северный Кашмир, Каракорум, Такла-Макан, с севера – Хотлан, Лобнор, Кокунор, с юга – Аксай-чин, вдоль реки Раскем по гребню горы Куэнь-Лунь. Тибетские кыргызы до сих пор не исследованная большая тема, какая бы об этом не была информация, она считается ценной. В своих двух путешествиях я заметил ряд схожих этнографических признаков между Тибетом и Тянь-Шанем. Поэтому я считаю, что вышесказанные короткие и поверхностные факты все же являются моим вкладом в исследование шизанских кыргызов. Таким образом, мы достигли цели, разыскали и своими глазами увидели тибетских кыргызов. Говоря иначе, проложили дорогу, для всех открыли связи в будущем…(с)Айбек БАЙЫМБЕТОВ

8 1 ER 0.4626
После отставки из-за срыва плана хлебозаготовок, в объяснении на имя Антипова Ю.Абдрахманов писал: «Весной 1932 г. казахи массами прикочевывали в Киргизию. Среди них началась смертность на почве голода. Это напугало многих руководителей, в т.ч. и меня. По плану хлебозаготовок были разногласия в Средазбюро ЦК ВКП (б), так как мы считали, что нашу республику перегружают. В связи с казахскими откочевниками у нас – руководящих работников появились сомнения насчет реальности плана. Это демобилизовало нас и мы в начале хлебозаготовок допустили по некоторым районам юга (Джалал-Абад, Араван-Бура, Наукат) торговлю хлебом. Беседуя с Шахраем и Исакеевым о том, что план трудно выполнить, я сказал: «Лучше пускай нас снимут за невыполнение плана, чем за то, что мы довели республику до положения Казахстана. Оба с этим согласились» .
“Это попытка задним числом исправить первоначальную ошибку. Хорошо что исправляется, если не будет возражений со стороны Москвы” – пишет в своей последней от 11. XI. 1932 года (доступной нам по урезанной версии), записи Абдрахманов. Однако возвражения со стороны Москвы последовали. Несмотря на провозглашенные льготы и директивы о помощи откочевникам, центр требовал выполнения плана. Когда республика не смогла выполнить, ЦК ВКП (б) приняло постановление от 13 мая 1933 года “О разбазаривании и хищении хлеба в Киргизии”, а в сентябре того же года снимают с должностей А. О. Шахрая и Ж. Абдрахманов.

Из дневника Жусупа Абдрахманова: 10. 02. 31. Жизнь – сложная игра. Ею играешь, но не можешь учесть ее неожиданных поворотов. А от этого получается, что жизнь играет тобой

7 2 ER 0.4463
Сегодня, 24 декабря, в Новосибирске на 75-м году жизни скончался выдающийся археолог и историк Юлий Худяков. Он являлся не просто старейшим сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН, но, по сути, первым в его стенах специалистом-оружиеведом, исследователем кочевых народов Евразии. Одной из важнейших заслуг Юлия Сергеевича Худякова следует считать формирование уникальной базы данных по вооружению азиатских кочевников. Во многом благодаря работам Юлия Сергеевича предметы вооружения стали надежными маркерами для определения хронологии и этнокультурной принадлежности погребальных, поминальных и поселенческих объектов
Большую роль в своей научной деятельности он отводил кыргызскому этносу. Его считают основателем целой научной школы кыргызоведения.
Ученый написал более 36 монографий и 1400 статей, в том числе в рецензируемых журналах, опубликованных в Азербайджане, Германии, Венгрии, Польше, США, Китае, Монголии, Южной Корее, Казахстане, Кыргызстане, Туркмении, Турции.
У него интересная биография, мать его, американка, приехала в Советский Союз по личному приглашению Луначарского. Он очень известен тем, что отстоял научную концепцию о том, что кыргызы пришли с Енисея. В Кыргызстане он стал академиком наук, дали орден «Манас» III степени — за всю историю современного Кыргызстана таких награждений не больше тысячи. Он как герой науки, такая яркая личность в археологии. Именно ему принадлежит обоснование этногенеза кыргызов как на Енисее, так и на Тянь Шане.

5 2 ER 0.3833
Боз үй.
Жер шарынан канчалык алыстай баштаганда убакыт ошончолук кеңейип акыркы чегине жеткенде 18 Ааламдын бир бүтүндүгүнө жана Ааламдын айлануусуна жетет.
Ааламдын айлануусу жер шарынан бир канча жыл кеч айланат.
Жер шарынын бир айлануусу күн-түн менен өткөндө Ааламда 10 секундалык кыймылдын отүшү болот, жер шарынын айлануусу менен Ааламдын кыймылы жылып ай,жыл,мүчөл жылдарды камтыйт.
Жер шарынын бир суткалык күн-түндүн өтүшү 24 саат,Ааламдын 10 секундалык убакытка жылат.
Жер шарынын 2 күндүн өтүшү Ааламдын 20 секунда убакытка жылат.
Жер шарынын 3 күндүн өтүшү Ааламда 30 секунда убакытка жылат.
Жер шарынын 4 күндүн өтүшү Ааламда 40 секунда убакытка жылат.
Жер шарынын 5 күндүн өтүшү Ааламда 50 секунда убакытка жылат.
Жер шарынын 6 күндүн өтүшү Ааламда 60 секунда 1 минута убакытка жылат.
Жер шарынын 6 күнү Ааламда 60 секунда 1 минута убакытка жылышы Боз үйдүн керегесинин бир бөлүгүнө тушташат,
жер шаарынын 30 күнү Ааламда 300 секунда ,5 минута убакытка жылат,
Жер шарында 1 ай,30 күндүн өтүшү Ааламдын 300секунда,1 минута мезгилдин өтүшү болот.
Жер шарында 1 ай Ааламда 5 минута.
Жер шарында 2 ай Ааламда 10 минута.
Жер шарында 3 ай Ааламда 15 минута.Боз үйдүн 1-керегесинде так берилген.
Боз үйдүн керегеси Жер шары,түндүгү Аалам.
Ар бир жан дээри менен ойлонуп таап көрсө болот.
Жер шарында 1 жыл, 365 күн. Ааламда 60 минута, 1 саат.
Боз үйдун 4 керегеси.
Жер шарында 12 жыл Ааламдын 1күндүн өтүшү болот.
12 жыл адам заттын бир мүчөлү,
144 жыл адам заттын 12 мучөлү, Ааламда 1айдын өтүшү болот.
Жер шарында 1728 жыл, Ааламда 1 жыл,12 айдын өтүшү болот.
Жер шарында 20736 жыл Ааламда 12 жыл 1 мүчөл.
Жер шарында 248832 жыл Ааламдын 144 жыл,12 мүчөлү.
Аалам байыртан бери жашап келе жатат,бизден чыккан ай,жыл,мүчөл жылдар кайда кетмек эле Ааламга синип ай,жыл, мүчөлдөр эсептелип келет.Бул Кыргыз элинин ата-бабаларынан калган салт-санаасы менен эриш аркак жашап келет. Ар бир ай,жыл,мүчөл жылдарды 12ге өзүңүздөр да көбөйтүп корсонуздор Боз үйдүн керегесинде жазылган жазууга так чыгат.
(авт: Патила Бекетаева)

14 0 ER 0.3727
Сегодня ровно 30 лет, как наша страна обрела независимость. 31 августа 1991 года Кыргызская Республика стала суверенным государством. Верховный Совет Кыргызстана принял Декларацию о государственной независимости Кыргызстана. Хочется пожелать Кыргызстану и всем гражданам процветания, а для этого ему нужны сплоченность, ответственность, сила, мудрость, усердие.

2 2 ER 0.3021
Как это ни странно, но на наш взгляд, колыбелью кыргызского сказителя все же является натуральная, естественная бедность, ибо сам человек рождается таким, а природа, провинция и периферия – становятся его родным домом. То есть, манасчи не может родиться в материальной, богатой среде, а куется в нематериальном пространстве, где много чистого воздуха, экологически чистого климата. И здесь вплывают два аспекта.

С одной стороны, кыргызский сказитель, начиная от Саякбая Каралаева до Умөта Доолотова, то есть, “от мала до велика”, является оппозицией оазису цивилизации, обитая в кыргызских предгорьях и долинах. С другой стороны, сказители ложатся в “благодатную почву” натурального хозяйства и хозяйственно-культурных номадических ремесел (скотоводство, охота), сохраняющих связь больше с природой, историей и памятью, нежели с рынком. В этом плане, кыргызские сказители по своей природе и по своему духу в чем-то противостоят людям материальной цивилизации, как бы подтверждая слова немецкого философа, социолога и историка О.Шпенглера о том, что для человека города, материальной цивилизации главными ценностями жизни являются “деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм”. Более того, именно девственная красота кыргызской природы, чистый воздух, прекрасный горный ландшафт, прозрачная вода кыргызских озер по сегодняшний день создают ментальную основу для воспроизводства и генеалогии сказителей. Поэтому формула Ч.Айтматова «я живу в горах, и среди гор в долинах» до сих пор является брендом многих выдающихся кыргызских сказителей.- Доктор философских наук С. Турсуналиев.

3 0 ER 0.3020
Главу села Интернационал освободили. Ранее заявляли, что никого в плен не брали.

Как видим даже били стариков. Про какой сейчас месяц я не буду говорить, но мы должны постараться, чтобы эти люди ответили по законам международного суда.

8 64 ER 0.6831