Хотелось бы в этот день вспомнить о появившемся на свет 102 года назад человеке, двенадцатилетним мальчишкой буквально сбежавшем из дома ради музыки (рос он на ферме в кашмирской деревушке, и на его увлечение семья смотрела, мягко говоря, исподлобья), человеке, чьи выступления с Рави Шанкаром на монтерейском (1967) и вудстокском (1969) рок-фестивалях для многих и многих людей во всем мире приоткрыли окно в мир индийской музыки. Да и я, знакомый с парой-тройкой винилов с индийскими рагами, извлеченных в начале 90-х из недр провинциальной библиотеки, визуально впервые прикоснулся к этой магии, с восторгом ловя взором и слухом каждое мгновение происходящего на экране, именно через фильм о Монтерее, нежданно всплывший на одном из немногих (едва ли не двух тогда) тв-каналов и ошеломивший меня не по-детски. В аудиозаписях сегодня - чуть более позднее сольное выступление этого потрясающего музыканта в сопровождении маленького ансамбля.
______________________
Alla Rakha 1969 Tabla!
◆ Ustad Alla Rakha – tabla, konnakol
◆ Shamin Ahmed – sitar (lahara)
◆ Taranath Ramroa – pakhawaj
◆ accompaniment: tanpura
#gvTabla@gandharvaveda #gvKonnakol@gandharvaveda #lahara@gandharvaveda
Количество постов 1 826
Частота постов 63 часа 1 минута
ER
90.19
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
16 августа 1939 года родился пандит Манилал Наг.
Из интервью с Манилалом Нагом (West Hurley, New York, November 1994, Ira Landgarten):
«IL: Давайте обсудим вашу философию о музыке и роли музыканта, и как это связано с мудростью и древней философией Индии? Почему эта музыка обладает такой особой силой?
MN: В Индии мы верим в Высшую Силу, то есть в Бога, и все зависит от естественной атмосферы, Природы. Если я пойду в мандир для пуджи, мой ум будет таким; сядьте спокойно. (Он мягко поет несколько нот с очень мирным, благоговейным настроением.) Я верю, что даже те, кто не понимает музыки, будут слушать и наслаждаться этим – это что-то мощное. Но если я буду петь так (громко и шумно), вы не сможете наслаждаться. Такова философия: музыка должна быть подобна медитации, йоге. Что такое йога? Музыка должна быть такой, оставайтесь как можно дольше в одной сваре. Йога исходит из этого, а музыка исходит из йоги! Современная музыка – ничего, просто забавно: "Дададада, дада, дада, дададада!" послушаешь одну-две минуты, закончишь. Но если вы слушаете классическую музыку, то иногда после ее окончания вы все еще слушаете ее в своем уме. С хорошей музыкой ваш "естественный магнитофон" играет в вашем мозгу! Иногда: "Кто играет, кто играет? Никто? Но кто здесь играет?!" Музыка поглощается умом, воспроизводится. Правильно или неправильно? Почему? Из-за этой философии, из-за глубины. Глубина!
IL: Древняя традиция музыки известна как "Сангит марг", путь к осознанию Бога через музыку.
MN: Действительно, и музыка – это язык Бога. В мире так много религий – церквей, храмов, мечетей, – и везде звучит музыка для поклонения Богу. Это все одно и то же! Я не понимаю разницы между всеми религиями. Твоя кровь красная, моя кровь красная; если ты не получишь воздуха, ты не сможешь жить, если я не получу воздуха, я не смогу жить; если я не получу воды, я не смогу жить, я умру. Все таковы, все зависят от этой вселенной, то есть от силы Всевышнего. Почему мы судим: "Он есть это? Он и есть это. Я такой". Тебе нужна еда, мне нужна еда; тебе нужна вода, мне нужна вода – в чем разница между тобой и мной? Это происходит от ума, а не от чтения книг. Из книг она никогда не выйдет – у многих есть ученые степени, докторские степени, – но ничего, никакого смысла, никакого смысла. Ха, ха, ха! Музыка имеет силу, но мы должны играть с "йогой" [единением, гармонией] в уме. Многие музыканты испортили нашу музыку – "Вы играете рок-н-ролл, зачем вам индийские раги?" Рок-н-ролл, поп-музыка, "Дум-дум-дум, дум-дум-дум, плинк, плинк, дум-дум-дум, плинк, плинк." Ты получишь большую популярность! Если вы играете индийскую музыку так, я не буду беспокоиться! Или ты должен поддерживать строгую дисциплину. Музыка дхрупад такая: если хочешь – приходи сюда, слушай. Если вам не нравится, вам не нужно приходить, пожалуйста, оставайтесь в своем доме. Те, кто приходит, я думаю, поймут мою музыку, если им не нравится, им не нужно слушать мою музыку – я играю только для тех, кто понимает её. Я не для всех людей, я не могу удовлетворить всех людей.
IL: Когда вы выступали на днях в Вудстоке, было видно, что люди слушают вас с искренней благодарностью. Теперь вопрос только в том, будут ли люди пытаться продолжать этот тип практики...
MN: Я не знаю, у людей нет времени – особенно в Калькутте, а может быть, и по всей Индии – практиковаться, никакого терпения. Они любят музыку, но у них нет терпения, и они недостаточно усердно тренируются. По этой причине они не могут играть красиво. Всегда оставайтесь с гуру – в древние времена была "гуру шишья парампара" [линия преемственности учитель-ученик], и ученики должны были оставаться в резиденции гуру, и во все времена должны были слушать гуру. После практики гуру ученик должен был практиковать именно так. В наши дни это невозможно – у гуру нет дома, так как он может разместить своих учеников, как раджи или махараджи? Государство Майхар Аллауддин-хана! Так много учеников по всей Индии приезжали в Майхар и оставались со своим гуру в этой комнате, в той комнате, в этой комнате, в той комнате и Аллауддин Хан: "Он практикует? Да, хорошо. Она практикуется? – О да. Ах, ты спишь, вставай! Тренируйся!" Мой отец был таким: очень рано утром, – "Манилал, вставай, вставай! Возьми свой ситар!" Я помню. Без опекуна, если ты останешься один, – "Позже, позже. Я потренируюсь позже." Строгое управление со стороны гуру или опекуна.»
#gvSitar@gandharvaveda #gv21_00@gandharvaveda
Manilal Nag 1994 Live in Woodstock
◆ Pandit Manilal Nag – sitar
◆ Ray Spiegel – tabla
◆ Ted Morano – tanpura
Live – Dharmaware Cafe, Woodstock NY.
[Raga Jog
Время исполнения: 21-24 час.
Раса: бхакти (прославление мира и его Творца; суть расы отражается в названии раги), шрингар вирах.
Джог в переводе "прославляющий", эта рага известна своим сильным потенциалом, особенно в выражении бхакти.
Raga Bhairavi.
Самайа: позднее утро (9-12 час).
Раса: бхакти (серьёзная, спокойная, возвышенная), шрингар (с оттенком светлой грусти).
Это одна из самых древних и самых популярных раг. Первоначально она характеризовалась только расой бхакти (образно связываемой с богиней Парвати и очищающим утренним светом). Но позже (с XVIII века) к ней добавилась раса шрингар и соответственно появились некоторые отклонения от прежних правил. Однако для исполнения старинного возвышенного дхрупада по сей день используется первозданная рага Бхайрави. Но во всех случаях эмоциональная сфера раги проявляется в мягких, нежных тонах.]
Поддержка горячо приветствуется: 2202 2008 5070 6795 (Сбербанк)
Из интервью с Манилалом Нагом (West Hurley, New York, November 1994, Ira Landgarten):
«IL: Давайте обсудим вашу философию о музыке и роли музыканта, и как это связано с мудростью и древней философией Индии? Почему эта музыка обладает такой особой силой?
MN: В Индии мы верим в Высшую Силу, то есть в Бога, и все зависит от естественной атмосферы, Природы. Если я пойду в мандир для пуджи, мой ум будет таким; сядьте спокойно. (Он мягко поет несколько нот с очень мирным, благоговейным настроением.) Я верю, что даже те, кто не понимает музыки, будут слушать и наслаждаться этим – это что-то мощное. Но если я буду петь так (громко и шумно), вы не сможете наслаждаться. Такова философия: музыка должна быть подобна медитации, йоге. Что такое йога? Музыка должна быть такой, оставайтесь как можно дольше в одной сваре. Йога исходит из этого, а музыка исходит из йоги! Современная музыка – ничего, просто забавно: "Дададада, дада, дада, дададада!" послушаешь одну-две минуты, закончишь. Но если вы слушаете классическую музыку, то иногда после ее окончания вы все еще слушаете ее в своем уме. С хорошей музыкой ваш "естественный магнитофон" играет в вашем мозгу! Иногда: "Кто играет, кто играет? Никто? Но кто здесь играет?!" Музыка поглощается умом, воспроизводится. Правильно или неправильно? Почему? Из-за этой философии, из-за глубины. Глубина!
IL: Древняя традиция музыки известна как "Сангит марг", путь к осознанию Бога через музыку.
MN: Действительно, и музыка – это язык Бога. В мире так много религий – церквей, храмов, мечетей, – и везде звучит музыка для поклонения Богу. Это все одно и то же! Я не понимаю разницы между всеми религиями. Твоя кровь красная, моя кровь красная; если ты не получишь воздуха, ты не сможешь жить, если я не получу воздуха, я не смогу жить; если я не получу воды, я не смогу жить, я умру. Все таковы, все зависят от этой вселенной, то есть от силы Всевышнего. Почему мы судим: "Он есть это? Он и есть это. Я такой". Тебе нужна еда, мне нужна еда; тебе нужна вода, мне нужна вода – в чем разница между тобой и мной? Это происходит от ума, а не от чтения книг. Из книг она никогда не выйдет – у многих есть ученые степени, докторские степени, – но ничего, никакого смысла, никакого смысла. Ха, ха, ха! Музыка имеет силу, но мы должны играть с "йогой" [единением, гармонией] в уме. Многие музыканты испортили нашу музыку – "Вы играете рок-н-ролл, зачем вам индийские раги?" Рок-н-ролл, поп-музыка, "Дум-дум-дум, дум-дум-дум, плинк, плинк, дум-дум-дум, плинк, плинк." Ты получишь большую популярность! Если вы играете индийскую музыку так, я не буду беспокоиться! Или ты должен поддерживать строгую дисциплину. Музыка дхрупад такая: если хочешь – приходи сюда, слушай. Если вам не нравится, вам не нужно приходить, пожалуйста, оставайтесь в своем доме. Те, кто приходит, я думаю, поймут мою музыку, если им не нравится, им не нужно слушать мою музыку – я играю только для тех, кто понимает её. Я не для всех людей, я не могу удовлетворить всех людей.
IL: Когда вы выступали на днях в Вудстоке, было видно, что люди слушают вас с искренней благодарностью. Теперь вопрос только в том, будут ли люди пытаться продолжать этот тип практики...
MN: Я не знаю, у людей нет времени – особенно в Калькутте, а может быть, и по всей Индии – практиковаться, никакого терпения. Они любят музыку, но у них нет терпения, и они недостаточно усердно тренируются. По этой причине они не могут играть красиво. Всегда оставайтесь с гуру – в древние времена была "гуру шишья парампара" [линия преемственности учитель-ученик], и ученики должны были оставаться в резиденции гуру, и во все времена должны были слушать гуру. После практики гуру ученик должен был практиковать именно так. В наши дни это невозможно – у гуру нет дома, так как он может разместить своих учеников, как раджи или махараджи? Государство Майхар Аллауддин-хана! Так много учеников по всей Индии приезжали в Майхар и оставались со своим гуру в этой комнате, в той комнате, в этой комнате, в той комнате и Аллауддин Хан: "Он практикует? Да, хорошо. Она практикуется? – О да. Ах, ты спишь, вставай! Тренируйся!" Мой отец был таким: очень рано утром, – "Манилал, вставай, вставай! Возьми свой ситар!" Я помню. Без опекуна, если ты останешься один, – "Позже, позже. Я потренируюсь позже." Строгое управление со стороны гуру или опекуна.»
#gvSitar@gandharvaveda #gv21_00@gandharvaveda
Manilal Nag 1994 Live in Woodstock
◆ Pandit Manilal Nag – sitar
◆ Ray Spiegel – tabla
◆ Ted Morano – tanpura
Live – Dharmaware Cafe, Woodstock NY.
[Raga Jog
Время исполнения: 21-24 час.
Раса: бхакти (прославление мира и его Творца; суть расы отражается в названии раги), шрингар вирах.
Джог в переводе "прославляющий", эта рага известна своим сильным потенциалом, особенно в выражении бхакти.
Raga Bhairavi.
Самайа: позднее утро (9-12 час).
Раса: бхакти (серьёзная, спокойная, возвышенная), шрингар (с оттенком светлой грусти).
Это одна из самых древних и самых популярных раг. Первоначально она характеризовалась только расой бхакти (образно связываемой с богиней Парвати и очищающим утренним светом). Но позже (с XVIII века) к ней добавилась раса шрингар и соответственно появились некоторые отклонения от прежних правил. Однако для исполнения старинного возвышенного дхрупада по сей день используется первозданная рага Бхайрави. Но во всех случаях эмоциональная сфера раги проявляется в мягких, нежных тонах.]
Поддержка горячо приветствуется: 2202 2008 5070 6795 (Сбербанк)
Дебютный альбом одного из первых учеников Рави Шанкара и прославленного в будущем ситариста, а также первая запись 16-летнего Закира Хусейна. Как и подобает первому начинанию, оба исполнителя посвящают альбом своим гуру: Рави Шанкару и Алла Ракха Хану.
#gvSitar@gandharvaveda
Shamim Ahmed & Zakir Hussain 1967 Three Ragas
◆ Ustad Shamim Ahmed Khan – sitar
◆ Ustad Zakir Hussain – tabla
◆ Amanat – tanpura
#gvSitar@gandharvaveda
Shamim Ahmed & Zakir Hussain 1967 Three Ragas
◆ Ustad Shamim Ahmed Khan – sitar
◆ Ustad Zakir Hussain – tabla
◆ Amanat – tanpura
Крайне редкая запись музыкальной традиции Кашмира, в которой североиндийские элементы сплетаются с традициями макама в Центральной Азии.
#gvKashmir #gvSantoor #sufi@gandharvaveda
Masters of Kashmir 1984 Sufiana Kalam - Classical Instrumental & Vocal Music from Kashmir
◆ Ustad Ghulam Muhammad Qalinbaf – vocal & setar
◆ Abdul Rahman Lohn – vocal & setar
◆ Mushtaq Ahmed – santur
◆ Muhammad Yaqub – tabla
#gvKashmir #gvSantoor #sufi@gandharvaveda
Masters of Kashmir 1984 Sufiana Kalam - Classical Instrumental & Vocal Music from Kashmir
◆ Ustad Ghulam Muhammad Qalinbaf – vocal & setar
◆ Abdul Rahman Lohn – vocal & setar
◆ Mushtaq Ahmed – santur
◆ Muhammad Yaqub – tabla
«…подобное колеблющемуся пламени, живое человеческое тело вступило в слабо освещенный круг. Обнаженная как древняя девадаси (храмовая танцовщица), Тиллоттама танцевала забытый храмовый танец арати, когда-то означавший высшее приближение к божеству. Он начинался как Алариппу – первый танец Бхарат Натья, но потом переходил в чередование быстро сменяющихся и резко застывших поз, которые в неверном свете даже художнику было невозможно запомнить. Некоторые позы живо напомнили дараяму танцующих апсар на фресках в седьмой комнате святилища храма Брихадисвара в Таджоре, созданных в те же времена что и скульптуры Кхаджурахо. Выпрямленные в плечах и согнутые в локтях руки были раскинуты в стороны и делали жест похожим на взмахи крыльев морской птицы. Но в танце Тиллоттамы не было обязательного приседания с согнутыми коленями, которое в Бхарат Натья означает тягу к земной жизни. Она приближалась и отступала, резко выпрямляясь и с каждым шагом делаясь все отрешеннее и недоступнее. Без всяких украшений, без актерства и условных жестов нагая девушка была правдивой и откровенной наедине с собой и господином мира – Джагганатхом. Художник, не смея шевельнуться, смотрел на Тиллоттаму даже не подумав, что совершает нехороший поступок, подглядывая чужую тайну. Танцовщица была выше этого, как древняя богиня, настоящая апсара. Ее тело было даже прекраснее, чем он представлял себе. Ни малейшего колебания, угрызения совести не было в душе художника – только чистое созерцание красоты и легкое ошеломление от невероятности происходящего. Где-то в глубине памяти шевельнулось сознание, что он слышал об этом… Великие боги! Тиллоттама выполняла танец так, как он был описан в книге известного искусствоведа Индии Аджита Мукерджи, вышедшей всего 6 лет назад. Да, конечно, «шаг за шагом она становилась символом отказа от желаний, – вспоминал художник, – звеном между прошлым и настоящим, видимым и невидимым. Уничтожая все следы себя, она находила свое «Я».
…Танцовщица остановилась, замерев на месте. Медленно, точно во сне, она сделала два шага к прямоугольному выступу небольшого древнего алтаря и так же медленно опустилась на колени, склонив голову и высоко подняв руки. Ее тело струилось – так плавны и незаметны были ее движения. Полушепотом, на чистейшем санскрите танцовщица произнесла не то молитву, не то заклинание, и слова ее поразили Дараяма не меньше, чем танец… Не успел Дараям опомниться, как легкое дуновение ее губ погасило светильники. Мгновенно все исчезло во мраке».
Иван Ефремов. «Лезвие бритвы»
_______________________
Madurai R. Muralidaran 2010 Thillanas - Bharathanatyam Songs
["Тиллана (или тхиллана) — композиция в классической южноиндийской музыке карнатик, обычно исполняемая в завершении концерта. Тиллана широко используется в индийском классическом танце. Помимо стихотворных строчек, содержащихся в части, называемой чаранам, тиллана имеет ритмические слоги, входящие в части паллави и анупаллави. Южноиндийскую тиллану можно сопоставить с тараной в классической североиндийской музыке хиндустани." ~indosfera]
#bharatanatyam@gandharvaveda #gvKonnakol #gvCarnaticVocal #gvCarnaticPercussion
…Танцовщица остановилась, замерев на месте. Медленно, точно во сне, она сделала два шага к прямоугольному выступу небольшого древнего алтаря и так же медленно опустилась на колени, склонив голову и высоко подняв руки. Ее тело струилось – так плавны и незаметны были ее движения. Полушепотом, на чистейшем санскрите танцовщица произнесла не то молитву, не то заклинание, и слова ее поразили Дараяма не меньше, чем танец… Не успел Дараям опомниться, как легкое дуновение ее губ погасило светильники. Мгновенно все исчезло во мраке».
Иван Ефремов. «Лезвие бритвы»
_______________________
Madurai R. Muralidaran 2010 Thillanas - Bharathanatyam Songs
["Тиллана (или тхиллана) — композиция в классической южноиндийской музыке карнатик, обычно исполняемая в завершении концерта. Тиллана широко используется в индийском классическом танце. Помимо стихотворных строчек, содержащихся в части, называемой чаранам, тиллана имеет ритмические слоги, входящие в части паллави и анупаллави. Южноиндийскую тиллану можно сопоставить с тараной в классической североиндийской музыке хиндустани." ~indosfera]
#bharatanatyam@gandharvaveda #gvKonnakol #gvCarnaticVocal #gvCarnaticPercussion
Природа не дремлет, и в это время года всё чаще появляется повод погрузиться в атмосферу раг, посвященных сезону дождей. Самая пора вспомнить об уникальном в своём роде концептуальном издании раг семейства Малхар, спетых бесподобной Кишори Амонкар в 1994 году.
#gvHindustaniVocal #gvKhayal #gvMalhar #monsoon@gandharvaveda
Kishori Amonkar 1994 Malhar Malika
◆ Kishori Amonkar – vocal
◆ Appa Jalgaonkar – harmonium
◆ Balkrishna Iyer – tabla
◆ Raghunandan Panshikar – swaramandala
◆ Nandini Panshikar – tanpura
◆ Madhu Joshi – tanpura
#gvHindustaniVocal #gvKhayal #gvMalhar #monsoon@gandharvaveda
Kishori Amonkar 1994 Malhar Malika
◆ Kishori Amonkar – vocal
◆ Appa Jalgaonkar – harmonium
◆ Balkrishna Iyer – tabla
◆ Raghunandan Panshikar – swaramandala
◆ Nandini Panshikar – tanpura
◆ Madhu Joshi – tanpura
"В мире сейчас что-то происходит, какой-то процесс, неразличимый, но в то же время достижимый. Тех, кто регулярно занимается музыкой как профессионалы или как понтеры, вероятно, коснулось это нечто, действующее посредством музыки; как в индийской классической, так и в английской церковной было действием того, что могло утишить ум и сделать его более восприимчивым к божественным влияниям. Можно пойти дальше и сказать, что музыка может не только открыть нас для качества влияний, но может и содержать в себе их. В таком высоком рассмотрении музыка есть язык между Богом и людьми, которым говорят музыканты. Интересный момент в том, что язык — двусторонний." Роберт Фрипп
#gvClarinet@gandharvaveda #gvViolin@gandharvaveda
S. Kamble, Kamal Kamble 1990 Jugalbandi (Instrumental)
◆ S. Kamble – clarionet
◆ Kamal Kamble – violin
◆ accompaniment: tabla, shruti-peti
#gvClarinet@gandharvaveda #gvViolin@gandharvaveda
S. Kamble, Kamal Kamble 1990 Jugalbandi (Instrumental)
◆ S. Kamble – clarionet
◆ Kamal Kamble – violin
◆ accompaniment: tabla, shruti-peti
Ashwini Bhide 1984 Introducing... Ashwini Bhide (Yaman, Tilak Kamod)
◆ Ashwini Bhide-Deshpande – hindustani vocal (khayal)
◆ Baban Manjrekar – harmonium
◆ Subhash Kamat – tabla
Raga Yaman.
Самайа: вечер (18-21 час)
Раса: бхакти, шрингар-вирах, каруна (поклонение, грусть, сострадание).
Предполагают, что эта рага была создана в 13 веке Амиром Кхусру (Амир Хосров Дехлеви). Возможно она появилась на основе раги Хиндол или южно-индийской раги Йамуна.
Raga Tilak Kamod.
Самайа: поздний вечер и ночь.
Раса: бхакти и шрингар (ощущение глубоких возвышенных чувств любви в атмосфере праздничной торжественности и прославления).
В самом названии этой раги отражается атмосфера счастья (камод), царящая во время проведения священного и торжественного свадебного обряда, с традиционным нанесением специальной пастой тилак символических знаков на голове жениха и невесты. Музыкальные композиции на основе этой раги звучат также и во время коронации и некоторых других торжественных и праздничных случаев.
#gvHindustaniVocal #gvKhayal
◆ Ashwini Bhide-Deshpande – hindustani vocal (khayal)
◆ Baban Manjrekar – harmonium
◆ Subhash Kamat – tabla
Raga Yaman.
Самайа: вечер (18-21 час)
Раса: бхакти, шрингар-вирах, каруна (поклонение, грусть, сострадание).
Предполагают, что эта рага была создана в 13 веке Амиром Кхусру (Амир Хосров Дехлеви). Возможно она появилась на основе раги Хиндол или южно-индийской раги Йамуна.
Raga Tilak Kamod.
Самайа: поздний вечер и ночь.
Раса: бхакти и шрингар (ощущение глубоких возвышенных чувств любви в атмосфере праздничной торжественности и прославления).
В самом названии этой раги отражается атмосфера счастья (камод), царящая во время проведения священного и торжественного свадебного обряда, с традиционным нанесением специальной пастой тилак символических знаков на голове жениха и невесты. Музыкальные композиции на основе этой раги звучат также и во время коронации и некоторых других торжественных и праздничных случаев.
#gvHindustaniVocal #gvKhayal
Видуши Джоя Бисвас - одна из наиболее почитаемых представительниц ситара в Индии. Родом из Калькутты, она обучалась под руководством пандита Рави Шанкара и устада Бахадур Хана и представляет Майхар Гхарану.
#gvSitar@gandharvaveda
Joya Biswas 1975 Raga Jayajawanti & Raga Piloo
◆ Vidushi Joya Biswas (Jaya Bose) – sitar
◆ Pandit Samta Prasad – tabla
#gvSitar@gandharvaveda
Joya Biswas 1975 Raga Jayajawanti & Raga Piloo
◆ Vidushi Joya Biswas (Jaya Bose) – sitar
◆ Pandit Samta Prasad – tabla