Статистика ВК сообщества "Психоанализ для избранных"

0+
Вся фигня от мозга

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Мы не просто переезжаем с ютуба в ВК. Мы еще и адаптируем контент для наших новых подписчиков. В этой лекции простым языком, с примерами я "с нуля" расскажу вам про неврозы. В психоанализе их выделяют три: истерия, навязчивость (обсессивно-компульсивный) и фобия. В подкасте изложены их основные признаки, а также способы отличить от обычного страха (или тревоги).

Напишите, как вам такой формат. Пожелания и уточняющие вопросы приветствуются. Говорю честно - я совсем не знаю ВК-шную аудиторию. Поэтому будем действовать методом проб и ошибок.

42 2 ER 2.2578
Психика вечно голодна. Ее голод можно утолить только информацией, раздражителями, впечатлениями. Лишь мертвый разум, впавший в шизис, равнодушен к потоку звуков и красок внешнего мира.

На реанимационном ложе психика вынуждена изобретать галлюцинаторные образы, чтобы частично насытить себя. Чудовищный акт психического каннибализма считается добрым знаком. Опытный психиатр знает: сложные и яркие галлюцинации оставляют надежду, что базисный дефект не будет нарастать слишком быстро. Опытный реаниматор знает: смысловые галлюцинации израненного организма означают борьбу за жизнь.

Напротив, блеклая и примитивная галлюцинация свидетельствует, что разум исчерпал силы и готовится к полному распаду. Вместо нескольких ярких различимых образов разум порождает лишь скопище однотипных мелких тварей, образующих трепещущую массу. И психиатр, и реаниматор понимают: дело плохо. Живой ковер пауков, пчел, муравьев, чертиков, змей и других анималькуляриев удостоился отдельного нозологического титула - полимикрозоопсия. Буквально: видение множества маленьких зверей.

Если тело сражается с болезнью уже долгое время и порядком измотано, то вместо пауков умирающий человек будет аккуратно снимать с лица несуществующую паутину - прибираться, как говорят в деревнях. Это последний рубеж, который позволяет почувствовать структуру пустоты. Мозг пытался насытить вакуум восприятия, рисуя образы, отдавая последние силы. Ресурсов становилось все меньше: сложные галлюцинаторные объекты превратились в шевелящуюся однородную массу. Ресурсов не осталось: исчезла и масса, обнажая ранее незримый каркас.

Пауки растворились, и стала видна паутина. Линии заранее заданного движения, чтобы масса могла, двигаясь по начерченному шаблону, имитировать жизнь целого множества мелких существ. Но нет никакого множества и нет никаких существ. Никаким титаническим усилием угасающий разум не сможет различить одного паука во множестве. Если же реаниматор каким-то немыслимым методом даст разуму больного бесконечную энергию для этого действия, то вырванный из живого ковра паук тут же исчезнет, оставив в психической руке лишь часть паутины - да и та растает бесследно.
Множественная галлюцинация требует гораздо меньше ресурсов, чем одиночная. Множество — это не просто некоторое количество одиночных пауков. Нет никаких пауков, есть лишь блики угасающего сознания на нитях паутины. И паутины нет, есть лишь нулевые колебания непредставимого, на которых рассеиваются последние кванты либидо. Опустошенная психика подобна сверхчувствительному детектору, который наконец-то позволил субъекту преодолеть предел чувствительности и по сугубо косвенным признакам ощутить близость пустоты. Но ни осознать приближение к рубежу непредставимости, ни почувствовать себя победителем человек уже не может. Блик пустоты был прощальным зеленым лучом невозвратно закатившегося солнца. Стряхивая с лица паутину, человек стряхивает прерванную нить жизни.

Василий Чибисов. Пустота порождающая (черновик)

108 17 ER 3.5658
У социофобов крайне интересные отношения с концепцией взглядов. Алекситимики и просто тревожные личности обеспокоены тем, как смотрят именно на них. Социофобов свой облик волнует редко, однако направление чужого взгляда находит отклик у них в душе. Можно сказать, что социофобы (в противоположность алекситимикам) не в меру эмпатичны, поэтому легко улавливают страх в чужом взгляде.
Особенно любопытна реакция социофобов на предъявление картин, нарисованных параноиками. Напомним, что склонные к паранойи любят обыгрывать в рисунках тему вездесущего или пронзительного взгляда. Так, одна склонная к паническим атакам дама крайне эмоционально отреагировала на фрактальных котов Уэйна [82]. Это может показаться странным, ведь коты на работах художника далеко не всегда смотрят на зрителя. Многое прояснил комментарий дамы: «Страх кота на рисунке пугает меня, потому что я вижу кота, и он испуган. Он смотрит непонятно куда, непонятно на что. Я не могу понять, что именно так его напугало, поэтому мне страшно». Полное согласование с теорией катарсического резонанса. Беспредметная тревога (типичная для параноидальных состояний), мучившая художника, передалась зрительнице, склонной к эмпатии.

Повышенная эмпатия социофобов похожа на нерастраченную высокую валентность некоторых химических элементов. Из‑за своих панических атак или просто из эстетических соображений субъект не образует устойчивых социальных связей, требующих эмпатического контакта. Управляющие интроекты социофоба не обладают ригидностью, то есть не претендуют на большое количество либидо (подробнее об интроектах поговорим в предпоследней главе). Поэтому Я располагает значительной энергией, которая у других субъектов сосредоточена у Сверх‑Я или Оно.

Когда субъект сталкивается с новым человеком или новой обстановкой, психика начинает «ощупывать» пространство уже известным вам способом. В сторону нового представления запускается порция либидо, чтобы потом извлечь информацию из отраженного сигнала. Когда либидо для этих нужд берется из Оно, субъект ничего и не замечает. О таких людях говорят, что они очень коммуникабельны или что они умеют заводить знакомства. На самом деле они просто не мешают реализации инстинктивных (зашитых внутри Оно) знаний и навыков. Испускание и получение либидо силами Оно не требует сознательного вмешательства.

Соответственно, если психика черпает это либидо из Я, то в прощупывании мира активно задействуется сознание. Последнее, как мы знаем, соткано из чисто словесных представлений. Поэтому, попадая в новую обстановку, социофобы на уровне внутренней речи начинают произносить разные слова. Эти слова мало зависят от внешней обстановки и определяются тем, в какой части Я сейчас происходит перемещение либидо.

Поэтому возникает парадокс. Социофоб изначально не испытывает стыд, страх или панику. Он говорит (себе или другим) о стыде, страхе, панике. Произнесение этих эмоциональных категорий воспринимается психикой как приказ запустить соответствующий биохимический процесс. Так почти на уровне самогипноза возникает реальная паническая атака со всей сопутствующей психосоматикой.
Отсюда следует, что нельзя рассматривать панические атаки и вообще социофобию как некое отклонение. Это всего лишь способ зондировать реальность. Вернее, способ всегда один – обмен либидо с новыми представлениями. Это издержки, связанные с избытком свободного либидо в Я.

Здесь, кстати, кроются корни еще одного заблуждения. Социофобию часто путают с интроверсией. При интроверсии [83] либидо нагружает отдельные представления Я и Сверх‑Я, то есть находится в связанном состоянии, переходящем в застой. Здесь речь идет именно о свободном либидо, безотносительно конкретных представлений (в масштабах всего Я). Мы бы вообще не говорили об интроверсии как о характеристике всей личности, как это делают юнгианцы.
Социофоб не обязан быть «интровертом» в популярном понимании. Другой вопрос, что из‑за симптоматики субъект вынужден ограничивать свои социальные контакты. Разумеется, это не способствует улучшению ситуации.

Вся фигня от мозга - 8.3

110 3 ER 3.3538
По понятным причинам самой популярной психологической проблемой сегодня является повышенная тревожность. Как понять, что вы тревожитесь? Вы не находите себе места, лихорадочно читаете последние новости, обзваниваете знакомых, вступаете в словесные перепалки, не можете заниматься обычными делами. У вас ломается схема сна и питания - в ту или иную сторону (либо заедаете стресс, либо не можете заставить себя поесть). Возникает вопрос - что со всем этим делать?

Начну с козырей. Используйте моё ноу-хау, связанное с комплексом Хроноса. Нужно взять простой совесткий метроном. Или скачать на телефон соответствующее приложение для музыкантов. Главное, чтобы у вас был источник ритмических щелчков с возможностью менять их темп. Дальше возможны три варианта.

1. Вы включили метроном на случайной частоте и понимаете, что частота вам не очень нравится. Субъективно. Поменяли частоту. Послушали. Состояние изменилось? Возможно, мысли слегка изменили направление? Продолжайте исследовать частотный интервал, как будто вы настраиваете старый радиоприемник. До тех пор, пока не найдете частоту, успокаиващую или стабилизирующую вашу психику. Практика показывает, что наиболее часто такими "спокойными" частотами являются примерно 40 Гц (ударов в минуту), 70 Гц и 120 Гц. Начните поиск вокруг этих ориентиров.

2. Вы успокаиваетесь не от конкретной частоты, а от возможности ее менять. Особенно хорошо работает на механических метронов, где смена темпа реализуется физически (передвигаением грузика). Тогда ваши действия выглядят так: поставили любую частоту - послушали какое-то время - случайным образом поменяли частоту -...

3. Вы не можете в принципе выносить щелчки метронома. В течение первых трех щелчков очень быстро нарастает раздражение. Значит, у вас не тревога, а подавленная агрессия. Подумайте, на кого вы злились, но затормозили себя. Может быть, самое время выплеснуть накопленный негатив на тех, кто давно напрашивается? Важно: виртуальный бой не подойдет. Только высказывание эпитетов лично, в лицо.

Еще одно верное средство - классический юмор. "Когда смешно, тогда не страшно" - рецепт Задорнова. Его концерты я рекомендую в первую очередь. Они жизнеутверждающие, мудрые и человечные.

Далее. Заботьтесь о себе. Уделяйте больше внимания телесности. Услаждайте все органы чувств. Свечи и ванна с ароматическими маслами - идеальное сочетание. Заморочьтесь со сложным рецептом, в котором сочетается множество вкусов.

И, наконец, укрепляйте связи в вашем ближнем кругу, в вашей малой группе. Общайтесь на отвлеченные темы, играйте в настольные игры, изучайте с нуля какую-нибудь научную дисциплину, сочиняйте музыку... Тех, кто разводит панику - удаляйте из социальных контактов.

146 4 ER 2.9483
В психически гармоничной семье к сепарации ребенка относятся амбивалентно, но адекватно. Самостоятельность и легкое бунтарство молодого поколения воспринимаются с показным ироничным ворчанием, но терпимо. Среднее и старшее поколения, обладая способностью к рефлексии, помнят себя и свою бурную молодость.
Кроме того, ребенок наблюдает и слышит (на речевом уровне, что важно), как родители взаимодействуют со своими родителями. Так вместе с опытом послушания, опытом привязанности передается и опыт сепарации. Да, мы все одна семья, мы уважаем друг друга, но иногда мы используем правило «чем дальше, тем роднее». Традиции – это одно. Психическая устойчивость – совсем другое. В самой крепкой патриархальной семье вполне может царить атмосфера самоуважения и взаимоуважения, включая бережное отношение к личному пространству каждого члена семьи.

Отсюда понятно, что сепарация – это не формальный уход из дома или обретение собственного дохода. Конечно, опыт материальной независимости необходим. Но важно еще интроецировать, представить этот опыт. А это означает усиление Я, свободную речь, способность к рефлексии и многое другое.

Практически хрестоматийным стал следующий практический случай [90]. Мужчина, в сорок лет имея свой процветающий бизнес, доступ к госзаказам и две квартиры в центре Москвы, каждый (каждый!) вечер ездил в пригород к родителям и ночевал там. Дорога занимала минимум два часа. Какая уж тут сепарация?

На этой почве буйным цветом росла разнообразная психосоматика: импотенция, алекситимия, лишний вес, гипертония, одышка… Психотерапевт, имеющий опыт, образование и лицензию классического психиатра, выписал этому мужчине рецепт. «Рекомендовано постоянное отдельное проживание» – коротко и ясно, повторяя прием доктора Флисса [91].

Поначалу все шло хорошо, благо специалист действительно попался с большой буквы. Вес клиента пошел на спад, алекситимия начала ветвиться (параграф 7.2). А потом вдруг успех застопорился, проблемы с пищеварением и весом обострились. Что же произошло? Оказалось, клиент все‑таки не мог не навещать родителей. Делал он это теперь раз в неделю.

Специалист попросил клиента разобраться, что же изменилось в этих визитах. И вы знаете, изменилось! Размер посуды. Клиент случайно заметил, что узор на тарелках какой‑то не такой. И сами тарелки увеличились раза в полтора. И порции на них были навалены с горкой. Психотерапевт, рассказывая этот случай, не скрывал ужаса, произнося: «Вы представляете, мать его натурально закармливала, морила едой». Не то чтобы психотерапевт удивлялся, это довольно типичная патогенная семья, просто к такому невозможно привыкнуть.

И сейчас мы бы хотели воздать должное тем, у кого проблемы с лишним весом и питанием. Глава об алекситимии есть, о социофобии есть, а о похудении – нет! Несколько «пищевых» случаев, раскиданных по книге, не считаются.

Вспомните на секунду разговор о влечениях. Мы говорили, что у каждого влечения есть фаза, то есть привязка к какой‑либо эрогенной зоне. В честь преобладающих влечений иногда говорят об оральном, анальном или фаллическом характере.

Так вот, для каждого характера сепарация сопряжена с особенной задачей. Так, «аналы» должны отвоевать для себя свой распорядок дня, а также сохранить самодисциплину и чистоплотность в отсутствие родителей. Фаллический характер требует выработать свои собственные критерии успеха, не оглядываясь на опасения и ожидания авторитетов. Соответственно, носители орального характера сталкиваются с защитой собственных пищевых привычек. Если задача не решена – психосоматика отыграется по полной программе.
Повторим на всякий случай. Сначала нужно исключить чисто органическую природу лишнего веса: гормональные расстройства, плохая работа почек, специфические аллергические реакции – да мало ли что. Вот если эндокринолог, диетолог и другие уважаемые специалисты написали в медкарте «здорова» или «годен», тогда можно заниматься всей этой психоаналитической лабудой.

Итак, чистая соматика молчит. Но проблемы есть. Теперь хорошие новости для всех, кто любит сладкое, жирное, острое, вредное… Особенно это касается прекрасных дам, которых должно быть много.
Так вот. Дамы! Вред и лишний вес не от сладкого, а от психического послевкусия. От мыслей, которые крутятся в голове после поедания вредной, но вкусной пищи. Именно крутятся. Это навязчивый паттерн, который возникает автоматически, без спросу. Со временем эта пищевая мантра уходит в бессознательное и крутится там незаметно (но с последствиями). Рассмотренная в прошлой главе слабая агрессия – лишь один из механизмов.

В процессе воспитания мы впитываем пищевые привычки семьи, включая множество факторов и мелочей. Любая из этих мелочей может вам бессознательно не нравиться. Тогда сепарация заключается в том, чтобы эти мелочи осознать и подвергнуть тщательной ревизии.
Здесь все ну очень банально. Делайте то, что хочется. Заботьтесь о себе!

Любите готовить – готовьте, экспериментируйте, хоть на ютуб выкладывайте. Не забегайте в забегаловки. Идете в гости или (как тот клиент) навещаете родителей – удивите принимающую сторону! Приготовьте что‑то необычное, принесите в красивом пищевом контейнере и пафосно откройте, изображая из себя Ганнибала Лектера. Только хозяев не ешьте.

И наоборот. Не любите готовить – не насилуйте себя. И другим не позволяйте. Попытки морально привязать женщину к кухне – это разве не агрессия? Самая настоящая. Заказывайте еду, покупайте готовое, сидите в кафе с блокнотом в компании своих мыслей… Вы можете, конечно, заставить себя постоять у плиты, но удовольствия от приготовленной еды ни вы, ни ваши сотрапезники не получите. Психическое послевкусие не сформируется. Почему многие домохозяйки потом «подъедают»? А вот поэтому. Они психически голодные.

Сразу пример из практики. Клиентка страдала рядом психосоматических пищевых проблем. В ходе анализа выяснилось: она боялась заказывать готовые блюда и «полуфабрикаты», потому что муж не одобрит. Муж, кстати, оплачивал доставку свежих продуктов из фирменных магазинов. Рыбу им доставляли свежевыловленную с частных угодий. И раз за разом клиентка превращала элитные продукты в безвкусное месиво, от которого воротило всю семью.
Сами понимаете – психоанализ направился не в сторону пищевых расстройств, а по дороге межличностных отношений, проблемы доверия, уважения, открытости… Выяснилось, что дама, будучи сама из состоятельной семьи, бессознательно чувствовала себя «приехавшей из деревни теткой, которая навязалась погостить, да так и осталась». Психоанализ – на то и анализ, то есть разъединение с целью изучения. И от «тетки», и от «деревни», и от «приезда в гости» потянулись нейронные сети свободных ассоциаций…

С виду никаких чудес или фантастических перемен с клиенткой не случилось. Она «всего лишь» перестала бояться осуждения со стороны семьи и мужа. А когда уходит страх осуждения, человек обретает способность к спонтанности. Спонтанно клиентка заказала пиццу (судя по двадцатиминутному рассказу, очень вкусную и очень вредную). Спонтанно клиентка потащила детей в кафе, и там они радостно наелись вкусняшек. Спонтанно клиентка нашла сервис по доставке не отдельных продуктов, а готовых домашних блюд. Спонтанно клиентка заказала на дом половину меню ресторанчика, который специализируется на стейках…

Знаете, кто первый обрадовался этому психоаналитическому прогрессу? Ну конечно, муж клиентки. Стейки, сэр. Стейки творят чудеса. Как следствие, в семье улучшился климат, в разговорах (и постели) стало меньше запретных тем. Клиентка осознала, что она не «тетка из деревни», а довольно молодая и сексуально активная светская дама. Лишний вес (если он там и был) ушел в ходе второго медового месяца. Никаких дополнительных глупых упражнений, беговых дорожек и душных спортзалов. Это все не помогает. (Ну, может, кому‑то и помогает, но мы же фройдисты).
Мораль какая? Отбросьте старый стереотип «домашнее – значит вкусное и полезное». Нет. Это пищевые предрассудки советской патогенной среды, от которых нам всем надо окончательно сепарироваться. В эпоху свободной конкуренции рынок переполнен хорошими гастрономическими решениями. Не любите готовить – не готовьте. А если ваша половинка настаивает именно на домашней еде (в ущерб вкусу и вашему мнению), то задумайтесь. Может, тут другая бессознательная цель? Например, лишить вас времени, энергии или подорвать вашу самооценку.

Василий Чибисов. Вся фигня от мозга - 10.3

80 0 ER 2.5753
Прокрастинация возникает из-за высокой активности вихревых форм либидо. Поэтому "первая помощь" при прокрастинации заключается в быстром потреблении большого объема информации, трудной для усвоения. Двухчасовая лекция или научная статья (на тему, далекую от вашей профессиональной деятельности) - и вихри получат ложную мишень для переваривания. А в это время (пока вихри "заняты") вы сможете спокойно вернуться к работе.

Если вихри не слишком сильны или малочисленны, достаточно будет ритмичного музыкального сопровождения на фоне. Заранее составьте несколько плейлистов, каждый из которых объединяет треки определенного темпа. Экспериментируйте и наблюдайте за своей реакцией. Повышение работоспособности может возникать при прослушивании какого-то одного плейлиста или же при переключении с одного плейлиста на другой.

132 4 ER 2.3727
Степень патогенности воспитания можно оценить по безусловности чувства вины.

Вот ребенок шкодит, его бодро и радостно наказывают соразмерно тяжести проступка. Притом эмоционального давления нет, отвержения нет. Не "ребенок плохой", а "ребенок поступил плохо". Даже не "плохо", а "достойно наказания". Лишился сладкого или получил по мягкому месту, немного поплакал - и идет дальше радоваться жизни, по возможности избегая чрезмерной шалости. При этом ребенок видит и понимает, что отношение родителей к нему как к личности не "испорчено". Сам факт наказания как бы исчерпал собой проблему, проблема осталась в прошлом, от нее сохранился только опыт. Это здоровое воспитание.

Патогенез начинается, когда ребенку внушают, что "он плохой": бездарный, негодяй, обманщик, будущий асоциальный элемент. Сюда же сравнительные обороты: "ты как твой папаша/мамаша". Сюда же атемпоральные оттенки: "постоянно опаздзываешь", "никогда ничего не добьешься". Притом триггером для такого вихря внушений служит одиночный проступок. Это важно - на основании одиночного проступка на ребенке ставится прогностическое клеймо, ему "насильно гадают". Это вихрь, это чувство вины, это тревога.

Дальше больше. В особо патогенных семьях детям могут внушать чувство вины просто в фоновом режиме. Такие дети чувствуют свою неуместность. Их стыдят самим фактом существования, рождения. Самое отвратительное, что отношение к ребенку не зависит от его поступков. Ребенок мечется в семейной камере Скиннера, где все рычажки и педальки сломаны.

99 1 ER 2.0092
Когда тревога - это норма? Почему мы не говорим о тревожном расстройстве? Как тревожность связана с паническими атаками? Что такое генерализация и опредмечивание? Как бороться с тревогой? Когда можно справиться самостоятельно, а когда нужно идти к специалисту?

Слушайте, как удобно и быстро в ВК видео загружать! Это просто праздник какой-то!

44 0 ER 1.7190
В век тотальной коммуникации самым востребованным товаром будет сепарация, контролируемая изоляция от общества, невидимость. Обет молчания, считавшийся тяжелейшим испытанием для средневековых монахов, станет желанной роскошью.

Нарциссизм. Вычитка

43 3 ER 1.4755
Дереализация проявляется, среди прочего, крайне интересным феноменом - сравнительной речью. Не в силах прочувствовать, субъектно пережить свое состояние, человек максимально задействует вербальный уровень. Сложные, порой изысканные, словесные конструкции призваны здесь компенсировать нехватку предметных переживаний, идущих "изнутри души". В какой-то степени человек посредством слов заново изобретает эти переживания, внушает их себе. При этом речь обогащена всевозможными сравнительными оборотами, союзами.

Такие люди могут создавать впечатление крайне рефлексивных. Но ни к настоящей рефлексии, ни к рефлексоидной акцентуации это не имеет никакого отношения. Фактически мы видим расстройство самосознания, когда человек не может ни воспользоваться плодами такой гиперрефлексии, ни использовать ее в коммуникации или выстраивании внутренней хронологии (как это делают рефлексоиды).

63 12 ER 1.5344