Кортадерия, или пампасная трава, украсит любой участок. Хотя выращивают ее почему-то немногие. Давайте познакомимся поближе с этим мощным и в то же время изящным растением.
Пампасная трава – многолетнее растение семейства Злаковые, которое способно образовывать крупные и густые дернины до 3 м в высоту и ширину. В дикой природе эта трава растет в пампасах Южной Америки и считается сорняком.
Вытянутые заостренные листья растения свисают под тяжестью собственного веса и тем самым придают кусту округлый вид. Цветет пампасная трава с августа до самых морозов разветвленными цветочными метелками серебристой, розовой или желтой окраски. В Сочи может радовать вас кортадерия своими изящными листья и метёлками всю зиму, если её снегом не завалит и не сломает, что в Сочи бывает в январе или феврале.
При покупке саженцев обращайте внимание на то, какую кортадерию вам предлагают. Женские растения не теряют декоративности даже во время дождей. Мужские же с приходом осени тускнеют.
Кортадерия в вазе.
Зимой пампасная трава отлично украсит любую комнату, если ее метелки засушить и поставить в вазу.
Посадка пампасной травы
Кустики пампасной травы можно высаживать весной, начиная с конца марта. Чем раньше вы посадите растение, тем скорее оно укоренится к началу вегетативного периода.
Посадочная яма для пампасной травы должна быть шире, чем корневая система растения. Перед посадкой на дно ямы следует насыпать дренаж (гравий, гальку, битый кирпич или песок), а поверх него – несколько ведер компоста. Слишком заглублять кустик не стоит, иначе растение может начать гнить.
При посадке нескольких растений между ними выдерживают расстояние 1,5-2 м.
Поливают пампасную траву в лунку, сделанную вокруг растения. Кортадерия особенно нуждается в поливе в летние месяцы, поскольку именно тогда происходит прирост зеленой массы. В Сочи обычно высокая влажность даже летом и поэтому поливать её придется редко.
Пампасная трава любит яркий свет. Но, выбирая место для растения, отдавайте предпочтение закрытым от ветра участкам. Хотя она и веткам сопротивляется довольно хорошо, так как я видела её и на довольно ветреных местах на побережье.
Кортадерия хорошо смотрится как на газоне, так и на клумбе. Ее пушистые соцветия-метелки отлично украшают пустующие пространства участка. Высаживают эту траву и возле каменных строений. У такого размещения есть существенное преимущество: камни отдают свое тепло и способствуют хорошему росту кортадерии.
Пампасная трава у озера.
Возле высоких зарослей пампасной травы нередко организуют зону отдыха: размещают лежаки и садовые скамейки
Пампасную траву можно вырастить из семян, однако при таком способе размножения цветение наблюдается не ранее чем через 5 лет. Да и предстоит немало мороки со стратификацией семян, поэтому проще купить саженцы.
Уход за пампасной травой
Кортадерия неприхотлива и способна выдерживать как засуху, так и высокую влажность. Основной уход за растением заключается в систематическом поливе. Причем следует помнить: чем крупнее растение, тем больше влаги ему необходимо. В среднем одному кусту кортадерии требуется 1-2 ведра воды каждые 2-3 дня.
Также важны ежегодные (ранней весной) подкормки комплексным удобрением. Во время вегетации один раз в две недели можно подкармливать растение.
Отцветшие соцветия кортадерии длительное время сохраняют декоративность, поэтому срезать их лучше весной. В это же время нужно обрезать отмершую листву.
Зимовка пампасной травы
Бытует мнение, что пампасная трава плохо переносит холод. Это не совсем так. Все дело в повышенной влажности воздуха и почвы. Перезимовать растению поможет укрытие из сухой травы и листьев, которые стоит запасти заранее.
В ноябре подрежьте куст на 30-40 см или обвяжите листья шпагатом, чтобы с них стекла вода. Это облегчит зимовку. После чего на почву вокруг стеблей насыпьте сухую листву и траву слоем 40 см. При выращивании в северных регионах сверху дополнительно укройте пампасную траву пленкой или теплой тканью. Под таким укрытием растение может перезимовать, даже если температура опустится до –25°С.
В Большом Сочи укрытие для пампасной травы не требуется.
Для этого необычного растения найдется место в саду любого стиля. Пампасная трава отлично сочетается с другими злаковыми культурами, неплохо смотрится и в качестве "солиста" цветника.
Количество постов 5
Частота постов 66 часов 57 минут
ER
0.25
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Выращиваем красавицу АГАВУ.
Многолетняя Агава родом из Южной Америки. В Европу эта экзотическая красавица попала в XVI в. В переводе с греческого “агава” – означает – “видная” или “статная”, что совершенно соответствует названию. В природе это многолетнее растение, достигающее в высоту максимально 3 – 4 метра, в зависимости от вида. А цветоносы могут достигать 10 – 12 метров, на вершине которых образуются соцветия или метелки, состоящие из тысяч желтых цветков. Цветение агавы – незабываемое зрелище. Продолжительность жизни агавы – 15 лет, в конце жизни она выбрасывает красивый, похожий на колос или метёлку, цветонос до 10 м высотой (если это растение в открытом грунте). Его цветение может продолжаться от 2 до 3 месяцев, цветёт агава мелкими жёлтыми цветками. После этого растение отмирает. Поэтому в сельском хозяйстве агаве не позволяют цвести: цветонос удаляют и высаживают, он приживается и даёт жизнь новому растению – собственному клону.
Опылители у агавы своеобразные : ночью это летучие мыши, а днем колибри, птицы – нектарницы. Выращивают это растение в Мексике, Центральной Америке, Индии, Африке, на острове Мадагаскар. Некоторые виды агавы могут расти в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Самая распространенная агава американская. Она зацветает в возрасте 5 – 10 лет. Эта агава выдерживает не долгое снижение температуры до -10 градусов. Есть несколько разновидностей американской агавы, которые различаются между собой окраской листьев.
Разновидности агавы
Агава королевы Виктории – отличается небольшими размерами, она очень популярна в комнатном цветоводстве. Существует еще много сортов: агава парноцветковая, агава потаторум, агава короля Фердинанда, агава шероховатая, агава сизаль, агава Максимовича, агава Патрони, агава нитеносная. Свое название она получила, благодаря волокнам, которые отделяются по краям листьев, что придает растению интересный вид. Растут они медленно. В течении года на них может вырасти всего лишь 2 – 3 новых листка.
Агава – светолюбивое растение, поэтому ее надо размещать на хорошо освещенных местах. В период роста растений их рекомендуют хорошо поливать, осенью и зимой, полив в открытом грунте в Сочи не нужен. Высаживать агаву лучше в питательную земляную смесь.
Размножение агавы
Детками:
Если не удалось найти и прорастить семена, то есть возможность высаживать деток агавы или боковые отпрыски.
Молодые растения отделяют от материнского острым ножом и подсушивают в течение двух часов, затем высаживают в землю.
Делать это лучше в мае-июле. Создавать парниковый эффект при этом не нужно, а чтобы растение лучше укоренилось, поливать его необходимо умеренно.
Слишком маленькие отпрыски для размножения агавы не используют, у них должна сформироваться своя корневая система.
Листом:
Лист подходит для размножения агавы только в том случае, если он укоренён. Многие суккуленты имеют способность размножаться листами, но наличие корней необходимо, иначе побег просто засохнет в земле. Пустить корни он может как в воде, так и во влажной земле.
Так как агава – растение пустынь, они любят, когда дневная и ночная температуры резко отличаются : днем 20-22, ночью 10-12. Но это в идеале. Агавы очень неприхотливы!
Однако растения имеют не только декоративное значение. Из голубой агавы готовят алкогольные напитки: “пульке” и “текилу”. Из листьев прядильных видов получают волокно, из которого изготавливают канаты, веревки, рогожки, рыболовные сети. Изготовленные из такого волокна они отличаются особой прочностью.
А еще агава считается лекарственной культурой. Сок агавы в народной медицине применяют при укусах насекомых и змей, при фурункулах и ушибах. Из листьев агавы получают лекарственные препараты, для лечения болезней печени.
И самое главное, бытует мнение, что присутствие в доме агавы приносит удачу.
Многолетняя Агава родом из Южной Америки. В Европу эта экзотическая красавица попала в XVI в. В переводе с греческого “агава” – означает – “видная” или “статная”, что совершенно соответствует названию. В природе это многолетнее растение, достигающее в высоту максимально 3 – 4 метра, в зависимости от вида. А цветоносы могут достигать 10 – 12 метров, на вершине которых образуются соцветия или метелки, состоящие из тысяч желтых цветков. Цветение агавы – незабываемое зрелище. Продолжительность жизни агавы – 15 лет, в конце жизни она выбрасывает красивый, похожий на колос или метёлку, цветонос до 10 м высотой (если это растение в открытом грунте). Его цветение может продолжаться от 2 до 3 месяцев, цветёт агава мелкими жёлтыми цветками. После этого растение отмирает. Поэтому в сельском хозяйстве агаве не позволяют цвести: цветонос удаляют и высаживают, он приживается и даёт жизнь новому растению – собственному клону.
Опылители у агавы своеобразные : ночью это летучие мыши, а днем колибри, птицы – нектарницы. Выращивают это растение в Мексике, Центральной Америке, Индии, Африке, на острове Мадагаскар. Некоторые виды агавы могут расти в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Самая распространенная агава американская. Она зацветает в возрасте 5 – 10 лет. Эта агава выдерживает не долгое снижение температуры до -10 градусов. Есть несколько разновидностей американской агавы, которые различаются между собой окраской листьев.
Разновидности агавы
Агава королевы Виктории – отличается небольшими размерами, она очень популярна в комнатном цветоводстве. Существует еще много сортов: агава парноцветковая, агава потаторум, агава короля Фердинанда, агава шероховатая, агава сизаль, агава Максимовича, агава Патрони, агава нитеносная. Свое название она получила, благодаря волокнам, которые отделяются по краям листьев, что придает растению интересный вид. Растут они медленно. В течении года на них может вырасти всего лишь 2 – 3 новых листка.
Агава – светолюбивое растение, поэтому ее надо размещать на хорошо освещенных местах. В период роста растений их рекомендуют хорошо поливать, осенью и зимой, полив в открытом грунте в Сочи не нужен. Высаживать агаву лучше в питательную земляную смесь.
Размножение агавы
Детками:
Если не удалось найти и прорастить семена, то есть возможность высаживать деток агавы или боковые отпрыски.
Молодые растения отделяют от материнского острым ножом и подсушивают в течение двух часов, затем высаживают в землю.
Делать это лучше в мае-июле. Создавать парниковый эффект при этом не нужно, а чтобы растение лучше укоренилось, поливать его необходимо умеренно.
Слишком маленькие отпрыски для размножения агавы не используют, у них должна сформироваться своя корневая система.
Листом:
Лист подходит для размножения агавы только в том случае, если он укоренён. Многие суккуленты имеют способность размножаться листами, но наличие корней необходимо, иначе побег просто засохнет в земле. Пустить корни он может как в воде, так и во влажной земле.
Так как агава – растение пустынь, они любят, когда дневная и ночная температуры резко отличаются : днем 20-22, ночью 10-12. Но это в идеале. Агавы очень неприхотливы!
Однако растения имеют не только декоративное значение. Из голубой агавы готовят алкогольные напитки: “пульке” и “текилу”. Из листьев прядильных видов получают волокно, из которого изготавливают канаты, веревки, рогожки, рыболовные сети. Изготовленные из такого волокна они отличаются особой прочностью.
А еще агава считается лекарственной культурой. Сок агавы в народной медицине применяют при укусах насекомых и змей, при фурункулах и ушибах. Из листьев агавы получают лекарственные препараты, для лечения болезней печени.
И самое главное, бытует мнение, что присутствие в доме агавы приносит удачу.
У НОГ УЧИТЕЛЯ. Кришнамурти
Учитель, я жду Твоей речи,
Ищу восхитительный свет;
Стремлюсь уловить Твою волю
В житейской борьбе среди бед.
Дай знак Твой узреть незаметный
Над шумной слепою толпой.
Позволь мне услышать Твой голос
За криками песни земной.
ПРЕДИСЛОВИЕ АННИ БЕЗАНТ
На мою долю, как старшей, выпало преимущество написать несколько слов введения к этой маленькой книжке, первой, написанной младшим Братом, хотя младшим лишь телом, а не душой. Поучения, содержащиеся в ней, были произнесены Учителем во время подготовления Алсиона к Посвящению, и были им записаны на память, постепенно и с трудом, так как в прошлом году он владел далеко не так бегло английским языком, как теперь. Большая часть записанного есть воспроизведение собственных слов Учителя; там же, где нет дословной передачи, мы имеем мысль Учителя, облеченную в слова его ученика. Два пропущенные изречения были восстановлены Учителем. В двух других случаях было добавлено пропущенное слово. Все остальное принадлежит всецело Алсиону и есть его первый дар миру.
Да поможет этот дар другим, как устное поучение помогло ему, - с такой надеждой дает он его миру. Но учение может быть плодотворно лишь тогда, когда оно претворяется в жизнь, как оно претворилось Алсионом с тех пор, как он услышал его из уст Учителя. Если читатель последует его примеру и воспримет дух изложенного учения, для него, как и для написавшего, распахнутся Великие Врата и он вступит на Путь.
ВВЕДЕНИЕ
Это не мои слова; это слова Учителя, который поучал меня. Без Него я ничего не мог бы сделать, но с Его помощью я вступил на Путь. Вы желаете вступить на тот же Путь, потому слова, которые Он говорил мне, помогут и Вам, если Вы будете повиноваться им. Недостаточно только говорить, что они справедливы и прекрасны. Человек, желающий идти вперед, должен делать в точности то, что в них сказано. Если голодный станет глядеть на пищу и повторять, что она хороша, это не удовлетворит его: он должен протянуть руку и есть. Также и выслушать слова Учителя недостаточно: надо исполнять то, о чем Он говорит, внимая каждому слову Его, ловя каждый его намек, если намек не уловлен и слово пропущено, оно утеряно навсегда, потому что Учитель дважды не говорит.
Четыре качества необходимы для этого Пути: РАСПОЗНАВАНИЕ, ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЙ, ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЛЮБОВЬ.
Попытаюсь передать, что Учитель говорил мне о каждом из этих качеств.
У НОГ УЧИТЕЛЯ
I. РАСПОЗНАВАНИЕ
Первое качество - Распознавание; обыкновенно оно понимается как умение отличать реальное от нереального, которое приводит человека к Пути. Это верно, но в то же время это и нечто гораздо большее. И необходимо проводить это качество в жизнь не только при начале Пути, но на каждой ступени его ежедневно, до самого конца. Ты вступаешь на Путь, ибо ты понял, что только на нем обретается то, чего стоит добиваться. Люди, которые этого не знают, трудятся для приобретения богатства и власти, но всего этого хватает самое большее на одну жизнь, и поэтому все это - недействительно. Есть нечто большее, нечто реальное и вечное; и раз это постигнешь, уже не захочется ничего другого.
Во всем мире существует только два рода людей: те, которые знают, и те, которые не знают; знание это и есть единственно существенное. К какой религии человек принадлежит и к какому племени - все это не важно; единственно, что важно - познание Божественного плана. Ибо у Бога есть предначертанный план, и этот план есть эволюция. Когда человек постигнет эту истину во всем ее значении, он не может не содействовать ее выполнению, не может не слиться с ней, ибо она так светла и так прекрасна. Таким образом, знающий человек - на стороне Бога, он помогает добру и противится злу, он работает для эволюции, а не для удовлетворения своего эгоизма.
Если же он на стороне Бога, то он наш, и совершенно безразлично, называет ли он себя брахманистом или буддистом, христианином или магометанином, индусом или англичанином, китайцем или русским. Те, которые на стороне Бога, знают, для чего они находятся здесь и что им надо делать, и они стараются исполнить свою задачу. Все остальные еще не знают, что они должны делать, и поэтому часто действуют безумно, изыскивая пути для своего личного блага, не понимая, что все - одно, и что поэтому только то, чего желает Единый, может быть благом для всех. Они добиваются нереального вместо реального. И пока они не научатся отличать одно от другого, они не могут стать на сторону Бога. Вот почему распознавание есть первая ступень.
Но даже тогда, когда выбор сделан, ты все же должен помнить, что существует много разновидностей реального и нереального, и надо учиться различать правое от неправого, важное от ничтожного, полезное от бесполезного, истинное от ложного, корыстное от бескорыстного.
Выбор между правым и неправым не должен бы представлять затруднения, так как желающие следовать за Учителем уже решили поступать праведно, чего бы это им ни стоило. Но человек и его тело - не одно, и воля человека не всегда совпадает с желанием его тела. Когда твое тело желает чего-нибудь, остановись и подумай - действительно ли этого желаешь ты сам. Потому что ты - божественен и ты желаешь только того, чего желает Бог; но ты должен проникнуть в свою собственную глубину, чтобы найти в себе Бога и слышать его голос, который и есть твой голос. Не принимай свои тела за себя - ни физическое, ни астральное, ни ментальное. Каждое из них старается внушить человеку, что оно его истинное Я для того, чтобы получить желаемое. Но ты должен знать их все и чувствовать себя их господином.
Когда есть работа, которую нужно исполнить, физическое тело желает отдыхать, или гулять, или есть и пить. И человек в неведении говорит себе: "Я желаю сделать это, и я сделаю". Но человек, который знает: "То, что желает - не Я, пусть оно подождет". Часто, когда есть случай помочь кому-либо, физическое тело думает: "Сколько труда это будет стоить, пусть же кто другой сделает это". Но человек возражает своему телу: "Ты не помешаешь мне исполнить хорошее дело".
Физическое тело - твое животное, тот конь, на котором ты ездишь. Поэтому ты должен обращаться с ним хорошо и заботиться о нем. Ты не должен его переутомлять, ты должен питать его чистой пищей, всегда содержать его в строгой чистоте, оберегая от малейшего пятна грязи. Ибо, без совершенно чистого и здорового тела, ты не сможешь выполнить сложный напряженный труд подготовления, ты не вынесешь его беспрерывного напряжения. Ты должен всегда управлять своим телом, а не оно тобою.
Астральное тело имеет свои желания - десятки желаний. Оно желает, чтобы ты сердился, произносил злые слова, ревновал, был алчен к деньгам, завидовал чужому богатству, предавался унынию. Всего этого оно хочет и много другого; и хочет оно это из желания повредить тебе, а из стремления к страстным вибрациям, из стремления к беспрестанной их смене. Но ты сам ни в чем этом не нуждаешься, и потому ты должен уметь отличать свои желания от желаний своего тела.
Твое ментальное тело желает мыслить себя горделиво обособленным, думать много о себе и мало о других. И даже тогда,, когда тебе удалось отвлечь его от житейского, оно все же действует в свою пользу, заставляя тебя думать о твоем собственном развитии, вместо того, чтобы думать о работе Учителя и помощи другим. Когда ты отдаешься медитации, оно силится заставить тебя думать о всех тех предметах, которые нужны ему, вместо того единственного, что нужно тебе. Твой ум - вовсе не ты, он - твое орудие; поэтому и здесь необходимо распознавание. Ты должен быть всегда на страже, иначе ты не выдержишь.
Оккультизм не знает компромисса между правдой и неправдой. Чего бы это ни стоило, ты должен поступать по правде и не должен делать того, в чем неправда, что бы ни думал и не говорил о тебе незнающий человек. Ты должен глубоко изучать скрытые законы природы, и когда ты познаешь их, то сообразуй с ними свою жизнь, руководясь всегда разумом и здравым смыслом.
Ты должен уметь отличать важное от ничтожного. Там, где дело касается правды и неправды, будь тверд, как скала, но уступай всегда другим во всем, что не имеет значения. Ибо ты всегда должен уметь отличать и быть приветливым, благоразумным и уступчивым, предоставляя другим в такой же мере полную свободу, какой ты желаешь для себя.
Старайся понять, над чем стоит потрудиться, и помни, что не по размерам следует судить о значении предмета. Малую вещь, которая может быть непосредственно полезна для работы Учителя, важнее сделать, чем большую вещь, которую мир признает за важную. Ты должен отличать не только полезное от бесполезного, но и более полезное от менее полезного. Накормить бедных - хорошее, полезное и благородное дело; но напитать их души еще багороднее и полезнее, чем насытить их физические тела. Каждый богатый человек может напитать тело, но только тот, кто знает, может утолить голод души. И если ты знаешь, то твой долг помогать другим в познании.
Как бы мудр ты уже ни был, ты должен еще многому научиться на этом Пути; столь многому, что и здесь должно быть распознавание: и ты должен тщательно обдумать, чему именно стоит научиться. Всякое знание полезно, и когда-нибудь ты будешь обладать полным знанием, но пока ты можешь овладеть только частью знания, старайся обрести самую важную часть его. Бог есть столько же мудрость, сколько и Любовь; и чем больше в тебе мудрости, тем больше ты можешь проявить Его. Поэтому учись, но сперва учись тому, что тебе больше всего поможет помогать другим. Терпеливо учись, но не для того, чтобы люди считали тебя мудрым, даже и не для того чтобы иметь счастье быть мудрым, но потому, что только мудрый человек может дать мудрую помощь. Сколько бы ты ни желал помочь, ты принесешь больше вреда, чем пользы, пока ты еще полон неведения.
Ты должен отличать правду от лжи, ты должен научиться быть правдивым во всем, в мыслях, в словах и делах.
Сперва в мыслях; это не легко, потому что в мире много лживых мыслей, много нелепых суеверий, и кто их раб, тот не может идти вперед. Ввиду этого, ты не должен стоять за мысль только потому, что многие так думают, или потому, что так думали в течение веков, или что так написано в какой-либо книге, которую люди считают священной; ты сам должен продумать эту мысль и сам решить, насколько она разумна. Помни, что хотя бы тысячи людей думали в полном согласии о каком-либо вопросе, их мнение не имеет никакой цены, если они ничего не знают об этом вопросе. Желающий вступить на Путь должен научиться думать сам, ибо суеверие - одно из самых больших зол на свете, одна из оков, от которых необходимо освободиться вполне.
Твоя мысль о других должна быть правдива, ты не должен думать о них, чего не знаешь наверно. Не воображай, что они всегда заняты тобою. Если человек сделает что-либо, кажущееся обидным для тебя, или скажет что-либо, применимое к тебе, не думай надменно: "он хотел обидеть меня". По всей вероятности, он совсем о тебе и не помышлял, потому что каждая душа имеет свои собственные заботы, и ее мысли вращаются, главным образом, вокруг собственных интересов. Если человек гневно говорит с тобой, не думай: "он ненавидит меня, он желает меня оскорбить". Вероятно, кто-либо иной рассердил его и, так как ты попался ему на пути, он излил свой гнев на тебя. Он действует безрассудно, ибо всякий гнев безрассуден, но это не дает тебе права неправильно думать о нем.
Когда ты станешь учеником Учителя, ты всегда можешь проверить истинность своей мысли, сравнивая ее с Его мыслью. Ибо ученик составляет одно с Учителем, и ему стоит лишь слить свою мысль с мыслью Учителя, чтобы сразу увидеть, гармонирует ли она с нею. Если она не гармонирует с мыслью Учителя, это значит, что она неверна и что необходимо изменить ее, так как мысль Учителя совершенна, ибо Он знает все. Те, которые еще не приняты Им, не могут этого делать, но они могут помочь себе тем, что будут часто останавливаться и спрашивать себя: "Что бы подумал Учитель об этом? Что бы сказал или сделал Учитель при таких же обстоятельствах?" Ибо ты никогда не должен думать, делать или говорить то, чего бы по твоим понятиям не мог бы сделать, сказать или подумать Учитель.
Ты должен быть правдивым также и в своей речи, точным и без преувеличений. Никогда не приписывай своих мотивов другому, только его Учитель знает мысли его, и он может воздействовать по причинам, не приходившим тебе совсем на ум. Если ты слышишь пересуды о ком-нибудь, не повторяй их, это может быть и неправда, но если это даже и правда, добрее промолчать, чем говорить дурное. Всегда обдумывай свои слова прежде, чем начнешь говорить, чтобы не впасть в неточность.
Будь правдив в своих поступках. Никогда не представляйся иным, чем ты есть. Ибо всякая неправда есть препятствие для чистого слова истины, которая должна светить через тебя, как светит солнечный луч сквозь прозрачное стекло.
Ты должен уметь отличать корыстное от бескорыстного. Ибо эгоизм имеет много видов, и когда тебе кажется, что ты окончательно уничтожил его в одном из них, он восстает в новом виде во всей своей прежней силе. Но постепенно ты проникаешься так сильно мыслью о помощи другим,, что не останется в тебе ни места, ни времени для мысли о себе.
И еще в одном смысле должен ты научиться распознаванию. Научиться познавать Бога в каждом человеке и в каждой вещи, как бы человек или вещь ни казались с виду дурными. Ты можешь помочь своему брату только через то, что у тебя есть общего с ним, а это общее - Божественная Жизнь; научись ее пробуждать в нем, научись к ней взывать, говоря с ним; только так спасешь ты брата своего.
II. ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЙ
Многим кажется трудным достигнуть отсутствия желаний, ибо они чувствуют, что они сами и их желания - одно, и что если от них отнять их личные желания, их симпатии и антипатии - не останется больше и их "я". Но так думают лишь те, которые еще не познали Учителя; в свете Его святого Присутствия все желания умирают, кроме одного желания - быть подобным Ему. Но даже и ранее, чем достигнешь ты счастья встретить Его лицом к лицу, ты можешь, если захочешь, отделаться от желаний. Способность распознавания уже показала тебе, что то, чего желает большинство людей: богатства и власти, - не имеет цены. Когда это вполне постигнуто не только на словах, но и в действительности, всякое желание богатства и власти исчезает навсегда.
До сих пор смысл сказанного прост и от тебя требуется лишь понять его. Но можно отказаться от погони за земными благами только для того, чтобы заслужить небесные радости или для того, чтобы достигнуть личного освобождения от нового воплощения; в такого рода ошибку ты не должен впадать. Если ты действительно забыл о своем я, то ты не можешь думать о его освобождении или о его небесном блаженстве. Помни, что все эгоистические желания связывают, как бы возвышен ни был предмет желания, и пока ты не освободишься от них вполне, ты не можешь посвятить себя свободно и беззаветно работе Учителя.
Когда исчезнут все себялюбивые желания, может еще остаться желание видеть результат своей работы. Если ты помог кому-нибудь, ты можешь захотеть видеть, насколько ты ему помог; может быть, тебе даже захочется, чтоб и он видел и был благодарен тебе. Но это все еще желание, а также и недостаток веры. Если ты изливаешь свою силу на помощь другим, результат будет несомненно, все равно - видишь ты его или нет; если ты знаешь Закон, ты знаешь, что это должно быть так. И потому ты должен творить добро ради добра, а не в надежде на награду; ты должен работать ради работы, а не для того, чтобы видеть результаты ее, ты должен служить миру потому, что любишь мир и не можешь не отдать себя ради него.
Не желай приобретать психические силы; они придут к тебе, когда Учитель увидит, что Тебе следует иметь их. Слишком ранее их появление приносит с собой много смятения; часто обладатель их делается игрушкой лукавых духов природы, или исполняется самомнения и начинает думать, что не может делать ошибок; во всяком случае, время и силы должны быть употреблены на работу для пользы всех. Они придут сами собой с течением развития - они должны прийти; и если Учитель найдет, что тебе полезно иметь их раньше, Он сам скажет тебе, как их развить безопасно. А до тех пор лучше обойтись без них.
Ты должен также остерегаться разных мелких желаний, которые обычны в повседневной жизни. Никогда не желай блистать или казаться умным, не имей желания говорить, если ты не совсем уверен, что то, что ты хочешь сказать, правдиво, доб
Учитель, я жду Твоей речи,
Ищу восхитительный свет;
Стремлюсь уловить Твою волю
В житейской борьбе среди бед.
Дай знак Твой узреть незаметный
Над шумной слепою толпой.
Позволь мне услышать Твой голос
За криками песни земной.
ПРЕДИСЛОВИЕ АННИ БЕЗАНТ
На мою долю, как старшей, выпало преимущество написать несколько слов введения к этой маленькой книжке, первой, написанной младшим Братом, хотя младшим лишь телом, а не душой. Поучения, содержащиеся в ней, были произнесены Учителем во время подготовления Алсиона к Посвящению, и были им записаны на память, постепенно и с трудом, так как в прошлом году он владел далеко не так бегло английским языком, как теперь. Большая часть записанного есть воспроизведение собственных слов Учителя; там же, где нет дословной передачи, мы имеем мысль Учителя, облеченную в слова его ученика. Два пропущенные изречения были восстановлены Учителем. В двух других случаях было добавлено пропущенное слово. Все остальное принадлежит всецело Алсиону и есть его первый дар миру.
Да поможет этот дар другим, как устное поучение помогло ему, - с такой надеждой дает он его миру. Но учение может быть плодотворно лишь тогда, когда оно претворяется в жизнь, как оно претворилось Алсионом с тех пор, как он услышал его из уст Учителя. Если читатель последует его примеру и воспримет дух изложенного учения, для него, как и для написавшего, распахнутся Великие Врата и он вступит на Путь.
ВВЕДЕНИЕ
Это не мои слова; это слова Учителя, который поучал меня. Без Него я ничего не мог бы сделать, но с Его помощью я вступил на Путь. Вы желаете вступить на тот же Путь, потому слова, которые Он говорил мне, помогут и Вам, если Вы будете повиноваться им. Недостаточно только говорить, что они справедливы и прекрасны. Человек, желающий идти вперед, должен делать в точности то, что в них сказано. Если голодный станет глядеть на пищу и повторять, что она хороша, это не удовлетворит его: он должен протянуть руку и есть. Также и выслушать слова Учителя недостаточно: надо исполнять то, о чем Он говорит, внимая каждому слову Его, ловя каждый его намек, если намек не уловлен и слово пропущено, оно утеряно навсегда, потому что Учитель дважды не говорит.
Четыре качества необходимы для этого Пути: РАСПОЗНАВАНИЕ, ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЙ, ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЛЮБОВЬ.
Попытаюсь передать, что Учитель говорил мне о каждом из этих качеств.
У НОГ УЧИТЕЛЯ
I. РАСПОЗНАВАНИЕ
Первое качество - Распознавание; обыкновенно оно понимается как умение отличать реальное от нереального, которое приводит человека к Пути. Это верно, но в то же время это и нечто гораздо большее. И необходимо проводить это качество в жизнь не только при начале Пути, но на каждой ступени его ежедневно, до самого конца. Ты вступаешь на Путь, ибо ты понял, что только на нем обретается то, чего стоит добиваться. Люди, которые этого не знают, трудятся для приобретения богатства и власти, но всего этого хватает самое большее на одну жизнь, и поэтому все это - недействительно. Есть нечто большее, нечто реальное и вечное; и раз это постигнешь, уже не захочется ничего другого.
Во всем мире существует только два рода людей: те, которые знают, и те, которые не знают; знание это и есть единственно существенное. К какой религии человек принадлежит и к какому племени - все это не важно; единственно, что важно - познание Божественного плана. Ибо у Бога есть предначертанный план, и этот план есть эволюция. Когда человек постигнет эту истину во всем ее значении, он не может не содействовать ее выполнению, не может не слиться с ней, ибо она так светла и так прекрасна. Таким образом, знающий человек - на стороне Бога, он помогает добру и противится злу, он работает для эволюции, а не для удовлетворения своего эгоизма.
Если же он на стороне Бога, то он наш, и совершенно безразлично, называет ли он себя брахманистом или буддистом, христианином или магометанином, индусом или англичанином, китайцем или русским. Те, которые на стороне Бога, знают, для чего они находятся здесь и что им надо делать, и они стараются исполнить свою задачу. Все остальные еще не знают, что они должны делать, и поэтому часто действуют безумно, изыскивая пути для своего личного блага, не понимая, что все - одно, и что поэтому только то, чего желает Единый, может быть благом для всех. Они добиваются нереального вместо реального. И пока они не научатся отличать одно от другого, они не могут стать на сторону Бога. Вот почему распознавание есть первая ступень.
Но даже тогда, когда выбор сделан, ты все же должен помнить, что существует много разновидностей реального и нереального, и надо учиться различать правое от неправого, важное от ничтожного, полезное от бесполезного, истинное от ложного, корыстное от бескорыстного.
Выбор между правым и неправым не должен бы представлять затруднения, так как желающие следовать за Учителем уже решили поступать праведно, чего бы это им ни стоило. Но человек и его тело - не одно, и воля человека не всегда совпадает с желанием его тела. Когда твое тело желает чего-нибудь, остановись и подумай - действительно ли этого желаешь ты сам. Потому что ты - божественен и ты желаешь только того, чего желает Бог; но ты должен проникнуть в свою собственную глубину, чтобы найти в себе Бога и слышать его голос, который и есть твой голос. Не принимай свои тела за себя - ни физическое, ни астральное, ни ментальное. Каждое из них старается внушить человеку, что оно его истинное Я для того, чтобы получить желаемое. Но ты должен знать их все и чувствовать себя их господином.
Когда есть работа, которую нужно исполнить, физическое тело желает отдыхать, или гулять, или есть и пить. И человек в неведении говорит себе: "Я желаю сделать это, и я сделаю". Но человек, который знает: "То, что желает - не Я, пусть оно подождет". Часто, когда есть случай помочь кому-либо, физическое тело думает: "Сколько труда это будет стоить, пусть же кто другой сделает это". Но человек возражает своему телу: "Ты не помешаешь мне исполнить хорошее дело".
Физическое тело - твое животное, тот конь, на котором ты ездишь. Поэтому ты должен обращаться с ним хорошо и заботиться о нем. Ты не должен его переутомлять, ты должен питать его чистой пищей, всегда содержать его в строгой чистоте, оберегая от малейшего пятна грязи. Ибо, без совершенно чистого и здорового тела, ты не сможешь выполнить сложный напряженный труд подготовления, ты не вынесешь его беспрерывного напряжения. Ты должен всегда управлять своим телом, а не оно тобою.
Астральное тело имеет свои желания - десятки желаний. Оно желает, чтобы ты сердился, произносил злые слова, ревновал, был алчен к деньгам, завидовал чужому богатству, предавался унынию. Всего этого оно хочет и много другого; и хочет оно это из желания повредить тебе, а из стремления к страстным вибрациям, из стремления к беспрестанной их смене. Но ты сам ни в чем этом не нуждаешься, и потому ты должен уметь отличать свои желания от желаний своего тела.
Твое ментальное тело желает мыслить себя горделиво обособленным, думать много о себе и мало о других. И даже тогда,, когда тебе удалось отвлечь его от житейского, оно все же действует в свою пользу, заставляя тебя думать о твоем собственном развитии, вместо того, чтобы думать о работе Учителя и помощи другим. Когда ты отдаешься медитации, оно силится заставить тебя думать о всех тех предметах, которые нужны ему, вместо того единственного, что нужно тебе. Твой ум - вовсе не ты, он - твое орудие; поэтому и здесь необходимо распознавание. Ты должен быть всегда на страже, иначе ты не выдержишь.
Оккультизм не знает компромисса между правдой и неправдой. Чего бы это ни стоило, ты должен поступать по правде и не должен делать того, в чем неправда, что бы ни думал и не говорил о тебе незнающий человек. Ты должен глубоко изучать скрытые законы природы, и когда ты познаешь их, то сообразуй с ними свою жизнь, руководясь всегда разумом и здравым смыслом.
Ты должен уметь отличать важное от ничтожного. Там, где дело касается правды и неправды, будь тверд, как скала, но уступай всегда другим во всем, что не имеет значения. Ибо ты всегда должен уметь отличать и быть приветливым, благоразумным и уступчивым, предоставляя другим в такой же мере полную свободу, какой ты желаешь для себя.
Старайся понять, над чем стоит потрудиться, и помни, что не по размерам следует судить о значении предмета. Малую вещь, которая может быть непосредственно полезна для работы Учителя, важнее сделать, чем большую вещь, которую мир признает за важную. Ты должен отличать не только полезное от бесполезного, но и более полезное от менее полезного. Накормить бедных - хорошее, полезное и благородное дело; но напитать их души еще багороднее и полезнее, чем насытить их физические тела. Каждый богатый человек может напитать тело, но только тот, кто знает, может утолить голод души. И если ты знаешь, то твой долг помогать другим в познании.
Как бы мудр ты уже ни был, ты должен еще многому научиться на этом Пути; столь многому, что и здесь должно быть распознавание: и ты должен тщательно обдумать, чему именно стоит научиться. Всякое знание полезно, и когда-нибудь ты будешь обладать полным знанием, но пока ты можешь овладеть только частью знания, старайся обрести самую важную часть его. Бог есть столько же мудрость, сколько и Любовь; и чем больше в тебе мудрости, тем больше ты можешь проявить Его. Поэтому учись, но сперва учись тому, что тебе больше всего поможет помогать другим. Терпеливо учись, но не для того, чтобы люди считали тебя мудрым, даже и не для того чтобы иметь счастье быть мудрым, но потому, что только мудрый человек может дать мудрую помощь. Сколько бы ты ни желал помочь, ты принесешь больше вреда, чем пользы, пока ты еще полон неведения.
Ты должен отличать правду от лжи, ты должен научиться быть правдивым во всем, в мыслях, в словах и делах.
Сперва в мыслях; это не легко, потому что в мире много лживых мыслей, много нелепых суеверий, и кто их раб, тот не может идти вперед. Ввиду этого, ты не должен стоять за мысль только потому, что многие так думают, или потому, что так думали в течение веков, или что так написано в какой-либо книге, которую люди считают священной; ты сам должен продумать эту мысль и сам решить, насколько она разумна. Помни, что хотя бы тысячи людей думали в полном согласии о каком-либо вопросе, их мнение не имеет никакой цены, если они ничего не знают об этом вопросе. Желающий вступить на Путь должен научиться думать сам, ибо суеверие - одно из самых больших зол на свете, одна из оков, от которых необходимо освободиться вполне.
Твоя мысль о других должна быть правдива, ты не должен думать о них, чего не знаешь наверно. Не воображай, что они всегда заняты тобою. Если человек сделает что-либо, кажущееся обидным для тебя, или скажет что-либо, применимое к тебе, не думай надменно: "он хотел обидеть меня". По всей вероятности, он совсем о тебе и не помышлял, потому что каждая душа имеет свои собственные заботы, и ее мысли вращаются, главным образом, вокруг собственных интересов. Если человек гневно говорит с тобой, не думай: "он ненавидит меня, он желает меня оскорбить". Вероятно, кто-либо иной рассердил его и, так как ты попался ему на пути, он излил свой гнев на тебя. Он действует безрассудно, ибо всякий гнев безрассуден, но это не дает тебе права неправильно думать о нем.
Когда ты станешь учеником Учителя, ты всегда можешь проверить истинность своей мысли, сравнивая ее с Его мыслью. Ибо ученик составляет одно с Учителем, и ему стоит лишь слить свою мысль с мыслью Учителя, чтобы сразу увидеть, гармонирует ли она с нею. Если она не гармонирует с мыслью Учителя, это значит, что она неверна и что необходимо изменить ее, так как мысль Учителя совершенна, ибо Он знает все. Те, которые еще не приняты Им, не могут этого делать, но они могут помочь себе тем, что будут часто останавливаться и спрашивать себя: "Что бы подумал Учитель об этом? Что бы сказал или сделал Учитель при таких же обстоятельствах?" Ибо ты никогда не должен думать, делать или говорить то, чего бы по твоим понятиям не мог бы сделать, сказать или подумать Учитель.
Ты должен быть правдивым также и в своей речи, точным и без преувеличений. Никогда не приписывай своих мотивов другому, только его Учитель знает мысли его, и он может воздействовать по причинам, не приходившим тебе совсем на ум. Если ты слышишь пересуды о ком-нибудь, не повторяй их, это может быть и неправда, но если это даже и правда, добрее промолчать, чем говорить дурное. Всегда обдумывай свои слова прежде, чем начнешь говорить, чтобы не впасть в неточность.
Будь правдив в своих поступках. Никогда не представляйся иным, чем ты есть. Ибо всякая неправда есть препятствие для чистого слова истины, которая должна светить через тебя, как светит солнечный луч сквозь прозрачное стекло.
Ты должен уметь отличать корыстное от бескорыстного. Ибо эгоизм имеет много видов, и когда тебе кажется, что ты окончательно уничтожил его в одном из них, он восстает в новом виде во всей своей прежней силе. Но постепенно ты проникаешься так сильно мыслью о помощи другим,, что не останется в тебе ни места, ни времени для мысли о себе.
И еще в одном смысле должен ты научиться распознаванию. Научиться познавать Бога в каждом человеке и в каждой вещи, как бы человек или вещь ни казались с виду дурными. Ты можешь помочь своему брату только через то, что у тебя есть общего с ним, а это общее - Божественная Жизнь; научись ее пробуждать в нем, научись к ней взывать, говоря с ним; только так спасешь ты брата своего.
II. ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЙ
Многим кажется трудным достигнуть отсутствия желаний, ибо они чувствуют, что они сами и их желания - одно, и что если от них отнять их личные желания, их симпатии и антипатии - не останется больше и их "я". Но так думают лишь те, которые еще не познали Учителя; в свете Его святого Присутствия все желания умирают, кроме одного желания - быть подобным Ему. Но даже и ранее, чем достигнешь ты счастья встретить Его лицом к лицу, ты можешь, если захочешь, отделаться от желаний. Способность распознавания уже показала тебе, что то, чего желает большинство людей: богатства и власти, - не имеет цены. Когда это вполне постигнуто не только на словах, но и в действительности, всякое желание богатства и власти исчезает навсегда.
До сих пор смысл сказанного прост и от тебя требуется лишь понять его. Но можно отказаться от погони за земными благами только для того, чтобы заслужить небесные радости или для того, чтобы достигнуть личного освобождения от нового воплощения; в такого рода ошибку ты не должен впадать. Если ты действительно забыл о своем я, то ты не можешь думать о его освобождении или о его небесном блаженстве. Помни, что все эгоистические желания связывают, как бы возвышен ни был предмет желания, и пока ты не освободишься от них вполне, ты не можешь посвятить себя свободно и беззаветно работе Учителя.
Когда исчезнут все себялюбивые желания, может еще остаться желание видеть результат своей работы. Если ты помог кому-нибудь, ты можешь захотеть видеть, насколько ты ему помог; может быть, тебе даже захочется, чтоб и он видел и был благодарен тебе. Но это все еще желание, а также и недостаток веры. Если ты изливаешь свою силу на помощь другим, результат будет несомненно, все равно - видишь ты его или нет; если ты знаешь Закон, ты знаешь, что это должно быть так. И потому ты должен творить добро ради добра, а не в надежде на награду; ты должен работать ради работы, а не для того, чтобы видеть результаты ее, ты должен служить миру потому, что любишь мир и не можешь не отдать себя ради него.
Не желай приобретать психические силы; они придут к тебе, когда Учитель увидит, что Тебе следует иметь их. Слишком ранее их появление приносит с собой много смятения; часто обладатель их делается игрушкой лукавых духов природы, или исполняется самомнения и начинает думать, что не может делать ошибок; во всяком случае, время и силы должны быть употреблены на работу для пользы всех. Они придут сами собой с течением развития - они должны прийти; и если Учитель найдет, что тебе полезно иметь их раньше, Он сам скажет тебе, как их развить безопасно. А до тех пор лучше обойтись без них.
Ты должен также остерегаться разных мелких желаний, которые обычны в повседневной жизни. Никогда не желай блистать или казаться умным, не имей желания говорить, если ты не совсем уверен, что то, что ты хочешь сказать, правдиво, доб
Вечнозелёная камелия китайская - как вырастить настоящий чай у себя дома.
Чай в Сочи выращивают довольно давно. Ещё в 1902 году была заложена первая российская чайная плантация, на которой выращивали самый северный в мире чай! С тех пор чайных плантаций в Сочи стало больше, и теперь выращивать чай стали на своих участках все желающие. Существует множество сортов чая, но сам чайный куст представляет из себя многолетнее растение - камелию китайскую. Из которой изготавливают и чёрный, и зелёный чай.
В дикой природе растение может достигать 9 метров в высоту.
Но для удобства обычно высоту чайного куста ограничивают до 1,5 метра в среднем. Эта высота является самой удобной для сбора листьев. Чайные листья начинают собирать с момента, как кусту исполнится 5 лет.
Считается, что чайные кусты устойчивы и болезням, и к вредителям. Но в Сочи кусты повреждают щитовка и белая японская цикадка. От их негативного влияния куст может легко погибнуть. Поэтому кусты нужно своевременно обрабатывать от вредителей. Это делается задолго до сбора листьев и поздней осенью, что бы в чай не попали никакие вредные вещества.
Что бы вырастить чайные кусты необходимо соблюдать агротехнику:
- высаживать растения стоит на солнечном месте, но можно и с притенением;
-место под куст не должно быть на участке с близким залеганием грунтовых вод;
- почва должна быть быть нейтральной или слабо кислой;
- куст не стоит пересаживать даже дважды, а нужно сразу найти для него постоянное место, так как он плохо переносит пересадку из-за того, что его корень стержневой (как у морковки) и длинный, он легко повреждается и плохо восстанавливается.
- нужно поддерживать оптимальную влажность, что бы куст не засох;
- важно своевременно и регулярно проводить обрезку кустов, это способствует быстрому формированию новых веток с молодыми листьями.
В Сочи наиболее распространённый сорт чая Кимун.
Кимун – употребляется как отдельно, так и в составе чайных смесей, имеет красный оттенок и фруктовый вкус.
Зимой в Сочи кусты чая иногда припорашивает снегом, но камелия стойко переживает это испытание, как и температуру до -5, если есть укрытие снегом или например, агроволокном.
Цветет чайный куст не так красиво, как другие популярные камелии (кустовая императрица, сетчатая, масличная, горная, Вильямса). Но все же сочетание лакированных темно-зеленых остроконечных листиков и небольших белых цветков, украшенных ярко-желтой серединкой, выглядит весьма симпатично. Размер ароматного цветка в диаметре — всего 4 см. Цветы появляются из пазухи листиков. Цветет чай осенью, в начале сентября.Цветки его поодиночке, а то и по два-четыре продолжают появляться до самых заморозков.
Если растение опыляется, то после отцветания лепестков останутся вот такие плоды-коробочки.
Внутри прячутся крупные семена, которые созреют к концу осени. Их можно сразу высаживать, они довольно хорошо прорастают.
Собирать листики для напитка желательно с пятилетнего куста или растения постарше. Слишком ранний сбор ослабит куст, из-за чего он будет наращивать все меньше новых побегов.
Чайные кусты можно выращивать и комнатных условиях, но тогда требуется более тщательный уход.
Никаких ножниц — работать нужно голыми руками, аккуратно отщипывая нужные вам побеги и листочки.
Отберите самые молодые верхушечные побеги с 2-3 листиками. Отделите их от кустика и слегка разотрите в руках, чтобы они стали липкими (из листьев начнет выделяться эфирное масло). При этом листики начнут характерно скручиваться.
Подсушите чай на столе, разложив их на противне (чтобы на липкие листики не падали пылинки, их стоит защитить кухонной пленкой). Дальше отправьте противень в духовку и слегка досушите чай там, выставив среднюю температуру. Вместо духовки, если есть место, можно вялить листики в тени от 12 часов до суток. Как нетрудно догадаться, после простой сушки у нас получается зеленый чай, а после духовки — черный.
Так что попробуйте вырастить на своём участке или подоконнике чайный куст камелии, и вы сможете пить свой вкусный, ароматный и полезный чёрный или зелёный чай.
Чай в Сочи выращивают довольно давно. Ещё в 1902 году была заложена первая российская чайная плантация, на которой выращивали самый северный в мире чай! С тех пор чайных плантаций в Сочи стало больше, и теперь выращивать чай стали на своих участках все желающие. Существует множество сортов чая, но сам чайный куст представляет из себя многолетнее растение - камелию китайскую. Из которой изготавливают и чёрный, и зелёный чай.
В дикой природе растение может достигать 9 метров в высоту.
Но для удобства обычно высоту чайного куста ограничивают до 1,5 метра в среднем. Эта высота является самой удобной для сбора листьев. Чайные листья начинают собирать с момента, как кусту исполнится 5 лет.
Считается, что чайные кусты устойчивы и болезням, и к вредителям. Но в Сочи кусты повреждают щитовка и белая японская цикадка. От их негативного влияния куст может легко погибнуть. Поэтому кусты нужно своевременно обрабатывать от вредителей. Это делается задолго до сбора листьев и поздней осенью, что бы в чай не попали никакие вредные вещества.
Что бы вырастить чайные кусты необходимо соблюдать агротехнику:
- высаживать растения стоит на солнечном месте, но можно и с притенением;
-место под куст не должно быть на участке с близким залеганием грунтовых вод;
- почва должна быть быть нейтральной или слабо кислой;
- куст не стоит пересаживать даже дважды, а нужно сразу найти для него постоянное место, так как он плохо переносит пересадку из-за того, что его корень стержневой (как у морковки) и длинный, он легко повреждается и плохо восстанавливается.
- нужно поддерживать оптимальную влажность, что бы куст не засох;
- важно своевременно и регулярно проводить обрезку кустов, это способствует быстрому формированию новых веток с молодыми листьями.
В Сочи наиболее распространённый сорт чая Кимун.
Кимун – употребляется как отдельно, так и в составе чайных смесей, имеет красный оттенок и фруктовый вкус.
Зимой в Сочи кусты чая иногда припорашивает снегом, но камелия стойко переживает это испытание, как и температуру до -5, если есть укрытие снегом или например, агроволокном.
Цветет чайный куст не так красиво, как другие популярные камелии (кустовая императрица, сетчатая, масличная, горная, Вильямса). Но все же сочетание лакированных темно-зеленых остроконечных листиков и небольших белых цветков, украшенных ярко-желтой серединкой, выглядит весьма симпатично. Размер ароматного цветка в диаметре — всего 4 см. Цветы появляются из пазухи листиков. Цветет чай осенью, в начале сентября.Цветки его поодиночке, а то и по два-четыре продолжают появляться до самых заморозков.
Если растение опыляется, то после отцветания лепестков останутся вот такие плоды-коробочки.
Внутри прячутся крупные семена, которые созреют к концу осени. Их можно сразу высаживать, они довольно хорошо прорастают.
Собирать листики для напитка желательно с пятилетнего куста или растения постарше. Слишком ранний сбор ослабит куст, из-за чего он будет наращивать все меньше новых побегов.
Чайные кусты можно выращивать и комнатных условиях, но тогда требуется более тщательный уход.
Никаких ножниц — работать нужно голыми руками, аккуратно отщипывая нужные вам побеги и листочки.
Отберите самые молодые верхушечные побеги с 2-3 листиками. Отделите их от кустика и слегка разотрите в руках, чтобы они стали липкими (из листьев начнет выделяться эфирное масло). При этом листики начнут характерно скручиваться.
Подсушите чай на столе, разложив их на противне (чтобы на липкие листики не падали пылинки, их стоит защитить кухонной пленкой). Дальше отправьте противень в духовку и слегка досушите чай там, выставив среднюю температуру. Вместо духовки, если есть место, можно вялить листики в тени от 12 часов до суток. Как нетрудно догадаться, после простой сушки у нас получается зеленый чай, а после духовки — черный.
Так что попробуйте вырастить на своём участке или подоконнике чайный куст камелии, и вы сможете пить свой вкусный, ароматный и полезный чёрный или зелёный чай.
Как вырастить на своём участке полезное УНАБИ.
Удивительный плод унаби – одно из уникальных чудес растительного мира. Его непревзойденные полезные, лекарственные свойства известны и широко используются человеком более четырех тысяч лет. У унаби существует множество имен: зизифус, китайский финик, французская грудная ягода, ююбе, жожоба и т.д. По названию плода можно представить географию его культивирования. За самим же растением закрепилось название «Дерево жизни»; согласно легенде, оно произрастает в райском саду, и на каждом его листочке выбиты имена всех людей на земле.
Зизифус относится к многолетним листопадным кустарниковым растениям, родиной которого является Северный Китай и Восточная Азия. В Китае данная культура культивируется на протяжении более чем тысячы лет. Оттуда она распространилась по всему миру, включая нашу страну. В некоторых странах его выращивают в промышленных масштабах для получения полезных ягод.
Растение имеет крепкую корневую систему, разрастающуюся в ширину до 1.5 метров и до трех метров вглубь грунта. Благодаря этому жожоба может выращиваться без участия человека. Она способна переносить температур воздуха от 35 до 50 градусов без полива, так как корни получают влагу из нижних слоев грунта. Также данное растение отличается высокой плодородностью. Достигает в высоту до 10 метров, однако при желании его можно сформировать в компактный куст или дерево, не превышающее в высоту трёх метров.
Листья унаби овальные, слегка удлиненные, имеют глянцевый блеск и салатовые прожилки. Края листа мелкосеченные, держатся на коротких черешках. Цветет мелкими белыми цветочками с приятным ароматом. По окончанию цветения формирует бурые ягодовидные плоды с плотной блестящей кожурой, удлиненной яйцевидной или круглой формы.Плоды унаби очень сладкие как в сыром виде, так и в сушеном. Они содержат много полезных для человека веществ.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПЛОДОВ УНАБИ.
Зизифус способен избавлять от огромного количества различных симптомов и заболеваний. К основным недугам, с которыми успешно справляется французская грудная ягода, относятся:
заболевания почек – мясистые и сочные плоды унаби широко применяют в урологии для лечения воспалительных процессов, риске возникновения мочекаменной болезни и т.д. Они обладают хорошими противомикробными, мочегонными и тонизирующими свойствами. Своевременное и правильное выведение жидкости из организма позволяет быстро вылечить воспаление и избавиться от неприятных ощущений, связанных с застоем жидкости в почках. Целебные плоды, благодаря своему составу, мягко стимулируют мочевыделительную систему работать правильно, очищают почки, не допускают отечности и помогают удалять из тканей организма ненужные вещества;
бессонница, беспокойный сон – зизифус и экстракт из его семян обладают отличными седативными свойствами. Природное соединение компонентов мягко и бережно успокоит не только тело, но и разум, подарит здоровый приятный сон;
лечение и профилактика простудных и иных воспалительных заболеваний – высокое содержание антиоксидантов, витаминов С, А, а также, различных кислот и органических веществ позволяют принимать унаби в качестве эффективного средства для повышения иммунитета;
наличие или риск возникновения анемии – плоды китайского финика содержат железо, цинк, фосфор и медь, позволяя восстановить правильный баланс этих микроэлементов в крови и организме человека. Регулярное употребление зизифуса избавляет от таких симптомов этой болезни, как мышечная слабость, быстрая утомляемость, нарушение пищеварения, головокружения и т.д. Благодаря нормализации показателей железа и фосфора кровь лучше насыщается кислородом, что улучшает работу всех внутренних органов и самочувствие человека в целом;
нарушения работы пищеварительной системы, запоры – плоды содержат сапонины, волокна и тритерпеноиды, которые играют важную роль в качественном усвоении продуктов питания и здоровом, правильном прохождении пищи через весь желудочно-кишечный тракт. Регулярное употребление зизифуса предотвращает болевые спазмы, избыточное газообразование, запоры и прочие нежелательные «симптомы», нормализуя работу ЖКТ;
лечение и профилактика остеопороза – плоды унаби богаты минералами и микроэлементами в хорошо усваиваемой форме, что позволяет естественным образом восстановить здоровье костей.
Кроме этого, зизифус полезен:
при стрессовых ситуациях;
как средство для похудения;
для здоровья кожи и волос;
для очищения крови;
в качестве профилактики опухолей и онкологических заболеваний;
для лечения стоматитов;
как желчегонное средство и т.д.
Посадка зизифуса
Ввиду того, что жожоба пришла к нам из южных стран, она является очень теплолюбивым растением, поэтому его сажают в середине весны, когда угроза заморозков минует, а грунт хорошо прогреется. При посадке в осеннее время посадку рекомендуется делать до конца октября. Поместите корневую систему зизифуса в яму и укройте слоем земли. Уплотните и увлажните почву вокруг ствола. Замульчируйте лунку органическими удобрениями для того, чтобы деревце быстрее адаптировалось и пустилось в рост. Учитывая того, что жожоба имеет раскидистую крону, высаживайте их на расстоянии не менее чем 4 метра друг от друга. Если вы хотите получить плоды, следует высаживать не менее 2х деревцев, так как они имеют свойство запылятся перекрестным способом. Лучше всего высаживать унаби разных видов и сроков дозревания.
Для посадки подберите открытое светлое место, так как в тенистых или полутенистых местах зизифус не даст нужного урожая и не будет цвести. Так же место должно быть защищено от сквозняков и сильного ветра. Лучше всего подготовить место с южной или юго-западной стороны участка возле стен домов, которые будут закрывать деревце от ветра.
Уход за зизифусом
Зизифус относится к очень неприхотливым в уходе растениям. Он легко переносит летнюю жару и дефицит влаги. Однако во время укоренения молодого саженца его следует периодически увлажнять. Следует учитывать, что лучше недолить, чем перелить, так как избыточная влажность очень быстро приводит к загниванию корней и появлению болезней. Во время дозревания плодов деревце не поливают вообще.
Так же уход за жожобой включает регулярные рыхление грунта удаление сорных трав, к которым китайский финик относится негативно. Подкармливают растение дважды в год комплексными минеральными удобрениями, например, «Кристалон», который разводят в пропорции 15-20 грамм на 10 литров воды. В период плодоношения подкормки делают чаще. Для более успешной зимовки, зизифус удобряют азотсодержащими препаратами в весеннее время и фосфорно-калийными в осеннее.
Следует учитывать, что первый год после посадки молодого саженца он развивается очень медленно, поэтому его не нужно подстригать для придания определенного вида или ускорения роста стеблей. Обрезку проводят, начиная со второго года жизни. Для этого все лишние ветки удаляют, оставляя 4-5 основных побега вокруг ствола. Главный стебель подрезают до 20 см, остальные ветки – до 15 см. Формируя дерево с открытой кроной, внутри которой нет главных побегов, вы увеличите урожайность и качество плодов. Так же часто оформляют крону в форме куста. Для этого всю прикорневую поросль удаляют или рассаживают. В процессе стрижки удаляют сухие, больные и кривые ветви, оставляя лишь самые здоровые и крепки.
Подготовка зизифуса к зиме
Зизифус относится к морозостойким растениям и способно переносить морозы до 30-35 градусов. Также он не боится весенних и осенних заморозков, так как просыпается и цветет довольно поздно в середине мая. Если зима выдалась морозной и бесснежной, некоторые побеги могут замерзнуть, однако в весеннее время после санитарной стрижки, с началом вегетативного роста растение быстро наращивает крону и возвращает свою декоративностью.
Плодоношение зизифуса
Цветение зизифуса начинается в конце мая – начале июня. Дерево покрывается белоснежными цветами легкого пряного аромата, которые привлекают к себе насекомых. Цветение продолжается на протяжении двух месяцев, после чего завязываются плоды. Одно растение может принести 55-60 кг плодов ежегодно. Их едят сырыми, замораживают, высушивают или применяют для приготовления мармелада и напитков. В период плодоношения у растений сохраняется на протяжении 40-60 лет. Средняя продолжительность жизни зизифуса составляет 130-150 лет.
Размножение зизифуса
Размножать зизифус можно несколькими способами: семенами, отводками и окулировкой.
Размножение семенами. Данный вид размножения считается самым медленным и трудозатратным. К тому же деревца полученные таким способом начинают плодоносить лишь после прививки или на 5-7 год. Поэтому данный способ не широко применяемый. Саженцы, полученные путем взращивания семян часто дают мелкие плоды с более низкими целебными качествами. Если вы все же решили попробовать вырастить зизифус из косточки, выберите самый спелый плод и извлеките из него кость. Для ускорения процесса проращивания ее стратифицируют песком или опилками. Также можно слегка поколоть плотную оболочку семя молотком. После стратификации поместите зерно в теплую воду на 24 часа. Перед посадкой подготовьте плодородную почвенную смесь с хорошей воздухо- и влагопропускаемостью. «Посадите» мокрое зерно в хорошо прогретый грунт на глубину 3-4 см, укройте пленкой или стеклом и поставьте на теплое светлое место. Для того, чтобы семена проросли быстрее, сразу же после их посева полейте контейнер кипятком и укройте стеклом или пленкой. Повторяйте это каждый день в течении недели. Таким образом, семена дадут ростки уже через две-три недели. После появления на ростках по 2-3 настоящих листочка их прореживают на расстояние 25 см друг от друга, оставляя лишь самые сильные, или пикируют в отдельные емкости. Спустя год ростки зизифуса пересаживают на постоянное место роста, делают это весной, укрывая их от прямого солнца и ветра. На зиму молодые саженцы мульчируют толстым слоем перегноя с древесной стружкой. Следует учитывать, что в весеннее время молодые деревца распускаются намного позже, чем другие.
Размножение прививкой- окулировкой. Обычно жужуба прививают сортовые черенки на сеянец зизифуса.
Такие саженцы дают очень хорошее плодоношение на 1-3 год.
Размножение делением куста - отводки. Все сорта зизифуса дают поросль от корня . Для размножения их аккуратно выкапывают и пересаживают на новое место. Размножение таким способом дает быстрый результат, и растение уже через месяц пускается в рост и наращивает молодые побеги. Такие саженцы также очень быстро вступают в плодоношение. И сохраняются все качества сортности зизифуса.
Удивительный плод унаби – одно из уникальных чудес растительного мира. Его непревзойденные полезные, лекарственные свойства известны и широко используются человеком более четырех тысяч лет. У унаби существует множество имен: зизифус, китайский финик, французская грудная ягода, ююбе, жожоба и т.д. По названию плода можно представить географию его культивирования. За самим же растением закрепилось название «Дерево жизни»; согласно легенде, оно произрастает в райском саду, и на каждом его листочке выбиты имена всех людей на земле.
Зизифус относится к многолетним листопадным кустарниковым растениям, родиной которого является Северный Китай и Восточная Азия. В Китае данная культура культивируется на протяжении более чем тысячы лет. Оттуда она распространилась по всему миру, включая нашу страну. В некоторых странах его выращивают в промышленных масштабах для получения полезных ягод.
Растение имеет крепкую корневую систему, разрастающуюся в ширину до 1.5 метров и до трех метров вглубь грунта. Благодаря этому жожоба может выращиваться без участия человека. Она способна переносить температур воздуха от 35 до 50 градусов без полива, так как корни получают влагу из нижних слоев грунта. Также данное растение отличается высокой плодородностью. Достигает в высоту до 10 метров, однако при желании его можно сформировать в компактный куст или дерево, не превышающее в высоту трёх метров.
Листья унаби овальные, слегка удлиненные, имеют глянцевый блеск и салатовые прожилки. Края листа мелкосеченные, держатся на коротких черешках. Цветет мелкими белыми цветочками с приятным ароматом. По окончанию цветения формирует бурые ягодовидные плоды с плотной блестящей кожурой, удлиненной яйцевидной или круглой формы.Плоды унаби очень сладкие как в сыром виде, так и в сушеном. Они содержат много полезных для человека веществ.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПЛОДОВ УНАБИ.
Зизифус способен избавлять от огромного количества различных симптомов и заболеваний. К основным недугам, с которыми успешно справляется французская грудная ягода, относятся:
заболевания почек – мясистые и сочные плоды унаби широко применяют в урологии для лечения воспалительных процессов, риске возникновения мочекаменной болезни и т.д. Они обладают хорошими противомикробными, мочегонными и тонизирующими свойствами. Своевременное и правильное выведение жидкости из организма позволяет быстро вылечить воспаление и избавиться от неприятных ощущений, связанных с застоем жидкости в почках. Целебные плоды, благодаря своему составу, мягко стимулируют мочевыделительную систему работать правильно, очищают почки, не допускают отечности и помогают удалять из тканей организма ненужные вещества;
бессонница, беспокойный сон – зизифус и экстракт из его семян обладают отличными седативными свойствами. Природное соединение компонентов мягко и бережно успокоит не только тело, но и разум, подарит здоровый приятный сон;
лечение и профилактика простудных и иных воспалительных заболеваний – высокое содержание антиоксидантов, витаминов С, А, а также, различных кислот и органических веществ позволяют принимать унаби в качестве эффективного средства для повышения иммунитета;
наличие или риск возникновения анемии – плоды китайского финика содержат железо, цинк, фосфор и медь, позволяя восстановить правильный баланс этих микроэлементов в крови и организме человека. Регулярное употребление зизифуса избавляет от таких симптомов этой болезни, как мышечная слабость, быстрая утомляемость, нарушение пищеварения, головокружения и т.д. Благодаря нормализации показателей железа и фосфора кровь лучше насыщается кислородом, что улучшает работу всех внутренних органов и самочувствие человека в целом;
нарушения работы пищеварительной системы, запоры – плоды содержат сапонины, волокна и тритерпеноиды, которые играют важную роль в качественном усвоении продуктов питания и здоровом, правильном прохождении пищи через весь желудочно-кишечный тракт. Регулярное употребление зизифуса предотвращает болевые спазмы, избыточное газообразование, запоры и прочие нежелательные «симптомы», нормализуя работу ЖКТ;
лечение и профилактика остеопороза – плоды унаби богаты минералами и микроэлементами в хорошо усваиваемой форме, что позволяет естественным образом восстановить здоровье костей.
Кроме этого, зизифус полезен:
при стрессовых ситуациях;
как средство для похудения;
для здоровья кожи и волос;
для очищения крови;
в качестве профилактики опухолей и онкологических заболеваний;
для лечения стоматитов;
как желчегонное средство и т.д.
Посадка зизифуса
Ввиду того, что жожоба пришла к нам из южных стран, она является очень теплолюбивым растением, поэтому его сажают в середине весны, когда угроза заморозков минует, а грунт хорошо прогреется. При посадке в осеннее время посадку рекомендуется делать до конца октября. Поместите корневую систему зизифуса в яму и укройте слоем земли. Уплотните и увлажните почву вокруг ствола. Замульчируйте лунку органическими удобрениями для того, чтобы деревце быстрее адаптировалось и пустилось в рост. Учитывая того, что жожоба имеет раскидистую крону, высаживайте их на расстоянии не менее чем 4 метра друг от друга. Если вы хотите получить плоды, следует высаживать не менее 2х деревцев, так как они имеют свойство запылятся перекрестным способом. Лучше всего высаживать унаби разных видов и сроков дозревания.
Для посадки подберите открытое светлое место, так как в тенистых или полутенистых местах зизифус не даст нужного урожая и не будет цвести. Так же место должно быть защищено от сквозняков и сильного ветра. Лучше всего подготовить место с южной или юго-западной стороны участка возле стен домов, которые будут закрывать деревце от ветра.
Уход за зизифусом
Зизифус относится к очень неприхотливым в уходе растениям. Он легко переносит летнюю жару и дефицит влаги. Однако во время укоренения молодого саженца его следует периодически увлажнять. Следует учитывать, что лучше недолить, чем перелить, так как избыточная влажность очень быстро приводит к загниванию корней и появлению болезней. Во время дозревания плодов деревце не поливают вообще.
Так же уход за жожобой включает регулярные рыхление грунта удаление сорных трав, к которым китайский финик относится негативно. Подкармливают растение дважды в год комплексными минеральными удобрениями, например, «Кристалон», который разводят в пропорции 15-20 грамм на 10 литров воды. В период плодоношения подкормки делают чаще. Для более успешной зимовки, зизифус удобряют азотсодержащими препаратами в весеннее время и фосфорно-калийными в осеннее.
Следует учитывать, что первый год после посадки молодого саженца он развивается очень медленно, поэтому его не нужно подстригать для придания определенного вида или ускорения роста стеблей. Обрезку проводят, начиная со второго года жизни. Для этого все лишние ветки удаляют, оставляя 4-5 основных побега вокруг ствола. Главный стебель подрезают до 20 см, остальные ветки – до 15 см. Формируя дерево с открытой кроной, внутри которой нет главных побегов, вы увеличите урожайность и качество плодов. Так же часто оформляют крону в форме куста. Для этого всю прикорневую поросль удаляют или рассаживают. В процессе стрижки удаляют сухие, больные и кривые ветви, оставляя лишь самые здоровые и крепки.
Подготовка зизифуса к зиме
Зизифус относится к морозостойким растениям и способно переносить морозы до 30-35 градусов. Также он не боится весенних и осенних заморозков, так как просыпается и цветет довольно поздно в середине мая. Если зима выдалась морозной и бесснежной, некоторые побеги могут замерзнуть, однако в весеннее время после санитарной стрижки, с началом вегетативного роста растение быстро наращивает крону и возвращает свою декоративностью.
Плодоношение зизифуса
Цветение зизифуса начинается в конце мая – начале июня. Дерево покрывается белоснежными цветами легкого пряного аромата, которые привлекают к себе насекомых. Цветение продолжается на протяжении двух месяцев, после чего завязываются плоды. Одно растение может принести 55-60 кг плодов ежегодно. Их едят сырыми, замораживают, высушивают или применяют для приготовления мармелада и напитков. В период плодоношения у растений сохраняется на протяжении 40-60 лет. Средняя продолжительность жизни зизифуса составляет 130-150 лет.
Размножение зизифуса
Размножать зизифус можно несколькими способами: семенами, отводками и окулировкой.
Размножение семенами. Данный вид размножения считается самым медленным и трудозатратным. К тому же деревца полученные таким способом начинают плодоносить лишь после прививки или на 5-7 год. Поэтому данный способ не широко применяемый. Саженцы, полученные путем взращивания семян часто дают мелкие плоды с более низкими целебными качествами. Если вы все же решили попробовать вырастить зизифус из косточки, выберите самый спелый плод и извлеките из него кость. Для ускорения процесса проращивания ее стратифицируют песком или опилками. Также можно слегка поколоть плотную оболочку семя молотком. После стратификации поместите зерно в теплую воду на 24 часа. Перед посадкой подготовьте плодородную почвенную смесь с хорошей воздухо- и влагопропускаемостью. «Посадите» мокрое зерно в хорошо прогретый грунт на глубину 3-4 см, укройте пленкой или стеклом и поставьте на теплое светлое место. Для того, чтобы семена проросли быстрее, сразу же после их посева полейте контейнер кипятком и укройте стеклом или пленкой. Повторяйте это каждый день в течении недели. Таким образом, семена дадут ростки уже через две-три недели. После появления на ростках по 2-3 настоящих листочка их прореживают на расстояние 25 см друг от друга, оставляя лишь самые сильные, или пикируют в отдельные емкости. Спустя год ростки зизифуса пересаживают на постоянное место роста, делают это весной, укрывая их от прямого солнца и ветра. На зиму молодые саженцы мульчируют толстым слоем перегноя с древесной стружкой. Следует учитывать, что в весеннее время молодые деревца распускаются намного позже, чем другие.
Размножение прививкой- окулировкой. Обычно жужуба прививают сортовые черенки на сеянец зизифуса.
Такие саженцы дают очень хорошее плодоношение на 1-3 год.
Размножение делением куста - отводки. Все сорта зизифуса дают поросль от корня . Для размножения их аккуратно выкапывают и пересаживают на новое место. Размножение таким способом дает быстрый результат, и растение уже через месяц пускается в рост и наращивает молодые побеги. Такие саженцы также очень быстро вступают в плодоношение. И сохраняются все качества сортности зизифуса.
на лечение и реабилитацию Андрею Петровичу Девятову (Петру Адольфовичу Гваськову) номер карты 2202 2006 2290 5030